Две модели авиалайнера Ил-96 с трагичными судьбами

В течение нескольких десятков лет отечественный самолёт ИЛ-96 демонстрирует высокие показатели надёжности. Весь мир признаёт его одним из наиболее безопасных авиалайнеров, при эксплуатации которого не погибло ни одного человека.

Многочисленные модификации, в момент представления публике, поражали своей эргономикой, техническими и лётными характеристиками, однако некоторые из них не поступили в серийный выпуск, а производство замораживалось.

История создания

Труды над созданием отечественного широкофюзеляжного самолёта, предназначающегося для пассажирских авиаперевозок велись ещё в начале 70-х годов прошлого столетия.

В тот период для дальних перелётов использовался .

Его существенным недостатком была малая вместительность, что увеличивало нагрузку на взлётно-посадочные линии. Кроме этого, он значительно уступал иностранным аналогам по комфорту и безопасности. Именно это послужило основной причиной начала работы над проектирующимся следующим поколением моделей.

ОКБ им. Ильюшина осуществляло разработки современного пассажирского самолёта большой вместительности . Было принято решение создать новый проект для дальних перевозок, получивший маркировку 86Д, он практически не отличался от базового варианта, но на конвейер не попал. К концу десятилетия, ставится задача проектирования новой модели, выгодно превосходящей аналоги.

Конструкция самолёта была существенно изменена, что стало причиной повышенного технического превосходства над ранними моделями отечественного производства.

Однако, технологии того времени так стремительно развивались, что после каждого окончания работ, конструкторы приступали к проекту заново, так как только что созданный ими проект уже отставал от своих иностранных конкурентов.

Первая модель ИЛ-96 300 полетела лишь осенью 1988 г, а сертифицированное признание получила после четырёхлетних испытаний.

Краткое описание

Фюзеляж самолёта ИЛ-96 300 диаметром 6.08 м, вместительность в зависимости от расположения пассажирских кресел от 235 до 300 человек. В стандартном варианте, при 300 местах, отсек разделён на 2 салона. В одном находятся 234 места, в другом переднем – 234.


Модели с меньшей вместительностью пассажиров имеют разделённый на 3 части отсек: первый, бизнес-класс и эконом. Сравнение уровня комфорта с иностранными аналогами, отечественный вариант нисколько не уступает.

60-ти метровый размах крыльев модели с подкрылками, занимающими часть нижней кромки и двухщелевые закрылки превосходят величину раннего ИЛ-86. Нижняя часть занята грузовыми палубами для транспортировки авиаконтейнеров и штучного груза.

3 основные шасси под центропланом самолёта и передняя стойка одинакового диаметра, удерживают машину на взлётной полосе и разгоняют её при взлёте.


Спальная зона в самолете

Описание характеристики пилотажно-навигационного комплекса ИЛ-96 300 поражало своей интеллектуальностью. С его помощью возможно управлять моделью самолёта втроём, без штурмана.

Впервые была установлена электронная система управления полётом ВСУП 85 4, новые электронные табло и индикаторы, ЭДСУ, противообледенительная электроимпульсная система.

Паспортные данные

Самолёты с двумя двигателями в каждом крыле имели длину 55,346 м, высоту 17,457 м, размах крыла 60,106 м, диаметр фюзеляжа 6,079 м. И как говорилось ранее, 4 силовых установки ТРДД марки ПС-90А с максимальной тягой 16 000 кгс.

Максимальный вес, разрешённый для взлёта данной модели самолёта, составляет 250 т, а полезная нагрузка не более 40. Объём топливных баков авиалайнера при этом 150 000 л.


Что касается лётных характеристик, здесь модели свойственна оптимальная скорость 860 км/ч, рекомендуемая высота над уровнем моря между 9 100 до 13 100 м, а дальность при максимальной полезной нагрузке не более 9 800 км.

Согласно проведённым испытаниям, ресурс использования самолёта ИЛ 96-300, а также ИЛ-96 400, может выдержать 25 лет эксплуатации или 10 000 полётов, что в переводе на время проведённое в воздухе составляет 70 000 часов.

Такой срок использования авиалайнера был регламентирован разработчиком: ОКБ имени Ильюшина.

Модельный ряд

Самолёт ИЛ-96 300 и следующая 400-я серия, изначально были спроектированы как пассажирские. Предназначались они для осуществления перелётов средней дальности.


Кабина Ил-96

Однако, судьба поступила иначе, на сегодняшний момент ранняя версия авиалайнера практически не эксплуатируется, а следующая, более модернизированная и укомплектованная электроникой – полностью перешла в руки военных.

Однако на их платформе было разработано и выпущено несколько модификаций, летающих и сейчас.

Модели 300-й серии

Начиная с момента первого признания, было выпущено 22 самолёта ИЛ-96-300.


Многие из них используются на сегодняшний момент:

  • ИЛ-96 300ПУ – является спецпроектом, предназначенным для транспортировки Президента РФ, всего собрано 5 экземпляров. С внешней стороны практически не отличается от пассажирских аналогов, кроме небольшого желоба в верхней части. Имеет оборудование, позволяющее управлять ВС страны, укомплектован «ядерным чемоданчиком».
  • ИЛ-96 300 96 Т – разработанный на базе предшественника в 1997 г. Многократно показывался как грузовой авиалайнер компании «Аэрофлот», хотя к авиаперевозчику никогда не имел никакого отношения. Единственный экземпляр поднимался в воздух один раз, во время испытаний, заказов не поступало, поэтому самолёт был переделан в ИЛ-96 400 Т.

На сегодняшний день производство 300-ой серии продолжается, благодаря тому, что она используется для транспортировки первого лица государства.

Последний борт Воронежский завод передал в 2015 г, примерно в то же время поступил ещё один госзаказ с получением в конце 2018 г.

Модели 400-й серии

Модернизированные, более совершенные «Илюшки»-96 400 получили большее признание. Они успешно эксплуатируются в Министерстве Обороны, «Аэрофлоте».

Однако такая востребованность постигла не все модификации самолёта. Некоторые из них так и не стали популярными и далее, чем один пробный экземпляр не производились.

Модификации маркированные данной серией представлены ниже:

  • ИЛ-96 400 – признан улучшенной модернизированной версией предшественника. Получил новый силовой агрегат ПС-90А-1 с соответствующей улучшенной тягой. Отличается длинным фюзеляжем, меньшим расходом топлива, новой авионикой.
  • ИЛ-96 400Т – грузовая версия своего прототипа, сохранившим лётные и технические характеристики. Производство осуществляется с 2007 г. в Воронеже. Первые 3 экземпляра успешно эксплуатировались местной авиакомпанией «Полёт», выполняющей международные грузовые рейсы. В июле 2014 г. списаны и разобраны на переработку. На текущий момент планируется возобновить серийное производство для государственного заказа, полученного от Министерства Обороны РФ.
  • ИЛ-96 400ТЗ – МО РФ заключило договор о поставке 2 штук, укомплектованных универсальными приборами авиационной заправки УПАЗ-1, устанавливающихся на ранние версии самолёта ИЛ-78. Планируется использовать их для транспортировки топлива в радиусе 3 500 км.
  • ИЛ-96 400 ВКП – замена устаревшей модели ИЛ-86 ВКП (воздушный пункт стратегического управления 3-его поколения) для ВС РФ.
  • ИЛ-96 400 М – первая отечественная авиаразработка вместе с иностранными представителями. Серийное производство не осуществлялось, единственный созданный в 1993 г, отличался от прототипа заключается в длинном фюзеляже, силовом агрегате «Pratt&Whitney», иностранной авионике. В 1997 г. получил сертификат в Америке, много раз показывался на мировых авиасалонах как самолёт с маркировкой ИЛ-96 400 с новым силовым агрегатом.
  • ИЛ-96 400МД – комплектовался американскими двигателями, используемыми в данное время на « ».
  • ИЛ-96 400МК – 4 турбореактивных мотора НК-92.

По состоянию на 2017 г, всего произведено 30 экземпляров самолётов. Причём наиболее востребованной продукция «Воронежского акционерного самолётостроительного общества» была в период с 2004 по 2009 гг.

В это время было собрано 6 авиалайнеров.

Самые известные факты

Так называемый двухэтажный отечественный авиалайнер является действующей легендой российского и советского авиастроения, с его эксплуатацией связано много рассказов и интересных фактов.

Одни из них противоречивые и негативно характеризуют самолёт, другие напротив – положительные, превозносящие модели ИЛ-96 над иностранными аналогами.

Наиболее распространённые из них представлены далее:

Модель ИЛ-96М являющаяся совместной разработкой с американскими конструкторами считается безукоризненным лидером среди отечественных пассажирских авиалайнеров прошлого десятилетия.

Это самый большой ИЛ самолёт, его пассажировместимость достигает 435 человек, максимальная масса позволяющая взлёт – 270 т, длина перелёта – 12 800 км на одной заправке.

Борт президента маркированный «ИЛ-96 300ПУ», расшифровывается как «Пункт управления». Отсюда можно следить за ситуацией в мире, самолёт оборудован системой ПВО, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов систем слежения.

Внутри модели есть всё необходимое для комфортного передвижения, а при необходимости и жизни в течение некоторого времени. Однако, несмотря на повышенные меры безопасности авиалайнера, именно с ним связаны 2 из 3 негативных инцидентов из его многолетней истории.


Первый случай с самолётом произошёл 05.10.2004 г. в аэропорту Лиссабона. При взлёте произошло столкновение со стаей голубей, результатом чего стало непредвиденная отмена рейса. После осмотра технического состояния модели, обнаружилось накопление конденсата на трубках СКВ, попавшего в приборную панель авиалайнера.

Это повлияло на показания датчиков и стало причиной остановки. В дальнейшем последняя версия была признана официальной.
Португальский инцидент произошёл без присутствия Президента на борту самолёта, однако 02.08.2005 г. в Турку (Финляндия), он вынужден был пересесть на резервный.

Причиной стала неисправность системы рулевого управления. Последующее разбирательство привело к тому, что был наложен запрет на полёты всех модификаций ИЛ-96 300, длившийся 42 дня. Одна из деталей тормозного механизма авиалайнера оказалась бракованной, потому систематически отказывала вся система торможения.

Произошло это из-за несоответствия конструкции модели с исходными чертежами.

Огромные убытки авиакомпаний стали причиной отставки генерального директора ВАСО Вячеслава Саликова.

03.06.2014 г. не эксплуатирующийся авиалайнер ИЛ-96 300, стоявший в зоне технической стоянки аэропорта Шереметьево, загорелся. Самовозгорание произошло в кабине пилотов, пострадавших не было, а остов был распилен на металлолом.


Более негативных ситуаций в многолетней истории использования борта не наблюдалось.

Основная причина того, что модели ИЛ-96 не получили своего мирового признания это неудачное время разработок. Основные работы происходили в период, когда страна находилась на рубеже веков и пребывала в нестабильной ситуации.

Именно это не позволило авиалайнеру занять лидирующую позицию на мировом рынке и уступить американскому самолёту «Boeing 777», отличающемуся своей аварийностью.

Видео