Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Архитектурно-парковый ансамбль Этот архитектурно парковый

Знаменитый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия, о красоте в искусстве античности. Художественный порядок - строгая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи кажутся набросанными мастерской кистью английского ландшафтного архитектора.

Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Обсаженная соснами, березами и елями, она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная здесь колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX в. появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Дворцовый комплекс: Большой дом, два флигеля, колоннады и въездная арка - служат ядром всего ансамбля. Белокаменный портик с фронтоном, гладкие охристо-желтые стены с высокими окнами первого этажа, широкая полоса венчающего здание антаблемента, стройный бельведер делают главный фасад величественным.

Въездная арка, соединяющая флигели, как замковый камень, поддерживает архитектурное единство Парадного двора. Возведенная вскоре после победы России в войне 1812 г. она подобна триумфальной арке и по своему масштабу более подходит городу, нежели загородной усадьбе. Над архивольтами изображены летящие Славы. Чугунные ворота, ажурный рисунок которых восходят к стилю ампир, выполнены в 1896 г. по проекту архитектора Н.В.Султанова.

Боковые фасады дворца богаче и живописнее: три стоящие близко друг к другу портика и фигуры мраморных львов на сходах в парк подчеркивают пластичность композиции. Парковый фасад рассчитан на восприятие с дальних точек, и зеленые «стены» из старых лиственниц обрамляют эту картину. Центр фасада, акцентированный полуротондой Овального зала, бельведером и флагштоком над ним, становится доминантой ансамбля.

Стремление создать летний органично связанный с природой дом определило внутреннюю планировку дворца. Если из Овального зала - центра композиции Большого дома - бросить взгляд в любой конец анфилады, то в открывающихся перспективах зеленой стеной виднеются деревья парка.

Дворец стоит на низком белокаменном цоколе, и лишь несколько широких ступеней отделяют его от зеленой глади газонов. Каскад террас спускается вниз к Москве-реке. Близость парка ощущается повсюду, а там, где нет прямой зрительной связи с ним, она создается иллюзорно, с помощью настенных росписей.

Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России кон. XVIII - нач. XIX столетий.

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру.

Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.

На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам Нижней террасы. По обе стороны от фонтана - мраморные скамьи, за ними - две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку - копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Скульптура сопровождает человека, идущего по ступеням: бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории Частей Света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные «египетские» гермы словно охраняют вход в Грот со статуей Венеры Медицейской внутри.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге. Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: величественно и просто обрамляли они гладкие плоскости партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.

Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов), До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены Нижней террасы при Н.Б.Юсупове был превращен в Вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ Оранжерей на холме у Москвы-реки украшали цветочной «школой»: расположенные в южной части сада они подходили для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый Манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.

Фонтаны в парке Архангельского не были многочисленными: для их существования требовался большой запас и хороший напор воды. Еще в конце XVIII в. князь Н.А.Голицын выстроил в своем имении гидравлическую машину по проекту и под руководством шведского инженера Ф.Е.Норберга. Н.Б.Юсупов усовершенствовал систему подачи воды, построив паровую машину на речке Горятинке.

Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны украсили лентами розариев, в центре Аполлоновой звездой сходились дорожки к бюсту покровителя Муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды - финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» - монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 г.). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г.Дрегалов выстроил две беседки - «миловиды» (не сохранились, в 1970-е гг. реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период.

В 1827 г. между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

По сохранявшейся с XVIII в. моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь - Диана, Артемида, Гера, Церера... Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. В 1819 г. в западной части регулярного парка по проекту Е.Д.Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И.Козловского. На стене позади фигуры - слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.

В восточной части парка, близ Нижней террасы, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Бронзовая фигура юноши с угасающим факелом - аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г.Барта, установленная здесь в 1908 году.


К.Г.Барт. "Скорбь", 1905г.

В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, - памятник А.С.Пушкину, Ансамбль Пушкинской аллеи был создан архитектором Н.В.Султановым в эпоху неоклассицизма и органично дополнил образ парадной части усадьбы. На пьедестале памятника - строфы поэта:
....Увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец,
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в волшебстве состязались.

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково.
Кусковская усадьба – один из самых ранних сохранившихся до наших дней усадебных комплексов. Она уникальна ещё и тем, что дошла до нас без значительных изменений. Но в XVIII веке Кусково было значительно богаче. Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь. Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.
Перед домом (дворцом) – лужайки и аллеи большого французского регулярного парка со строго геометрической сеткой дорожек. Сходясь, они образуют многолучевые звёзды. В этом парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.
Симметрично центральной оси расположились павильоны «Эрмитаж», «Вольер», напротив дворца - Большая каменная оранжерея. «Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский, сохранившийся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.
Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр.
Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека.
Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: псаренный и конюшенный дворы, менажереи для содержания водоплавающих птиц, американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.
Дворец – сравнительно небольшое здание, построенное в «масштабе человека», то есть не подавляющее своими размерами, а создающее уютную атмосферу человеческого жилья. Этот же масштаб сохраняют залы, гостиные, библиотека, столовая, кабинет, комнаты владельцев. Их украшает изящная мебель, обои, гобелены, портреты, картины, гравюры, мраморные бюсты работы Ф. И. Шубина. Белый танцевальный зал дворца поражает посетителя своими размерами и великолепием. В зале – золочёные декоративные детали, зеркала, хрустальные люстры и огромный живописный плафон работы французского художника Л. Лагрене.

С 2011 г. этот объект включен в предварительный Список Российской Федерации для дальнейшего включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Измайловский архитектурно-парковый ансамбль представляет собой уникальный пример культурного ландшафта, сочетающего природную и историко-архитектурную составляющие памятников XVI-XIX вв., связанных с важнейшими событиями российской истории. Деревня Измайлово была основана на берегу реки Серебрянки в середине XVI в. и с 1654 г. стала вотчиной царя Алексея Михайловича. В 1663 г. он решил устроить здесь поместье нового типа. Созданные ранее 2 пруда (Серебряный и Виноградный) на Серебрянке были првращены в подобие кольца со всех сторон окружвющего остров, где и расположилась дворцовая усадьба с деревянным царским дворцом посредине.


В середине XVI в. по указу царя сюда перевезли крестьян из других регинов России для обработки земель новейшими на то время методами и строительства палат и церквей. Было несколько попыток культвировать здесь таеин южные растения, как тутовое дерево, миндаль, розовые кусты. Цветочные и фруктовые сады были оборудованы ирригационными системами.

Главный вход на остров со стороны Владимирского тракта находился на каменном мосту, перекинутом через Серебряно-Виноградный пруд. На острове мост заканчивался трехярусной Мостовой башней, сохоанившейся до сих пор.

Верхний восьмерик башни служил колокольней для расположенного рядом каменного собора Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм был освящён в 1679 патриархом Иоакимом в присутствии царя Фёдора Алексеевича. Трёхнефное монументальное сооружение из кирпича с отдельными белокаменными деталями увенчано пятью главами. Снаружи храм украшен выдающимися разноцветными изразцами. После 1812 года (когда храм сильно пострадал от нашествия французов, жёгших в нём костры) вокруг храма выросла богадельня для инвалидов Отечественной войны (впоследствии также и других войн XIX веков; ныне Городок имени Баумана, архитектор Константин Тон). При пристройке к стенам собора богадельни были разобраны крыльца, примыкавшие к храму с северной и южной стороны.

В советское время церковь была закрыта вместе с богадельней (c 1918), в 1928 в ней был размещён архив НКВД, наиболее ценные иконы из сохранявшегося с XVII в. пятиярусного иконостаса исчезли. Храм вновь действует с 1990-х годов, в него были возвращены немногие уцелевшие иконы. В 2001—2002 годах создан новый иконостас.

Измайлово стало свидетелем детства и юности императора Петра I. Для плавания по прудам и рекам в усадьбе имелся выписанный из Англии ботк, который был обнаружен Петром, и который он позднее перевез в Санкт-Петербург и назвал «дедушкой русского флота». В 1700 г. Измайловский дворец пострадал от пожара и был разобран. В 1702 был построен новый дворец, увенчанный башней с двуглавым орлом наверху. В 1767 г. дворец и каменный мост через Серебряный мост были окончательно разобраны. От дворцового комплекса до наших дней дошли Передние

и Задние ворота, построенные в 1682 г.

В 1812 году Измайлово пострадало от войск Наполеона. В 1850 году на Измайловском острове открылась Измайловская Николаевская Военная Богадельня. Богадельня разместилась в зданиях, специально для этого выстроенных по проекту известных архитекторов К.Тона и М.Быковского. При этом два корпуса были пристроены непосредственно к собору, а хозяйственные постройки повторяли форму разобранных зданий Государева двора.

В Советское время богадельня была закрыта, собор разграблен, церковь Св.Иоасафа полностью разрушена. В зданиях богадельни разместился рабочий посёлок — Городок имени Баумана. В настоящее время Измайловский остров является частью Московского государственного объединенного художественного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское - Лефортово - Измайлово - Люблино.

Усадьба Марфино

Анастасия Черешнева, редактор рубрики “Жизнь”, фотограф.

Майские праздники - это возможность не только как следует отдохнуть, но и сменить обстановку.

В ежедневной суете мы мало замечаем окружающую красоту, а что и говорить о той, которая находится за пределами нашего «будничного» пути. Вокруг города находятся десятки уникальных исторических мест, которые на протяжении столетий ждут своих гостей.

Путешествия открывают в человеке новое, освежают ум, расширяют границы. И для этого не обязательно уезжать далеко. Откройте для себя усадьбу «Марфино» , которая находится на 39 км Дмитровского шоссе.

На высоком берегу речки Уча расположился усадебный комплекс, история которого начинается с XVI столетия. Среди владельцев усадьбы был воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник - князь Борис Алексеевич Голицын, наследники которого продали усадьбу Салтыковым.

При Салтыковых в Марфино был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских празднествах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают центральный дворец усадьбы похожим на средневековый замок.

Перед дворцом – огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Слева от дворца расположен необычный мост с бойницами, за которым видны две церкви. А справа раскинулся живописный парк с беседками. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.

Марианна Петренко, дизайнер интерьеров, руководитель архитектурного бюро MPdesign

Готовы ли вы мчаться с легким весенним ветром в мыслях на встречу к приключениям или пикнику среди потрясающих красот русских усадеб?

Именно так я и предлагаю провести один из многочисленных праздничных майских дней! “Прохладно!”, – скажете вы. Нет, в наших вечно юных горячих сердцах всегда горит огонь любопытства и неизведанных путешествий!

Не пожалеете, если найдёте время поехать в Тверскую губернию недалеко от города Торжок и посетить усадьбу Знаменское-Раёк. Этот классицистический рай был построен в конце XVIII века архитектором Н. А. Львовым и является одним из самых известных примеров русского палладианства. В плане усадьба образует ожерелье, а когда стоишь внутри двора, чем-то напоминает площадь Святого Петра в Ватикане.

Как-то с подругой мы прокатились в Раёк на выходные, как раз в майские праздники, ведь там уже много лет идет реставрация комплекса, открылся приличный мини-отель, а в послеобеденные часы практически всегда откуда-то раздаётся классическая музыка.

Это какой-то сюрреализм - проснуться в усадьбе XVIII века и позавтракать на природе, вдали от городской суеты, покататься на лошадях, а когда ноги загудят, пойти неспешно гулять в парк, дышать свежим воздухом и слушать журчание ручейка.

Музей-заповедник Монрепо

Лиховидова Юлия, редактор раздела “Дизайн”, архитектор

Для тех, кто в майские праздники решил посетить нашу северную столицу, рекомендую съездить в Выборг и прямиком направиться в жемчужину города – музей-заповедник Монрепо – поистине удивительное место! Расстояние от Санкт-Петербурга до Выборга примерно равняется 130 км, а трасса “Скандинавия” располагает к путешествию качеством дорожного покрытия и визуальной природной составляющей.

Между прочим, погода в этом прекрасном городе обещает быть лучше, чем в Москве, хотя небольшой дождь не может испортить впечатление от прогулки, скорее создаст атмосферное мистическое настроение, потому как парк представляет собой совсем необычное место!

В переводе с французского Монрепо значит «место моего уединения», и действительно, попадая в эти земли, мы перестаём ощущать городскую суету, вокруг царит спокойствие, позволяющее насладиться окружающей красотой. Монрепо, площадь которого – около 161,5 га, уникален, потому как объединил в себе первозданное великолепие природы и творения человеческих рук!

Историческое ядро заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., куда входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля - уникальный памятник садово-паркового искусства.

Монрепо неповторим по своей природе! Чтобы полноценно насладиться прогулкой, одевайтесь комфортно и тепло, тогда вам ничего не помешает шагать на встречу огромным валунам, покрытым мхом и лишайником; проходить сквозь зелёные насаждения, которым более 200 лет; карабкаться по скалам, наслаждаясь видом на побережье бухты Защитная Выборгского залива.

Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI в. С тех пор как В.А.Шереметев в начале XVI в. выменял ее у А.А.Пушкина, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. Кусково, по духовным завещаниям, переходило от В.А.Шереметева к его сыну И.В. Меньшому, от него к Федору Ивановичу, который в 1648 г. передал его своему племяннику Василию Петровичу. После его смерти, в 1665 г. оно перешло к П.В.Большому, а от него, в 1690 г., к младшему его сыну Владимиру Петровичу. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 г. купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 г., Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет - Кусково являлось блестящим образцом «летней загородной увеселительной резиденции».

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.