Безопасный дифферент на корму в метрах. Продольная остойчивость и дифферент

После получения значения усредненной осадки МММ выполняется расчет поправок на дифферент.

1-я поправка на дифферент (поправка на смещение центра тяжести действующей ватерлинии - Longitudinal Center of Flotation (LCF).

1st Trim Correction (tons) = (Trim*LCF*TPC*100)/LBP

Trim - дифферент судна

LCF - смещение центра тяжести действующей ватерлинии от миделя

ТРС- количество тонн на сантиметр осадки

LBP - расстояние между перпендикулярами.

Знак поправки определяется по правилу: первая поправка на дифферент положительная, если LCF и большая из носовой и кормовой осадок находится по одну сторону от миделя, что можно проиллюстрировать Таблицей 3.3:

Таблица 3.3. Знаки поправки LCF

Дифферент LCF нос LCF корма
Корма - +
Нос + -

Примечание - важно помнить принцип: при погрузке (увеличении осадки) LCF всегда смещается в корму.

2-я поправка на дифферент (поправка Немото, знак всегда положительный). Она компенсирует погрешность, возникающую от сме-щения положения LCF при изменении дифферента (18).

2 nd Trim Correction (tons) =(50*Trim*Trim*(Dm/Dz))/LBP

(Dm/Dz) — разница в моменте, изменяющем дифферент судна на 1 см на двух значениях осадки: одно 50 см выше среднего зарегистрированного значения осадки, другое на 50 см ниже зарегистрированного значения осадки.

При наличии на судне гидростатических таблиц в системе IMPERIAL, формулы принимают следующий вид:

1 st Trim Correction =(Trim*LCF*TPI*12)/LBP

2 nd Trim Correction =(6*Trim*Trim*(Dm/Dz))/LBP

Поправка на плотность забортной воды

Судовые гидростатические таблицы составляются на определенную фиксированную плотность забортной воды - на морских судах обычно на 1,025, на судах типа «река - море» либо на 1,025, либо на 1,000, либо на оба значения плотности одновременно. Бывает, что таблицы составляются на какую-то промежуточную величину плотности - например, на 1,020. В этом случае возникает необходимость выбранные из таблиц данные для расчета привести в соответствие с фактической плотностью забортной воды. Это делается введением поправки на разность табличной и фактической плотностей воды:

Поправка=Водоизмещение табл *(Плотность изм - Плотность табл)/Плотность табл

Можно без поправки сразу получить значение водоизмещения, скорректированного на фактическую плотность забортной воды:

Водоизмещение факт =Водоизмещение табл *Плотность изм /Плотность табл

Расчет водоизмещения

После вычисления значений усредненной осадки судна и дифферента выполняется следующее:

По судовым гидростатическим данным определяется водоизмещение судна, соответствующее усредненной осадке МММ. При необходимости используется линейная интерполяция;


Рассчитывается первая и вторая поправки «на дифферент» к водоизмещению;

Рассчитывается водоизмещение с учетом поправок на дифферент, и поправки на плотность забортной воды.

Расчет водоизмещения с учетом первой и второй поправок на дифферент выполняется по формуле:

D 2 = D 1 + ?1 + ?2

D1- водоизмещение из гидростатических таблиц, соответствующее усредненной осадке, т;

1 - первая поправка на дифферент (может быть положительной или отрицательной), т;

2 - вторая поправка на дифферент (всегда положительная), т;

D2 - водоизмещение с учетом первой и второй поправок на дифферент, т.

Первая поправка на дифферент в метрической системе рассчитывается по формуле (20):

1 = TRIM × LCF × TPC × 100 / LBP (20)

TRIM -дифферент, м;

LCF - значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии, м;

TPC -количество тонн, на которое изменяется водоизмещение, при изменении усредненной осадки на 1 см, т;

1 - первая поправка, т.

Первая поправка на дифферент в империальной системе рассчитывается по формуле (21):

1 = TRIM × LCF × TPI × 12 / LBP (21)

TRIM - дифферент, ft;

LCF -значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии, ft;

TPI - количество тонн, на которое изменяется водоизмещение, при изменении усредненной осадки на 1 дюйм, LT/in;

1 - первая поправка (может быть положительная или отрицательная), LT.

Значения TRIM и LCF берут без учета знака, по модулю.

Все расчеты в империальной системе выполняют в империальных единицах (дюймах (in), футах (ft), длинных тоннах (LT) и пр.). Окончательные результаты переводят в метрические единицы (МТ).

Знак поправки?1 (положительный или отрицательный) определяют в зависимости от расположения LCF относительно миделя и положения дифферента (на нос или на корму) в соответствии с Таблицей 4.1

Таблица 4.1 - Знаки поправки?1 в зависимости от положения LCF относительно миделя и направления дифферента

где: T AP - осадка на перпендикуляре, на корме;

T FP - осадка на перпендикуляре, на носу;

LCF- значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии.

Вторая поправка в метрической системе рассчитывается по формуле (22):

2 = 50 × TRIM 2 × ?МТC / LBP (22)

TRIM -дифферент, м;

МТС - разница между MCT на 50 см выше усредненной осадки и MCT на 50 см ниже усредненной осадки, тм/см;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, м;

Вторая поправка в империальной системе рассчитывается по формуле (23):

2 = 6 × TRIM 2 × ?МТI / LBP (23)

TRIM - дифферент, ft;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, ft;

МТI - разница между MTI на 6 дюймов выше усредненной осадки и MTI на 6 дюймов ниже усредненной осадки, LTm/in;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, ft.

Все расчеты в империальной системе выполняются в империальных единицах (дюймах (in), футах (ft), длинных тоннах (LT) и пр.). Окончательные результаты переводятся в метрические единицы.

Водоизмещение с учетом поправки на плотность забортной воды рассчитывается по формуле (24):

D = D 2 × g1 / g2 (24)

D 2 - водоизмещение судна с учетом первой и второй поправок на дифферент, т;

g1 - плотность забортной воды, т/м 3 ;

g2 - табличная плотность, (для которой указано водоизмещение D 2 в гидростатических таблицах), т/м3;

D - водоизмещение с учетом поправок на дифферент и плотность забортной воды, м.

Дифферент судна (от лат. differens, родительный падеж differentis - разница)

наклон судна в продольной плоскости. Д. с. характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Если разность равна нулю, говорят, что судно «сидит на ровный киль», при положительной разности - судно сидит с дифферентом на корму, при отрицательной - с дифферентом на нос. Д. с. влияет на поворотливость судна, условия работы гребного винта, проходимость во льдах и пр. Д. с. бывает статический и ходовой, возникающий при больших скоростях движения. Д. с. обычно регулируют приёмом или удалением водяного Балласт а.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дифферент судна" в других словарях:

    ДИФФЕРЕНТ судна - Происхождение: от лат. differens, differentis разница наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии) … Морской энциклопедический справочник

    - (Trim difference) угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы. Если углубление носа и кормы одинаково, то судно сидит на ровный киль. Если углубление кормы (носа) больше, чем носа (кормы), то судно имеет… … Морской словарь

    - (лат., от differe различать). Разность глубины погружения в воду кормы и носа корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНТ лат., от differre, различествовать. Разность погружения в воду кормы… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (судна) наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности моря. Измеряется дифферентометрами в градусах для подводной лодки или разность между углублениями кормы и носа для надводных кораблей. Влияет на поворотливость… … Морской словарь

    - (от лат. differens разница) разница в осадке (углублении) судна носом и кормой … Большой Энциклопедический словарь

    Морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин… … Википедия

    А; м. [лат. differens] 1. Спец. Разница в осадке носа и кормы судна. 2. Финанс. Разница в цене на товар при заказе и получении его в процессе торговых операций. * * * дифферент (от лат. differens разница), разница в осадке (углублении) судна… … Энциклопедический словарь

    Дифферент - ДИФФЕРЕНТЪ, разность углубленія (посадки) судна носомъ и кормою; если, напр., корма углублена на 1 фт. больше носа, то говорятъ: судно имѣетъ Д. на корму 1 фт. Д. имѣлъ особое значеніе въ парус. флотѣ, гдѣ хорошій парусникъ д. б. имѣть Д. на… … Военная энциклопедия

    - [от лат. differens (differentia) разница] судна наклон судна в продольной плоскости. Д. определяет посадку судна и измеряется разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что судно сидит на ровном киле; если разность … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Дифферент корабля (судна) - наклон корабля (судна) в продольной плоскости. Измеряется с помошью прибора дифферентометра как разница осадок ио са и кормы в метрах (для ПЛ в градусах). Возникает при затоплении помещений или отсеков в оконечностях корабля, неравномерном… … Словарь военных терминов


13.Седловатость верхней палубы, представляющая собой плавный подъем палубы от миделя в нос и в корму, также влияет и на внешний вид судна. Различают суда со стандартной седловатостью, определяемой по Правилам о грузовой марке, суда с уменьшенной или увеличенной седловатостью и суда без седловатости. Часто седловатость выполняют не плавно, а прямыми участками со сломами - два-три участка на половине длины судна. Благодаря этому верхняя палуба не имеет двоякой кривизны, что упрощает ее изготовление.

Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости - уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей. Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют. Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.

14.Погибь - это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной V50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии. Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют. Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части- носовую и кормовую. Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой

При эксплуатации водоизмещающего судна следить за ходовым дифферентом так же важно, как и на глиссирующем.

Далеко не всегда удается скомпоновать судно при проектировании и загрузить при выходе в плавание так, чтобы обеспечивались оптимальная центровка и оптимальный дифферент. Как известно , чрезмерный ходовой дифферент приводит к потере скорости, ухудшает экономические показатели.

Я столкнулся с указанной проблемой, когда стал проводить испытания своей водоизмещающей лодки «Утенок», переделанной из малой (№ 1) спасательной шлюпки (длина - 4,5 м; ширина - 1,85 м). Как только я давал полный газ двигателю «СМ-557Л», дифферент на корму сразу же возрастал до величин, явно превышающих допустимые 5-6°: увеличивалось волнообразование, а скорость не прибавлялась.

Стал искать способ уменьшить ходовой дифферент. По аналогии с быстроходными катерами решил применить транцевые плиты. Вырезал из бакелизированной фанеры две транцевые плиты разной формы с изменяемым углом наклона и по очереди испытал их на «Утенке». Первые же выходы показали, что при малых углах наклона плиты неэффективны, а при больших - дифферент, действительно, уменьшают, но одновременно начинают работать как тормоз. При ходе на попутной волне из-за плит появляется сильная рыскливость; на заднем ходу плита преграждает поступление воды к гребному винту. Как бы там ни было, но имея мощность 13,5 л. с., развить скорость выше 10 км/ч не удавалось ни с плитами, ни без них. Относительная скорость - число Фруда по длине - колебалась где-то около 0,4.

После неудачных испытаний транцевых плит я решил попробовать установить на гребной винт специально спрофилированную кольцевую насадку. Насадка, отклоняющая струю от винта вниз, по моим расчетам, должна была не только создавать на корпусе дополнительную подъемную силу, уменьшающую ходовой дифферент, но и одновременно повышать КПД гребного винта, поскольку двигатель «СМ-557Л» развивает слишком большое число оборотов для возможной скорости.

Гребной вал «Утенка» имеет наклон относительно КВЛ около 8°. Передняя часть насадки - от носовой кромки до плоскости диска гребного винта - выполнена соосно с гребным валом. В плоскости диска гребного винта осевая линия насадки имеет излом - наклонена вниз на 8° (здесь угол наклона к КВЛ уже равен 16°).

Как видно из схемы, за плоскостью диска винта в верхней части насадки ее внутренняя образующая имеет вид прямой. Результирующая сила Р с раскладывается на силу упора и подъемную силу. Сила упора была замерена динамометром и оказалась равной 200 кгс. Подъемная сила Р п, непосредственно уменьшающая ходовой дифферент, примерно равна 57 кгс.

Теперь об изготовлении насадки. Из пенопласта были нарезаны рейки трапецеидального сечения, которые затем склеивались в цилиндр при помощи эпоксидного клея. Обработка велась острым ножом и рашпилем с проверкой профиля по шаблонам. Снаружи готовая насадка была оклеена двумя слоями стеклоткани на эпоксидном клее. Внутренняя поверхность насадки покрыта эпоксидной шпаклевкой, в которую для уменьшения трения втерт чешуйчатый графит.

Сверху и снизу закреплены по два алюминиевых угольника, стягиваемых болтами М6. Эти болты и круговые стропы из стального троса 0 2 мм надежно скрепляют в одно целое насадку и угольники. Передние концы угольников прикреплены к ахтерштевню, задние-к стойке руля (рудерпосту).

Концы лопастей гребного винта обрезаны по внутреннему диаметру насадки с кольцевым зазором 2-3 мм.

С насадкой «Утенок» успешно проходил уже две навигации. За этот срок установлено следующее:

  • скорость увеличилась с 10 до 12 км/ч (число Фруда ок. 0,5);
  • ходовой дифферент практически отсутствует;
  • даже на крутой попутной волне лодка хорошо слушается руля, а гребной винт почти не оголяется;
  • лодка надежно идет и удовлетворительно слушается руля на заднем ходу.
Таким образом, профилированная насадка не только устранила дифферент и увеличила скорость на 17%, но и улучшила управляемость, несколько повысила мореходные качества. Уверенно можно сказать, что установка подобной насадки даст положительный эффект на всех малых водоизмещающих судах, имеющих достаточную мощность двигателя, но не развивающих расчетной скорости из-за чрезмерного ходового дифферента на корму. Специалисты считают, например, что есть смысл установить насадки на новых лоцманских ботах (пр. № 1459), имеющих запас мощности двигателя.

Установка подвесного мотора на любую водоизмешающую лодку, будь то фофан, тузик либо четырехвесельный ял, всегда вызывает сильный дифферент на корму, увеличивающийся с увеличением скорости. В в статье о лодке «Пелла» отмечалось, что скорость ее под мотором «Ветерок» (8 л. с.) составляет 9,16 км/ч, когда водитель сидит на кормовой банке, и 11,2 км/ч, когда он сидит в носу. Вот четкий показатель, того, как сказывается ходовой дифферент на скорости. Но есть и другие минусы такой посадки. Достаточно на мысленно провести прямую линию от глаз рулевого, сидящего на корме, вперед через верхнюю точку форштевня, чтобы убедиться: предметы, находящиеся на воде впереди, ему не видны. С таким плохим обзором по курсу эксплуатация любого судна запрещается. Можно предложить два выхода; уложить в носовую часть лодки балласт либо установить на гребной винт насадку.


Если заводы, выпускающие подвесные моторы, освоят и выпуск профилированных антидифферентных насадок, будет сэкономлено немало бензина, а главное - улучшатся условия эксплуатации лодок, повысится безопасность плавания; во всяком случае - уменьшится опасность столкновения с плавающими препятствиями.

(от лат. differens, родительный падеж differentis - разница)

наклон судна в продольной плоскости. Д. с. характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Если разность равна нулю, говорят, что судно «сидит на ровный киль», при положительной разности - судно сидит с дифферентом на корму, при отрицательной - с дифферентом на нос. Д. с. влияет на поворотливость судна, условия работы гребного винта, проходимость во льдах и пр. Д. с. бывает статический и ходовой, возникающий при больших скоростях движения. Д. с. обычно регулируют приёмом или удалением водяного Балласта.

  • - наклон корабля в продольной плоскости. Измеряется с помошью прибора - дифферентометра как разница осадок ио-са и кормы в метрах...

    Словарь военных терминов

  • - судна - наклон судна в продольной плоскости. Д. определяет посадку судна и измеряется разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что судно "сидит на ровном киле"...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы...

    Морской словарь

  • - от лат. Differens - разница разница в цене товара при его заказе и при получении в торговых операциях...

    Словарь бизнес терминов

  • - в торговых операциях это разница в цене на товар при заказе и при получении...

    Большой экономический словарь

  • Экономический словарь

  • - в торговых операциях: разница в цене товара при его заказе и получении...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Дифференция...

    Большой юридический словарь

  • - разность углубления носа и кормы; имеет большое значение для парусных судов, так как от Д. в значительной степени зависит поворотливость судна...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - разница в осадке судна носом и кормой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. диффере/нты, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж., мор. разность огрузки кормы и носа; разногруз, разносадка. Дифферент пускается на корму, огрузка кормы бывает глубже. Дифференциал муж., мат. бесконечно малое количество...

    Толковый словарь Даля

  • - диффере́нт I м. Разница в осадке носа и кормы корабля; угол продольного наклона судна. II м. Разница в цене товара при его заказе и при получении...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - диффер"...

    Русский орфографический словарь

  • - ДИФФЕРЕНТ, ДИФЕРЕНТ а, м. différent m. <лат. differens 205. Каждому Капитану старатся привести свой корабль в самый лучший диферент, дабы чрез то выиграть у неприятеля ветр. Куш. МС 2 310. // Сл. 18...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Разность глубины погружения в воду кормы и носа корабля...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Дифферент судна" в книгах

V. Постройка судна

Из книги РОССІЙСКІЙ ИМПЕРАТОРСКІЙ ФЛОТЪ. 1913 г. автора

V. Постройка судна Параллельно съ изготовленіемъ детальныхъ рабочихъ чертежей д?лается заказъ стали, штевней и другихъ необходимыхъ составныхъ частей судна. Кром? того, непосредственно по изготовленіи теоретическаго чертежа, приступаютъ къ разбивк? судна на плаз?, т. е.

Борт судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Борт судна Борт судна (от немецкого Bord), совокупность элементов набора и обшивки, образующая боковые стенки корпуса судна. Различают левый (бакборт) и правый (штирборт) Б., если смотреть от кормы к носу судна. От высоты Б. зависит грузовместимость судна; высотой

Парус (судна)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Качка судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Корпус судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Дифферент судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Дрейф судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

Курс судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Живучесть судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Обшивка судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Циркуляция судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦИ) автора БСЭ

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна

Из книги автора

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна Применяется в том случае, если судно не имеет двойного киля.1. Вся команда перемещается к одному из бортов и перетаскивает туда весь тяжелый груз.2. При максимальной высоте киля в кормовой части лучше

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна

автора Луговой С П

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна Независимо от того, отправляется ли судно в рейс с грузом или без груза, во всяком случае должна быть обеспечена мореходность судна как в порту отправления, так и на протяжении всего предстоящего

VIII. ПОСАДКА НА МЕЛЬ (НА РИФЫ, НА КАМНИ) И МЕРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 1. Причины посадки и меры предотвращения посадки судна на мель

Из книги Аварии морских судов и их предупреждение автора Луговой С П

VIII. ПОСАДКА НА МЕЛЬ (НА РИФЫ, НА КАМНИ) И МЕРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 1. Причины посадки и меры предотвращения посадки судна на мель Посадка судов на мель (рифы или камни) происходит чаще всего во время тумана или ночью, а также при следовании в узкости или в месте,

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна

Из книги Охрана труда на транспорте автора Корнийчук Галина

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна Статья 52. Состав экипажа судна1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.2. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики,