Что такое турбулентность чистого неба. Турбулентность в небе над Бангкоком: следователей ждет большая работа

Тема турбулентности неотъемлемо всплывает при упоминании о различных потоках газов, жидкостей или плазмы. Большинство движений материи обладают турбулентным характером.

Так что такое турбулентность? Турбулентность - это определение неупорядоченного нелинейного движения. Понятие «турбулентность» четкого и однозначного определения не имеет. В общем случае это вихревое движение потоков, вызванное увеличением их скорости.

При расчетах летательных другого рода аппаратов турбулентным считается течение со значением гидродинамического критерия подобия Рейнольдса, выведенного из уравнения Новье-Стокса, более 2320. Рейнольдс в своих исследованиях указал факторы, влияющие на движение жидкости: турбулентным течение становится при увеличении линейной скорости и плотности потока, диаметра отверстия (трубки) и уменьшении динамической вязкости материи.

Примером турбулентного течения являются воздушные потоки, представляющие собой вихри различных размеров, возникающие при резкой перемене направления ветра: от вертикального к горизонтальному и наоборот. Атмосферная турбулентность приводит к прерывистости ветра, различным вертикальным переносам пара, ядер конденсации и других частиц, имеющих массу и форму, а также энергии в виде тепла из одного слоя атмосферы в другой.

Турбулентность в авиации

Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации - так называемой «болванке».

Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.

Сильная болванка - более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.

При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет - он совершается на автопилоте.

Что такое зоны турбулентности? Как правило, это пространство, где вероятность попадания в длительную турбулентность достигает 100%.

В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.

Опасна ли турбулентность для самолета? Безусловно, подобное явление вызывает беспокойство и страх, и при возможности его обходят стороной. Как правило, для самого самолета неустойчивость атмосферы неопасна, поскольку его конструкция предусматривает подобные перегрузки. Чаще всего в 30% случаев травмы получают стюардессы, не успевшие вовремя пристегнуть ремни безопасности.

Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная - в хвостовой части.

Причины турбулентности

Выделяют следующие причины турбулентности:

  • термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
  • вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
  • вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).

Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.

Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения. Особое внимание уделяется наличию кучевых облаков.

Кучевые облака - плотные атмосферные образования, чаще всего отдельно расположенные, с высотой нижней границы до 1200 м и протяженностью до нескольких сотен метров. Они образуются в результате мощных вертикальных потоков и имеют внутренние восходящие потоки до 10-15 м/с.

С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено. Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды. Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость - до 45м.

Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.

Турбулентность ясного неба

Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях - максимальна, а в средней минимальна.

При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.

Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.

1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.

Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.

Действия пилотов при попадании в зону турбулентности

По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.

На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:

  1. Перевести автопилот на ручное управление.
  2. Включить команду «Подтянуть ремни».
  3. Отрегулировать скорость 340 км/ч.
  4. Не допускать резкого перепада высоты, крена самолета более 10°.

В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.

Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.

1 мая, за 20 минут до снижения, самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Бангкок, попал в кратковременную зону сильнейшей турбулентности. Пассажиры, которые были не пристегнуты, получили травмы различной степени тяжести, 25 из них госпитализировали после приземления. 15 россиян до сих пор остаются в бангкокской больнице, сообщили в посольстве РФ в Таиланде.

«Аэрофлот»: «Турбулентность ясного неба возникла неожиданно»

По словам командира рейса SU 270 Москва - Бангкок Александра Рузова, перегрузка длилась секунд 15, а через полминуты авиалайнер удалось вывести на нужную траекторию. Это произошло благодаря грамотным действиям и бригады, и экипажа, отметил Рузов в телефонном интервью одному из российских телеканалов. При этом он выразил сожаление, что пассажиры, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, получили травмы.

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба».

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба». Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, и метеорологический радиолокатор не сообщает о приближении к ней.

«Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места», - объяснил представитель авиаперевозчика. По его информации, в мировой гражданской авиации регистрируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе в год.

Расходы на лечение пострадавших пассажиров «Аэрофлот» взял на себя. Во вторник это подтвердил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его словам, лимита договора страхования ответственности авиаперевозчика достаточно, чтобы выплатить все компенсации.

Авиаэксперты: «Это удивительный случай, который нужно расследовать»

Однако некоторые эксперты усомнились в том, что авиалайнер «Аэрофлота» действительно попал в «турбулентность ясного неба». Так, например, военный метеоролог, подполковник запаса Евгений Тишковец в интервью НСН заявил, что такие явления, как турбулентность ясного неба, очень легко спрогнозировать.

«Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом».

«Это можно рассчитать несколькими способами, а используя компьютерные технологии, вообще проблем никаких нет. Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом», - сказал Тишковец, отметив при этом, что он лично рассмотрел верхние слои тропосферы в этот момент и никакой турбулентности ясного неба не увидел.

Авиаэксперт Олег Пантелеев, возглавляющий агентство «АвиаПорт», считает, что версия о неисправности воздушного судна в данном случае не оправдана и ничем не мотивирована.

«К сожалению, случаи, когда интенсивные воздушные потоки подкидывают или обрушивают самолеты на несколько сотен метров, довольно распространены в авиации. И пострадавших от этого во всем мире очень много. Я считают, что пассажиры “Аэрофлота” еще легко отделались», - поделился своим мнением Пантелеев с «Общественным контролем».

Он напомнил, что все без исключения авиакомпании рекомендуют своим пассажирам оставаться пристегнутыми - даже если табло «Пристегните ремни» не горит. Это минимизирует риски в случае попадания судна в зону турбулентности.

Заслуженный летчик России Вадим Базыкин назвал случай, произошедший с самолетом «Аэрофлота», удивительным и требующим тщательного расследования. По его словам, турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает на границе воды с сушей - либо в горной местности, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

Турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает там, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

«Нам не говорили таких красивых терминов, как турбулентность ясного неба, и учили, что, если увидел “болтанку”, в первую очередь отключай автопилот , потому что, борясь с воздушными потоками, он только усугубляет ситуацию, а вручную выровнять самолет нетрудно. Пилоты рейса SU 270 Москва - Бангкок отключили автопилот спустя 15 секунд. Почему так поздно, нужно разбираться», - сказал «Общественному контролю» Базыкин.

При этом эксперт отметил, что определить зону турбулентности ясного неба можно несколькими способами. Например, по данным метеостанций, которые отмечают разные течения и направления ветра, либо по путевой скорости.

Следственный комитет России проводит доследственную проверку по факту случившегося на борту самолета, следовавшего из Москвы в Бангкок 1 мая. По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, расследованием ЧП займется Росавиация.

Пассажиры: «Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья»

То, что пережили пассажиры злополучного рейса, они вряд ли смогут забыть.

«Три часа назад я был в самолете, летевшем из Москвы в Бангкок. Внезапно мы оказались в зоне турбулентности. Это было настолько ужасно, что людей швыряло, как сумасшедших. Повсюду кровь, люди со сломанными костями, носами, открытыми переломами, дети с травмами головы, можно продолжать и продолжать. Слава Богу, мы все живы. Я очень надеюсь, что “Аэрофлот” правильно поступит с пострадавшими. Персонал авиакомпании сделал все, чтобы помочь людям на борту. Что касается пилота, то я могу сказать, он спас нас всех. Честно, я еще никогда не был так напуган», - написал в Instagram пассажир рейса SU 270 Москва - Бангкок Ростик Русев. К своему посту он приложил видео, снятое в самолете после прохождения зоны турбулентности.

«К сожалению, мои первые новости из Тая такие... Мы были на этом рейсе и сидели в самом хвосте. И видели своими глазами весь этот ужас... Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья. По счастливой случайности мы отделались ушибами. Это действительно случайность, рядом лежали люди с открытыми переломами. Вся хвостовая часть самолета в крови. Это не описать словами. С нами все хорошо, пока мы в госпитале. Медицина в Тае на высшем уровне», - сообщила в своем Instagram другая пассажирка самолета «Аэрофлота» по имени Маргарита.

Причиной инцидента с самолетом Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявшим рейс Москва - Бангкок, . Об этом сообщила пресс-служба перевозчика. Президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ответил на вопросы ТАСС , что это за явление, и что делать пассажирам самолета, попавшего в его зону.

Что такое турбулентность?

Турбулентность — это хаотичные движение воздушных масс, имеющих разную плотность и температуру. Смирнов говорит, что есть несколько видов турбулентности. Во время полета авиалайнеры очень часто проходят ее зону при взлете и посадке, особенно летом. Она вызвана тем, что теплые потоки воздуха, идущие от земли, сталкиваются с холодными. В это время самолет может трясти, могут скрипеть панели. Но эта турбулентность абсолютно безопасна для пассажиров и лайнера - при условии, что путешественники сидят в своих креслах и пристегнуты ремнями безопасности.

Крайне опасна, по словам Смирнова, турбулентность на средних и больших высотах. Обычно она образуется в кучевых и грозовых облаках. Их хорошо видно - как визуально, так и на радарах. И международные, и российские правила полетной безопасности требуют от диспетчеров и пилотов избегать попадания в эти зоны. «Категорически запрещается заходить в мощно-кучевую и грозовую облачность», - сказал Смирнов.

«Турбулентность ясного неба» отличается тем, что возникает в абсолютно чистом, безоблачном пространстве. Она незаметна глазу пилота, и ее не фиксируют радары. Чаще всего она возникает из-за струйного течения - сильного ветра, который дует со скоростью около 300 километров в час. В прошлом году в мире было зафиксировано 750 случаев попадания самолетов в такую турбулентность.

Да. После попадания в турбулентность самолет может выйти на закритические углы атаки (то есть поток воздуха будет обдувать крыло самолета, не создавая подъемной силы), потерять управление и упасть. К счастью, пилотов обучают действиям в этой ситуации.

И что же делать при «турбулентности ясного неба»?

Смирнов утверждает, что рецепт простой: по возможности оставаться пристегнутым в течение всего полета (кстати, это советует и инструкция по авиационной безопасности). В случае, если звучит команда бортпроводника пристегнуть ремни и убрать столик, следует сделать это немедленно. К слову, пилоты самолета пристегнуты к креслу весь полет - вплоть до окончания руления. «Кому-то это неудобно, но зато можно быть уверенным, что при попадании в такую ситуацию останешься в кресле и не ударишься о потолок самолета», - рассказал заслуженный пилот СССР.

Кроме того, Смирнов рекомендует по возможности отказаться от использования в полете тяжелых предметов, например ноутбуков. В случае, если самолет попадет в турбулентность, аппарат легко вырвет из рук, и он может нанести существенные травмы вам или другим пассажирам.

Все эти ограничения придется соблюдать до тех пор, пока ученые не научатся распознавать «турбулентность ясного неба». По словам Олега Смирнова, разработки в этом направлении ведутся уже давно: «Над таким прибором работают, и, я надеюсь, скоро его представят и оснастят им самолеты».

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

Это страшно. Это неудобно. Из-за этого кофе и томатный сок проливаются на штаны. Это называется “турбулентность”. А насколько она опасна на самом деле?

Однажды самолет, на котором я летел, попал в сильную турбулетность. Подобная ситуация – отличный способ почувствовать себя крошечной песчинкой, от которой ничего не зависит. После того случая я год сторонился самолетов, как чумы.

К счастью, наш рейс завершился благополучно. Чего нельзя сказать о некоторых других случаях. В феврале прошлого года перелет из Денвера в Биллингс для четырех пассажиров и одного бортпроводника закончился в отделении интенсивной терапии. А в декабре из-за турбулентности пострадало 14 пассажиров рейса Сеул-Даллас, самолет совершил вынужденную посадку в Токио.

Это всего три примера, которые я смог вспомнить навскидку. А что думают эксперты по поводу реальной опасности попадания самолета в зону турбулентности? Являются ли ремни 100-процентной гарантией нашей безопасности?

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?

Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.

Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов. В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.

Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.

Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

Должен ли я бояться?

На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.

Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.

Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.