Фонтенбло. Галерея Франциска Первого

Франция удивительным образом соединяет в себе серьезность и романтику. Здесь обязательно понравится и заядлому любителю старины, и путешественнику, ценящему красоту и величие и обычному туристу.

Особое очарование таят в себе знаменитые дворцы Франции (Фонтенбло, Лувр, Версаль). Многие королевские резиденции туристы обходят вниманием, сосредотачиваясь только на Париже. Между тем всего в 60 километров от столицы Франции находятся великолепные дворец и парк Фонтенбло.

Расположение

Знаменитая резиденция французских королей находится в самом сердце исторического региона Иль-де-Франс, в департаменте Сена и Марна, примерно в 60 километрах от столицы страны. Рядом расположен город Фонтенбло, обязанный своим появлением дворцу. Добраться до королевской резиденции от Парижа можно на автомобиле или электричке.

Дворец Фонтенбло во Франции: история, описание, достопримечательности

Впервые упоминается будущая резиденция французских королей в XII веке. В то время это был загородный охотничий домик. Леса Фонтенбло, богатые дичью, испокон веков были охотничьими угодьями правителей страны. Затем домик разросся до размеров усадьбы, и вскоре на ее месте был возведен небольшой замок.

Строительство дворца в его сегодняшнем виде началось при Франциске I Валуа, который решил построить на месте пришедшей в запустение крепости загородную резиденцию, предназначенную исключительно для отдыха. Короля в первую очередь привлекала возможность охотиться в густых лесах Фонтенбло и его окрестностях.

С именем Франциска I самым тесным образом связано Возрождение во Франции. В поездках в Италию он познакомился с работами итальянских мастеров и был очарован ими. Не на шутку увлекшись Ренессансом, он пригласил во Францию многих зодчих и ученых. Был среди них и Леонардо да Винчи. Благодаря Франциску I заурядный охотничий домик превратился в роскошный дворцово-парковый ансамбль.

Парадный вход во дворец Фонтенбло сделан в необычной форме - подковы. По этой экстравагантной лестнице королевскую резиденцию можно легко отличить от других дворцов французских правителей.

Внутреннее убранство Фонтенбло поражает великолепием. Роскошные галереи украшены фресками на стенах и мастеров живописи на потолках. Особенно сказочно выглядит галерея Дианы, потолок которой декорирован сценами из мифологии, посвященными богине охоты. Сейчас здесь находится библиотека.

Салоны дворца Фонтенбло украшены чудесными гобеленами.

Часовня Троицы - еще одно великолепное здание, входящее в ансамбль королевской резиденции. Оформлением свода занимался Мартен Фремине. В ней по обе стороны от алтаря высятся статуи святых - покровителей французских королей. Построена часовня в XVI веке.

История строительства

Дворец Фонтенбло (Франция, регион Иль-де-Франс) создавался под руководством искусных итальянских зодчих, среди которых был знаменитый Он был построен в стиле маньеризма, который господствовал в то время в искусстве Италии. Для него характерны драматичность образов, экспрессия и экстравагантность декора, яркие тона и удлиненные пропорции фигур.

Оставив от прежней постройки лишь одну башню, итальянские мастера возвели великолепное здание, ставшее символом Ренессанса во Франции. Нужно отметить, что дворец Фонтенбло, в отличие от других чертогов европейских правителей, был лишен каких-либо защитных сооружений. Отчасти это объяснялось тем, что французский король, будучи отменным дипломатом, врагов практически не имел.

При Франциске было построено большинство хозяйственных построек, ворота дворца, часовня, танцевальный зал.

После смерти дворец Фонтенбло не был заброшен. Его строительство было продолжено под руководством сына умершего правителя, Генриха II. К дворцу была пристроена крытая галерея, свод которой покоится на опорах, составляющих красивую систему аркад-амбразур. Впоследствии изменения в облик дворца вносили Генрих IV и Людовик XIV. Во время их правления были построены террасы, павильоны в парке и новое крыло здания.

Дворец Фонтенбло в Иль-де-Франсе в годы Великой французской революции

Потрясения, которые испытала страна в годы революции и террора, коснулись и загородной резиденции французских королей в Фонтенбло. Практически вся обстановка была вывезена, а в резиденции разместилась военная школа. В 1803 году Фонтенбло впервые посетил Наполеон Бонапарт с инспекцией. После этого он решил сделать дворец своей резиденцией. Приглашенные архитекторы почти весь срок пребывания императора у власти проводили реконструкцию дворца. Были построены новые конюшни, переделана галерея Дианы, восстановлена работа фонтанов, разбит Во дворе Белой лошади состоялось прощание с его ветеранами-гвардейцами после отречения от престола. В последний раз Наполеон посетил дворец Фонтенбло после побега с острова Эльбы.

Сейчас посетители дворца могут увидеть помещения, связанные с великим правителем Франции. Это императорские спальни, Тронный зал, Малая спальня (в ней Наполеон предпочитал проводить большую часть времени) и салон, в котором он подписал свое отречение от власти.

Наше время

Дворец Фонтенбло во Франции в наши дни представляет собой великолепный архитектурный памятник прошлых веков. Любой желающий может посетить его в удобное для себя время и полюбоваться роскошными залами, галереями и салонами, прогуляться по чудесному парку и английскому саду и увидеть пруд Карпов. Не зря в переводе с французского языка название дворца звучит как «Чудесный источник».

Кроме парка и посетители замка могут совершить прогулку и по лесу близ Фонтенбло. Для этого он оборудован пешими и велосипедными дорожками.

Заключение

Дворец Фонтенбло - роскошная и уютная резиденция французских королей, укрывшаяся в тенистых лесах неподалеку от Парижа. Великолепное внутреннее убранство дворцового ансамбля, красивые парки и чудесный пруд делают Фонтенбло приятным местом для неспешной экскурсии.

Впервые замок Фонтенбло упоминается уже в 12 веке. С той поры он непререывно служил резиденцией французских монархов, регулярно переделываясь и расширясь. Уникальный пример любимой королевской резиденции на протяжении многих веков.

Дворец Фонтенбло:

Дворец и парк Фонтенбло — одна из главных достопримечательностей .

Государственные апартаменты

В 16-м веке замок был одним из художественных центров Европы. Комнаты, отделанные в стиле Ренессанса, уникальные для Франции, сохранили свои потрясабщие фрески и лепнину, созданные итальянскими художниками Россо и Приматиччо во времена правления Франциска I и Генриза II.

Апартаменты соверенов в полной мере отражают все великолепие и пышность французского двора. Коридоры, гостиные, парадные помещения, Зал Совета и Тронный зал пышно изукрашены картинами из жихни монархии. Резные изделия из дерева, картины, гобелены и мебель сохранились с оригиальных интерьеров жилых комнат эпохи 16 - 19 вв.

Реконструкция апартаментов Наполеона I началась в 1804 году. Они состоят из серии комнат для частного пользования императора (спальни, офисы, частная гостиная, ванная комната, адъютантская и прихожая). Именно здесь 6 апреля 1814 года Наполеон отрекся от престола.

Частные апартаменты

Расположенные на первом этаже замка, они закачивают изменения, сделанные для Наполеона I, который хотел двое частных прилгающих апартаментов, одни для себя, другие для Жозефины (позже занятые Марией-Луизой). Есть также апартаменты, зарезервированные для использования близкими советниками императора.

Музей Наполеона I

Музей был открыт в 1986 году. В нескольких помещениях собраны памятные вещи, связанные с Наполеоном и его семьей эпохи Империи (1804 - 1814 гг). Официальная сторона (коронационное одеяние и меч) и человеческая (треуголка Наполеона, военная палатка, туалетные принадлежности) одинаково представлены на выставке. Здесь также можно увидеть портреты и личные вещи второй жены Наполеона - Марии-Луизы, его сына, короля Рима, его матери, братьев и сестер.

Китайский музей императрицы Евгении и гостиные

Эти четыре гостиные были созданы в 1863 году для жены Наполеона III. Они были предназначены для отдыха и проведения частных приемов для двора. Здесь императрица собрала замечательное собрание восточного искусства с Дальнего Востока, Китая и Сиама - по моде того времени.


Загородные резиденции королей Франции, безусловно, нравятся всем, кто любит
роскошь и помпезность.

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого
до Наполеона III.
С XII века французские монархи жили в Фонтенбло. Здесь Наполеон подписал свое отречение от власти и отсюда отправился на остров Эльба.
В Фонтенбло гостили и знатные зарубежные гости - Петр I и Папа Римский Пий VII.

Фонтенбло служил французским правителям на протяжении семи веков, и только с крахом Империи в 1870 году навсегда перестал выполнять свои исторические функции и был превращен в музей.
С каждым веком короли расширяли свои покои, пристраивая к существующим зданиям
новые галереи, апартаменты, залы.
Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами, шкатулку.


Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Роскошный дворец появился в Фонтенбло в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили.


Франциск I пригласил для обустройства дворца итальянских художников, которые превратили обычный загородный особняк в своего рода художественный музей.


Самая известная комната в замке - это Галерея Франциска I (Galerie de Francois I). Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


В галерее Франциска I, в бальном зале и салоне Людовика XIII обязательно посмотрите росписи на стенах и скульптурные укрaшения.






После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.


Причем, изумительные залы для танцев были построены именно при Наполеоне, который привлек с этой целью к работе учеников и последователей Микеланджело Боунаротти.


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.
Дворец окружен большим парком и лесом с дорожками для велосипедных прогулок.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы.


Во Франции до сих пор существует культ Наполнона, хотя его походы и огромное число убитых в них мужчин привели к печальной статистике: после правления императора средний рост французов уменьшился на 10 сантиметров.
Трудился Наполеон действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.


Достопримечательностью замка являются населяющие его призраки, которых тут накопилось немало. Самый знаменитый – это Красный человек, которого частенько видят в парке между полу ночью и двумя часами ночи. По преданию, это он предсказал Екатерине Медичи смерть ее четырех сыновей, а короля Генриху IV – насильственную смерть от кинжала убийцы. Короли покинули Фонтенбло, потому гордый призрак больше ни с кем не общается.


Контакты

Адрес: 77300 Fontainebleau, Франция

Телефон: +33 1 60 71 50 70

Официальный сайт: www.musee-chateau-fontainebleau.fr

Как добраться

Авто: автомагистраль А-6

RER: станция Fontainebleau-Avron

Город Фонтенбло располагается на юго-западной окраине Парижа. Начиная с XII века это место облюбовала французская знать и с тех пор населенный пункт пользуется популярностью.

Сегодня Фонтенбло не только один из самых красивых городов Франции, но и место расположения ряда наиболее престижных вузов страны. Кроме того, здесь находится известная во всем мире элитная бизнес-школа.

Здесь очень много разнообразных баров, кафе и ресторанов, а агропродукция местных фермеров считается эталонной и привлекает ценителей элитных овощей, фруктов и молочных продуктов со всей Франции.

Но большинство туристов едет сюда, чтобы посмотреть на те достопримечательности, с которыми связана судьба 34 французских монархов. Это замок Фонтенбло (300 тысяч посетителей ежегодно) и одноименный лес (11 миллионов туристов в год), который сегодня имеет статус национального парка.

Замок Фонтенбло и его история

Там, где стоит современный город Фонтенбло, сначала существовал небольшой поселок Фонтен-Бель-О. Вначале он привлекал, как отличное место для королевской охоты. В X

II веке Людовику VII захотелось построить в этом живописном месте часовню и домик для охотников. А в XIII веке благодаря Людовику IX, которому очень нравилось в Фонтенбло, там появляются загородная резиденция королей и госпиталь.

С того момента судьба королевской семьи начинает очень тесно переплетаться с судьбой города. В 1268 г. во дворце рождается будущий монарх Филипп Красивый, а в 1314 он там умирает. Позже здесь появились на свет еще два монарха — Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau) — величественный замок французских королей – был построен при Франциске I (1494-1547 гг.). Монарх приехал сюда в 1528 году. После того, как битва при Павии закончилась не в его пользу, он искал отдушину и принял решение значительно расширить существовавшую ранее загородную резиденцию. Для этого были приглашены самые известные итальянские мастера: Франческо Приматиччо, Россо Фиорентино и Никколо делл’А-бате.

В этом дворце впервые в Европе был воплощен стиль маньеризм. Здесь художники основали первую школу Фонтенбло. В стенах нового дворца монарх любил проводить время со своей фавориткой Анной Этампской.

Вплоть до XVIII века много раз изменялся внешний облик Фонтенбло, постоянно что-то достраивали, перестраивали и сносили, но от этого его архитектура не стала хуже, а наоборот приобрела интересный, гармоничный вид. Особенно активно продолжалось строительство во времена Генриха II Валуа и Екатерины Медичи.

Филибер Делорм – это еще один знаменитый архитектор, который в то время приложил руку к обустройству замка. С именем Генриха II связывают интересную амурную легенду. Историки архитектуры говорят, что Бальный зал дворца был построен в честь любовницы короля Дианы де Пуатье и там даже есть ее инициалы. Несмотря на это королева, законная супруга, при жизни Генриха ничего так и не узнала и была уверена, что помещение обустраивалось для нее.

С 1584 г. в замке никто не жил, а через десять лет при Генрихе IV дворец реставрируют и возле него появился канал , наполненный рыбой, длина которого составляла 1200 метров.

Людовик XIV продолжал перестраивать замок, но вскоре занялся возведением Версальского комплекса. Дальше Фонтенбло и существовали параллельно друг другу и часто соперничество заканчивалось не в пользу первого.

С этим дворцом связано очень много важных исторических событий .

  • В 1685 году здесь был подписан Нантский эдикт Людовика XIV, согласно которого отменялись привилегии, когда-то данные гугенотам, и они потеряли право на публичные богослужения. В результате многим пришлось уехать, а часть протестантов отправили в ссылку.
  • В 1762 году в здании замка Франция и Испания подписали секретный договор, который решал судьбу Луизианы, а в 1763 проходили переговоры накануне заключения Парижского договора, которым закончилась Семилетняя война.
  • Женский фактор и дальше сильно влиял на внешний вид здания и его внутреннее убранство. Так, например, Мария Антуанетта в свое время вдохновила Людовик XVI к еще одной реконструкции.
  • А в октябре 1807 Бонапарт и Мануэль Годуа подписали здесь соглашение, согласно которому французская армия смогла перейти Испанию для взятия Португалии.
  • С 1812 по 1814 в одной из комнат дворца Фонтенбло жил пленник Папа Римский Пий VII. В апреле 1814 г. Бонапарт попрощался с его Старой Гвардией, после этого события Двор Белой Лошади переименовали в Прощальный. Кроме того, во дворце Наполеону было суждено отречься от престола.
  • Позже уже Наполеон III занялся строительством нового театра и возобновил основную функцию дворца. После того, как монарх был свержен с престола, это произошло в 1870 году, о Фонтенбло начинают забывать.
  • После Второй мировой войны во дворце обустроили штаб-квартиру Союзных войск, а позже здесь появилась штаб-квартира НАТО (последняя существовала в Фонтенбло до 1967 года).
  • В 1974 Большая шестерка приняла решение о том, что здесь будут проходить регулярные встречи президентов и глав правительств Нидерландов, Франции, Германии, Бельгии, Люксембурга, Италии.
  • В 1981 году здание и парк Фонтенбло стали составляющей списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • А в 2009 году власти Франции дали 2 миллиона 300 тысяч евро на очередную реставрацию. Это позволило восстановить двор Генриха IV и Овальный двор, отремонтировать поврежденный сыростью коридор, заменить коммуникации.

Описание дворца Фонтенбло и его достопримечательностей

Современный дворец Фонтенбло это в первую очередь прекрасный музей и памятник архитектуры , который много чего может рассказать о прошлом страны, в которой он находится. В здании из светлого мрамора хранятся очень ценные экспонаты, все украшено золотом и драгоценными камнями. Внутреннее убранство этой достопримечательности считается самым богатым среди загородных дворцов Франции.

Состоит Фонтенбло из :

  • главного здания,
  • четырех дворов (Овальный, Белой лошади, Служебный, Фонтанный)
  • и трех садов (Большой партер, Английский, Дианы,).

Его принято считать памятником французского Ренессанса, но на самом деле за свою семивековую историю дворец столько раз преображался, что сегодня очень трудно однозначно определить название того стиля архитектуры, к которому он может принадлежать.

Галерея Франциска I
Ни одного туриста не сможет оставить равнодушным галерея Франциска I. С самого начала своего существования она должна была соединять королевские покои и часовню Святой Троицы . Эту функцию галерея выполняет и сегодня.

Но не это поражает посетителей. Она имеет очень оригинальную отделку, выполненную из дерева, на стенах можно увидеть орнаменты с саламандрой (символика короля), фрески и разнообразную лепнину. Ее цветные

Панели с картинами из жизни королевской семьи являются визитной карточкой искусства той эпохи.

Бальный зал
Бальный зал очень привлекателен: благодаря изобилию солнечного света он кажется полностью золотым. Но больше всего приезжих интересуют вензеля, которые обозначают имена Генриха и его фаворитки: на цифре II размещена буква Н, а на этом изображении еще есть две буквы С. Здесь также находится фреска, на которой изображена богиня охоты.

Кроме того, сад при дворце украшен фонтаном в честь этого божества. А может, он назван именем любимой Дианы де Пуатье..

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона
Обязательно посетите Внутренние и Малые апартаменты Наполеона Бонапарта. Последний открыт после обеда и войти туда можно лишь в составе экскурсии. Там монарх, его жена и ближайшее окружение отдыхали и встречали гостей. Не проходите мимо наполеоновских залов . Их
четыре:

  • императорская спальня,
  • кабинет,
  • Тронный зал
  • и Красный салон.

В последнем Бонапарт отрекся от престола. Сохранился даже журнальный столик, на котором он ставил свою подпись. Здесь также можно увидеть лесницу-подкову, на которой Наполеон прощался с преданной ему армией. Лестница ведет в Двор прощания. Вся восточная часть крыла Людовика V – музей Наполеона. Там представлены его личные вещи, семейные драгоценности и предметы искусства.

Другие достопримечательности дворца
Уютным и очень симпатичным будуаром обладала Мария-Антуанетта, не менее интересно место, в котором проводил личное время Пий VII. Также стоит ознакомиться с другими Большими апартаментами суверенов XVI-XIX века. Кроме того, на территории дворца есть :

  • Китайский музей императрицы Эжени,
  • Галерея живописи,
  • Галерея тарелок.

В Галерее мебели есть комод, выполненный Бенеманом. Живопись «школы Фонтенбло» представлена на втором этаже.

Дворы Фонтенбло

Если выйти из здания, то сразу же можно ознакомиться с дворами Фонтенбло.

  • Овальный дворик имеет сдержанный готический вид. Там сохранилась башня замка XII столетия, Золотые ворота и часы.
  • Во дворе Фонтанов расположен пруд с кристально чистой водой.
  • Первое мнение о Дворе белой лошади – тихое спокойное место на заднем дворе, с которого наверх поднимается лестница.

Лес Фонтенбло
Лес Фонтенбло прилегает к зданию резиденции. Его территория занимает 25 тысяч гектаров. Современные парижане очень любят проводить здесь выходные точно так же, как их великие предки. В связи с этим власти страны приняли решение о передачи его под охрану Национальной Организации Лесов Франции. Тем самым они сохранили редкие дикие деревья, растения, уберегли от гибели насекомых и зверей.

Во второй половине XX века местный парк облюбовали любители скалолазания и альпинисты. Тогда возникло такое направление, как боулдеринг (название произошло от Fontainebleau). До сегодняшнего дня спортсмены не покидают эти места.

Легенды дворца
Ходят слухи, что во дворце Фонтенбло живут призраки. Один из них – Красный человек – выходит в лес с двенадцати до двух ночи. Существует легенда о том, что именно он предупредил Екатерину Медичи о насильственной смерти ее сыновей и мужа. Еще одна странствующая душа — маркиз Мональдески. Он когда-то умер из-за того, что рассказал в письме другу о прелестях любовницы — шведской королевы. Не смотря на жестокую месть, говорят, что он и сегодня флиртует с молодыми посетительницами дворца.

Как добраться до Фонтенбло из Парижа

Чтобы узнать, где находится Фонтенбло, нужна карта и минимальная информация, которую, например, предлагает официальный сайт музея. Находится он в департаменте Сена и Марна, на юго-востоке от столицы Франции. Расстояние от Фонтенбло до Парижа примерно 60 километров.

Коренных парижан не будет волновать вопрос: как добраться из Парижа в Фонтенбло? Он чаще возникает у гостей Франции. Избалованные местными достопримечательностями жители столицы скорее зададутся вопросом о том, какое место лучше выбрать для воскресного отдыха: Фонтенбло или Версаль?

Туристы же должны знать о том, как самостоятельно доехать до Фонтенбло .

  • Для путешествия можно выбрать автомобиль (сначала надо ехать по автостраде А-6, а потом еще километров 16 от поворота на Фонтенбло), но это, к сожалению, не всем под силу.
  • Гораздо дешевле воспользоваться электричкой . Она отправляется с Gare de Lyon (Лионского вокзала). Добираться придется минут 40, надо сойти на станции Fontainebleau-Avron , а дальше ехать на одном из автобусов № А или №В . Расписание последних знать не обязательно, они отправляются каждые 15 минут. Стоимость единого билета на поезд, автобус и вход в музей Фонтенбло — 23 евро .

В Фонтенбло также можно доехать из города Марсель.

Многие отели столицы и туристические бюро предлагают экскурсии в Фонтенбло из Парижа. Если нет желания организовывать самостоятельную поездку, воспользуйтесь их услугами. Заодно можно посетить Барбизон и Реймс.

Дворец открыт в любое время года. Но, например, в декабре вы не сможете насладиться зеленью его садов и парка. Режим работы музея Фонтенбло отличается в зависимости от сезона.

Часы работы дворца :

  • с октября по март — 9.30-17.00 ,
  • с апреля по сентябрь — 9.30-18.00 ,

Часы работы садов и внутренних дворов :

  • с ноября по февраль — 9.00-17.00 ,
  • с марта по апрель — 9.00-18.00 ,
  • с мая по сентябрь – 9.00-19.00 .

Цены на билеты в музей средние:

  • взрослым — 11 евро ,
  • детям — бесплатно .

За аудиогид придется дополнительно заплатить 2 евро. Стоимость и график работы все время меняются, уточняйте информацию на официальном сайте музея.

Расстояние между Парижем и Фонтенбло:

Замок Фонтенбло и его достопримечательности на фото и видео

Фото: ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, сделанных во дворце Фонтенбло. Фотографии прекрасно дополняют описание достопримечательности.

Адрес: Адрес: 77300 Fontainebleau, France.
Как добраться: от вокзала Gare de Lyon доехать до ж/д станции Fontainebleau-Avon
(поезда ходят каждый час, время в пути - 45 минут), далее от станции на автобусе до замка.
Время работы: июнь-сентябрь с 9:30 до 18:00, в остальное время года с 9:30 до 17:00, музей закрыт по вторникам.
Стоимость посещения: взрослые - 6,30 EUR, дети до 18 лет - бесплатно;
можно купить в ж/д кассах SNCF единый билет на поезд, автобус и во дворец за 23 EUR для взрослых и
за 16,70 EUR для детей от 10 до 17 лет.

Словно звездами в небе усеяна Франция замками: большими и маленькими, помпезными и скромными, знаменитыми и преданными забвению. Все они - молчаливые свидетели бурных событий страны, помнящие о кровавых войнах, крестовых походах, пышных балах, бесстрашных рыцарях, прекрасных дамах, и, конечно же, дворцовых интригах. И все же особый интерес вызывает замок Фонтенбло, названный Наполеоном "истинной обителью королей, пристанищем веков". Бережно храня след 700-летней истории правления королевской династии, он магнетически притягивает неисчислимое количество туристов.


Дворец Фонтенбло - резиденция 34 королей

С чего все началось

Лучшим развлечением самодержцев всегда была охота. Поэтому не удивительно, что их привлекал в загородной черте небольшой поселок с лесом, где водились дикие кабаны, олени, лисы, фазаны и прочая дичь. В XII в. Людовик VII вознамерился построить там охотничий домик. Согласно легенде, охотясь в здешних краях, государь потерял ориентир. Измученный, уставший сильно хотел пить. Верный пес по кличке Бло случайно нашел живительный источник, спасший от жажды хозяина. Происшедший случай ускорил осуществление задуманной затеи. Название имения возникло само по себе благодаря слиянию двух слов "Fontaine" - источник и собачьей кличке "bleau". Четвероногого друга увековечили в статуе, установленной в холе. Говорят, чтобы не покидала госпожа удача, нужно почесать песика за ухом.
Людовик IX, считавшийся мудрым и благочестивым, находя большое удовольствие в уединении, решил расширить полюбившийся Фонтенбло, именуя его монашеской пустыней, после чего судьбы следующих правителей связались с замечательным поместьем, передававшимся по наследству. Трое из них здесь появились на свет, в этих стенах беззаботно протекало их детство, отмечались праздники, подрастая, они восходили на трон. Каждый там что-то менял, достраивал, усовершенствовал, стараясь обустроить жизнь на собственный лад.
Наиболее значимые изменения произошли при Франциске I, прибывшем сюда в 1528 г. Проиграв битву при Павии с испанцами, пытаясь найти в чем-то отдушину, он занялся переустройством усадьбы, пришедшей в упадок, мечтая превратить ее в загородную резиденцию. Собрав специалистов разного профиля, с энтузиазмом принялся за дело. Проект разработали архитекторы Лебретон, Шамбиж, Жерар. Добавились чудесные залы, часовенка, множественные хозяйственные постройки, окружающие внутренний дворик, новые ворота. От прошлого строения сохранилась незначительная часть.
В собранной огромнейшей коллекции старинных манускриптов, скульптур, полотен главное место занимала "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Венценосец предложил творцу быть придворным художником, но тот отказался из-за мизерного вознаграждения. Декоративную отделку помещений поручили известнейшему Франческо Приматиччо и не менее популярному Россо Фьорентино, основавшим французскую школу живописи. В результате кропотливого труда среди садов и чарующих парков поднялся дивный дворец, явившийся уникальной колыбелью Ренессанса.
Начатую затею после смерти отца продолжил Генрих II, увлекшийся обновлением интерьера. Последующие преемники большого пристрастия к замку не испытывали. Генриху IV дом достался в заброшенном состоянии. В честь крещения сына он оформил вход с восточной стороны, построив Врата Дофина, произвел полную реставрацию грандиозного сооружения.
С его кончиной все приходило в запустение. Родившийся здесь Людовик XIII не уделял должного внимания, а король-Солнце был полностью поглощен строительством Версаля, хотя и навещал родительскую обитель, где вспыхнула юношеская страсть к очаровательной Луизе де Лавальер. Луи XIV больше всех от предков передалось пылкое увлечение охотой. Только серьезная травма при падении с лошади, имевшая тяжелые последствия, послужила причиной отказа от верховой езды, но не от любимейшего занятия. Повелитель продолжал охотиться даже сидя в коляске. Когда же отошел в вечность, родовое гнездо вновь осиротело.
Возрождение наступило в эпоху Наполеона. Прибыв туда в 1804 г, он был шокирован увиденной запущенностью некогда роскошного особняка, тут же приступив к восстановлению. Преобразование проходило быстрыми темпами, скоро удалось открыть второе дыхание монаршим апартаментам, ставшим символом его величия. Именно здесь в 1804 г. его короновал папа римский Пий VII, приехавший специально для проведения церемонии. Бонапарт - первый монарх, возведенный в статус императора, в жилах коего не текла царская кровь. А в 1812 г. тот же понтифик стал его пленником на протяжении полутора лет в период завоевания Ватикана.
Здесь прошли счастливые совместные годы жизни с Жозефиной, единственной женщиной, до безумия им любимой, но, к сожалению, не сумевшей подарить наследника. Поэтому принял тяжкое для себя решение расстаться, объяснив разрыв тем, что владыке не позволительно думать сердцем, доминировать должен холодный рассудок. В декабре 1809 г. супруги, получив свидетельство о разводе, разъехались, Жозефина переселилась в Мальмезон, подаренный мужем. Ее место заняла другая императрица, коей стала Мария Луиза Австрийская, служившая лишь родильной машиной. Разорвав с возлюбленной, выбросить из души не смог, по-прежнему писал нежные послания, наполненные любовью. Последнее слово, произнесенное перед смертью на острове Святой Елены, было ее имя.
За семь столетий строение, похожее на мозаику, собранную в различные периоды, сменило 34 правителя, оставивших заметный неизгладимый след в архитектуре. В 1981 г. его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Французские власти выделили на реконструкцию 2 млн. 300 тыс. евро. И теперь не иссякает туда поток посетителей. Пора узнать его поближе.

Знакомство с ансамблем Фонтенбло

Минуя позолоченные решетчатые врата с эмблемами Бонапарта и двумя фигурками орлов по бокам, попадете в просторный двор Белой Лошади, откуда начинаются величественные владения. Наименование сохранилось в памяти благодаря гипсовому слепку коня, стоявшему здесь ранее. После трагической гибели мужа Екатерина Медичи попросила Микеланджело сделать копию монаршего памятника, всадника на скакуне. Мастер поручил выполнить изваяние Даниэлю де Вольтерру. Заказ сделали и доставили, но без наездника. Спустя время жеребец распался, ведь гипс - недолговечен. Прежнее подворье переименовали на "Прощальное" после отбытия Бонапарта на остров Эльба.
На огромной территории (152 х 112 м) некогда проходили рыцарские турниры, праздновались торжественные события. По всему периметру расставлены деревья в кадках, по обоим направлениям центральной аллеи - газоны с зеленой, будто бы приглаженной, травкой и декоративными кустами.
Снаружи дворец выглядит неброским, изящным, занимая площадь 46 000 м2 , где располагаются 1530 комнат. Возможно, кому-то он покажется таким, каким видел его Стендаль: "подобным литературной энциклопедии, где есть все, но ничего нет захватывающего". Богатство внутреннего убранства вполне компенсирует внешнюю простоту. К зданию ведет полукруглая подковообразная двухмаршевая лестница, откуда в 1814 г. Наполеон произнес прощальную речь после отречения от власти. Это были тяжелейшие минуты, когда жить не хотелось, но возникшему намерению о суициде не суждено было сбыться.
12-го апреля 1814 г. на рассвете император, предвидя мрачное ближайшее будущее, запершись в собственных покоях, достал флакончик, наполненный ядом, приготовленный по его просьбе личным лекарем после непредвиденных обстоятельств, случившихся в неудачном сражении за Малоярославец, когда чуть не попал в западню. С тех пор минуло полтора года, но с бутылочкой не разлучался. Не раздумывая долго, проглотил содержимое пузырька. Его приверженец маркиз де Коленкур, заподозрив неладное, забил тревогу, но принимать противоядие полководец наотрез отказался. Ядовитое вещество, очевидно, успев выдохнуться, не подействовало.
20 числа того же месяца гвардейцам приказали выстроиться у парадного входа. Застыли в скорбном молчании 1200 воинов. Когда куранты пробили 13:00, резко распахнулась входная дворцовая дверь, вышел самодержец, уже бывший. Приблизившись, обратился к бойцам: "Я вынужден уйти, а вы продолжайте верой и правдой служить Франции, не волнуясь о моей судьбе". Уверенный всегда голос дрогнул. Подойдя к знамени, прикоснулся губами к святыне, спрятал там лицо, скрывая скупую мужскую слезу.

Часовня Троицы

Небольших размеров, но достаточно красивая, она расположилась слева от лестничного прохода. На своде изображена картина страшного суда. По центру, окруженный иудейскими царями и добродетелями, - Христос (автор Мартен Фремине). На главном алтаре из мрамора (1633 г.) запечатлена Святая Троица (1642 г.). С обеих сторон - изваяния защитников венценосной семьи: в кружевной тунике, с лилией на мантии, позолоченных сандалиях застыл величаво на мраморном полу Св.Карл Великий, напротив - Св. Людовик, держащий скипетр. Королевская чета никогда не пропускала религиозную службу, обращаясь молитвой к Всевышнему, прося благословения, защиты себе и родному народу.

Галерея, достойная восхищения

Созданная Франциском настоящая сокровищница - бесспорный шедевр ренессансного стиля. В ней впервые гармонично сочетаются обшивка из красного дерева с фресками и множеством разнообразнейших скульптур. Огромные вытянутые окна пропускают струи солнечных лучей, озаряя живопись естественным светом. Стены продолговатого, несколько зауженного зала (64х6 м) разбиты на две части. Нижняя декорирована деревянными теплыми панелями, где красуются национальный герб и царские монограммы. Вверху - бесподобная художественная лепка. Уникальные фрески, демонстрирующие боевые триумфы помазанника божьего, прославляют его бесстрашие и праведность, покровительство над искусством и наукой. Объятые овалом буквы "F", цветок лилии и саламандра в пламени огня (королевская эмблема) не позволяют забывать о заказчике, девиз коего был "Nutrisco et extinguo", означающий "питаю и уничтожаю".
Поражает восхитительная настенная роспись (всего 14), представляющая продуманную до тонкостей композицию, имеющую глубокий смысл, о котором можно только догадываться. По центру - картина талантливого итальянского живописца Приматиччо "Даная". На подушках полулежит обнаженная златовласая красавица, являющаяся по греческой мифологии дочерью аргосского царя Акрисия и Эвридики. Отец девушки, напуганный вестью дельфийского оракула, предвещающей гибель от руки внука, изолировал ее, заключив в башню под землей, стерег. Но от предначертанного свыше не убежишь. Могущественный Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в девичьи покои. Даная родила сына Персея, предсказание сбылось.
Приводит в восторг следующий холст: государь в облике благородного принца появляется в храме Юпитера как победитель над невежеством. Люди, пожелавшие остаться грубыми, необразованными, гибнут. Не отпускают полотна Росссо "Венера и Амур", особенно "Вакх и Венера", где настолько реально передано тело юноши, что кажется живым, а не написанным, созданным из плоти и крови. Рядом - всевозможные сосуды невероятно причудливой формы из хрусталя, серебра, декорированные драгоценными камнями. Гений кисти изобразил сатира с козлиной мордой, на которой застыл восторг, мальчика, оседлавшего медведя. Величайшему таланту помогали столяры-краснодеревщики, лепщики, резчики, граверы. Античные сюжеты служат поводом к размышлению о морали и религии.

Изысканность бального зала

Просторное помещение площадью 300 кв.м с кессонным потолком, купающееся в солнечном свете, буквально искрится. Гламурный вид придал Генрих II, достроивший, оформивший его после смерти родителя. Рисунок великолепного наборного паркета соответствует орнаменту свода, подпираемого мощными опорами из многочисленных арочных пилонов. Низ обшит дубовыми плитами. Верх украшают мифологические сцены, выполненные художником, итальянцем Никколо дель Аббате. Одно полотно посвящено покровительнице охоты Диане, множественные образы которой насыщают обширное пространство имения. Пять огромных оконных проемов выходят в нарядный сад, через остальные просматривается Овальный двор.
Когда опускались сумерки, зажигались тысячи свечей на хрустальных люстрах, спускающихся, подобно паукам на позолоченной "паутине", звучала музыка, медленно кружились в танце пары. Элегантно одетые в атлас и шелка дамы поражали кружевами, блеском бриллиантов, перешептывались, разглядывая резную отделку, где отчетливо видна латинская буква "Н", размещенная на римской цифре "II", пересеченная двумя полумесяцами. И пусть хозяин объяснял, что это совместный супружеский вензель, но все прекрасно понимали, кому предназначено интересное сочетание.
Женившись на знатной представительнице богатейшего семейства Италии Екатерине Медичи, он до последнего вздоха был предан Диане Пуатье, старшей почти на 20 лет. О неземной ее красоте слагались легенды, тайну обаяния хотели бы узнать многие представительницы слабой стати. И сегодня люди поражаются фантастически нереальной глубине мужских чувств. Он дарил единственной желанной женщине дорогие украшения, земли, преподнес сказочный замок Шенонсо, возведенный на берегу Луары, готов был бросить к ее ногам весь мир, хотел развестись, но она не позволяла. Это была странная, непонятная жизнь на троих. Жена исправно рожала детей, любовница занималась их воспитанием. Кого же из них можно было считать истинной королевой: фаворитку, владевшую сердцем короля, или супругу, носившую траур по своей растоптанной, распятой любви?

Тайны салона Оленей

Помещение, уходящее на 74 м в длину, шириной 7 м, построено в XVII в. По периметру стены увенчаны головами благородных животных (43 шт.), вылепленных из гипса, наблюдавшими за гостями стеклянными бусинками-глазами. Таинственно замерли античные статуи (бронзовая копия) "Спящей Ариадны", "Лаокоона с детьми", "Аполлона Бельведерского", привезенные из Лувра, скульптура охотницы из Олимпа, сделанная в 1602 г. Приером. В живописных рощах чудесно выглядят с высоты птичьего полета прелестные дворцы Шамбор, Амбуаз (13), расписанные маслом по штукатурке умелой рукой мастера Пуассона. На потолке - гон дичи собаками. Сочные краски дают ощущение натуральности - лес кажется настоящим, ощущается еле осязаемый запах девственной природы, слышится тихий шепот листвы, едва различимы звуки птичьего хора. Здесь появляется призрак убитого по приказу королевы Швеции Кристины маркиза де Мональдечи, уличенного в предательстве.
В 1667 г. она появилась в поместье вместе с любовником обер-шталмейстером в мужском платье, напоминая очаровательного мальчишку. Пара выглядела счастливой, но совершенно случайно девушка нашла письменные любовные послания, адресующиеся сопернице. Ярость затмила разум, безумное желание отомстить лжецу было сильнее ее. Когда офицеры напали на Мональдечи в галерее, она с особой жестокостью наслаждалась предсмертной агонией лицемера, готовая сама вцепиться в изменника как дикая кошка. Несчастный на коленях просил помиловать, но в лицо летели предательские письма, упреки. С пронзенным горлом умирающий призывал Иисуса с Марией, а она в тот же вечер танцевала с Луи XIV. И сегодня бродит душа убиенного, не сумев обрести покоя.

Хранилище книг

Это, пожалуй, самый длинный зал, простирающийся на 80 м, шириной 10. Как только его не использовали: был банкетным при Луи-Филиппе, посвящался Диане, служил тюрьмой в период революции, в 1858 г. стал большущей библиотекой. На стеллажах застекленных шкафов мирно почивают 16 тыс. изданий. Вот где рай земной для заядлых любителей литературы! Чтобы все перечитать, наверное, жизни не хватит. Мифологические изображения на сводах сменяют на концах фрески, исполненные в стиле "трубадур", где с иконографической точностью переданы сюжеты реальных и легендарных событий прошлого, например "Карл великий, переходящий Альпы" (всего 8).
По центру - большой глобус, заказанный в 1810 г. Бонапартом. Мало кому известно, что на нем отсутствует Китай, это - ошибка изготовителя, так и оставшаяся неисправленной. Китайским делегациям замалчивают об этом, дабы не обидеть ненароком. А русские путешественники подшучивают: "Лучше бы император не обнаружил там Россию. Возможно, не принес бы столько горя нашим городам и селам, добравшись до Москвы". Конечно, шутка, но как знать…


Императорские покои

Апартаменты Наполеона, последнего из проживающих монархов, не выделяются помпезностью, как у предшественников. Более скромная обстановка характеризует внутреннее содержание великой, не глядя ни на что, личности. Бывшую королевскую спальню переустроили под тронный зал с эстрадой, троном, установленным под балдахином из алого бархата и флагштоками по бокам. Вызывает удивление бархатный навес, ведь его привыкли считать спальным элементом, но это не случайно. Он является знаком небесного покровительства, царской власти - не меньше! Многочисленные кисти на шторах указывают, что комната предназначена божьему ставленнику, раньше ими приукрашивали святые места, позже они превратились в классику интерьера.
Незамысловато выглядит "походная кровать", где Его Величество отдыхал, устав от дневной суеты и забот. Здесь сохранились даже комнатные тапочки. В красном салоне до сих пор стоит круглый совсем небольшой столик на единой толстой ножке. Именно за ним император говорил, что ради блага родины, оставаясь верным присяге, готов покинуть пределы страны, если понадобится, умереть.
Топографический кабинет хранит немого свидетеля его успешных и неосуществимых планов - большой дубовый стол (мастера Жоржа Жакоба). А планировал он с размахом, отсюда произошел афоризм - "наполеоновские планы".
Полководец чрезвычайно ценил и дорожил оружием. Его инкрустированную золотом шпагу на аукционе, состоявшемся в Фонтенбло в июне 2007 г., продали за 6 млн. 400 тыс.$. Причудливо изогнутый клинок с замысловатым узором достигает по длине 1 м. В 1978 г. она объявлена национальным державным сокровищем. Закон разрешает ее купить лишь владельцу недвижимости во Франции, где уникальная вещь обязана пребывать не менее полугода.
Немалое значение придавалось одежде. Среди экспонатов сохранился военный мундир, напоминая о неиссякаемой воинственности хозяина, практически не носившего гражданского одеяния. Придя к власти, выделял громадную сумму на приобретение торжественных нарядов. Одна лишь вышивка на белоснежном бархате плаща обошлась в 10 000 франков, не говоря о шляпе со страусовыми перьями и алмазом в золотой оправе. Ежедневно он носил бикорн. В гардеробе их насчитывалось 170. Привычный жест - сорвав двууголку, швырнуть ее под ноги послам, выражая тем самым гнев.

Садово-парковая зона

Она занимает 115 гектар. Вначале в западной части пытались вырастить приморские сосны. В честь защитницы Рима, славной Помоны, возвели павильон, разукрасив росписями итальянских живописцев Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, но в 1566 г. разрушили. Сохраненным остался грот, его рустованные арки поддерживаются мощными атлантами. В 1812 г. здесь разбили современный сад в английском стиле, пересекаемый искусственно созданной речкой с чистой прозрачной водой, текущей, как человеческая жизнь, в единственном направлении. Зеленые насаждения пополнили экзотическими саженцами: тюльпанным деревом, софорой японской и другими. В разных уголках на шелковистой траве основались скульптуры XVII в. (копии) "Гладиатор Боргезе", совсем близко - "Умирающий гладиатор", за ним - "Телемах на острове Огига".
Нотку романтики в окружающую панораму вносит пруд, занимающий площадь 4 га с крупными карпами, плавающими утками, белыми лебедями, приводящими в неистовый восторг гостей. В центре, на созданном островке, прописалась восьмиугольная беседка, выстроенная архитектором Л.Лево в 1662 г. Приехавшему с визитом Петру I так приглянулось это милое местечко, что он изъявил желание отобедать там. Дворцовой свите пришлось добираться на лодке, везя кухонную утварь с приготовленными блюдами. Вдоль берега расположилась длинная аллея, усаженная платанами.
На обширной территории - два чудесных бассейна. В одном в XVII в. находился фонтан-скала, именуемый "бурлящим котлом", замененный дивной каменной чашей. Во втором гордо восседает вылитый из бронзы орел, цепко ухватившийся острыми когтями в добычу. Как же хорошо здесь летним сезоном. Словно сестры, выстроились рядами цветущие липы, опьяняет душистый запах, чистый, как юность, сладкий, как мед. Можно прокатиться на лодке по каналу (1, 2 км), прорытому в 1606 -1609 гг. Для его наполнения соорудили несколько акведуков.
С северной стороны по приказу Екатерины Медичи посадили сад с оранжереей, посвященный ей. Но по иронии судьбы именно здесь установили фонтан (1603 г.) с красивейшей скульптурной композицией "Диана с ланью" (скульптор Биар). Стоящую на пьедестале богиню охраняют четыре собаки, под ними - оленьи головы с разветвленными рогами. Садовый комплекс переименовали в ее честь. Такова воля дофина.
Очевидно, большинство людей представляют павлинов с яркими, цветастыми опахалами хвостов, здесь же повстречаете и редчайших альбиносов. Удивлены? Совсем неожиданный ход матушки-природы. Их завезла королева Екатерина. Привыкнув к грациозным царственным птицам, напоминающим отчий край, ей не хотелось с ними расставаться. Французам не нравился их противный крик, накликающий (как им казалось) беду, поэтому придворные недолюбливали красавцев. Встретиться с ними можно только весной и летом, ведь они слишком теплолюбивы. Какое же это чудо!

Говорить о красоте легендарного замка, его венценосных обитателях можно бесконечно, но слушать - одно, а увидеть… Лучшей оценкой станет краткий диалог историка Мишле с оппонентом:
- Скажите, где станете искать убежище и утешение, ощутив себя несчастливым?
- Я поеду в Фонтенбло.
- А если очень счастливы?
- Отправлюсь туда же.