Ignota airspace предельно малых высот. Научно-технические проблемы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук Полковник Д.Н. САМОТОНИН, кандидат технических наук АННОТАЦИЯ. Определены основные научно-технические проблемы и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационной системы страны в условиях создания воздушно-космической обороны России. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральная система разведки и контроля воздушного пространства РФ, аэронавигационная система России, радиотехнические войска, радиолокационное обеспечение, единая автоматизированная радиолокационная система. SUMMARY. Rey scientific and technical problems and areas for developing the RF Federal system of air space reconnaissance and control and Air navigation system of the country in terms of creation of the Aerospace Defense of Russia. KEYWORDS: RF Federal system of air space reconnaissance and control, Air navigation system of Russia, Radio Technical Troops, radar support, unified automated radar system. ФЕДЕРАЛЬНАЯ система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП РФ) создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года 146, является межведомственной системой двойного назначения и предназначена для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке пунктов и центров управления (ПУ, ЦУ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в интересах решения задач противовоздушной обороны (ПВО), в том числе задач по охране государственной границы и пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ, по обеспечению полетов воздушных судов государственной, экспериментальной и гражданской авиации, а также для радиолокационного обеспечения центров организации воздушного движения аэронавигационной системы РФ (АНС России) за счет комплексного использования имеющихся в ВС РФ и АНС России радиолокационных систем и средств. Информационно-технической основой ФСР и КВП РФ является единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС). Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, в составе ЕАРЛС привлекаются силы и средства радиотехнических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). В целях развития ЕАРЛС в период с 2007 по 2015 год выполнена федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы

2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 15 разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (гг.)» (далее Программа (), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года 345. Анализ итогов реализации Программы () показывает, что заявленные в ней цели по повышению эффективности контроля воздушного пространства, снижению общих затрат на содержание радиотехнических подразделений Минобороны России и повышение безопасности полетов авиации в основном достигнуты. Вместе с тем отсутствие концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП, изменение условий и факторов, влияющих на построение и применение единой радиолокационной системы и системы контроля за использованием воздушного пространства РФ, обусловили ряд научно-технических проблем развития ФСР и КВП на период до 2025 года: недостаточный уровень автоматизации информационно-технического взаимодействия ЦУ (ПУ, КП) ПВО (ВКО) с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) для реализации эффективной совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации о воздушной обстановке при решении задач контроля использования воздушного пространства РФ; несоответствие принципов построения и функционирования ЕАРЛС требованиям по ее интеграции с ЕС ОрВД, формированию и поддержанию единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России; несоответствие принципов разработки, функционирования и применения в системе управления Воздушно-космических сил (ВКС) средств автоматизации контроля использования воздушного пространства РФ предъявляемым к ним в современных условиях требованиям; несоответствие ТТХ устаревших средств радиолокации современным информационным потребностям Минобороны России при решении возлагаемых на них задач с учетом возрастания угроз безопасности РФ в воздушном пространстве. Сформулированные научно-технические проблемы позволили обосновать следующие основные направления развития ФСР и КВП в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России. Первое направление. Разработка новых и модернизация существующих средств разведки (наблюдения) воздушного пространства. Анализ прогнозируемой целевой и помеховой обстановки на период до 2025 года обуславливает необходимость существенного повышения требований к применяемым средствам радиолокации в части их пространственных и информационных возможностей. Учитывая, что вся пилотируемая авиация, а также многие беспилотные средства противника для облегчения преодоления системы ПВО оборудованы передатчиками помех, существенно возрастают требования к помехоустойчивости группировок радиотехнических войск (РТВ). В условиях сокращения временного интервала между обнаружением целей и нанесением по ним удара средствами воздушного нападения (СВН) противника основным способом сохранения группировки РТВ будет маневр силами и средствами радиолокационной разведки. Следовательно, требования к мобильности перспективных РЛС повышаются. Учитывая, что задачи боевого дежурства по ПВО выполняются непрерывно (в мирное и военное время), а условия функционирования средств радиолокации в мирное и военное время отличаются, то и тре-

3 16 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН бования к средствам радиолокации дежурного режима мирного и военного времени будут различны. Для решения задач мирного времени необходимы относительно недорогие РЛС с интегрированными средствами вторичной радиолокации и дополнительной аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В). Эти средства радиолокации в целях снижения стоимости могут быть стационарными (перевозимыми), но при этом должны обладать высокой надежностью (назначенный ресурс более ста тысяч часов, наработка на отказ тысячи часов), ремонтопригодностью (блочно-модульный принцип построения, встроенная аппаратура диагностики и поиска неисправностей, прогнозирования технического состояния), низкой стоимостью эксплуатации (автоматические, без участия расчета радиолокационные модули). С учетом необходимости использования информации о воздушной обстановке в интересах Минобороны и Минтранса России при решении задач ОрВД данные средства радиолокации должны проходить сертификацию установленным порядком. Одним из основных направлений развития средств радиолокации дежурного режима, выполняющих задачи в мирное время, должно быть доведение их до уровня автоматических РЛС. Данное требование в том числе обусловлено необходимостью воссоздания радиолокационного поля в Арктической зоне РФ. Исходя из условий применения в военное время к радиолокационным средствам дежурного режима, дополнительно предъявляются следующие требования: автоматическая разведка типов помех и адаптация к воздушной и радиоэлектронной обстановке, в том числе возможность концентрации энергии на помехоопасных и других важных направлениях; высокая скрытность работы, обеспечиваемая разработкой пассивных (полуактивных) средств радиолокации; высокая мобильность, обеспечиваемая сокращением времени свертывания (развертывания), включения и контроля функционирования РЛС; автоматическая топопривязка и ориентирование. При этом РЛС дежурного режима, предназначенные для несения боевого дежурства по ПВО в военное время, должны быть многодиапазонными, обеспечивающими при незначительных энергетических затратах требуемые характеристики по дальности обнаружения и точности определения координат СВН противника. С учетом анализа потенциальных угроз РФ в воздушно-космической сфере возрастает актуальность обнаружения СВН, действующих на малых и предельно-малых высотах. Различия по условиям и задачам применения маловысотных РЛС предопределяют их деление на РЛС дежурного и боевого режима. Основными требованиями, предъявляемыми к перспективным маловысотным РЛС дежурного режима, являются: возможность обнаружения и сопровождения низколетящих, малоразмерных и не скоростных воздушных целей (КР, БЛА, дельтапланов и др.) на фоне интенсивных отражений от земли, местных предметов, гидрометеообразований, преднамеренных пассивных и несинхронных импульсных помех; наличие в составе радиолокационных комплексов (РЛК) удаленных радиолокационных модулей, размещенных вне подразделений РТВ и работающих в автоматическом режиме; возможность размещения антенных систем на высотных опорах (в отдельных случаях на привязных аэростатах). К маловысотным РЛС боевого режима прежде всего предъявляются требования высокой маневренности, достаточного энергети-

4 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 17 ческого потенциала с возможностью его концентрации в заданном направлении (секторе), повышенной точности измерения координат и возможности обнаружения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР). Одним из основных требований, предъявляемых к перспективным РЛС, является необходимость их сопряжения с действующими и перспективными комплексами средств автоматизации, а также возможность интеграции в единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки. Это предусматривает в том числе применение унифицированных протоколов обмена информацией о состоянии воздушной обстановки, объединение радиолокационной информации из различных источников о воздушных объектах, обмен данной информацией на более высоких скоростях с использованием средств создаваемой цифровой телекоммуникационной сети Минобороны России. Второе направление. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС ФСР и КВП и ее комплексная модернизация в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД, для решения задач ПВО. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС и ее комплексная модернизация предусматривают: оснащение (переоснащение) радиотехнических подразделений современными и перспективными РЛС (РЛК); модернизацию трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации путем развертывания на них новых РЛК ДН, а также реконструкцию центров ЕС ОрВД, в том числе в интересах совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия; создание и развертывание унифицированных автоматических модулей программно-технических средств (МПТС), обеспечивающих автоматический обмен плановой, радиолокационной и дополнительной информацией с использованием унифицированных протоколов информационно-технического взаимодействия трассовых радиолокационных позиций двойного назначения и центров ЕС ОрВД с ЦУ (ПУ, КП) ВС РФ. Для обеспечения информационно-технического взаимодействия по цифровым каналам и с использованием унифицированных протоколов со стороны объектов Минобороны России предусмотрены закупки перспективных комплексов средств автоматизации (КСА), что в совокупности обеспечит повышение эффективности совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации на командных пунктах радиотехнических полков. Третье направление. Поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки с использованием ресурсов развернутой ЕАРЛС. Реализация направления организована путем оснащения радиотехнических полков комплексами автоматических средств, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Наблюдатель ФСР и КВП», и интеграции на их основе всех источников радиолокационной информации Минобороны России и Росавиации, дислоцированных в границах позиционного района радиотехнического полка. Четвертое направление. Организация единой системы автоматизированного контроля использования воздушного пространства РФ (ЕСКИВП) в системе управления ВКС. Реализацию этого направления планируется осуществить в рамках государственной программы вооружения, предусматривающей разработку и принятие на вооружение унифицированных МПТС автоматизации решения задачи контроля использования

5 18 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН воздушного пространства РФ. МПТС предназначены для совместного применения с КСА ЦУ (ПУ, КП) объединений ВКС, соединений ПВО, воинских частей РТВ в интересах повышения качества решения задачи контроля использования воздушного пространства на основе реализации современных системотехнических принципов обмена и обработки информации, поступающей от центров ЕС ОрВД и ПУ радиотехнических войск. МПТС разрабатывается в различных комплектациях с открытым интерфейсом информационно-технического сопряжения для применения на всех уровнях управления при автоматизированном решении задачи контроля использования воздушного пространства совместно с существующими и перспективными комплексами средств автоматизации. Таким образом, в решении основных научно-технических проблем в период до 2025 года можно выделить два этапа годы комплексная модернизация ЕАРЛС во всех регионах РФ, создание головного участка совместного применения интегрированной радиолокационной системы (ИРЛС) ФСР и КВП и ЕСКИВП годы полномасштабное развертывание ИРЛС и ЕСКИВП во всех регионах страны. Успешная реализация этапов развития ФСР и КВП возможна при безусловном выполнении мероприятий ГПВ и своевременной разработке (уточнении) концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы построения, функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП.


ОБЗОРНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС метрового диапазона П-18Т/TRS-2D назначение РЛС П-18Т/TRS-2D является импульсной когерентной радиолокационной станцией метрового диапазона и предназначена для обнаружения

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Авиационных правил организации радиолокационного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь 26 октября 2015 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫх СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫх СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Евгений Робертович Мейчик НАЧА ЛьНИК СВязИ ВООРУ женных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ заместитель

Радиолокация на современном этапе. Возможные пути развития поэтапная модернизация и создание унифицированных блочномодульных комплектаций. Боевые действия в военных конфликтах второй половины XX-го и наступившего

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРА -НСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва &Jt Об утверждении Положения об Управлении радиотехнического обеспечения полетов и

Перспективы развития системы связи и АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации Н а ч а л ь н и к Г л а в н о г о у п р а в л е н и я С в я з и В о о р у ж е н н ы х С и л Р о с с и й с к о й Ф е д е р а

Трёхкоординатная средних и больших высот дежурного режима НАЗНАЧЕНИЕ предназначена для обнаружения, измерения трёх координат, сопровождения, определения государственной принадлежности воздушных объектов

ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СЛУЖЕБНО-БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я с в я з и и а в т о м а т и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я в о й с к а м и Г К

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а Г е н е р а л ь н о г о ш т а б а В

Работа по созданию сплошного радиолокационного поля РФ. Оснащение Вооруженных Сил России радиолокационными станциями (РЛС) высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» идѐт с опережением графика. Об этом

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 июля 2017 г. 98 О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. 88 На

64 Bозможности оборонно-промышленного комплекса России по созданию перспективных огневых систем ПРО Игорь КОРОТЧЕНКО Главный редактор журнала «Национальная оборона» Основной задачей, которую решают войска

Войска воздушно-космической ОБОРОНЫ НАДЕЖНЫЙ щит страны в воздухе и КОСМОСЕ Александр Валентинович Головко ком андующий ВойСК АМИ ВОзД У ШНО-КОСМИЧЕСКОй ОБОРОНЫ, ГЕНЕРА Л-ЛЕйТЕНАНТ Войска воздушно-космической

Космические войска Космические войска являются родом войск Воздушно-космических сил Космические войска решают широкий спектр задач, основными из которых являются: - наблюдение за космическими объектами

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ Глобальный мониторинг космической обстановки важнейшее направление обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере Полковник А.Н. КАЛЮТА АННОТАЦИЯ.

ПЕЧОРА-2ТМ Зенитный ракетный комплекс ЗРК средней дальности С-125-2ТМ «Печора-2ТМ» ЗРК С- 125-2ТМ «Печора -2ТМ» предназначен для борьбы с современными и перспективными средствами воздушного нападения в

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАДИОНАВИГАЦИИ И РАДИОПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ЛОКАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ Яцкевич В. А., ООО «Специальные радиосистемы

А.М. Мухаметжанов¹, О.С. Ишутин² Современные подходы в управлении военно-медицинской службой ¹Военная кафедра Карагандинской государственной медицинской академии. Республика Казахстан. ²Военно-медицинское

Перспективы развития икт в интересах системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации Начальник Управления заказов и поставок автоматизированных систем управления, информационных систем, комплексов

НовЫЕ АСПЕКты военно-технической ПОЛИтИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ в современных условиях Сергей Кужугетович Шойгу МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРА Л АРМИИ В настоящее время научно-технический

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 СОДЕРЖАНИЕ РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ... 3 УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ

Соколов Никита Вячеславович студент ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» г. Санкт-Петербург Степаненко Кирилл Васильевич

Основы боевого применения ПВО Взаимодействие родов войск Истребительная авиация Радиотехнические войска Зенитно-ракетные войска Взаимодействие родов войск ПВО Выполнение боевой задачи по охране и обороне

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «Военно-техническая подготовка» по военно-учетной специальности Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов противовоздушной

Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и

Буренок В.М., доктор технических наук, профессор Москаленко В.И., кандидат технических наук Соломенин Е.А. Направления развития системы опознавания Рассмотрены вопросы построения перспективной системы

С.С. Смирнов, кандидат технических наук, доцент В.Л. Лясковский, доктор технических наук, профессор Д.В. Нестеров Методика формирования программных мероприятий по созданию технологий и образцов оружия

Совершенствование организационной структуры военной составляющей Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации Аннотация. В статье на фоне совершенствования организационной структуры

Структура и состав пункта управления тылом войск национальной гвардии Российской Федерации. Дементьев Дмитрий Николаевич капитан, слушатель 116 ВНГ учебного отделения Военная академия материально-технического

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕхНИКИ РАКЕТНЫх ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ СУхОПУТНЫх ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Александр Викторович Кочкин заместитель НАЧА ЛьНИК А ГЛАВНОГО РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО

УДК 623.418.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИМИТАТОРА-ТРЕНАЖЕРА РАБОЧИХ МЕСТ ЗРК ДД-СД ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАВЕДЕНИЯ ЗРК ПВО ВВС Тимофеев Г.Г., студент

25/8/03 ОДИННАДЦАТАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Монреаль, 22 сентября 3 октября 2003 года Пункт 1 повестки дня. Пункт 1.2 повестки дня. Представление и оценка глобальной эксплуатационной концепции организации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 24 февраля 2015 года 65 О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям В соответствии с Федеральным законом от 12

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-КОСМИчЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Олег Николаевич Остапенко КОМ АНДУЮщИЙ КОСМИЧЕСКИМИ ВОЙСК АМИ, ГЕНЕРА Л-М АЙОР Современные мировые тенденции

Проблемы нормативно-правового обеспечения применения комплексов с БЛА Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, заместитель начальника отдела, к.т.н. Н.Н. Олтян 1 Управление авиации

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 150 30 апреля 2007 г. г. Москва Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации В соответствии с постановлением

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Научно-исследовательский испытательный

РОЛь военных технологий в РАзвитИИ СИСтЕМЫ вооружения вооруженных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ Сергей Егорович Панков нача льник У ПРАВЛЕНИ я ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕжВИ ДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИй и СПЕЦИА ЛьНЫХ ПРОЕКТОВ

Приложение 14 Основные направления взаимодействия и пути информационно-технического сопряжения АСРК-РФ ФГУП «РЧЦ ЦФО» с Единой системой комплексного технического контроля Вооруженных Сил Российской Федерации

А. В. Леньшин, Н. М. Тихомиров, С. А. Попов БОРТОВЫЕ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ Учебное пособие Под редакцией доктора технических наук А. В. Леньшина Рекомендовано УМО по образованию в области эксплуатации

О Т З Ы В официального оппонента на диссертационную работу Фитасова Евгения Сергеевича «Пространственно-временная обработка сигналов в малогабаритных мобильных радиолокационных системах обнаружения низколетящих

В.Г. Найденов доктор технических наук старший научный сотрудник Е.В. Першин Постановка задачи определения оптимального типажа средств экспериментально-испытательной базы полигона Минобороны России для

КОРАБЕЛЬНЫЕ АСУ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СРЕДСТВ И КОМПОНЕНТОВ УДК 681.324 В.А. Ильин, И.Л. Козлов АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНОЙ КОРАБЛЕЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 июля 2015 г. 79 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь На основании пункта

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР» «СЫКТЫВКАР» КАР КЫТШЛÖН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНСА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШУÖМ от г. Сыктывкар, Республика Коми Об утверждении положения

II. Аннотация 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у обучающих профессиональных компетенций, обеспечивающих исполнение ими первичных научных должностей

ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТИ РЛС С АФАР ЗА СЧЕТ СИСТЕМЫ ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ 1. Обеспечение помехозащищенности системы во многом определяется характеристиками антенной системы, входящей в состав РЛС, т.к.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2012 г. N 5/35415 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 марта 2012 г. N 234 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПерсПектиВЫ развития системы радиоэлектронной БорЬБЫ российской ФедерАЦии на Период до 2020 ГодА Михаил Валерьевич Доскалов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБы ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

УДК 623.76(092) Я. В. Безель, 2015 Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО Приводится краткий обзор работ, выполненных в НИИ-5 (МНИИПА) в 1923 2010 гг. по созданию и совершенствованию

Подходы к обеспечению безопасного применения БАС Текущая ситуация в области применения беспилотных аппаратов Стремительный рост бесконтрольно используемых беспилотных аппаратов в России и в других странах

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 9 ноября 2017 г. 2478-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в до 2025 года.

Анализ современного состояния обороннопромышленного комплекса Республики Казахстан и перспективы его развития Талгат Женисович Жанжуменов Заместитель Министра обороны Республики К аза хстан, генера л-м

56 Bоздушно-космическая оборона России: история создания и основные задачи 57 Николай ЛЯХОB Полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, с 2003 по 2007 гг. заместитель начальника

УДК 629.733.34 Технические науки Мешкова Е.В., Митрошина Е.В. студентки 4 курса электротехнического факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 1999 г. N 1308 О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Изменения и дополнения:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 ноября 2014 г. 1215 МОСКВА О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований

УДК 623.4 М.Ю. Трубин НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ВМФ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Трубин Максим Юрьевич, окончил факультет АСУ ВМИРЭ им. А.С. Попова.

Код УДК: 355/359 2016г Качалков А.Д., магистрант Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.екатеринбург

Российская Федерация Новгородская область, Мошенской район Администрация Калининского сельского поселения П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22.02.2013 25 д. Новый Поселок О внесении изменений в Положение о

1. Основные положения по управлению ГО. 2. Пункты управления: предназначение, размещение, оснащение, системы жизнеобеспечения, организация работы на пункте управления. 3. Штаб ГО и возлагаемые на него

Структура Вооруженных Сил Республики Казахстан Силы Воздушной Обороны Военно-морские силы Аэромобильные войска Ракетные войска и артиллерия Региональные командования Тыл ВС РК Специальные войска Военные-учебные

Государственной программе вооружения эффективные методы контроля и управления Сергей Владимирович Хуторцев Директор Департамента мобилизационной подготовки экономики РФ и формирования госуд арственного

Возможные решения задачи мониторинга воздушного движения на малых высотах Гринченко О.Т. Начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства

УДК 65.011.56 В.Г. Тодуров ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОБРАЗЦОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОХРАНЫ И ОБОРОНЫ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ ПРИБРЕЖНЫХ СТРАН Тодуров Владимир Григорьевич, кандидат технических наук, окончил

Связь и автоматизированное управление важнейшее условие руководства спасательными силами Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я з а щ и т ы и н ф о р м а ц и и и о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о

2013 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА 189 УДК 629.735.017.1 ВЫБОР МЕТОДОВ АНАЛИЗА НАДЁЖНОСТИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ О.В. МИЩЕНКО, А.А. АПАНАСОВ Статья представлена доктором технических

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3(5-6)/1997

О некоторых проблемах контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства

Генерал-полковник В.Ф.МИГУНОВ,

кандидат военных наук

Полковник А.А.ГОРЯЧЕВ

ГОСУДАРСТВУ принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией и территориальными водами. Использование воздушного пространства Российской Федерации регламентируется законами, согласующимися с международными нормами, а также нормативно-правовыми документами Правительства и отдельных ведомств в пределах их компетенции.

Для организации рационального использования воздушного пространства страны, управления воздушным движением, обеспечения безопасности полетов, контроля за соблюдением порядка его использования создана Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД). Соединения и части Войск противовоздушной обороны как пользователи воздушного пространства входят в состав объектов управления этой системы и в своей деятельности руководствуются едиными для всех нормативно-правовыми документами. В то же время готовность к отражению внезапного нападения воздушного противника обеспечивается не только непрерывным изучением расчетами командных пунктов Войск ПВО складывающейся обстановки, но и осуществлением контроля за порядком использования воздушного пространства. Правомерен вопрос: нет ли здесь дублирования функций?

Исторически сложилось так, что в нашей стране радиолокационные системы ЕС УВД и Войск ПВО возникли и развивались в большой степени независимо одна от другой. В ряду причин этого - различия в потребностях обороны и народного хозяйства, объемах их финансирования, значительные размеры территории, ведомственная разобщенность.

Данные о воздушной обстановке в системе УВД используются для выработки команд, передаваемых на борт воздушных судов и обеспечивающих их безопасный полет по заранее запланированному маршруту. В системе ПВО они служат для выявления летательных аппаратов, нарушивших государственную границу, управления войсками (силами), предназначенными для уничтожения воздушного противника, наведения средств поражения и радиоэлектронной борьбы на воздушные цели.

Поэтому принципы построения указанных систем, а следовательно, и их возможности значительно различаются. Существенно то, что позиции радиолокационных средств ЕС УВД располагаются вдоль воздушных трасс и в районах аэродромов, создавая поле управления с высотой нижней границы около 3000 м. Радиотехнические подразделения ПВО размещены прежде всего вдоль государственной границы, а нижняя кромка создаваемого ими радиолокационного поля не превышает минимальную высоту полета летательных аппаратов потенциального противника.

Система контроля Войск ПВО за порядком использования воздушного пространства сложилась в 60-е годы. Ее базу составляют радиотехнические войска ПВО, разведывательно-информационные центры (РИЦ) КП соединений, объединений и Центрального командного пункта Войск ПВО. В процессе контроля решаются следующие задачи: обеспечение КП частей, соединений и объединений ПВО данными о воздушной обстановке в их зонах ответственности; своевременное выявление летательных аппаратов, принадлежность которых не установлена, а также иностранных воздушных судов-нарушителей государственной границы; выявление летательных аппаратов, нарушающих порядок использования воздушного пространства; обеспечение безопасности полетов авиации ПВО; содействие органам ЕС УВД в оказании помощи воздушным судам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах, а также поисково-спасательным службам.

Слежение за порядком использования воздушного пространства осуществляется на основе радиолокационного и диспетчерского контроля: радиолокационный заключается в сопровождении воздушных судов, установлении их государственной принадлежности и других характеристик с помощью радиолокационных средств; диспетчерский - в определении расчетного местоположения воздушных судов на основе плана (заявок на полеты, расписаний движения) и сообщений о фактических полетах, . поступающих на командные пункты Войск ПВО от органов ЕС УВД и ведомственных пунктов управления в соответствии с требованиями Положения о порядке использования воздушного пространства.

При наличии данных радиолокационного и диспетчерского контроля по воздушному судну производится их отождествление, т.е. устанавливается однозначная связь между информацией, полученной инструментальным способом (координаты, параметры движения, данные радиолокационного опознавания), и сведениями, содержащимися в извещении о полете данного объекта (номер рейса или заявки, бортовой номер, исходный, промежуточные и конечный пункты маршрута и др.). В случае если не удалось отождествить радиолокационную информацию с планово-диспетчерской, то обнаруженное воздушное судно классифицируется как нарушитель порядка использования воздушного пространства, данные о нем немедленно передаются взаимодействующему органу УВД и принимаются адекватные обстановке меры. При отсутствии связи с нарушителем или когда командир воздушного судна не выполняет распоряжения диспетчера, истребители ПВО осуществляют его перехват и сопровождение до назначенного аэродрома.

В числе проблем, оказывающих наиболее сильное влияние на качество функционирования системы контроля, следует в первую очередь назвать недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей использование воздушного пространства. Так, неоправданно затянулся процесс определения статуса границы России с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном в воздушном пространстве и порядка контроля за ее пересечением. В результате возникшей неопределенности выяснение принадлежности воздушного судна, осуществляющего полет со стороны указанных государств, заканчивается тогда, когда оно находится уже в глубине территории России. При этом в соответствии с действующими инструкциями часть дежурных сил ПВО приводится в готовность №1, включаются в работу дополнительные силы и средства, т.е. неоправданно расходуются материальные ресурсы и создается излишняя психологическая напряженность у лиц боевых расчетов, чреватая самыми серьезными последствиями. Частично данная проблема решается в результате организации совместного боевого дежурства с силами ПВО Белоруссии и Казахстана. Однако полное ее решение возможно только при замене действующего Положения о порядке использования воздушного пространства новым, учитывающим сложившуюся ситуацию.

С начала 90-х годов условия выполнения задачи контроля за порядком использования воздушного пространства неуклонно ухудшаются. Это обусловлено сокращением численности радиотехнических войск и, как следствие, количества подразделений, причем в первую очередь были расформированы те из них, содержание и обеспечение боевого дежурства которых требовало больших материальных затрат. Но именно эти подразделения, располагавшиеся на морском побережье, на островах, сопках и в горах, имели наибольшую тактическую значимость. Кроме того, недостаточный уровень материального обеспечения привел к тому, что оставшиеся подразделения значительно чаще, чем раньше, теряют боеспособность из-за отсутствия горючего, запасных частей и др. В результате возможности РТВ по осуществлению радиолокационного контроля на малых высотах вдоль границ России значительно снизились.

В последние годы заметно уменьшилось количество аэродромов (посадочных площадок), имеющих прямую связь с ближайшими к ним командными пунктами Войск ПВО. Поэтому сообщения о фактических полетах поступают по обходным каналам связи с большими задержками или не поступают вовсе, что резко снижает достоверность диспетчерского контроля, затрудняет отождествление радиолокационной и планово-диспетчерской информации, не позволяет эффективно использовать средства автоматизации.

Дополнительные проблемы возникли в связи с образованием многочисленных авиапредприятий и появлением авиационной техники в частной собственности отдельных лиц. Известны факты, когда полеты выполняются не только без извещения Войск ПВО, но и без разрешения органов УВД. На региональном уровне существует разобщенность предприятий в вопросах использования воздушного пространства. Коммерционализация деятельности авиапредприятий сказывается даже на представлении ими расписаний движения воздушных судов. Типичной стала ситуация, когда они требуют их оплаты, а войска не располагают средствами для этих целей. Проблема решается путем изготовления неофициальных выписок, которые своевременно не обновляются. Естественно, снижается качество контроля за соблюдением установленного порядка использования воздушного пространства.

Определенное влияние на качество функционирования системы контроля оказали изменения в структуре воздушного движения. В настоящее время наблюдается тенденция роста международных рейсов и полетов вне расписаний, а следовательно, и загруженности соответствующих линий связи. Если учесть, что основным оконечным устройством каналов связи на КП ПВО являются устаревшие телеграфные аппараты, то становится очевидным, почему резко возросло количество ошибок при приеме извещений о планируемых полетах, сообщений о вылетах и др.

Предполагается, что перечисленные проблемы частично будут решены по мере развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, и особенно при переходе к Единой автоматизированной радиолокационной системе (ЕАРЛС). В результате объединения ведомственных радиолокационных систем впервые появится возможность использовать общую информационную модель воздушного движения всеми органами, подключенными к ЕАРЛС в качестве потребителей данных о воздушной обстановке, в том числе командными пунктами Войск ПВО, ПВО Сухопутных войск, ВВС, ВМФ, центрами ЕС УВД, другими ведомственными пунктами управления воздушным движением.

В процессе теоретической проработки вариантов применения ЕАРЛС возник вопрос о целесообразности и в дальнейшем возлагать на Войска ПВО задачу контроля за порядком использования воздушного пространства. Ведь органы ЕС УВД будут иметь ту же информацию о воздушной обстановке, что и расчеты командных пунктов Войск ПВО, и на первый взгляд достаточно контроль осуществлять только силами центров ЕС УВД, которые, имея непосредственную связь с воздушными судами, способны быстрее разобраться в обстановке. В этом случае отпадает необходимость в передаче на командные пункты Войск ПВО большого объема планово-диспетчерской информации и дальнейшем отождествлении ими радиолокационной информации и расчетных данных о местоположении воздушных судов.

Однако Войска ПВО, находясь на страже воздушных рубежей государства, в вопросе выявления воздушных судов - нарушителей государственной границы не могут полагаться исключительно на ЕС УВД. Параллельное решение этой задачи на командных пунктах Войск ПВО и в центрах ЕС УВД сводит к минимуму вероятность ошибки и обеспечивает устойчивость системы контроля при переходе с мирного положения на военное.

Имеется и другой довод в пользу сохранения существующего порядка на длительную перспективу: дисциплинирующее влияние системы контроля Войск ПВО на органы ЕС УВД. Дело в том, что суточный план полетов отслеживается не только зональным центром ЕС УВД, но и расчетом группы контроля соответствующего командного пункта Войск ПВО. Это касается и многих других вопросов, связанных с полетами воздушных судов. Такая организация способствует оперативному выявлению нарушений порядка использования воздушного пространства и их своевременному устранению. Трудно дать количественную оценку влиянию системы контроля Войск ПВО на безопасность полетов, но практика свидетельствует о прямой связи между надежностью контроля и уровнем безопасности.

В процессе реформирования Вооруженных Сил объективно существует опасность разрушения созданных ранее и достаточно отлаженных систем. Проблемы, рассмотренные в статье, весьма специфичны, однако они тесно связаны с такими крупными государственными задачами, как охрана границ и организация воздушного движения, которые будут актуальны и в обозримом будущем. Поэтому сохранение боеспособности радиотехнических войск, составляющих основу Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, должно быть проблемой не только Войск ПВО, но и других заинтересованных ведомств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Надежная ВКО страны невозможна без создания эффективной системы разведки и контроля воздушного пространства. Важное место в ней занимает маловысотная локация. Сокращение подразделений и средств радиолокационной разведки привело к тому, что над территорией РФ сегодня существуют открытые участки государственной границы и внутренних районов страны. ОАО «НПП «Кант», входящее в состав госкорпорации «Ростехнологии», ведет НИОКР по созданию опытного образца многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации в поле излучения систем сотовой связи, радиовещания и телевидения наземного и космического базирования (комплекс «Рубеж»).

Сегодня многократно возросшая точность наведения систем вооружения более не требует массового применения средств воздушного нападения (СВН), а ужесточившиеся требования электромагнитной совместимости, а также санитарных норм и правил не позволяют в мирное время «загрязнять» населенные территории страны применением сверхвысокочастотного излучения (СВЧ-излучения) высокопотенциальных радиолокационных станций (РЛС). В соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены нормы излучений, которые носят обязательный характер на всей территории России. Мощность излучения любой из известных РЛС ПВО многократно превышает эти нормы. Проблема усугубляется и высокой вероятностью применения низколетящих малозаметных целей, что требует уплотнения боевых порядков РЛС традиционного парка и увеличения затратности содержания сплошного маловысотного радиолокационного поля (МВРЛП). Для создания сплошного дежурного круглосуточного МВРЛП высотой от 25 метров (высота пролета крылатой ракеты или самолета сверхлегкой авиации) по фронту всего 100 километров требуется не менее двух РЛС типа КАСТА-2Е2 (39Н6), потребляемая мощность каждой из которых составляет 23 кВт. С учетом средней стоимости электроэнергии в ценах 2013 года только стоимость поддержания этого участка МВРЛП составит не менее трех миллионов рублей в год. Притом что протяженность границ РФ – 60 900 000 километров.

Кроме того, с началом военных действий в условиях активного применения радиоэлектронного подавления (РЭП) противником традиционные дежурные средства локации могут быть в значительной степени подавлены, поскольку передающая часть РЛС целиком демаскирует ее местоположение.

Сохранить дорогостоящий ресурс РЛС, нарастить их возможности в мирное и военное время, а также повысить помехозащищенность МВРЛП возможно путем применения систем полуактивной локации со сторонним источником подсвета.

Для обнаружения воздушных и космических целей

За рубежом широко проводятся исследования по использованию источников стороннего излучения в системах полуактивной локации. Пассивные радарные системы, анализирующие отраженные от целей сигналы ТВ-вещания (эфирного и спутникового), FM-радио и сотовой телефонии, КВ радиосвязи, за последние 20 лет стали одной из самых популярных и многообещающих областей изучения. Считается, что наибольших успехов здесь достигла американская корпорация Lockheed Martin со своей системой Silent Sentry («Тихий часовой»).

Собственные версии пассивных радаров разрабатывают фирмы Avtec Systems, Dynetics, Cassidian, Roke Manor Research, а также французское космическое агентство ONERA. Активно работы по данной тематике ведутся в Китае, Австралии, Италии, Великобритании.

Аналогичные работы по обнаружению целей в поле подсвета телецентров проводились в Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны (ВИРТА ПВО) имени Говорова. Однако полученный более четверти века назад весомый практический задел по использованию подсвета источников аналоговых излучений для решения задач полуактивной локации оказался невостребованным.

С развитием цифровых вещательных и связных технологий возможности использования систем полуактивной локации со сторонним подсветом появились и в России.

Разрабатываемый ОАО «НПП «Кант» комплекс многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации «Рубеж» предназначен для обнаружения воздушных и космических целей в поле стороннего подсвета. Такое поле подсвета отличается рентабельностью мониторинга воздушного пространства в мирное время и устойчивостью к радиоэлектронному противодействию во время войны.

Наличие большого числа высокостабильных источников излучения (вещания, связи) как в космосе, так и на Земле, образующих сплошные электромагнитные поля подсвета, дает возможность их использования в качестве источника сигнала в полуактивной системе для обнаружения различного типа целей. При этом не требуется затрачивать средства на излучения собственных радиосигналов. Для приема отраженных от целей сигналов используются многоканальные разнесенные на местности приемные модули (ПМ), которые совместно с источниками излучений создают комплекс полуактивной локации. Пассивный режим работы комплекса «Рубеж» позволяет обеспечить скрытность данных средств и использовать структуру комплекса в военное время. Расчеты показывают, что скрытность полуактивной системы локации по коэффициенту маскировки как минимум в 1,5–2 раза выше, чем РЛС с традиционным совмещенным принципом построения.

Применение более рентабельных средств локации дежурного режима позволит существенно сохранить ресурс дорогостоящих боевых систем за счет экономии установленного лимита расходования ресурса. Помимо дежурного режима предлагаемый комплекс может выполнять задачи и в условиях военного времени, когда все источники излучения мирного периода будут выведены из строя или отключены.

В этой связи дальновидным стало бы решение о создании специализированных ненаправленных передатчиков скрытого шумового излучения (100–200 Вт), которые можно было бы забрасывать или устанавливать на угрожаемых направлениях (в секторах) с целью создания поля стороннего подсвета в особый период. Это позволит на базе оставшихся с мирного времени сетей приемных модулей создать скрытую многопозиционную активно-пассивную систему военного времени.

Аналогов нет

Комплекс «Рубеж» не является аналогом ни одного из известных образцов, представленных в Государственной программе вооружения. Вместе с тем передающая часть комплекса уже существует в виде густой сети базовых станций (БС) сотовой связи, наземных и спутниковых передающих центров радиовещания и телевидения. Поэтому центральной задачей для «Канта» стало создание приемных модулей отраженных от целей сигналов стороннего подсвета и системы обработки сигналов (программно-алгоритмического обеспечения, реализующего системы обнаружения, обработки отраженных сигналов и борьбы с проникающими сигналами).

Современное состояние электронно-компонентной базы, систем передачи данных и синхронизации делает возможным создание приемных модулей компактными, с небольшими массогабаритными размерами. Такие модули могут располагаться на мачтах сотовой связи, используя линии питания данной системы и не оказывая из-за своего незначительного энергопотребления какого-либо влияния на ее работу.

Достаточно высокие вероятностные характеристики обнаружения позволяют использовать данное средство в качестве необслуживаемой, автоматической системы установления факта пересечения (пролета) определенного рубежа (например государственной границы) маловысотной целью с последующей выдачей предварительного целеуказания специализированным средствам наземного или космического базирования о направлении и рубеже появления нарушителя.

Так, расчеты показывают, что поле подсвета базовых станций с разносом между БС 35 километров и мощностью излучения от 100 Вт способно обеспечить обнаружение маловысотных аэродинамических целей с ЭПР 1м2 в «просветной зоне» с вероятностью правильного обнаружения 0,7 и вероятностью ложной тревоги 10-4. Количество сопровождаемых целей определяется производительностью вычислительных средств. Основные характеристики системы были проверены серией практических экспериментов по обнаружению маловысотных целей, проведенных ОАО «НПП «Кант» при содействии ОАО «РТИ им. академика А. Л. Минца» и участии сотрудников ВА ВКО им. Г. К. Жукова. Результаты испытаний подтвердили перспективность применения систем маловысотной полуактивной локации целей в поле подсвета БС систем сотовой связи стандарта GSM. При удалении приемного модуля на расстоянии 1,3–2,6 километра от БС с мощностью излучения 40 Вт цель типа Як-52 уверенно обнаруживалась под различными ракурсами наблюдения как в переднюю, так и заднюю полусферу в первом элементе разрешения.

Конфигурация существующей сети сотовой связи позволяет строить гибкое предполье мониторинга маловысотного воздушного и приземного пространства в поле подсвета БС сети GSM связи в приграничной полосе.

Систему предлагается строить в несколько рубежей обнаружения на глубину 50–100 километров, по фронту в полосе 200–300 километров и по высоте до 1500 метров. Каждый рубеж обнаружения представляет последовательную цепь зон обнаружения, располагаемых между БС. Зона обнаружения формируется однобазовой разнесенной (бистатической) допплеровской РЛС. Данное принципиальное решение основано на том, что при просветном обнаружении цели ее эффективная отражающая поверхность многократно возрастает, что позволяет обнаруживать малозаметные цели, выполненные по технологии «Стелс».

Наращивая возможности ВКО

От рубежа к рубежу обнаружения происходит уточнение количества и направления пролетающих целей. При этом становится возможным алгоритмическое (расчетное) определение дальности до цели и ее высоты. Количество одновременно регистрируемых целей определяется пропускной способностью каналов передачи информации по линиям сотовых сетей связи.

Информация с каждой зоны обнаружения поступает по сетям GSM в Центр сбора и обработки информации (ЦСОИ), который может располагаться за много сотен километров от системы обнаружения. Отождествление целей осуществляется по пеленгационным, частотным и временным признакам, а также при установке видеорегистраторов – по изображению целей.

Таким образом, комплекс «Рубеж» позволит:

  • создать сплошное маловысотное радиолокационное поле с многократным многочастотным перекрытием зон излучения, создаваемых различными источниками подсвета;
  • обеспечить средствами контроля воздушного и наземного пространства слабооборудованную традиционными средствами радиолокации государственную границу и другие территории страны (нижняя граница контролируемого радиолокационного поля менее 300 метров создана лишь вокруг диспетчерских узлов крупных аэропортов. Над остальной территорией РФ нижняя граница определяется только потребностями сопровождения гражданских воздушных судов вдоль магистральных авиалиний, которые не опускаются ниже 5000 метров);
  • существенно снизить затраты на размещение и ввод в эксплуатацию по сравнению с любыми аналогичными системами;
  • решать задачи в интересах практически всех силовых ведомств РФ: МО (наращивание дежурного маловысотного радиолокационного поля на угрожаемых направлениях), ФСО (в части обеспечения безопасности объектов государственной охраны – комплекс можно располагать в пригородных и городских районах для мониторинга воздушных террористических угроз или контроля использования приземного пространства), УВД (контроль над полетами легких летательных аппаратов и беспилотных средств на малых высотах, включая воздушные такси, – по прогнозам Минтранса ежегодный прирост летательных аппаратов малой авиации общего назначения составляет 20 процентов ежегодно), ФСБ (задачи антитеррористической защиты стратегически важных объектов и охраны государственной границы), МЧС (мониторинг пожарной безопасности, поиск потерпевших аварию летательных аппаратов и т. д.).

Решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания. Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации.

Задача создания и поддержания сплошного круглосуточного дежурного поля контроля воздушного пространства на предельно малых высотах (ПМВ) сложна и затратна. Причины этого кроются в необходимости уплотнения порядков радиолокационных станций (РЛС), создании разветвлённой сети связи, насыщенности приземного пространства источниками радиоизлучений и пассивных переотражений, сложности орнитологической и метеорологической обстановки, густой населённости, высокой интенсивности использования и противоречивости нормативно-правовых актов, касающихся данной области.

Кроме того, границы ответственности различных министерств и ведомств при осуществлении контроля приземного пространства разобщены. Всё это значительно затрудняет возможности организации радиолокационного мониторинга воздушного пространства на ПМВ.

Зачем нужно сплошное поле мониторинга приземного воздушного пространства

Для каких целей необходимо создание сплошного поля мониторинга приземного воздушного пространства на ПМВ в мирное время? Кто будет основным потребителем получаемой информации?

Опыт работы в данном направлении с различными ведомствами свидетельствует о том, что никто не против создания такого поля, но каждому заинтересованному ведомству необходим (в силу различных причин) свой, ограниченный по целям, задачам и пространственным характеристикам функциональный узел.

Министерству обороны необходимо контролировать воздушное пространство на ПМВ вокруг обороняемых объектов или на определённых направлениях. Пограничной службе - над государственной границей, и не выше 10 метров от земли. Единой системе организации воздушного движения - над аэродромами. МВД - только готовящиеся к взлёту или посадке воздушные суда вне разрешённых районов совершения полётов. ФСБ - пространство вокруг режимных объектов.

МЧС - районы техногенных или природных катастроф. ФСО - районы пребывания охраняемых лиц.

Такое положение свидетельствует об отсутствии единого подхода к решению проблем и угроз, которые ожидают нас в приземной маловысотной среде.

В 2010 году проблема контроля использования воздушного пространства на ПМВ была переведена из поля ответственности государства в поле ответственности самих эксплуатантов воздушных судов (ВС).

В соответствии с действующими Федеральными правилами использования воздушного пространства, для полётов в воздушном пространстве класса G (малая авиация) был установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства. С этого времени полёты в этом классе воздушного пространства могут выполняться без получения диспетчерского разрешения.

Если рассматривать данную проблему сквозь призму темы появления в воздухе беспилотных летательных аппаратов, а в недалекой перспективе и пассажирских «летающих мотоциклов», то возникает целый комплекс задач, связанных с обеспечением безопасности использования воздушного пространства на предельно малых высотах над населёнными пунктами, промышленно-опасными районами.


Кто будет контролировать движение в маловысотном воздушном пространстве?

Разработками таких доступных маловысотных средств передвижения занимаются компании во многих странах мира. Например, российская компания «Авиатон» планирует к 2020 году создать собственный пассажирский квадрокоптер для полётов (внимание!) вне аэродромов. То есть там, где не запрещено.

Реакция на данную проблему уже проявилась в виде принятия Государственной думой закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». В соответствии с этим законом регистрации подлежат все беспилотные летательные аппараты (БЛА) весом более 250 г.

Для того чтобы зарегистрировать БЛА, необходимо подать заявление в Росавиацию в произвольной форме с указанием данных дрона и его собственника. Однако, судя по тому, как обстоят дела с регистрацией пилотируемой лёгкой и сверхлёгкой авиации, представляется, что с беспилотной авиацией проблемы будут такие же. Теперь за регистрацию лёгких (сверхлёгких) пилотируемых и беспилотных воздушных судов отвечают две разные организации, а контроль за правилами их пользования в воздушном пространстве класса G над всей территорией страны не в состоянии организовать никто. Такая ситуация способствует неконтролируемому росту случаев нарушений правил использования маловысотного воздушного пространства и, как следствие, возрастанию угрозы техногенных катастроф и террористических атак.

С другой стороны, созданию и поддержанию широкого поля мониторинга на ПМВ в мирное время традиционными средствами маловысотной радиолокации препятствуют ограничения санитарных требований к электромагнитной нагрузке на население и совместимости РЭС. Существующее законодательство жёстко регламентирует режимы излучений РЭС, особенно в населённых районах. С этим неукоснительно считаются при проектировании новых РЭС.

Итак, что же в сухом остатке? Потребность в мониторинге приземного воздушного пространства на ПМВ объективно сохраняется и будет только возрастать.

Однако возможность её воплощения ограничивается высокой затратностью создания и поддержания поля на ПМВ, противоречивостью правовой базы, отсутствием единого заинтересованного в широкомасштабном круглосуточном поле ответственного органа, а также ограничениями, налагаемыми надзорными организациями.

Необходимо срочно приступить к разработке превентивных мер организационного, правового и технического характера, направленных на создание системы сплошного мониторинга воздушного пространства ПМВ.

Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется до 300 метров в Ростовской области и до 4,5 тысячи метров в районах Восточной Сибири. В последние годы в гражданской авиации России наблюдается интенсивный рост числа зарегистрированных средств и эксплуатантов авиации общего назначения (АОН). По состоянию на 2015 год в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано свыше 7 тыс. воздушных судов. Следует учесть, что в целом по России зарегистрировано не более 20-30% от общего количества воздушных судов (ВС) юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев воздушных судов, использующих летательные аппараты. Остальные 70-80% летают без свидетельства эксплуатанта либо вообще без регистрации воздушных судов.

По оценкам НП «ГЛОНАСС», в России ежегодно продажи малых беспилотных авиационных систем (БАС) увеличиваются на 5-10%, а к 2025 году их в РФ будет приобретено 2,5 млн. Ожидается, что рынок России в части потребительских и коммерческих малых БАС гражданского назначения может составить около 3-5% от общемирового.

Мониторинг: экономичный, доступный, экологически чистый

Если подходить непредвзято к средствам создания сплошного мониторинга ПМВ в мирное время, то решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания.

Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации. Исследовательская группа SNS Research опубликовала доклад «Рынок пассивных радаров для военной и гражданской авиации: 2013-2023» (Military & Civil Aviation Passive Radar Market: 20132023) и ожидает, что к 2023 году объёмы инвестиций в обоих секторах в развитие технологий таких радаров достигнут более 10 млрд долларов США, причём ежегодный рост в период 2013-2023 гг. составит почти 36%.

Простейшим вариантом полуактивной многопозиционной РЛС является двухпозиционная (бистатическая) РЛС, в которой передатчик подсвета и радиолокационный приёмник разнесены на расстояние, превышающее ошибку измерения дальности. Бистатическая РЛС состоит из передатчика сопутствующего подсвета и радиолокационного приёмника, разнесённых на расстояние базы.

В качестве сопутствующего подсвета могут быть использованы излучения передатчиков связных и широковещательных станций как наземного, так и космического базирования. Передатчик подсвета формирует всенаправленное низковысотное электромагнитное поле, находясь в котором цели

С определённой эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР) отражают электромагнитную энергию, в том числе и в направлении радиолокационного приёмника. На антенную систему приёмника поступают прямой сигнал источника подсвета и задержанный относительно него эхо-сигнал от цели.

При наличии антенны направленного приёма измеряются угловые координаты цели и суммарная дальность относительно радиолокационного приёмника.

Основой существования ПАЛ являются обширные зоны покрытия сигналами вещания и связи. Так, зоны различных операторов сотовой связи практически полностью перекрываются, взаимно дополняя друг друга. Помимо зон подсвета сотовой связи территорию страны накрывают перекрывающиеся поля излучений передатчиков эфирного вещания ТВ, УКВ ЧМ и FM станций вещания спутникового ТВ и так далее.

Для создания многопозиционной сети радиолокационного мониторинга на ПМВ необходима развёрнутая сеть связи. Такими возможностями располагают выделенные защищённые APN - каналы передачи пакетной информации на основе технологии М2М «телематика». Типовые характеристики пропускной способности таких каналов при пиковой нагрузке не хуже 20 Кб/сек, но по опыту применения практически всегда намного выше.

АО «НПП «КАНТ» ведёт работы по исследованию возможности обнаружения целей в поле подсвета сетей сотовой связи. В ходе исследований было установлено, что наиболее широко покрытие территории РФ осуществляется сигналом связи стандарта GSM 900. Этот стандарт связи предоставляет не только достаточную энергетику поля подсвета, но и технологию пакетной передачи данных GPRS беспроводной связи со скоростью до 170 Кб/сек между элементами многопозиционной РЛС, разнесёнными на региональные расстояния.

Проведённые в рамках НИОКР работы показали, что типовое загородное территориально-частотное планирование сети сотовой связи обеспечивает возможность построения маловысотной многопозиционной активно-пассивной системы обнаружения и сопровождения наземных и воздушных (до 500 метров) целей с эффективной отражающей поверхностью менее 1 кв. м.

Большая высота подвеса базовых станций на антенных башнях (от 70 до 100 метров) и сетевая конфигурация систем сотовой связи позволяют решать задачу обнаружения маловысотных целей, выполненных по малозаметной технологии СТЕЛС, методами разнесённой локации.

В рамках НИОКР для обнаружения воздушных, наземных и надводных целей в поле сетей сотовой связи разработан и испытан обнаружитель пассивного приёмного модуля (ППМ) полуактивной радиолокационной станции.

В результате полевых испытаний макета ППМ в границах сети сотовой связи стандарта GSM 900 с расстоянием между базовыми станциями 4-5 км и мощностью излучения 30-40 Вт достигнута возможность обнаружения на расчётной дальности пролётов самолёта типа Як-52, БЛА - квадракоптера типа DJI Phantom 2, движущегося автомобильного и речного транспорта, а также людей.

В ходе проведения испытаний оценивались пространственно-энергетические характеристики обнаружения и возможности GSM-сигнала по разрешению целей. Продемонстрирована возможность передачи пакетной информации обнаружения и удалённого картографирования информации из района испытаний на вынесенный индикатор наблюдения.

Таким образом, для создания сплошного круглосуточного многочастотного перекрывающегося поля локации в приземном пространстве на ПМВ необходимо и возможно построение многопозиционной активно-пассивной системы локации с объединением потоков информации, получаемых с помощью источников подсвета различного диапазона волн: от метрового (аналоговое ТВ, УКВ ЧМ и FM вещание) до короткого дециметрового (LTE, Wi-Fi). Для этого необходимы усилия всех работающих в данном направлении организаций. Необходимая инфраструктура и обнадёживающие экспериментальные данные для этого имеются. Можно смело утверждать, что наработанная информационная база, технологии и сам принцип скрытой ПАЛ найдут своё достойное место и в военное время.


На рисунке: «Схема бистатической РЛС». Для примера приведена действующая зона покрытия границ Южного федерального округа сигналом оператора сотовой связи «Билайн»

Чтобы оценить масштабы размещения передатчиков подсвета, возьмём для примера среднестатистическую Тверскую область. В ней на площади 84 тысячи кв. км с населением 1 млн 471 тысяча человек действуют 43 радиовещательных передатчика трансляции звуковых программ УКВ ЧМ и FM станций мощностью излучения от 0.1 до 4 кВт; 92 аналоговых передатчика телевизионных станций мощностью излучения от 0.1 до 20 кВт; 40 цифровых передатчиков телевизионных станций мощностью от 0.25 до 5 кВт; 1500 передающих радиотехнических объектов связи различной принадлежности (в основном базовые станции сотовой связи) мощностью излучения от единиц мВт в городской зоне до нескольких сотен Вт в загородной зоне. Высота подвеса передатчиков подсвета варьируется от 50 до 270 метров.


Доложил президенту, что Воздушно-космические силы в соответствии с программой перевооружения армии и флота, принятой в 2012 году, уже получили 74 новые радиолокационные станции. Это немало, и на первый взгляд состояние радиолокационной разведки воздушного пространства страны выглядит благополучно. Однако в этой сфере в России остаются серьезные нерешенные проблемы.

Эффективная радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства — непременные условия обеспечения военной безопасности любой страны и безопасности воздушного движения в небе над ней.

В России решение этой задачи возложено на РЛС Минобороны и .

До начала 1990-х годов системы военного и гражданского ведомств развивались самостоятельно и практически самодостаточно, что требовало серьезных финансовых, материальных и других ресурсов.

Однако условия контроля воздушного пространства все больше усложнялись из-за возрастающей интенсивности полетов, особенно иностранных авиакомпаний и летательных аппаратов малой авиации, а также из-за внедрения уведомительного порядка использования воздушного пространства и низкого уровня оснащения гражданской авиации ответчиками единой системы государственного радиолокационного опознавания.

Резко усложнился контроль за полетами в «нижнем» воздушном пространстве (зоне G по международной классификации), в том числе над мегаполисами и особенно в Московской зоне. При этом активизировалась деятельность террористических организаций, способных организовывать теракты с использованием летательных аппаратов.

Влияние на систему контроля воздушного пространства оказывает и появление качественно новых средств наблюдения: новые РЛС двойного назначения, загоризонтные РЛС и средства автоматического зависимого наблюдения (АЗН), когда помимо вторичной радиолокационной информации с борта наблюдаемого воздушного судна диспетчеру передаются параметры непосредственно с навигационных приборов самолета, и т.п.

Чтобы упорядочить все имеющиеся средства наблюдения, в 1994 году было решено создать объединенную систему радиолокационных средств Минобороны и Минтранса в рамках федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Первым нормативным документом, положившим начало созданию ФСР и КВП, стал соответствующий указ от 1994 года.

Согласно документу, речь шла о межведомственной системе двойного назначения. Целью создания ФСР и КВП объявлялось объединение усилий Минобороны и Минтранса для эффективного решения задач противовоздушной обороны и управления движением в воздушном пространстве России.

По мере выполнения работ по созданию такой системы с 1994 по 2006 год было издано еще три президентских указа и несколько постановлений правительства. Этот период времени был потрачен в основном на создание нормативных правовых документов о принципах согласованного применения гражданских и военных РЛС (Минобороны и Росавиации).

С 2007 по 2015 год работа над ФСР и КВП шла по линии Госпрограммы вооружений и отдельной федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)». Головным исполнителем работ по реализации ФЦП был утвержден . По мнению специалистов, объем выделенных для этого средств был на уровне минимально допустимого, однако работа наконец началась.

Господдержка позволила преодолеть негативные тенденции 1990-х и начала 2000-х годов по сокращению радиолокационного поля страны и создать несколько фрагментов единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕРЛС).

До 2015 года площадь контролируемого Вооруженными силами России воздушного пространства стабильно росла, а требуемый уровень безопасности воздушного движения сохранялся.

Все основные мероприятия, предусмотренные ФЦП, были выполнены в пределах установленных показателей, но она не предусматривала завершения работ по созданию единой радиолокационной системы (ЕРЛС). Такая система разведки и контроля воздушного пространства была развернута только в отдельных частях России.

По инициативе Минобороны и при поддержке Росавиации были разработаны предложения по продолжению действий начатой, но не доведенной до конца программы в целях полномасштабного развертывания единой системы контроля разведки и контроля воздушного пространства над всей территорией страны.

При этом «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденная президентом России еще 5 апреля 2006 года, предполагает полномасштабное развертывание единой федеральной системы до конца прошлого года.

Однако действие соответствующей ФЦП заканчивалось уже в 2015 году. Поэтому еще в 2013 году по итогам совещания по вопросу выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы президент России дал поручение Минобороны и Минтрансу совместно с и представить предложения по внесению изменений в ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)» с продлением срока действия этой программы до 2020 года.

Соответствующие предложения должны были быть готовы к ноябрю 2013 года, однако поручение Владимира Путина так и не было выполнено, а работы по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства с 2015 года не финансируются.

Принятая ранее ФЦП закончила свое действие, а новая так и не была утверждена.

Ранее координация соответствующих работ между Минобороны и Минтрансом возлагалась на образованную указом президента Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства, которая была упразднена еще в 2012 году. После ликвидации этого органа заниматься анализом и разработкой необходимой нормативно-правовой базы стало попросту некому.

Более того, в 2015 году в федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства не стало должности генерального конструктора. Координация органов ФСР и КВП на государственном уровне фактически прекратилась.

При этом сейчас компетентными специалистами признается необходимость совершенствования этой системы путем создания перспективной интегрированной РЛС двойного назначения (ИРЛС ДН) и объединения ФСР и КВП с системой разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении.

Новая система двойного назначения должна обладать прежде всего преимуществами единого информационного пространства, а это возможно только на основе решения множества технических и технологических проблем.

О необходимости таких мер свидетельствуют и усложнение военно-политической обстановки, и усиление угроз из воздушно-космического пространства в современной войне, которые уже привели к созданию нового вида вооруженных сил — Воздушно-космических.

В системе воздушно-космической обороны требования к ФСР и КВП будут только расти.

Среди них — обеспечение эффективного непрерывного контроля в воздушном пространстве госграницы на всем ее протяжении, особенно на вероятных направлениях удара средств воздушно-космического нападения — в Арктике и на южном направлении, включая полуостров Крым.

Для этого в обязательном порядке требуется новое финансирование ФСР и КВП по линии соответствующей федеральной целевой программы или в другой форме, воссоздание координационного органа между Минобороны и Минтрансом, а также утверждение новых программных документов, например до 2030 года.

Причем если ранее основные усилия были направлены на решение задач контроля воздушного пространства в мирное время, то в предстоящий период приоритетными станут задачи предупреждения о воздушном нападении и информационного обеспечения боевых действий по отражению ракетных и воздушных ударов.

— военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).
Старший офицер главного штаба Войск ПВО (1988-1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).
Выпускник Военной академии (1998).
Обозреватель « » (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).