Интересная информация о горах. Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы

Горы занимают около 24% всей суши. Больше всего гор в Азии - 64%, меньше всего в Африке - 3%. В горах живет 10% населения земного шара. И именно в горах берут начало большинство рек на нашей планете.

Характеристика гор

По географическому положению горы объединяют в различные сообщества, которые следует различать.

. Горные пояса — крупнейшие образования, зачастую тянущиеся через несколько материков. Например, Альпийско-Гималайский пояс проходит через Европу и Азию или Андийско-Кордильерский, тянущийся через Северную и Южную Америки.
. Горная система — группы гор и хребтов, сходных по строению и возрасту. Например, Уральские горы.

. Горные хребты — группа гор, вытянутая в линию (Сангре-де-Кристо в США).

. Горные группы — тоже группа гор, но не вытянутая в линию, а просто расположенные рядом. Например, горы Бер-По в Монтане.

. Одиночные горы — не связанные с другими, часто имеют вулканическое происхождение (Столовая гора в Южной Африке).

Природные зоны гор

Природные зоны в горах располагаются слоями и сменяются в зависимости от высоты. У подножий чаще всего располагается зона лугов (в высокогорьях) и лесов (в средне- и низкогорьях). Чем выше, тем суровее становится климат.

На смену поясов влияет климат, высота, рельеф гор и их географическое положение. Например, у континентальных гор нет пояса лесов. От подножия до вершины природные зоны меняются от пустынь до лугов.

Виды гор

Есть несколько классификаций гор по различным признакам: по строению, форме, происхождению, возрасту, географическому положению. Рассмотрим самые основные виды:

1. По возрасту выделяют старые и молодые горы.

Старыми называют горные системы, чей возраст исчисляется сотнями миллионов лет. Внутренние процессы в них затихли, а внешние (ветер, вода) продолжают разрушать, постепенно сравнивая их с равнинами. К старым горам относятся Уральские, Скандинавские, Хибины (на Кольском полуострове).

2. По высоте различают низкогорье, среднегорье и высокогорье.

Низкие горы (до 800 м) — с округлыми или плоскими вершинами и пологими склонами. В таких горах много рек. Примеры: Северный Урал, Хибины, отроги Тянь-Шаня.

Средние горы (800-3000 м). Для них характерна смена ландшафта в зависимости от высоты. Это Полярный Урал, Аппалачи, горы Дальнего Востока.

Высокие горы (свыше 3000 м). В основном это молодые горы с крутыми склонами, острыми пиками вершин. Природные зоны сменяются от лесов до ледяных пустынь. Примеры: Памир, Кавказ, Анды, Гималаи, Альпы, Скалистые горы.

3. По происхождению выделяют вулканические (Фудзияма), тектонические (горы Алтая) и денудационные, или эрозийные (Вилюйские, Илимские).

4. По форме вершины горы бывают пикообразные (пик Коммунизма, Казбек), платообразные и столовые (Амбы в Эфиопии или Долина монументов в США), куполообразные (Аю-Даг, Машук).

Климат в горах

Горный климат имеет ряд характерных особенностей, которые появляются с высотой.

Понижение температуры — чем выше, тем холоднее. Не случайно пики самых высоких гор покрыты ледниками.

Понижается атмосферное давление. Например, на вершине Эвереста давление в два раза ниже, чем на уровне моря. Именно поэтому вода в горах закипает быстрее — при 86-90ºC.

Повышается интенсивность солнечной радиации. В горах солнечный свет содержит больше ультрафиолета.

Увеличивается количество осадков.

Высокие горные хребты задерживают осадки и влияют на движение циклонов. Поэтому климат на разных склонах одной и той же горы может отличаться. С наветренной стороны много влаги, солнца, с подветренной всегда сухо и прохладно. Яркий пример — Альпы, где с одной стороны склонов представлены субтропики, а с другой господствует умеренный климат.

Самые высокие горы в мире

(Нажмите на картинку для увеличения схемы в полном размере )

Выделяют семь высочайших вершин в мире, покорить которые мечтают все альпинисты. Те, кому это удалось, становятся почетными членами "Клуба семи вершин". Это такие горы, как:

. Джомолунгма , или Эверест (8848 м). Расположена на границе Непала и Тибета. Относится к горной системе Гималаи. Имеет форму трехгранной пирамиды. Первое покорение горы состоялось в 1953 году.

. Аконкагуа (6962 м). Это высочайшая гора в южном полушарии, расположенная в Аргентине. Относится к горной системе Анды. Первое восхождение состоялось в 1897 году.

. Мак-Кинли — высочайший пик Северной Америки (6168 м). Расположена на Аляске. Впервые покорена в 1913 году. Считалась самой высокой точкой России, пока Аляска не была продана Америке.

. Килиманджаро — высочайшая отметка Африки (5891,8 м). Находится в Танзании. Впервые покорена в 1889 году. Это единственная гора, где представлены все типы поясов Земли.

. Эльбрус высочайшая вершина Европы и России (5642 м). Расположена на Кавказе. Первое восхождение состоялось в 1829 году.

. Массив Винсон — самая высокая гора Антарктиды (4897 м). Входит в систему гор Элсуорт. Впервые покорена в 1966 году.

. Монблан — высочайшая точка Европы (многие относят Эльбрус к Азии). Высота - 4810 м. Расположена на границе Франции и Италии, относится к горной системе Альп. Первое восхождение в 1786 году, а спустя век, в 1886 году вершину Монблана покорил Теодор Рузвельт.

. Пирамида Карстенса — высочайшая гора в Австралии и Океании (4884 м). Расположена на острове Новая Гвинея. Первое покорение — в 1962 г.

Рассказ про горы

В горах не любят громких слов. Горы - это антимир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу из репшнура, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там бьёт в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Есть в высотном альпинизме КРУТЕЙШЕЕ СУПЕРШОУ. Называется оно «ИСПЫТАНИЕ НА ВЫБРОС». Это когда с вертолёта сбрасывают на морену у базового лагеря харчи, тяжёлое снаряжение, бочки с горючим, походную кухонную утварь, здоровенные транспортировочные мешки. Оказалось, что газовая плита летит вниз с визгом недорезанного поросёнка.

Укутанные впоролон газовые баллоны обрушиваются на морену, как бомбы, только не взрываются. А вот безобидная мука в мешках при ударе о грунт ВЗРЫВАЕТСЯ: прочный джутовый мешок рвётся в клочья! Топлёное масло в жестяных бидонах было плотно закупорено, но крышку вышибло... Сурки долго вылизывали жирные камни; топлёное масло суркам явно понравилось. Самое большое чудо: после крепкого удара о морену газовая плита ЗАРАБОТАЛА!

Лучше всех испытание на выброс прошла наша любимица вобла - ей хоть бы хны! А вот доктор Алексей Шиндяйкин подкачал... Увидел падающие на ледник ящики с красным крестом и заорал на весь Памир: «Там же оптика моя! «КОДАК» С ПЕНТАПРИЗМОЙ! Что вы делаете... ать... мать!!!» Спокойно, док! При ударе о ледник твоя пентапризма станет ШЕСТИПРИЗМОЙ!

На выход из палатки под ЭВЕРЕСТОМ, на высоте около 8000 м, собираются, как в открытый космос. У космонавтов на голове гермошлем со светофильтрами, у альпинистов - мотошлем и тёмные очки. За плечами в рюкзаках у тех и у других кислород. У космонавтов прочный фал, у альпинистов - нейлоновая верёвка«сороковка».

Врачи воткнули мне иглу в вену, но КРОВЬ ВЫТОЛКНУЛА ИГЛУ! Оказывается, на высоте вся твоя кровь в обороте. На равнине одна треть её обычно находится в запасном депо - в печени. Впрочем, об этом ещё лет четыреста тому назад догадывался Вильям Шекспир: «Сожми все жилы, в бой пусти всю кровь. Пусть в полный рост твой дух великий встанет!»

На Памирском фирновом плато вдруг увидел бабочек на снегу. Золотистые, пёстрые, но были они мертвы. Что занесло их в ледово-снежную пустыню на высоту 6000 м? Порыв ветра? Красота ледопада или просто любопытство? Эрнест Хэмингуэй писал в книге «Зелёные холмы Африки» как он увидал на вершине Килиманджаро скелет тигра.

Что за странный тигр-альпинист? Может, он устал от жары в саванне и потому добрался до высшей точки континента, туда, где лежит снег?Альпиниствысотник из Москвы Борис Коршунов рассказал мне, что среди снегов и льдов на высотах около семи километров, довольно много живности: стрекозы, мухи, бабочки, пауки. А вездесущие вороны навещают отвалы мусора на стоянках альпинистов.

Горы - это кухня погоды. Прямо за пологом палатки на глазах формируется грозовой фронт: набирают влагу завтрашние облака. Вижу, как работает термопара «снег - лёд» или «скалы - снег». Любой кулуар (лощина в склоне) действует как аэродинамическая труба: направляет ветер. Впрочем, обо всём этом знал лет 250 тому назад великий немец Гёте: «На равнине мы получаем погоду в готовом виде, в горах присутствуем при eё рождении».

Рассказ про горы - под перевалом Бечо на Кавказе отряд спасателей попал в грозу. На кончике моего ледоруба вдруг вспыхнули голубовато-зелёные огоньки - огни святого Эльма... Электрические разряды смешно покусывали мочки ушей. Было совсем не страшно. Однако шаровой молнии опасаюсь: она умная и живая. Вот влетает этот огненный шар в палатку, где отдыхают трое. Над двумя просто покружит, не тронет, а третьего обожжет. Словом, ЛЮБЛЮ ГРОЗУ, КОГДА ВНИЗУ.

Врачи сказали мастеру спорта, «снежному барсу» из Душанбе Владимиру Машкову: «У Вас микроинфаркт. Вам уже за пятьдесят, лежите спокойно, двигайтесь осторожно... Няня принесёт утку. Будет хуже, глотайте нитроглицерин». На третий день после выписки из больницы Машков улетел на Памир. И сразу без акклиматизации рванул на Памирское фирновое плато, там была его научная база-лаборатория - дела!

Подъём на 5800 м Владимир одолел довольно легко: сказалась остаточная акклиматизация. Свои лекарства Владимир «забыл» дома. Через месяц, после нескольких восхождений на высоту 7495 м (бывший пик Коммунизма) Машков вернулся в Душанбе, зашёл к своему кардиологу. «Позвольте, где же Ваши рубцы?!» - «Я их там сбросил в один кулуарчик...» Медики ещё многого не знают о ресурсах человека, особенно О ДУХОВНЫХ РЕСУРСАХ.

Однажды в бамбуковых зарослях под восьмитысячным пиком Канченджанга появились 15 юных шерпани - носильщиц. Это были совсем ещё девчонки лет по 13-14, гражданочки Непала. Каждая уверенно несла за плечами груз килограммов по 15. Шерпани продирались сквозь густые джунгли, ловко орудуя кривыми непальскими ножами - кукри. Все они были одеты... в чёрные флотские шинели с якорями на пуговицах, у каждой на плечах красовалась лычка Ленинградского нахимовского училища.

Счастливы люди, которым довелось в своей жизни увидеть горы. Природа создала горы – выступающие на поверхность громадины. Но горы не всегда видны нашему глазу. Горные цепи протянулись и по дну океанов. Какие-то вершины горных цепей выступают из воды, образуя острова. Другие, наземные – нахлобучили на себя огромные ледяные шапки и не снимают их никогда.

Горы всегда удивляли человека своей величественностью, неприступностью, какой-то особой красотой. Что может быть лучше гор? Только горы. Горы формируются там, где земля неспокойна, как говорят учёные, в тектонически активных областях. Есть одинокие горы, есть горные группы, горные пояса.

Самый лучший архитектор в мире – это сама природа. Именно она трудится над созданием красоты, в том числе и горной. Природа выступает не только в роли архитектора, зодчего, скульптора, но и в роли декоратора, осветителя. Световые эффекты, которые наблюдаются в горах, никого не оставляют равнодушными. Из-за разного геологического состава горные вершины изменяют свой цвет под лучами восходящего и заходящего солнца.

Где прячется солнце? Может быть, в горах? Может быть, именно эти исполины надёжно охраняют солнце, когда оно отдыхает?

Самым древним горам на земле несколько сотен миллионов лет. Когда-то давно они подвергались сильному разрушению, страсти кипели нешуточные. Но проходили столетия, внутренние движения в них давно прекратились. Примерами старых гор могут служить горы Урала. Они состоят из коротких, вытянутых хребтов, массивов и кряжей. Кажется, что горы Урала создал чародей из старой сказки. Вернее, чародейка – Хозяйка Медной горы. Во всяком случае, она, скорее всего, тоже приложила руку к созданию удивительных гор Урала.

Молодые горы, как правило, не старше 50 млн. лет. Молодые горы растут, мужают. Это сопровождается землетрясениями, вулканической активностью. Альпы, Гималаи, Кавказские горы – молодые, им ещё взрослеть.

Самая привлекательная у горы – вершина. Именно к ней стремятся альпинисты. Стоя на вершине, ты чувствуешь себя абсолютно счастливым. Весь мир у твоих ног, а сам ты значительно ближе к солнцу, звёздам. Какие бывают вершины у гор? Пикообразные, округлые, дугообразные, платообразные.

«Горные вершины спят во мгле ночной…»

Писатели, поэты, художники не жалели красок, чтобы описать красоту гор. Горы дарили им силы, вдохновение, красоту. Рядом с горами невозможно оставаться равнодушным. Горы бередят душу, заставляют задуматься о мироздании.

Всё, что связано с горами, имеет красивые названия – горный гребень, горный массив, горный перевал. Красивы и сами горы. Солидные скалистые стены, торжественные башни, свисающие карнизы, иссеченные трещинами горные хребты – это разнообразие конфигураций радует глаз.

Горы Урала протянулись на 2000 км с севера на юг, разделяя нашу страну на 2 части: европейскую и азиатскую. Начинаются они у Северного Ледовитого океана, пересекают Россию и заканчиваются в Казахстане. Это наглядно видно на карте. Самая высокая на Урале гора Народная. Она находится на севере, её высота 1894 метра. Ширина гор на всем протяжении колеблется от 40 до 150 км.

О существовании Уральских гор знали еще древние греки. Они считали, что именно за горами находится легендарная страна Гиперборея.

Геология Урала

Уральские горы не всегда были такими низкими. Их образование началось около 350 млн. лет назад. В период своей молодости горы достигали высоты примерно 6000 метров. Было время, когда здесь действовали вулканы, случались сильные землетрясения, изливалась магма, образовывались новые горные породы, закладывались будущие месторождения полезных ископаемых. С тех пор прошли сотни миллионов лет. Вулканы состарились, горы разрушились. Но изредка Урал вспоминает о своей бурной молодости, и тогда . Последнее из них случилось осенью 2015 года.

Природа

На протяжении 2000 км горы проходят несколько природных зон, начинаясь тундрой на севере, продолжаясь тайгой в середине и заканчиваясь степью на юге. Естественно, что и природа и животный мир везде разный. Если на севере можно встретить , то на юге распространены сурки и суслики. Когда на юге уже цветут тюльпаны, на севере ещё провожают зиму.

Горные склоны хоть и не крутые, но создают помеху ветрам, поэтому климат европейской части отличается от климата азиатской части.

Полезные ископаемые

В недрах Урала находится и добывается . Некоторые из них очень редкие и встречаются только здесь. Из самых известных можно назвать:

  • серебро;
  • медная руда;
  • поделочные камни;

Все знают поделки и украшения из красивого зелёного уральского камня - малахита. Изделия из него можно увидеть в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Много народных сказов о добыче ископаемых богатств обработал сказочник Бажов П. П.

Население

Большинство населения проживает в крупных промышленных городах. По национальному составу это в основном русские. Дальше идут татары, башкиры, украинцы, казахи и другие национальности.

Промышленность

В Уральском регионе самыми распространенными отраслями являются металлургия и машиностроение. Ещё 5 тысяч лет назад здесь добывали медную руду. Современный период развития металлургии начался при Петре I. Cамый известный промышленный город - Челябинск. Если Екатеринбург называют столицей Урала, то Челябинск - столицей Южного Урала. Между всеми городами региона хорошо налажено железнодорожное, автомобильное и авиационное сообщение. Высокоразвитая промышленность имеет и отрицательные стороны: в городах региона очень грязная атмосфера.

О зарождении и развитии промышленности Урала написаны книги и сняты художественные фильмы. В годы Великой Отечественной войны Урал принял предприятия с западной части Советского Союза. Здесь трудились и стар и мал, снабжая фронт боеприпасами. В городах были созданы военные госпитали, в которых лечили раненых бойцов.

Уральские горы хранят ещё много нераскрытых загадок, которые смогут открыть будущие историки, натуралисты, геологи, зоологи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

Собирание коллекции камней;

Создание выставки поделок из камня;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

Экскурсия в библиотеку;

Беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

Просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель:

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит:

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

А здесь еще записка.

Воспитатель:

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

Это камень, разные камни.

Воспитатель:

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).

Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.