Летний дворец императрицы елизаветы петровны. Летний дворец елизаветы петровны

Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования - время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», - снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы - время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием - памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени - это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной - в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

Основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, императрица Анна Иоанновна незадолго до своей смерти повелела архитектору Ф. Б. Растрелли строить дворец "с крайней поспешностью". При её жизни приступить к этой работе зодчий не успел.

В конце 1740 - начале 1741 года взявшая в свои руки власть Анна Леопольдовна также решила построить на этом месте свой дом. От её имени генерал-губернатор Миних приказал Растрелли составить соответствующий проект. Чертежи были готовы к концу февраля 1741 года. Но зодчий не спешил предоставить их Миниху, а отвёз документы в Гоф-интендантскую контору, что откладывало утверждение проекта на несколько недель. Вероятно, Растрелли догадывался о скорой перемене во власти и не спешил исполнять приказ. Архитектор был прав. 3 марта Петербург известили об отставке Миниха. 24 ноября состоялся дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. К этому времени Летний дворец уже был заложен.

Относительно даты закладки дворца в краеведческой литературе есть разные версии. Историк Юрий Овсянников в книге "Великие зодчие Петербурга" пишет о том, что она произошла 24 июля 1741 года в присутствии правительницы Анны Леопольдовны, её мужа генералиссимуса Антона Ульриха, придворных и гвардии . Георгий Зуев в книге "Течёт река Мойка" называет месяцем закладки Летнего дворца не июль, а июнь . Такого же мнения придерживается К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" .

Новый дом стал известен как Летний дворец Елизаветы Петровны. Сразу после восшествия на престол она доверила Растрелли завершение его внутренней отделки. Вчерне здание было готово к 1743 году. Дворец стал первым собственным домом Елизаветы Петровны, в котором до неё никто не жил. В награду за эту работу императрица повысила архитектору жалование с 1 200 до 2 500 рублей в год.

Летний дворец Елизаветы Петровны соединялся с Невским проспектом идущей вдоль Фонтанки дорогой. Подступ к зданию фланкировали одноэтажные кухня и гауптвахта. Между ними находились ворота, украшенные золочёными двухглавыми орлами. За ними - парадный двор. Главный фасад дворца был обращён на Летний сад, к которому через Мойку с 1745 года вёл крытый мост-галерея. Первый этаж здания был каменным, на нём покоились деревянные обработанные штукатуркой стены светло-розового цвета. На их фоне выделялись белые наличники окон и пилястры. Цокольный этаж дворца был облицован гранитом зеленоватого оттенка.

В центральном корпусе находился двухсветный Большой парадный зал с царским троном у западной стены. Императрица жила в восточном крыле дворца, со стороны Фонтанки. В западном крыле жили придворные. Растрелли так писал о Летнем дворце Елизаветы Петровны:

"Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены" [Цит. по 1, с. 264].

В упомянутом Эрмитаже, построенном в 1746 году, по свидетельству Якоба Штелина хранились картины исключительно религиозного и библейского содержания. Некоторые из них сейчас находятся в Государственном Эрмитаже и Павловском дворце. Залы Летнего дворца Елизаветы Петровны были украшены богемскими зеркалами, мраморными скульптурами и картинами знаменитых художников.

Франческо Бартоломео Растрелли не был полностью удовлетворён этой своей работой. Спустя ещё десять лет после окончания строительства, он ещё что-то доделывал и переделывал. Стены здания украшались фигурными наличниками окон, атлантами, львиными масками и маскаронами. В 1752 году Растрелли пристроил к северо-восточному углу дворца "новый большой галерейный зал". Владелицу дворца мало интересовала архитектурная цельность здания. Главным для неё была лишь роскошь окружающего пространства.

В Летний дворец из Зимнего императрица переселялась со всем своим двором 30 апреля. Обратно - 30 сентября. Здесь Елизавета делала перерыв в своей государственной службе. В Летнем дворце она предпочитала только отдыхать.

Здесь в 1754 году родился и провёл первые годы жизни великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Летний дворец Елизаветы Петровны в 1762 году стал местом торжеств по случаю заключения мира с Пруссией после завершения Семилетней войны.

Для Екатерины II Летний дворец Елизаветы Петровны стал местом, где она принимала официальные поздравления дипломатического корпуса в связи с её вступлением на престол. В его стенах она услышала новость о смерти Петра III.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, сменившего собой Летний дворец Елизаветы Петровны.

В XVIII веке императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. «Культура.РФ» вспомнила самые интересные особняки императорских любимцев .

Аничков дворец

Фотография: A.Savin

Строить Аничков дворец начал сразу после коронации императрицы Елизаветы Михаил Земцов , а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли . Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту - Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтвержденные историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом ее незаконнорожденного сына. Свое название Аничков дворец получил спустя годы, когда неподалеку построили Аничков мост .

Позже особняк не раз передаривали. А Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его своему фавориту - Григорию Потемкину. Также она подарила Потемкину 100 тысяч рублей на перестройку дворца, которую поручили Ивану Старову. Архитектор сделал дворец более строгим и монотонным, как диктовал модный в те годы классицизм . Позже здание перестраивали еще много раз: Джакомо Кваренги по указу Александра I , Карл Росси - для Николая I . Здесь жили Александр II и Александр III . Сегодня в Аничковом дворце находится Дворец творчества юных .

Особняк Шувалова

Фотография: Florstein

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, Ивана Шувалова, расположен неподалеку от Аничкова дворца. От обоих построек можно было быстро добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году Савва Чевакинский. Он построил трехэтажное барочное здание, про которое Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев, так много на нем было разных украшений» . Впоследствии зданием владели князь Иван Барятинский и генерал-прокурор Александр Вяземский, который распорядился перестроить его в классическом стиле. Позже особняк принадлежал разным государственным ведомствам, а сегодня здесь размещается Музей гигиены .

Мраморный дворец

Фотография: A.Savin

Григорий Орлов был одним из фаворитов Екатерины II, он стал отцом ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, одним из которых стал дворец. В 1768 году Екатерина II приказала архитектору Антонио Ринальди возвести его неподалеку от императорской резиденции .

Позже дворец получил название Мраморный : при его оформлении строители использовали 32 сорта этого камня - на внешних фасадах и в интерьерах. Стены одного из самых красивых залов были облицованы итальянским, греческим, карельским и уральским мрамором, а также лазуритом. Из серебристого мрамора была выполнена Парадная лестница и ее декор - скульптуры работы Федота Шубина.

Григорий Орлов умер еще до окончания строительства, и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Впрочем, один из фаворитов Екатерины все же жил в этом дворце, уже после смерти императрицы. В 1797–1798 годах здесь поселился бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея .

Гатчинский дворец

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

Времена правления Елизаветы I ознаменовались новым этапом развития зодчества в государстве, зарождением елизаветинского (русского) барокко. Построенные под руководством главного зодчего императрицы Р.Ф. Бартоломео памятники архитектуры имели явное европейское влияние, однако, им был присущ российский размах и монументальность. Одним из таких шедевров являлся Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, который по стилю, легкости архитектурных форм и богатству убранства сравнивали с французским королевским дворцом в Версале.

Географическое расположение и архитектурные особенности Летнего дворца Елизаветы

О том, как выглядел Летний дворец Елизаветы, мы можем получить представление по картинам и гравюрам, а также воспоминаниям современников. Императорская резиденция располагалась на участке между ул. Итальянской, Екатерининским каналом, реками Мойка и Фонтанка. Дворец был построен в 3-м Летнем саду, там, где сегодня расположен Михайловский (известные еще как Инженерный) замок.

По проекту дворец предусматривал наличие двух фасадов, выходящих на Мойку (главный) и в направлении Невского проспекта. Перед главным входом в здание был разбит регулярно действующий парк с деревьями и фигурными цветочными клумбами, скамейками и фонтанами. Во внутренний двор посетители проходили через кованые ворота.

Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли имел второе название – Деревянный дворец. Только цоколь и стены первого этажа были каменными, второй – полностью из дерева. Наружные стены в розово-серой расцветке выглядели элегантно и светло. Внутри помещения украшала богатая лепнина с позолотой, скульптуры и большое количество зеркал. Роскошный и нарядный дворец включал более 160 помещений, в том числе зал для торжественных приемов и галереи.

Любимая резиденция Елизаветы Петровны

Весь двор Елизаветы I перебирался в Летний дворец из Зимнего дворца как только теплело: в апреле – мае. Переезд обставлялся торжественно, с пушечным салютом и оркестром, при сопровождении гвардейского полка. Возвращение в зимнюю резиденцию в конце сентября проходило не менее помпезно.

Елизавета любила свой Летний дворец. В нем регулярно проходили официальные приемы и балы. Будущий император Павел I появился на свет именно здесь.

Летний дворец Елизаветы: история строительства

Задумка возведения летней императорской резиденции появилась еще при Анне Леопольдовне – регентше при малолетнем Иване VI, к которому перешел трон после Анны Иоанновны. Чертежи архитектор начал разрабатывать еще в конце 1740 года, а в июле 1741 года были начаты строительные работы. В том же году произошел переворот и к власти пришла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого. Новая императрица одобрила продолжение строительства дворца и работы выполнялись с 1741 по 1744 годы. Исторически сложилось, что строительство велось не точно по проекту. Так, по указанию Елизаветы через р. Мойку была сооружена крытая галерея для перехода из дворца во 2-й Летний сад.

После смерти Елизаветы I дворец оставался имперской резиденцией, здесь проходили праздничные мероприятия по окончанию семилетней войны с Пруссией, а Екатерина II в нем принимала официальные поздравления по поводу коронации от иностранных послов, хотя основное время она проводила в Царском Селе. Указом Павла I Летний дворец был разрушен в 1797 году (официально – по причине обветшалости), а на его месте был построен известный нам современный Михайловский замок, ставший резиденцией императора.

С приходом к власти в России императора Петра I в государстве началась грандиозная эпоха преобразований, которая стала толчком к изменениям в градостроительстве и архитектуре.

«Золотые хоромы» Екатерины

В 1703 году император основывает новый город - Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада - большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.

Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.

Неудавшееся строительство

В 1730-1740 гг. у власти находилась императрица Анна Иоанновна, которая за несколько лет до смерти поручила архитектору Бартоломео Растрелли построить на Царицыном Лугу дворец, причем сделать это следовало в кратчайшие сроки. Однако смерть императрицы не дала архитектору приступить к исполнению ее приказа. Ее преемница, Анна Леопольдовна, также захотела построить на этом месте свой дворец, строительство было поручено все тому же Растрелли. Архитектор в феврале 1741 года подготовил необходимые чертежи, однако представить их государыне не получилось: в марте был совершён государственный переворот, и к власти пришла императрица Елизавета Петровна.

Бартоломео Франческо Растрелли

Создал Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли - величайший архитектор 18 века. Он происходил из итальянской аристократической семьи и носил титул графа. Его отцом был скульптор Карло Растрелли, долгое время работающий при дворе французского Короля-Солнца Людовика, а после кончины последнего приглашенный русским императором в Россию.

Бартоломео с ранних лет привлекался отцом к работе над различными проектами, выезжал на обучение в Европу. Первой документально подтверждённой работой Растрелли в России стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира, построенные в стиле петровского барокко.

В 1730-х Растрелли занимается постройкой Рундальского дворца и дворца в Митаве, которые он строит по приказу герцога Курляндского. Именно по рекомендации Бирона Курляндского Растрелли становится придворным архитектором.

Архитектурный стиль Растрелли

Бартоломео создал неповторимый стиль в архитектуре. Так, он стал использовать полуциркульные завершения окон на фасадах, а полуколонны обычно собирал в пары и пучки. Наружные колонны обычно не играли конструктивной роли, а предназначались лишь для декора. Для его дворцов были характерны огромные парадные залы, охватывающие всю глубь этажа, а при оформлении интерьеров он старался избегать кривых линий. Всем его постройкам присущи кричащая мощь, величие и торжественность, даже помпезность. Растрелли отказался от традиционных для того времени ленточных фундаментов, предпочитая платформы из кирпича и камня на основе свай, что, в свою очередь, позволяло частично перераспределять нагрузки, а это было очень важно для слабых грунтов Петербурга.

Творения великого зодчего

Великим архитектором, кроме Рундальского и Митавского дворцов, были построены такие сооружения, ставшие достопримечательностями:

  1. Большой Петергофский дворец.
  2. Андреевская церковь в Киеве.
  3. Смольный собор в Санкт-Петербурге.
  4. Воронцовский дворец.
  5. Эрмитаж.
  6. Зимний дворец.
  7. Царский дворец в Киеве и др.

Утраченные строения архитектора

Некоторые из его строений на данный момент утрачены:

  • Кантемировский дворец.
  • Тронный зал на Яузе.
  • Зимний дворец Анны Иоанновны.
  • Зимний Кремлёвский дворец.
  • Летний дворец Елизаветы Петровны.
  • Путевой Среднерогатский дворец.

История строительства Летнего дворца Елизаветы Петровны

Точной даты закладки фундамента дворца не сохранилось. Согласно одной из версий, во время закладки фундамента в июле 1941 года присутствовала Анна Леопольдовна с супругом принцем Антоном Ульрихом, согласно другой, закладка произошла месяцем ранее. Однако проживать супругам в новом дворце не судилось.

Растрелли получил приказ окончить начатый дворец от цесаревны Елизаветы Петровны, ставшей императрицей. Строительство было окончено в 1743 году - это был первый дворец императрицы, построенный лично для нее, и он настолько понравился государыне, что та подняла жалованье архитектору в два раза - до 2500 рублей в год.

Императрица пользовалась летней резиденцией с мая по сентябрь ежегодно, это время она посвящала своему отдыху, почти не занимаясь важными государственными делами. В 1754 году именно здесь появился на свет великий князь Павел, сын Екатерины Алексеевны, здесь же Елизавета Петровна устроила торжества по поводу завершения семилетней войны и заключения мира с Пруссией. Затем государыня все реже стала бывать во дворце, проводя больше времени в Царском Селе, и дворец постепенно начал ветшать.

Летний дворец Елизаветы Петровны: описание

Архитектура Летнего дворца такова, что не заметить, что автор проекта пребывал под впечатлением от французского Версаля, просто невозможно. Зданию присуща традиционная для барокко замкнутость ансамбля парадного двора перед дворцом. Подробного описания детища Растрелли не осталось, но кое-какие воспоминания об императорской усадьбе удалось отыскать.

Так, летняя резиденция Елизаветы Петровны состояла из 160 апартаментов, здесь были как личные покои царицы, так и многочисленные залы, галереи и даже церковь. Для того чтобы попасть на территорию дворца, нужно было пройти через широкие ажурные ворота из решеток, венчали их позолоченные орлы. По словам зодчего, «всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены».

Помещение имело два фасада. Основной был обращен к Мойке, перед ним были размешены цветники и аккуратные деревья, что превращала эту территорию в парк. Второй фасад был обращен в сторону Невского проспекта, где по приказу Бартоломео проложили широкую дорогу, вдоль которой располагались многочисленные оранжереи с цветами и деревьями.

Первый этаж Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны был выполнен из камня, а вот второй был полностью деревянным. Здание выдержано в розовых тонах, а цокольные помещения - в серых. Цокольный этаж был облицован зеленым гранитом. Внутри дворца все помещения были украшены богемскими зеркалами, скульптурами из мрамора и полотнами знаменитых художников. На уровне первого этажа был построен Эрмитаж, где хранились картины религиозного и библейского содержания, некоторые из них сохранились и до наших дней.

В основном корпусе располагался Большой парадный зал, у западной стены которого располагался царский трон. Для того чтобы попасть в Тронный зал, необходимо было миновать череду гостиных и огромную парадную лестницу, украшенную золоченой резьбой. Тронный зал поражал своим величием, которое еще больше подчеркивалось хитрым расположением канделябров и люстр, благодаря чему создавалось впечатление двухсветного объема. К Тронному залу также вели несколько фигурных лестниц со стороны сада, каждая из которых дополнялась пандусами. Императорские покои располагались в восточном крыле дворца, а в западном крыле жили придворные. Каждое из помещений дворца было щедро украшено разнообразными статуями и вазами. Фасад здания венчали многочисленные баллюстрады.

Дворцовый парк

Вся территория дворцового комплекса была окружена декоративным парком. На территории сада также располагались великолепные фонтаны, а сам парк представлял собой сложный лабиринт из зеленых насаждений. На территории комплекса Растрелли создал три необычных фонтанных бассейна сложных очертаний. По всему парку были оборудованы небольшие беседки и лавочки, а в центре располагались карусели, качели и горки. Также по задумке зодчего были созданы два искусственных трапециевидных полукруглых пруда, которые, кстати, сохранились до наших дней.

Последующие изменения

Франческо Растрелли на протяжении многих лет продолжал работу над летней резиденцией императрицы. Так, он занимался украшением стен фигурными наличниками, атлантами и львиными масками, через 9 лет после окончания строительства он пристроил с северо-восточной стороны дворца новый галерейный зал. Императрицу такие постоянные изменения только радовали, при этом владелицу архитектурная цельность здания мало интересовала. Главное, чтобы новые постройки были максимально роскошными.

В 1745 году по приказу императрицы была построена крытая галерея для перехода из дворца в Летний сад, её стены были щедро украшены художественными полотнами. В 1747 году архитектор создаёт террасу с фонтаном в центре, располагавшуюся на одном уровне с павильоном Эрмитажа. По всему периметру она была ограждена золоченой решеткой.

Немного позже на территории летнего дворца появляется церковь, что расширяет дворцовый комплекс со стороны Фонтанки, а с западной стороны на фасаде появляются эркеры.

На территории дворца Растрелли построил и водовзводные башни с акведуками, которые также были щедро декорированы росписью.

Екатерининский период

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге стал местом триумфа Екатерины II. Именно здесь она устроила официальный прием для иностранных дипломатов после своего вступления на престол, здесь же узнала о смерти Петра III. Не проживая в резиденции, Екатерина пожаловала её сначала Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

В 1777 году произошло наводнение, которое очень сильно повредило и без того обветшавший дворец. Восстанавливать поврежденный водомет никто не стал, и акведук разобрали.

Летний дворец Елизаветы Петровны снесен в 1797 году по приказу императора Павла I. Через несколько недель после восшествия на престол он отдал приказ о постройке на месте уже обветшалого здания нового неприступного замка-крепости, так как жить в Зимнем дворце император вовсе не желал. Существует легенда, согласно которой одному из караульных солдат явился архангел Михаил, который приказал, чтобы царю поведали о необходимости построить на месте дворца церковь, которая и вошла в комплекс Михайловского замка. Именно так на месте елизаветинской летней резиденции в 1800 году вырос Михайловский замок. Убранство летней резиденции Елизаветы было аккуратно сложено и вывезено в другие царские усадьбы.

Как добраться к Летнему дворцу Елизаветы Петровны? Он, к сожалению, не сохранился. На месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2) в данный момент расположен Михайловский, или Инженерный замок. Для того чтобы добраться до замка, достаточно воспользоваться метрополитеном, выйти нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор».