Мачу-Пикчу — затерянный город инков. Мачу-Пикчу: Затерянный Город Солнца Где находится город инков мачу пикчу

Илья Мельник

Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.

Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем находится легендарный Мачу-Пикчу — затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско , которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного — камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли, — так что Перу — это страна, в которую можно приезжать снова и снова.


Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу — довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот

Мачу-Пикчу — одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).

Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.

«Открытие» Мачу-Пикчу

«Официальной» датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.

Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.

Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.


«Первооткрыватель» Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)

Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата «открытия» — миф (или условность — называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании «поднебесного» города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.

Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту «открытия» Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.

Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит — ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.

Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова «Мачу-Пикчу» (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно «Старая гора» — в противовес «Уайна-Пикчу — «Молодая гора») для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.

Дата основания

Мачу-Пикчу и возраст древнего города Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.

Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.

Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.

В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:

«Главное — восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы» (Х. Бингхэм)

Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.

На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:


  • те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя — построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),

  • и те, которые были построены непосредственно инками.

Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо раствора, попадают в разряд «храмов» или «дворцов», а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе — в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.

На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу — центр города занимают как раз «дома для знати» и «храмы» с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) — см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):


Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена «профанная» зона, красным — «сакральная» зона. Слева на карте — террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.

Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется «мастерскими». Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте — граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых «храмов»:


Два уровня технологий в «мастерских» (из книги А. Склярова «Священная долина инков»)

Самый нижний ярус комплекса «мастерских» представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки «получили в наследство» Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.

Причем, разумеется, это происходило не только «по вертикали» — как в случае с мастерскими, но чаще всего — по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.

Население и предназначение Мачу-Пикчу

В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему — так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.

В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это — заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

Против версии о «гаремной столице» империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы — Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).

Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода «Ватикана», существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места — оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.

Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией. В уже упоминавшейся мной книге «Священная долина инков» Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха «богов», вдали от «человекообезьянок», сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.

Важные советы по посещению Мачу-Пикчу


  • с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях — все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.


  • Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше — заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации «Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума ».

  • Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади:).

  • К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу — геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).

  • Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема — лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).

Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!

В завершение этой длинной публикации — несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.

Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.


На заднем плане — гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.

К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:


Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-Пикчу

Скажу банальность, но — фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую «первооткрывателя» Мачу-Пикчу Бингхэма:

«По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты». (Хирам Бингхэм)


Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками — так оно и есть!

Мачу-Пикчу (кечуа Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей , древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над реки (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. . Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

Цены актуальны на март 2018 г.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  • Самый интересный: отправиться пешком по древней . Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  • Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу » и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда,
    ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.

Он находится примерно в 100 км от столицы Империи Инков города Куско в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря и настолько укромно спрятан в Андах, что до него не смогли добраться испанские колонизаторы. Нам об этом городе стало известно в 1911 году благодаря американскому ученому из Йеля Хайрему Бингхему. Хотя справедливости ради надо заметить, что местные жители всегда знали о Мачу-Пикчу, но не спешили делиться информацией с чужаками.

Как открыли Мачу-Пикчу

История открытия этого города очень интересна: дело в том, что Хайрем Бингхем искал совсем другой город - легендарную Вилькабамбу, куда, по преданиям Инков, были вывезены многие их сокровища и мумии правителей во время завоевания страны испанцами. Бингхем блуждал по горам в надежде найти какой-то след этого города и по дороге встретил мальчика, несущего керамический кувшин. Бингхем, будучи ученым специалистом, сразу понял, что кувшин не простой, и спросил у мальчика, где тот его взял. Взрослые местные жители не доверяли гринго и старались не выдавать своих секретов, но мальчик по простоте душевной рассказал о Мачу-Пикчу и указал Бингхему дорогу.

Новые 7 Чудес Света

Сегодня постройка Мачу-Пикчу представляется невероятной - камни перевозили с удаленных каменоломень: спускали по мокрым глиняным склонам, волокли по бревнам, а затем их шлифовали так идеально, что даже сейчас в щели стыков невозможно просунуть лезвие ножа! Мачу-Пикчу удивительно вписывается в окружающий ландшафт, поэтому его часто называют «город в небесах» или «город среди облаков». Треугольные крыши его зданий кажутся частью пейзажа. Это инженерный и архитектурный шедевр: для постройки такого города строители должны были обладать обширными знаниями топографии, геологии, астрономии и экологии: при строительстве использовались естественные склоны, а техника строительства обеспечивала устойчивость зданий даже в случае наклона скалы на 40* или на случай землетрясения.

Назначение города

Достоверно неизвестно, для чего был построен Мачу-Пикчу. Согласно документам XVI века это была резиденция Верховного Инки Пачакутека (1438-1470), которая после его смерти превратилась в место, куда посылали на обучение детей знатных фамилий Куско. Мужчины учились астрономии, а женщины - текстильному делу. По другой версии у города было военное и оборонительное назначение: во-первых, он обеспечивал контроль над подчиненными Инкам окрестными племенами, а во-вторых, под контролем Мачу-Пикчу находился доступ в плодородные тропические и субтропические регионы, где выращивались фрукты, тыквы, кока и разные медицинские растения - самые важные для того времени продукты.

Обитатели Мачу-Пикчу

Город просуществовал чуть более 100 лет - до 1532 года, когда испанские колонизаторы вторглись на территорию Империи. В это время жители Мачу Пикчу таинственным образом исчезли. По одной из версий это произошло потому что Мачу-Пикчу продовольственно зависел от столицы - Куско, и когда пришли испанские завоеватели и поставки продовольствия прекратились, голод постепенно заставил жителей покинуть город. По другой - 5000 жителей, принадлежащих к простым сословиям, отправились воевать против испанцев, а 3000 человек знати ушли в легендарную Вилькабамбу и унесли с собой свои сокровища. Но, возможно, причина их исчезновения кроется в чем-то другом.

Возвращение артефактов, вывезенных из Мачу Пикчу

В 2011 году исполнилось 100 лет со дня “торжественного открытия” Мачу-Пикчу йельским профессором Хайремом Бингхемом. После обнаружения города профессор по мере своих возможностей его исследовал и вывез огромное количество найденных там артефактов в Йель. С тех пор Перу вел многолетние переговоры с США о возвращении экспонатов на родину, и в 2010 году соглашение наконец было достигнуто. В 2011 году более 4000 артефактов вернулись в Перу и были выставлены в одном из музеев города Куско.

Уайна-Пикчу (Waynapicchu, Huayna Picchu)

(Уайна) Вайна-Пикчу - это гора, которую вы видите на всех классических изображениях Мачу-Пикчу сразу за городом. В переводе с языка кечуа это название означает “Молодая гора”, в то время как “Мачу Пикчу” - “Старая гора”.

На Вайна-Пикчу много жилых и храмовых построек. Путь наверх довольно опасен, решиться на него можно людям с хорошей физической подготовкой. Желающих туда подняться много, но пройти может ограниченное количество людей: всего 400 человек в день. Чтобы попасть в это число, нужно заранее купить входной билет в Мачу-Пикчу, включающий проход на Вайна-Пикчу. Такой билет стоит на 10 долларов США дороже обычного билета.

Когда ехать в Мачу-Пикчу

Погода позволяет ехать в Мачу-Пикчу в течение всего года. Сухой сезон здесь длится с апреля по октябрь, а сезон дождей - с ноября по март. Осматривать Мачу-Пикчу можно и в сезон дождей, нужно только захватить зонт и дождевик: дождь идет с перерывами и иногда выглядывает солнце. Кроме того, в этот период здесь меньше туристов и можно более спокойно погулять по руинам.

Температура довольно ровная в течение всего года, с сильным колебанием дневных и ночных значений: -1 / +14С градусов ночью и +23 / +27С днем.

Как добраться до Мачу-Пикчу

Если несколько способов добраться до Мачу-Пикчу:

  1. Самый популярный: доехать на поезде до городка Агуас Кальентес (Aguas Calientes). Добраться до него можно со станции Ольянтаитамбо (Ollantaytambo), которая находится в часе езды на маршрутке от Куско, или со станции Порой (Poroy) возле Куско. Именно по такому маршруту проходит экскурсия в Мачу-Пикчу.
  2. Самый интересный: дойти пешком по Тропе Инков. Классический трекинг расчитан на 4 дня и среднюю физическую подготовку. Есть и другой очень красивый пеший маршрут к Мачу-Пикчу: треккинг Салкантай.
  3. Самый бюджетный: доехать из Куско до Ольянтаитамбо на маршрутке или автобусе. Затем на автобусах добраться сначала до Санта-Марии, затем до Санта-Терезы и Гидроэлектрики (Hidroelectrica). Этот переезд займет 7 часов. От Гидроэлектрики до Агуас Кальентес можно дойти пешком за 2 часа.

Пожалуйста, обратите внимание: количество билетов в Мачу-Пикчу ограничено. Выбирайте время посещения и бронируйте экскурсию заранее!

Туры в Мачу-Пикчу

Мы предлагаем:

Правила посещения Мачу-Пикчу

Главные положения правил посещения Мачу-Пикчу, действующие с 2019 года:

  • Посетители обязаны заранее определить время посещения Мачу-Пикчу.
  • Время нахождения на территории археологического комплекса ограничено и зависит от типа билета.
  • Пройти в Мачу-Пикчу посетители могут только в сопровождении гида.
  • Воспользоваться входным билетом в Мачу-Пикчу можно один раз - зайти к руинам второй раз за день по тому же билету нельзя.

Тип билета

Время входа

Время выхода

Руины Мачу-Пикчу

С 6.00 до 7.00

Не позже 11.00

С 7.00 до 8.00

Не позже 12.00

С 8.00 до 9.00

Не позже 13.00

С 9.00 до 10.00

Не позже 14.00

С 10.00 до 11.00

Не позже 15.00

С 11.00 до 12.00

Не позже 16.00

С 12.00 до 13.00

Не позже 17.00

С 13.00 до 14.00

С 14.00 до 15.00

Не позже 17.30

Всего 400 туристов в день могут подняться на Вайна-Пикчу. 200 билетов доступны на подъем в 7 утра и 200 - на подъем в 10 утра.

Тип билета

Время входа

Руины Мачу-Пикчу и гора Вайна-Пикчу

К Вайна-Пикчу: с 7.00 до 8.00

К Вайна-Пикчу: с 7.00 до 8.00

7 часов (3 часа на руины Мачу-Пикчу и 4 часа на посещение Вайна-Пикчу)

К Вайна-Пикчу: с 10.00 до 11.30

6 часов (3 часа на руины Мачу-Пикчу и 3 часа на посещение Вайна-Пикчу)

Всего 400 туристов в день могут подняться на гору Мачу-Пикчу. 200 билетов доступны на подъем в 7 утра и 200 - на подъем в 9 утра.

Тип билета

Время входа

Максимальное время нахождения на территории Мачу-Пикчу

Руины Мачу-Пикчу и гора Мачу-Пикчу

На территорию Мачу-Пикчу: с 6.00 до 7.00

На территорию Мачу-Пикчу: с 7.00 до 8.00

На гору Мачу-Пикчу: с 7.00 до 8.00

8 часов (3 часа на руины Мачу-Пикчу и 5 часов на посещение горы Мачу-Пикчу)

На территорию Мачу-Пикчу: с 8.00 до 9.00

На гору Мачу-Пикчу: с 9.00 до 10.00

8 часов (3 часа на руины Мачу-Пикчу и 5 часов на посещение горы Мачу-Пикчу)

Разрешение на подъем на Вайна-Пикчу или Мачу-Пикчу покупается вместе с входным билетом к руинам Мачу-Пикчу при наличии мест на нужную дату.

Главной достопримечательности Перу.

Высоко в Перуанских Андах, на узкой перемычке двух гор, раскинулся феномен архитектурных достижений глубокого прошлого, город, затерянный в облаках - Мачу Пикчу.
Древние строители, не пожалив своих сил, преобразовав часть горного ландшафта, закопав естественные скальные вершины, в террасированные конструкции и возвели поверх них странные, сложенные из гранита каменные сооружения.
Считается, что город был построен императором инков - Пачакути, в качестве своей очередной резиденции для отдыха. Вот только не все гладко в этой теории...
Уважаемый читатель приглашаем Вас вместе совершить небольшое виртуальное путешествие в Мачу Пикчу и прикоснуться к тайнам строительства древнего города.

Около 2 400 метров над уровнем моря.

Рис.1 Месторасположение.

Рис. 2.1.2 Вид на «западный» сектор с каменоломни (фото - http://www.flickr.com/photos/drbeachvacation/3157036541/ автор - ShashiBellamkonda).

Пожалуй, одним из самых интересных, интригующих и загадочных мест «западного» сектора и Мачу Пикчу в целом, является так называемая (Intihuatana) - изрезанный в непостижимой геометрической логике кусок гранитной скалы, помещенный, на вершину террасированной, похожей на неправильную пирамиду, конструкции.

Примечательная деталь – непонятно, это оторванный кусок скалы, впоследствии обработанный и помещенный на вершину террасированной конструкции или же это вершина естественной скальной породы, впоследствии обработанной именно таким образом?

Какую функцию выполняло здание в прошлом, от которого теперь остались лишь стены, неизвестно:

Кроме двух храмов и небольшой пристройки, особый интерес вызывает полукруглая, часть стены, которая словно выпирает из более поздней грубой кладки террас:

фото - http://www.flickr.com/photos/8535544@N03/7314431322/lightbox/ автор - JanPeter1

Несмотря на колоссальное! обилие фото и видео материал по Мачу Пикчу, к сожалению информации, об этой конструктивной детали составляет всего три фотографии.

А ведь именно эта деталь показывает что, во времена строительства двух храмов, площадка могла представлять собой прямоугольную , сложенную из крупных, плотно подогнанных друг к другу гранитных блоков. Зачем впоследствии заложили террасами? И самый важный вопрос – есть ли пустоты, со скрытыми помещениями под двумя храмами?

Известно, что оба храма, в отличие от большинства построек Мачу Пикчу построены на искусственно возведенной возвышенности. Считается, что именно по этой причине оба храма во время землетрясений получили свои повреждения. Именно по этой причине некоторые гранитные блоки словно разошлись в стороны, а храм трех окон стал проседать по конструктивному центру. Если бы оба храма и пристройка были возведены на гранитном основании скалы, этого бы не произошло.

Учитывая мастерство древних строителей их умения обращаться с камнем можно предположить два варианта. Первый – оба храма не представляли никакой технологической ценности, поэтому не были рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Второй – технологическая необходимость предполагала столь непрочное основание и внутренние пустоты, которые впоследствии в сочетании с землетрясениями привели к частичному разрушению храмов. Если принять вторую версию, то уж очень интригует вопрос – что может быть под двумя храмами?

«Каменоломня» в «западном» секторе.

Да такой сектор в Мачу Пикчу есть. Гранит добывался можно так сказать в черте города. В некоторых источниках частенько можно встретить утверждение, что гранитные блоки поднимали на высоту из долины реки Урубамбы, но скорее всего это не так, по крайней мере, для основных построек в черте города. Все было рядом и под рукой. Можно даже предположить, что частичной причиной возникновения Мачу Пикчу именно в этом месте служит наличие нескольких гранитных выходов.

Самый главный вопрос относительно – зачем вокруг неё возводились террасы? Сейчас, считается, что с помощью террас укрепляли склоны, что бы компенсировать неблагоприятные климатические условия Мачу Пикчу. Но что сохранять в ? Естественные природные камни? Вопрос, над которым стоит подумать.

Кроме логической загадки относительно террас, в можно встретить такие любопытные детали каменного зодчества которые можно увидеть в данном видео (на 07-12 – остатки ; на 07-53 – лестница в никуда):

Интересно могли ли быть в далеком прошлом в каменоломне высокотехнологичные постройки, которые не сохранились до наших дней? Вполне возможно, особенно если учесть странную привязанность древних строителей к скальных природным выходам. Собственно об этом мы сейчас и поговорим.

Храм Солнца (TempleoftheSun), он же Эль-Торреон (ElTorreon).

Пожалуй, одним из самых впечатляющих строений в Мачу Пикчу является так называемый Храм Солнца и прилегающие к нему строения.

Непосредственно сам Храм Солнца представляет собой полукруглую башню, . Храм Солнца можно назвать двухэтажным. Верхний этаж считается, культовым местом поклонения богу солнца, а нижний местом погребения императора инков. Естественно, что современная трактовка предназначения здания выстроена на тех же принципах и предположениях, не подкрепленных фактами.

К примеру, верхний этаж храма получил свой статус благодаря похожему по смыслу строению в , где так же из аккуратно обработанных и плотно состыкованных гранитных блоков . Храм Солнца в так же имеет полукруглую форму. Благодаря этой схожести строение в Мачу Пикчу и получило статус Храма Солнца. Кроме того в день солнцестояния из одного из окошек свет падает на гранитный выход особым образом.

Между тем следует отметить, что именно Храм Солнца является одним из самых сложных строений в Мачу Пикчу. Он построен на цельной гранитной скале, где вершина обнесена , а в основании вырезан грот, в котором присутствуют сооружения способные вызвать только один вопрос – зачем?

Зачем древним строителям понадобился грот? Зачем они обработали скалу на входе и вписали в естественный гранит таким образом, что она кажется естественным продолжением гранитных пород? Зачем они вообще создали , которые своим существованием сразу опровергают большинство версий на разные конструктивные элементы?

Между тем, Храм Солнца задает еще немало загадок, например, что могло быть установлено в данном окне с десятком просверленных отверстий:

Нижний и верхний блок каждого окна Храма Солнца содержит эдакие пупырышки. Зачем столь странный строительный дизайн? Или на эти пупырышки что-то прикрепляли?

Думаем Храм Солнца, хранит еще немало загадок, мы же отправляемся дальше и посмотрим на систему Мачу Пикчу.

Фонтаны Мачу Пикчу

Особый интерес по восточному сектору вызывают естественные скалы и оторванные и установленные в определенное место куски гранита, которым с особой тщательностью придавали различные формы. Причем такие формы, которым сложно найти простое объяснение. К примеру, сложная угловатая конструкция:

Или срезанная гладкая скала со ступеньками по конструктивному левому боку:

Вызывает интерес маленькие «блюдца», в которых по официальной версии собирали утреннюю росу:

Некоторые естественные участки скал обрабатывали и, добавляя к ним вырезанные гранитные блоки, создавали лестничные конструкции:

Кроме того в восточном секторе можно встретить и другие любопытные примеры использования ВТ, к примеру ступенчатый мегалит в основании полигональной кладки:

Обработанный скальный выход в окружении грубой кладки:

Есть и несколько сомнительных примеров, которые вполне возможно создавали и последующие строители:

Любопытная деталь по восточному сектору. Между и фасадом основного здания в так называемом индустриальном секторе, вдоль лестницы можно видеть скальную породу, которая визуально словно перемычка соединяет эти два строения.

фото - http://www.flickr.com/photos/mdverde/2043734923/ автор - Gustavo Vargas

Интригующий момент если заглянуть за скальное образование перед подъемом на лестницу, то можно увидеть две трапециевидные глухие (смотреть с 10-00 по 10-10):

По факту мы видим довольно схожую по концепции с гротом в Храме Солнца конструкцию под естественной скалой. Несколько т выполнены в стиле полигональной кладки. Видео по Храму Кондора можно посмотреть здесь (с 11-20 до 12-30):

Пожалуй, обзор непосредственно объектов в самом Мачу Пикчу закончен.

3. Кто построил Мачу Пикчу?

На данный исторический отрезок времени, официальной наукой было принято решение считать Мачу Пикчу одной из резиденций императора Пачакути. Следовательно, весь археологический комплекс на перемычке двух гор был построен инками.

Если кто-то подумает, что для принятия подобных утверждений была проведена масштабная историческая работа, исследования, или более того этому были получены доказательства, то уверяем Вас это совершенно не так!

Но тогда возникает логичный вопрос, почему Мачу Пикчу датируют временем империи инков и считают его резиденцией Пачакути? Вот об этом мы и поговорим в данном разделе.

Одной из наиболее доступных и в то же время подробных работ по определению кем были строители Мачу Пикчу, была проведена телеканалом «Viasat History». Давайте попробуем внимательней приглядеться к доказательной базе и сделанным выводам.

До 21 минуты в фильме дается общее описание объекту.

На 23 минуте, утверждается: «Качество камня, его обработка, свидетельствует о том, что Мачу Пикчу строился для правителей».

На той же 23 минуте, авторы добавляют: «По мнению Фернандо Астете (Fernando Astete) (Директора археологического парка), Мачу Пикчу строился не менее 50 лет! Если учесть что империя Инков просуществовала около 100 лет, то автором строительства мог быть только один из первых императоров. В хрониках испанского иезуита Бернабе Кобо, рассказывается о деятельном правителе, основавшем империю Инков по имени Пачакутек. Но пока не удалось доказать что именно Пачакутек построил Мачу Пикчу».

Авторы фильма готовят зрителей к тому, кто, по их мнению, является генеральным заказчиком строительства Мачу Пикчу. Пачакутек. Однако двумя предложениями ранее уже противоречат даже официальной истории. Дело в том, что срок правления Пачакути ограничился всего 33 годами (1438-1471). Т.е. закончить строительство могли только после его смерти лет через 20, и всего за пару лет до открытия Колумбом Америки, или же Пачакути должен был распорядиться о начале строительства еще до начала своего правления, а может быть и своей жизни.

На 23 минуте 30 секунде, фильма зрителям предлагают следующее доказательство: «В какой-то мере это подтверждает (то, что именно Пачакути является строителем Мачу Пикчу) его имя – тот, кто переделывает мир».

Ни в какой мере это не подтверждает тот факт, что строителем Мачу Пикчу был Пачакути! С таким же успехом можно утверждать, что Пачакути был строителем Саяно-Шушенской ГЭС, ведь его имя переводиться как – тот, кто переделывал мир.

На 24 минуте 30 секунде, фильм повествует зрителям: «Благодаря отцу Кобо мы знаем, что инки почитали императора Пачакутека. Он снискал славу великого строителя. Храмы и резиденции в Мачу Пикчу напоминают другие объекты построенные Пачакути».

Дело в том, что нет убедительных свидетельств, что «другие» объекты так же строил Пачакути. Впрочем, здесь есть ряд очень забавных деталей. Если признавать любые объекты, по инкскому стилю - соответствующими Пачакутеку, то придется переписывать даже официальную историю.

Придется отдать Пачакутеку - Аху Винапу на острове Пасхи, турецкую полигональную кладку в Хаттусе и Аладжа Гуюке. Заодно признав трапециевидные художественные элементы в Италии в Сан Джулиано и Норчие инкскими постройками эпохи Пачакутека.

На 25 минуте, авторы фильма находят очень «убедительные доказательства: «Но самое убедительное подтверждение того что Пачакутек связан со строительством Мачу Пикчу находиться в испанском реестре хранящимся в колониальном архиве Куско. В реестре, датированном в 1568 годом упомянуты город Пикчу и его владелец – Инка Юпанки так же известный как Пачакутек». «Убедительное подтверждение!» - заключают авторы фильма.

Фантастическое подтверждение, если учесть, что Пикчу (Picchu) переводиться как – пик или вершина, которых в Перу десятки тысяч. Какого конкретно Пикчу являлся владельцем инка Юпанки? Но, даже если имеется в виду тот самый Мачу Пикчу, то приписывать строительство правом владения, то же самое что считать Барака Обаму строителем Белого дома в Вашингтоне.

На этом доказательная база заканчивается, приведенный свод предположений авторы считают достаточным, что бы отвести роль главного строителя именно Пачакутеку.

На 36 минуте, авторы фильма задаются вопросом: «Но зачем прилагать такие усилия? Зачем Пачакутек (заметьте, авторы фильма для себя уже решили, кто построил Мачу Пикчу ) приказал построить Мачу Пикчу в таком недоступном месте? По религиозным соображениям?

Со слов отца Кобо, мы узнали о религии инков. Инки с ровным почтением и одинаковыми церемониями поклоняются солнцу, воде, земле и многим другим явлениям и вещам считая их божественными. Инки верили, что солнце и горы это божества, снискать милость которых помогают ритуалы. Одним из ритуалов было принесение в жертву детей.

Этот факт был подтвержден в 1999 году археологом Йоханом Райнхардом. При раскопках на склонах гор в Аргентине (от себя заметим, что северо-западная часть современной Аргентины действительно была включена в состав империи Инков, однако не было найдено ни одного объекта, который бы свидетельствовал даже о косвенном применении высоких строительных технологий), он обнаружил три прекрасно сохранившиеся мумии детей. Их принесли в жертву, что бы умилостивить тех самых божеств, которых описывал Кобо.

Возможно, местоположение Мачу Пикчу можно объяснить этим почтением к окружающему рельефу», - заключают авторы фильма.

Честно говоря, совсем неясная связь, как находка трех мумий в паре тысяч километров может объяснить месторасположение Мачу Пикчу? Никак! Для справки в Мачу Пикчу мумий не нашли. Однако создатели фильма для себя вновь уже сделали выводы:

«Живущие в Андах люди верили, что окружающий их мир наделен божественной силой, особенности ландшафта в Мачу Пикчу единственное возможное объяснение местоположения этого города».

Конечно, только так можно объяснить технологически сложный, возведенный на слоне гор Мачу Пикчу, но это только если принять, опять же условно принятую, версию строительства комплекса инками. А вот если предположить что строителями была высокоразвитая цивилизация, возможных объяснений сразу станет больше, и они будут намного логичней, чем странная необоснованная взаимосвязь ландшафта, жертвоприношений и месторасположения города.

«Согласно концепции так же известной как теория священного пейзажа инки не просто поклонялись солнцу, рекам и горам, как божествам. Они черпали силу из связи с ними. Возможно, Мачу Пикчу построили именно для этого.

Мачу Пикчу построен в необычном месте, даже для инков».

Это неправда. Кроме Мачу Пикчу, существуют и другие высокогорные постройки – , Таграчулло, Хочой Коско и другие объекты. Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что Мачу Пикчу является одним из самых технологически сложных комплексов в Перу.

«Другие города, такие как Куско и Писак построены на более плоской местности».

Тоже не совсем правда, есть крепость , которую возвели в древности неизвестные строители, она расположена на высоком горном отроге. Тот про который говорят авторы фильма, расположен рядом с высокогорным , и является испанским колониальным городом. Конечно, колониальный построен в долине реки, потому что испанцы не строили города на вершинах скал, так как не видели в этом никакого смысла.

На 42 минуте, авторы задаются вопросом, кто и как использовал Мачу Пикчу: «Во время раскопок в 1912 году, Бингем с командой ошибочно сочли, найденные скелеты останками дев солнца. Недавно их исследовали еще раз. Определив кем, были эти люди мы, возможно, поймем, как использовался Мачу Пикчу».

Возможно.

«Новые исследования дев солнца показали, что на останках нет насильственных повреждений. Значит, они не были солдатами. Захоронения простые, значит не знать. На костях нет следов артрита, значит средний класс. Возможно, эти люди были обслуживающим персоналам, наподобие работников отеля».

Интересный вывод, «работники отеля» вполне могли быть смотрителями объекта построенного в незапамятные времена.

Довольно внезапно на 44 минуте 50 секунде, не добавив ничего нового, или весомого авторы фильма вдруг делают окончательный вывод: «Все свидетельствует о том, что Мачу Пикчу был одной из резиденций императора Пачакутека»!

Принцип доказательства похож на следующий подход – «назови человека 10 раз свиньей и на 10 раз он захрюкает».

На 46 минуте авторы фильма продолжают: «Из испанских хроник следует что инки завоевали эту долину где-то через 10 лет после того как Пачакутек пришел к власти. Возможно, он построил город, что бы закрепить свои победы».

Получается что где-то в 1448 году, следовательно, исходя из тезисов фильма (что строительство Мачу Пикчу длилось не менее 50 лет), строительство было закончено в 1498 году, минимум через 30 лет после смерти Пачакути. Не кажется ли странным авторам фильма называть после этого Мачу Пикчу резиденцией Пачакутека? Фильм противоречит сам себе.

Доказательная база, относительно вопроса кто строил Мачу Пикчу, выстроена на современной исторической концепции, имени Пачакути, праве собственности Пачакути на какой-то пик в Перу, находке в нескольких тысячах километров трех мумий и необычности, по мнению авторов фильма, месторасположения комплекса.

4. Краткие выводы и интересные места в окрестностях.

Довольно сложно определить, зачем понадобилось строительство Мачу Пикчу в столь труднодоступном месте, любые рассуждения, даже с учетом здравой логики будут лишь очередными версиями.

Можно довольно с высокой вероятностью предположить, что Мачу Пикчу связан с похожим археологическим комплексом в . Довольно большое сходство объектов, как в архитектурном плане, так и в концепции.

фото - http://www.flickr.com/photos/zombiepigs/3692444078/ автор - Nyall & Maryanne

На склоне той же горы Уайна Пикчу, со стороны реки Урубамбы находиться Храм Луны (Templo de la Luna она же Gran Caverna) (координаты - 13° 9"6.04"S 72°32"47.97"W):

Храм Луны сам по себе имеет впечатляющие строительные артефакты, однако, скорее всего в прошлом был связан с основным Мачу Пикчу:

фото - http://www.flickr.com/photos/timsnell/6175796129/ автор - Tim Snell

фото - http://www.flickr.com/photos/audreyrosario/6193678323/ автор - Audrey ROSARIO

фото - http://www.flickr.com/photos/inspeyere/2509564263/ автор - Nick Heyming

фото - http://www.flickr.com/photos/blomidon/177813374/ автор - Michael Newton

фото - http://www.flickr.com/photos/benifield/4778620874/ автор - Anna Benifield

С противоположной стороны от Мачу Пикчу, на пути следования по тропе инков (inca trail) расположен Интипунку (Intipunku) (координаты - 13°10"9.94"S 72°32"3.75"W):

В Интипунку вызывает любопытство данные :

фото - http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/3189281119/in/photostream/ автор - Manu Arts

фото - http://www.flickr.com/photos/28656212@N08/2758002889/ автор - salkantaytrek

К своему стыду мы не смогли разобраться с объектом Инкарагай (Inkaraqay) по некоторой информации это тот же Храм Луны, по другой – самостоятельный объект. Если кто подскажет, будем благодарны!

Месторасположение Инкарагай не определено, объект представлен остатками и внушительной :

Очередным строением в Мачу Пикчу, которое было построено , является данный археологический участок, месторасположение держится в секрете (смотреть на 04 минуте 22 секунде):

На пути следования по тропе инков, встречаются до сих пор работающие инженерные системы :

Внизу у самой реки Урубамбы некоторые исследователи находят вот такие впечатляющие каменные гранитные следы :

фото - http://www.flickr.com/photos/wwwfelipeluiscomfotos/880361978/ автор - [email protected]

Несмотря на всемирную известность Мачу Пикчу хранит гораздо больше тайн, чем это может показаться на первый взгляд. Вполне возможно приоткрыв всего несколько, мы вскоре сможем понять, кем были строители древнего города, зачем его построили и почему народы по всему миру пытались скопировать технически совершенные архитектурные шедевры древней высокоразвитой цивилизации:

Слева на фотографии Мачу Пикчу, справа шотландский Скеллинг Михаель (фото - http://www.flickr.com/photos/72163146@N08/9321477158/ автор - Anne McGinley)

июль-август 2013г.

"Сумма-Знаний"

Название «Мачу-Пикчу» происходит из языка народности Кечуа и означает в переводе «старая гора». Поселение также часто называют «городом среди облаков» или «городом в небесах». Недалеко от города находится утес Уайна-Пикчу, что значит «молодая гора». Согласно легенде, этот утес — застывший в камне хранитель. И действительно, в определенном ракурсе, очертания Уайна-Пикчу напоминают профиль смотрящего в небо индейца.

Город состоит из нескольких сотен сооружений и имеет четкую структуру. В юго-восточной части расположены дворцовые постройки, дома знати и храмы. Одна из самых необычных построек — храм Кондора, который получил свое название из-за камня, очертания которого напоминают птичью голову с клювом. Вероятно, камень служил жертвенным алтарем, так как «клюв» окаймлен желобом. Существует гипотеза, что кондор был у Инков культовой птицей, олицетворявшей стихию воздуха и свободу. Две небольшие скалы позади жертвенного камня символизируют крылья.

Где находится Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу - это известный всему миру город инков, затерянный в Перу. Чтобы до него добраться потребуется сначала прилететь в Перу самолетом до столицы Лима. Затем потребуется сделать небольшую пересадку на самолет в Куско. Далее туристы на поезде смогут добраться до населенного пункта Агуас-Кальентес с железнодорожной станции под названием «Порой» или другой станции в Священной долине. Это поселок, который ближе всего располагается к заветной цели. Следующий шаг - это покупка билета на автобус до Мачу-Пикчу. По стоимости этот путь является самым дорогостоящим.

Если у туристов есть желание сэкономить денежные средства, потребуется из Куско на автобусе доехать до Урубамбы. Там можно пересесть на другой автобус до Ойянтайтамбо. В вечерние часы из указанного населенного пункта отходит поезд до Агуас-Кальентес. Общее время поездки превышает 6 часов.

В итоге путешествие окажется довольно утомительным. Тем более, что из Агуас-Кальентес потребуется подняться на автобусе в горы. Но на это уже уйдет не более четверти часа, и вы окажетесь в замечательном и таинственном городе инков.

Если вы не привыкли добираться куда-либо на перекладных, можно сесть на прямой поезд Агуас-Кальентес. Правда, стоимость билета может оказаться для кого-то чересчур высокой.

Город Инков

Священный город древней империи Инков Мачу-Пикчу — гордость современного Перу, одна из главных достопримечательностей и Латинской Америки. Также известен как «затерянный город Инков», ведь современный мир узнал о нем лишь в 1911 году, благодаря экспедиции американского профессора Хайрема Бингхема.

Древний архитектурный комплекс занимает территорию более 30 тысяч гектаров и по праву считается шедевром индейского зодчества.

Город расположен в удивительно живописном месте — среди неприступных утесов, на высоте более 2000 метров над долиной реки Урубамбы.

Почему Инки создали город в таком труднодоступном месте, до сих пор неясно. Возможно, причина в том, что эти земли не только издавна славятся красотой природы, но и считаются мистическим местом, имеющим мощную положительную энергетику. Возможно, вершины скал как нельзя лучше подходили для ведения астрономических наблюдений и приближали индейцев к Солнцу, которому они поклонялись как верховному божеству.

Большая Священная площадь отделяла район знати от жилищ простых обывателей, лавок, мастерских и кладбища, находившегося в Погребальной скале. В южном секторе города располагались дома крестьян с хозяйственными постройками и загонами для домашнего скота. Крыши своих домов Инки сооружали из деревянных балок, соединенных с помощью лиан, а сверху покрывали их соломой.

Главный храм Мачу-Пикчу расположен в западной части города. За ним находится возвышение с искусственными террасами и длинной лестницей, ведущей к одной из наиболее загадочных достопримечательностей в архитектурном комплексе — камню Интиуатана, известному также как «камень Солнца». Это огромный многоугольный камень, высеченный из гранитного монолита на вершине скалы. Считается, что камень использовался жрецами в ритуале «привязывания Солнца» — символическом действии, ежегодно совершаемом в день зимнего солнцестояния.

Назначение города

Многочисленные исследования ученых-историков так и не привели их к единому мнению относительно назначения города Мачу-Пикчу. И сейчас существует несколько гипотез, которые так и не стали аксиомами.

Согласно первой теории, город являлся родиной и последним оплотом Инков во время их борьбы с конкистадорами. Но только потом стало известно, что последним пристанищем загадочного древнего народа стал город Эспириту-Пампа.

Храм, построенный для Солнечных Дев - так долго именовали Мачу-Пикчу. Ученые предположили, что он был основан для женского религиозного ордена, поклонения им. Много лет назад американец Джордж Итон обнаружил на раскопках города огромное количество останков женских скелетов. Но сделанное предположение оказалось ложным, и выяснилось это лишь в 2000 году. Тогда были проведены более подробные исследования костей. Оказалось, что женское население в городе не преобладало.

Ряд ученых считают этот таинственный город резиденцией правителя Инков 15 века. Речь идет об императоре Пачакути. Гипотеза возникла в конце двадцатого века из-за одного испанского документа, но точно подтвердить ее еще никому не удавалось.

В 1991 году американец Рейнхард (знаменитый археолог) обратил внимание на то, что город построен на вершине горы, у подножия которой протекает бурная река Урубамба. В итоге был сделан вывод о том, что данный город имел священное значение для Инков. Рейнхард предположил, что Мачу-Пикчу объединял Небо и Землю, являлся неким «священным началом» для древнего народа, символизировал вечность, деталь мифологического ландшафта. Но подобные размышления весьма пространны и, по мнению других антропологов и археологов не имеют ничего общего с реальным предназначением Мачу-Пикчу.

И еще одна теория 2009 года. Итальянский астрофизик высказал свое мнение о том, что город был обычным местом паломничества, и в этом состояло его основное предназначение.

На сегодняшний день ни одна из вышеперечисленных гипотез не имеет реальной подоплеки и какого-то подтверждения данных. Поэтому назначение загадочного города древних Инков так и остается невыясненным.

Куда делись жители

Ответить однозначно на этот вопрос также не представляется возможным. Слишком долго люди пытались разгадать тайны прекрасного «небесного» города. Похоже, что сейчас какая-то нить реальности была навсегда утеряна многочисленными исследователями и учеными.

Некоторые полагают, что жители умерли от эпидемии оспы. Другие рассказывают о нападении диких племен. Но это кажется невероятным, ведь никаких следов их присутствия найдено не было. Разрушений на территории города также нет.

Еще одна гипотеза - это осквернение города, после которого жители спешно покинули его. Считается, что было совершено насилие над жрицей Солнца. Инки полагали, что находиться на оскверненной территории им не дозволяется и ушли в неизвестном направлении.

Возможно, натиск безжалостных испанских завоевателей заставил коренных жителей покинуть священные земли, навсегда утратившие свой высокий статус. Но опять де неизвестно, в каком направлении отправились инки, и что стало с ними после ухода из Мачу-Пикчу.

Возможно, еще одна загадка, таинственного города об исчезнувших жителях, так и останется навсегда неразгаданной. Но ученые не перестают искать ответы.

Исчезновение золота Инков

Тысячи экспедиций со всего мира безуспешно пытаются отыскать знаменитое золото Инков. Считается, что конкистадоров-завоевателей древний народ принял за богов и одарил своими неземными сокровищами. Когда был казнен последний правитель Инков, испанцы спрятали золото, а часть его вывезли из города. Но поиски продолжаются, а сокровища так и остаются не разысканными.

Существует несколько интересных версий, каждая из которых не нашла подтверждения. Кто-то считает, что слитки были найдены в Германии фашистами еще в тридцатые годы. Другие - указывают на Ватикан, утверждая, что именно католическая церковь завладела сокровищами.

Третьи - полагают, что золото было каким-то немыслимым способом вывезено в Польшу последним из рода Инков. Но все эти версии оказываются недостоверными, поскольку отыскать удивительный клад так никому и не удалось. Охотники за золотом продолжают наведываться и в заброшенный город Мачу-Пикчу. Кто-то считает, что основная часть золота так и покоится в его землях - другого и быть не может. Некоторые ученые даже приводят исторические доказательства того, что испанцы вывезли с территории Инков лишь малую часть удивительных сокровищ.

Стоит лишь отметить, что город древних Инков был исследован не полностью. Не исключено, что он еще таит в себе небывалые загадки, которые так хочется скорее разгадать. Тысячи смельчаков приезжают сюда, чтобы отыскать ответы на самые каверзные исторические вопросы, тесно переплетающиеся с современностью.

Заключение

Временем расцвета могущества города Инков стала вторая половина ХV столетия. В 30-е годы ХVІ века город внезапно опустел. Доподлинно известно, что город не был в числе поселений, разрушенных во время вторжения испанских конкистадоров, поэтому остается загадкой причина, по которой священный город обезлюдел.

Существует немало различных гипотез. Среди возможных причин называют эпидемию оспы либо осквернение священных мест. Наиболее вероятно, что «город в небесах» утратил свое значение после падения империи и потому был покинут жителями. Как бы там ни было, исследователей не покидает надежда, что когда-нибудь эта тайна будет раскрыта.

Фотографии

В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Мачу Пикчу небольшой город — в нём не более 200 сооружений.