Невидимый китеж. Китеж-град

Н.К.Рерих "Сеча при Керженце"

«Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в пучину моря. Бог сделал невидимым град для ока людского, но придет время и Китеж вернется» - так говорит древняя легенда".

По другой версии этой легенды "земля разверзлась и поглотила город . Враги в страхе бежали а на месте города возникло озеро Светлояр. Цел тот град до сих пор с белокаменными стенами, церквями, монастырями, княжескими теремами, боярскими каменными палатами, срубленными из кондового не гниющего леса домами. Цел град, но невидим. Только праведники и святые могут увидеть этот город, только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов".

Эта легенда стала вдохновением для Римского-Корсакова, написавшего гениальную оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", к которой Н.К.Рерих сделал живописный занавес.

Существовал ли этот город на самом деле? Если да, то где? Есть такая книга "Китежский летописец", созданная в 80-90 годы XVIII века старообрядцами, в которой сказано: "Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж. А затем отошел вглубь лесов, за реку Керженец, на берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж. И град тот Большой Китеж в ширину был двести саженей, а в ширину на сто. И строить его начали месяца мая в первый день, и строили тот город три лета". Если Китеж всего лишь легенда, то откуда появились эти подробности? Вывод, что книга появилась именно в XVIII веке, сделали лингвисты.

В нижегородских лесах в 40 километрах от города Семенов есть удивительно красивое озеро под названием Светлояр. Существует поверье, что именно здесь и находится невидимый град Китеж. Говорят, что тихим летним утром его можно увидеть, отраженным в воде с теремами и куполами. А откуда-то снизу доносится тихий звон колоколов.

Издавна озеро считалось святым. К нему всегда стекалось и сейчас стекается много паломников в надежде то ли исцелиться, омываясь там, то ли искупить свои грехи, ползая по берегу. Около озера стоит часовенка, поклонный крест. В нескольких километрах село Владимирское, которое стало туристическим центром. Его теперь называют русской Шамбалой, а Китеж - русской Атлантидой. В общем место популярно. Китеж стал таким православным фетишем, духовным центром, символом героической борьбы Руси православной против "монголо-татарских орд".

Устойчивость этого предания поражает. Может оно и правда имеет под собой какое-то основание? Нередко бывает, что легенды отражают далекое прошлое. Например в легендах народов севера отражаются события потопа, когда суши не было, а верховный бог Номи-Торум ее достал со дна и т.д. А может это все-таки красивая легенда, ставшая популярной благодаря поэтам, композитору...

Уже более ста лет ученые пытаются доказать либо опровергнуть существование здесь таинственного града. Вот что странно. По своему происхождению Светлояр нельзя отнести ни к одному из известных видов озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. Как же появилось это удивительное озеро? Удивительный случай произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии не так далеко от озера. Вот газетное сообщение того времени: "Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли. Обыватели бросились по направлению звуков и увидели, что посреди леса образовался громадный провал, в который без труда вошли взрослые деревья. И еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро".

Может нечто подобное произошло и здесь? Может на берегу стоял город и он опустился на дно провала?

В 1968 году на Светлояр была организована экспедиция и она сделала странное открытие. С помощью звукового геолокатора обнаружила на дне аномалию. Изображение одного участка дна резко отличалось от других. Экспедиция назвала эту зону зоной "К". Чтобы определить, что находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех в них оказалось множество мелких деревянных щепок. Но как они туда попали? Исследовать эти кусочки дерева почему-то не взялся тогда ни один научный институт. Никто не хотел тратить время на изучение легенд. И тут помогла милиция. Эксперты-криминалисты составили документ, где говорится, что 6 из 10 исследованных ими кусочков дерева имеют следы режущих орудий. Это значит, что они были обработаны руками человека.

Энтузиасты планировали продолжить исследования на Светлояре в 70-е годы. Однако этим планам сбыться было не суждено. Уже в наше время на озеро приехали специалисты с уникальным прибором - георадаром. Его возможности позволяют при помощи электромагнитного излучения буквально просветить дно озера. Глубина озера оказалась очень большой - 37 метров. Из них более десяти составляет слой ила. Георадар обнаруживает в толще ила множество мелких объектов. Они конечно совсем не похожи на какие-либо строения. Но что же за аномалию обнаружили в 1968 году? Тогда образцы проб показали, что слой ила зоны "К" отличался от других.

Геологи предположили, что эти образцы содержали большое количество минеральных веществ, то есть зона "К" была дном древнего палеоводоема. То есть аномальность зоны - это природное явление, а все остальное - не более чем догадки. Но тогда как же деревянные щепки со следами обработки? Тогда их возраст никто не определял.

Если обратиться к книге "Китежский летописец". Там говорится, что строить город князь Георгий Всеволодович начал в лето 6673, то есть в 1165 году по привычному календарю. Но историки говорят, что этот самый князь родился лишь 24 года спустя в 1189 году. Такая неувязка. В указанное время правил дед Георгия Юрий Долгорукий - основатель Москвы. Что если старообрядцы, писавшие книгу в конце XVIII века просто перепутали князей? У Юрия Владимировича Долгорукого еще и путаница с датой рождения, да и кроме того Юрий и Георгий - это одно имя.

В 2012 году неподалеку от озера Светлояр нижегородские археологи обнаружили следы средневекового поселения. Найдены черепки керамической посуды, фрагменты железных ножей, кремниевого огнива и каменного жернова. Находки датируются концом XIV - началом XV веков, то есть это позднее той даты, что указана в книге. Артефакты обнаружили на Крестовоздвиженской горе за часовенкой. В колеях произошло обнажение культурного слоя на глубине полметра площадью чуть меньше гектара. Археологи полагают, что здесь было селище - неукрепленное поселение с одним жилым двором человек на 10-15. Возможно поселение было больше, часть его могла уйти с оползнями в Светлояр.

Известно, что в Москве находится старейший район Китай-город ("китай" - стена, укрепление, так же называлась стена построенная славянами на дальнем востоке для защиты от южных соседей). Обратим внимание на то, что начало слов Кит- ай и Кит- еж совпадают. Есть легенда, что недалеко от стен Кремля князь Юрий Долгорукий приказал вырыть огромное подземелье. В XII веке шли многочисленные междуусобные войны, когда князья боролись за власть и захватывали друг у друга города. Возможно Юрий Долгорукий создал подземное укрытие. Сейчас на территории Китай-города находятся одни из самых древних подземных сооружений Москвы.

Известно, что Долгорукий много строил из белого камня. Постройки того времени можно узнать по удивительно тщательно подогнанным камням. Найти такие постройки в подземельях Москвы не удалось.

Князь Георгий Всеволодович

Вот что интересно. Произношение Китеж с ударением на "и" вошло в обиход только после того как Римский-Корсаков написал свою знаменитую оперу. До этого ударение было на "е" и происходило от древнерусского "китехша", что означает "покинутое место". Это слово появилось на Руси во времена орды пришествия ("монголо-татарского нашествия" как теперь выясняется в нашей офигенно веселой истории не было). Как раз тогда правил Георгий Всеволодович. В книге говорится, что князь собрал войско и выступил навстречу хану. Однако сражение проиграл. Русские летописи упоминают о крупной битве между русскими и ордынцами 4 марта 1238 года на реке Сить. Считается, что ркусские были полностью разбиты, а князь погиб. Однако, в "Китежском летописце" говорится, что именно после этого сражения князь Георгий Всеволодович отступил в Китеж.

Может следы таинственного города надо искать в рйоне реки Сить? Сейчас эта река протекает по границе Тверской и Ярославской областей. ее длина всего лишь 150 км. Эта небольшая река попала в историю благодаря битве. И хотя точное место не известно, на всем протяжении Ситя разбросаны курганы, по преданию являющимися братскими могилами русских воинов. До сих пор ощущение, что все здесь наполнено памятью о той страшной сече. Еще в XIX веке в деревнях, расположенных по берегам Сити, собиратели фольклора записали большинство преданий о граде Китеже. Но сейчас низовья реки залиты водами Рыбинского водохранилища, построенного в сталинские времена. Оно поглотило 700 сел. Также как легендарный Китеж ушли под воду древние русские города Малога и др.. Красивая легенда обернулась трагической былью.

Есть еще одна версия. Исследователь Владимир Ратов много лет изучал древние языческие легенды и обряды и пришел к выводу, что следы Китежа надо искать на реке Малоге. Почему? Во-первых это легенда о Велесе - славянском боге, который, находясь в Черном море, воевал с темными силами. Душа его огрубела, ему понадобилось попасть в Сваргу. Сварга - земной рай по славянской ведической мифологии, место, где обитают боги и текут молочные реки с кисельными берегами. Может быть Китеж, который в легендах считается обителью всех страждущих, и есть та самая Сварга? На берегу Мологи Владимир Ратов обнаружил камни с загадочными рисунками. Но имеют ли они отношение к Китежу?

В "Китежском летописце" говорится, что Китеж находился среди глухих лесов. От реки в него вела тайная дорога по которой вороги и пришли в город. Эта дорога называется в книге "Батыевой тропой". Батый разорил русские города на правой стороне Волги. Теперь по альтернативной истории считается, что ордынцы - такие же славяне - разоряли только христианские русские города, ведические же не трогали. Батый (Батя) переправился на левую сторону и углубился зачем-то в глухие леса. Зачем? Есть версия, что там было языческое славянское капище. Так как целью ордынского нашествия было уничтожение христианства, а Китеж был православным городом, его следовало уничтожить.

В славянской ведической вере говорится, что путь в Сваргу идет по реке РА (Волга). Дальше по реке Смородине. Так называли, да и сейчас называют реку Мологу за огромное количество растущих по ее берегам кустов смородины. Кстати само слово МОЛОГА созвучно с Молочной рекой, которая по преданию течет в затаенной стране. Около Мологи действительно лежат огромные камни, правда рисунков нет. Но все же камень с какими-то рисунками отыскался не на берегу, а в лесу. Там то и находится Китеж по версии Ратова. На камне линии, треугольник, но что это? Сказать с уверенностью, что эти рисунки рукотворные сказать не могут.

Говорят, что еще в 30-е годы до затопления игуменья одного монастыря записала свой сон - видение. Идет она к монастырю полем и вдруг отовсюду начинает прибывать вода. Вскоре вода покрыла и монастырь и все окружающее пространство. А монахиня все шла и шла пока вода не начала отступать. И монастырь вновь открылся божьему свету.

Так и невидимый град Китеж , как гласит легенда, вновь явится миру, когда возродится в людях вера и добро.

Из книги Ирины Ниловой

Это был город древних русичей, живших на берегу великой реки. Древляне под воздействием пришельцев из других племен поссорились со своими Мудрецами и Водителями и захотели присвоить себе власть над остальными сородичами. То есть стали жить по Кривде. После чего исказились вибрационные составляющие в служении Мудрецов и город получил удар равный взрыву ядерной бомбы. Весть о мгновенной гибели целого города от огненной энергии быстро разнеслась а место стало вызывать страх. Озеро, которое образовалось на месте взрыва, - это остаток ушедшей реки, которая ушла под землю.



"Маленькая русская Атлантида", "Нижегородская Шамбала".. Легендарный древний город был построен в 1165 году на берегу озера Светлояр благоверным князем Юрием Всеволодовичем, который был поражен красотой тех мест. До нас дошел достоверный письменный источник, "Китежский летописец", где сказано, что князь нарек город Большой Китеж, а "место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща". О самом городе было известно немного, кроме того, что в середине его возвышались шесть куполов церквей, а сам город был отстроен из белого камня, что символизировало духовную чистоту.

И простоял город сто лет, пока во время нашествия татаро-монгольской орды хан Батый не прослышал о богатстве чудесного города и вознамерился им овладеть. Когда монголы подошли к Китеж-граду, то увидели, что город совершенно не укреплен и не готов к бою. Жители и не помышляли об обороне: все они молились. Остолбенев на мгновенье от изумления, татары все же двинулись вперед, но сразу остановились. Послышался колокольный звон и прямо из-под земли забили фонтаны, которые стали заливать город, и вскоре он скрылся под водами озера Светлояр. Последнее, что увидели изумленные захватчики — это крест на куполе главного собора. Видя такое чудо, татары бросились, кто куда, и многие погибли, блуждая в лесах. Местные жители говорят, что вода не причинила вреда молящимся.. а сам город ушел не под воду, а в другое измерение, и продолжает существовать до сих пор.

Надо сказать, что предпринимались неоднократные попытки найти затонувший город, однако все они были неудачными. И в то же время вода озера имеет целебные свойства, не портится три года, а само озеро считается святым. Местные жители рассказывают о странных пришельцах, одетых в старорусские одежды и расплачивающихся за хлеб древнерусскими монетами. "Не пора ли восстать Китежу?" — спрашивал один такой старец.

Рассказывают также о заблудившемся грибнике, который вернулся через неделю и неохотно отвечал на расспросы. Однако, будучи вынужден объяснить свое отсутствие, рассказал, что гостил в Китеж-граде. А в доказательство он протянул кусочек хлеба, которым его там угостили.

В одном из музеев до сих пор хранится письмо сына к своему отцу, написанное на старославянском языке. Молодой человек пишет, что каким-то неведомым чудом оказался в Китеже, но жив и здоров, и просит не служить по нему заупокойные службы и не печалиться особо. А еще он рассказывал, что молитвы обитателей этого сокровенного места столь чисты и сильны, что возносятся в небо, подобно огненным столбам, и при свете этом можно даже читать и писать.

Периодически возле озера Светлояр и в наши времена пропадают люди. Возвратившись, они рассказывают, будто блуждая в оврагах, вышли на чудесный город, населенный праведниками, где и остались на несколько дней погостить. Замечено, что отыскать дорогу в невидимый город может не любой, а только тот, кто истинно верует душой. Видимо, не всех гостей готовы принять китежградцы, а только подобных себе.

Люди передают из уст в уста, что Китеж-град проявится перед концом света, но увидеть его и сейчас может тот, что чист сердцем. Считается, что если в ясную погоду вглядываться в озеро Светлояр, то можно уловить образ города с куполами церквей и услышать пение и колокольный звон.

Кстати, в древних летописях не говорится прямо, что Китеж ушел под воду. Там сказано, что город исчезнет и "невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало". Есть предположения о том, что он мог опуститься под землю или, наоборот, вознестись в небо. Но чаще всего утверждают, что он просто стал невидимым.

Думаете, это невозможно? А вот проффесор Пензенской государственной технологической академии Сергей Волков обнаружил вблизи озера Светлояр некие невидимые глазу плазменные субстанции. И даже запечатлел их проявления на фото- и видеопленке. Самое удивительное, по его мнению, то, что эти сгустки обладают логикой поведения. Например, они стараются приблизиться к группе молящихся людей. Эти исследования были подтверждены Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Согласно им, прямо вокруг нас в элетромагнитном диапазоне существуют миллионы плазменных сгустков. Может, именно они и представляют для нас "потусторонний мир", которых обнаруживает себя только в особенных местах, подобных озеру Светлояр.

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года – с 1165-го по 1168-й – и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты – тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении “Книга, глаголемая Летописец”. В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город – это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

“Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда”. Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год – фольклористами был записан рассказ местной жительницы: “Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка – не очень уж большая – ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет”.

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. “Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: “Хоть бы старички китежские помогли”. Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину – и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие – один к одному, да все белые!”

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год – журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год – к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год – отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

В Нижегородской области есть красивейшее озеро Светлояр, похожее на гигантское зеркало. Именно его темные безмятежные воды уже много столетий скрывают древний город, о котором существует столько легенд и домыслов, а вот фактических сведений - практически нет. Говорят, что этот город открывает двери для того, кто чист сердцем. Именно такому человеку Китеж-град явит все свои тайные чудеса. Может быть, повезет именно вам?

По легенде Китеж-град находился в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Линда. Город упоминается в исторических источниках - «Китежский летописец» и «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В широких кругах эта романтичная легенда стала известной благодаря роману-эп пее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Вот цитата из этой книги:

«Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа».

А многие заинтересовались легендой и отправились на поиски таинственного невидимого города благодаря знаменитой опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Большинство исследователей сходятся во мнении, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Сказание о Китеж граде

Почему однажды так случилось, что красивый белокаменный город ушел под воду на века? Рассказывают, что дело было так: хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. О чудесном городе рассказал хану один из пленных - он же тайными тропами и провел войско к берегам озера Светлояр. Монголов очень удивило то обстоятельство, что у такого прекрасного города не было защиты. Его жители остались абсолютно безмятежными перед лицом верной смерти. Они даже не пытались оказать сопротивление - просто тихо молились. Естественно, монголы воспользовались такой удачей и атаковали город. Вот тут и начались странности. Из-под земли вдруг хлынула вода - много воды, целый потоп. Непонятно откуда взявшиеся потоки начали быстро затапливать и войско, и сам город. Захватчикам пришлось быстро отступать. Им оставалось только растерянно наблюдать за тем, как город погружался в озеро. Говорят, последним, что они увидели, был сверкнувший на солнце крест на куполе главного собора.

Вот как об этом событии рассказывает Мельников-Печёрский:

«Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.»

Между прочим, и местные жители, и многие туристы рассказывают, что и до сих пор из-под темных вод озера иногда доносится колокольный звон. А в тихую погоду можно услышать и пение людей, тоже доносящееся из-под воды. Некоторые путешественники рассказывают и о том, что им удавалось увидеть в воде купола церквей.

К берегам озера Светлояр стоит отправиться, чтобы соприкоснуться с чудом. Есть поверье, что если обойти озеро три раза по часовой стрелке, то исполнится ваше самое заветное желание. Говорят, что вода, взятая из Светлояра, долгое время не портится. Естественно, ученые не раз исследовали озеро вдоль и поперек. И нашли на его дне очень много загадочных предметов. Например, подводные террасы - берега уходят под воду как бы лестницей. На дне озера найдено очень много старинных предметов, большая часть которых относится к тринадцатому веку.

Как добраться до озера Светлояр где по легенде находился Китеж град

  • На автобусе. Нам нужен маршрут «Нижний Новгород - Воскресенское» с автостанции Канавинская. Не доезжая до Воскресенского, необходимо выйти у села Владимирское. Дальше любой местный подскажет вам дорогу. Время в пути до Владимирского - 2-2,5 часа.
  • На пригородном поезде. Нижний Новгород - Семенов» или «Нижний Новгород - Урень» до Семенова, затем на автобусе Семенов - Воскресенское до села Владимирское. Далее - пешком через село Владимирское, мимо большой автостоянки, по березовой аллее, до озера (1 км).
  • На автомобиле. По Кировской трассе. Проехать Семенов, доехать до станции Боковая, далее - правый поворот по указателю на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее - по березовой аллее пешком. Расстояние от Нижнего Новгорода - 130 км.

Куда исчез Китеж-град?


Ученые исследуют озеро Светлояр, которое, по легендам, образовалось на месте древнего города

Нижегородская Шамбала

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...
Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.
А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Куда исчезают люди?

От местных жителей можно узнать много интересного, - говорит доктор философских наук, профессор Пензенской государственной технологической академии Сергей ВОЛКОВ, организовавший экспедицию по поиску мифического города. - Будто бы люди тут исчезают. Одни - навсегда, другие возвращаются, но ничего не помнят.
- Может, они гостили у китежградцев? - в шутку предполагаю я.
Профессор Волков ищет Китеж-град уже более двадцати лет.
- По слухам, так и выходит, - вполне серьезно отвечает профессор. - Где-то в оврагах якобы находится вход в город. Но попасть туда могут только истинно верующие.
Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары - в основном хлеб, бублики, пряники - сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.
- Для нас, - продолжает Волков, - главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей - как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

К изумлению Батыя

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?
- На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, - говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. - Ред.). - Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро - хоть на глазах у хана Батыя.
Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы - береговой склон уходит под воду уступами. Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем - через сотни, тысячи лет - второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.
Когда это место «просветили» эхолотом, а позже и геолокатором, то на эхограмме отчетливо проступила овальная аномалия - придонный слой ила особого состава: он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен. Более того, недалеко от «овала» нашли еще один участок. Там под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Как будто в недрах скрыт некий большой тяжелый объект. Когда составили карту этих зон, то получился рисунок, напоминающий город, окруженный валом.

Колокольный звон со дна

Итак, по мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, - за 20 минут обойти можно. Впору предположить фантастическое: город существует, но он невидим. Только временами слышен. Колокола там звенят... И это, возможно, не выдумки паломников.
- На оборонном предприятии в Санкт-Петербурге, которое поставляло приборы Военно-морскому флоту, работал инженер Игорь Фомин, - рассказывает исследователь Михаил Бурлешин. - Он разработал прибор - гидрофон, использующий физические принципы для преобразования звука в электрический сигнал.
Во время испытаний, проходивших на Ладоге, гидрофон неожиданно стал издавать раскатистые звуки, похожие на отзвуки грома проходящей грозы. Геофизики, прослушав пленку, сказали, что такие раскаты «грома» - это волны возмущений в земной коре, которые проходят через воду и создают такой эффект. После этого Игорь Фомин стал целенаправленно прослушивать озера. В одних воды молчали, в других - «кричали». Но самый неожиданный сюрприз ждал исследователя на озере Светлояр. Гидрофон, опущенный в воду, зафиксировал низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Чаще всего рокотало озеро перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда, по легенде, праведные люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».
Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната и кальция.

СПРАВКА «КП»

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Расположено около села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. С высоты птичьего полета выглядит идеально круглым. Это дает основание некоторым геофизикам предполагать, что озеро возникло от падения метеорита. На самом деле оно - ровный овал примерно 450 на 350 метров. Глубина достигает 39 метров. Но, возможно, там вовсе нет дна. Ведь вода в озеро поступает из карстового разлома, глубина которого неизвестна.
Кстати, по тем временам город, который бы поместился на площади озера, считался относительно большим.

МНЕНИЕ ГОРНЯКА

Кандидат технических наук, доцент кафедры Горного института Андрей ПАРФЕНОВ: «Можно легко провалиться под землю»
- В России может много городов уйти под землю. Связано это прежде всего с тем, что на ее территории находятся сотни каменоломен протяженностью до сотни километров, которые рыли с XV до начала ХХ века. При Сталине входы в них взорвали, чтобы бандиты там не прятались. Поэтому отыскать эти «норы» сейчас очень сложно. И по незнанию над ними сейчас строятся и дома, и целые коттеджные поселки. Так, под Подольском находятся гигантские пустоты. И уже сейчас там стали случаться провалы. В Москве огромные каменоломни начинаются под гостиницей «Украина» и уходят под Бадаевский пивзавод. Под Кремлем тоже много подземных ходов, облицованных белым камнем, а сейчас среда кислая стала из-за больших выбросов выхлопных газов - известняки же нестойки к кислоте. Поэтому не исключено, что и Кремль может однажды исчезнуть, как град Китеж.
Кстати, радары спутника Европейского космического агентства недавно зафиксировали, что два крупнейших города Китая - Шанхай и Тяньцзинь - под весом гигантских небоскребов постепенно проваливаются на несколько сантиметров в год.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИПОТЕЗА

Город затонул в Иссык-Куле?

Илья Глазунов поместил Китеж на дно озера Иссык-Куль (картина 1989 года «Легенда о граде Китеже)»).
- Поводом стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере, - рассказал художник. - В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. А в результате невиданной катастрофы цветущий град был затоплен. И в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен. Может, не там ученые ищут Китеж?

До сих пор неизвестно, кто похоронен в глухом лесу.

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА

Могилы великанов

Кибилёк - так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом - в дремучем Кержинском лесу - расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные.
Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев - жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад.
Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это.
Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

ИЗ АРХИВОВ

И невидим будет...

«...И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть... И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 150 саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168)».

(«Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича».)

Странно, но в документе нет ни слова о том, что Китеж скрылся под водой. Сказано, правда, что он исчез с глаз: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
Сажени на Руси были разные, но в среднем одна сажень составляла примерно 2 метра. Итого город был 400 на 300 метров - по размеру вполне помещался в нынешнем озере.