Разработка атласа экскурсионных маршрутов. Рассказ и индивидуальный текст

В карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи в декоративном убранстве памятника. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

6 этап: Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.

Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута

Наличие доступности объекта

Переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

Наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

7 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:

  1. ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
  2. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы
  3. освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок
  4. провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом
  5. проверить целесообразность использования намеченных объектов показа
  6. выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы
  7. выбрать методику ознакомления с объектом

8 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

9 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

  1. необходимость и целесообразность их использования
  2. познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными
  3. необычность
  4. выразительность
  5. сохранность

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

10 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

Определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала

Отбора правил техники ведения экскурсии

11 этап: Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

12 этап: Составление методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

На следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

Технологическая карта экскурсии

Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

Кроме того, экскурсионная карта экскурсии представляет собой основной документ, который требует при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве»

    Актуальность проекта

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!

Мы считаем, что наш район обладает привлекательными природными и историко-культурными ресурсами туризма - буддийскими дацанами, ступами, плиточными захоронениями, сакральными святыми местами, живой водой аршанов, геологическими и археологическими памятниками, музеями, народными ансамблями, народными промыслами и ремеслами, уникальной культурой народов, населяющих наш район, знаменитыми людьми и т.д.. Хотелось бы, что о нашей малой родине узнали как можно больше людей на земле.

Поэтому наш проект мы назвали: «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве».

Мы считаем, что наш проект посодействует в развитии туризма в районе, создаст информационный ресурс для реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов. Сделает доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями краеведческий, историко-культурный материал, накопленный краеведами, учителями, и просто людьми, увлеченных историей своего края через разработку и проведение пешеходных, автобусных и виртуальных экскурсий по родному краю.

Цель проекта: Разработка путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве.

Задачи проекта:

1. Выявить достопримечательности Кижингинского района

2. Разработать экскурсионные маршруты по данным достопримечательностям в разных вариантах, сопровождаемые текстами экскурсий

3. Создание и оформление путеводителя по району

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческие и исследовательские работы по краеведению, истории, флоре и фауне Кижингинского района

2. Выход в Интернет из школьного кабинета информатики и ИКТ

3. Возможность выездов в районные и республиканские архивы и музеи

4. Связь со школьными, поселковыми музеями, народными ансамблями, сельскими домами культуры района, базами отдыха, таких как Оротский аршан

5. Тесная связь с местным и районным органами власти, советом ветеранов, средствами массовой информации

6. Спонсорская помощь общественных организаций и выпускников школы.

7. Школьные, сельские и районные библиотеки

8. Связь со школьниками нашего района и школьниками из других районов Республики (в частности Еравнинского района), а также учащимися школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов и др.

Как видим, широкий спектр возможностей, которые нужно грамотно использовать для реализации поставленных цели и задач.

Требуемое оборудование для проведения проекта

ПК, подключенный к Интернет, Microsoft Word, программы для сканирования и обработки изображения, PowerPoint, мультимедийный проектор, экран , видеокамера

Оригинальность нашего проекта в том, что данные экскурсионные маршруты требуют минимум материальных ресурсов, наш турпродукт имеет только одну составляющую: - географическую - собственно маршрут и его программа; и носит характер экологической акции.

Этапы работы

Работа по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.

I. Подготовительный этап:

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.

2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре, флоре и фауне Кижингинского района

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрутов.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрутов

5. Разработка программы деятельности

II. Основной этап:

    Создание творческих групп по направлению проекта

    Обучение экскурсоводов

    Создание веб-сайта «Путеводитель по Кижингинскому району»

    Выпуск буклетов и путеводителя по проекту

    Апробация экскурсионных маршрутов на учащихся района, районов Республики, г. Улан-Удэ и взрослого населения

III. Аналитический

    Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте

    Проект считается удачным если:

    Поступят положительные отзывы о проекте

    У участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности

    Сложится спрос на проект

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Практическая ценность проекта заключается в разработке путеводителя и экскурсионных маршрутов по району, которые могут быть востребованы учащимися школ, а также людьми, время пребывания которых в Кижингинском районе ограничено, - отдыхающими на природных целебных источниках, детских лагерей, прибывшими в командировку специалистами, а виртуальные экскурсии могут посетить люди с ограниченными возможностями. Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей. Разработанные презентации позволят проводить также заочную экскурсию по родному краю.

Ожидаемые результаты:

В результате успешной реализации проекта будет:

    Сформирован положительный образ малой родины у выходцев из Кижингинского района

    Посетители сайта и района познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края

    Увеличится поток туристов в район

    Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями, будут использованы учителями в своей работе

    Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа

Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках кижингинской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Будем знать достопримечательности своей малой родины. В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Первые результаты проекта

    Информационный блок:

    Творческие и исследовательские работы учащихся оротской школы по краеведению занимают призовые места не только в районе, в Республике, но и на Всероссийских и Международных конкурсах

2. Практический блок:

Подготовлены и проведены два экскурсионных маршрута с учащимися Еравнинского района:

    Ширинга – Орот. Ребята из ширингинской средней школы приезжали к нам в гости. Мы показали и рассказали о самых интересных достопримечательностях села Орот, принимали их в лучших традициях и обычаях бурятского народа, с подношением хадака, а на Оротском аршане провели экологические игры, показали концерт. В свою очередь новые друзья из Еравны провели заочную экскурсию по своему родному краю.

    Орот – Комсомольское. Основной целью маршрута стало знакомство с флорой, фауной, историей родного края. Приехав в село Комсомольское, в первую очередь мы познакомились с ребятами школы, был проведен тренинг «Давайте знакомиться!». После знакомства наша команда представила экскурсию - презентацию по своей малой родине. Мы рассказали о достопримечательностях нашего поселения, в том числе о целебном источнике-Оротском аршане. Наши новые друзья с вниманием и интересом слушали наше выступление. Задавали вопросы. В свою очередь ребята Комсомольской СОШ провели природоохранную экскурсию по экологической тропе села Комсомольск и по школьному музею. Затем познакомились с долиной речки Погромное, посетили Эгитинский карьер месторождения флюорита, по дороге изучили флору этой местности, осмотрели место нахождения бентонитовых глин. Так же как и у нас, в окрестностях села находится уникальный водный объект «Погромнинский источник». Как известно, Еравнинский район славится своими озерами, поэтому наши друзья из Комсомольской школы пригласили посетить Большую Еравну – озера, которые находятся в районном центре села Сосновоозерск. Мы были в восторге от этого зрелища! Ведь в наших местах редко увидишь такое количество воды. Мы с удовольствием купались, общались с новыми друзьями, обменивались электронными адресами, играли в интересные игры, фотографировались на память.

    Реализован проект: «Единая форма и эмблема команды экскурсоводов»

Перечень разработанных экскурсий

    «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

    «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон»

    «Историко-культурный атлас села Орот»

    «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

    «Известные люди моей малой Родины»

    «Традиции и обычаи бурятов»

    «Деревенское подворье» (знакомство с колоритным бытом и традиционной кухней)

    Обзорная экскурсия по селу с посещением Оротского аршана и достопримечательностей.

Перспективы развития проекта

    Создание веб-сайта «Путеводитель и экскурсионные маршруты по Кижингинскому району»

    Найти в Интернете учащихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

    Разработка виртуальной игры: «Узнай свою малую Родину»

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма в рублях

Канцтовары (бумага А4, ручки, блокноты, карандаши и др)

1000

Создание веб-сайта

3000

Видеокамера

Расходы на ГСМ

500 л.* 32 = 16000

Имеется в наличии:

Фотоаппарат

Компьютер с выходом в Интернет

Принтер

Итого

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

– на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему «Тюмень – ворота в Сибирь»: «Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А. С. Пушкина или цитатой-высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края». Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф (табл. 2.1). Размер разработки – 6–12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Таблица 2.1 Образец методической разработки экскурсии

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс “Хатынь по объекту ‘Линия обороны 100-й стрелковой дивизии’ ”» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины…», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов…» и т.д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.3.4. Составление досье Добытую в ходе разработки человека информацию помещают в формализированное досье, заполняемое ради удобства по определенной схеме, сочетающей два основных раздела:- персонографические данные и факты из жизни,- характерные особенности личности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

7. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА Применяемая в конкретных условиях производства методика разработки оперативного плана зависит от типа производства, выделяемого по признакам широты номенклатуры и специализации рабочих мест. Различают три основных типа

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

52. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ На основе сформированной стратегии руководство предприятия определяет политику, которая превращает разработанную стратегию в подробную декларацию направления деятельности. Конечная стратегия

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

59. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПРОГРАММ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Среди других программ такого плана можно выделить Project Expert и Forecast Expert. Программа Project Expert позволяет:1. Спроектировать стратегию развития бизнеса. Система дает возможность проанализировать несколько стратегий

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

Из книги Питание в туристском походе автора Алексеев Алексей Александрович

Составление меню Составляйте меню заранее. Обязательно сделайте список необходимых продуктов.Внимательно перечитайте рецепты, обращая внимание не на продукты, а на посуду, инструменты и другие материалы, которые вам понадобятся. Совет Любая хозяйка

Из книги автора

5. Части риторической разработки речи Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):1) нахождение или

Из книги автора

Составление распорядка дня Хороший распорядок дня представляет собой наиболее гармоничное сочетание физического труда и отдыха, умственного труда и отдыха, времени бодрствования и времени сна, времени приема пищи, приема водных закаливающих процедур, совершения

Из книги автора

Из книги автора

Составление раскладки Многие скажут: все, что написано выше, - теория. На практике так никто не делает - слишком много работы. Что же, отчасти это правда, но только отчасти.Разумеется, собираясь на однодневную прогулку, можно без всякой науки обойтись бутербродами и

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

  • * установление нормируемых характеристик услуги;
  • * установление технологий процесса обслуживания туристов;
  • * разработка технологической документации;
  • * определение методов контроля качества;
  • * анализ проекта;
  • * представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия.

Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута - сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрутов включает в себя следующие основные этапы:

  • * исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе;
  • * маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
  • * определение типа маршрута;
  • * построение эскизной модели;
  • * привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
  • * разработка схемы безопасности;
  • * разработка паспорта маршрута;
  • * согласование паспорта с соответствующими службами;
  • * пробная обкатка и внесение необходимых изменений;
  • * утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть не выгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

1. Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

2. Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны. Оговаривается минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

3. Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержат перечень основных документов обслуживания туристов, и кратко рассказывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательства той или иной стороной.

Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и не выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств.

7. Ответственность за причинение ущерба.

В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.

8. Порядок разрешения споров.

При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

  • 9. Особые условия.
  • 10. Порядок вступления в силу, изменение и прекращение договора.
  • 11. Юридические адреса сторон.

В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутри российских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т.д.).

Информацию по ним можно получить в местных органах управления туризмом, туристских агентствах и бюро.

Формирование туров

После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.

Согласно ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг" проектирование тура предусматривается согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.

Основой для проектирования услуги является её вербальная модель (краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, Согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристического путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, договора, правила, регламенты и т.д.).

При подготовке тура туроператор обязан предоставить на утверждение руководству:

  • * описание маршрута, программу тура, характеристику объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условия питания;
  • * калькуляцию тура;
  • * данные о стране туристской поездки, об обычаях местного населения, святынях, памятников природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;
  • * условия безопасности туристов на маршруте;
  • * сведения о необходимых адресах и телефонах (имена, фамилии официальных лиц, посольства/консульства России);
  • * сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);
  • * образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);
  • * информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания там, о таможенных требованиях.

Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации:

1. Технологическая карта маршрута.

При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерные (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.

2. Паспорт маршрута.

Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.

3. Информационный листок.

Согласно закону "О защите прав потребителей" и "Об основах туристской деятельности в РФ" туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому информационный листок обязательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия безопасности туристов на маршруте, необходимые контактные телефоны для связи с посольством России, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура, карты, проспекты и т.д.

  • * средствах размещения и наборе предоставляемых услуг;
  • * условиях проживания (место нахождения, категория, уровень комфортности);
  • * условиях питания;
  • * условиях трансфера;
  • * программе тура;
  • * экскурсионном обслуживании;
  • * наличии гида, сопровождающего;
  • * дополнительных услугах.

Документ заверяется подписью руководителя и печатью предприятия. Кроме информационного листка должна разрабатываться памятка для туриста.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.7 памятка для туриста должна содержать информацию о:

  • * правилах въезда в страну (мест) временного пребывания;
  • * условиях пребывания;
  • * таможенных правилах;
  • * обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;
  • * состояние окружающей природной среды;
  • * факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;
  • * часовом поясе и климатических условиях на маршруте;
  • * опасностях, с которыми туристы могут встретиться во время путешествия;
  • * правилах личной безопасности;
  • * особенностях путешествий;
  • * курсе валют и порядке их обмена;
  • * правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки;
  • * прочую полезную информацию.

Документ также заверяется подписью руководителя и печатью предприятия.

Инспектор реализации путевок (менеджер туристской фирмы) или руководитель туристской группы разрабатывает план собеседования с туристами, выезжающими по данному туру за рубеж.

Собеседование должно проводиться на этапе оформления туристской путевки.

В ходе беседы должна быть озвучена информация как вошедшая в информационный листок, так и дополнительная, связанная с вопросами покупателя тура (путевки). В общем случае содержание собеседования должно включать в себя следующую информацию: краткую характеристику места пребывания (страна, город); исторические и культурные особенности; принятые нормы поведения; сведения о местах, самостоятельное посещение которых туристам не рекомендуется, об известных способах обмана, об уровне цен (питания, общественный транспорт):

  • * о необходимости соблюдения таможенных правил;
  • * выдержки из законодательства страны пребывания, относящихся к пребыванию иностранцев на её территории;
  • * о содержании медицинской страховки (на что распространяется), о самостоятельной ответственности туриста, не заключившего договор на страхование, при наступлении внезапного заболевания или несчастного случая;
  • · о возможных факторах риска для жизни и здоровья туриста:
  • - травмоопасность (как избежать травм, и какие экстренные меры следует предпринимать в случае получения травм, обратить внимание на купание в море и бассейне, самостоятельные прогулки);
  • - воздействие окружающей среды (благоприятное время года для данного путешествия, о погодных особенностях района, о показателях микроклимата в гостиницах и транспортных средствах - кондиционировании, отоплении и т.п.);
  • - пожароопасность (о соблюдении пожарной безопасности при проживании -- курение, пользование кипятильником и т.д.);
  • - биологические факторы (о самостоятельном питании - пищевые отравления, о встречающихся в регионе ядовитых растениях, насекомых и животных, о переносчиках инфекционных заболеваний, особенно для стран Африки и Юго-Восточной Азии);
  • - психологические факторы риска (о создании условий нормальной жизнедеятельности, о необходимости соблюдать правила поведения каждым туристом, с тем, чтобы не допускать неверных нагрузок для других членов туристической группы);
  • - опасные излучения (о воздействии ультрафиолетового излучения на человека: предупредить о различии в уровнях солнечной радиации на севере и юге, о разумном времени нахождении на пляже, о мерах по предотвращению тепловых ударов, солнечных ожогов);
  • - прочие факторы риска (предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристических услугах, достаточно ли четко туристы понимают, что входит в программу обслуживания, что входит в стоимость путевки, какие услуги являются основными, какие -дополнительными);
  • - специфические факторы риска (об уровне профессиональной подготовленности обслуживающего персонала - сопровождающих, экскурсоводов, о возможности катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с состоянием общественного порядка: объяснить, к кому обращаться в таких случаях, как не создавать паники);
  • - рекомендации по необходимому уровню личной физической подготовки, состоянию здоровья, возрастными ограничениями (лица пожилого возраста, маленькие дети), по особенностям индивидуальной экипировки;
  • * о мерах, обеспечивающих сохранность имущества туриста (о сдаче ценностей на хранение, об утере ключей, багажных квитанций и т.д.). О том, куда обращаться при утере проездных документов или загранпаспорта;
  • * о подаче претензии в случае отклонений от программы обслуживания (подавать при нахождении на маршруте сопровождающему группы, представителю принимающей стороны, в органы местной администрации и т.д.).

Каталог маршрута

Каждый менеджер по направлению составляет информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсии. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.

Калькуляция тура

После того как получены цены на транспорт, а зарубежные партнеры выставили цену за свой пакет услуг, туроператор рассчитывает стоимость туристской путевки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимающей фирмы в стоимость туристской путевки включаются накладные расходы (арендная плата, телефонные переговоры, факсовая переписка, использование информационных сетей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-оператора и комиссионные фирмам, работающим по агентскому соглашению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовываться путевки на данный маршрут.

Образец ваучера

Туристский ваучер должен быть приложен к туристской путевке. Согласно статье 10 Закона " Об основах туристской деятельности в РФ " на основании туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором и или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.

В настоящее время в туризме находят широкое применение международные туристские ваучеры.

Международный туристский ваучер - это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.

Одним из основных документов пакета технологической документации является договор с клиентом на туробслуживание (продажу путевки).

К условиям договора относятся:

  • * информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;
  • * сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  • * информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;
  • * информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;
  • * дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • * порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
  • * права, обязанности и ответственность сторон;
  • * розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
  • * минимальное количество туристов в группе;
  • * срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • * условия изменения и расторжение договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещении убытков;
  • * порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Другие условия договора определяются по соглашению сторон.

Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.

Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.

При разработке программы обслуживания туристов определяются:

  • * маршрут путешествия;
  • * перечень туристских предприятий - исполнителей (поставщиков) услуг;
  • * состав экскурсий и достопримечательных объектов;
  • * период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуг;
  • * перечень туристских походов, прогулок;
  • * комплекс досуговых мероприятий;
  • * продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
  • * количество туристов, участвующих в путешествии;
  • * виды транспорта для внутренних перевозок;
  • * потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и других, а также потребность в их подготовки;
  • * необходимое количество транспортных средств;
  • * порядок подготовки рекламных и информационных материалов;
  • * форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

В туристском бизнесе различают два основных типа тура:

  • * инклюзив-тур - комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;
  • * заказной тур - набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.

Инклюзив-тур - это тур с жестким, заранее спланированным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на отдельный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, без учета того, что турист может ею и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.

Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на популярных маршрутах, например "Классическая Италия", "Имперский Петербург и его пригороды" и т.д.

Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массового группового туризма, в связи с чем пользуются существенными скидками на групповое обслуживание, предлагаемые транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечений.

После формирования инклюзив-тур, как правило, должен пройти экспериментальное внедрение, так называемую "прогонку". Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По результатам рекламного тура проводится уточнение затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена информируется система скидок.

Таким образом, основными преимуществами инклюзив-туров являются:

  • * более низкая стоимость по сравнению с туром, где услуги покупаются отдельно;
  • * программа и стоимость тура известны заранее;
  • * возможность ведения статистики тура;
  • * расширенные возможности по ведению рекламной кампании такого тура.

Заказной тур расширяет возможности туриста по планированию собственного времени, позволяет подобрать туристские и другие услуги в соответствии со своими возможностями ("по деньгам") и интересами.

При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии самого туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предлагаемом месте отдыха.

Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении продукта.

Формирование тура, как инклюзивного, так и заказного, по своей сущности представляет собой "сборку" ряда услуг и товаров в одну "оболочку", называемую туром. Кроме механического составления такого набора, формирование тура предусматривает технико-экономическое обоснование с целью определения рентабельности.

В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины турфирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.

Ученица 9 класса Тарынчева Анастасия

Наш город Болгар на сегодняшний день - известный туристический город Татарстана. Такие места, как Болгарский архитектурный музей – заповедник, Белая мечеть, музей Хлеба, привлекают к себе не только российских, но и зарубежных туристов. Но есть в нашем районе места, которые редко посещает среднестатистический турист. Мы в нашем проекте, предлагаем остаться у нас подольше и посетить места связанные с историй, архитектурой и природой нашего края.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Болгарская санаторная школа-интернат»

Проектная работа на тему:

«Разработка туристического маршрута по историческим и природным достопримечательностям Спасского района »

Ученица 9 класса Тарынчева Анастасия

Научный руководитель:

Аринина Елена Хасиятулловна

Учитель географии

г. Болгар – 2015 год

1.Введение..………………………………………………………………………………………2

2.Методика проекта………………………………………………………...................................3

3.Туризм в Спасском районе……………………………………………………………………4

4. Описание маршрута.…………………………………………………………………………..5

5.Заключение……………………………………………………………………………………..8

6.Используемая литература……………………………………………………………………...9

1.Введение.

Туризм, как один из высокодоходных отраслей экономики, за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта , активизации внешнеторгового баланса , обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие.

Республика Татарстан и в том числе и наш Спасский район располагает богатым историческим и культурным наследием и природно-рекреационными ресурсами, способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему иностранных граждан. Принимая во внимание вышеуказанные факторы, сфера туризма республики должна быть, объявлена приоритетным направлением национальной экономики.

Цель проекта:

  • Способствовать дальнейшему формированию на территории Спасского района современной туристической отрасли в качестве одной из ведущих отраслей специализации.

Задачи:

  • Сбор информации о рекреационных ресурсах Спасского района
  • Разработка экскурсионной программы по Спасскому району на несколько дней с посещением таких мест как Рабига – Куль, Сувар, с. Антоновка, Булгарского городища и других.
  • Создание презентации «Разработка туристического маршрута по историческим и природным достопримечательностям Спасского района».

2. Методика проекта.

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс.

Подготовка новой экскурсии проходит несколько ступеней:

  • Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  • Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов
  1. Определение цели и задач экскурсии – работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
  2. Отбор литературы и составление библиографии – в ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.
  3. Отбор и изучение экскурсионных объектов – правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
  • памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего города, развитием общества и государства;
  • здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;
  • природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники;
  • памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, святилища, и др.;

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам, сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности

3. Туризм в Спасском районе.

Развитие туризма в Спасском муниципальном районе следует рассматривать не только развития Болгарского государственного музея-заповедника и прилегающей инфраструктуры, но комплексного развития всей Спасской туристской зоны и в целом развития туризма в Татарстане.

Древний город Болгар – один из знаковых объектов туристической инфраструктуры Татарстана. Наряду с островом-градом Свияжск он вошел в список объектов исторического и культурного наследия, развиваемых при участии фонда «Возрождение» под личным контролем Рустама Минниханова и первого президента РТ. В 2014 году древний город посетили 285 тыс. человек, из них 2 тыс. – иностранные туристы.

Одним из главных событий и итогов пяти лет работы фонда «Возрождение» стало включение Болгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Болгар - это город, которые посещают с экскурсиями только на один день.

Как правило, туристы в Татарстан приезжают на трехдневный тур и приезжают в Булгар только на один день. Возможно, отчасти потому, что нет отработанных маршрутов на более длительное время,

хотя помимо исторических мест в Спасском районе прекрасная природа. Таким образом, возможно, как раз и хотелось бы привлечь к отдыху на природе в красивейшем и исторически значимом месте. Почему бы и нет?

Туристы смогут приезжать и семьями, да и инфраструктура в нашем районе развивается, в данный момент строится новая современная гостиница . .

Кроме того, наши места ещё и паломнические, так что можно развивать и религиозный туризм.

Надо понимать, что Болгар уже вышел за рамки маршрута одного дня. Экспозиция места такова, что туристам можно оставаться на два дня и даже больше. Акватория Волги и сама природа способствуют созданию туристических пеших маршрутов. То есть это не только культурно-познавательное посещение, но и отдых на природе и свежем воздухе.

Единственная проблема Болгара - отсутствие мест размещения, и, конечно, если там скоро будет построен функциональный гостинично-развлекательный комплекс, то возможно и наш проект станет интересен, так как в нем предложен более длительный и интересный маршрут.

4.Описание маршрута.

Описание основных объектов показа

Примечание

Итак, наша экскурсия начинается с самой отдалённой точки маршрута - древнего города Сувар. Он был основан племенем суваров (савиров, суазов) на реке, которая в настоящее время называется Сухая Утка. Произошло это, примерно, в IХ веке. А расцвет города приходится на первую половину Х века. Сейчас, на месте Сувара, располагается село Кузнечиха.

Основав город, жители обнесли его высокой деревянной стеной, перед которой вырыли глубокие рвы, насыпали валы, а в некоторых местах даже в два ряда. Остатки валов и рвов сохранились до настоящего времени.

Вскоре, после основания, Сувар стал крупным центром ремесла и торговли. Ремесленники из Сувара изготавливали своими искусными руками прекрасную, богато орнаментированную посуду из глины, отличавшуюся от изделий гончаров из других мест. Были в городе и замечательные кузнецы, строители, металлурги, ювелиры, оружейники и мастера по изготовлению стеклянной посуды.

Булгарская керамика, найденная в Суваре, в музее Кузнечихи

Оборонительный ров Суварского городища


Следующий пункт нашего маршрута Антоновка - так называется сегодня Бездна, в честь руководителя происшедших здесь кретьянских волнений Антона Сидорова . Это довольно большое село, в котором проживает более 700 человек. Вид на Антоновку открывается с высокого косогора. Силуэты приземистых домов скрываются за деревьями, но еще издалека среди них выделяется необычная для современного села постройка - белое высокое здание с колоннами. Это бывший барский дом, в котором, что сейчас встречается редко, до сих пор находится школа. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты - возводили его приезжие мастера.

Памятник Антону - Петрову

Усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных - архитектурный памятник 1-й пол. 19 в

Наш путь продолжается, а впереди нас ждет село Каюки. Имя Алиша неразрывно связано с историей нашего края. Абдулла Алиш – наш земляк, уроженец села Каюки Спасского района. В библиотеках района, в краеведческом музее, в музее Алиша в селе Каюки имеется много книг, материалов, экспонатов, документов, помогающих раскрыть и оценить огромный талант и героическую жизнь Алиша. С ними следует шире ознакомить население, особенно школьников и молодежь, и не только нашего района, республики, но и всех уголков мира, всех тех, кто хоть раз слышал имя Абдуллы Алиша.

Бюст А. Алиша

Музей А.Алиша в селе Каюки

Спасском районе есть места, отличающиеся особой природной красотой, богатством растительного и животного мира. Самый большой в республике по площади (около 18 тысяч гектаров) природный заказник «Спасский» представляет собой россыпь островов в акватории Куйбышевского водохранилища. Один из них неспроста получил в народе название Старый город – здесь некогда находился уездный Спасск. В этих местах есть возможность развивать экологический туризм, создавать экологические тропы, в дополнение к историческим показать туристам уникальные места обитания животных и птиц (в пределах разумного, конечно, чтобы не мешать им), например, с небольшой смотровой площадки. Установили бы подзорную трубу – и наблюдай за орланами-белохвостами прямо в гнезде. А как романтично пройтись по старинным мостам, прикоснуться к земле, где бывала Екатерина Великая. На острове Старый город сохранились фрагменты старинной Спасской тюрьмы, педучилища, примечательные археологические и исторические памятники. Немало желающих приехали бы сюда порыбачить с удочкой, но запрещается проезд по территории заказника. Этот вопрос можно урегулировать, создав, например, специальный коридор. И чтоб было определено местечко для костра.

Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды животных и растений, посещение разрешено для всех людей. Среди примечательных обитателей Старого города – степная гадюка. Именно в заказнике «Спасский» находится ее самая северная в Европе популяция

Акватория заказника «Спасский»

Следующий объект нашего внимания - Озеро Рабиги или Рабига куль. Оно располагается на окраине города Болгар и считается одним из самых кристально чистых и загадочных озер Татарстана. Природа около озера живописна, а сам природный водоем считается не только местной достопримечательностью, но и святыней для мусульман. О наиболее красивом озере, что расположилось вдоль линии валов на западе от городища, среди населения Татарстана сложилось немало легенд. Одна из них повествует о дочери болгарского хана, которая однажды отправилась гулять со своими ровесницами на лесную опушку. Там девушки превратились в лебедей. Хан же отправился на охоту, а пристрелив одного из лебедей, узнал в нем свою ненаглядную дочь. Всю ночь проплакал хан, а вскоре на том самом месте, где текли слезы хана, образовалось озеро, самое чистое и глубокое. Сегодня это озеро является одной из древних памяток истории татарского народа. Сюда направляются мусульманские паломники со всего мира, дабы помолиться о самом сокровенном у святых вод озера.

Озеро Рабиги или Рабига куль

Главной достопримечательностью села во все времена были озёра, поэтому наша экскурсия продолжается опять на озере, в селе которое так и называется – « Три озера» Исторические названия этих озёр зафиксированы в «Списке населённых мест Казанской губернии» за 1859 год - Атаманское, Чистое и Курышевское. В советские времена озёра стали именоваться Атаманское, Чистое и Безымянное – сначала в просторечии, а затем и в официальных документах.

В 1978 году все три озера были объявлены памятниками природы Республики Татарстан и внесены в кадастр особо охраняемых природных территорий.

На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова. Храм является памятником архитектуры


5.Заключение

Туризм как один из наиболее популярных видов активного отдыха является неотъемлемой частью жизни человека с его естественными стремлениями к открытию и познанию новых регионов, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций различных народов. Организация активного, содержательного отдыха стала важной социальной задачей. Туризм является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой активности, расширения кругозора.

Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни.

Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре Татарстана. Вызвать интерес детей и взрослых к истории малой родины через организацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края.

6. Используемая литература.

1. Абрамов Л. Спасские сказания. – Казань: По города и весям, 2003. – 429 с.

2 .Бурдин Е.А. Волжская Атлантида: трагедия великой реки. Ульяновск (Симбирск) 2005г-287

3. Тайсин А.С. География республики Татарстан. – Казань: Магариф, 2000. – 223 с.

4. Государственный реестр ООПТ в РТ. Издание второе. – Казань: Идел-Пресс, 2007. – 408 .

5. Места заповедные. - Казань, Идел-Пресс, 2007.

6. Атлас Tar.tarika. – Казань: институт истории им. Ш. Марджани АН

7. Республики Татарстан, Министерство образовании и науки.

8. Я познаю мир. География. - Москва: АСТ, 2005г.

9. Р.Г. Фахрутдинов История Татарского народа и Татарстана Казань

Издательство «Магариф» 1995г

10. www.tourfactor.ru

11. www.personalguide.ru

12. www.tattravel.ru

13. www.bolgar-portal.ru

14. www.goldcompass.ru

15. www.bolgar.info

16.http://komanda-k.ru/

ВВП -это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг , произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). Является главным показателем хозяйственной деятельности и экономической активности в стране.