Спасательные шлюпки открытого типа. Типы спасательных и учебных шлюпок

Конструкция корпуса

К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:

1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

· их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и

· их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.

3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:

· Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа .

· Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа . При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой. В открытом состоянии тент скручен и закреплен над входом.

Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).

Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.

4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.

Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.

5) Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.

Опрокидывание может произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.

Оборудование шлюпки

Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях


Посадочные места.

Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.


Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту). На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду.

Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.

Двигатель

Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:

1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.

Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.

2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.

3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку (Приложение 4).

Осушение

1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

2) Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.

Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.

Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленными штертом или цепочкой рядом с клапаном.

При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды.

При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Доступ в шлюпку

Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.

Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:

на пассажирском судне - в течение не более 10 мин после подачи команды к посадке; на грузовом судне - в течение не более 3 мин после подачи команды к посадке.

Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.

С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.

Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сигнальный огонь

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Аварийное освещение

Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Спасательное оборудование- это комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт. Оно включает в себя спасательные средства и приспособления для их установки, крепления на судне и спуска на воду. Оно бывает коллективного (шлюпки, плоты, спасательные столы) и индивидуального (спасательные круги, нагрудники, жилеты) пользования.

Шлюпба́лка- это устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъёма её на борт. Каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки. Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство.

Каждая шлюпбалка состоит из стрелы, опорной конструкции, шлюпочной тали (шлюптали) и механизма, обеспечивающего перемещение, например лебедки.

Шлюпбалки могут быть: горизонтальные, заваливающиеся и поворотные.

Шлюпбалки делятся на 3 вида: горизонтальные, заваливающееся и поворотные.

Горизонтальные (склоняющиеся, гравитационные, скатывающиеся или шарнирные) шлюпбалки вываливаются под действием массы, собственной и шлюпки, после отдачи найтовых, походного стопора и ленточного тормоза лебёдки. Преимуществом такой конструкции является то, что шлюпки могут хранится на высоко расположенных палубах и далеко от борта; недостатком - зимой, вследствие обмерзания направляющих станин перед спуском шлюпки на воду возможно потребуется скалывание с них льда.

Конструкция заваливающейся (откидной) шлюпбалки обеспечивает вываливание и заваливание специальными винтовыми и зубчатыми устройствами. Зачастую шлюпбалки такой конструкция применяется на малых кораблях и судах. Недостаток всех, кроме серповидной, заваливающихся шлюпбалок состоит в том, что расстояние между их парой должно превышать длину обслуживаемой ими шлюпки, что неизбежно влечёт нерациональное использование площадей шлюпочной палубы.

Коллективные судовые спасательные средства (ССС) - это средства, которые могут использоваться группой людей.

Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.



Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени: 10 мин - для грузовых судов; 30 мин - для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны: иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность; обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании; иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт; быть окрашены в оранжевый цвет.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рис.73. Спасательная шлюпка закрытого типа.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системами: орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин; сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность; рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия: двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз; запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Рис.74. Спасательная шлюпка открытого типа.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.


Рис.75. Маркировка спасательной шлюпки.

Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном . Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа. При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения: обычный - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает; под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Рис.76. Разобщающие устройства.

Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60°С. Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода. Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды.

Снабжение шлюпок.

Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее: на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками); два отпорных крюка; плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря; два фалиня длиной не менее 15 метров; два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна; пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; рыболовные принадлежности; сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;


Рис.77. Парашютная ракета.

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов; аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека; складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя; ручной осушительный насос, два ведра и черпак; огнетушитель для тушения горящей нефти; комплект запасных частей и инструментов для двигателя (на моторных шлюпках); радиолокационный отражатель; нактоуз с компасом; индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Один раз в месяц шлюпочное снабжение должно проверяться, проветриваться и просушиваться.

Рис.78. Снабжение шлюпки.

Спуск шлюпки.

Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки - это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Спуск шлюпки осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки.

Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.

Управление спуском шлюпки, спускаемой на талях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюпбалок является вываливание шлюпки под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Их отличает быстрота вываливания - не более 2 минут, надежная работа при крене до 20°.

Рис.79. Крепление спасательной шлюпки на борту судна.

Гравитационные шлюпбалки подразделяют на скатывающиеся (скользящие), у которых стрела с подвешенной к ней шлюпкой перемещается по направляющим станины на роликах, вываливая при этом шлюпку, и шарнирные, вываливающие шлюпку за счет поворота вокруг шарнира, расположенного у нижнего конца шлюпбалки.

Каждую пару шлюпбалок обслуживает одна шлюпочная лебедка с ручным или механическим приводом.

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины - из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм.

Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

Рис.80. Шлюпочная лебедка.


Рис.81. Штормтрап.

Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:

1) Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:

Переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART);

Рис.82. Радиолокационный маяк ответчик (SART) и переносные УКВ радиостанции.

Теплые вещи (одеяла);

Дополнительный запас пищи и воды;

Дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.

2) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).

3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта. Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.

При спуске шлюпки фалини потравливаются в тугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.

4) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.

5) Подготовка штормтрапа.

6) Отдача найтовов.

7) Отдача стопора шлюпбалок.

Рис.83. Посадка экипажа и спуск шлюпки.

Посадка людей в шлюпку, спускаемую на талях, может производиться: на пассажирских судах - или на месте ее установки, или с посадочной палубы; на грузовых судах - на месте установки.

Дальнейшее управление спуском производится при помощи ручного тормоза лебедки спускового механизма. Тормоз освобождается, и шлюпка под действием собственной силы тяжести начинает вываливать за борт шлюпбалки и опускаться. При посадке пассажиров с посадочной палубы спуск затормаживают, выведя вход шлюпки на уровень посадочной палубы.

После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.

Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.

Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег и т.п.

Рис.84. Отдача шлюпталей.

В последние годы стали применять спасательные шлюпки свободного падения . Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Рис.85. Шлюпка свободного падения.

Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках – во время учебных шлюпочных тревог.

Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды 20 м.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк­ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плава­ния, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждо­го борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

Иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

Обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

Иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

Двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;

Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным хо­дом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп­балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме­ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками ‑ герме­тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по­лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рис. Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста­навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон­струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре­рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без­опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго­товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе­чивать круговую видимость, иллюминаторы - из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви­гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус­ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го­товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно­го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово­диться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле­ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанав­ливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка ‑ это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Рис. Крепление спасательной шлюпки на борту судна

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены вой­лочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с гла­голь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно:

Доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выжи­вания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радио­локационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сиг­нализации;

Убрать леерное ограждения посадочной палубы; подготовить штормтрап; отдать найтовы; отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото­рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав­томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за­крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего по­немногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове­денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе­риодически тироваться

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выби­рают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осу­ществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это поз­воляет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. Спуск спасательной шлюпки Рис. Шлюпочная лебедка

После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей. Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одно­временная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Посадка людей производится по штормтрапам. На ходу и на волнении шлюпки обычно спускают с людьми. Посадка людей в этом случае производится либо в шлюпку, установленную на кильблоках, либо после спуска шлюпки до уровня палубы, с которой наиболее удобно производить посадку.

Рис. Посадка экипажа и спуск шлюпки

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном ме­сте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае ‑ перерубаются топорами, находящимися в око­нечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они еще могут понадобиться.

Снабжение шлюпок . Каждая спасательная шлюпка, должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

На гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запас­ных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленны­ми к корпусу шлюпки штертами (цепочками); два отпорных крюка;

Плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, за­крепленной за вершину конуса якоря; два фалиня длиной не менее 15 метров;

Два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

Пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд; рыболовные принадлежности;

Сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фаль­шфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособле­нием для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

Аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиениче­скому пакету на человека;

Складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

Ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

Огнетушитель для тушения горящей нефти;

Комплект запасных частей и инструментов для двигателя;

Радиолокационный отражатель или SART;

Нактоуз с компасом;

Индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% от пассажировме-сти­мос­ти шлюпки (но не менее двух).

Рис. Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения . Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере­грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Рис. Шлюпка свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по­годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Рис. Дежурная спасательная шлюпка

Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъ­ема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвес­ной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, под­нять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спаса­тельные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежур­ные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвраще­ния травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот ‑ это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его кон­струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре­ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Рис. Установка ПСН на борту судна

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею­щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, дол­жен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку по­садка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуще­ством при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физи­ческом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН ‑ плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

Камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

Днище ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холод­ной воды;

Тент ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи­мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат­ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со­хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воз­душной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автомати­чески вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

По меньшей мере, одно смотровое окно;

Устройство для сбора дождевой воды;

Устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;

Полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю­чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав­ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж­няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во­дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се­кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за­полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

Обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

Раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол­ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за­крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за­полняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

Используется для открытия клапана на баллоне с газом;

Используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Рис. Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 - бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас­ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с гла­голь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране. Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере­вочная петля, удерживающая найтовы.

Рис. Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа . Корпуса гидростатов разобща­ющего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический прин­цип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Рис. Гидростат разобщающего типа

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается из­нутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтовов.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ­ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль­нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон­ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструк­ции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав­ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду. Посадка в сбрасываемый спасательный плот произво­дится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру по­садки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдержи­вать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

Освободить найтовы;

Вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбра­сывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. До­прыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскаль­зывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может приве­сти к серьезным травмам;

Вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

Раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь. Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль­ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус­ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

Переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

Можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;

Можно спуститься по штормтрапу;

Можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

Можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

Помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд­на на безопасное расстояние, для чего нужно:

Отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

Выбрать плавучий якорь;

Подтянуть водяные карманы;

Использовать весла из аварийного запаса.

Рис. В спасательном плоту и на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К ниж­ней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в рай­оне ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

Образование воронки при погружении судна под воду;

Возможность взрыва при пожаре;

Всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

Возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ­ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса­тельных средств позволяет:

Равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

Более рационально использовать средства сигнализации;

Более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме­ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста­вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, поэтому, когда случаются катастрофы человек всё больше полагается на науку. Инженеры и ученые всей планеты постоянно работают над созданием самой современных спасательных средств , не без внимания остается и морская индустрия.

В течение нескольких тысячелетий благодаря шлюпке было спасено множество жизней, но ее технологическая эволюция проходила довольно медленно. Спустя почти сто лет после крушения пассажирского судна « » с трудом удается эвакуировать пассажиров с в случае чрезвычайной ситуации. Сотни пассажиров и членов команды гибнут в , пытаясь добраться до спасательных шлюпок. Людям, оказавшимся в западне в горящем или накренившемся судне, приходится полагаться на интуицию и собственные силы.

лаборатория «SHEBA» (Ship Evacuation Behaviour Assessment Facility)

У типичного туриста нет навыков выживания на судне, терпящем бедствие, поэтому с этой целью усилиями инженеров нескольких ведущих фирм «British Maritime Technology », «BMT Fleet Technology Limited », «Grandi Navi Veloci », «University of Greenwich » в 2005 году разработали морскую лабораторию под названием «SHEBA » (Ship Evacuation Behaviour Assessment Facility).

Эта морская лаборатория находится далеко от открытого океана, но заполненные дымом коридоры и накрененная с помощью гидравлики конструкция создает впечатление реальной чрезвычайной ситуации.

морская лаборатория «SHEBA»

Внутри установки «SHEBA » пассажиры пребывают как на борту современного судна. Конструкция оснащена видеокамерами и датчиками движения. Это позволяет операторам получать информацию о поведении людей при эвакуации с судна . Оценивая скорость и действия людей, ученые могут предположить, как пассажиры ведут себя на корабле в чрезвычайной ситуации и определяют время эвакуации с судна. Полученные данные эксперимента вводятся в компьютерную программу получившая название «Морской исход », которая позволяет кораблестроителям виртуально оценить свой проект с точки зрения спасения прежде, чем начать его создание. С помощью программы операторы прорабатывают множество сценариев аварийных ситуаций, а выделяя из них самые опасные, устанавливают причину их возникновения (блокирование выходов из-за пожаров или затопления, вследствие изъянов конструкции судна).

шлюпка будущего «ResCube»

Сегодня такие программы как «Морской исход » используются при создании . Однако даже на самых современных лайнерах пассажиры должны преодолеть несколько палуб, прежде чем оказаться на эвакуационной палубе. Сегодня находясь в , на пассажирских судах могут находиться до 6000 человек, но в ближайшем будущем это количество возрастет и разработчикам спасательных средств приходится заботиться о любителях .

«ResCube » это система морских спасательных шлюпок свободного падения, расположенных вертикально вдоль бортов пассажирского судна, благодаря чему пассажиры могут войти сразу с шести палуб. Спасательное средство «ResCube » позволяет разместить 330 пассажиров на борту, и защитить от непогоды и смертоносного огня.

«ResCube » это совершенно новый подход к спасению пассажиров больших судов. Пассажиры размещаются в трех вращающихся цилиндрах. Во время спасательной операции система поворачивается на 90 градусов - это происходит благодаря силе тяжести. Вес спасательной шлюпки составляет более 50 тонн.

шлюпка свободного падения

современная спасательная шлюпка

шлюпки свободного падения

Первые спасательные средства свободного падения были созданы специально для нефтяных , а также морских платформ, так люди этой отрасли постоянно сталкиваются с огнеопасным газом и нефтью.

Шлюпка свободного падения, висящая в 16 метрах над водой, предназначена для катапультирования команды грузовых судов в случае опасности. Спасательное средство весом 5,5 тонн можно сбрасываться и с высоты 22 метра. Шлюпка свободного падения может увезти от опасности до 44 человек. Внутри шлюпки люди пристегнуты и расположены спиной по направлению движения.

Типичная шлюпка отличается от шлюпки свободного падения тем, что изначально в нее надо сесть, затем для спуска на воду необходимо задействовать шлюпочную балку с лебедкой. Она спускается на воду довольно медленно, а на поверхности воды еще может гореть топливо. Во время спуска можно получить множество травм, но спасательная шлюпка свободного падения все это исключает. Это спасательное средство уцелеет в самых сложных условиях.

Спасательная шлюпка свободного падения изготовлена из полиэфирного стеклопластика - огнестойкого материала, которому нестрашна температура сварочной горелки. В качестве дополнительной защиты применяется система разбрызгивания воды, которая позволит команде уцелеть от горящего в воде топлива.

Буровые платформы оснащены спасательными шлюпками свободного падения, вмещающие до 90 человек, которые можно сбрасывать с высоты до 38 метров. Подобные надежные спасательные средства уже имеются на многих судах. Они не просто добавляют спокойствия, они почти наверняка помогут избежать смерти в случае опасности.

Наш мир становится быстрее и опаснее, поэтому человечество должно прилагать максимум усилий для предотвращения трагедий на море и современные морские спасательные средства увеличивают наши шансы выжить в агрессивной среде.

Коллективные судовые спасательные средства (ССС) - это средства, которые могут использоваться группой людей.

Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 мин - для грузовых судов;

30 мин - для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательные шлюпки

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:

Иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

Обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

Иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт;

Быть окрашены в оранжевый цвет.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рисунок 15. Спасательная шлюпка закрытого типа

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системами: орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин; сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность; рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

Двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз;

Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Рисунок 16. Спасательная шлюпка открытого типа

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

Рисунок 17. Маркировка спасательной шлюпки

Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном. Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа. При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:

Обычный - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает;

Под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Рисунок 18. Разобщающие устройства

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60°С. Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода. Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды.

Снабжение шлюпок

Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

На гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);

Два отпорных крюка;

Плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;

Два фалиня длиной не менее 15 метров;

Два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

Пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;

Рыболовные принадлежности;

Сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

Аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;

Складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

Ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

Огнетушитель для тушения горящей нефти;

Комплект запасных частей и инструментов для двигателя (на моторных шлюпках);

Рисунок 19. Парашютная ракета

Радиолокационный отражатель;

Нактоуз с компасом;

Индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Один раз в месяц шлюпочное снабжение должно проверяться, проветриваться и просушиваться.

Рисунок 20. Снабжение шлюпки

Дежурная спасательная шлюпка

Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море). Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовали штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге «Человек за бортом». Операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена.

Рисунок 21. Дежурная спасательная шлюпка

Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвесной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

По конструкции корпуса и требованиям остойчивости и плавучести дежурная шлюпка соответствует штатным спасательным шлюпкам. В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей, находящихся в море.

Вопросы для самопроверки:

1. Время посадки людей в спасательные средства и спуск последних на воду.

2. Назначение спасательных шлюпок.

3. Спасательный шкентель.

4. Преимущество дежурной шлюпки.