Замок индия. Самые красивые индийские дворцы

Респу́блика И́ндия (хинди भारत गणराज्य , Bhārat Gaṇarājya , англ. Republic of India ) — государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения и является самой большой по населению демократической страной в мире. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем , Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивскими островами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.

Индия является родиной Цивилизации долины реки Инд и других древних цивилизаций. На протяжении большей части своей истории, Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой.

В Индии зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент также пришли зороастризм, иудаизм, христианство и ислам, которые оказали большое влияние на формирование разнообразной культуры региона.

В период с начала XVIII по середину XIX века Индия была постепенно колонизована Британской империей. Получив независимость в 1947 году, страна достигла больших успехов в экономическом и военном развитии. К концу XX века экономика Индии стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. По номинальному объёму валового внутреннего продукта Индия занимает 12-е место в мире, а по паритету покупательной способности — четвёртое место. Насущной проблемой продолжает являться высокий уровень бедности и неграмотности населения.

Историческая сводка:

Первые следы пребывания на территории Индии (палеотические рубила соанской культуры в Пенджабе) относятся ко 2-му межледниковому периоду более чем 100 тыс. лет назад. (Северная Индия, так же как и Европа переживала периоды оледенения).

На юге Индии приблизительно в это же время также существовала культура, получившая название мадрасской.

Колыбели всей индийской - долины Ганга, как предполагают, в то время не существовало - там было мелководное море.

Древнейшие свидетельства оседлых земледельческих культур - поселения - открыты в Белуджистане и Синде и датируюся 4 тыс. до н.э. В те времена климат Индии, особенно в Северо-Западной части был существенно другим - значительно более влажным. Весь бассейн Инда был покрыт лесами; ныне почти безводный Белуджистан орошали полноводные реки, что давало возможность существовать многочисленным земледельческим племенам. Обитатели поселений жили в домах из сырцового кирпича, изготовляли керамику высокого качества и уже использовали металл. Их религиозные воззрения были во многом схожи с верованиями других земледельческих общин Ближнего и Среднего Востока, связанные с культом плодородия и богини-матери.

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации. Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней реки Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию - протяженностью около 1500 км с севера на юг.

Махенджо-Даро и Хараппи возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами.

Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженый кирпич чрезвычайно высокого качества.

Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольгного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.

В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные "ванны" с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами.

В Махенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.

В Хараппи севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, собаки и различные домашные птицы.

К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как храм.

Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.

Оклоло 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожевшее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установшиегося мнения, были ли это уже арийские племена, или более ранние завоеватели.

Существуют многочисленные теории происхожения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можна сказать, что около 2000 г.до н.э где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в легкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.

В начале 2 тыс. до н.э из-за какой-то причины(перенаселенность? засуха?) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.

Проникновение ариев в Индию не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна". (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного более раньше - около 6000 тыс. лет до н.э, т.е когда арии еще жили на своей прародине).

Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. Лошадь также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.

Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (касты). Семья, которая была основной единицей арийского общества - строго патриархальной, брак - моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).

Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготоваливали из нее оружие и орудия труда (следует отметить, что древние медные копи найдены еще на предполагаемой прародине ариев).

ПОЗДНЕВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-и веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают,что "Махабхарата" И "Рамаяна" отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь еще слишком много загадок - и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.

ЭПОХА БУДДЫ. МАГАДХО-МАУРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э одному из них - Магадхи - удается создать по сути первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн Ганга и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.

Около 326 г. Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.

После смерти Александра одному из военначальников Александра Селевк Никатор в 305 г. до н.э вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.

Примерно в 269 г. до н.э. имератором становиться Ашока - впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам, Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно инным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя политика. Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей - охоту - на паломничесвто к буддийским святыням.

Согласно традиции благодаря сыну(брату?) Ашоки - Махендра (Махинда) произошло обращение Шри Ланки в буддизм.

Император Ашока умер около 232 г. до н.э, по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50 лет правили Индией.

ЭПОХА НАШЕСТВИЙ

В 183 г. до н.э. власть в результете дворцового переворота захавтил Пушьямитра Шунга, один из военначальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуисткой религии. Происходит постепенная "эррозия" Маурийского царства - от него отходят и становитятся независимыми многие княжества.

В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в серверо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.

Во 2-м в. до н.э орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили ее, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов(саков, шаков) распостранилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индиии, - Мауэс(80 г. до н.э.?).

В 1 в. н.э Кунджулы Кадзива из племени юэчжей кушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией,а а затем ему удется захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей - Канишке, удается сконцетрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до Варанаси). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.

Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 в., когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо-западная Индия попадает под иранское влияние.

В 1 в. до н.э - 4 в. н.э на Деканском полуострове возникают несколько новых царств (Орисса, царство Сатаваханов) просуществавших несколько сотен лет.

На юге Индии в Тамилнаде в это период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаюся на о. Ланку и на некотрое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.

ЭПОХА ГУПТОВ

В 320 г. н.э. в истории Индии появляется Чандра Гупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи.

При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создается великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам(потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удается поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. Чандра Гупта II окончательно побеждает шаков.

В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.

Его сыну Сканлагупте(около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.

В конце 5 в. гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгоняте гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.

Воследствии Харша (606-647 гг.) из боковой ветви династии Гуптов востанавливает контроль над значительной частью имерии от Гуджарата до Бенгалии.

После смерти Харши начинается великая смута. - непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.

В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.

Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 под Пешаваром. К 1027 г. Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из ее представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военначальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил Бихар, затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начало 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущеник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату(1206-1526). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов(1206-1290), Хильджи, (1290-1320), Тугхлака (1320-1413), Сайидов(1414-1451), Лоди (1451-1526). Во время правления Мухаммеда Тугхлака удалось завоевать практическу всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16 в. в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16 вв. в Южной Индии существовали индуисская Виджайнагарская империя и мусумальманская империя бахманидов.

В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на ее западном побережье.

В начале 16 в. на обломках Делийского султаната начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разномил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.

Первоначально имерия Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джанмы, но уже при внуке Бабура Акбаре(1556-1505) была завоевана вся Северная и Центральная Индия и Афганистан.

Во времена правления сына Акбара Джахангира(1605-1627) в Индию прибыл первый английский посол.

Внук Акбара Шахджахан (правил 1628-1658) перенес столицу из Дели в Агру.

Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707) взошел на трон, заточив отца в Красном форте г. Агра. После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.

ПРИХОД ЕВРОПЕЙЦЕВ

Васко-да Гама, первый европеец, москки путем добравшийся в Индию, высадился в районе современного города Калькутта в 1498 г.

В 1600 г. была основан английская Ост-индийская компания. Первый ее корабль прибыл в Индию в 1608 г.
В 1613 г. компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 г. Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного горда Мадраса заложен форт Святого Геогрия.
В 1668 г. на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров Бомбей, где основывается фактория.
В 1690 г. на месте деревушки, переданой Компании, основана Калькутта.
Постепенно Ост-Индийская Компания устанавливает контроль над всей дельтой Ганга.
В результате нескольких англо-майсурских войн в 1799 г. присоединяется Майсур и Хайдерабад в Южной Индии. В начале 19 в. завоевана Махараштра, в 1829 г.- Ассам, 1843 г. - Синд, в 1849 г. - Пенджаб. К средине 19 в. практически вся Индия оказалась под властью британской короны.

В 1857 г. вспыхивает мощнейшее сипайское восстание(сипаи - индийцы, служившие в англо-индийской армии), получившее название Первой войной за независимость Индии. Восстание было подавлено, но Британия пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индийская компания была ликвидирована, а Индия стала владение(колонией) Британской империи.

Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была приять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточне районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство Бангладеш.

НЕЗАВИСИМАЯ ИНДИЯ

  • 26 января Индия стала независимой суверенной республикой.
  • В 1951 г. в стране прошли первые всеобщие выборы.
  • В 1954 г. Индия присоединила к себе французскую колонию Пондишери.
  • В 1961 г. Индия стала одним из основателей движения неприсоединения. В этом же году к Индии были присоедены португальские колонии Гоа, Даман, Диу.

«Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя»
(Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Перевод П. Смирнова.)

Один китайский путешественник отмечал, что еще в VII веке индийские города и деревни окружали стены с воротами и башнями, возведенными из сырого или обожженного кирпича, хотя наш путешественник Афанасий Никитин видел там город ни чем, кроме естественных препятствий не защищенный. На протяжении почти всего Средневековья в Индии шли непрекращающиеся войны. Местные властители – раджи – воевали между собой, а с севера в страну вторгались арабы и монголы. В Индии даже возникло особое военно-феодальное сословие раджпутов – профессиональных воинов и, по сути дела, тех же самых рыцарей, которые постоянно учились военному ремеслу и всегда были готовы выступить в поход.

Индийцы строили пять типов крепостей, различавшихся своим местоположением: в пустыне, на воде, в горах, в лесу и земляная крепость. Самой мощной считалась крепость в горах, а также крепость... которую занимал особо преданный гарнизон! Стены крепостей и замков вельмож в Индии состояли из двух рядов каменной кладки с земляной или щебенчатой засыпкой между ними (так же строили и в Европе). Камни кладки между собой не скрепляли: они лежали под собственным весом. При этом толщина стен колебалась от 2,5 до 10,5 м. Иной раз таких стен было несколько, а между ними были вырыты рвы, наполненные водой, либо усаженные заостренными кольями. Во рвах близ других замков даже держали и подкармливали ядовитых змей. Такое «живое» было даже более устрашающим и действенным, чем глубокие рвы с кольями на дне.

Самая большая в Индии крепость Кумбальгарх. В ней 700 (!) бастионов, а внутри более 360 храмов. Правители Мевара затворялись в ней в случае опасности. Но сегодня она открыта и ее можно посетить, проехав 90 км к северу от города Удаипур.

В стенах проделывались амбразуры, а вот машикули, столь распространенные в Европе, появились в Индии только в 1354 году. Ворота защищались двумя массивными барбаканами, между которыми шел извилистый проход. Над ним нависали башенки-кабинки с амбразурами для лучников. Сами ворота в индийских крепостях всегда были двустворчатыми и очень высокими: в них должен был свободно проходить слон с башенкой-паланкином на спине. Однако большая высота ослабляла ворота. Поэтому их делали из очень прочного и не подверженного гниению тикового дерева, обитого железом. Кроме того, на их внешней стене располагали тиковые или железные шипы. Они не позволяли боевым слонам, которых противники использовали как живые тараны, подойти к воротам вплотную. Зато рельефные изображения слонов, украшавшие стены ворот, считались надежными оберегами, равно как и статуи индуистских божеств.


Ворота Кумбальгарх. Таких в крепости семь!

В жарком климате Индии первостепенное значение имела вода. Поэтому в каждом замке или крепости имелись надежные колодцы и резервуары для сбора дождевой воды. Нередко рядом устраивали сады и фонтаны, освежающие воздух и умерявшие изнуряющую тропическую жару.


Бастионы Кумбальгарх напоминают своей формой буддийскую ступу. Внизу для масштаба люди, ослы и столбы с проводами.

В каждом замке и крепости Индии имелись многочисленные подземные помещения, где было заранее приготовлено все необходимое на случай длительной осады: вода, зерно, боеприпасы и др. Важность строительства оборонительных сооружений в Индии подчеркивал бытовавший тогда жуткий обычай человеческих жертвоприношений. Считалось, что если в начале строительства совершить такой обряд, то замок или крепость будут непреступны, поскольку стоят на человеческой крови.


Если смотреть на стены многих индийских крепостей снизу, то… кружится голова!

Средневековые крепости с массивными стенами и башнями строились в Индии вплоть до середины XVIII века, что почти на три века дольше, чем в Европе. При этом желание произвести впечатление и на врагов, и на друзей было у индийцев настолько велико, что они нередко возводили мощные и толстые стены даже там, где в этом не было никакой необходимости. Крепость могли построить, например, на отвесной скале. Стены и башни покрывали резьбой и лепным орнаментом. Причем даже зубцам на стенах старались придать декоративную форму.

А это совсем не индийская атомная станция, отнюдь нет, а… бастионы крепости Деравар в Бахавалпуре.

На юге Индии многочисленные ряды стен обычно строились вокруг индуистских храмов, которые в этом случае выполняли роль замков и крепостей. Надвратные башни у этих стен иной раз достигали высоты 50 м и позволяли вести наблюдение за окрестностями.


Храмовая башня высотой 28 метров. С нее можно было вести наблюдение.

Ту же роль играли и укрепленные мавзолеи – по сути дела, такие же замки или крепости. Однако самый известный мавзолей Индии представляет собой все же не крепость, а доступный всем храм-усыпальницу. Это знакомый во всем мире Тадж-Махал. Штурмовать индийские крепости было значительно труднее европейских, прежде всего из-за жары, которая изнуряла людей и животных. Метательные машины здесь были подобны европейским, но в качестве снарядов часто применяли корзинки или глиняные сосуды со змеями.

Ну, а теперь давайте познакомимся хотя бы с некоторыми образцами крепостного зодчества Индии, потому что познакомиться со всеми просто невозможно, потому что их очень много. Не просто много, а очень много и сами они по большей части находятся в прекрасной сохранности, не то, что многочисленные рыцарские замки той же Британии.


Крепость Голконда. Бала-Хиссар (Цитадель). Голконда, штат Андхра-Прадеш.

Для начала отправимся в крепость Голконду, что находится всего в 11 километрах от города Хайдерабада, где, кстати, есть очень известный в Индии университет, в котором обучается немало студентов из России, причем есть и такие, что учатся там бесплатно по грантам индийского правительства! Раньше именно здесь добывали алмазы и именно здесь-то ведь все самые известные в мире алмазы и добыли! Поэтому денег на крепость местные раджи не пожалели. Возвели ее на холме высотой 120 метров, и укрепили 87 бастионами на многих из которых ржавые пушки стоят по сей день.


Вот такие каменные ядра применяли средневековые индийцы для того, чтобы стрелять по своим крепостям. Рядом железная пушка каким-то чудом не попавшая в переплавку.


«А вот мы вам еще одну пушку нашли!» Спасибо, конечно, девушки, но только пушка «не та». Впрочем, в индийских крепостях много всякого английского оружия.

Внутрь ведут четыре подъемных моста, а там находятся и склады, и мечети, и 18 мавзолеев из гранита. Удивительна акустика этого сооружения, чем, конечно же, пользуются гиды, привлекает внимание туристов: хлопок в ладоши возле одних ворот слышно за километр от этого места! Ну, а первым из европейцев побывал здесь хорошо нам знакомый Афанасий Никитин и не просто побывал, но и описал Голконду.


Обычные крепостные ворота.


Створки ворот покрыты шипами.

Самое удивительное, что при своих огромных размерах Голконда в целом совсем не впечатляющее сооружение, если сравнивать ее с другими индийскими крепостями. То ли дело крепость Мехрангарх – цитадель раджпутов в северо-западной части штата Раджастхан.


Крепость Мехрангарх – словно вырастает из скалы.


Вид на Мехрангарх сверху, наверное, впечатляет еще больше, чем снизу.

Крепость расположена на высоких скалах и когда на нее смотришь снизу, то впечатление такое, что она просто вырезана из стоявшей на ней скалы. Кажется, что человеческие руки не в силах возвести такое строение, да еще при тамошней жаре, но ведь возвели. Причем когда и как, и при ком – все это точно известно. Начали строить ее в 1459 году, а окончательно закончили только в XVII веке!


Еще одни ворота, а рядом крепостная стена.

Главные ворота в Мехрангарх находятся в Башне Победы – одной из семи самых высоких башен, что охраняют подступы к крепости. За ней дорога, извилистая и крутая, вокруг которой возвышаются стены с террасами открытых беседок и жилых помещений с зарешеченными окнами, через которые можно наблюдать за всеми, кто проходит внизу.


Стена, а на ней беседки.

Железная башня славится красотой отделки; Жемчужный дворец построен из белоснежного мрамора, а уж самый Тронный зал, расположенный на самом верхнем этаже Дворца Цветов своей роскошью ничуть не уступает помещениям, что предназначались самим Великим Моголам.


Крепости Индии – буквально какую ни возьми, очень велики по размерам, и словно вырастают из крутых склонов холмов. Впечатление такое, что для их строителей не было ничего невозможного. Однако ни пришельцы, ни допотопные цивилизации им не помогали, а как они строились, видели многие европейские путешественники.


А вот эта фотография к крепостям отношения не имеет, но очень интересная. В Индии есть храм… крыс! Их там любят, лелеют и кормят!

«Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя»
(Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Перевод П. Смирнова.)

Один китайский путешественник отмечал, что еще в VII веке индийские города и деревни окружали стены с воротами и башнями, возведенными из сырого или обожженного кирпича, хотя наш путешественник Афанасий Никитин видел там город ни чем, кроме естественных препятствий не защищенный. На протяжении почти всего Средневековья в Индии шли непрекращающиеся войны. Местные властители – раджи – воевали между собой, а с севера в страну вторгались арабы и монголы. В Индии даже возникло особое военно-феодальное сословие раджпутов – профессиональных воинов и, по сути дела, тех же самых рыцарей, которые постоянно учились военному ремеслу и всегда были готовы выступить в поход.

Индийцы строили пять типов крепостей, различавшихся своим местоположением: в пустыне, на воде, в горах, в лесу и земляная крепость. Самой мощной считалась крепость в горах, а также крепость... которую занимал особо преданный гарнизон! Стены крепостей и замков вельмож в Индии состояли из двух рядов каменной кладки с земляной или щебенчатой засыпкой между ними (так же строили и в Европе). Камни кладки между собой не скрепляли: они лежали под собственным весом. При этом толщина стен колебалась от 2,5 до 10,5 м. Иной раз таких стен было несколько, а между ними были вырыты рвы, наполненные водой, либо усаженные заостренными кольями. Во рвах близ других замков даже держали и подкармливали ядовитых змей. Такое «живое» было даже более устрашающим и действенным, чем глубокие рвы с кольями на дне.

Самая большая в Индии крепость Кумбальгарх. В ней 700 (!) бастионов, а внутри более 360 храмов. Правители Мевара затворялись в ней в случае опасности. Но сегодня она открыта и ее можно посетить, проехав 90 км к северу от города Удаипур.

В стенах проделывались амбразуры, а вот машикули, столь распространенные в Европе, появились в Индии только в 1354 году. Ворота защищались двумя массивными барбаканами, между которыми шел извилистый проход. Над ним нависали башенки-кабинки с амбразурами для лучников. Сами ворота в индийских крепостях всегда были двустворчатыми и очень высокими: в них должен был свободно проходить слон с башенкой-паланкином на спине. Однако большая высота ослабляла ворота. Поэтому их делали из очень прочного и не подверженного гниению тикового дерева, обитого железом. Кроме того, на их внешней стене располагали тиковые или железные шипы. Они не позволяли боевым слонам, которых противники использовали как живые тараны, подойти к воротам вплотную. Зато рельефные изображения слонов, украшавшие стены ворот, считались надежными оберегами, равно как и статуи индуистских божеств.


Ворота Кумбальгарх. Таких в крепости семь!

В жарком климате Индии первостепенное значение имела вода. Поэтому в каждом замке или крепости имелись надежные колодцы и резервуары для сбора дождевой воды. Нередко рядом устраивали сады и фонтаны, освежающие воздух и умерявшие изнуряющую тропическую жару.


Бастионы Кумбальгарх напоминают своей формой буддийскую ступу. Внизу для масштаба люди, ослы и столбы с проводами.

В каждом замке и крепости Индии имелись многочисленные подземные помещения, где было заранее приготовлено все необходимое на случай длительной осады: вода, зерно, боеприпасы и др. Важность строительства оборонительных сооружений в Индии подчеркивал бытовавший тогда жуткий обычай человеческих жертвоприношений. Считалось, что если в начале строительства совершить такой обряд, то замок или крепость будут непреступны, поскольку стоят на человеческой крови.


Если смотреть на стены многих индийских крепостей снизу, то… кружится голова!

Средневековые крепости с массивными стенами и башнями строились в Индии вплоть до середины XVIII века, что почти на три века дольше, чем в Европе. При этом желание произвести впечатление и на врагов, и на друзей было у индийцев настолько велико, что они нередко возводили мощные и толстые стены даже там, где в этом не было никакой необходимости. Крепость могли построить, например, на отвесной скале. Стены и башни покрывали резьбой и лепным орнаментом. Причем даже зубцам на стенах старались придать декоративную форму.

А это совсем не индийская атомная станция, отнюдь нет, а… бастионы крепости Деравар в Бахавалпуре.

На юге Индии многочисленные ряды стен обычно строились вокруг индуистских храмов, которые в этом случае выполняли роль замков и крепостей. Надвратные башни у этих стен иной раз достигали высоты 50 м и позволяли вести наблюдение за окрестностями.


Храмовая башня высотой 28 метров. С нее можно было вести наблюдение.

Ту же роль играли и укрепленные мавзолеи – по сути дела, такие же замки или крепости. Однако самый известный мавзолей Индии представляет собой все же не крепость, а доступный всем храм-усыпальницу. Это знакомый во всем мире Тадж-Махал. Штурмовать индийские крепости было значительно труднее европейских, прежде всего из-за жары, которая изнуряла людей и животных. Метательные машины здесь были подобны европейским, но в качестве снарядов часто применяли корзинки или глиняные сосуды со змеями.

Ну, а теперь давайте познакомимся хотя бы с некоторыми образцами крепостного зодчества Индии, потому что познакомиться со всеми просто невозможно, потому что их очень много. Не просто много, а очень много и сами они по большей части находятся в прекрасной сохранности, не то, что многочисленные рыцарские замки той же Британии.


Крепость Голконда. Бала-Хиссар (Цитадель). Голконда, штат Андхра-Прадеш.

Для начала отправимся в крепость Голконду, что находится всего в 11 километрах от города Хайдерабада, где, кстати, есть очень известный в Индии университет, в котором обучается немало студентов из России, причем есть и такие, что учатся там бесплатно по грантам индийского правительства! Раньше именно здесь добывали алмазы и именно здесь-то ведь все самые известные в мире алмазы и добыли! Поэтому денег на крепость местные раджи не пожалели. Возвели ее на холме высотой 120 метров, и укрепили 87 бастионами на многих из которых ржавые пушки стоят по сей день.


Вот такие каменные ядра применяли средневековые индийцы для того, чтобы стрелять по своим крепостям. Рядом железная пушка каким-то чудом не попавшая в переплавку.


«А вот мы вам еще одну пушку нашли!» Спасибо, конечно, девушки, но только пушка «не та». Впрочем, в индийских крепостях много всякого английского оружия.

Внутрь ведут четыре подъемных моста, а там находятся и склады, и мечети, и 18 мавзолеев из гранита. Удивительна акустика этого сооружения, чем, конечно же, пользуются гиды, привлекает внимание туристов: хлопок в ладоши возле одних ворот слышно за километр от этого места! Ну, а первым из европейцев побывал здесь хорошо нам знакомый Афанасий Никитин и не просто побывал, но и описал Голконду.


Обычные крепостные ворота.


Створки ворот покрыты шипами.

Самое удивительное, что при своих огромных размерах Голконда в целом совсем не впечатляющее сооружение, если сравнивать ее с другими индийскими крепостями. То ли дело крепость Мехрангарх – цитадель раджпутов в северо-западной части штата Раджастхан.


Крепость Мехрангарх – словно вырастает из скалы.


Вид на Мехрангарх сверху, наверное, впечатляет еще больше, чем снизу.

Крепость расположена на высоких скалах и когда на нее смотришь снизу, то впечатление такое, что она просто вырезана из стоявшей на ней скалы. Кажется, что человеческие руки не в силах возвести такое строение, да еще при тамошней жаре, но ведь возвели. Причем когда и как, и при ком – все это точно известно. Начали строить ее в 1459 году, а окончательно закончили только в XVII веке!


Еще одни ворота, а рядом крепостная стена.

Главные ворота в Мехрангарх находятся в Башне Победы – одной из семи самых высоких башен, что охраняют подступы к крепости. За ней дорога, извилистая и крутая, вокруг которой возвышаются стены с террасами открытых беседок и жилых помещений с зарешеченными окнами, через которые можно наблюдать за всеми, кто проходит внизу.


Стена, а на ней беседки.

Железная башня славится красотой отделки; Жемчужный дворец построен из белоснежного мрамора, а уж самый Тронный зал, расположенный на самом верхнем этаже Дворца Цветов своей роскошью ничуть не уступает помещениям, что предназначались самим Великим Моголам.


Крепости Индии – буквально какую ни возьми, очень велики по размерам, и словно вырастают из крутых склонов холмов. Впечатление такое, что для их строителей не было ничего невозможного. Однако ни пришельцы, ни допотопные цивилизации им не помогали, а как они строились, видели многие европейские путешественники.


А вот эта фотография к крепостям отношения не имеет, но очень интересная. В Индии есть храм… крыс! Их там любят, лелеют и кормят!

«Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя»
(Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Перевод П. Смирнова.)

Один китайский путешественник отмечал, что еще в VII веке индийские города и деревни окружали стены с воротами и башнями, возведенными из сырого или обожженного кирпича, хотя наш путешественник Афанасий Никитин видел там город ни чем, кроме естественных препятствий не защищенный. На протяжении почти всего Средневековья в Индии шли непрекращающиеся войны. Местные властители - раджи - воевали между собой, а с севера в страну вторгались арабы и монголы. В Индии даже возникло особое военно-феодальное сословие раджпутов - профессиональных воинов и, по сути дела, тех же самых рыцарей, которые постоянно учились военному ремеслу и всегда были готовы выступить в поход.

Индийцы строили пять типов крепостей, различавшихся своим местоположением: в пустыне, на воде, в горах, в лесу и земляная крепость. Самой мощной считалась крепость в горах, а также крепость... которую занимал особо преданный гарнизон! Стены крепостей и замков вельмож в Индии состояли из двух рядов каменной кладки с земляной или щебенчатой засыпкой между ними (так же строили и в Европе). Камни кладки между собой не скрепляли: они лежали под собственным весом. При этом толщина стен колебалась от 2,5 до 10,5 м. Иной раз таких стен было несколько, а между ними были вырыты рвы, наполненные водой, либо усаженные заостренными кольями. Во рвах близ других замков даже держали и подкармливали ядовитых змей. Такое «живое» оружие было даже более устрашающим и действенным, чем глубокие рвы с кольями на дне.


Самая большая в Индии крепость Кумбальгарх. В ней 700 (!) бастионов, а внутри более 360 храмов. Правители Мевара затворялись в ней в случае опасности. Но сегодня она открыта и ее можно посетить, проехав 90 км к северу от города Удаипур.

В стенах проделывались амбразуры, а вот машикули, столь распространенные в Европе, появились в Индии только в 1354 году. Ворота защищались двумя массивными барбаканами, между которыми шел извилистый проход. Над ним нависали башенки-кабинки с амбразурами для лучников. Сами ворота в индийских крепостях всегда были двустворчатыми и очень высокими: в них должен был свободно проходить слон с башенкой-паланкином на спине. Однако большая высота ослабляла ворота. Поэтому их делали из очень прочного и не подверженного гниению тикового дерева, обитого железом. Кроме того, на их внешней стене располагали тиковые или железные шипы. Они не позволяли боевым слонам, которых противники использовали как живые тараны, подойти к воротам вплотную. Зато рельефные изображения слонов, украшавшие стены ворот, считались надежными оберегами, равно как и статуи индуистских божеств.

Ворота Кумбальгарх. Таких в крепости семь!

В жарком климате Индии первостепенное значение имела вода. Поэтому в каждом замке или крепости имелись надежные колодцы и резервуары для сбора дождевой воды. Нередко рядом устраивали сады и фонтаны, освежающие воздух и умерявшие изнуряющую тропическую жару.

Бастионы Кумбальгарх напоминают своей формой буддийскую ступу. Внизу для масштаба люди, ослы и столбы с проводами.

В каждом замке и крепости Индии имелись многочисленные подземные помещения, где было заранее приготовлено все необходимое на случай длительной осады: вода, зерно, боеприпасы и др. Важность строительства оборонительных сооружений в Индии подчеркивал бытовавший тогда жуткий обычай человеческих жертвоприношений. Считалось, что если в начале строительства совершить такой обряд, то замок или крепость будут непреступны, поскольку стоят на человеческой крови.

Если смотреть на стены многих индийских крепостей снизу, то… кружится голова!

Средневековые крепости с массивными стенами и башнями строились в Индии вплоть до середины XVIII века, что почти на три века дольше, чем в Европе. При этом желание произвести впечатление и на врагов, и на друзей было у индийцев настолько велико, что они нередко возводили мощные и толстые стены даже там, где в этом не было никакой необходимости. Крепость могли построить, например, на отвесной скале. Стены и башни покрывали резьбой и лепным орнаментом. Причем даже зубцам на стенах старались придать декоративную форму.

А это совсем не индийская атомная станция, отнюдь нет, а… бастионы крепости Деравар в Бахавалпуре.

На юге Индии многочисленные ряды стен обычно строились вокруг индуистских храмов, которые в этом случае выполняли роль замков и крепостей. Надвратные башни у этих стен иной раз достигали высоты 50 м и позволяли вести наблюдение за окрестностями.

Храмовая башня высотой 28 метров. С нее можно было вести наблюдение.

Ту же роль играли и укрепленные мавзолеи - по сути дела, такие же замки или крепости. Однако самый известный мавзолей Индии представляет собой все же не крепость, а доступный всем храм-усыпальницу. Это знакомый во всем мире Тадж-Махал. Штурмовать индийские крепости было значительно труднее европейских, прежде всего из-за жары, которая изнуряла людей и животных. Метательные машины здесь были подобны европейским, но в качестве снарядов часто применяли корзинки или глиняные сосуды со змеями.

Ну, а теперь давайте познакомимся хотя бы с некоторыми образцами крепостного зодчества Индии, потому что познакомиться со всеми просто невозможно, потому что их очень много. Не просто много, а очень много и сами они по большей части находятся в прекрасной сохранности, не то, что многочисленные рыцарские замки той же Британии.

Крепость Голконда. Бала-Хиссар (Цитадель). Голконда, штат Андхра-Прадеш.

Для начала отправимся в крепость Голконду, что находится всего в 11 километрах от города Хайдерабада, где, кстати, есть очень известный в Индии университет, в котором обучается немало студентов из России, причем есть и такие, что учатся там бесплатно по грантам индийского правительства! Раньше именно здесь добывали алмазы и именно здесь-то ведь все самые известные в мире алмазы и добыли! Поэтому денег на крепость местные раджи не пожалели. Возвели ее на холме высотой 120 метров, и укрепили 87 бастионами на многих из которых ржавые пушки стоят по сей день.

Вот такие каменные ядра применяли средневековые индийцы для того, чтобы стрелять по своим крепостям. Рядом железная пушка каким-то чудом не попавшая в переплавку.

«А вот мы вам еще одну пушку нашли!» Спасибо, конечно, девушки, но только пушка «не та». Впрочем, в индийских крепостях много всякого английского оружия.

Внутрь ведут четыре подъемных моста, а там находятся и склады, и мечети, и 18 мавзолеев из гранита. Удивительна акустика этого сооружения, чем, конечно же, пользуются гиды, привлекает внимание туристов: хлопок в ладоши возле одних ворот слышно за километр от этого места! Ну, а первым из европейцев побывал здесь хорошо нам знакомый Афанасий Никитин и не просто побывал, но и описал Голконду.

Обычные крепостные ворота.

Створки ворот покрыты шипами.

Самое удивительное, что при своих огромных размерах Голконда в целом совсем не впечатляющее сооружение, если сравнивать ее с другими индийскими крепостями. То ли дело крепость Мехрангарх - цитадель раджпутов в северо-западной части штата Раджастхан.

Крепость Мехрангарх - словно вырастает из скалы.

Вид на Мехрангарх сверху, наверное, впечатляет еще больше, чем снизу.

Крепость расположена на высоких скалах и когда на нее смотришь снизу, то впечатление такое, что она просто вырезана из стоявшей на ней скалы. Кажется, что человеческие руки не в силах возвести такое строение, да еще при тамошней жаре, но ведь возвели. Причем когда и как, и при ком - все это точно известно. Начали строить ее в 1459 году, а окончательно закончили только в XVII веке!

Еще одни ворота, а рядом крепостная стена.

Главные ворота в Мехрангарх находятся в Башне Победы - одной из семи самых высоких башен, что охраняют подступы к крепости. За ней дорога, извилистая и крутая, вокруг которой возвышаются стены с террасами открытых беседок и жилых помещений с зарешеченными окнами, через которые можно наблюдать за всеми, кто проходит внизу.

Стена, а на ней беседки.

Железная башня славится красотой отделки; Жемчужный дворец построен из белоснежного мрамора, а уж самый Тронный зал, расположенный на самом верхнем этаже Дворца Цветов своей роскошью ничуть не уступает помещениям, что предназначались самим Великим Моголам.

Крепости Индии - буквально какую ни возьми, очень велики по размерам, и словно вырастают из крутых склонов холмов. Впечатление такое, что для их строителей не было ничего невозможного. Однако ни пришельцы, ни допотопные цивилизации им не помогали, а как они строились, видели многие европейские путешественники.

А вот эта фотография к крепостям отношения не имеет, но очень интересная. В Индии есть храм… крыс! Их там любят, лелеют и кормят!


Когда я в очередной раз предпринял попытку навести порядок в своем фотоальбоме (как уже рассказывал, до 2007 года я фотографировал пленочным аппаратом), то обнаружил очередной пласт отличных фотографий, которые никогда толком не публиковал. Их надо сканировать, выравнивать на Фотошопе, много возни. Но вчера я выделил два часа и часть этих фотографий довел до ума, полностью "оцифровав" путешествие по Индии в 2007 году. И ведь там столько всего интересного! За неполный месяц я пересек страну от Сринагара на севере до Тиручирапалли на крайнем юге и от Даржиллинга на востоке до Удайпура на западе. Да, эти фотографии не самого лучшего качества, ибо были сняты на пленку, 6 лет валялись в шкафу и выцветали. Но те замечательные места, что изображены на них достойны интереса не смотря ни на что. Сегодня речь пойдет о громадной романтической крепости Кумбальгарх в горах Раджастана и о впечатляющим джайнском храме в Ранакпуре.

Нет, вы знаете, это уму непостижимо! Читатели заходят по тегу "Индия" и видят пару ругательных статей на тему грязных индийских поездов, плюс странно смотрящийся на фоне этого музей паровозов в Ченнае . Возникает вопрос, а что, кроме вокзалов разных индийского городов и музея паровозов я ничего в Индии не видел? Однозначно будем ситуацию менять, ибо если не взяться за дело сейчас - потом эти фотографии будут утрачены окончательно, я просто про них забуду из-за плотного графика поездок и всяких разных забот. Тем более, что ранее уже восстановил справедливость и довел до ума фотографии из прежних поездок в и .

Итак, Кумбальгарх это одна из крупнейших крепостей Индии, уступающая по размерам разве что крепости в Джалсаймере, кстати, это тоже в Раджастане, часах в 5 езды от Кумбальгарха. Возведенный махараджей Кумбой в 15 веке, можно считать настоящим шедевром средневекового восточного фортификационного искусства. Тут есть все, что ассоциируется с могучим, мистическим и романтическим фортом. Более того, расположенный высоко в горах, форт заметен издалека, а виды как с его стен, так и на него - просто на грани фантастики. Теперь внимание: стены крепости тянутся на 36(!) километров, опоясывая холмы вокруг; чем-то все это напоминает Великую китайскую стену. Внутри располагалось 360 храмов, из которых лишь десяток сохранился до наших дней.

Собственно, вот они, сохранившиеся храмы -

Не часто я фотографируюсь на фоне достопримечательностей, но здесь не удержался, уж больно круто -

Без наших друзей-мартышек никак. Длина их хвостов потрясает воображение -

Просто какие-то мужики рядом с крепостью -

Сельские пейзажи: вол крутит водяное колесо, загоняя воду из источника в арыки -

Пацаненок с мелким братишкой следит за процессом -

Ранакпур - это достопримечательность другого порядка, нежели крепость в Кумбальгархе. Но, как и крепость, этот храм тоже самый-самый, ведь он самый большой в мире джайнский храмовый комплекс. Построен в 1439 году и расположен километрах в 20 от крепости, так что посещение обоих можно совместить, договорившись с таксистами в Удайпуре, до которого отсюда порядка 100 километров. Дороги в этих местах на удивление хорошие, так что за световой день вы все успеете. На удивление, я не увидел в храме ни одного туриста и даже местных жителей было всего несколько человек. Удивительно для столь внушительного и потрясающего памятника архитектуры. А еще более удивительно то, что никто не собирал деньги за вход, никто не приставал с навязчивыми услугами гидов (для Индии - нонсенс, здесь вас все пытаются "окучивать" на каждом шагу) и прочее. Райское местечко -

На выезде из храма нас встречали неизменные мартышки -

Дядя, дай банан!

К вечеру мы вернулись в город Удайпур, который не менее интересен, чем перечисленные выше крепости и храмы, но о нем расскажу в следующий раз -