Если горы тайшань спокойны то. Гора тайшань, священный пик даосов

Улица Тайшань лу в переводе означает улица горы Тайшань (泰山, буквально Гора Восхода) - самая священная гора в Китае, входящая в число пяти священных гор даосизма. Издревле гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Гора расположена в окрестности города Тайань. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет.

Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, император благодарил Землю за ниспосланный урожай. В 219 до н. э. император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.

Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Это отразилось в поговорке «непоколебимый как гора Тайшань», нередко использовавшейся Мао Цзэдуном. Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношений. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.

80 % горной системы покрыто лиственными лесами, которые охраняются государством. Флора горы очень богатая, насчитывается более 1000 видов растений. Некоторые деревья известны с давних времён и имеют большое культурное значение. В частности, кипарис династии Хань, посаженный императором У-ди, дерево танских учёных (которому более 1300 лет), Сосна, приветствующая гостей (500 лет) и Сосна пятого ранга, названная так императором Цинь Шихуаном, пересаженная 250 лет назад. На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плат, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.

Храм Божества Горы Тай (Dai Miao) - самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу). В храме - пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения (Tian Zhu), построенный в 1008, во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай», относящаяся к 1009. Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения - инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад. Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

С 1987 гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО. Гора Тайшань находится к северу от Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. Посетители могут добраться до горы на автобусе, от остановки Средние Ворота Неба на подъёмнике можно подняться до самой вершины. Для подъёма пешком до вершины требуются два часа. Вдоль всей дороги стоят торговые лотки, также можно нанять носильщиков. Подъём начинается от Арки Тайшань. На пути из 7200 каменных ступеней паломник проходит сначала башню Десяти Тысяч Бессмертных (Wanxianlou), идёт по гребню Архатов (Luohanya), и приходит ко дворцу божества Доуму (Doumugong). Полный подъём с самого подножия горы от города, однако, занимает семь часов. К северо-востоку от Дворца Доуму находится Долины Скалы Сутры, где знаками размером 50 см вырезана на скале Алмазная Сутра, предположительно во время династии Северная Вэй.

Согласно древнему суеверию, можно «обрести Небеса», если броситься вниз с вершины горы Тайшань. Поэтому регулярно находилось немало паломников-самоубийц, стремившихся сброситься вниз с вершины горы. Сейчас приняты меры по ограждению территории на вершине от возможностей такого поступка.

(по материалам свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/)

Тайшань - гора богов

Значение гор Тайшань для системы китайской мифологии сложно переоценить. Поездка в Тайшань – это не просто подъем на гору, это – настоящее паломничество к самой священной горе в Китае. Много веков назад Конфуций, стоя на вершине горы Тайшань, сказал: «Мир очень мал». Автоматический подъемник легко и быстро доставит Вас на самую вершину. Согласно китайской религиозной символике Тайшань соединяет Землю и Небо и является самой значимой из пяти даосских гор в Китае. В мифологии Китая, пять священных вершин возникли из головы Пану, создателя мира, когда его тело распалось на части.

Сама гора Тайшань стала для китайцев больше, чем географическим объектом. Ей были присвоены благородные титулы, гора была возведена в божественный статус и наделена императорскими почестями. Первый император Китая посадил дерево, растущее на вершине горы в статус офицера после того, как укрылся под его кроной во время бури. Гора Тайшань, являющаяся самой высокой точкой в восточном Китае, занимает центральное место в системе китайской мифологии. Множество храмов посвящены этой горе, а ее образ используется как символ удачи, пробуждающий силы Земли и направляющий их в помощь людям.

В древние времена именно гора Тайшань служила местом важнейших ритуальных подношений Земле и Небу, которые совершал сам император. Эта практика прервалась лишь после строительства храмов Земли и Неба в Пекине во время правления династии Мин. До того, как это произошло, императоры Китая взбирались на вершину горы для совершения религиозных ритуалов с целью поддержания мандата Неба. Могучая гора возвышается на 1 545 метров над уровнем моря и порождает чувство благоговения и тягу к созерцанию у каждого, кто оказывается на ее вершине.

От города Тайшань, расположенного у подножия горы, есть два пути подняться на вершину: осмелиться пройти по вырубленным в склоне горы бесчисленным ступеням или воспользоваться автобусом, такси и канатной дорогой. Всего за 10 юаней такси доставит Вас к Первым Небесным Воротам, самого популярного и наиболее многолюдного района. Отсюда автобус может доставить путника к Срединным Небесным Воротам, где Вы можете начать свой героический поход к вершине. Будьте готовы отбиваться на пути от многочисленных торговцев сувенирами, которые вне туристического сезона становятся особо агрессивными.

Срединные Небесные Ворота находятся на половине пути от подножия горы до ее вершины. Здесь в одной из непритязательных гостиниц можно снять комнату и оставить в ней лишний багаж. Канатный подъемник за быстро доставит Вас к Пику для созерцания Луны, которая расположена недалеко от Южных Небесных Ворот, ближайших к вершине. С обзорной площадки открывается восхитительный вид на горы, тем более примечательный, что дает возможность увидеть вереницы религиозных китайцев, поднимающихся на гору пешком, преодолевая 6 660 каменных ступеней, лестницу длиной в 7 километров.

При виде поднимающихся по ступеням людей преклонного возраста, невольно возникает мысль о том, что боги Тайшань действительно благоволят тем, кто шаг за шагом отдает дань почтения горе и пренебрегает восьмиминутным подъемом по канатной дороге. Помимо убежденных верующих на каменной лестнице можно увидеть владельцев сувенирных лавок и уличных торговцев, которые поднимают с собой тяжелые сумки с водой, провизией и нехитрым товаром. Такой подъем они совершают каждый день, идя на работу. Много древних художников и поэтов находили в горах Тайшань музы для создания своих творений. Тексты стихов и религиозные письмена высечены на гладких склонах в центральной части горы.

В Тайшань находится большая группа буддистских и даосских храмов. На склонах горы также расположены небольшие чайные, в которых можно отдохнуть, потягивая ароматный чай и любуясь захватывающим дух горным пейзажем. Свернув с главного подъемного пути, можно наткнуться на исписанную буддистскими сутрами беседку, живописную аллею или один из многочисленных миниатюрных храмов, в которых век за веком пилигримы совершали свои молитвы.

Главная достопримечательность Тайшань – храм Лазурного Облака, построенный во времена династии Сун. Согласно легенде, в храме живет божество, покровительствующее женщинам. Множество женщин приходят в этот храм помолиться о здоровье или с просьбой послать им детей и благословить на успешные роды. В просторном храме царит атмосфера гармонии умиротворения, а дым зажженных благовоний повергает в особого рода транс.

Будучи на горе Тайшань, обязательно посетите пик Нефритового Императора, где находится храм, посвященный нефритовому императору, правителю божественного мира в популярной модели конфуцианства. Не забудьте подняться на Пик для созерцания Солнца, где по утрам собираются многочисленные путешественники для того, чтобы встретить рассвет. На пути вниз, воспользуйтесь канатным подъемником, который доставит Вас в Сад персикового цвета, от которого продолжайте спуск по западной тропе. Так Вы сможете оказаться на тыльной стороне годы, где, вдали от толп туристов, сможете насладиться зелеными горными пейзажами.

Оба склона горы оборудованы чистыми и удобными туалетными кабинами. Многочисленные кафе и чайные позволят уставшему от подъема путнику отдохнуть и перекусить. Небольшие автобусы доставят Вас к подножию горы всего за 15 юаней. Такие автобусы, как правило, полные, но после выматывающей прогулке по горам, Вы будете счастливы и такому варианту.

У подножия горы Тайшань находится храм Даи, в котором императоры совершали религиозные ритуалы и подношения самой горе. Начало этой традиции положил первый китайский император еще во время правления династии Цин. В связи с важностью храма, для его строительства и дальнейшей реставрации использовали деревья только самых ценных пород. Главное помещение в храме – Зал Тянькуан, который был построен в 1009 году по приказу императора династии Сун. Статуя императора до сих пор стоит перед залом на треугольном массивном постаменте. Длина зала 48,7 метров, ширина – 19,73 метра, высота потолков – 2,3 метра.

Внутри Зала находится статуя Тайшань, бога горы. Восточная, западная и северная стены украшены огромными картинами, изображающими божество Тайшань. Вместе длина картин составила бы 62 метра, ширина каждой картины – 3,3 метра. Позже около храма было воздвигнуто еще одно изящное строение – дворец династии Хань. С момента его строительства, дворец постоянно реставрировали, реконструировали и расширяли. Сегодня территория дворца составляет 92 000 квадратных метров.

Гора Тайшань обладает большой культурной и исторической значимостью и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Гора расположена в окрестности города Тайань. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.
Местоположение

Гора Тайшань находится к северу от Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. У подножья горы высота 150 м над уровнем моря. Основание горы занимает площадь 426 км².

История
Следы пребывания человека имеются ещё с эпохи палеолита. В этих местах археологами зафиксированы поселения периода неолита. В то время в окрестностях горы развивались две культуры - сначала Бэйсинь (4700-3400) и Давэнькоу (3700-3100), затем Луншань (2100-1600). Во время эпохи Чжоу периода Весны и Осени (771-453) по горе проходила граница царства Ци на севере и царства Лу на юге. В последующий Период Сражающихся царств (453-221) царство Ци воздвигло стену длиной 500 км для защиты от нападений, руины этой стены сохранились и по сей день. Названию города Тайань придается смысл «пока стоит гора Тайшань, держится и вся страна» - оба знака в названии города имеют разные значения слова «мир, стабильность».

Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Это отразилось в поговорке «непоколебимый как гора Тайшань», нередко использовавшейся Мао Цзэдуном.

Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, Император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, Император благодарил Землю за ниспосланный урожай. В 219 до н. э. Император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские Императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.

Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношения. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.

С 1987 гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО. В 2003 гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.
Природа
Геология

Гора Тайшань представляет собой наклонённый сбросовый массив, высота которого увеличивается с севера на юг. Это древнейший образец палео-метаморфического образования кембрийского периода на востоке Китая. Тайшаньский комплекс сложен намагниченными, метаморфическими и осадочными породами с вкраплениями пород другого происхождения, относящимися к архею. Подъём рельефа в этом регионе начался в протерозое, к концу протерозойской эры нынешние окрестности Тайшаня стали частью материка.

Помимо Пика Нефритового Императора интерес представляют и другие образования, такие как Пик Небесной Свечи, Утёс Веера, Котловина Задней Горы или Мост Бессмертных.

80 % горной системы покрыто лиственными лесами, которые охраняются государством. Флора горы очень богатая, насчитывается более 1000 видов растений. Некоторые деревья известны с давних времён и имеют большое культурное значение. В частности, кипарис династии Хань, посаженный императором У-ди, дерево танских учёных (которому более 1300 лет), Сосна, приветствующая гостей (500 лет) и Сосна пятого ранга, названная так императором Цинь Шихуаном, пересаженная 250 лет назад.

Культурные памятники

На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.

Храм Божества Горы Тай (Dai Miao) - самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу). В храме - пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения (Tian Zhu), построенный в 1008, во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай», относящаяся к 1009. Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения - инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.

Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

Инфраструктура

Посетители могут добраться до горы на автобусе, от остановки Средние Вор""ота Неба на подъёмнике можно подняться до самой вершины. Для подъёма пешком до вершины требуются два часа. Вдоль всей дороги стоят торговые лотки, также можно нанять носильщиков.

Подъём начинается от Арки Тайшань. На пути из 7200 каменных ступеней паломник проходит сначала башню Десяти Тысяч Бессмертных (Wanxianlou), идёт по гребню Архатов (Luohanya), и приходит ко дворцу божества Доуму (Doumugong).

Полный подъём с самого подножия горы от города, однако, занимает семь часов.

К северо-востоку от Дворца Доуму находится Долины Скалы Сутры, где знаками размером 50 см вырезана на скале Алмазная Сутра, предположительно во время династии Северная Вэй.

Согласно древнему суеверию, можно «обрести Небеса», если броситься вниз с вершины горы Тайшань. Поэтому регулярно находилось немало паломников-самоубийц, стремившихся сброситься вниз с вершины горы. Сейчас приняты меры по ограждению территории на вершине от возможностей такого поступка.







Гора Тайшань

Находится в провинции Шаньдун.

Гора Тайшань – одна из священных гор Китая, занимает площадь 426 кв. км, ее вершина – пик Нефритового императора, возвышается на 1545 м над уровнем моря.

Во время эпохи Чжоу периода Весны и Осени (771–453 гг. до н. э.) по горе проходила граница царства Ци на севере и царства Лу на юге. В последующий Период Сражающихся царств (453–221 гг. до н. э.) царство Ци воздвигло стену длиной 500 км для защиты от нападений, руины этой стены сохранились и по сей день. Названию города Тайань придается смысл «пока стоит гора Тайшань, держится и вся страна» – оба знака в названии города имеют разные значения слова «мир, стабильность».

Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Мао Цзэдун часто пользовался поговоркой: «Непоколебимый, как гора Тайшань».

Со времён периода Шан Тайшань была местом священнодействия. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань). Во время церемонии фэн, проводившейся на вершине горы, император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии Шань, проходившей у подножия, император благодарил Землю за ниспосланный урожай. В 219 г. до н. э. император Цинь Шихуан провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей империи. После него многие китайские императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.

Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношения. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.

На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.

Храм Божества Горы Тай – самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96000 кв. м. Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу). В храме – пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения, построенный во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай». Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 м в длину. Сюжет изображения – инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.

Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

В 2003 г. гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 г. культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.

С 1987 г. гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. 3. Гора Синай или гора Хорив – это Везувий Здесь, на вулкане Везувий, названном в Библии горой Синай, а также горой Хорив, от латинского слова «ужасный» – horrible, Моисей-Эней получает от Бога заповеди и законы.Все так называемые «вулканические фрагменты» Библии

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ГОРА была еще одним символом, заслуживающим особого изучения. Ее в принципе, хоть и не без оговорок, считают иероглифом слова «местность», «город» или «поселок». В пользу такого прочтения говорит несколько подобных наименований. Например, в районе Монте-Альбана еще и по

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Гора Голгофа под евангельским Иерусалимом - это гора Бейкос под Стамбулом В наших книгах «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима» и «Империя» мы высказали и обосновали предположение, что евангельский Иерусалим - это Стамбул-Константинополь

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора

Гора Хуаншань Находится в провинции Аньхуэй.Эта гора знаменита богатой историей. Согласно древней легенде император Сюаньюань занимался на горе специальными упражнениями с целью достижения бессмертия. Она носит название Хуаншань с 747 г., многие считают эту гору самой

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Гора Уи Расположена в провинции Фуцзянь. Гора Уи находится около 350 километров к северо-западу от Фучжоу, столицы провинции Фуцзянь.Знаменита своими живописными местами, источником Девяти поворотов, 36 вершинами и 99 скалами. Здесь же находятся дворец Ваньнянь, академия

Из книги Удивительная Беларусь. К 600-летнему юбилею Беловежской пущи автора Андреев Александр Радьевич

Гора Миндовга Овеяна легендами, по одной из который в ней похоронен князь Миндовг (1195–1260) – основатель Великого княжества

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Чёрная гора В Чёрной горе (в Коломыйском округе) хранятся несметные клады, а в сумерки оттуда слышится говор и звук цепей. Раз бедный крестьянин, собираясь срубить дерево на отлоге этой горы, увидел привидение, которое медленным шагом приближалось к таинственным пещерам.

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

1. Гора Голгофа под евангельским Иерусалимом - это гора Бейкос под Стамбулом В книге «Античность - это средневековье», гл. 4, уже говорилось, что Христа, скорее всего, распяли на окраине Царь-Града. Ввиду важности этого факта, остановимся на нем подробнее.Согласно

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора

Глава XI СОКОЛЬЯ ГОРА (СОКОЛ-ГОРА) И ЛЫСАЯ ГОРА Соколья гора (Сокол-гора) В Сокольих горах минимум три вершины имеют названия, ведущие нас к древнейшей архаике. Сокол-гора – наивысшая вершина Сокольих гор. Не очень велика, но вздыблена на луговой стороне, на стрелке Волги и

Из книги Обитель богов [Колыбель Ригведы и Авесты] автора Бажанов Евгений Александрович

Соколья гора (Сокол-гора) В Сокольих горах минимум три вершины имеют названия, ведущие нас к древнейшей архаике. Сокол-гора – наивысшая вершина Сокольих гор. Не очень велика, но вздыблена на луговой стороне, на стрелке Волги и Сока, и уже одним этим привлекает внимание

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

7. Женитьба Гора-Иосифа на Марии-Исиде. Чудесный посох Гора-Иосифа – это русская нагайка Выше мы говорили о древнеегипетских изображениях евангельских событий, хорошо известных сегодня. Но гораздо интереснее те изображения, которые рассказывают о событиях, не

Из книги Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях автора Юрченко Александр Григорьевич

§ 4. Гора яда Китайские чиновники династии Тан полагали, что к западу от Бадахшана или Кашгара есть высокогорное государство Сюаньду (Висячий переход). Название этой страны связано с подвесными мостами, переброшенными через горные ущелья. У человека, незнакомого с

Тайшань (Восточный пик) - главная вершина в одноименном горном хребте на востоке Китая, в составе Шаньдунских гор. Высота горы Тайшань - 1591 м. Это известная во всем мире религиозная, культурная и природная и наиболее почитаемая из трех священных гор Китая. По преданию, она была создана из головы демиурга Паньгу, сотворившего весь мир.

Район горы Тайшань - одно из мест зарождения китайской цивилизации. На северном и южном склонах горы в эпоху неолита процветали археологические культуры (самая известная из них - Луншань, первая половина II тысячелетия до н.э.). Позднее здесь существовали государства-соперники Ци и Лу (770-476 гг. до н.э.). До нашего времени сохранились остатки 500-километровой оборонительной стены, возведенной в эпоху государства Ци.

Почитание горы Тайшань началось еще во времена глубокой древности. Гора считалась божеством, которому окрестное население приносило жертвы, чтобы обеспечить хороший урожай и уберечься от землетрясений и наводнений.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае зародился даосизм - религиозно-философское течение, в основе которого лежали постулаты о вечной изменчивости мира, подчиненного силам природы, гармонизация которой осуществляется путем взаимодействия мужского и женского начал - Ян и Инь. Основатель даосизма мудрец Лао-цзы главной нормой человеческого поведения считал следование законам природы. Это учение получило широкое распространение в древнем Китае.

Вершина Тайшаня считается в даосизме священной. По верованиям даосов, дух горы Тайшань - Владыка Восточного пика - управляет человеческими судьбами, и после смерти души людей возвращаются на эту гору для высшего суда, а сама гора является своеобразным посредником между миром живых и миром умерших. Традиции почитания горы Тайшань переняли от даосов буддисты и конфуцианцы. Тайшань являлась постоянным объектом почитания в официальном государственном религиозном культе, местом проведения важнейших ритуалов, а также источником вдохновения художников и поэтов. Неудивительно, что за несколько тысячелетий склоны горы Тайшань оказались покрытыми множеством больших и малых святилищ, среди которых древнейшие и самые известные храмы Китая. Помимо них сегодня на горе открыто 97 археологических объектов, 819 стел и 1018 наскальных росписей и рисунков.


Гора Тайшань в действительности представляет собой не одну гору, а живописную группу вершин. Вверх ведет широкая зигзагообразная дорога-лестница, по сторонам которой стоят многочисленные храмы. У самого подножия горы раскинулся Таймяо - храм Владыки Восточного пика, верховного судьи умерших.

Храм, а точнее огромный комплекс, включающий более 600 святилищ и других построек, спланирован по образцу императорского Запретного города в Пекине: громадные дворы, обсаженные деревьями, стройные арки, ворота, множество павильонов-храмов. Здесь сохранились столетние кипарисы, некоторые из них посажены императорами династии Тан (618-907 гг.). Стены главного святилища покрыты великолепно сохранившимися росписями времен династии Сун (960-1279 гг.). Многофигурные композиции изображают сцены паломничества императора в сопровождении свиты, придворных и войск на поклонение горе Тайшань: отправление из столицы, шествие и пребывание «Сына Неба» на вершине горы. В храме сохранилось множество древних надписей, посвященных горе Тайшань и Владыке Восточного пика. В большинстве это цитаты из китайских древних классиков: «Твою силу мы чтим выше трех других [священных гор]», «Ты будишь закоснелых и заблудших!», «Здесь у тебя в руках все виды счастья людей».

В одном из залов храма Таймяо хранится огромный кусок хотанской яшмы, один край которого теплее, а другой - холоднее. Яшма во все времена ценилась в Китае выше всех других камней и служила предметом мистической поэтизации.

От северных ворот храма Таймяо берет начало лестница, ведущая на вершину горы.

Первый значительный храм на склоне Тайшаня - святилище бога денег и денежного изобилия Цайшэня, которого изображают в сопровождении целой свиты более мелких божеств: Лю Хара - толстого бога монет; «Отрока, зовущего деньги»; духа, способствующего в торговых делах и т.п. По старинным китайским поверьям, молиться - это значит приглашать, просить бога прийти на помощь, а чтобы ему было удобнее, в храме помещены изображения идущих на поводу коней. Это «синмар», кони-звезды, на которых боги спускаются к молящимся.

Дорога, ведущая от подножия горы к ее вершине, как говорят китайцы, «устремляется в облака». Она представляет собой марши огромных гранитных лестниц, то поднимающихся, то опускающихся и перемежающихся террасами, с которых по мере подъема открываются все более и более живописные виды. На скалах и лежащих по сторонам дороги валунах встречаются надписи, прославляющие гору Тайшань, многие из которых сделаны тысячу и более лет назад: «Облачные горы, чудная перспектива», «Мало-помалу входим в страну прекрасного».

Половину подъема отмечают врата Чжунтяньмынь - Средние Небесные ворота. Отсюда открывается величественная панорама долины реки Вэньхэ, раскинувшаяся на многие километры. С высоты птичьего полета видны города, селения, долины, горные цепи, покрытые лесами. «Взойдешь на Тайшань, и земля кажется маленькой», - сказал по этому поводу Конфуций.


Миновав одну из вершин горы Тайшань - пик Тысячи сосен, путники поднимаются к храму Лежащего тигра. Это место пребывания священного тигра с горы Тайшань, изображение которого раньше встречалось в каждом китайском доме. По поверьям, этот тигр отгоняет от человеческого жилища нечистую силу.

Дорогу на вершину горы обрамляют многие десятки храмов. Большинство из них маленькие. Храмы горы Тайшань, как правило, не относятся к какой-либо определенной религии - в них совершают свои ритуалы приверженцы всех трех главных религий Китая - конфуцианства, даосизма и буддизма. Преобладающее число храмов посвящено культу богини - подательницы детей Сун-цзы Няннян, обожествленной жены князя Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (ХII в. до н.э.). По преданию, у этой супружеской пары было сто детей, и все - мужского пола, что сделало Сун-цзы Няннян символом чадородия.

Неподалеку от вершины горы Тайшань расположен храм даосской феи Сиванму, Владычицы Запада. Сиванму - фея далеких Западных гор. По преданию, в ее садах цветет вечный персик, плодоносящий раз в три тысячи лет, который дает Владычице Запада бессмертие. В ее свите состоит целый сонм фей. Это популярное божество часто упоминается в классических литературных произведениях Китая. Прообразом богини Сиванму некоторые исследователи считают легендарную царицу Савскую.

На вершине священной горы раскинулся обширный ансамбль Бисяцы - храма богини Лазоревой зари, к которому примыкают Южные небесные ворота. Храм Бисяцы посвящен культу Бися-юань-цзюнь - подательницы и охранительницы детей, дочери Верховного Владыки горы Тайшань. Напротив храма Лазоревой зари у отвесной скалы стоит Грот белых облаков, соединивший в себе причудливое сочетание архитектуры с естественными выступами самой скалы. На противоположном утесе высечена огромная надпись, сделанная в память посещения горы Тайшань императором династии Тан Сюань-цзуном.

Здесь же располагается храм Юй-хуанди, по поверьям даосов - «небесного императора», «Яшмового владыки». Корни этого культа уходят в почитание Шан-ди, верховного божества древней китайской религии. Поздние даосские легенды рассказывают, что Юй-хуанди был принцем, который удалился от власти и скрылся в горах, где познал истину Великого пути - дао, и вознесся на небо. Юй-хуанди окружает пышная свита, в которую входят духи, управляющие созвездиями, а также божества молнии, облаков, дождя и града. Бог града держит в руке тыкву, в которой хранится град. Божество грома, у которого вместо рта клюв, держит в одной руке барабан, а другой поднимает громовой молот. В свиту Юй-хуанди включены и 36 отважных героев классического китайского романа «Речные заводи», основанного на народных сказаниях и записанного в XIV столетии.


Долгие годы в Китае бытовало поверье, согласно которому, бросившись в бездну с вершины горы Тайшань, можно тем самым избавить своих родителей от болезни и смерти. Так как безграничное почитание старших лежит в основе китайской морали, это поверье в свое время вызывало настоящую эпидемию самоубийств - чтобы спасти родителей, дети кидались в пропасть со скал Тайшаня. Только на рубеже XIX-XX веков власти начали вести борьбу с этим обычаем.

Ансамбль горы Тайшань сегодня включен в . Некоторые из святилищ Тайшаня, в частности храм Сиванму - Владычицы Запада и храм богини Лазоревой зари до сих пор остаются крупными религиозными центрами.

В Китае существует пять священных гор, по преданию они возникли, когда тело творца Вселенной (Паньгу), распалось на пять частей. Из головы получилась Тайшань. Даосы считают эти горы священными, так как они связывают небо и землю. Тайшань – это наиболее почитаемая из трёх священных гор Китая, находится в провинции Шаньдун.

Высота горы Тайшань 1591 метр, и по преданию, тот, кто прошёл путь до вершины Тайшань на ногах, будет жить 100 лет.

Здесь все императоры, вплоть до властителей династии Мин, совершали жертвоприношения Небу и Земле. Район горы Тайшань – одно из мест зарождения цивилизации. В эпоху неолита здесь процветали археологические культура Лушань II тысяч. до н.э. Позднее здесь существовали государства-соперники Ци и Лу.

Гора Тайшань считалась божеством , которому окрестное население приносило жертвы, чтобы обеспечить хороший урожай и уберечься от землетрясений и наводнений. По верованиям даосов, дух горы Тайшань – Владыка Восточного пика – управляет человеческими судьбами, и после смерти души людей возвращаются на эту гору для высшего суда. Традиции почитания горы Тайшань переняли от даосов буддисты и конфунцианцы. Тайшань являлась постоянным местом проведения важнейших ритуалов и неудивительно, что за несколько тысячелетий склоны горы оказались покрытыми множеством больших и малых святилищ, храмов и наскальных рисунков.

Гора Тайшань в действительности представляет собой не одну гору, а живописную группу вершин. Вверх идёт широкая зигзагообразная лестница, по сторонам которой стоят многочисленные храмы, а на скалах и лежащих по сторонам дороге валунах встречаются надписи, прославляющие гору Тайшань, многие из которых сделаны более 1000 лет назад.

В наше время подняться на гору можно с помощью канатной дороги.

У самого подножья горы раскинулся огромный Тайамо – храм владыки Восточного пика (Тайшань), верховного судьи умерших. Здесь сохранились столетние кипарисы, некоторые из них посажены императорами династии Тан. В храме сохранилось много древних надписей, посвящённых этой горе и рисунков.

Первый значительный храм на склоне Тайшаня – святилище бога денег и денежного изобилия Цайшеня . По старинным китайским поверьям, молиться – значит приглашать, просить прийти Бога на помощь, а чтобы ему было удобнее, в храме изображены идущие
на поводу кони.

Миновав одну из вершин горы, – пик Тысячи сосен , путешественники поднимаются к храму Лежащего тигра . Это местопребывание священного Тигра с горы Тайшань, изображение которого раньше встречалось в каждом китайском доме. По поверьям, этот тигр отгоняет от человеческого жилища нечистую силу.

На вершине священной горы раскинулся храм богини Бися, названный в честь Принцессы Розовых Облаков, даосской богини, избавляющей женщин от бесплодия. Многие женщины стекаются в этот храм, чтобы избавиться от женских заболеваний и помолиться о рождении здорового ребёнка.

Самая высокая точка горы Тайшань – это Пик Нефритового Императора , - верховного божества даосов. На восточной стороне вершины располагается Павильон наблюдения за солнцем, откуда можно полюбоваться расцветом и закатом, рекой Янцзы.

Ансамбль горы Тайшань сегодня включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а храмы богини Бися и храм Сиванму – являются крупными религиозными центрами.

Тому, кого интересует культура и религия древнего Китая, и кого привлекает дух паломничества и древних преданий, путешествие на гору Тайшань – окажется незабываемым духовным опытом.

Как добраться до горы Тайшань.

Из Пекина необходимо добраться автобусом или поездом до города Тайань. Здесь располагается информационный центр горы Тайшань, где можно узнать всю необходимую информацию по маршруту. Вход на территорию горы Тайшань стоит от 60 до 80 юаней, а посещение достопримечательностей оплачивается отдельно.