“Индевор”, корабль Джеймса Кука. Джеймса Кука все же не съели? Британский флот: надежды и разочарования


Картина Джорджа Картера «Смерть капитана Джеймса Кука»

Как то мы с вами обсуждали тему о том, , но она как мне кажется пересекается с еще одной очень популярной темой. Помните Высоцкого? За что же аборигены съели Кука?

Обычно о капитане и талантливом картографе Джеймсе Куке знают, что это исследователь южных морей, который был убит и съеден аборигенами. Вопреки расхожему мнению, он не был съеден, или, по крайней мере, это не было ключевым моментом трагедии, развернувшейся с 16 января по 14 февраля 1779 года на Гавайях.

Что же тогда там все таки случилось? Сейчас мы с вами об этом и прочитаем...

Зов моря

Капитан Джеймс Кук родился 27 октября 1728 г. в маленькой Йоркширской деревушке. Он с детства мечтал стать мореплавателем. В семнадцать лет Кук поступил работником в бакалейную лавку. Но спустя некоторое время он напросился в ученики к судовладельцам, братьям Уокерам, занимавшимся перевозкой угля.

Почти десять лет он ходил на каботажных судах с углем. В промежутках между рейсами Кук корпел над грудами книг по математике, штурманскому делу, астрономии. Ни капли спиртного и никаких женщин. В результате Джон Уокер оценил выдержку и трудолюбие Кука и предложил ему место помощника капитана. Еще через три года братья решили сделать Джеймса капитаном. Но удержать возле себя способного юношу они не смогли. В 1755 году в возрасте 27 лет Джеймс стал матросом первой статьи на военном флоте.

Затем последовали несколько лет каторжного труда, долгая война с Францией и, наконец, нашивки старшины - в 32 года.

Первые экспедиции

Кук начал путешествие из Плимута в августе 1768 года. На борту «Эндевора» было 94 человека, в которые входили члены экипажа и ученые. Уже в апреле следующего года они достигли Таити, где местные жители с радостью приветствовали моряков. Затем Кук отправился к берегам Новой Зеландии, где встретил племена Маори с военными каноэ. После были берега Тасмании и восточное побережье Австралии. Корабль «Эндевор» чуть было не разбился на коралловых рифах, но члены экипажа Кука справились с опасностью.

Во время плавания у берегов Батавии (современная Джакарта) многие члены команды умерли от лихорадки. Кук сумел предотвратить распространение болезни, сохраняя идеальную чистоту на борту. В 1771 году после трехлетнего путешествия Кук вернулся в Англию. Из экипажа на родную землю смогли ступить только 56 членов экипажа.

Кругосветное путешествие

Через год после первого путешествия было принято решение начать второе путешествие под командованием Кука. Капитану и его команде предстояло совершить кругосветное путешествие в широтах Антарктики на двух таких же корабля как «Эндевор».
Во время этого путешествия Кук впервые опробовал морские часы (хронометр), которые были созданы Джоном Гаррисоном и оказались очень точными.

«Смерть капитана Кука» (Джон Веббер, 1784 год)

В течение года (с января 1773 г.) корабли Кука входили в полярный круг несколько раз, но из-за сильных холодов были вынуждены возвращаться назад. После этого Кук отправился в Новую Зеландию, где торговал с племенами Маори. Затем снова побывал на Таити, исследовал Меланезийские и Полинезийские острова, перед тем как отправиться в Англию через Южную Африку. Во время этого путешествия многие из команды Кука погибли от болезней, а некоторые были убиты во время встречи с племенами Маори.
После этого путешествия Джеймс Кук получил повышение и стал капитаном корабля в звании «кептэн», дарованное королем Англии Георгом третьим.

Роковая экспедиция

В последний поход корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 году. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный путь между Тихим и Атлантическим океанами на Севере Америки.

Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити. Путь его лежал на Север -британский парламент обещал команде того корабля, который сделает открытие, 20 000 фунтов стерлингов - целое состояние по тем временам. На рассвете 18 января 1778 года Кук увидел землю: это был остров Оаху (один из восьми островов Гавайского архипелага). Сильный встречный ветер помешал кораблям приблизиться к острову и отнес их на северо-запад к острову Кауаи.

Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа. Правящий вождь решил послать своих представителей на борт. Те, поднявшись на корабль, ужаснулись: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал. Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери - Кинжал.
Впоследствии Кук без оружия ходил среди гавайцев, которые приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).


Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Гавайцы возбужденно обсуждали огромное богатство иностранцев. Некоторые были не прочь прихватить железные предметы, которые они видели на палубе, но высокий шаман предостерег их не делать этого. Сам он пребывал в неуверенности, отнести иностранцев к богам или к простым смертным. В конце концов он решил устроить простую проверку: предложить чужеземцам женщин. Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север. Но уже в конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками. Каждый день сотни гавайцев забирались на борт обоих судов. Иногда их набиралось так много, что было невозможно работать. Время от времени аборигены крали металлические предметы. На эти мелкие, хотя и досадные кражи не обращали внимания.
По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане - простые смертные. Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

4 февраля 1779 года, через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан. Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку - Кеалакекуа.

Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что король Каланиопуу наложил табу на всю бухту. Такие табу были обычным явлением на Гаваях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил король и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже каким-то образом поменялось. Первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой. Шестерым матросам, охранявшим работы на берегу, было приказано зарядить ружья пулями вместо дроби. Кук и его доверенный офицер Джеймс Кинг высадились на берег, чтобы уладить спор из-за воды между командой и островитянами. Едва они успели решить спорный вопрос, как услыхали звук мушкетного огня по направлению корабля «Дискавери». От корабля в сторону берега неслось каноэ. Сидящие в нем гавайцы яростно гребли веслами. Очевидно, они что-то украли. Кук, Кинг и один матрос предприняли безуспешную попытку поймать воров. Когда они вернулись на берег, то узнали, что боцман «Дискавери» решил сойти на берег и захватить каноэ воров. Как оказалось, каноэ принадлежало другу англичан вождю Палеа. Когда Палеа потребовал свое каноэ назад, возникла перепалка, во время которой вождя ударили веслом по голове. Гавайцы бросились на англичан, и те были вынуждены укрыться среди камней на берегу. К счастью, Палеа восстановил порядок, и соперники предположительно расстались как друзья.

На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка, привязанная к бую в дюжине ярдов от корабля, исчезла. Кук был вне себя от ярости, поскольку она была лучшей на борту. Он приказал блокировать бухту так, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти. Кук, лейтенант Филлипс и девять морских пехотинцев отправились на берег. Задачей Кука было встретиться с королем Каланиопуу. Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других частях океана: он пригласит Каланиопуу на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

Кук наблюдает за человеческими жертвоприношениями на Таити (1773 год)

Кук считал себя другом гавайцев, которому, равно как и гавайцам, было нечего опасаться.

Каланиопуу принял приглашение, но жены короля умоляли его не ходить. В конце концов, им удалось усадить короля на землю у самой кромки воды. В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов. Гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести короля на корабль не удастся. Он поднялся и один пошел к лодке. Но в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели защитные плетеные маты, в руках их появились копья, кинжалы, камни и дубинки. Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки. Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как он сошел на берег, Кук был мертв.

Лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью часовые услыхали осторожный звук весел около борта «Резолюшн» и выстрелили в темноту. Они едва не попали в двух гавайцев, которые попросили разрешения взойти на борт. В руках они несли небольшой сверток, завернутый в тапа (дубленая ткань из коры деревьев). Они торжественно развернули тапа, и при колеблющемся свете фонаря англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.

Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов. И все же, с останками Кука обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, гавайцы отделяли плоть от костей высоко почитаемых людей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними. Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Так как Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями. Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, на самом деле, высочайшей почестью со стороны гавайцев.

В течение следующих нескольких дней англичане жестоко мстили. Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука англичанам. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти рук, череп, предплечья и кости ног капитана.

Вечером 21 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы, прочтенной капитаном Клерке, опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей. Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. Гавайцы не наблюдали за церемонией с берега, так как вождь наложил на залив табу. На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.

Достижения Джеймса Кука в исследовании Тихого океана, Новой Зеландии и Австралии радикально изменили представления о географии мира и доказали, что он был самым лучшим мореплавателем когда-либо жившим в Англии.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз — с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», — записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это — скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем — источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука - по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну — и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров — помощников повышали до капитанов, мичманов — до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе — под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», — говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные — протеже его лондонских начальников).


Слева направо: Дэниэль Соландер, Джозеф Банкс, Джеймс Кук, Джон Хоксфорд и лорд Сэндвич. Картина. Автор - Джон Гамильтон Мортимер, 1771

В чем смысл произошедшего?

История — это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать — немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история — это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

источники
А.Максимов

Во все времена Англия считалась великой морской державой. Ещё совсем недавно она обладала огромными колониями во всех частях света. Корабли с гордо реющими британскими флагами можно было встретить и в Атлантике, и в Тихом океане, и в тёплых Индийских водах. По могуществу с этой страной одно время соперничала Испания, но английская корона сумела выстоять в конкурентной борьбе и не уступила лидирующих позиций.

Таких успехов Англия достигла благодаря тому, что воспитала и взлелеяла целую плеяду опытных и мужественных моряков. Эти люди, проявляя чудеса самоотверженности, отправлялись на утлых судах в бескрайнюю морскую даль и, рискуя жизнью, открывали новые земли. Именно они сделали Великобританию одной из самых богатых и могущественных держав мира.

Одно из первых мест среди английских моряков-первооткрывателей занимает капитан Джеймс Кук (1728-1779). Это уникальный человек, которого знает практически каждый житель планеты. Будучи самоучкой, он достиг высшего мастерства в картографии, стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний, совершил три кругосветных плавания. Его имя вписано золотыми буквами в историю человеческой цивилизации.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года в маленьком местечке под названием Мартон в графстве Йоркшир, что на севере Англии. Появился на свет он в бедной семье. Его отец не имел знатного происхождения, а по нашим меркам являлся обычным работягой.

В результате мальчик не получил соответствующего хорошего образования. Он научился читать, писать, знал географию, историю, но глубоких знаний в какой-либо научной области ему просто никто не мог дать.

Судьба определила Куку серую жизнь батрака: тяжёлый физический труд с утра до вечера, бутылка вина в конце дня и хмельное забытье до первых петухов.

Юноша со сложившимся положением вещей мириться не стал. Он много читал и узнал из книг, что мир огромен и полон неизведанного. Серая жизнь на севере Англии являлась лишь жалкой частичкой яркого и интересного бытия, существующего в каком-то другом измерении. Чтобы попасть в него нужно было кардинально поменять судьбу.

Джеймс Кук так и поступил. В 18 лет он устроился юнгой на торговое судно. Но молодой человек вовсе не начал плавать по морям и океанам. Бриг возил уголь с севера страны на юг, держась вблизи английских берегов. Это никак не обескуражило Кука. В свободное от вахты время он самостоятельно изучал математику, астрономию и навигацию. То есть осваивал именно те науки, которые просто необходимы будущему моряку.

Самодисциплина юноши, прилежание, тяга к знаниям были замечены, но не сразу. Только по прошествию 8 лет безупречной службы руководство компании предложило ему стать капитаном торгового брига. Другой бы на месте Джеймса Кука с радостью ухватился за такое предложение. Это был серьёзный карьерный рост, а соответственно и высокое денежное содержание.

Молодой человек категорически отказался от столь заманчивой для других перспективы и записался простым матросом в Королевский военно-морской флот. Получил он назначение на военный корабль «Игл». Это было первое настоящее морское судно, на палубу которого ступила нога будущего великого путешественника и первооткрывателя.

Полученные Куком знания во время работы на торговом судне сослужили ему отличную службу. Уже через пару недель командиры выделили грамотного парня из общей массы матросов, а через месяц присвоили ему воинское звание боцман. Именно в таком качестве Джеймс Кук и вступил в Семилетнюю войну (1756-1763).

Семилетняя война — это первая война в современной истории человечества за рынки сбыта. То есть мир уже практически весь был поделён на колонии. На земле не осталось свободных мест. Англия, Франция, Испания, Великобритания, Германия с таким положением вещей мириться не захотели. Владельцам огромных капиталов нужны были прибыли. Это вынудило правительства ведущих мировых держав начать военные действии друг с другом.

Именно в военные годы будущий первооткрыватель и сделал блестящую карьеру. Но проявил он себя не на «полях сражений». В боевых действиях Кук практически не принимал никакого участие. Только в самом начале войны он понюхал пороху. Затем, учитывая его знания по картографии, командование направило толкового моряка к Канадским берегам. Он составлял карты побережья. Особое же внимание уделялось фарватерам.

Работы Джеймса Кука были так успешны и грамотны, что в 1760 году он получил звание капитана и возглавил военный корабль «Ньюфаундленд». Карты же новоиспечённого капитана стали применять в лоциях.

В 1762 году Кук вернулся в Англию. Это уже был авторитетный человек с соответствующими связями и возможностями. Он обзавёлся семьёй и вплотную занялся картографией в Адмиралтействе.

Время, в которое жил капитан Джеймс Кук, характерно тем, что люди ещё не имели полного представления о внешнем строении земного шара. Бытовало устойчивое мнение, что где-то далеко на юге существует огромный материк, по размерам не уступающий Америке. С учётом колониальной политики такая земля представляла собой лакомый кусок.

Поисками загадочного континента занимались французы и испанцы. Англия, естественно, не могла оставаться в стороне. Её правительство решило организовать свою экспедицию и тщательнейшим образом разведать далёкие южные воды.

Кричать об этом на весь мир англичане не стали. Официально экспедиция организовывалась для исследования восточного побережья Австралии. Об этом было заявлено общественности. Истинные же цели доверили только руководителю этого мероприятия. Стал им после тщательнейшего отбора капитан Джеймс Кук.

Первая кругосветная экспедиция (1768-1771)

В распоряжении Кука оказался трёхмачтовый корабль под названием «Индевор» водоизмещением 368 тонн. Длина судна составляла 32 метра, ширина 9,3 метра, скорость 15 км/ч. Он вышел из Плимута 26 августа 1768 года. Судя по размерам, судно небольшое. Его команда состояла из 40 моряков. Кроме них на корабле также находилось 15 вооружённых солдат. Вместе с Куком в это путешествие отправился Джозеф Банке (1743-1820). Это был очень богатый человек всерьёз увлекающийся ботаникой.

Возглавляемое Куком судно пересекло Атлантику, обогнуло мыс Горн и 10 апреля 1769 года оказалось у берегов Таити. Здесь команда пробыла до середины июля. В задачу капитана входило установить дружеские отношения с местным населением. В целом это удалось. Жителей Таити англичане не грабили, а обменивали европейские товары на продукты питания.

Кук старался поддерживать с аборигенами цивилизованные отношения, но разность в менталитете всё равно создавала определённую напряжённость. Местные жители, увидев миролюбие англичан, быстро осмелели и стали обворовывать гостей самым наглым образом. Это привело к отдельным стычкам, но в целом ситуация не вышла из под контроля.

После Таити Джеймс Кук направил «Индевор» к берегам Новой Зеландии. Здесь, уже набравшись определённого опыта, капитан проявил больше жёсткости к аборигенам. Это привело к вооружённым столкновениям. К счастью, никто из англичан не пострадал, а у местных жителей потери были очень незначительными.

Именно в Новой Зеландии капитан сделал своё первое открытие. Он установил, что огромный остров не является единым целым, а разделён проливом. Этот пролив в наши дни носит название пролива Кука.

Только весной 1770 года «Индевор» добрался до восточного побережья Австралии, что, собственно, и являлось официальной целью путешествия. Двигаясь на северо-запад в этих водах, Кук открыл Большой Барьерный Риф, а также пролив между Новой Гвинеей и Австралией.

Дальше путь лежал в Индонезию, где отдельные члены команды заболела дизентерией. Это заболевание и в наши дни приносит людям много неприятностей, в XVIII же веке фатальный исход от этой заразы был закономерным явлением. Самому капитану повезло, но он потерял половину экипажа.

Со всей возможной скоростью «Индевор» пересёк Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и 12 июля 1771 года бросил якорь у берегов Туманного Альбиона.

Так закончилось первое кругосветное плавание. И хотя экспедиция никакого южного материка не нашла, она получила очень высокую оценку у английского парламента. Её научное значение было очевидным. Отпало множество вопросов и неясностей по Новой Зеландии, Новой Гвинее и восточной части Австралии. Сам капитан проявил себя наилучшим образом. Он оказался и прекрасным организатором, и высококлассным специалистом, и хорошим дипломатом в общении с местным населением.

Вторая кругосветная экспедиция (1772-1775)

Следующая экспедиция с теми же задачами опять была поручена Куку. В этот раз в распоряжении у капитана был два корабля. Трёхмачтовый шлюп (корабль, не имеющий ранга) «Резолюшин» водоизмещением 462 тонны и трёхмачтовый шлюп «Эдвенчер» водоизмещением 350 тонн. Первым командовал сам Джеймс Кук, вторым капитан Тобиас Фюрно (1735-1781). Вместе с экспедицией отправились учёные с мировыми именами. Это были: Иоганн Георг Форстер (1754-1794) — этнограф и путешественник, а также его отец Иоганн Рейнгольд Форстер (1729-1798) — ботаник и зоолог.

Из Плимута экспедиция вышла 13 июня 1772 года. В этот раз Кук направился не в сторону Южной Америки, а к мысу Доброй Надежды. В начале ноября экспедиция прибыла в Кейптаун, а затем направилась прямо на юг. Она двинулась в сторону Антарктиды, о существовании которой ни сам капитан, ни его коллеги не знали ничего.

В середине января 1773 года корабли пересекли 66 параллель и оказались в арктических водах. Их встретили холод, ветер и дрейфующие льды. Неизвестно сколь далеко на юг осмелились бы проплыть отважные путешественники, но на воду опустился туман и начался сильный шторм.

В результате корабли потеряли друг друга. Джеймс Кук в течении нескольких дней курсировал в одном и том же районе, надеясь встретиться с Тобиасом Фюрно. Но океанская гладь до горизонта была пустынна. Вдали маячили лишь громадные льдины, да иногда попадались стада синих китов. Потеряв всякую надежду на встречу, Кук отдал команду плыть на восток.

Те же самые действия проделал и капитан «Эдвенчера». Только он решил плыть к острову Тасмания, а флагманский корабль направился к берегам Новой Зеландии, так как именно в проливе Кука была назначена встреча на случай, если суда потеряют друг друга.

Как бы там ни было, но корабли встретились в обговоренном месте в июне 1773 года. После этого капитан Джеймс Кук решил обследовать острова, находящиеся к северу от Новой Зеландией. Быт и нравы туземцев, живших на них, потрясли первооткрывателя и его команду до глубины души. Самым страшным был каннибализм, который европейцы воочию увидели своими глазами.

Убивая врагов, аборигены поедали их тела. Подобное происходило не от голода, а считалось доблестью, которую жители цивилизованного мира понять никак не могли.

Страшный конец постиг и нескольких матросов из команды талантливого капитана. Они были отправлены на один из островов за провизией. Это были крепкие ребята — два боцмана и восемь матросов. Кук прождал их три дня, но те всё не возвращались и не возвращались. Почувствовав нехорошее, англичане высадили на остров вооружённый до зубов отряд. Тот подошёл к селению туземцев, но встретил вооружённое сопротивление.

Выстрелами из ружей гости разогнали местных жителей и, войдя в поселение, нашли лишь обглоданные останки своих товарищей. Все десять человек были съедены.

Это происшествие положило конец исследованию островов Тонга и Кермаден. На землях Новой Зеландии ситуация была аналогичная. Оставаться в этих страшных местах дальше представлялось делом очень опасным.

Джеймс Кук приказал Тобиасу Фюрно плыть домой, сам же решил ещё раз обследовать южные воды. «Эдвенчер» пересёк Индийский океан и, держась вблизи западного берега Африки, вернулся в Англию. «Резолюшин» двинулся на юг. В конце декабря 1773 года он достиг 71° 10′ южной широты. Дальше плыть не представлялось никакой возможности, так как судно, можно сказать, в прямом смысле упёрлось носом в паковые льды.

Ледяное дыхание Антарктиды повеяло на англичан. Это и была далёкая и пока ещё неоткрытая южная земля, которую так настойчиво искал Кук. Капитан об этом смутно догадывался, но повернул корабль и чисто с экскурсионными целями посетил остров Пасхи , открытый в 1722 году. Налюбовавшись на древние каменные сооружения, англичане проведали Маркизские острова, а затем отправились на Таити.

Открывать что-то новое в этой акватории Тихого океана было уже нечего. Пронырливые голландцы всё это сделали ещё 60 лет тому назад. Но всё же Куку повезло. В сентябре 1774 года он обнаружил большой остров к востоку от Австралии и назвал его Новой Каледонией.

Удовлетворив таким образом своё самолюбие, капитан направил судно в Кейптаун. Здесь экипаж отдохнул, набрался сил и опять двинулся на юг. Но паковые льды вновь встали непреодолимой стеной перед дерзкими англичанами.

Джеймс Кук повернул на запад и достиг острова Южная Георгия, открытого ещё в 1675 году английским торговцем Антони де ла Роше. Целых сто лет остров стоял как неприкаянный и неизученный. Прибывшая в 1775 году экспедиция тщательно исследовала его и картографировала.

Покончив с любимым делом, Кук вернулся в Кейптаун, а затем отбыл а Англию. Прибыл он в неё в первых числах августа 1775 года. На этом второе кругосветное путешествие закончилось.

Третья кругосветная экспедиция (1776-1779)

Руководству Адмиралтейства понравились ответственность и добросовестность Кука. Поэтому ему поручили возглавить и третью экспедицию. Капитан в общей сложности долгих 7 лет пробыл в дальних морях, не виделся с семьёй, а ведь у него было шестеро детей, но долг офицера военного флота был превыше всего. Он с готовностью взялся за новое поручение. Современного же человека поражает бездушие лордов, сидящих в Адмиралтействе. Они не давали возможности отважному исследователю побыть со своими близкими даже полгода.

Задачу перед капитаном поставили очень серьёзную. Он должен был исследовать Северо-Западный проход. То есть проверить: возможно ли попасть из северной части Атлантики в Тихий океан через Северный Ледовитый океан, держась вблизи канадских берегов. Это был бы гораздо более короткий путь из Англии в ту же Австралию.

В этот раз капитан Джеймс Кук также командовал двумя кораблями. Флагманским был тот же «Резолюшин», зарекомендовавший себя с наилучшей стороны во втором кругосветном путешествии. Второй корабль назывался «Дискавери». Его водоизмещение составляло 350 тонн, что полностью соответствовало «Эдвенчеру», сопровождавшего флагмана в предыдущем плавании. Капитаном на нём Кук поставил Чарльза Клерка (1741-1779), своего верного боевого товарища, с которым совершил два первых кругосветных плавания.

Экспедиция отчалила от английских берегов в середине июля 1776 года. В середине октября корабли прибыли в Кейптаун, а уже в первой декаде декабря отчалили от африканских берегов и направились в сторону Австралии. По ходу экспедиция завернула на острова Кергелен, открытые всего за 4 года до этого французским мореплавателем Жозефом Кергеленом (1745-1797).

Капитан Джеймс Кук прибыл в уже знакомую ему акваторию в январе 1777 года. Он опять посетил злополучные острова, кишащие каннибалами. Исследователь дорабатывал карты, а также пытался установить добрые отношения с местными жителями, несмотря на их дикие обычаи. В какой-то степени это ему удалось. Но скорее всего здесь определяющую роль играли пушки на кораблях и ружья на плечах солдат, о мощи которых аборигены уже имели представление.

В начале декабря 1777 года экспедиция приступила к выполнению своего задания. Корабли поплыли на север. Сразу после пересечения экватора Кук открыл самый большой в мире атолловый остров. Так как случилось это 24 декабря, то земля получила название остров Рождества.

Ещё через три недели капитан открыл Гавайские острова. После этого маленькая эскадра поплыла на северо-восток, неуклонно приближаясь к землям Северной Америки. В первых числах апреля корабли достигли острова Ванкувера.

В летние месяца экспедиция прошла через Берингов пролив и попала в Чукотское море. Это уже были арктические воды. Они встретили первопроходцев дрейфующими льдами и холодными ветрами. Утлые суда с ненадёжной обшивкой естественно не могли передвигаться в такой среде. Мало-мальски крепкие льдины могли просто раздавить корабли, как скорлупу орехов. Джеймс Кук дал команду поворачивать обратно.

Капитан решил перезимовать на открытых им Гавайских островах. К ним маленькая эскадра прибыла в конце ноября 1778 года. Корабли бросили якоря возле неизведанных берегов. Дел у команд было очень много. Главная задача заключалась в ремонте судов. Те изрядно потрепались в северных водах. Остро также стоял вопрос с провизией. Её англичане решили купить у местного населения. То есть контакты с аборигенами были неизбежны.

Вначале Джеймсу Куку удалось наладить дружеские отношения с жителями Гавайев. Те приняли капитана и его людей за богов, решивших посетить их остров. Великий исследователь неосмотрительно опроверг столь лестное мнение о себе и своих подчинённых. Поняв, что перед ними простые смертные, гавайцы стали демонстрировать англичанам самые неприглядные черты своих характеров.

В первую очередь это конечно было воровство. В воде местные жители чувствовали себя, как рыбы. Они незаметно подплывали к мирно стоящему на якоре судну, забирались на борт и уносили с собой всё, что только можно.

Это вызвало законное возмущение у англичан, и отношения с аборигенами начали портиться. Кук попробовал обратиться к вождям, но понимания у тех не нашёл, так как лидеры племён были в доле, получая часть награбленного.

Капитан решил покинуть неприветливые берега и плыть на юг к уже знакомым островам, лежащим рядом с Новой Зеландией. Корабли подняли якоря 4 февраля 1779 года. Они расправили паруса и устремились в открытый океан. Но удача изменила великому мореплавателю. Начался шторм, серьёзно повредивший оснастку флагманского корабля.

С такими повреждениями тот не смог бы проплыть многие сотни километров в открытом океане. Джеймсу Куку ничего не оставалось делать, как возвращаться обратно. Английские суда вновь бросили якоря возле неприветливых берегов Новой Гвинеи 10 февраля 1779 года.

Уже через три дня произошёл неприятный инцидент. Злоумышленники ночью прокрались на флагманский корабль и похитили с него шлюпку. Утром 14 февраля пропажа была обнаружена.

Подобный проступок аборигенов привёл Кука в бешенство. Он взял с собой вооружённый отряд из десяти человек и высадился на берег. Англичане прямиком направились в селение к дому главного вождя. Тот встретил нежданных гостей приветливо, а на жёсткое требование капитана вернуть украденную шлюпку изобразил на лице искреннее удивление.

Лицемерие вождя ещё больше разозлило великого первооткрывателя. Он приказал солдатам арестовать местного лидера. Окружённый вооружёнными людьми тот направился в сторону побережья.

До ждущих у берега шлюпок оставалось метров двести, когда огромная толпа местных жителей окружила процессию. Аборигены потребовали освободить лидера. Если бы капитан отпустил арестованного, то никакого конфликта не было бы. Но Джеймс Кук был честным человеком и терпеть не мог вороватых личностей. Он не внял голосу рассудка и заявил, что отпустит вождя лишь в обмен на шлюпку.

Последняя же представляла собой очень ценную находку. Местные жители никак не хотели расставаться с ней. Сам же вождь упрямо твердил, что знать ничего не знает о пропаже.

Страсти постепенно стали накаляться. Туземцы потянулись за боевыми топорами и копьями. Английские солдаты взяли ружья на изготовку. Сам капитан обнажил шпагу, тем самым давая понять, что так просто не отступится.

Началась потасовка. Результатом же её стало то, что трое английских солдат были убиты. Кук получил смертельный удар копьём в шею. Остальных солдат оттеснили к шлюпкам. Тем ничего не оставалось, как прыгнуть в них и отчалить от берега. Труп капитана остался у туземцев. Этот печальный инцидент произошёл после обеда 14 февраля 1779 года.

Командование экспедицией взял на себя капитан «Дискавери» Чарльз Клерк. Первоочередной задачей считалось вернуть на корабль труп великого путешественника. Но местные жители наотрез отказались его выдавать. Тогда новый командир приказал открыть огонь из пушек по селению. Тяжёлые ядра со свистом полетели в сторону жилищ аборигенов. Буквально через час посёлок перестал существовать. Его жители с криками ужаса разбежались и попрятались в горах.

Сила и мощь оружия оказались более весомым аргументом, нежели уговоры. Через два дня появились посланцы с большой корзиной. В ней находилось несколько килограммов человеческого мяса и обглоданный череп. Это были останки великого путешественника, которые аборигены не успели съесть.

«Резолюшин» снялся с якоря и отплыл в открытый океан. Под пушечный и ружейный салют капитан Джеймс Кук был похоронен в могучих бескрайних солёных водах. Случилось это 22 февраля 1779 года. Так закончилась жизнь одного из самых величайших путешественников и мореплавателей человеческой цивилизации.

Александр Арсентьев

Давно не было марок с изображениями путешественников и их знаменитых парусников. Сегодняшний рассказ о втором кругосветном путешествии Джеймса Кука на шлюпе «Резолюшн» и его неудачной попытке открыть Антарктиду. Как всегда помогут нам в этом марки. А рассказ о первом путешествии можно найти .

Марка Австралийских Антарктических территорий, 1972 (Михель AQ 22, Скотт AQ L22)

Второе кругосветное путешествие Джеймса Кука

В 1772 году Англия снаряжает еще одну дальнюю географическую экспедицию в южные моря и начальником её снова становится Джеймс Кук. Эскпедиция на этот раз состояла из двух кораблей, Кук командовал кораблем «Резолюшн» («Resolution»), капитаном второго — «Эдвенчера» («Adventure») был Фюрно.

13 июля 1772 года корабли вышли из Плимута. Обогнув мыс Доброй Надежды корабли взяли курс на юго-восток и в 17 января 1773 г. впервые пересекли Южный полярный круг.


Марка Доминики, посвященная второму путешествию Джеймса Кука. 1979, Mi:DM 621, Sn:DM 626 Марка Венгрии, посвященная второму путешествию Джеймса Кука. 1987, Mi:HU 3907A, Sn:HU 3075

Кук (Cook) Джеймс (27 октября 1728, деревня Мартон, графство Йоркшир, Англия - 14 февраля 1779, остров Гавайи) - английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга (соответствует российскому капитан-командору; 1775), член Королевского общества (1776).

Детство, юность и начало карьеры мореплавателя

Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. В 1746 поступил юнгой на судно, перевозящее уголь, затем стал помощником капитана; ходил в Голландию, Норвегию и порты Балтики, выкраивая время на самообразование. В июне 1755 завербовался на британский военный флот матросом, через два года в должности штурмана был послан в Канаду. В 1762-67, уже командуя кораблем, выполнил съемку берегов острова Ньюфаундленд, исследовал его внутренние районы, составил лоции северной части залива Святого Лаврентия и Гондурасского залива. В 1768 произведен в лейтенанты.

Первое кругосветное плавание

В 1768-71 Кук возглавил английскую экспедицию на барке «Индевр», направленную в Тихий океан британским адмиралтейством для выявления Южного материка и присоединения новых земель к Британской империи. После открытия четырех островов из группы Общества прошел по «пустому» океану более 2,5 тыс. км и 8 октября 1769 достиг неизвестной земли, с высокими, покрытыми снегом горами. Это была Новая Зеландия. Более 3-х месяцев плавал Кук вдоль ее берегов и убедился, что это два крупных острова, разделенных проливом, позднее получившим его имя. Летом Кук впервые подошел к восточному побережью Австралии, которое объявил британским владением (Новый Южный Уэльс), первым исследовал и нанес на карту около 4 тыс. км ее восточного побережья и почти весь (2300 км) открытый им Большой Барьерный риф. Через пролив Торреса Кук прошел к острову Ява и, обогнув мыс Доброй Надежды, 13 июля 1771 вернулся домой, потеряв от тропической лихорадки 31 человека. Благодаря разработанной им диете никто из команды не болел цингой. Первое кругосветное плавание Кука длилось немногим более 3-х лет; ему было присвоено звание капитана I ранга.

Антарктическое кругосветное плавание

Вторая экспедиция в 1772-75 на двух судах шлюпе «Резольюшен» и барке «Эдвенчер» организована с целью поисков Южного материка и обследования островов Новой Зеландии и других. В январе 1773 впервые в истории мореплавания пересек Южный полярный круг (40° восточной долготы) и зашел за 66° южной широты. Летом 1773 еще дважды безуспешно Кук пытался искать Южный материк, дойдя до 71° 10" южной широты. Несмотря на убежденность в наличии близ полюса суши, отказался от последующих попыток, считая невозможным из-за скопления льдов дальнейшее плавание к югу. В Тихом океане обнаружил (1774) острова Новая Каледония, Норфолк и ряд атоллов, а в Южном Ледовитом Южную Георгию и «Землю Сандвича» (Южные Сандвичевы острова). Во время плавания в антарктических водах похоронил легенду о гигантском населенном Южном материке (что было опровергнуто Беллинсгаузеном и Лазаревым). Кук первый встретил и описал плоские айсберги, нареченные им «ледяными островами».

Третье плавание и гибель Кука

Экспедиция 1776-80 на двух судах «Резольюшен» и шлюп «Дисковери» была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук открыл 3 атолла из цепи Кука, 2 острова в архипелаге Лайн, 5 Гавайских островов. Он прошел вдоль северо-западного побережья Северной Америки от 44° 20" до 70° 44" северной широты и открыл заливы Принс-Уильям, Кука, Бристольский и Нортон, продолжил открытие гор Святого Ильи, полуостровов Кенай, Аляска и Съюард, Аляскинского и Алеутского хребтов, подтвердив наличие Берингова пролива между Азией и Америкой. Натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит.

Кук как личность и профессионал

Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целенаправленности. «Стремиться и достигать» - вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа. Кук был женат и имел 6 детей, умерших в раннем детстве. Его именем названо более 20 географических объектов, включая три залива, две группы островов и два пролива.

Сочинения:

Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание на «Индевре» в 1768-1771 гг. М., 1960.
Второе кругосветное плавание Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772-1775 гг. М., 1964.
Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776-1780 гг. М., 1971.

Литература:

Маклин Э. Капитан Кук. М., 1976.
Свет Я. М. Джемс Кук. М., 1979.
Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М., 1984. Т. 3, гл. 21-23.

Третья кругосветная экспедиция Джеймса Кука (1776-1779)

На этот раз Адмиралтейство четко сформулировало цель экспедиции – открыть морской путь из Атлантики в Тихий океан через север Северной Америки. Как известно, результатом второй экспедиции Кука было прекращения поиска новых земель в южных широтах. Все, что можно было открыть, уже было открыто.

Маршрут третьей экспедиции Джеймса Кука

Экспедиция и в этот раз состояла из 2-х судов: зарекомендовавшего себя флагмана «Резолюшн» и второго корабля, меньшего водоизмещения - «Дискавери». Корабли стартовали в разные даты в середине лета 1776 года. Соединились в Кейптауне и 1 декабря отправились в Тихий океан. 26 января 1777 года оба судна были уже на Тасмании. Потом, через Новую Зеландию пошли на острова Дружбы и после на ставший Куку почти родным Таити, куда прибыли 12 августа.

А 7 декабря 1777 года корабли взяли курс на север. 22 декабря пересекли экватор. Через два дня, 24 декабря, экспедиция открыла остров Рождества. На этом острове наблюдали солнечное затмение.

Гавайские острова

18 января 1778 экспедиция открыла роковые для своего командира Гавайские острова. Кук назвал из Сэндвичевы, но не в честь бутерброда, а в честь одного из вдохновителей своих путешествий Первого лорда Адмиралтейства Джона Сэндвич а. (Увы, лорду не повезло – название не прижилось.)

Через неделю двинулись к побережью Северной Америки, попали в шторм и, подойдя к берегу, в районе нынешнего Ванкувера стали на ремонт. 26 апреля тронулись дальше. На Аляске снова стали на ремонт. Затем в начале августа прошли пролив, разделяющий Азию и Америку, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. И тут корабли уперлись в ледяные торосы. Идти дальше было невозможно. Близилась зима, поэтому Кук решил повернуть в теплые края.

Встреча с русскими

Второго октября 1778 года на Алеутских островах Кук впервые встретил русских промышленников. , которая оказалась намного точнее тех карт, которыми располагал он сам. Кук перерисовал эту карту и назвал пролив между Азией и Америкой .

26 ноября 1778 оба судна благополучно добрались до Гавайских островов. На берегу их встречали тысячи туземцев, которые, очевидно, приняли Кука за одного из своих божеств.

С островитянами установились добрососедские отношения, но туземцы оказались вороватым народом, тащили все, что попадалось под руку. Чтобы не обострять отношения, Кук покинул бухту, но, к несчастью, «Резолюшн» попал в шторм, такелаж оказался серьезно поврежден и нуждался в обязательном ремонте. Экспедиции не оставалось другого выхода, как вернуться на злополучные острова, ибо другой стоянки поблизости не было. На берег вытащили все, что нуждалось в ремонте – паруса, такелаж и прочее. Меж тем отношение аборигенов становилось откровенно враждебным. «А всех науськивал колдун, хитрец и злюка! Ату ребята, хватайте Кука!»

Почему аборигены съели Кука

14 февраля 1778 года туземцы угнали баркас. Терпению командира пришел конец, Кук решил взять в заложники одного из туземных вождей. С группой вооруженных моряков он прошел в селение, пригласил вождя на корабль. Тот сделал вид, что принял приглашение, но после уперся. А его соплеменники в большом количестве окружили отряд. Кто именно начал схватку история умалчивает, туземцы в столкновении убили самого Кука и нескольких его товарищей.

Таким образом, третье кругосветное плавание оказалось для Джеймса Кука последним. Он, как и Фернандо Магеллан, погиб от рук туземцев на островах Тихого океана. Это случилось вечером 14 февраля 1779 года. Получается, что в День Святого Валентина.

Командование экспедицией взял на себя капитан Клерк. Он пытался добиться выдачи тела Кука у туземцев путем переговоров. Не получилось. Тогда Клерк организовал вооруженный рейд против захватчиков, спалил несколько поселений и загнал туземцев в горы. Делать нечего, гавайцы вернули на «Резолюшн» сорок килограммов мяса и человеческую голову без нижней челюсти.

22 февраля 1779 года останки великого мореплавателя Джеймса Кука, как и подобает морскому офицеру, были погребены в море.

Результаты третьей экспедиции Кука

Открыты Гавайские острова

Северо-Западный путь вокруг Северной Америки не был открыт

Великий мореплаватель Кук нашел погиб от рук аборигенов.

Еще страницы про Джеймса Кука и его экспедиции

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий