Как самому съездить по городам нормандии. Путешествие по нормандии на машине - практическая информация

Это позволило увеличить количество дней в Бретани и сократить расходы на бензин, по сравнению с первоначальным планом начинать тоже из Парижа. Тем более, разница в цене билета была несущественная.

Были очень напуганы, что время на пересадку в аэропорту CDG (Шарль де Голль) – всего час двадцать. Утешало, что сама авиакомпания считает подобное время транзита достаточным, иначе бы дала нам более поздний рейс на Ренн. Волнения оказались напрасными. В самолёте к нам сама подошла стюардесса и объяснила, как лучше поменять терминал. В аэропорту всё организовано в следующем порядке. Сначала – контроль безопасности на выходе из терминала прилёта, занимает вместе с выходом из самолёта минут 30-40. Затем – марш бросок, не очень далёкий, к остановке шаттла. И уж после переезда, на входе в терминал вылета, паспортный контроль. В нашем случае последний занял не более 5 минут, т.к. терминал для местных рейсов маленький. Короче говоря, убедились – если самолёт не опоздал, времени на пересадку предостаточно.

Наконец, после всех волнений, мы в малюсеньком самолёте на Ренн. Приятным сюрпризом были печенье, напитки и вино, хотя перелёт коротенький. Разгрузка чемоданов и получение багажа заняли не более 10 минут, ведь большинство пассажиров и вовсе летят налегке. Проверок больше нет, быстренько забрав прокатную машину, можно ехать в гостиницу.

Лирическое отступление. Питание в путешествии для нас – это не только процесс набивания желудка, но и получение удовольствия. Поэтому ему всегда уделяется много внимания. С одной стороны – должно быть вкусно и с местным колоритом, с другой – нельзя выходить из бюджета поездки. Посему, если было возможно, мы заказывали номера, оборудованные кухней. Во Франции отелей с подобными номерами много, они популярны для семейного отдыха, и цены приемлемые. Завтракать и ужинать в этом случае можно в номере, продукты хранятся в холодильнике, есть плита, микроволновка, даже иногда посудомоечная машина. На въездах-выездах во всех городах расположены большие супермаркеты, где мы закупаем сыры, паштеты, морепродукты и всё остальное, что душе угодно. Кроме того, тут повсеместно продаются горячо любимые нами грибы лисички – очень вкусно и быстро зажарить их в сметане. Питаясь таким образом очень вкусно 2 раза в день, что и вам советуем, в ресторан мы выходим только один раз – пообедать или поужинать, в зависимости от того, как складывается день. Кстати, провинция не Париж – обед в ресторанах с 12 до 14 часов дня, ужин – тоже по часам, с 19. И с этим расписанием приходится считаться, если не хотите питаться всухомятку.

В Бретани и Нормандии очень популярны кальвадос и поммо – напитки из яблок, т.к. виноград там не растёт. Поммо – смесь кальвадоса с яблочным соком, 17-процентный аперитив. Для тех, кто рулит, есть ещё и сидр – 3-5%. Цены демократичны – поммо – 10 евро за бутылку, сидр – 3-4, кальвадос – в зависимости от марки и выдержки, но тоже не так страшно.

При заказе гостиниц через интернет, обратите внимание на приписку про городской налог – 1-2 евро с человека в день, взимается непосредственно на месте в отеле.

Ренн – симпатичный город, есть красивые здания в помпезном духе, и тут же мы впервые увидели фахверховые дома, сопровождавшие затем нас всю дорогу. В городе есть университет, и молодёжи в центре полно. Ренн знаменит утренним субботним рынком, а мы как раз прилетели в пятницу и решили посетить это местное чудо. Получили море удовольствия. Много морепродуктов, поразительное обилие сыров, а также ягоды и грибы – для нас невероятная аттракция. Кроме того, естественно, овощи и фрукты, мясо и колбасы, есть и неожиданные товары – домашние джемы, например. Немедленно был начат сезон дегустации устриц – нам их открыли тут же на месте и мы полакомились. Погуляв по рынку, мы выдвинулись в Динан – нашу основную базу расположения в Бретани. По дороге посетили городки Фужер и Кобур. Фужер очень рекомендуем, там красивейший замок. Расстояния небольшие, так что маршруты можно выбирать по своему вкусу – по пути много маленьких симпатичных городов.

Динан – город 16-17 века, прекрасно сохранился. Там мы пробыли 3 ночи в отеле Résidence hôtelière Club MMV. Номер представлял из себя живописную мансарду с кухней в историческом здании (см. лирическое отступление). До центра – 3 минуты на машине. Каждый день делали радиальные маршруты по Бретани, а вечером гуляли по Динану. К тому же, в этом отеле есть маленький крытый бассейн – очень приятно поплавать после насыщенного туристского дня.

Путешествие по маршруту Сан Мало – Канкаль – Динар заняло целый день, хотя расстояния плёвые. При планировании маршрута очень советуем изучить расписание приливов и отливов на сайте и, по возможности, в соответствии с этим выбрать даты поездки, иначе можно это знаменитое явление и не увидеть. С утра пораньше выехали в Сан Мало, был почти максимальный прилив. Посмотрели на затопленный берег, прогулялись по городу и направились в Канкаль. В Канкале есть прекрасный пешеходный маршрут с видами, он идёт вдоль берега и спускается к порту. Если поставить машину возле туристического офиса, то надо обойти собор и повернуть налево – там и будут указатели на этот маршрут. Изюминкой Канкаля является устричный рынок в порту. За более чем умеренную плату можно купить устрицы и тут же немедленно съесть, кидая раковины себе под ноги, как и тысячи туристов. Советуем взять с собой лимон и выпивку с одноразовыми стаканчиками. Правда, если забыли – тоже не катастрофа. Лимон, во всяком случае, вам продадут и на месте. Приятного аппетита! За несколько часов, проведенных нами в Канкале, море ушло. Вернулись в Сан Мало на то же место посмотреть на отлив. Совершенно потрясающее впечатление!

Наконец, насладившись отливом, можно подъехать в Динард – очень симпатичный тусовочный городок с казино. Там проводятся кинофестивали и в самом центре у пляжа стоит памятник Хичкоку. День в Бретани длинный, по настоящему теплеет во второй половине дня. Мы даже пожалели, что не взяли купальные принадлежности – стало на удивление тепло и солнечно, и можно было тут же под Хичкоком искупаться.

Поездка Сен-Бриё – Берег розового гранита – тоже на полный день. Сен-Бриё особо не впечатлил, можно его и пропустить. Берег Розового гранита очень хорош, отличается поразительными видами, интересной природой – все растения как будто прибиты ветром. В прибрежных городочках жизнь протекает по-курортному неторопливо. И хоть ресторанчики здесь не закрываются после 14.00, на обед надо закладывать не менее двух часов – обслуживание очень медленное. Вечер, как обычно, провели в Динане – спустились к марине.

Мон-Сен-Мише́ль, переезд в Нормандию. Утром выехали в Нормандию. Снова было солнечно и тепло, что в сентябре для этого региона – редкость. В Мон-Сен-Мише́ль надо постараться прибыть раненько, пока нет толпы туристов и можно ходить не толкаясь. От стоянки ходит бесплатный шаттл, но можно пройти и пешком – минут 40. На входе советуем купить путеводитель на русском языке – цена 6,5 евро. Он содержит карту, которая всё равно нужна о отдельно стоит 3,5 евро. На посещение особо много времени не требуется - погулять по улочкам и посетить аббатство. Также, если попадёте в удачный день, интересно наблюдать за морем. Был небольшой прилив, и крепость была поначалу окружена водой, которая постепенно начала уходить. Было решено отобедать оставшимися продуктами – у нас после Динана остались сыр, креветки, хамон. На выезде из Сен Мишеля заехали на ближайшую ферму, купили бутылочку сидра и тут же на лавочке под неё пообедали – просто лепота!

По прибытии в Байо сразу отправились в музей гобелена – обязательно для просмотра! Гобелену уже почты тысяча лет, он создан в 1070-е гг. и рассказывает о завоевании норманами Англии . Есть замечательный аудиогид на русском языке. Сам городочек крохотный, в центре – очень красивый собор, пара интересных улиц. Много времени на осмотр не требуется. Затем выехали к пляжу Омаха – месту высадки американцев в июле 1944 года. Будете долго смеяться, но их тут любят и уважают! Во всём чувствуется приближение 70-й годовщины, всюду флаги стран-участниц. Вдоль берега – монументы, музеи, памятные знаки, буквально в каждом месте, где что-то происходило. Уже вечерело, но было тепло. Поэтому, переодевшись в машине, мы искупались в Ла-Манше, чем вызвали нездоровый интерес туристов на берегу.

Байо был первым городом, освобождённым в результате Нормандской битвы. С утра посетили тематический музей (Musée Mémorial de la Bataille de Normandie) и английское мемориальное кладбище. Как тут ухаживают за кладбищами – просто нет слов. Почти все могилы с именами, иногда встречаются веночки и записки от родственников. Но и каждому неизвестному солдату положена отдельная могила и свой индивидуальный памятник… Снова, уже не впервые во Франции, стало стыдно за нашу бывшую родину. Затем через пляжи высадки союзников (англичан, французов, поляков, канадцев) и маленькие симпатичные городки двинулись вдоль моря в Трувиль. Довиль и Трувиль – элитные курорты Нормандии. Довиль – более тусовочный, Трувиль – менее. Мы сняли нижнюю квартирку-студию с кухней на вилле в Трувиле, в нескольких минутах ходьбы от центра города, казино, ресторанчиков и рыбного рынка. Последнее обстоятельство было использовано нами в корыстных целях – продолжение завтрака в виде свежих устриц каждый день состоялось именно там.

Мост Нормандия – Онфлёр – Этрета. С утра отправились в Онфлёр, а потом, через знаменитый мост Нормандия – в Этрету. К сожалению, не доехали до Фекама, было уже поздновато, а мы собирались вечер посвятить Довилю. Онфлёр – очень симпатичный старинный городочек, за час сделали круг по центру - и дальше в путь. В Этрете творил Клод Моне, копии картин со знаменитыми дырявыми скалами выставлены тут же на пляже, где можно эти самые скалы и в натуральном виде лицезреть. Кому позволяет здоровье, может подняться на скалы, откуда открывается чудесный вид на бухту и город. Туда проложены лесенки. Если есть желание сфотографировать мост Нормандия, то со стороны Гавра перед мостом есть зона отдыха со смотровой площадкой. Вечер провели в Довиле. Видимо, его роль во Франции сродни Юрмале в Советском Союзе – курорт северный, нежаркий, но понтов много. Крошечный вылизанный кинофестивальный городок, как с картинки. На пляже – знаменитые кабинки с именами кинозвёзд

Дорога сыров и кальвадоса: Ливаро – Лизьё – Пон –л"Эвек. В Пон –л"Эвеке на северном въезде находится фарбрика кальвадоса Пьер Маглуар. Экскурсия с дегустацией стоит всего 3,3 евро. Всё, конечно, по-французски. Но можно попросить буклет на русском языке. Кроме того, и фильм, который демонстрируют вначале, тоже по просьбам публики сопровождается русскими субтитрами. В конце экскурсии, как водится, наливают – то, что попросишь. Можете не стесняться. В Ливаро находится фабричка по производству сыров. Вход бесплатный. Через окна открывается вид непосредственно на сам производственный процесс. По окончании осмотра можно посетить магазинчик, попробовать все сыры и купить, что понравилось. Нам, например, очень пришёлся по вкусу сыр Нефшатель…Открытием поездки стала базилика в Лизьё – место паломничества к святой Терезе. Мы относимся к другой конфессии, поэтому впечатлились только масштабностью здания и количеством паломников из разных стран мира. С историей же святой Терезы пришлось уж знакомиться в интернете, по возвращении домой.

Вечер был посвящён казино Трувиля. Ставки невысокие: Блек-Джек – 5 евро, рулетка – пол-евро. Народу было очень мало – не сезон. Форма одежды – свободная.

Руан. Это просто супер-город, жемчужина Нормандии. Просто гулять – и наслаждаться жизнью. Дополнительно – две рекомендации. Ресторан Корона, основанный в 1385 году. Находится напротив собора Жанны Д"Aрк. Стены увешаны фотографиями знаменитостей, бывавших здесь. Это, к примеру, Грейс Келли, Софи Лорен, Брижит Бардо, Серж Гинзбург, Сальвадор Дали, Жан Поль Сартр – и это только малая часть, кого навскидку смогли опознать по фото. Но дело не только в понтах. Действительно очень вкусно! Цены, конечно, не из дешёвых. Но для особого случая, а у нас такой был – не так уж страшно. А удовольствие – огромное. Кроме того, господа, в ресторане Корона дают уроки хорошего тона. Когда мужчина приходит с дамой, то меню вручают обоим. Но, внимание, женский вариант – без цен!!! Дама не должна отвлекаться на такие глупости, как цена, она просто выбирает то, что ей нравится! Второе. Вечером, когда стемнеет, на фасаде руанского собора проводится световое шоу. Мы о нём ничего не знали и случайно увидели по дороге из ресторана в гостиницу. Советуем узнать о времени и днях проведения в туристическом офисе. Очень красиво и необычно!

По дороге из Руана в Париж заверните в Живерни – дом-музей Клода Моне с садом. Сад поражает буйством красок, там же находятся пруды с увековеченными художником кувшинками и водяными лилиями. Только на мостике, вместо него, толпятся туристы с камерами. Можно в хороший день долго гулять и наслаждаться.

Наконец, Париж – заключительный пункт нашего путешествия. Мы здесь не впервые. Вышли из гостиницы с утра – вернулись к ночи, сделав за день 18 километров пешком по любимым местам. С остановками, конечно. Об этом городе написаны тома. Совет касается только ночёвки. Очень удобно, что отель Ibis, наша многолетняя палочка-выручалочка, находился рядом с Эйфелевой башней на бульваре де Гренель. Если есть возможность заказать заранее – очень рекомендуем, цена недорогая для такого места – 79 евро, и ещё 19 нам обошлась стоянка за сутки. Если кому интересно – буквально напротив вход на станцию метро. Вышли в поисках завтрака, осмотрели окрестные заведения и вернулись завтракать обратно в гостиницу. За 9,5 евро Ibis накрывает довольно разнообразный и вкусный шведский стол.

Ноу-хау! Самолёт у нас был утром. Поэтому решили заночевать в Орли в бюджетном отельчике "Премьер-Класс", там их много разных на одном месте. Этот подход себя полностью оправдал. Спокойно, поздно вечером, без пробок и нервотрёпки, переехали из центра в Орли. Парковка здесь бесплатная, до аэропорта – 5 минут, не нужно вставать за 5 часов до вылета. А поесть можно тоже в одном из двух Ибисов, они тут рядом и за ту же цену продают завтрак для всех, не только для своих постояльцев.

Кстати говоря, в Байо мы тоже жили в отельчике сети "Премьер-Класс". Простенько, но дёшево, всегда со стоянкой, рядом обычно находится отель Campagnile, где можно позавтракать. Если вам только переночевать – неплохое решение.

Бензин стоил в районе 1,5 евро за литр.

Желаем всем приятного отдыха!

Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на

К ак посмотреть главные красоты региона и не испортить первое в жизни автопутешествие.

Небольшой рассказ об увиденных достопримечательностях Нормандии и немного практических советов.

Подготовка:
В июле 2009 года я отправилась в отпуск в Париж со своими друзьями Катей, Колей и Димой.
Решение о том, что мы будем брать машину, чтобы съездить в Нормандию, было принято нами за неделю до самой поездки. Так уж вышло. Только за 7 дней до отпуска выяснилось, что у всех есть желание добраться до Мон-Сан-Мишеля, а путь автобусами-поездами туда будет весьма геморройным и влетит в копеечку.

Вариант с арендой машины выглядел вполне привлекательно. Одно маленькое «но» нас тормозило. Из всей компании права были лишь у меня, а мой реальный стаж вождения составлял всего 2 месяца:(Кроме того, водить я умела только машину с автоматом.

Когда я стала рыть Интернет в поисках подходящего авто для аренды, выяснилось, что машин НЕТ. Автомат во Франции редок, да и опять же - сезон:(. Ну, то есть были, например, Мерседесы C-класса по каким-то заоблачным ценам, а ничего «среднего» не наблюдалось. Каким-то чудом я набрела на сайт одного автоброкера, который и обеспечил нам C3 c автоматом в прокатной конторе ALAMO за 210 евро за 2 дня.

1ый день: Париж - Лез Андели-Этрета-Гавр-Ароманш

Первые проблемы "чайников"
Красный С3 ждал нас на парковке Лионского вокзала. Дима, который взял на себя функцию штурмана, почему-то был уверен, что в прокатной конторе ему дадут в аренду и навигатор. Какая наивность! Если вдруг кто-то думает так же, спешу вас разочаровать - навигатор «дают в аренду» только в комплекте с машинами премиум-класса, где он просто-напросто встроен. Отдельно навигатор вам никто не даст.

В арсенале у нас была только мишленовская карта автодорог Франции 1990 года издания:)
Служащий проката выдал нам документы и ключ, нарисовал на бумажке, как выехать с парковки на набережную. По набережной нужно было двигаться прямо, чтобы доехать до «Парижской Кольцевой Автодороги» (в оригинале Périphérique). Уже с нее мы, по всем расчетам, должны были съехать на трассу А13, ведущую в Руан.

А дальше было развлечение под названием «выезд из Парижа» на полтора часа. Сначала мы случайно проехали развязку с Периферик, и уехали не на ту трассу. Потом развернулись, доехали до Периферик, съехали с нее в парижский пригород Сан-Дени и блуждали по нему еще минимум полчаса в поисках выезда на А13. Затем нашли выезд, но слегка промахнулись - на развязке выбрали не тот тоннель, который в итоге привел нас в парижский квартал небоскребов Дефанс. Все были на нервах, и уже было начали ругаться, и тут небеса над нами смилостивились, и всего минут через 15 мы смогли принять нужное направление.

В последующие путешествия я всегда брала с собой GPS. Что и всем советую. Он очень сильно облегчает жизнь юного автопутешественника.

На трассе А13 нам встретился первый пункт оплаты дороги. Я, конечно, примерно знала, как в него заезжать, как оплачивать, но не догадывалась об одной важной детали. Если в твоей кредитной карточке нет чипа, она, скорее всего, не сработает в автомате для оплаты! Слава богу, нас было 4 взрослых человека с разнообразными банковскими картами, одна из которых подошла автомату. Крайне неудобно было бы сдавать назад и перестраиваться в другую очередь.

Первые радости: Лез Андели (Les Andelys)

Спасибо Кате, это она раскопала информацию об этом живописном месте и заставила нас сделать первую остановку на маршруте именно здесь. Городок расположен в 85 км от Парижа и знаменит он замком Ричарда Львиное Сердце и удивительными видами на реку Сену. Здесь Сена совсем не такая, как в Париже.

Развалины замка горделиво возвышаются над местностью.


Мы закупились продуктами в супермаркете, поднялись на холм к замку и устроили там пикник.

Кстати, при всей невероятной красоте и туристической ценности, здесь было не очень много людей - буквально один автобус с туристами (все они разбрелись по развалинам), да 5-6 частных автомобилей.

Этрета (Étretat)

А это был мой «пунктик» - увидеть скалы и арки Этрета. Я столько раз о нем слышала, видела на фото друзей, и ура, наконец-то я тут!


В Этрета пляж с крупной галькой очень крутой и неудобный заход в море. Но нас это не остановило - мы пошли купаться. Окунание в холодные воды Ла-Манша позволило снять остатки стресса от «выезда из Парижа».

Отдохнув немного на пляже, мы полезли фотографироваться на знаменитые скалы.

Мост Нормандия и побережье
Следующим пунктом в нашем маршруте значилось «Осмотр мест высадки союзников». Это была «димина тема», за эту часть маршрута отвечал он. К слову, военные мемориалы есть практически по всему побережью. Даже в том же Этрета имеется несколько объектов времен Второй Мировой. И сложно сказать, какие из них обязательны для просмотра, а какие менее интересны.

Дима решил направиться в какой-нибудь небольшой город на побережье в районе Кана (Caen). Именно в этом районе проходила высадка 6 июня 1944 года. Наш выбор пал на Ароманш (Arromanches). Диме было знакомо это место по игре Call of duty:) Там мы планировали заночевать.
Из Этрета мы поехали по побережью через Гавр (где опять слегка заблудились), а затем, через мост Нормандия на трассу до города Кан.

Мост Нормандия - самый длинный вантовый мост в Европе. Фактически - еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов в регион. Мы же на него попали фактически случайно (на моей карте 1990 года издания он не был обозначен, т.к. был построен в 95-м:)), выезжая из Гавра по указателям на трассу А13. Но красотой и масштабностью сооружения, конечно же, впечатлились.
Мост, кстати, является платным, стоимость проезда по нему для легковушек - 5 евро.

Только в районе 9 вечера мы добрались до Ароманша. Нам повезло, мы достаточно быстро нашли гостиницу. Был вечер со среды на четверг, и места можно было найти без предварительной брони. Вполне приличные 2*, 50 евро за двухместный номер без завтрака.

Кстати, если вы рассчитываете на ночлег в каком-нибудь маленьком городке на побережье Ла-Манша, постарайтесь приехать в него не позже 8 вечера. В 10 вечера, когда мы закинули вещи в номер и пошли искать ужин, в городе уже все было закрыто, ни в одном кафе не работала кухня. Нам удалось купить только пиво и какие-то жуткие гамбургеры в закрывающейся лавочке неподалеку от отеля.

2ой день: Места высадки союзников - Мон-Сан-Мишель - дорога в Париж

Утром мы замечательно позавтракали в ресторане с видом на море, погуляли по пляжу, рассмотрели местные военные мемориалы.

Затем взяли в отеле план ближайших расположений военных укреплений времен войны и направились туда (15 минут на машине по извилистым деревенским дорожкам).

Осмотрев немецкие ДОТы и полазив по укреплениям, мы направились в Мон-Сан-Мишель.
По дороге мы заехали на ферму, где прикупили кальвадоса. Такие фермы встречаются на дорогах Нормандии повсеместно.

Mont-Saint-Michel

Ну, про него рассказывать, я считаю, нет особого смысла, т.к. это вторая после Эйфелевой башни самая известная достопримечательность Франции.

Дам лишь несколько практических советов.
В Мон-Сан-Мишеле я была 2 раза - оба раза в будние дни. Народу там много всегда. Но летом просто невероятно много. Я думаю, туда нужно приезжать либо совсем рано утром, либо уже поздно вечером, когда народ схлынул. Мы же добрались туда около полпервого, и попали в самое популярное время. Людей на главной улице города было больше, чем в московском метро в час пик:(

Когда вы въедете на огромную парковку у Мон-Сан-Мишель, не паркуйтесть в ее начале, думая, что ближе к замку уже нет мест. Все думают точно так же, поэтому ближе к замку места будут. В итоге мы, «удачно» запаковавшись в начале, протопали полтора километра до замка и столько же потом обратно.

Дорога в Париж.
Обратно мы решили поехать по дороге N12 через Алансон и Дьё.
В результате наша дорога домой растянулась на 5 с половиной часов с учетом короткой остановки обед в придорожном трактирчике.

Так что если ваша цель - посмотреть максимум интересного за пару дней и не умереть от усталости, забудьте об экономии на бесплатных дорогах. Они для передвижения на короткие расстояния. Во Франции большинство нормальных трасс - платные. На нашем маршруте встретилась только одна удачная бесплатная автомагистраль - A84, по которой мы ехали от Кана до Мон-Сан-Мишеля. Там было все, как на платной трассе: 2-3 полосы в одну сторону, максимальная скорость 130 км/час, местами 110 км/час.
Обычная бесплатная автодорога (они на карте с литерой N, «nationale», т.е. государственная) имеет одну или две полосы в одном направлении. Разрешенная скорость на ней, как правило, 90 км/час.
При этом дорога N проходит через кучу населенных пунктов, где разрешенная скорость 50 км/час. А уж если вы попали в участок с одной полосой, а перед вами едет какой-нибудь трактор, то вы будете мееееедленно ехать в колонне за ним, пока дорога не расширится или не появится редкая возможность его обогнать в месте, где допустим обгон по встречке.

Так мы и чесали по этой национальной дороге. Единственным утешением для нас были милейшие провинциальные пейзажики.

В Париж мы прибыли уже около полдесятого. Слава богу, в этот раз более-менее нормально удалось сориентироваться, найти с первого раза и Периферик, и нужную развязку, набережную, а затем Лионский вокзал и парковку.

Я ничуть не пожалела о том, что мы поехали на авто в Нормандию. Маршрут у нас для первого знакомства с регионом получился очень даже неплохим. Конечно, мы не увидели Онфлер, Довиль/Трувиль, Руан и Сан-Мало. Но ведь ничто не мешает посетить эти места в следующий раз. 

  • Время
  • Длина маршрута : 230 км, чуть больше 4 часов чистой дороги.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, так и на автобусах.
  • Бонус : частично проедете по « «, так что готовьтесь дегустировать прекрасные местные вина.

Маршрут по Эльзасу:

Маршрут Бургундия — Рона-Альпы — Центр — Париж

Этот маршрут проведет вас по основным достопримечательностям центральной Франции, открыв вам традиционную , включая известнейшие , и знаменитую .

  • Время : 6 — 10 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1338 км, 14 часов в пути.
  • Передвижение : на машине удобнее, так как не надо ждать автобусов, но общественным транспортом вполне удобно: как на поезде, везде ходят поезда (кроме замков Луары).

Описание маршрута:

Маршрут по восточной Франции

Восточная Франция может похвастаться характерной фахверковой архитектурой и прекрасными винами. Здесь расположено 3 важнейших страны — , и , белые и игристые вина которых стали легендарными.

  • Время : 6 — 9 дней, в заивисмости от темпа.
  • Длина маршрута : 1268 км, 13,5 часов в пути.
  • Передвижение : на общественном транспорте — удобно. На машине — сложнее с парковками.

Описание маршрута:

Северная Франция за 1 неделю

День 4. Дом и сад Клода Моне в , после обеда — столица — ,

С детьми можно посмотреть Париж (), 1 день провести в , два дня в и еще 2 дня на .

День 1: — с утра посещение , подняться

Место действия - начало мая 2017 г., мы в Париже и у нас есть неделя. Давно манили северные регионы Франции, а потому было решено потратить эту неделю именно на них.

Наш маршрут выглядел следующим образом (карта ):

День 1: Giverny - Rouen

Запрыгнув в арендованную машину, мы уезжаем из нелюбимого Парижа.

На пути в город Руан - ворота в Нормандию, есть как минимум одно место, достойное посещения - дом-музей Клода Моне. Если хотите увидеть воочию кувшинки, которые вдохновили мастера на многочисленные полотна и прославили его, - обязательно заезжайте в Живерни (около 80 км от Парижа).

Город Руан печально известен тем, что именно в нём сожгли на костре бедняжку Жанну д"Арк. Если абстрагироваться от этого печального события, то город очень красив и определенно достоин посещения.


Отель: Могу порекомендовать Mercure Rouen Centre Cathedrale (центрее некуда, есть подземная парковка, всё новенькое).

Еда: Не пропустите рынок на главной площади, а особенно рыбную лавку, где свежайшие морепродукты готовят прямо при вас.

День 2: Etretat - Fecamp

В 100 км от Руана находится городок Этрета - место притяжения всех туристов в Нормандии.

Именно в этом месте, по обеим сторонам от городка расположены известняковые отвесные скалы, которые так любил рисовать Моне! Вид со скал и правда завораживающий.. Подъём в гору довольно тяжел, однако поднимаются и пожилые люди, и с маленькими детьми.

Если вам повезёт найти в Этрета приличный отель, то вы можете тут же и заночевать, чтобы полюбоваться белыми скалами в вечерней подсветке. На мои даты в местных отелях не было мест, поэтому ночевать нам "пришлось" в городке Фекамп, что в 20 км от Этрета.

Фекамп - маленький портовый городок, известный тем, что именно тут монахи-бенедиктинцы придумали знаменитую настойку Бенедиктин. Говорят, что рецепт потерялся, но в прошлом веке некий предприимчивый человек его "нашёл" и сколотил огромное состояние на производстве напитка. Бенедиктин со льдом прекрасен! В городке есть целый дворец-музей, посвященный этому ликеру.

Note: Нормандское побережье печально известно боями, которые шли тут во время Второй Мировой Войны. На пути встречается много памятных табличек, укреплений, фортов. Также есть огромное кладбище и мемориал. Каждый для себя решает сам, посещать ли во время путешествия по Нормандии места воинской славы или же ограничиться только историческими и природными городами и достопримечательностями.

Ренн - довольно большой город, не впечатливший меня особо ничем. Хороший stop-over для ночёвки, не более.

День 7: Tours - Vouvray - Amboise

При планировании маршрута по Нормандии и Бретани у меня оставалась пара "лишних" дней, которые решено было потратить на Долину Луары!

Долина Луары - знаменитый винодельческий регион, тянущийся практически от океана до середины Франции. Виноградники расположены по обеим сторонам от реки (сама река, кстати, совершенно не выразительная и не симпатичная).

Просвистев 250 км от Ренна, мы сделали небольшую остановку и размяли ноги в Туре, а от Тура вдоль реки Луары поехали в сторону виноделен.

Могу порекомендовать (1) экскурсию и тейстинг на винодельне Marc Bredif в регионе Вувре - гид говорит на хорошем английском, дегустация стоит не дорого, как и само вино (есть даже игристое), (2) биодинамическую винодельню Domain Vigneau-Chevreau (экскурсии нет, только дегустация и продажа), а также (3) семейную винодельню Caves du Pere Auguste - возглавляет ее внук основателя, работают там почти одни только члены семьи!

Отель: В Долине Луары мне очень хотелось остановиться в старинном шато, желательно с хорошим рестораном. Путём долгих поисков выбор пал на Chateau de Pray , основанное в 1244 году! Очень красивые интерьеры, небольшая, но ухоженная территория.

Еда: При шато работает ресторан с одноименным названием с одной звездой Мишлен, бронирование обязательно. Если кратко - еда вкусная, но обслуживание просто ужасающе медлительное и долгое! Наши два блюда растянулись на 3,5 часа!! Это непозволительно, на мой взгляд - так мучить гостей!

День 8: Chenonceau - Sancerre

Долина Луары знаменита не только винами, но и замками, коих тут несколько десятков. Один из самых известных - замок Шенонсо, построенный в 16 веке и принадлежавший в разные годы Екатерине Медичи, женам и любовницам королей и т.д. В замке очень хорошо сохранились внутренние интерьеры, в том числе мебель, ковры, камины и т.п. Примечательной особенностью замка является мост-галерея, построенный через реку Шер! Во время Второй Мировой Войны противоположный берег был занят фашистами, и, говорят, почти всё время на замок были нацелены орудия, готовые его уничтожить в любой момент, но по какой-то счастливой случайности этого не случилось, и замок дошёл до наших дней в первозданном виде!

Апелласьон Сансер - очень известный винодельческий регион Франции и самый заменимый представитель вин региона Долина Луары (напряду с Пуйи-Фюме). Основной сорт винограда тут - савиньон блан.
Карта

Сам городок Сансер расположен на холме, а вокруг виноградники - вид потрясающий! Прикупив вина и сыра, мы устроили пикник прямо на крепостной стене=)

У нас не было времени забронировать экскурсию по винодельне, поэтому мы просто заехали на дегустацию практически в первую попавшуюся - Eric Louis.

Полюбовавшись Сансером, всплакнув над смешными ценами местных вин, мы погрузились обратно в машину и через каких-то 210 км уже были в Париже.