Крепость альгамбра испания. Альгамбра - великолепный дворец в городе гранада (испания)

Красноречиво говорит уже тот факт, что ряд исторических памятников занесен в список мировых достопримечательностей «Достояния Человечества». Где бы ни оказался путешественник на своем пути по дорогам Испании, повсюду его ждет встреча с загадочным прошлым, представленным внушительными памятниками и монументами - молчаливыми свидетелями славы и могущества империй разных эпох.

Испания пережила период Римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни и оборонительные постройки.

Значительный след в культуре полуострова оставили арабы, чье господство продолжалось почти восемь столетий, начиная с VIII века нашей эры. Самым знаменитым сооружением той эпохи, выполненным в неподражаемом восточном стиле, является грандиозный дворец Альгамбра («Красный замок»), расположенный в окрестностях Гранады.

Месторасположение дворца Альгамбра

Испания занимает большую часть Иберийского полуострова, самую южную точку которого отделяет от лишь узкая полоса Гибралтарского пролива (ширина - 14 км). От соседней Испания отделена труднопроходимыми Пиренейскими горами, что обусловило ее относительную изолированность от Европы на протяжении веков.

Великолепная Альгамбра - одна из достопримечательностей Испании, расположена у подножия гор Сьерра-Невада. В средние века она была центром последнего и наиболее долго существовавшего мусульманского государства Испании. Холм, на котором стоит крепость Альгамбра, полого спускается к городу, а со стороны Сьерра-Невады образует крутой обрыв, на дне которого стремительно мчит в Гвадалквивир свои воды Дарро.

Дворцовая крепость возвышается над городом живописной массой крыш, взгромоздившихся друг на друга, башен, куполов и зубчатыми стенами.

Крепость Альгамбра («Аль Кал’а аль-Хамбра») - единственный сохранившийся памятник художественного искусства мавров в городе Гранада, считается одним из . Искусно украшенная крепость представляет собой вершину мавританского искусства и культуры.

История дворца Альгамбра

В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправившись через Гибралтарский пролив, вторглись на полуостров. С тех пор maurus (от греческого слова «темный») - название одного из берберских племен северо-западной Африки - распространилось на всех мусульманских завоевателей Испании.

Кордовский халифат - мощное и процветающее государство древности, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы. Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма.

Своей вершины искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра». Дворцовый ансамбль складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий «золотой век».

Крепость- дворец была построена последними арабскими эмирами Испании. Альгамбра строилась в период упадка (в Испании завершалась реконкиста - многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей). Правители той эпохи, чтобы забыть о реальности, решили создать райский дворец в стиле сказок 1001 ночи. При этом материалы для строительства были не очень дорогими, так как денег тогда у эмиров Гранады не было.

Сооружение замка начал основатель династии Мохаммед ибн Юсуф Назр в середине XIII столетия. Однако убранство королевских покоев датируется второй половиной XIV века, временем правления Юсуфа I и Мохаммеда V.

Для династии Насридов Альгамбра стала административным центром и королевской резиденцией. 25 властителей династии Насридов правили здесь на протяжении 250 лет. В 1492 году Насриды были изгнаны из Гранады.

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры - «столь исключительного и великолепного сооружения». Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

В 1536 году Карл V - император Священной Римской империи - перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена. Спустя несколько десятилетий дворцовый комплекс начал приходить в упадок и запустение. Войска Наполеона частично разрушили древнюю крепость Насридов - часть сооружений была взорвана. Лишь в XIX веке началась реставрация и реконструкция комплекса.

Особенности строения дворца Альгамбра

«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя внутри», - такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Ирвинг. Этот контраст между внешним обликом и внутренним убранством Альгамбры и поныне способен кого угодно привести в изумление. Со стороны Красный Замок выглядит как суровая крепость. Изнутри же Альгамбра напоминает архитектурный рай на земле.

В комплекс Аламбры входят: Альказаба - крепость XIII века; дворец Карла V; королевские палаты и сады Хенералифе. Внутренние дворики, переходы, фонтаны, водоемы и каскады прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и письмена арабской вязью образуют поразительное декоративное богатство. Все внимание архитектора было направлено на внутреннее убранство помещений: полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим кафелем.

Крепостная стена длиной 2200 метров окружает территорию замка, где внутри находится сам дворец Аламбра и дворцовые службы (все постройки периода 1238-1492г.).

Альгамбра не имеет ни ясного плана, ни главной оси, по обе стороны которой размещались бы одинаковые здания. Это скорее лабиринт из залов, павильонов, башен, возникающих по мере надобности или по прихоти художника вокруг двух больших внутренних дворов. Отдельные комнаты, переходы, залы самым причудливым и произвольным образом группируются вокруг этих больших и нескольких маленьких дворов.

Центром дворцовой жизни в Альгамбре был «Дворик львов» (28 м. на 15 м.) с фонтаном в центре, который покоится на спинах 12 небольших львов из серого мрамора. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль Гани рассказал его визирь ибн Нагрелла, по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов.

Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на , и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

«Дворик мирт» - открытая площадка (110 м. на 78 м.) с узким бассейном, который окружен кустарником и миртами. В каждом конце дворика находятся ниши с украшенными сводами, а у северной оконечности дворика расположен «Зал послов» - приемная мавританских правителей. Все это великолепие завершает купол из кедрового дерева. Это помещение создавалась для официальных церемоний и придворных торжеств. Купол этого помещения украшен звездным узором, мерцающим на высоте 18,3 метра. Утверждают, что вид этого искусственного неба вполне может соперничать с настоящим ночным небосводом. Прямо против входа находился трон правителей Гранады.

«Зал послов» был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре: его размеры - 11/11/18 метра. На уровне пола в нем расположились девять больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами. Толщина стен «Зала послов» достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение.

Входу в башню Комарес предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал Лодки». Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова «барка» («Зал ла Барка) - к арабскому «барака» - «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

«Зал двух сестер» - по одной из легенд в этом зале томились две сестры-христианки, они умерли от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой.

Напротив «Зала двух сестер» расположился «Зал Абенсерхав». В 1482 году, как гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло.

Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды. Каждая арка во дворе заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эти слова повторяются несколько раз.

Альгамбра в наши дни

Дворец интересен тем, что это один из древних и хорошо сохранившихся арабских дворцов в мире. Именно поэтому гранадская столица, а точнее, Альгамбра являются предпочитаемыми пунктами направления туристов. Арабский памятник, один из самых посещаемых в , принимает каждый год более двух миллионов гостей.

– это крепость-замок времен мавританского господства в Испании. Восхитительный архитектурный комплекс после реставрации в XIX-XX веках преобразовался в один из знаменитейших испанских достопримечательностей.

(Alhambra) является шедевром маврского зодчества и вызывает интерес у туристов со всего света. Ежегодно старейший замок в Гранаде посещают более двух миллионов путешественников.



История Альгамбры в Гранаде

На холме, где сейчас расположена Альгамбра в Гранаде, стояла стародавняя полуразваленная крепость. В летописи первый раз она упоминается в 889 году. Лишь в XI веке цитадель присоединили к медине – кварталу, который был способен существовать отдельно от города при блокаде.

В 1238 году Мухаммад ибн Наср, халиф Гранады, избрал Альгамбру своей резиденцией. Он распорядился, чтобы дворец был укреплен. Так появились башни Оммажа и Смотровая. Продолжили начатое его преемники, Мухаммад II и Мухаммад III. Во время правления мусульманских эмиров претерпело изменение речное направление вокруг холма. А на освободившейся территории появились складские и банные помещения, с помощью которых можно было переждать долгую блокаду.

Настоящим дворцом и богатой королевской резиденцией крепость Альгамбра стала в XIV веке при эмире Юсуфе I, а затем его преемнике – Мухаммаде V. Во времена их правления в Гранаде возвели Дворец Львов, новые ворота и бани, а стены украсили резными орнаментами по гипсу .

После реконкисты в 1492 году Гранада и Пиренейский полуостров были освобождены от маврского владычества. И Альгамбру преображали уже представители испанской монархии. В XVI веке Карл V стал обладателем личного дворца, построенного на ее территории – для чего некоторые оригинальные постройки снесли. Также был нанесен ущерб самому ансамблю Альгамбра, так как многие элементы декора были потеряны или умышленно развалены.

Желание истребить мусульманство в облике дворца привело к тому, что закрашивалась даже декоративная штукатурка. А одно из строений перестроилось во дворец с итальянскими чертами. К восстановлению оставленной разрушаться Альгамбры приступили в XIX веке. Но результат оказался не слишком удачным.

Своеобразным воссозданием дворца Альгамбра в Гранаде в следующие 60 лет занялась династия архитекторов Х. Осорио. Но многое для образа замка просто придумывалось. Поэтому в XX веке архитектору-реставратору Леопольдо Бальбасу потребовалось исправлять ошибки предшественников на основе досконального изучения исторических документов.



Что посмотреть в Альгамбре

Сегодняшняя Альгамбра в Гранаде – это архитектурно-парковый комплекс с крепостью, дворцами (в них размещаются музеи) и садами. Альгамбра разделяется на несколько пространств, соответствующих этапам ее преображения.

Старейшая часть Альгамбры – Алькасаба (наименование на арабском усиленной городской резиденции властителя) поначалу была местожительством первых халифов из рода Насридов. Потом она служила военной цитаделью комплекса, а халифы обосновались в только что отстроенном дворце.

В Алькасабе остались в сохранности башни:

  • Разрушенная и Почетная башни, которые стоят перед входом форт.
  • Сломанная башня, которая именуется так из-за трещины, перерезавшей ее от верха до низа. В средней нише строения лежат ядра.
  • Оммажа – башня высотой 26 м частично служила тюрьмой и продовольственным складом.
  • Четырехэтажная Дозорная башня, высота которой составляет 26,8 м. Она украшена установленными на пилонах арками. Колокол на ее западном фасаде реставрирован после удара молнии в 1882 году.
  • Кубическая и Полукруглая, на которых располагаются смотровые площадки.

Оружейная площадь Алькасабы хранит основания казарм для проживания военных, остатки резервуара для воды и вход в тюрьму-подземку.




Дворец Насридов складывается из трех крупных комплексов.

  • Мешуар – строение для приемов и судов.
  • Дворец Комарес – правительственная резиденция халифа. Стены постройки облицованы изразцами. Вместе с филигранной стеновой резьбой здесь образуется чудесная атмосфера. В Миртовом дворике во Дворце Насридов оборудован водоем, окаймленный живой изгородью из мирта.
  • Дворец Львов с львиным двориком был палатами халифа Мухаммеда V. В стилистике строения видны черты христианского искусства. Двор с фонтаном в окружении 12-ти скульптур царей лесов обступают арки со 124-мя пилонами. Холл входа во Дворец Львов, Зал сталактитов и роскошная фактурность стен замка с записями из Корана хранят мавританскую стилистику зодчества. Зал Лодки во Дворце Львов – со стенами в украшениях лепниной с изображением эмблемы Насридов. Декором выступают также мосарабские чаши и мукарны (ячеистые своды). При входе в Зал Абенсеррахов есть две арки с переходом между ними. Зальные стены– в декоре из арок и кафеля в стилистике ренессанс, а пилоны — из голубых перекладов. Разрисованные потолки и ячеистый свод добавляют красоту в помещение.




Постройка в стилистике итальянского ренессанса долго строилась и получила нынешний вид в ХХ веке. На первом этаже размещается Музей Альгамбры, где выставлены артефакты, найденные археологами при раскопках. Второй этаж замка обустроен как Музей изящных искусств Гранады. Храм Санта-Мария располагается возле Дворца Карла V с 1618 году, когда завершилось его строительство на месте предыдущей мечети. У замка есть Круглый двор, его диаметр равен 30 метрам.




Верхняя Альгамбра в Гранаде

Эта часть достопримечательности преимущественно состоит из садов, посаженных там, где когда-то был городской квартал. Упомянуть стоит сады Адарве, Парталь и Хенералифе (последний — с одноименной официальной загородной резиденцией королей).




Полезная информация об Альгамбре

6 интересных особенностей достопримечательности

  1. Альгамбра в переводе с арабского значит «красный замок». По некоторым сведениям, это наименование навеяно сходством с тональностью строительной глины, подсушенной под солнцем. По иной версии, такое имя достопримечательности дали «красные пламена факелов», озарявшие замок в периоды возведения.
  2. Исполнены красноречием и имена строений Альгамбры. Так, Зал двух сестер получил свое обозначение вследствие встроенных в пол 2-х габаритных плит из мрамора белого тона.
  3. Поэты Средневековья представляли Альгамбру в своих произведениях, как «изумрудную жемчужину», подчеркивая ее красоту в условиях зелени лесных растений, голубизны неба и покрытых снегом гор Сьерра Невада.
  4. В храме Санта Мария прошла первая литургия после избавления города от мавров.
  5. Зал Абенсеррахов во Дворце Львов в середине имеет мраморную раковину с напоминающими ржавчину пятнами. По преданию, они возникли вскоре после гильотирования всех властителей из династии Абенсеррахов.
  6. Башня Комарес за Миртовым двориком — высочайшая из подобных сооружений Альгамбры. В высоту она доходит до 45 м.

В стоимость входит посещение Алькасабы, Дворца Насридов и Верхней Альгамбры . Посещение дворца Карла V, музея Альгамбры и мусульманской бани является бесплатным для всех.

Билеты в Альгамбру лучше покупать заранее . В туристический сезон билетов на текущую и ближайшие даты может не быть. Среднее время посещения Альгамбры составляет 3 часа.

При покупке билетов необходимо выбрать дату и время посещения. Если вы не придете к назначенному времени, то билеты пропадут, при этом стоимость не возвращается . Купить билеты онлайн или посмотреть их доступность можно на официальном сайте: https://tickets.alhambra-patronato.es/

Другие варианты билетов в Альгамбру:

  • Посещение Альгамбры без Дворца Насридов: 7 евро
  • Ночное посещение Дворцов Насридов: 8 евро
  • Ночное посещение Садов и Хенералифе: 5 евро
  • Посещение Альгамбры без Дворца Насридов + Ночное посещение Дворца Насридов: 14 евро (в течение двух дней подряд)
  • Посещение Альгамбры + Фонда Родригеса Акоста: 17 евро

Как добраться до Альгамбры:

  • Пешком от Plaza Nueva по историческим красивым улицам (около 1150 м до входа в Альгамбру)
  • Пешком от склона Cuesta del Rey Chico между стенами цитадели и красивыми панорамами
    (около 860 м до входа в Альгамбру)
  • На автобусе: линия C30, C32, C35
  • На машине: через Ronda Sur (A-395) города, так как частному транспорту запрещен доступ к Альгамбре из центра города

Альгамбра (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Загадочный Красный дворец Альгамбра (L’Alhambra, или Альхамбра) в испанской Гранаде - место, где можно не просто сделать оригинальные фотографии, но и окунуться в несколько разных культур одновременно. Когда к 1230 году почти все испанские земли были отвоеваны христианами у мусульман, именно Гранада стала центром мусульманской культуры в Испании, которая сохранилась до наших времен. И именно здесь мусульмане решили построить «рай на земле».

По мнению арабских историков, предполагающих, что не только красный кирпич повлиял на то, как люди описывают атмосферу дворца, но и строители, которые трудились ночью при свете факелов, что придавало красноватый оттенок стенам.

Что посмотреть

Попасть сюда можно через арку, в путеводителе описанную, как Ворота правосудия. По традициям Ближнего Востока мелкие дела слушались именно у входа, не допуская проблемы ни в парк, ни тем более в сам дворец. Здесь много арок со смыслом, большинство из которых напоминающие сталактиты и расположены в совершенной симметрии.

Особенно впечатляет и говорит об истории этого места Львиный дворик дворца. В центре аркадных галерей, безупречных по форме, расположен фонтан - двенадцать мраморных львов поддерживают чашу с водой. Во время реставрации можно недосчитаться того или иного льва. Но сейчас они в полном составе, так как совсем недавно обновили всю композицию.

«Арабские сады стали подобием истинного рая» - архитектура ислама здесь рассказывает реальную историю словно из сказки «Тысяча и одна ночь». Так Башня Воровки или Султанши изменила свое название на Башню Пленницы, потому что в ней жила обращенная в ислам фаворитка короля.

Сюда не пускают больше 30 человек, чтобы все могли рассмотреть записи и рисунки на стенах. Попасть сюда можно только до 18:00.

Как попасть

Дворец Альгамбра - популярнейший у туристов памятник не только в Испании, но и во всей Европе. И прежде, чем собраться туда - нужна подготовка. Для сохранности красоты, созданной много веков назад, количество посетителей здесь ограничено, поэтому о билетах стоит позаботиться заранее. Спасением может стать туристическая карта Гранады, с которой можно посетить большинство памятников и музеев города, в том числе и Альгамбру.

Дворец Альгамбра доступен для посещения и днем и ночью. Всего за 8 EUR можно посетить сады и дворец Женералифе (Generalife) с 20:00 до 00:00.

Можно заранее зарезервировать билет по телефону в Испании +34 93 492 37 50 с 8 часов утра и до полуночи (время испанское). По Интернету на официальном сайте - www.alhambra-tickets.es - за один раз можно заказать до 10 билетов.

Если же вы уже приехали ко дворцу Альгамбра, то кассы работают с 8 утра. Но в мае-октябре в разгар туристического сезона на месте можно купить входной билет на три-четыре дня вперед.

Если вы не подумали о билетах заранее или оказались в Гранаде случайно, обязательно спросите в своем отеле о возможности бронирования. Многие отели оказывают такую услугу.

Цена за билеты здесь 14 EUR для взрослых, а дети до 12 лет проходят бесплатно.

Есть только два дня в году, когда в Альгамбру невозможно попасть - это 25 декабря и 1 января.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Писать этот пост было сложно. И пришлось, как говорит мой брат, "впихнуть невпихуемое", сделать выборку из 500 кадров и написать какой-то минимальный текст, а не научное исследование на тему "Альгамбра как она есть".

Итак 4 ноября, с утречка пораньше, т.е. около 9 часов утра, мы погрузились в заказанное такси и отправились к главной достопримечательности Гранады - Альгамбре, величественному архитектурно-парковому ансамблю, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе.

До Альгамбры можно добраться четырьмя способами:
1) самый простой - заказать такси (нам стоило 7.50 европейских денег на двоих)
2) воспользоваться миниавтобусом 30-го маршрута, отправляющимся от Кафедрального собора (стоимость 1.80 денег за одну душу, точнее тело)
3)ехать на своей (снятой) машине (стоимость бензина и километра ваших нервных волокон и клеток, которые не восстанавливаются и которые вы начнете тратить запутавшись в односторонних, узких улочках (а вы всенепременно запутаетесь).
4) пойти пешком - денег не стоит, но от 30 минут и до бесконечности времени вы на это затратите (смотря откуда идти будите). Тут следует заметить, что выбрав этот способ доставки себя к Альгамбре, нужно учесть, что идти придется в довольно крутую горку и подъем может стать утомительным, особенно летом. А в самой Альгамбре придется еще ходить и ходить.
Некоторые путеводители говорят, что для осмотра Альгамбры нужно 3 часа. Я не знаю как можно все успеть за 3 часа, наверное, только, если скакать резвым галопом. Мы там находились почти 6 часов и далеко не все обошли и посмотрели.

И еще одно важное замечание. Из-за того, что пропускная способность в Альгамбре 8800 человек в день, все путеводители рекомендуют заказывать входные билеты заранее. Сайт для заказа и телефонные номера находятся в гугле без проблем, а так же написаны в тех же путеводителях. Мы это знали, но не имея четкого плана поездки (решили как поедется, так поедется) не знали в какой день мы окажемся в Гранаде, а потому билетов заранее не заказывали, понадеявшись на то, что ноябрь - это далеко не разгар туристического сезона и желающих посетить Красную крепость (а именно так переводится Альгамбра с арабского), будет не 8800 человек, а чуть меньше и мы купим билеты на месте.

Правда, накануне вечером, я начиталась отзывов таких же туристов-раздолбаев, которые билет на месте купить не смогли. Да и таксист, везший нас к крепости, спросил " а заказа-ли мы билеты?", очень удивился услышав отрицательный ответ. Так что по дороге к крепости мне было несколько волнительно, а Лида совершено не волновалась а обсуждала с таксистом геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. Диалог их был весьма занимательным, потому как базировался на десяти испанских словах, которые знала Лида и пяти английских, которые знал таксист.

Итак мы добрались до касс, у которых народу было совсем мало, беспрепятственно купили билеты и резво поскакали к дворцам Насридов. Тут еще еще одна особенность, которую нужно учитывать при посещении Альгамбры - мало получить билет в кассе и зайти на территорию комплекса. Еще нужно обратить внимание, на время входа в дворцы Насридов. Это время пропечатано на билете и зайти в дворцы вы сможете в течении получаса от назначенного времени. Об этом тоже говорят все путеводители.

Мы приехали к Альгамбре около 9:30. Вход во дворцы у нас был назначен на 10:00, но невнимательно посмотрев на карту

пропустили нужный поворот и пошли в другую сторону, а когда сорентировались и поняли, что и поняли, что идем не туда, пришлось разворачиваться и довольно резво бежать к дворцу.
Я естественно, на бегу что-то фотографировала, но не вдаваясь в подробности, что я снимаю.

Через 15 минут резвой ходьбы, ровно в 10:00 мы встали в хвост примерно 150-и метровой очереди во дворцы Насридов.

Итак - "Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры".

Пока мы стояли в очереди смотрели на дворец Карлоса 5-го. Построенного совсем рядом с дворцом Насридов. На этот дворец мы, только, посмотрели снаружи, внутрь не пошли. Сейчас там расположен музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada), Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре. Это единственный объект куда мы не зашли из всех тех куда можно было зайти. Просто к концу дня уже не осталось сил ни физических, ни моральных.

Напротив дворца Карлоса стены Алькасабы - цитадель Альгамбры где были построены первые укрепления.

А вот и наша цель на данный момент - дворец Насридов. Снаружи выглядит весьма скромно и непримечательно.

И вот мы у входа.

Теперь небольшое отступление. Гранада была последним оплотом "арабского сопротивления". И именно здесь в Альгамбре было решено возвести королевскую резиденцию после вытеснения арабов с Пиринейского полуострова. Мавританский комплекс органично вписался в архитектурный ансамбль нового императорского Дворца (дворца Карлоса 5-го) и таким образом шедевр мавританского зодчества был спасен от разрушения. Правда уцелело далеко не все. Из семи дворцов, до наших дней, дожили лишь три - Мехуар, Комарес и Дворец Львов. Но и по ним можно судить какой роскошью и великолепием окружали себя последние хозяева Альгамбры в эпоху мавританского декаданса.
И первый дворец, куда мы попали - Мехуар.

Мехуар (Mexuar).Самая старинная часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswar — место, где собирается шура, то есть совет министров.

И первый зал - Зал Мешуара (Sala del Mexuar). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.

Молельня (Oratorio). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин (один из древнейших арибских кварталов Гранады). Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V.

вид на Альбйасин

В восточной части находится михраб - ниша в стене указывающая на Мекку (чтоб молящиеся случайно не ошиблись в какую сторону молиться).

В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.

Далее мы перешли в Двор Мехуар (Patio del Mexuar), или двор Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Расположен между Мехуаром и дворцом Комарес. Тут мы задержались, чтобы пропустить большую толпу "организованных" туристов и не наступать им на пятки, а заодно полюбоваться такой красотой.

ну и я под этими арками в толпе туристов.

Здесь же расположена "Золотая Палата" - последний зал в дворце Мехуар, названный так из-за позолоты на оригинальном артесонадном потолке. Его тончайшая резьба, отреставрированная во времена католических королей, помимо аарабских, несет в себе и готические мотивы.

Немного поредела толпа туристов и перед нами Фасад Дворца Комарес, отреставрированный в 19 веке. "Созданный в ознаменование взятия города Альгесирас Мухамедом 5 в 1369 году, был задуман как Триумфальная арка, о чем свидетельствует надпись и нехарактерный для исламской архитектуры фасад с двумя отдельными входами.

Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
Входим в него и сначала идем по коридорчикам

и вскоре попадаем в Миртовый дворик.

"Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры. Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои".

он же с другой стороны.

стены и арки

Заглядываем в Зал Лодки (Sala de la Barca)." Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами".

А из него попадаем в Башню Комарес и удивительно красивый Посольский Зал. (Salón de Embajadores), "высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу".

Я на фоне "толстых стен с нишами". Рюкзак на пузе не просто так, а по настоятельной рекомендации смотрителей. Видимо, карманникам тут раздолье.

моя рука тут для масштаба. Чтобы было проще оценить тонкость гипсовой лепнины.

Следующий и последний дворец на нашем пути - Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. "Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким."
Дворец Львов построен по принципу группировки помещений вокруг открытого двора.

Вошли мы туда, как водится, с огромной толпой

Но постепенно народ рассеялся и появилась возможность все рассмотреть.
Итак, Львиный дворик (Patio de los Leones). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.

Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн (Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (исп. muqarnas, араб. مقرنص‎‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты), сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.

мукарны. В дворце Львов они везде.

Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes)." Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в".

напротив похожий зал - Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов.

Зал Королей (Sala de los Reyes). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции

Центральная ложа по особому положению предназначалась для султана и его окружения.

Еще несколько снимков Львиного дворика и двинемся дальше.

Проходим через зал Двух Сестер и попадаем в Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Первое в анфиладе помещений гарема. Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро (теперь взор упирается в глухую стену галеререи). Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.

из окон открывается вид на двор Линдарахи

еще один мехуар

Проходим по галерее, построенной при Карлосе 5-м. Сверху смотрим на Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы.

Решетка, точнее перила ничем не примечательные - видны в этом окошке

Еще с галереи видны крыши бань

А с другой стороны на древнюю крепостную стену Гранады

кварталы Гранады

одну из башень

Спускаемся вниз и попадаем во двор Линдарахи

И вот мы покидаем Дворцы Насридов

Но пока гуляем по парку рядом с Порталем, смотрим на дворцы снаружи. Как я говорила, внешние стены никак не говорят о внутреннем великолепии.

Как я говорила мы вышли к Парталю.

Название «Парталь» (Partal, от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам (Torre de las Damas),

Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль.

Немного толчемся в садах Парталя

Смотрим на Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста.

Мы же пройдя мимо стен дворца Карлоса

Идем в сторону Алькасабы

Проходим через Винные ворота. По общепринятому мнению, с 1554 года под этими воротами велась свободная от налогов торговля вином, отсюда их название.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. В Алькасабе 9 башень соединенных несколькоуровневыми крепостными стенами.
Я не буду перечислять названия всех башень.

"Оружейная площадь (Plaza de Armas), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму".

Где вход в тюрьму не знаю, а ядрышки хороши!

Адарве (Adarve), дозорный путь на северной стене. И также видна самая высокая - Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).

Мы естественно на нее взобрались (ох бедные мои колени) но виды того стоили.

Крыши Гранады

Кафедральный собор

Вид на отель Альгамбра (исторической ценности не представляющий, но живописный.

Крепостные стены Альгамбры (Лида поставлена для масштаба).

Под стенами, уже в христианскую эпоху, был разбит небольшой парк.

По этому парку мы покидаем Алькасабу, проходим мимо садов Парталя

Что делают эти двое, для нас осталось загадкой.

идем мимо жилищ арабских вельмож

На путь лежит к этому белоснежному дворцу на соседнем холме.

Это Хенералифе - бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд других сооружений.
Сначала мы шли по "Нижним садам" разбитым здесь в 1931 году и исторического значения не имеющим, но не менее от этого красивыми.

Сады сами по себе красивы, а еще из них открывается совершенно потрясающий вид на Альгамбру.

И аромат цветов вокруг.

Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г.

Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры.

Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Арыка (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья.

Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город.

Назван так по одиноко стоящему сухому исполинскому кипарису. Иначе он назывался Двор Султанши, ибо здесь, по легенде, происходили тайные свидания жены султана с одним из Абенсеррахов, стоившие жизни целому семействе вельмож. (убиенных в одноименном зале Дворца Львов).

вот еще парочка видов на кипарис

К чему относится это окно, не помню - оно мне, просто, очень понравилось.

В 19-м веке, чуть выше на склоне разбиваются "верхние сады"

И в 1836 году строится Романтический мирадор (Mirador Romántico) в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями.

Забравшись туда можно увидеть следующие картинки.

Как и то окно, эта башня мне тоже понравилась, но, что это я не скажу. Скажу, только, что это было последнее строение, на которое мы посмотрели в Альгамбре.

После этого, по тенистому лесочку с деревьями хитрой формы мы вышли к воротам и на том наша шести часовая прогулка по Альгамбре завершилась.

В город мы спускались на миниавтобусе, о котором я писала в начале поста, а о том, что мы увидели во вторую половину дня, я расскажу в следующем посте (для этого, я думаю, информации хватит).

Как же я ждала встречи с городом Гранада и ее сердцем – крепостью Альгамброй! Новое Восьмое Чудо Света, как-никак! Мы в предвкушении…

Но в этой статье не будет подробного рассказа об архитектурно-парковом комплексе Альгамбра и многочисленных фотографий красивых дворцов цитадели. Очень раздосадовала длиннющая очередь, образовавшаяся в кассы крепости, в которой мы «чудесно» провели под полуденным солнцепеком около двух часов. Вдобавок перед нами закончились общие билеты, остались только в Сады Хенералифе и Алькасабу. И это в начале сезона! Мы потратили драгоценное время, которое планировали провести, посещая объекты Восьмого Чуда Света, но никак не стоя в толпе! Поэтому поделюсь общей информацией организационного характера, чтобы вы смогли избежать наших ошибок и подготовиться лучше 🙂 .

Общая информация о крепости Альгамбра

Итак, Альгамбра (Alhambra , в пер. с арабского «красный замок») – это величественный архитектурно-парковый ансамбль в городе Гранада в Испании, вобравший в себя всю роскошь мавританского стиля. Общая информация о крепости Альгамбра.

7 июля 2007 года в Лиссабоне были выбраны Новые Семь Чудес Света. Альгамбра в эту семерку не вошла, зато заняла почетное восьмое место 🙂 .

Из истории: это место было заселено еще с древности и представляло собой укрепленное поселение (Медину). В XIII в. Гранаду захватила арабская династия Насридов. С этого времени началось строительство дворцов, крепости. Насриды правили около двух с половиной веков. В 1492г. Гранаду завоевали католические монархи. В 1812г. французы разрушили некоторые постройки, а в 1821г. это сделало землетрясение. С середины XIX века начались работы о реставрации.

Состав архитектурно-паркового комплекса: Альгамбра территориально делится на две основные зоны: сады Хенералифе и непосредственно крепость, последняя в свою очередь включает Алькасабу, Верхнюю Альгамбру (Медину), Дворцы Насридов (Здание Мешуара, Дворец Камарес и Дворец Львов), Дворец Карла V, Парталь, крепостные башни и ворота.

Стоимость билетов, время работы и варианты посещения замка Альгамбра

Все эти факторы между собой связаны, поэтому разместились в общем разделе.

Приятные факты: малышам до 12 лет вход бесплатный, льготы детям от 12 до 15 лет, студентам, пенсионерам ЕвроСоюза, лицам, старше 65 лет.

Варианты посещения:

1. Дневное, в две смены.

· Утренняя (пн-вс, 08.30 – 14.00).

· Дневная(пн-вс, период с 15 октября по 14 марта: 14.00 – 18.00, с 15 марта по 14 октября: 14.00 – 20.00).

На дневное время в обе смены можно приобрести следующие типы билетов:

· Общий билет – право посещения всего комплекса (цена – 13 евро).

· Билет в Сады Хенералифе и Алькасаба (цена – 7 евро).

2. Вечернее (период с 15 октября по 14 марта: пт-сб, 20.00 – 21.30, с 15 марта по 14 октября: вт-сб, 22.00 – 23.30).

На вечернее время можно приобрести следующие типы билетов (совместить оба посещения невозможно):

· Билет во Дворцы Насридов (цена – 8 евро).

· Билет в Сады Хенералифе (цена – 5 евро).

3. Специальные абонементы:

· Синий абонемент (100 евро – 10 общих и 5 вечерних посещений в пределах года).

· Красный абонемент (15 евро – свечера Дворцы Насридов, на следующий день днем — Сады Хенералифе и Алькасаба).

Способы покупки билетов во дворец Альгамбра

Предварительное бронирование (от 1 дня до 3-х месяцев) производится:

1. В турфирмах.

2. В отделениях банка La Caixa .

3. На официальный сайте www.alhambra.org (поддерживает испанский, английский, французский, итальянский и немецкий языки).

4. На сайте www.ticketmaster.es.

5. В магазине « T ienda de la Alhambra », адрес: город Гранада, ул. Рейес Католикос, 40.

Покупка билетов в день посещения:

1. В кассах комплекса (только наличными, рекомендуется приходить заранее, чтобы отстоять длинную очередь и успеть приобрести билеты, пока их не разобрали).

2. В автоматах перед входом (только банковской картой, придется заплатить сверх 10% комиссии за обслуживание).

Нужно знать!!!

· В первую очередь хочу обратить ваше внимание на то, что билеты желательно приобретать заранее, т.к. для таких посетителей формируется отдельная очередь, не соизмеримая с толпой туристов, ожидающих купить билеты непосредственно в кассах комплекса Альгамбра. И не факт, что отстояв в очереди несколько часов, вам достанутся билеты.

· Билеты возврату не подлежат!

· Вход во Дворцы Насридов строго по времени, указанном в билете.

Как добраться до крепости Альгамбра

Комплекс Альгамбра находится в городе Гранада в Андалусии в Испании. Из центра города на частном автомобиле проехать к Альгамбре нельзя. Оставив машину, можно прогуляться пешком, около километра под гору. Дорога проходит через парк. Но на авто можно добраться поближе, минуя центр, съехав по указателям с южной кольцевой дороги. Парковка недалеко от касс, как и большинство стоянок в Испании, платная (1,7 евро/час). Координаты крепости Альгамбра: 37 ° 10 ´ 37 ´´ с.ш., 3 ° 35 ´ 24 ´´ з.д.

Дворцы Альгамбра в Гранаде на карте Испании:

Наша небольшая фото прогулка по крепости Альгамбра в Испании

А теперь немного фото Альгамбры (к сожалению 🙁 , без Дворцов Насридов, которые больше всего привлекают туристов своей красотой).

Начнем с трофеев – карты крепости Альгамбра и билетов:


Сначала мы посетили Сады Хенералифе — эта обособленная часть Альгамбры служила местом отдыха правителей:


С садов Хенералифе открывается вид на крепость Альгамбры, вот туда мы сейчас и направимся:


Дворец Карла V:


Вид с крепостных стен Альгамбры:

Ну, что ж, пробежались и дальше в дорогу! В этом регионе расположен самый высокий горный хребет континентальной Испании Сьерра-Невада с наивысшей точкой – горой Муласен (3478 м). Так что пейзажи за стеклом автомобиля поднимали подпорченное в первой половине дня настроение:):

Учились на ошибках в крепости Альгамбра в Гранаде

Привет! Мы, Марина и Константин Саморосенко, – авторы данного блога о путешествиях. Вся предоставленная информация на сайте бесплатная . Но если вы хотите отблагодарить авторов , примите участие в сборе средств на дорогостоящую операцию по восстановлению слуха нашему сыну Елисею. Подробности и нашу историю можно узнать .

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)