Правила пересечения польской границы на собственном автомобиле и требования к машине при въезде в польшу. Правила пересечения польской границы на собственном автомобиле и требования к машине при въезде в польшу Отчеты о поездках на машине в польшу

Польский микс: 2-недельный маршрут от Кракова до Гданьска

Замки, пустыни, порты, маяки, пещеры, озера – это путешествие по югу и северу Польши оказалось ярким коктейлем из противоположностей, способных полностью изменить впечатление об этой стране!

Путешествия бывают разными, как и блюда: одни – пресные, другие – острые, третьи – экзотические. Рецепт нашего неповторим: дружная компания, на лету меняющиеся планы, желание новых впечатлений и, конечно, колоритная страна.

Всё началось с того, что мы решили навестить друзей, а заодно и разнообразить впечатления. Планы были грандиозные – проехать вдоль всего Балтийского побережья Польши на машине, посетив с десяток маяков, загорать на пляжах, открывать новые горизонты, потом увидеть Варшаву и ехать домой отдохнушими. Но планы имеют свойство меняться без ведома их владельцев. Поэтому по приезду к друзьям было решено отправиться не на север, а на юг – в Краков. Эта идея была единодушно одобрена, и мы отправились в путь на машине.

Юг. Бескиды. Краков

От до несколько часов езды, и вот мы на месте. Жилье арендовали через airbnb и, припарковав машину, пошли пешком к старому городу. Весь исторический центр по периметру окружён аккуратным парком с велосипедными дорожками и местами для отдыха в тени деревьев. Зашли мы в город со стороны Щепанской площади у Дворца искусств, и сражу же, попали на световое представление – множество фонтанов подсвечивались и создавали атмосферу праздника. Полюбовавшись светящимися струями, мы направились к сердцу Старого города – площади Рынок.

1 /1


Один и тот же город может быть абсолютно разным в зависимости от времени суток. Полюбоваться всеми его красотами в дневное время рекомендуем на познавательной экскурсии . Нас Краков встречал жёлтыми огнями фонарей в опустившихся на город сумерках, звуками джазового оркестра на Главном Рынке, стуком копыт и скрипом карет от экипажей. Разноголосая толпа туристов не спеша перемещалась по улицам, перетекая от одного ярко освещённого здания к другому. Мы тоже последовали их примеру и нырнули в Суконные ряды – центральное сооружение площади. Это историческое здание несколько раз преображалось и достраивалось при разных правителях, но всегда имело одно предназначение – торговля. Вот и сейчас здесь торгуют сувенирами и товарами народного промысла, от кожаных сумок до янтарных украшений. Разнообразие такое, что голова идёт кругом и всё хочется купить. Выйдя наружу, сразу перед глазами появится Мариацкий костёл с башнями, который ночью выглядит как старинный замок. На площади полно кафе и ресторанов, где обязательно нужно попробовать журек или пироги (то есть, вареники и какой-нибудь вкусный десерт). Вот так мы провели весь вечер, гуляя по узким улочкам старого города и рассматривая старинные дома.

На второй день мы отправились снова в старый город, но уже с северной стороны, где расположен Барбакан, некогда служивший защитным сооружением. Он был соеденён с городом мостом, теперь там находится филиал исторического музея. Вошли мы в город сквозь северные ворота и направились в центр. Днём Рыночная площадь выглядела совсем по- другому: ярмарка, раскинувшаяся почти на всей территории, шум, музыка изо всех кафе. Мы поспешили заглянуть внутрь Мариацкого костёла: для туристов есть отдельный вход, для прихожан отдельный. В храме многолюдно, но не шумно, много воздуха внутри – этот эффект создаётся высокими сводами, огромный центральный неф расписан как звёздное небо – на тёмно-синем фоне золотые узоры, свет льётся сквозь высокие окна, освещая всё великолепие и пышность. Если подождать, то можно увидеть, как открывают огромный алтарь резного дерева. Костёл впечатляющий, но на него обязательно нужно взглянуть и с другой стороны.

Поднимаемся по крутым ступеням городской Ратуши, заодно можно посмотреть экспозицию старинной одежды, которая выставлена на одном из этажей (Ратуша является филиалом исторического музея Кракова). Как таковой смотровой площадки нет, просто на верхнем этаже открыты окна, но виды всё равно прекрасные. Вся Рыночная площадь и костёл как на ладони, купола базилик, а внизу зонтики кафе и ярмарочные палатки выглядят как мозаика. Вдали виден Вавельский замок, как раз нам туда. А можно подробно узнать обо всех выставках, времени работы и адресах подразделений исторического музея Кракова.

1 /1

До Королевского замка от Рыночной площади идти порядка 10-15 минут по пешеходной улице Гродска, но нам спешить не хотелось, ведь на каждом шагу попадались какие-нибудь достопримечательности – например, костёл Андрея Первозванного – или просто красивые исторические здания. Сам замок – это целый архитектурный комплекс, включающий в себя около двух десятков сооружений, но основные, конечно, Королевский дворец и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава, над входом в который висят огромные кости, говорят, что мамонта. Вход на территорию замка и в собор – бесплатный, а во внутренние помещения, где находятся разнообразные выставки, нужно приобретать билет. Вавельский замок стоит на одноимённом холме на берегу Вислы и оттуда открывается прекрасный вид на современную часть города и реку. Кстати, спустившись вниз, можно прокатиться на круизном кораблике по реке с обзорной экскурсией, и это позволит взглянуть на город под другим углом.

Мы не случайно оказались в Кракове и именно в Вавеле, а потому, что это первый из 16-ти замков в цепи оборонительных сооружений. Так называемый Путь Орлиных гнёзд – маршрут, проходящий сквозь воеводства Малопольское и Селезию. Король Казимир III Великий возвёл эти замки для защиты границ и торговых путей. А такое причудливое название они получили из-за своего расположения на холмах и скалах, будто орлиные гнёзда. Чтобы не сбиться с пути и не пропустить ни одного замка, мы воспользовались сайтом и осмотрев первый замок, не теряя времени, отправились к следующему.

Познать все тайны и легенды Кракова можно на : почему дракон стал символом города, что нужно обязательно попробовать из местной еды и каким образом наказывали женщин в средневековье. Все ответы на вопросы узнаете там!

Замок Кожкев

В 13 километрах от Кракова близ маленького села Кожкев расположился замок. Он был возведён в 14 веке, отреставрирован, и в наши дни используется как место торжеств. В многочисленных залах проводятся свадьбы и различные мероприятия. В наш приезд как раз активно шла подготовка к свадьбе и один из залов со старинными гобеленами превратился в банкетный.

1 /3

Внутри во многих залах стены не оштукатурены, а оставлена голая кирпичная кладка и украшены рогами животных. Место очень колоритное, но замок может быть закрыт во время торжеств. На Кожкевский замок можно отвести 1- 1,15 и этого будет достаточно.

Ойцовский национальный парк и Ойцовский замок

К следующему замку, точнее, к его руинам мы прибыли уже во второй половине дня. Машину оставили на парковке, рядом кассы и информационный центр, где вам дадут карту и подскажут маршрут.

1 /1

Сам Ойцовский замок находится на высокой скале и большая часть его разрушена. До наших дней в хорошем состоянии дожили ворота и пару башен, остальное только в виде фундаментов и рвов, но вид со скалы открывается чудесный на изумрудные холмы и долину. В национальном парке есть несколько маршрутов, отличающихся длительностью и сложностью. Идя по асфальтированной дороге, встречаешь скалы удивительной формы, будто из земли вырастает плавник акулы или остриё ножа, у кого какие вызывают ассоциации эти причудливые изваяния природы. Самая известная скала – булава Геркулеса – 25 метровое скальное образование в окружении леса. Вход на тропу сквозь скальный каньон – узкий вход, раскрывающийся изумрудной долиной. Прекрасное место чтобы дышать полной грудью чистейшим воздухом и идти вперёд.

1 /1

В парке есть пещеры, но мы туда не стали спускаться, температура там не выше 16 градусов, а после жаркого дня и активного похода без тёплой одежды в них мы рисковали заболеть. Зато мы вышли на высокую обзорную площадку, откуда виден весь парк. На Ойцовский замок и парк стоит потратить 5-6 часов, чтобы не спеша прогуляться, а если спускаться к пещерам, то лучше оставить для него отдельный день.

Замок Рабштын

К вечеру мы добрались к городку Олькуш, что в 45 километрах от Кракова. Неподалёку располагалось село Рабштын с замком, следующим в нашем маршруте. Мы осмотрели руины замка, которые частично реставрированы.

1 /2

Башня-ворота в хорошем состоянии, на информационных табличках прочли, что внутри находится небольшой музей и проводятся разные исторические фестивали. На ночлег решили остановиться где-то поблизости. Оказалось, что местные жители сдают своё жильё туристам по невысокой цене. Мы поселились на втором этаже частного дома прямо под замком, а со двора были видны руины.

Меня разбудили комары, назойливо жужжа над ухом, спать я уже не могла и решила сходить прогуляться. Раннее утро, время до рассвета тихое-тихое, я вышла из дома и пошла по мощёной дорожке. Посёлок стоит в низине вокруг горы и лес, только небольшая поляна и пастбище у замка. Подошла к стенам, видно как туман поднимается с холодной травы, будто призрак, который боится света.

1 /3

С холма хорошо видны дальние горы и вот первые лучи солнца, сначала несмело, вкрадчиво, светят на замок, на лес, на посёлок, на поляну. Потом всё выше и выше оранжевый диск солнца поднимается над вершинами деревьев, всё ярче лучи, белые стены замка как бы просыпаются ото сна, роса блестит на свежей траве, туман поднимается над лесом, испаряется и таинственная дымка исчезает. Я никогда не встречала рассвет в горах, это было так просто и одновременно сказочно, что я ничуть не пожалела о раннем пробуждении.

Смолень

В Смолень мы приехали к обеду и сразу направились к замку. Вся территория в зелени и идти было приятно, хотя день был жаркий. Ещё совсем недавно Смолень был в упадке, но сейчас его реставрируют и можно пройти вдоль массивных стен крепости и посмотреть на окрестности с высоты, как и другие укрепления на пути Орлиных Гнёзд он находится на высоком холме. По каменной лестнице поднимаемся на башню, вполне вероятно, что раньше она была дозорной. Вид с башни во все стороны – замок доминирует над равнинами и небольшими холмами, поля как лоскутные одела, раскинулись кругом и только вдали видны предгорья укрытые лесом.

Во дворе замка есть глубокий колодец, а с противоположной стороны – подземелья. В своё время Смолень был неприступным укреплением, а теперь стал интересным местом с богатой историй и пышной природой. Для посещения и экскурсии достаточно 2-2,5 часа.

Огродзенец

Нашим последним пунктом на Пути Орлиных Гнёзд стал Огродзенец в городе Подзамче. Мы с удовольствием провели в этом чудесном месте полдня и остались довольны. Тем более что рядом организован парк развлечений, где будет не скучно ни детям, ни взрослым. Замок очень красив, несмотря на полуразрушенное состояние его белоснежные башни и массивные стены создают впечатление сказочного городка.

1 /2

Сейчас ведутся работы по его реконструкции. Но туристов внутрь пускают, вход платный, в стоимость входит ещё и посещение башни с экспозицией орудий пыток. Сооружение находится на возвышенности и как бы вырастает из скал. Можно долго ходить по узким мрачным коридорам с окнами-бойницами, забираться на галереи, карабкаться на башни. И вот тут стоит задержаться и полюбоваться пейзажем. Замок обнесён оборонительной стеной, которая в одном месте плавно перетекает в скалы. Вся территория в мягкой травке, где можно поваляться и отдохнуть после экскурсии. Нагулявшись по замку и окрестностям, мы направились в парк развлечений. А тут уж каждый выбирает, что душе угодно: и адреналин-парк на деревьях, и познавательный тематический парк Занимательная физика, где можно на себе ощутить влияние её законов на разный снарядах, саночная трасса как для бобслея, только не с такими крутыми поворотами, и подземелье с призраками.

1 /1

Для детей есть парк миниатюр и аттракционы. Выбрать развлечения и мероприятия, посмотреть цены можно на сайте . В Огродзенце проводятся фестивали и рыцарские турниры, так что можно спланировать ещё и интересный исторический досуг. Так что скучно не будет. Домой мы выдвинулись ближе к вечеру и только к полуночи были на месте.

Север. Балтика. Гданьск

Пару дней передышки и мы двигаемся на Север. Тут уж моя душа хотела развернуться на полную, и Куршскую косу посетить, и Хельскую, и вообще все-все маяки вдоль побережья. А не тут-то было – всего осталось четыре дня и пришлось выбирать самое интересное и компактно расположенное. Маршрут был таков: Гданьск-Сопот-Хель-Славиньский национальный парк.

Все автомагистрали в отличном состоянии и бесплатные, вдоль всего пути на север ведутся строительные работы новых автострад. Выехав из пригорода Варшавы, в мы добрались к вечеру. Припарковались у исторического центра, после 6 вечера парковка бесплатная. Пройдя, буквально сто метров, вышли на пешеходную улицу Длугу, на ней и параллельной Пивной улице сосредоточенна масса достопримечательностей, что делает прогулку насыщенной. Сразу восхищает фантазия, с которой оформлены фасады и фронтоны домов. Впечатление, что это пряничные домики с сахарной глазурью на Рождество выстроились в ряд в праздничной витрине и ждут, когда их выберут и положат в корзину.

1 /2

Пышность архитектуры связана с тем, что город был богатым и важным морским портом и с середины 14 столетия входил в Ганзейский союз, объединяющий более 300 городов Балтики. Его населяли купцы и торговцы, которые соревновались в роскоши и красоте оформления своих домов – взглянёшь и не найдёшь двух одинаковых. Тут и драконы на крышах, и кони, и водосточные трубы в форме рыб, и статуи как в музее украшают фасад дома. Отличный вид на ровно расчерченные улицы и залив открывается с Ратуши, что находится на Длугом Тарге, а также с колокольни церкви Девы Марии. По этим же улицам можно выйти сквозь Зелёные Ворота к набережной.

1 /3

Вечером город одевается в яркие огни, создавая особенно уютную атмосферу, и всё это отражается в медленной Висле. Все кафе и рестораны зовут заглянуть и попробовать вкуснейшие рыбные блюда национальной кухни. В этот вечер мы просто гуляли и любовались видами города. Для большего впечатления можно подняться в кабинке колеса обозрения, что на Острове Складов, возле Морского музея. Но мы очень устали и поехали спать.

Жильё снимали на одну ночь с парковкой за 100 злотых (меньше 25 евро) в новом районе Гданьска и остались очень довольны. Утром мы снова вернулись в старый город, но уже целенаправленно шли к набережной. Там у старого Журава, портового крана и по совместительству городских ворот, попробовали вкуснейший копчёный овечий сыр с клюквенным джемом. Такое сочетание даёт очень пикантный вкус и хочется слопать с десяток таких сырков. Для полноты картины решили прокатиться на пиратском галеоне, что стоял у пристани по Висле к устью.

1 /2

Стоимость экскурсии – 40 злотых с человека (меньше 10 евро). На борту есть гид, который и на русском неплохо говорит, а внутри кафе. Нам с мужем захотелось перекусить и мы заказали польский борщ. То, что это не украинский борщ, я знала, но такого обмана не ожидала: в бордовой водичке болтались четыре пельмешки – и это всё блюдо. Галеон не спеша проплыл вдоль доков и портовых верфей, экскурсовод попутно рассказывал историю Гданьска. Самые красивые виды у самого устья на море.

Осмотрев Гданьск с воды, мы отправились в королевский Оливский парк. Это великолепный ботанический парк с аббатским дворцом и Оливским собором. В жаркий день было приятно гулять в тени деревьев и любоваться ухоженными клумбами. В парке несколько небольших водоёмов, соединённых каскадом водопадов. В летнее время проходят концерты – мы застали один из таких, оркестр исполнял произведения Шопена на открытой сцене. Множество уютных и укромных уголков парка располагают к отдыху на лужайке или на лавочке. В прудах плавают утки и лебеди, тенистые аллеи зовут прогуляться и если у вас достаточно времени, то стоит провести здесь полдня точно.

1 /2

Гданьск, Сопот и Гдыня – знаменитое Трёхградье на Балтике. И мы не могли оставить без внимания прекрасный Сопот. Он не такой пышный, как Гданьск, а наоборот какой-то расслабленный, курортный, но не менее интересный. На него у нас было только полдня, поэтому напишу, что успели увидеть на бегу. На главной пешеходной улице Героев Монте-Кассино много кафешеr и баров, но самое интересное видишь, пройдя в сторону набережной. Там выстроен Кривой Домик, невероятный, кажется, приплясывающий под весёлую мелодию. Смотришь и не веришь, что такое возможно выстроить. Стены и углы не хотят подчиняться строгой геометрии, и выпрыгивают за пределы ровных линий, кажется, что смотришь на отражение в кривом зеркале. Внутри ничто не выдаёт его «кривости», но все линии плавные, чем-то даже архитектуру Гауди напоминают. Ближе к морю стоит маяк, который украшает городской пейзаж. Он не действующий, но колоритный, ещё и из-за того, что в основе имеет квадратную форму в отличие от обычных циллиндрическихмаяков.

Планирование маршрута

Появилось у нас свободных 5 дней и небольшой бюджет для краткосрочной поездки.

5 дней для путешествия — это совсем немного, учитывая что почти два дня выпадают на дорогу. Поэтому мы решили съездить куда-то недалеко, куда можно относительно быстро добраться, при этом интересно провести время.

Т.к. нашей отправной точкой в этот момент был город Киев, то мы просто открыв карту выделили радиус 900 км. вокруг Киева. Почему 900 км.? Это то расстояние, которое можно комфортно преодолеть за один день на машине.

Честно говоря, страны, попадающие в эту окружность мы уже объездили: прошлая наша поездка была в Беларусь и Литву (об этом мы писали ), а позапрошлая - в Румынию и Болгарию (об этом мы писали ). Остались Венгрия, Словакия и Польша. Венгрию и Словакию мы решили отложить до поездки в Австрию, поэтому выбор пал на Польшу.

В Польше мы уже бывали: один раз проездом в рамках экскурсионного тура, второй раз тоже проездом по пути в Германию и Люксембург (об этом мы писали ). Были и мы и в Кракове, но всё как-то бегом.

Поэтому подумав и посоветовавшись, всё же решили поехать еще раз в Польшу, а именно в Краков. Но так, чтобы изучить основательно как сам город, так и его окрестности.

Помимо самого Кракова мы решили посетить краковский зоопарк, который расположен в пригороде, а так же найти время, чтобы съездить в Освенцим.

Поэтому итоговый маршрут в одну сторону выглядел таким образом:

Планирование бюджета

Основные статьи расходов были следующими:

  • виза;
  • туристические страховки и Зеленая карта на авто;
  • гостиницы;
  • топливо для авто;
  • оплата дорог в Польше;
  • посещение музея, зоопарка, достопримечательностей и подарки;
  • другие покупки.

Расходы на каждый из этих пунктов могут варьироваться. Например, в нашем случае нам не пришлось тратиться на визы, т. к. один из нас пользуется прелестями безвиза для граждан Украины, а у второго уже стоит шенгенская мультивиза в паспорте.

Из музеев мы заранее запланировали посещение Освенцима, и краковского Зоопарка, поэтому расходы на эти мероприятия можно было предусмотреть заранее.

Туристические страховки мы всегда оформляем в обязательном порядке, как и страховку на авто (в России выбрать и заказать туристическую страховку вы можете на ).

Что касается оплат дорог, то в нашем маршруте был один платный участок между Краковом и Освенцимом, причем этот участок можно проехать и бесплатно, об этом подробней расскажу в следующей статье.

Что же касается топлива, то в Украине оно немного дешевле, чем в Польше. Поэтому мы заправились по полной перед границей, и этого горючего нам хватило до возвращения в Украину, так, что в Польше заправляться не пришлось.

Выбор и бронирование номеров в отелях

Т.к. мы запланировали сначала посетить зоопарк (который находится за городом), а так же Освенцим, который в 70 км. от Кракова, то решили на первых пару дней сэкономить и заселиться в гостинице за городом, а потом на два дня переселиться в отель в Кракове.

Поэтому на первых две ночи нами был забронирован номер в трехзвездочной гостинице Dwór w Tomaszowicach (которая, если забегая вперед, оказалась ценной находкой).

На последних две ночи мы решили переселиться в крупный сетевой четырехзвездочный отель BEST WESTERN Efekt Express Kraków . В этой гостинице в цену были включены завтраки, что немного освободило наше время.

Подробнее о гостиницах расскажу в следующих статьях. Скажу лишь, что номера в гостиницах мы всегда бронируем на booking.com заранее, и он еще ни разу не не показал себя с плохой стороны, мы сталкивались и с овербукингами и другими сюрпризами, но всё всегда успешно решалось, и к самому букингу и сервису, который они предоставляют нареканий никогда не было. мы подробно описали , а так же .

Для краткосрочных поездок удобнее селиться в гостиницах, поэтому и бронируем через лидера рынка — букинг (хотя иногда сравниваю цены и на сайтах самих отелей). А для длительных бывает удобней арендовать квартиру, чтобы можно было самим готовить. И в сфере аренды квартир хорошую конкуренцию букингу составляет сервис AirBnb (если зарегистрируетесь по нашей ссылке , то вам будет неплохая скидка на первом проживании).

Документы для поездки

Виза

Для посещения Польши россиянам и белорусам необходима шенгенская виза, для украинцев достаточно действующего биометрического паспорта.

Паспорт

Тут всё понятно, необходимы действующие заграничные паспорта.

Медицинская страховка

Этот пункт является необязательным, но очень рекомендуемым. Мед. обслуживание в Европе для иностранцев без страховки стоит очень и очень дорого. Так, что даже самая незначительная простуда может вам выйти очень дорого. Поэтому рекомендуем оформить туристическую страховку на каждого туриста. В России работает куча веб-сервисов, которые помогают выбрать и оформить страховку: , .

Несмотря на то, что нам не нужно было оформлять визы для этой поездки, и никто не требовал в обязательном порядке оформление туристических страховок, мы все равно оформили для себя полисы. Кстати, для одного из полисов мы нашли хорошую опцию расширенного страхования, в который так же включались и некоторые моменты для дополнительного обслуживания машины в случае непредвиденной поломки и необходимости вызова эвакуации. В любом случае не стесняйтесь интересоваться о дополнительных опциях, которые можно подключить к вашему полису, иногда эти опции могут быть очень интересными.

Документы на машину

Тут обычный комплект:

  • права,
  • тех.паспорт на авто,
  • страховка «Зеленая карта».

Зеленую Карту почти всегда проверяют на границе.

Об оплате дорог в Польше не надо беспокоиться заранее. На платных участках магистрали вы будете проезжать через специальные пункты оплаты, в которых вы сможете рассчитаться наличными или банковской картой (в этой статье можете посмотреть наши рекомендации о том, какой картой лучше платить в зарубежной поездке).

Распечатка бронировок номеров в гостиницах

Иногда на границе спрашивают подтверждение целей вашей поездки. И обычная распечатка бронирования с букинга является достаточным обоснованием.

Бывают ситуации, когда вас может остановить дорожная полиция, и поинтересоваться целью вашей поездки и показать какие-нибудь подтверждения. Так например нас однажды останавливали в Польше и Германии, правда обошлось устной беседой и проверкой прав и паспортов всех пассажиров. Но на всякий случай рекомендую иметь в машине распечатку броней с букинга (причем лучше, чтобы это была распечатка, чем приложение букинга, ведь у вас в нужный момент может не работать интернет, или вы просто не подключите роуминг, поэтому бронировку в приложении просто не сможете показать).

Комплектация автомобиля

В машине обязательно должны быть:

  • рабочий огнетушитель;
  • знак аварийной остановки, а лучше два;
  • светоотражающий жилет для (зачастую в европейских государствах без него запрещено выходить на трассе);
  • медицинская аптечка евро-образца (красная с белым крестом и надписью First Aid);
  • запасное колесо и домкрат.

Итак, подготовка к поездке окончена. В следующей статье расскажу о дороге до Кракова, прохождении границы и первой гостинице. А так же о разительной разнице в качестве дорожного покрытия в Украине и в Польше, о заправках и придорожных кафе.


Статьи по теме, которые возможно вас заинтересуют:

Из Киева до границы с Польшей чуть более 600 км. Не нарушая ПДД это расстояние можно проехать за 7-8 часов. Поэтому из Киева мы решили выехать как можно раньше, чтобы не торопиться, и чтобы было достаточно времени на случай задержек на границе. Почти вся дорога из Киева до границы является частью автомобильной дороги Киев-Чоп, а сам участок Киев-Львов является частью европейского автомобильного маршрута E 40. Поэтому состояние дорожного покрытия вполне хорошее. Это конечно не польские и тем более не немецкие автобаны, но всё же это лучшая дорога Украины. Дорога проходит через множество населенных пунктов, поэтому нельзя шутить со скоростью, и стоит ехать не нарушая.

В предыдущих статьях я рассказал о подготовке к поездке, и первом дне путешествия. Сегодня поделюсь с вами впечатлениями от второго дня. Мы планируем посетить Краковский зоопарк (Ogród Zoologiczny w Krakowie), пройтись по торговым центрам Galeria Bronowice, IKEA, Factory Kraków, пообедать шведскими тефтельками в IKEA, и съездить в Город Освенцим для посещения там музея Аушвиц-Биркенау. Расписание дня очень плотное, поэтому мы распланировали всё заранее буквально по минутам. И у нас получилось придерживаться нашего графика.

Как я уже говорил в предыдущих статьях, это была уже не первая наша поездка в Краков. В этот раз мы решили не спеша пройтись по знакомым местам, а так же посетить те, на которые в предыдущие поездки не хватило времени. Предыдущий день был очень насыщенным (мы были в краковском зоопарке и музее Освенцима, об этом читайте в этой статье), мы много ходили пешком и изрядно вымотались, поэтому сегодня решили не вставать очень рано, а дать себе отдохнуть. Перекусив и немного прогулявшись по парку отеля, начали собираться.

Сегодня мы решили пройтись по тем местам, посещение которых всегда откладывали. Эти места связаны с тяжелыми моментами жизни евреев в Кракове. Позавчера мы уже посетили лагерь Аушвиц в Освенциме, о чем рассказали в этой статье. Сегодня мы планируем пройтись по еврейскому району Казимеж, попасть на площадь героев гетто, и посетить фабрику Оскара Шиндлера.

В последний день нашего пребывания в Кракове, мы решили уже не выходить в город, а хорошо выспаться, позавтракать, и без спешки собраться в обратную дорогу. Основная задача на сегодня - это доехать до Киева, все остальное - второстепенное.

01.02.19 26 477 24

Гуляла по старым городам и любовалась горами

В 2018 году мы с друзьями взяли отпуск на майские праздники, сели в машину и поехали в Польшу.

Мари Котляр

экономит в путешествиях

Там мы наслаждались красотой гор, гуляли по мощеным улочкам Кракова и покупали еду в магазине со смешным названием «Жабка».

За 9 дней мы проехали 3500 км. В статье я расскажу, сколько стоило такое путешествие и как его организовать.

Расходы в Польше за неделю на одного - 20 106 Р

6250 Р

Проживание

6126 Р

Автомобиль

4180 Р

Страховки

1250 Р

Сувениры

1200 Р

Развлечения

600 Р

Общественный транспорт

500 Р

Маршрут

Мы с подругой не хотели тратиться на самолет и зависеть от расписания общественного транспорта, поэтому выбрали автомобиль. В поездке на машине можно быть свободным в выборе мест.

Сначала нас пугало расстояние: от Москвы до ближайшего польского города Люблин - 1200 км. До этого момента никто из нас не ездил на машине так далеко. Но когда оказалось, что у нас в запасе будет еще два сменных водителя, мы решились.

3500 км

мы проехали на машине за 9 дней поездки

В Польше мы побывали в городах Люблин, Краков, Закопане, а в конце даже заехали в словацкий город Попрад. Маршрут получился оптимальный: мы не устали от дороги и по пути посмотрели на жизнь в провинциальных городках страны. Больше всего нам понравились горы Татры.


На обратной дороге в Москву мы хотели посетить Жешувский и Ланьцутский замки в окрестностях города Жешув: они были по пути. Но в последний день поняли, что не успеваем, поэтому пришлось оставить их на следующий раз. Возможно, еще на этапе планирования нам следовало разграничить цель: горы или замки. За 7 дней сложно посмотреть и то и другое. Если хотите успеть везде, добавьте к маршруту еще 2 дня.

Поездка на машине хороша тем, что по дороге можно увидеть много интересного. Мне нравится наблюдать за жизнью людей в провинциях. Когда мы ехали по польским деревням, я удивлялась отношению поляков к своему имуществу. В маленьких польских городках нет заброшенных земель и коттеджных поселков - только аккуратные домики с подстриженными кустами. Еще аисты вьют гнезда прямо на фонарных столбах - чудное зрелище.


Виза

В Польшу можно въехать по шенгенской визе. Мы начали готовить документы на польскую визу за месяц до отъезда. Вместе с основным пакетом документов для путешествия на машине надо было предоставить:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  3. Грин-карту - международный страховой полис на машину.
  4. План маршрута с датами и точками остановок. Мы оформили его таблицей: просто написали, куда и когда планируем съездить.

Все документы нужно отксерокопировать, а план распечатать. Международная страховка «Ресо» на машину обошлась нам в 3000 Р .

Мы хотели запросить визу в консульстве Польши в Москве. Оказалось, что запись уже закрыта: документы лучше подавать за 1,5 месяца или раньше. Тогда мы начали звонить в визовый центр Польши. Оператор на горячей линии нас сильно озадачил: все визовые центры временно приостановили работу. Причину я так и не узнала, но сейчас они снова работают.

В итоге я сделала итальянский шенген: через 4 месяца как раз собиралась ехать в Италию. Друзья сказали, что итальянцы редко отказывают в выдаче визы. За визу отдала 35 € (2625 Р ), за услуги визового центра - 29,5 € (2210 Р ). Виза на полгода обошлась мне в 64,5 € (4835 Р ), ее сделали за 3 рабочих дня.

64,5 €

я отдала за шенгенскую визу на полгода

Когда едешь на машине за границу, пограничники ставят отметку в паспорте в стране первого въезда. В нашем случае это была Польша. На границах стран Евросоюза нет контрольно-пропускных пунктов, а значит, нет и доказательств, что мы не были в Италии. Но в теории такое путешествие может быть рискованным: никогда не знаешь, как это повлияет на выдачу новой визы. Лучше соблюдать правила и по возможности делать визу той страны, где собираетесь провести большее количество дней.

Деньги

В Беларуси и Польше свои национальные валюты - евро не принимают. Белорусский рубль (Br) стоит 31,12 Р , польский злотый (zł) - 18,12 Р .

В Беларуси мы не покупали валюту, потому что нигде не останавливались. Бензин оплачивали картой. В Польше мы меняли наличные деньги, картой расплачивались редко. Мне удобнее планировать траты и следить за бюджетом, когда деньги на руках.

Обменники есть в торговых центрах и на улицах города. Мы поменяли рубли на евро в России, а по приезде купили злотые. Но есть обменники, где меняют даже рубли на злотые. Курс везде выгодный, мы не заметили колоссальной разницы. Злотый обошелся нам в 18,5 Р . Мы не снимали деньги в банкоматах, но в городах их много. Знакомые предупредили, что в банкоматах может быть комиссия, процент зависит от банка.

Дорога

До Польши. Наш путь начался в 6 утра в Москве и пролегал через Беларусь. До границы было 1100 км. По пути мы планировали переночевать в польском городе Люблин в 100 км от границы. Это было правильным решением: в пути сильно затекают мышцы, устают глаза и хочется спать.

На границе Польши и Беларуси 6 таможенных пунктов. Самые близкие к Люблину - Брест и Домачево. В Бресте большие очереди, поэтому мы решили ехать через Домачево.

Пересечь границу мы планировали за 2-3 часа. По моему опыту, проехать быстрее можно только в несезон: осенью или ранней весной. Позже мы узнали, что можно забронировать место на границе в Бресте. Услуга стоит 25 Br (775 Р ). Время бронируют за 90 суток или максимум за 3 часа до прибытия на границу.

Если белорусскую границу можно пройти без очереди, то дальше все равно придется стоять на польской. Тогда мы не стали тратить деньги на бронь, но если бы поехали сейчас, я бы все-таки забронировала место в очереди в брестском пункте.

После въезда в Польшу дорога стала в два раза уже и опустился туман. Из леса на обочину выходили олени, лисы и зайцы: всю дорогу мы ехали со скоростью 60 км/ч или меньше. Нас разморило, и мы захотели спать - последние 50 километров ехали как зомби.

В целом дорога из Москвы до Польши может занять до 24 часов в зависимости от того, сколько стоять на границе. Мы ехали 19 часов.


По Польше. Мы переночевали в Люблине и утром сразу отправились в Краков. По самому короткому пути до него было 283 км.

Что посмотреть в Польше

Краков - бывшая столица Польши. Мы гуляли по центру: заглянули на рыночную площадь и в еврейский квартал, а потом отправились на набережную. Именно там все главные развлечения: бесплатный кинотеатр под открытым небом, фрисби, танцы, аттракционы, а главное - вид на Вавельский замок

Краков напомнил Петербург: там серая застройка и похожая атмосфера. Но центр города, бесспорно, красив.


Освенцим. Мы заехали в Освенцим, чтобы посетить музей Аушвиц-Биркенау. Это бывшие концентрационные немецкие лагеря.

В Освенциме мы увидели очередь в полтора километра и поняли, что не успеваем туда попасть: дальше по расписанию была поездка в Закопане. Было обидно.

Еще мы не догадались, что стоит купить билеты заранее на сайте музейного комплекса. С 1 мая по 31 октября зайти на территорию можно только с экскурсией. Экскурсия в группе с сопровождением экскурсовода стоит 50 zł (900 Р ) для взрослых и 45 zł (810 Р ) для студентов.

Закопане - это город и одноименный горнолыжный курорт Польши у подножия Татр. Зимой все ездят сюда кататься на горных лыжах или сноуборде. Горнолыжный сезон начинается в ноябре, а заканчивается в марте-апреле. Единого тарифа на скипассы нет, цена колеблется от 14 € (1050 Р ) до 32 € (2400 Р ) за день в зависимости от зоны катания.

На мой взгляд, город обычный и смотреть там нечего. Мы приехали туда, чтобы попасть в национальный парк Татры, который находится в пригороде Закопане.

Национальный парк Татры. Из Закопане в парк Татры ходят маршрутки за 12 zł (220 Р ). Их можно найти по табличке Morskie Oko на лобовом стекле - это название популярного горного озера среди туристов. Дорога из Закопане на маршрутке займет 20-30 минут, на машине - 10-20 минут . Входной билет стоит 10 zł (180 Р ) и оплачивается в кассе у входа в парк.

10 zł

стоит билет в национальный парк Татры

Мы хотели почувствовать атмосферу гор, погулять по ним и насладиться видами. Запланировали на это три дня. В гостевом доме нам выдали книжку с путеводителем по Закопане и картой трекинговых маршрутов в Татрах. Еще ее можно взять в туристических инфоцентрах. В интернете есть краткий путеводитель по Закопане.


По мнению путешественников на форумах, самый популярный трекинговый маршрут в Татрах - Путь Орла. Мои спутники хотели его пройти, но я прочитала несколько статей и не решилась: судя по отзывам, у нас не было должной подготовки. Например, на сайте Phototravel говорится, что это самый сложный маршрут в Татрах. Без экипировки туда идти точно не стоит.

Самые популярные туристические места - вершина Каспровы-Верх и озеро Морское Око. До вершины можно дойти пешком за 3 часа или добраться на канатной дороге. Канатка стоит 63 zł (1130 Р ) в обе стороны и 48 zł (860 Р ) - в одну. Тех, кто заранее купил билет в интернет-магазине Польских канатных дорог , пускают вне очереди. До канатной дороги можно добраться на маршрутке, которая ходит от вокзала, за 2 zł (36 Р ).

63 zł

стоит проехаться на канатной дороге к вершине Каспровы-Верх и обратно

Мы хотели гулять по трекинговым тропам. Их десятки - можно добраться до любого места в парке. Тропы каменистые и с резкими подъемами. Я была в кедах и сбила о камни все ступни, еще и пару раз поскользнулась. На одной из троп мы чуть не заблудились: все дорожки похожи.


В первую очередь мы пошли к озеру Морское Око. Там были сотни людей - мы с друзьями потерялись и вместо прогулки искали друг друга полтора часа. Морское Око меня не впечатлило: оно похоже на все горные озера.

Поэтому мы отправились ко второму озеру с угрожающим названием Чарны-Став-под-Рысами. До него пришлось лезть вверх по камням и снегу. Озеро поразило нас красотой: вокруг был снег, в воде плавали снежные глыбы, на поверхности отражались горы. Еще оттуда было видно Морское Око, и с высоты оно выглядело гораздо красивее, чем вблизи.

На вершине одной из скал Татр есть пещеры. Подъем оборудован цепями, за которые можно придерживаться, но иногда было удобнее опираться на трекинговые палки. Пока мы поднимались к скалам, я ощущала страх и адреналин одновременно. Помимо нас туда лезли несколько женщин средних лет и даже одна бабушка. Меня это сильно удивило: там высоко и опасно, страховки нет, а она все равно осмелилась.



Попрад. В 68 км от Закопане, недалеко от словацкого города Попрад, находится древний замок Спишский Град. Мы решили дать ногам отдохнуть от гор и поехали его посмотреть. В кассе представились студентами из России, которые якобы забыли студенческий, - билет в замок обошелся в 6 € (450 Р ). Обычный взрослый билет стоил 8 € (600 Р ).

Замок смотрится красиво с дороги, но внутри - ничего особенного. После Спишского Града мы заехали пообедать в словацкий Попрад и пришли в ужас от унылой застройки из однотипных домов. Ничего интересного и красивого там нет. Местный фастфуд за 1 € хуже, чем ничего: невкусно. В общем, Словакия нам не понравилась.


Жилье

Жилье в Польше недорогое: хостел обойдется в 500 Р , отель в горах - 1200 Р за ночь. Мы выбирали номера на «Букинге» с фильтром по самой низкой цене. Чтобы не портить себе отдых, читали отзывы и смотрели условия по фото.

1200 Р

стоит ночь в польском отеле в горах

Люблин. Для отдыха после долгой дороги мы забронировали простой хостел в центре города. Ночь в хостеле Królewska обошлась в 53 zł (960 Р ) на двоих, то есть 26,5 zł (480 Р ) на человека. У нас были отдельные номера на двоих с собственным уютным балкончиком.

Санузел был общий, и мы приготовились к дискомфорту. Но душ «превзошел» все ожидания: окно из душевой выходило прямо на окна этого же здания. Еще там не было горячей воды, а персонал не разговаривал по-английски.


Номер с двуспальной кроватью, шкафчиком и балконом. Маленький и уютный. Фото: «Букинг»
Нам сказали, что из окна будет видно башенку одного из замков. Но увидеть ее можно только из окна ресепшена. Фото: «Букинг»

В Кракове мы остановились в хостеле Benedykta , где забронировали по кровати в общей шестиместной комнате для мужчин и женщин.

Хостел находится в пяти минутах от главной площади Кракова. Одна ночь обошлась нам с подругой в 25 zł (450 Р ) с человека. Ребятам повезло больше: за те же деньги их заселили в номер на троих.

В стоимость был включен бесплатный завтрак. Вещи можно оставить в шкафчике, ключи выдавали на ресепшене. В целом размещение нам понравилось: было чисто и комфортно.

Горный курорт Закопане. В Татрах мы решили снять комнату в гостевом доме в двух километрах от Закопане, в поселке Цирля. Выбор пал на Willa Koisowka. За 4 ночи я заплатила 250 zł (4500 Р ). За эти деньги мы получили вид на горы, собственные душ и туалет, большую комфортную кровать. За 8 zł (140 Р ) подавали завтрак: сыры, каши, йогурты, бутерброды и тосты.

250 zł

я заплатила за 4 ночи в гостевом доме рядом с горным курортом Закопане

Когда мы подъехали к вилле, калитка была закрыта. Мы не могли понять, как вызвать администратора. Сначала попробовали найти звонок, задвижку, потом покричали, постучали в ворота, но ничего не работало. Пришлось перелезть через забор и стучаться в сам дом. К нам вышла русскоговорящая девушка и показала звонок. Оказывается, он был на калитке - правда, едва заметный.

После хостелов было здорово заселиться в виллу - в просторную обустроенную комнату на двоих с собственным балконом.

Перед отъездом нас попросили заполнить квитанцию и оплатить городской экологический налог. Он высчитывается из расчета 2 zł за день в Закопане. У нас вышло 5 дней - мы заплатили 10 zł (180 Р ).


Наша комната в Willa Koisowka. Уютно, есть даже свой письменный стол. Я люблю писать, поэтому он пришелся кстати. Фото: «Букинг»
Willa Koisowka - это большой загородный дом с несколькими жилыми комнатами. Фото: «Букинг»

Парковки

В Польше есть платные и бесплатные парковки. В будни в центре городов и близлежащих районах паркуются платно, на окраинах - бесплатно. Стоимость зависит от времени. Оставить машину на 20 минут стоит 1 zł (18 Р ), на час - 3 zł (54 Р ), 3 часа - 10,6 zł (190 Р ). Можно поискать бесплатные парковки у торговых центров и рядом с заправками, но мы не пробовали.

В центре можно бесплатно парковаться по выходным и в будни с 20:00 до 10:00. Например, в Краков мы приехали в 17:00 и оставили машину до 9:00. Заплатили только за три часа. Это стоило 11 zł (200 Р ).

1 zł

стоит двадцатиминутная парковка в центре города с 10:00 до 20:00

В крупных городах, например Кракове и Люблине, парковку оплачивают в паркоматах. Они принимают монеты номиналом 1, 2 и 5 злотых и не дают сдачу. Старые паркоматы не принимают карты, а на новых есть даже пэйпасс. Проверить возможность безналичной оплаты и научиться оплачивать парковку можно на сайте городской инфраструктуры Кракова.

В маленьких населенных пунктах вроде Закопане можно встретить парковщиков. Они спрашивают, когда планируете вернуться, берут деньги и дают чек. В Закопане парковщик берет 2 zł (36 Р ) за час и максимум 7 zł (130 Р ), даже если оставить машину на весь день. Исключения - туристические места вроде Татранского национального парка. Там стоимость парковки стоит узнавать у парковщика. Парковщик в поселке Кирэ взял с нас 10 zł (180 Р ) по единому тарифу без учета времени.

У 90% хостелов в центре Кракова нет своей парковки, поэтому мы оставляли машину на улице. В Люблине у большинства хостелов есть парковка, за нашей даже следил охранник. Но мы так ей и не воспользовались: приехали ночью, сил искать ее не было, поэтому припарковались прямо в центре. Платить не пришлось: ночью парковка тоже была бесплатна.

В Закопане мы планировали гулять пешком и специально искали жилье с парковкой. Если выезжали в город, парковались у магазинов бесплатно. Один раз остановились в центре на час за 2 zł (36 Р ).


Зоны платной парковки Кракова. О подробном описании зон с улицами я читала на сайте городской инфраструктуры

Рестораны

Первое место среди всех польских блюд я отдаю супам. Стандартная порция 400 мл стоит около 5 zł (90 Р ). Самые популярные из традиционных - борщ и журек. Борщ похож на русский, но без картошки и капусты. Вместо них поляки добавляют пряности, много чеснока и пельмешки. Если взять без пельмешек, суп будет стоить дешевле на 2 zł (36 Р ).

Журек - это суп на закваске из воды, муки, чеснока и ржаного хлеба. В него добавляют картошку, колбаски и зелень. По вкусу он отдаленно напоминает рассольник. У всех супов яркий вкус: борщ пряный за счет чеснока и специй, а журек сытный и необычный благодаря закваске на ржаном хлебе. В каждом польском кафе готовили супы по-разному.


Из горячих блюд предлагают колбаски и бигос - блюдо с сосисками или мясом. Бигос стоит от 24 zł (430 Р ) до 38 zł (680 Р ). По непонятным мне причинам, это очень дорогое второе блюдо, хотя на вкус как обычная солянка.

В среднем колбаски стоят 17 zł (310 Р ) за 250 граммов. В Закопане мы заказали на троих мясную доску из колбасок, шашлыка и местного салата из моркови, свеклы и кислой капусты. Это стоило 79 zł (1430 Р ), но мы даже не смогли доесть - забрали с собой в дорогу.

Если спросить любого официанта, что стоит съесть из традиционных блюд, он первым делом скажет: pierogi. Поляки преподносят это блюдо как обязательное к обеду или ужину. Пироги - с ударением на «о» - похожи на вареники, только пресные и сухие. Они стоят 10-12 zł (180-220 Р ) за порцию из нескольких штук. Их варят или жарят. Я пробовала вареные, но мне не понравилось. Ребята каждый раз ели вареные и были довольны.


Почти к любому блюду подают пляцки - картофельные оладьи. Поляки любят их добавлять как основной гарнир к горячим блюдам. Сначала они кажутся вкусными, особенно когда их приправляют подливкой или соусом. Но потом приедаются: во всех кафе, что мы были, пляцки имели один и тот же вкус.

Я не люблю туристические места и стараюсь есть в кафе подальше от центра. Так можно найти действительно вкусную национальную еду и посмотреть, что берут поляки. В таких кафе счет обычно ниже на 10-15 zł (180-270 Р ), чем в центре города.

В обеденное время мы ездили в кафе наобум и открывали для себя что-то новое и интересное. Например, после прогулки в Татрах мы поехали из поселка Кирэ в обратную сторону от Закопане. По дороге нашли ресторацию U Sliwy. В зале сидели одни поляки, а официантки были одеты в национальные костюмы. Еда в ресторации оказалась вкусной, а порции - большими. Я взяла себе суп журек, вепрево колено размером с полголовы - свиная рулька по-польски - и пиво. Такой обед обошелся мне в 30 zł (540 Р ).

30 zł

я заплатила за обед из двух блюд с пивом в ресторации U Sliwy

В среднем обед или ужин стоил 27 zł (490 Р ) на человека. После гор, когда хотелось есть все сразу и в больших объемах, мы ели на 38 zł (680 Р ). Нам обычно хватало одного приема пищи в день.

Однажды мы попробовали поесть в польском «Макдональдсе». Он колоссально отличается от русского: еда там более постная и с рукколой. Вместо обычных булочек - ржаные.

Width="1000" height="667" class="" style="max-width: 1000px; height: auto"> Бургер, картошка фри, соус и напиток обойдутся в 25 zł (450 Р )

На завтрак можно сходить в любую польскую пекарню: местные булочки восхитительны. Если брать круассан, он будет свежий, пышный, большой и с вкусной начинкой. Остальная выпечка не уступает по размерам и характеристикам. В среднем все стоит 12-14 zł (220-250 Р ).

Местное пиво ничем не отличается от русского. В основном светлое, без каких-либо отличительных качеств. А вот традиционная настойка «Соплица» - необычный напиток, похожий на ликер. Мне понравилась сливовая: она легкая и приятная. Я привезла ее домой. В супермаркете «Соплица» стоит примерно 45 zł (810 Р ).

Магазины

Мы обычно ходили в горы, поэтому еду на завтрак и обед покупали в супермаркетах. Самые популярные магазины в Польше - Biedronka и Lidl. Обычно они работают с 6:00 до 21:00-22:00, по воскресеньям закрыты. Точное расписание лучше уточнять на сайтах.

13 zł

я потратила на сыр осцыпек в вакуумной упаковке

Когда мы приехали в Закопане в воскресенье, то колесили по городу, чтобы купить еды: все было закрыто. На третьем кругу нашли супермаркет Zabka , по-русски - «Жабка». Он работал с 6:00 до 23:00 даже по выходным и праздникам. Из-за этого цены на все были выше на 2-3 zł (36-54 Р ). В очереди пришлось простоять полчаса, но выбирать не приходилось. Перед поездкой рекомендую проверить режимы работы магазинов и отметить их на карте, чтобы не пришлось их судорожно искать в поездке.

Из сладостей в Польше популярны пряники катаржинки - katarzynki. В основном их делают к Рождеству по традиционному рецепту, но мы сумели найти их в «Бидронке». Они действительно пряные на вкус, я даже привезла их как сувенир.

В Татрах мы попробовали польский овечий сыр осцыпек. Его приготовили прямо при нас. За 4 zł (72 Р ) нам дали копченый и свежий сыры на пробу.

Чтобы привезти осцыпек как сувенир, нужно искать его на полках супермаркетов в вакуумной упаковке, иначе испортится, да и таможня без упаковки не пропустит. Я нашла за 13 zł (230 Р ) в «Бидронке». Копченый можно взять в деревне, где вдоль дороги на каждом шагу стоят палатки. Большой кусок копченого осцыпека продают за 5 zł (90 Р ).

Вот примерные цены на продукты в супермаркетах Польши:

  • сыр осцыпек - 13 zł (230 Р );
  • местные конфеты и пряники - 8-10 zł (140-180 Р );
  • сыры - 6-8 zł (110-140 Р );
  • колбаски - 4-8 zł (72-140 Р );
  • шоколадки - 2,5 zł (45 Р );
  • бананы - 2 zł (36 Р );
  • молочные продукты - 1,5-2 zł (27-36 Р );
  • хлеб и булочки - 0,2-2 zł (4-36 Р ).

Что взять с собой

В поездку я взяла с собой маску для сна, чтобы спать в машине. Еще мы запаслись едой и водой, чтобы не тратить время на крупные остановки для перекусов.

Для прогулок в горах мы купили подержанные трекинговые палки на «Юле». Две пары палок обошлись в 1000 Р , а новые стоят в «Декатлоне» в среднем 399 Р за штуку. С палками нагрузка с ног равномерно распределяется по телу - подниматься и спускаться легче. Еще они служат хорошей опорой: даже если соскользнет нога, можно удержать равновесие.

798 Р

стоит в среднем пара трекинговых палок в «Декатлоне»

На всякий случай мы с ребятами решили взять солнцезащитный крем и эластичные бинты. Оказалось, что это обязательные вещи при прогулке в горах. Даже в мае солнце печет - можно сильно обгореть. Эластичный бинт пригодится, если колени заболят от напряжения.

Для трекинга понадобится удобный рюкзак и обувь, в которой можно безболезненно ходить по камням и не скользить по снегу. Мы не позаботились об этом заранее и в Татрах ходили в кедах. Ступни ныли от камней несколько дней.


ЗапомнитьНад материалом работали

Автор - Мари Котляр, редактор - Анастасия Осян, выпускающий редактор - Марина Сафонова, фоторед - Максим Копосов, информационный дизайнер - Женя Софронов, ответсек - Анна Лесных, корректор - Дарья Семенова, верстальщик - Евгения Изотова

Путешествия на собственном автомобиле дают туристам широкие возможности при выборе места отдыха и маршрута. Во время подобных поездок можно посетить несколько курортов и даже стран. Поэтому с каждым годом любителей автомобильных маршрутов становится все больше. Наши соотечественники уверенно путешествуют не только по своей родной стране, но и по Европе. Иногда за один отпуск автомобилисты успевают исколесить чуть ли не весь Евросоюз и начинают они свой путь обычно с Польши.

Эта страна находится ближе всего к границе с Россией, к тому же здесь есть что посмотреть в самой столице и в маленьких провинциальных городках, сохранивших свою аутентичность. Однако путешествие в Польшу на машине, несмотря на простоту и незначительные затраты, имеет массу подводных камней, о которых в первый раз турист может и не знать. Мы раскроем все секреты выбора маршрута, пересечения границы, а также особенности требований к транспортному средству и еще множество важных для путешественников нюансов. Итак, давайте начнем подготовку к поездке в Польшу на машине из РФ.

Подбираем маршрут

Путешествие на собственном автомобиле дает невероятную свободу передвижений. Турист может позволить себе спланировать маршрут так, как ему заблагорассудится, и при желании в любой момент изменить его. К тому же за пару недель отпуска на машине появляется уникальная возможность подробно изучить страну, в которую вы направляетесь, а не только какой-нибудь один из ее уголков.

Что посмотреть в Польше на машине? Об этом нужно позаботиться, еще находясь дома, и составить подробный маршрут будущего путешествия. Так вам будет легче ориентироваться по картам и навигатору в чужой стране. Естественно, каждый турист, впервые пересекший границу с Польшей, стремится добраться до Варшавы и именно со столицы начать знакомство со страной. Лучше всего сразу проехать на территорию старого города. Правда, учитывайте, что все парковки там являются платными и до некоторых мест придется немного идти пешком.

В старом городе расположены две красивейших площади Варшавы: Замковая и Рыночная. На первой стоит Королевский замок, который туристам всегда рекомендуют посетить. Большинство его залов открыты для гостей и представляют большой исторический интерес. Стоимость входного билет колеблется в пределах семи долларов с человека.

На Рыночной площади располагаются многочисленные кафе, рестораны и таверны. Кстати, польская кухня очень вкусна, а порции отличаются большими размерами. Средний чек на человека составляет от трехсот до пятисот рублей. Здесь же расположена Национальная библиотека Польши. Даже если вы не интересуетесь старинными книгами, мы все же советуем вам заглянуть в это здание. На его крыше находится самый большой и роскошный сад в Европе. К тому же открывающийся отсюда вид на город оставляет незабываемые впечатления.

Если вы приехали в Польшу на машине, то следующим пунктом путешествия должен стать Краков. Этот город по праву называют древней польской столицей. Здесь можно посетить и Старую площадь, где продаются изделия из янтаря ручной работы. Этот камень считается символом Польши, а дракон, изображающийся в городе повсеместно, является талисманом Кракова.

После шумных приходит время прогулок на природе, и здесь на вашем маршруте будет городок Закопане. Он окружен горами и озерами, экскурсия по местным достопримечательностям обойдется в двадцать два доллара. Тут же можно остановиться на ночлег, все местные отели довольно колоритны и недороги.

Описанный нами маршрут рассчитан приблизительно на десятидневное путешествие. Для первого визита в Польшу на машине этого времени и впечатлений вполне достаточно. Но в дальнейшем маршрут можно изменить, ведь в стране еще много интересных и необычных мест.

Обычно наши соотечественники отправляются к польским границам именно из Москвы. Так как отсюда всего несколько часов ходу на авто до Польши. Однако учтите, что только Калининград граничит с этой страной. В остальных случаях туристам придется ехать через Украину или Беларусь.

На машине, как утверждают опытные путешественники, проще и легче именно через таможенные пункты контроля в Украине. Однако в силу политической обстановки россиянам этот путь пока закрыт. Поэтому единственным вариантом остается поездка через Беларусь. Если вы не будете делать лишних остановок и вам повезет с отсутствием очередей на границе, то при учете выезда из российской столицы в семь утра или еще раньше к вечеру того же дня вы уже окажетесь в Варшаве. Маршрут, по которому автомобилисты будут совершать движение, мы привели ниже.

Несмотря на желание как можно быстрее оказаться в Европе, которым горят все без исключения путешественники, подобный марш-бросок стоит совершать только в случае наличия рядом человека, который может сменить вас за рулем. Иначе высоки риски попадания в аварию.

Обычно во время автомобильной поездки рекомендуется останавливаться каждые два с половиной часа и выходить из транспорта, чтобы размять конечности. В эти перерывы нужно перекусить и выпить горячего кофе из термоса. При таком подходе вы не ощутите усталости и сохраните высокую концентрацию внимания.

Особенности прохождения таможенного контроля: выбираем пропускной пункт

При выборе маршрута в Польшу на машине необходимо учитывать тот пропускной пункт, через который вы планируете пересечь границу. От этого будет зависеть скорость прохождения всех формальностей, ведь на некоторых пунктах традиционно собираются очереди из транспортных средств.

Обычно наши соотечественник для пересечения границы используют шесть пунктов пропусков в Беларуси (они нанесены на карту). Однако один из них («Козловичи-Кукурыки») не работает с легковым транспортом. Если вы по ошибке окажетесь здесь, то пограничники развернут вас и отправят на другой пункт, так как здесь принимают только грузовые машины.

Самый многолюдный пропускной пункт - это «Брест-Тересполь». Сюда направляется основной поток туристов из России. Поэтому ожидание порой занимает несколько часов. А вот соседние - «Домачево-Славатыче» и «Песчатка-Половце» - не столь загружены. Порой здесь и вовсе не бывает очередей. Но если вы хотите пройти границу быстро и наверняка, то подъезжайте на пропускной пункт в четыре утра или после полуночи.

Требования к техническому состоянию автомобиля

Если вы планируете отправиться в Польшу на машине, то перед путешествием сделайте диагностику своего транспортного средства. Поляки уделяют этому вопросу повышенное внимание и из-за малозначительной неисправности вполне могут не впустить вас в страну.

В первую очередь позаботьтесь о фарах и возьмите с собой комплект запасных лампочек. Дело в том, что передвигаться по территории Польши можно только с включенным ближним светом. Поэтому его поломка будет всегда вызывать интерес у местных стражей порядка автомобильных трасс. Также на пропускном пункте могут отказать в проезде в страну из-за наличия трещин на лобовом стекле и сколов на кузове. Целостность транспортного средства является непременным условием благополучного пересечения границы.

Не забудьте положить в багажник автоаптечку, запасное колесо или ремкомплект, аварийный знак и огнетушитель. Непременно в салоне машины должны находиться жилеты со светоотражающими полосками. Причем их количество должно совпадать с числом путешественников. Даже если с вами едет грудной младенец, он должен иметь свой жилет. В темное время суток за городом вдоль трассы можно передвигаться только в них.

Кстати, зимние путешественники должны знать, что в Польше нельзя передвигаться на шипованной резине. Для того чтобы преодолеть гололед, нужно положить в багажник цепи для колес.

Имейте в виду, что радар лучше всего оставить дома. На польских территориях он запрещен, поэтому либо обходитесь без него, либо тщательно прячьте.

Путешествие в Польшу на машине: документы

Пакет документов на границе таможенники будет проверять очень тщательно, но по большому счету он считается стандартным. На пропускных пунктах знают, что многие россияне едут на машине через Польшу в другие европейские страны. Но вся ответственность за документы ложится на плечи именно польских таможенников. Что же будет интересовать их при пересечении границы?

Независимо от вашего возраста и марки автомобиля на пункте у вас затребуют заграничные паспорта с проставленным шенгеном (летите вы самолетом или едете на машине, виза в Польшу вам все равно будет нужна), медицинскую страховку на каждого путешественника и страховку по международному образцу на транспортное средство. Естественно, что с собой в дорогу вы должны взять полный пакет документов на машину, водительское удостоверение российского образца и, при наличии, водительские права по установленной международной форме. Обычно в Польше их наличием не интересуются, но лишними они не будут.

Опытные путешественники советуют брать собой копии всех документов, включая подтверждающие бронь в отеле и российские паспорта. Не лишним будет хранение копий в электронном виде на обычной флешке или специализированном интернет-ресурсе.

Товары, запрещенные для ввоза в страну

На польской стороне таможенный контроль проходит неторопливо и тщательно. При этом у вас могут конфисковать некоторые виды продуктов. К примеру, запрещен ввоз в Польшу мясомолочных продуктов питания и шоколада. Однако при необходимости таможенники могут оставить их в вашей машине. Молоко точно не отберут, если в авто едет ребенок (на пограничном контроле работают тоже люди).

Что касается спиртных напитков и алкоголя, то для них установлены четкие ограничения. Один человек может везти литр крепких спиртных напитков и две пачки сигарет. Но, как рассказывают бывалые туристы, по этим пунктам тщательный досмотр проходит не всегда.

Несколько слов о заправках и ценах на бензин

Не всегда наши соотечественники представляют, сколько денег в автопутешествии придется потратить на бензин. Поэтому им сложно рассчитать бюджет поездки. На самом деле сделать это можно еще дома, если знать, что в среднем один литр польского бензина обойдется вам в один евро с небольшим. Кого-то эти цены пугают, и они стараются экономить, заправившись по максимуму на территории Беларуси. К тому же правила въезда в страну допускают наличие в багажнике авто канистры с бензином объемом не более десяти литров. Кстати, учтите, что на польских заправках вам могут залить только бензин марок 95 и 98. Столь любимого многими нашими соотечественниками 92-го топлива в продаже просто не бывает.

Если приступать к описанию автозаправок, то нужно сказать главное - у наших туристов они вызывают огромный восторг. Территория вокруг чистенькая и ухоженная, туалеты бесплатны, оборудованы места отдыха для водителей, везде поставлены детские площадки. Обычно на заправке находится и хорошее кафе. Причем такие заведения обычно бывают сетевыми и предлагают еду на уровне дорогого ресторана, но по вполне приемлемым ценам.

Покупка авто в Польше

Некоторые наши соотечественники пересекают польскую границу с одной целью - пригнать машину. Из Польши в Россию можно привезти вполне неплохие транспортные средства, ведь страна граничит с Германией, откуда и попадают в нее подержанные автомобили разных марок в хорошем и отличном состоянии.

Поэтому пригнать себе автомобиль выглядит очень заманчивым предложением. Однако делать это можно только, тщательно взвесив все за и против и заранее подыскав себе подходящее транспортное средство через интернет. Существует достаточно много сайтов, где продавцы выставляют машины из Польши на продажу. Здесь указывается вся необходимая информация и зачастую даже номер VIN. Поэтому понравившееся авто не составит труда пробить по различным базам на предмет угона и аварий.

Для того чтобы не нарваться на мошенников, не оставляйте продавцу залог. Обсудите с ним все вопросы по телефону (возможно, вам понадобится переводчик) и только тогда отправляйтесь в Польшу. Надежнее всего приобретать машину у крупных дилеров, занимающихся этим бизнесом на протяжении нескольких лет.

После совершения сделки продавец должен предоставить вам договор купли-продажи и техпаспорт. На авто требуется оформить страховку и выписать транзитные номера. Это несколько задержит вас в Польше. Однако многие россияне выезжают из страны с имеющимися номерными знаками. Их не смущает, что за принадлежность номеров к другому государству (Германии, например) положен штраф. Впрочем, он невысок и лишь немного превышает стоимость приобретения транзитных номерных знаков.

На новенькой машине из Польши в Россию дорога занимает несколько часов. Но вот на границе вас могут задержать вопросы растаможки вашего транспортного средства. И хорошо, если они не принесут неожиданных сюрпризов.

Стоимость авто в Польше

Довольно низкие цены на машины в Польше привлекают россиян. Однако мало кто из них подходит к сделке основательно и точно представляет, какая сумма у него должна быть на руках.

Так сколько стоит машина в Польше? Если мы берем только сам автомобиль, то цены действительно невысоки. К примеру, свежий «Жук» в возрасте четырех лет встанет чуть меньше ста пятидесяти тысяч рублей. А за триста тысяч рублей вы сможете стать обладателем почти новой немецкой машины представительского класса. Но не спешите радоваться раньше времени, ведь это далеко не все расходы на приобретение железного друга.

Значительную статью расходов составляют таможенные пошлины. На авто моложе трех лет они составят около половины от цены машины. Плюс к этому добавляется ставка за мощность двигателя. В среднем за каждый кубический сантиметр его объема потребуется заплатить от двух с половиной до двадцати евро.

Ко всем перечисленным пунктам нужно добавить расходы на проживание в Польше, дорогу, питание и оформление визы. Итоговая стоимость может даже превышать цену аналогичного авто на российском рынке. Поэтому несколько раз подумайте, прежде чем отправляться за новым транспортным средством за границу.

Польша - одна из наших ближайших Шенгенских соседей, хотя Россия и не граничит с ней непосредственно. Конечно, на первом месте в этом вопросе Финляндия, находящаяся рядом с Ленинградской областью, и имеющая прямые пограничные переходы с Россией. Это очень удобно для питерцев, многие из которых имеют финскую визу и все свои автомобильные маршруты в Европу начинают отсюда. А вот для подмосковья и более южных областей делать такой северный крюк не очень удобно. Кроме того, чтобы попасть в другие страны Европы из Финляндии на автомобиле, нужно воспользоваться паромом, а это время и дополнительные деньги. Поэтому для автотуристов центральной части России оказывается более удобным и быстрым другой маршрут в Европу - через Беларусь и Польшу (конечно, если вы предпочитаете самолет, все вышесказанное для вас совершенно неважно).

М1 в русских и белорусских традициях

Итак, если вы решили выбрать этот путь, ваш маршрут будет пролегать по знаменитой Смоленской дороге (трассе М1), идущей практически напрямую от Москвы до Бреста, расстояние до польской границы - 1060 км. Российская часть трассы длиной 455 км, по нашим меркам, достаточно неплохая: две полосы в каждую сторону, разметка более-менее присутствует, а зимой дорога опять же, более-менее, чистится. Единственный минус - масса населенных пунктов и дурацких знаков, вынуждающих местами ехать 50-60 км/час. Впрочем, даже там, где знаков нет, по нашим правилам максимальная скорость все равно всего 90 - до статуса автомагистрали М1 не дотягивает.

На своей белорусской части трасса становится явно лучше и почти достигает европейского уровня. Знаки разрешают движение на большей части этого 605-и километрового участка со скоростью 120 км/час. Но и тут есть свой минус: придорожный сервис, далеко не лучший и на российской территории, на белорусской земле практически сходит на нет. Помните, в бессмертном советском мультике «Тайна третьей планеты» некая планета «Железяка» описывалась следующим образом: «людей нет, полезных ископаемых нет, воды нет, населена роботами»? Ну, вот примерно так же пустынно выглядит трасса М1 в Беларуси.

По сути, там есть только несколько десятков АЗС, на которых, впрочем, можно заправиться за российские рубли. Придорожный общепит, и, в особенности, туалеты на стоянках выглядят так, что вы вряд ли захотите ими воспользоваться. А если даже и захотите чего-нибудь пожевать (туалеты типа «очко» бесплатны!) - то только за «зайчики» (так исторически называется белорусская валюта). А «зайчики» - только в обменном пункте. А обменный пункт, как в известном сериале, «где-то рядом»… В общем, для белорусского участка пути намного проще (и безопасней для здоровья) запастись бутербродами и кофе в термосе. Потерпите до Польши - там поедите на славу!

Из серьезных вещей следует помнить следующее. Во-первых, не расслабляйтесь сильно от того факта, что в Беларуси нет стационарных постов ДПС. Зато есть мобильные экипажи, которые, как и у нас, любят прятаться в кустах, а штрафы за превышение скорости намного серьезнее - до нескольких сотен евро, и оплачивать придется в банке, что потребует затрат времени. Во-вторых, нужно знать, что никаких дополнительных страховок или оплаты «за транзит» на границе сейчас делать не нужно. Страховка годится международная (тот самый « Green Card », который, как я надеюсь, вы уже получили), а за дороги вы заплатите 4 раза по 20-25 руб (российских) на четырех пунктах взимания платы со шлагбаумами - их вы точно не пропустите. Так что границу Россия-Беларусь просто проезжаете без остановки. Практика показывает, что не особо нарушая ПДД, выехав в 5 утра из Москвы, чтобы миновать все пробки, к 16-17 часам вы приедете на границу в Брест.

Граница

Пограничный переход Брест-Тересполь отнюдь не единственный между Беларусью и Польшей, но самый большой. Было время, когда на автомобиле в очереди на этом переходе можно было простоять несколько суток, а проход без очереди, организуемый местными бандитами, стоил 100 долларов, а потом и 100 евро. Но тогда между Польшей и Беларусью был безвизовый режим, и граждане активно зарабатывали на этом, перемещая через границу бензин и сигареты. Сейчас для белорусов, как и для всех остальных, необходима шенгенская виза, а стоимость ее получения свела этот «бизнес» практически на нет.

Так что, в зависимости от дня недели и времени суток, сейчас вы простоите на этом пограничном переходе от получаса (повезло!) до часов 3-4. Лучше всего переходить границу в выходные или праздничные дни, а также в районе 2-3 часов ночи - тогда очереди минимальны. Если вдруг на этом переходе образовался не сдвигающийся с места затор, можно попробовать другой переход - Домачево, он всего в 50 километрах южнее Бреста. Там очереди обычно меньше, но меньше и пограничников, так что выигрыша во времени может и не получиться. К тому же в Домачево не пропускают автобусы и микроавтобусы.

Все, что можно и нельзя провозить через границу Польши, вы легко найдете на специальных сайтах, например, или .

Максимальное внимание таможенники обычно уделяют спиртному (максимум 1 л крепких напитков или 2 л вина) и сигаретам (200 шт, или 1 блок). Нельзя провозить бензин или дизельное топливо в канистрах - только то, что в баке. Если везете канистры, перед границей перелейте все их содержимое в бак. Висящие на границе объявления гласят, что нельзя провозить мясные и молочные продукты, так что употребите свои бутерброды, по возможности, на территории Беларуси - все равно в Польше еда лучше и дешевле. На вопрос «Что везете?» наилучший ответ - «только личные вещи». Иногда вас могут попросить открыть тот или иной чемодан или сумку.

А вот то, что иметь на границе нужно обязательно: паспорт с визой на каждого пассажира, свидетельство о регистрации транспортного средства («техталон»), оформленный на водителя (доверенности здесь не прокатят), права, страховку на машину (« Green Card »).

Очень часто спрашивают про денежные средства (помните, необходимо 300 злотых или 75 евро на день пребывания?), так что надо будет показать валюту и/или кредитные карточки. Очень редко, но бывает, что спрашивают приглашение или его копию. В этом случае отвечаем, что оригинал приглашения, как и полагается, в посольстве, а копию желательно взять с собой (спросите ее в той фирме, что будет помогать вам с визой).

В машине могут проверить наличие аптечки, знака аварийной остановки и, (внимание!) , светоотражающих жилетов на всех пассажиров, так что запаситесь ими заранее, стоят недорого. На машине должен быть приклеен знак « RUS » в белом овале. Бывает, что проверяют работу всех световых приборов - замените лампочки, если надо, заранее. Могут не пропустить автомобиль, если на ветровом стекле большие трещины, мешающие обзору.

Категорически запрещены шипованные шины и любые антирадары или радар-детекторы! Даже за простое наличие в машине неиспользуемого антирадара предусмотрен очень большой штраф с конфискацией оного.

Едем по-польски

Итак, надеюсь, вы перешли (точнее, переехали) границу за разумное время, и оказались на территории Польши. Первое, что вы должны сделать - включить ближний свет фар и не выключать его здесь больше никогда, пока двигаетесь. Это требование местных ПДД, за нарушение которого вас тут же остановит любой полицейский. Стационарных постов дорожной полиции здесь, как и во всем цивилизованном мире, нет, но мобильных патрулей много, и очень часто они, вполне в русских традициях, прячутся в укромных местах и отлавливают нарушителей.

Краткое мигание встречного автомобиля дальним светом здесь может говорить вам две вещи: во-первых, как и у нас, «впереди засада полиции», а во-вторых, «у тебя не горят фары», так что если вам моргают все встречные машины, проверьте, включен ли ближний свет.

Следующая важная вещь - скоростной режим. На границе вы увидите плакат, примерно подобный вот этому:


Здесь показана допустимая максимальная скорость в разных ситуациях, и мы можем увидеть массу отличий от российских правил. Ограничение скорости в населенных пунктах (здесь это называется «Зона застройки») в Польше зависит от времени суток: 50 км/час с 5 утра до 11 вечера, и 60 км/час - в ночное время. Вне населенных пунктов, как и у нас, лимит - 90 км/час, однако если дорога имеет по две полосы в каждом направлении вне зоны застройки, или установлен специальный знак, то 100 км/час. Четырехполосная дорога со специальным знаком за городом дает вам возможность разогнаться до 120, а автомагистраль - аж до 140 км/час. Впрочем, автомагистралей в Польше мало и все они платные.

Есть очень существенное отличие в том, где начинается и кончается зона ограничения скорости в населенных пунктах. У нас мы привыкли к знакам типа «название на белом фоне», после которого устанавливается ограничение вплоть до такого же знака, но перечеркнутого красной линией. В Польше знаки названий населенных пунктов имеют зеленый фон (см. рисунок ниже), и никак не влияют на скоростной режим.


На скоростной режим, напротив, влияют только знаки «зона застройки» (силуэт города на белом фоне) и «конец зоны застройки» (он же, перечеркнутый), причем эти знаки установлены совсем те там, где знаки названия населенных пунктов на зеленом фоне, то есть эти пары знаков сосуществуют абсолютно отдельно друг от друга! А поскольку в Польше одна деревня следует вплотную за другой, и большинство дорог проходит через центры населенных пунктов, нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить зоны начала и конца ограничения скорости - полицейские не дремлют!

Вообще, в Польше
масса креативных дорожных знаков, отличающихся от наших, но большинство из них понятно без объяснения. Единственный знак, систематически вгоняющий в ступор иностранных в одителей, вот этот.

Сходство с черепом и скрещенными костями вполне оправдано. В переводе это означает «черное место», т.е место, на котором постоянно происходят аварии. И хотя формально знак ничего от вас не требует, он сообщает, что на этом месте столько-то человек погибло (zabitych ) и столько-то ранено (rannych ), Может быть, есть смысл сбросить скорость?

Ну, а вот такой знак максимально понятен. Видимо, так много машин опрокинулось на этот несчастный дом на обочине, что местные власти решили придумать новый знак «осторожно, опрокидывание на дом».

Несмотря на помощь Евросоюза и активное строительство новых автомагистралей, большинство дорог в Польше остаются узкими и двухполосными. Фактически, на данный момент почти достроены платные автострады Варшава-Франкфурт-на-Одере (до границы с Германией) и Варшава-Краков. Эти дороги уже полностью соответствуют евростандартам, но вот все остальные… Все остальные проходят через города и прочие населенные пункты, и если на них есть достаточно широкие асфальтированные обочины - это уже хорошо. К тому же часто эти дороги нуждаются в ремонте, и тогда встречные потоки едут всего по одной полосе, разделяемые временным светофором. Получаются пробки, как на фото ниже:


Этика на дороге

Понятно, что новые дороги по всей стране сразу не построишь, а ездить как-то надо уже сегодня, и поэтому среди водителей-профессионалов сформировался определенный кодекс поведения на дороге. Хотя он работает практически во всех странах, особенно ярко его действие проявляется на узких польских дорогах.

Вот, например, вы пытаетесь на двухполосной дороге, в условиях ограниченной видимости, обогнать большой грузовик. Во-первых, вы должны внимательно смотреть на знаки и разметку. В Польше никто не устанавливает знаки, чтобы «срубать бабло», поэтому они из врагов становятся вашими союзниками. Если вы видите с вашей стороны прерывистую линию - значит, вы будете видеть встречный поток, если же с вашей стороны сплошная - не пытайтесь идти на обгон, если конечно, вы не собираетесь покончить жизнь самоубийством прямо здесь и сейчас. Хотя после России в это сложно поверить, разметка действительно соответствует дорожной ситуации!

Во-вторых, вы пошли на обгон, но обгоняемый грузовик почему-то включил левый поворотник. Этим он показывает вам: «не высовывайся, есть встречные машины», ему-то с его высокой посадкой все видно очень хорошо. Если же он, наоборот, включил правый указатель поворота, это означает: «давай, встречная полоса впереди чистая». Как правило, в этом случае он прижмется вправо, насколько будет позволять ширина дороги. Обогнав этот грузовик, не забудьте поблагодарить его коротким включением «аварийки», во всех странах это означает «спасибо».

Точно также должны делать и вы. Если вам в хвост пристроился автомобиль, явно пытающийся ехать быстрее вас, прижмитесь насколько возможно вправо и включите правый указатель поворота, показывая готовность уступить дорогу. Еще более сложные действия потребуются от вас при обгонах на более-менее широких двухполосных дорогах, на которых есть большие обочины с каждой стороны (рисунок ниже). Реально, на такой дороге по ширине могут разъехаться три автомобиля, и именно это обычно и делают поляки. Если пытаются обогнать вас, примите максимально вправо и включите правый поворотник. Если вы видите, как кто-то пытается сделать такой маневр на встречной полосе, также примите вправо, освобождая середину дороги обгоняющему автомобилю. При этом не следует забывать, что на обочинах могут находиться припаркованные автомобили, в которые вы можете смачно врезаться, выполняя все эти действия в духе «уступите дорогу».


Так что внимание, аккуратность и вежливость - это те три «кита», на которых зиждется безопасное вождение в Польше. Смиритесь с тем, что средняя скорость по стране составит 45-55 км/час. Быстрее в тамошних условиях вы сможете попасть разве что в списки zabitych в каком-нибудь очередном czarny punkt.

И напоследок про алкоголь. Как и в России, в Польше реализуется принцип «нулевой терпимости» к алкоголю за рулем. Все, что выше 0.2 промилле, относится к серьезным административным правонарушениям, а выше 0.5 - к криминальным, то есть уголовным. Поэтому полное воздержание от алкоголя за рулем будет правильным решением.

P . S . А причем тут фото аистов, вынесенное в начало этой статьи, спросите вы? При том, что в Польше аисты - это такой же почти священный символ, как кошки в Египте или коровы в Индии. Гербы многих польских населенных пунктов содержат изображение аиста. Если аисты свили гнездо у вашего дома - для поляков это очень хорошая примета, и вы увидите множество таких аистиных гнезд, проезжая через эту небольшую страну, по праву гордящуюся своей историей и культурой. Но об этом - в следующий раз.