Сообщение о библейском городе иерихоне. Иерихон – самый древний город на Земле

Сегодня мало что напоминает о прошлой славе и величии Иерихона, избранного царями как дворцовый город. Со всех сторон сюда съезжались посланцы с дарами правителей сопредельных стран, торговцы и паломники. В наши дни это обычный ближневосточный город, об истории которого напоминают лишь руины да древние легенды.

ЭХО ИЕРИХОНСКИХ ТРУБ

Иерихон - город тяжелой судьбы. Сложно перечесть все исторические эпизоды, когда его разрушали до основания и выстраивали вновь.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».

Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.

По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.

Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты, но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.

Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.

К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «...верою пали стены Иерихонские...».

В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).

Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.

С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

НОВЫЙ СТАТУС ДРЕВНЕГО ГОРОДА

В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.

В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.

Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.

Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12 500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».

К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.

Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.

В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИЕРИХОНА

Исторические:

■ Крепостная башня (8400-7300 гг. до н. э.).

■ Захоронения периода натуфийской культуры.

■ Городские стены бронзового века.

■ Руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами.

■ Руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

Культовые:

■ Синагога Израиля (I в, до н. э.).

■ Синагога византийского периода.

■ Источник пророка Елисея.

■ Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь).

■ Православный монастырь Искушения (IV в.).

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.
  • Официальный статус: административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).
  • Язык: арабский.
  • Этнический состав: палестинские арабы.
  • Религия: ислам.
  • Денежные единицы: израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.
  • Крупная река: Иордан.
  • Крупное озеро: Мертвое море.

ЦИФРЫ

  • Площадь развалин Иерихона: 0,25 км2.
  • Население в районе развалин: около 3000 чел.
  • Площадь современного Иерихона: 58,7 км2.
  • Население: 20 416 чел. (2006 г.).
  • Плотность населения: 347,8 чел/км2.
  • Средняя высота относительно уровня моря: - 258 м.
  • Удаленность: в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

КЛИМАТ

  • Субтропический.
  • Средняя температура января: +15°С.
  • Средняя температура июля: +31°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 160 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 60%.

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона.

В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.

Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ().

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ().

По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ().

При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ().

Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.

Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ().

Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ().

Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.).

При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.

Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений.

Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская с епископом во главе.

Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон - самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», - говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.


Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон , но вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась - они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год – немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны - Первой мировой - были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год – археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса - докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.

Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски - Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст - приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище - 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как выглядели и как жили – первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.
Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» - такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.

Самый древний город на планете - Иерихон.

Иерихо́н (ивр. יְרִיחוֹ ‎ , Иерихо́; греч. Ίεριχώ; араб. أريحا ‎‎‎‎ , Ариха) - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎ Ир ха-Тмарим) (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15). Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 гг. до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»).

Руины древнего Иерихона

Источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»)

Согласно легенде: сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было. Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса- докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод.

Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст - примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище - 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8, 5 м и глубиной 2, 1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1, 64 м, сохранившаяся на высоте 3, 94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8, 15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э.

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс. лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Таким образом, учитывая вышеприведенное свидетельство (и с учетом других, обнаруженных на территории совр. Турции, археологических памятников) против всё еще ныне действующей (исторической) парадигмы ортодоксальных историков о том, что развитие (эволюция) Человеческой цивилизации в период 9500 год до н. э. - 3000 год до н. э. происходила сугубо последовательно (т.е. поступательно, путем количественного накопления знаний и навыков первых земледельческих (животноводческих) культур и автоматического самозарождения градостроительства и технологического укладов) - от Неолита к первым древнейшим цивилизациям Шумера и Египта, а также однозначно подтвержденные геологами и геофизиками факты фиксирования в истории Земли Всемирного потопа (максимум подъема океана в Европе около 9600 год до н. э.) и конца "Ледниковой эпохи (последнее оледенение, которое началось около 110 тыс. лет назад и окончилась около 9700-9600 г. до н. э. как раз Всемирным Потом ), представляется логичным и целесообразным высказать нижеследующую гипотезу (гипотезы):

1. Достаточна высока вероятность того, что за период своего существования на Земле (от 4, 4 млн. лет до 195 000 лет) Человечество имело неоднократный (т.е. не только в 4000-3500 гг. до н. э.) опыт самозарождения высокоразвитых (на уровне античных) цивилизаций. Отголосками существования таких працивилизаций являются многочисленные доисторические (датируемые ранее IX тысячелетия) артефакты и мегалитические постройки, уже в достаточном количестве обнаруженные современной археологией. При этом, важно отметить, что остатки городов и инфраструктуры данных працивилизаций пока плохо изучены современной археологией, так как они либо были смыты водами Всемирного Потопа (как это случилось с многими «культурными Иерихона», о которых мы упоминали выше) либо до сих пор покоятся в труднодоступных местах морского (океанического) дна (подобных археологических находок также более, чем достаточно). Между тем, также необходимо отметить, что, на наш взгляд, очень маловероятно, чтобы упомянутые выше працивилизации смогли бы достигнуть за период своего существования технократического уровня, сопоставимого с современным (на начало 21 века, или даже на конец 19-го века) технологическим укладом.

2. Описанная в классических исторических источниках Неолити́ческая револю́ция (периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э. ) не имела прямого отношения к возникновению цивилизаций Шумера и Египта и, соответственно, к возникновению нашей собственной цивилизации. Неолити́ческая же револю́ция, в результате которой возникли (точнее, были привнесены извне единичными пришельцами-цивилизаторами) цивилизации Шумера и Египта произошла значительно раньше (по нашему предположению - не позднее 15000 - 12000 гг. до н.э. ) и, скорее всего, в результате данной революции сначала (ещё до Всемирного Потопа) сформировалась Атлантида и ряд европейских працивилизаций (Тиррения, Пеласгия-Прафиния, додинастический Египет – с которыми по Платону воевали атланты), а затем (уже после Катастрофы) выжившие представители атлантской цивилизации создали известные нам цивилизации Шумера и Древнего Египта (об этом прямо свидетельствуют не только легенды и верования самих египтян и шумеров (упоминание бога-цивилизатора Тота-Гермеса-Трисмегиста у египтян и острова Дильмун у шумеров) ;

3. Предшественниками- предками неолитической культуры, в результате развития которой сформировалась Атлантида в 15000 - 12000 гг. до н.э. были, скорее всего, кроманьонцы. При этом, развитие (эволюция) кроманьонцы от первобытнообщинного строя к градо-технократическому социуму проходило не в течении 2-3 000 (как нам предлагают считать ортодоксальные историки на примере неолитических культур периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э.), а в период 30-15 тысячелетий до н.э., то есть в течении 10-15000 лет, более чем достаточных для естественной эволюции общества и используемых им технологий. При этом, сам легендарный Посейдон, скорее всего был одним из наиболее развитых кроманьонцев. Тем более что и сам Платон в диалоге «Критий» пишет, что Посейдон был для Атлантиды – пришельцем-цивилизатором: -

« … Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины (скорее всего, Посейдон пришел на остров Атлантида не один, а в качестве вождя одного из наиболее социально, интеллектуально и технологически развитых племен кроманьонцев. И «заселил» остров своими детьми (т.е. людьми своего рода-племени) – в переносном, а не прямом смысле этого слова – Прим. авт.) , примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею (т.е. для коренного населения острова Атлантида – Посейдон был иноземцем, пришельцем- цивилизатором – Прим. авт.) , по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (ничего сверхъестественного для представителей цивилизации с уровнем развития Шумера или Древнего Египта - типичная практика строительства городов при наличии градостроительного опыта и технологий. К тому же, по описанию Платона Атлантида была классическим городом-государством. Опять же – шумерская и египетская практика– Прим. авт.) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга. Это заграждение было для людей непреодолимым, ибо судов и судоходства тогда еще не существовало. А островок в середине Посейдон без труда, как то и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника – один теплый, а другой холодный – и заставил землю давать разнообразное и достаточное для жизни пропитание (и снова ничего сверхъестественного для представителей античной цивилизации - «родники» можно было создать путем рытья колодцев, а «заставить землю давать пропитание» - за счет ирригации и мелиорации малопригодных до этого для земледелия земель – Прим. авт.)

4. Цивилизация Атлантиды, скорее всего, существовала в период от 12 000 до нашей эры (время заката и исчезновения культуры кроманьонцев в Европе, Азии и Америке) и до 9584 года до нашей эры (Времени Всемирного потопа и конца Ледникового Периода в Европе и, соответственно, катастрофической гибели Атлантиды). При этом, необходимо отметить, что, базируясь на вышеприведенном фактологическом материале (по Шумеру-Аккаду-Уру (4000-2000 гг. до н.э.), Египту (3000 - 730 до н.э. гг. до н.э.- завоевание Египта Нубией), Вавилонии (2000-323 гг. до н.э. - победа Александра Македонского над Персией), Древней Греции (2000 гг. – 27 г. до н.э. – подчинение Греции Риму), Римской Империи (753 г. до н.э. – 476 г. н.э. – возникновение Византии)), средний срок жизни полноценной цивилизации составляет около 2000-2500 лет. Таким образом – срок существования Атлантиды – в 2430 лет – выглядит очень даже правдоподобно. Кстати, возраст нашей собственной цивилизации (её рождение можно условно приурочить к эпохе Сократа - Платона – когда были заложены основы науки, философии и принципы построения государства – т.е. к 640-347 году до н.э.) уже составляет 2358-2651 лет . Другими словами, наша цивилизация (в социальном плане) уже подошла к концу. Что тоже выглядит достаточно символично (Платон открыл нам Атлантиду и он же стал одним из идейных основателей нашей собственной цивилизации)

5.Создателями древнейших "де-факто исторических" цивилизаций Шумера и Древнего Египта, предположительно, вполне могли быть выходцы из некой островной працивилизации - допустим, Атлантиды

Источники .

1. Горбовский А.А., “Факты, Догадки, Гипотезы”. - М:., Знание, 1988

2.Жиров Н.Ф., “Атлантида”, 1957; Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии (впервые с биографией знаменитого русского атлантолога). - М., Вече, 2004

3. Платон. Диалог «Критий» (адаптированный перевод С.Аверинцева (кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х то-мах. Том 3. М.: "Мысль", 1994), с подробными комментариями и примечаниями А.А.Тахо-Годи)

4. Mangerud, J., J. Ehlers, and P. Gibbard, 2004, Quaternary Glaciations: Extent and Chronology 1: Part I Europe. Elsevier, Amsterdam. ISBN 0-444-51462-7

5. Pielou, E.C., 1991. After the Ice Age: The Return of Life to Glaciated North America. University Of Chicago Press, Chicago, Illinois. ISBN 0-226-66812-6 (paperback 1992)

6. Sibrava, V., Bowen, D.Q, and Richmond, G.M., 1986, Quaternary Glaciations in the Northern Hemisphere, Quaternary Science Reviews. vol. 5, pp. 1-514.

7. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955.

Видеоматериалы

Иерихон – город пальм

Иерихон. Дворцовые руины

История Иерихона насчитывает около десяти тысячелетий. Расположенный ниже уровня моря, город представляет собой оазис среди песков – с прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. Здесь круглый год стоит теплая температура, и потому даже в марте, когда в России еще лежит снег, в городе цветут апельсиновые, абрикосовые и лимонные сады, цветы которых распространяют дивное благоухание. Аллеи из тополей и эвкалиптов окружают поля арахиса, капусты и помидоров…

Иерихон не раз упоминается в Ветхом Завете: например, когда Моисей взошел с равнин Моавитских на гору, лежащую против Иерихона,

показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.

Иерихон прославился из-за библейской истории, согласно которой он был первым городом, который захватили израильтяне, вступившие на землю Ханаана. Соглядатаи от Иисуса Навина были спрятаны в Иерихоне блудницей Раав, от которой они и узнали, что навели ужас на городских жителей. Шесть дней воины Иисуса Навина обходили Иерихон с ковчегом и в сопровождении священников.

Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!

…Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро народ услышал голос трубы, воскликнул народ (весь вместе) громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.

Эрих Церен в упоминавшейся уже книге «Библейские холмы» пишет, что «в тысячелетней истории разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона. Хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей». Поэтому даже только из-за одних своих оборонительных стен Иерихон может представлять интерес для археологических исследований.

Раскопки в Иерихоне впервые начали в 1868 году англичане, но успех был незначительным, и они приостановили работу. Через 30 лет сюда пришли немецкие исследователи, которыми руководил профессор Э. Зеллин. Они сразу увидели, что английская экспедиция копала недостаточно глубоко. Начав свои раскопки в 1908 году, немцы почти сразу наткнулись на старинную городскую стену. Археологи тщательно измерили эти удивительные сооружения и стали искать те слабые места, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены равнялась приблизительно полутора метрам, а внутренней – доходила до 3,5 метра: расстояние между ними достигало примерно 3–4 метров. И все-таки эти грандиозные сооружения упали на самом деле, причем обвал больших частей внешних стен происходил наружу, а внутренних – внутрь. Современные ученые считают, что разрушились они из-за землетрясения, случившегося в долине Иордана у Мертвого моря.

Немцы покинули холм Иерихона, состоявший из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Из Библии они знали, что город впоследствии вновь был восстановлен и передан Вениамину, но позже город захватил Еглон – царь Моава. Иерихон был назван «городом пальм», которые и сейчас произрастают там во множестве – финиковые и бальзамовые. Затем там поселились «сыны пророков», которые сказали, что расположение города хорошо, но вода там нехороша. И тогда пророк Елисей сотворил свое первое чудо: он бросил в воду соль, и вода сделалась здоровой.

До того как Антоний подарил Клеопатре пальмовую рощу Иерихона и бальзамовые сады, о городе мало что было известно. От египетской царицы это место перешло к Ироду Великому, построившему здесь дворец, в котором он впоследствии и умер.

Благодаря своему географическому положению Иерихон издавна был ключом к Палестинскому нагорью, так как здесь сходилось множество дорог. В городе собирались богомольцы из стран, расположенных к востоку от Иордана, когда они в дни больших храмовых праздников направлялись в Иерусалим. Сюда же пришел из Назарета и Иисус Христос, когда впервые направил шаги свои к святому городу. Не доходя до Иерихона, Спаситель исцелил слепого от рождения человека, который сидел у дороги и просил милостыню.

…Недалеко от рыночной площади современного Иерихона стоит холм высотой 20 метров. Именно здесь в начале ХХ века и было отрыто то, что осталось от древнего Иерихона – одного из старейших городов мира. Однако на территории раскопок привлекают к себе внимание и остатки мощной, вросшей глубоко в землю башни; а к северу от раскопок древнего Иерихона находятся руины дворца Хишама ибн Аль-Малика – халифа Дамаска из династии Омейядов. Этот великолепный дворец был построен в VIII веке, но сейчас ученые нашли только остатки двух мечетей и нескольких купален. Основной достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся мозаичные картины: особенно примечательна одна из них, на которой изображены «древо жизни», усыпанное золотистыми плодами, и нападающий на газелей лев.

На западной границе современного Иерихона возвышается «Сорокадневная гора» (высота ее – 380 м), которую еще называют «Горой искушения». Именно на этой горе, по преданию, Иисус Христос, искушаемый дьяволом, постился 40 дней и 40 ночей после своего крещения. На вершине горы остались развалины византийской церкви.

По пути к этой горе и находится источник пророка Елисея, а развалины вокруг него обозначают местоположение древнего города, располагавшегося в пяти милях от реки Иордан. Однако некоторые ученые считают, что не на этом месте был расположен новозаветный Иерихон, который, возможно, совпадает (а может быть, совсем не совпадает) с местонахождением небольшой деревушки Ериха, которую иногда называют Иерихоном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.