В какой стране больше всего разбиваются самолеты. Обзор статистики авиакатастроф в мире

За последние десять лет (2009-2018) произошло 10 крупных катастроф, имеющих отношение к нашей стране. В эту выборку попали самолеты российских авиакомпаний, потерпевшие крушение заграницей. Также учитывались иностранные воздушные суда, разбившиеся в России.

Согласно данным Википедии, совокупное число погибших составило 750 человек. Все эти крушения широко освещались в СМИ, оставив тяжелый след в сердце каждого российского гражданина. В большинстве случаев расследование причин трагедий уже завершено, но по нескольким авариям еще продолжаются следственные действия и изучение улик.

Список крупнейших авиакатастроф за 10 лет:

  • гибель президентского борта ТУ-154М под Смоленском (2010);
  • катастрофа Ту-134 под Петрозаводском (2011);
  • крушение самолета Як-42Д под Ярославлем (2011);
  • авиакатастрофа ATR-72 возле Тюмени (2012);
  • крушение Boeing-737 в Казани (2013);
  • катастрофа Airbus A321 над Синайским полуостровом в Египте (2015);
  • крушение Boeing-737 в Ростове-на-Дону (2016);
  • катастрофа Ту-154 под Сочи (2016);
  • гибель борта Ан-148 в Подмосковье (2018);
  • крушение Ан-26 возле базы Хмеймим в Сирии (2018).

Авиакатастрофы 2010-2013 годов

Крушение президентского лайнера под Смоленском

В авиакатастрофе под Смоленском, произошедшей 10 апреля 2010 года, погиб президент Польши Лех Качиньский, представители руководства страны, вооруженных сил и общественных организаций, известные религиозные деятели, депутаты Парламента. Все они прилетели в Россию, чтобы почтить память жертв Катынского расстрела.

Президентский борт потерпел крушение при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Жертвами аварии стали 96 человек - это рекордное число в статистике всех катастроф, в которых погибали первые лица государств.

Почти год длилось расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В январе 2011 были объявлены основные причины, приведшие к трагедии:

  • посадка самолета при метеоусловиях ниже минимально допустимых значений;
  • выход авиалайнера за пределы минимальной высоты снижения при одновременном превышении скорости;
  • психологическое давление на экипаж со стороны польского руководства;
  • игнорирование летчиками систем оповещения об опасном сближении с землей.
  • недостаточная подготовка экипажа и, в частности, командира для посадки в сложных метеоусловиях.

Польская сторона была согласна не со всеми доводами МАК, поэтому в июле 2011 инициировала собственное расследование, однако его результаты вскоре были аннулированы. Согласно повторной проверке, начатой в 2016 году, причиной катастрофы польская комиссия назвала взрыв крыла самолета и умышленное введение в заблуждение пилотов диспетчерами смоленского аэродрома. Россия эти обвинения категорически отвергла.


Катастрофа под Петрозаводском

Лайнер Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» 20 июня 2011 года следовал по маршруту Москва-Петрозаводск. Во время захода на посадку в условиях плохой видимости самолет задел деревья, столкнулся с землей и загорелся. В момент катастрофы погибли 44 человека, трое позже скончались в больнице, пятерых удалось спасти.

Главной причиной крушения МАК назвал несогласованные действия экипажа и устаревшее оборудование самолета, контролирующее заход на посадку. Эта трагедия схожа по обстоятельствам с катастрофой под Смоленском.

Авиационные эксперты утверждают, что наибольшее число катастроф происходит при взлете или посадке самолетов. Как раз во время взлета 7 сентября 2011 разбился авиалайнер Як-42Д, выполнявший чартерный рейс из Ярославля в Минск с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Не сумев набрать высоту, воздушное судно спустя несколько секунд полета задело радиомаяк и врезалось в берег реки Туношонка.


Авиакатастрофа в Ярославле

Погибли 44 человека: почти весь основной состав команды «Локомотив», ее тренерский штаб и персонал, а также 8 членов экипажа. Выжить удалось инженеру по обслуживанию авиационного оборудования Александру Сизову. По итогам расследования установлено, что к трагедии привели несогласованные действия экипажа в процессе разбега и взлета самолета.

Самолет ATR-72 авиакомпании «Ютэйр» разбился 2 апреля 2012 года возле деревни Горьковка недалеко от Тюмени. Он направлялся в Сургут, но в воздухе успел пробыть меньше минуты. Погибли 33 человека, 10 удалось спасти.

К развитию аварийной ситуации на борту привело обледенение корпуса самолета, которое не было устранено при подготовке к полету. В результате ухудшения аэродинамических характеристик лайнер ушел в режим сваливания, чего вовремя не заметил экипаж.

Крушение Boeing-737 в Казани

В 2013 году крупнейшей авиакатастрофой в России стало крушение Boeing-737 при заходе на посадку в аэропорту Казани. Самолет принадлежал авиакомпании «Татарстан», на борту находилось 50 человек - все они погибли. Среди факторов, приведших к неблагоприятному развитию воздушного инцидента, МАК назвал недостаточную летную подготовку экипажа, в том числе для управления Boeing-737, неправильную работу с навигационным оборудованием, формальный подход к проверке знаний у пилотов в авиакомпании.

Авиакатастрофы 2015-2018 годов

Черным днем в истории российской авиации стало 31 октября 2015 года, когда произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа в отечественной истории. На лайнере Airbus A321 компании «Когалымавиа» туристы возвращались домой после отдыха в солнечном Египте. Взлет из аэропорта в Шарм-эль-Шейхе прошел в штатном режиме, однако спустя 23 минуты самолет перестал выходить на связь. Его обломки обнаружили на Синайском полуострове. Погибли все находившиеся на борту 224 человека, в том числе 25 детей.


Трагедия на Синайском полуострове

Разрушение самолета в воздухе произошло в результате теракта - в хвостовой части была заложена бомба. Ответственность взяли на себя боевики группировки «ИГИЛ». С 16 ноября 2015 года президент России Владимир Путин приостановил воздушное сообщение с Египтом.

Самолет авиакомпании FlyDubai в результате неудачного захода на посадку разбился в аэропорту Ростова-на-Дону ночью 19 марта 2016 года. Погибли 62 человека, выжить никому не удалось. Предварительное расследование обнаружило ошибки в действиях экипажа, которые привели к резкой потере высоты и столкновению самолета с землей. Итоговый отчет МАК до сих пор не опубликован.


Поисковая операция в Черном море после крушения Ту-154

Незадолго до нового 2017 года произошла еще одна трагедия в воздухе. Лайнер Ту-154 Министерства обороны России 25 декабря 2016 года приземлился в Сочи для дозаправки по пути в сирийский город Латакия. Покинув аэропорт, он пробыл в воздухе чуть больше минуты, а затем рухнул в Черное море. На борту летели артисты и руководители Академического ансамбля имени Александрова, 9 журналистов федеральных каналов, общественный деятель Елизавета Глинка. Срок расследования катастрофы продлен до марта 2019 года, по неподтвержденной информации ее причиной стала потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна.


Самолет «Саратовских авиалиний»

Двумя крупными авиапроисшествиями ознаменовался 2018 год. В феврале 2018 в Московской области разбился самолет «Саратовских авиалиний», погиб 71 человек. Примерно месяц спустя - 6 марта - возле базы Хмеймим потерпел крушение военный самолет Ан-26. Жертвами трагедии стали 39 человек, из них 33 пассажира были военнослужащими российской армии. По этим двум катастрофам ведется расследование, результаты будут опубликованы позже.

Надежность российских авиакомпаний

На основе статистических данных за 20 лет и комплексной оценки по другим критериям авторитетное Агентство по авиабезопасности Европы составило рейтинг самых надежных воздушных перевозчиков России. В него вошли 3 крупные авиакомпании:

Безусловным лидером являются «Уральские авиалинии». За двадцатилетнюю историю у компании не было ни одного крупного происшествия с жертвами и пострадавшими.

Неплохая статистика и у перевозчика S7 Airlines, ранее носившего название «Сибирь». В его истории известно 3 крупные аварии:

  • крушение рейса Тель-Авив - Новосибирск в октябре 2001, который был сбит в ходе учений ПВО Украины, погибли 78 человек;
  • террористический акт на борту самолета Ту-154Б2, следовавшего из Москвы в Сочи 24 августа 2004 года, погиб 51 человек;
  • катастрофа самолета А-310 9 июля 2006 года в Иркутске, приведшая к гибели 125 человек.

Авиакомпания «Аэрофлот» существует со времен СССР, в общей сложности - почти 100 лет. За это время она пережила немало инцидентов и катастроф. Однако в новейшей истории российской авиации число аварий минимально. Последняя крупная катастрофа датирована 25 октября 2000 года, когда в аэропорту Батуми при заходе на посадку разбился грузо-пассажирский самолет Ил-18Д. На его борту находились военнослужащие, направлявшиеся на 12 военную базу Группы российских войск в Закавказье, и члены их семей, включая 7 детей. Всего погибли 84 человека. К трагедии привели навигационные ошибки экипажа, нарушения в работе диспетчера, сбой в работе наземной радиотехники.

Причины авиакатастроф в России

Подводя итоги, можно выделить несколько причин, по которым, чаще всего, разбиваются самолеты в России:

  • недостаточный уровень подготовки членов экипажа;
  • изношенность парка авиалайнеров, используемых в гражданской авиации;
  • плохое техническое обслуживание самолетов;
  • террористические акты.

Ситуация с крушениями самолетов в России за 10 лет почти не изменилась. Наша страна по-прежнему остается среди лидеров по количеству авиакатастроф. Будем надеяться, что отечественные авиакомпании сделают верные выводы из данных статистики и займутся повышением качества летной подготовки экипажей и технической безопасности самолетов.

Самыми безопасными лайнерами являются Airbus A330, A340 и Boeing 777, выяснил BusinessWeek

Какой самолет чаще попадает в авиакатастрофу, в результате которой гибнут пассажиры, - американский Boeing 737 JT 8 D или российский "Ил-76"? Если думаете, что более опасным является "Ил-76", то вы ошибаетесь.

Самые первые версии семейства Boeing 737 были созданы еще в 1988 году, но более 500 таких самолетов до сих пор эксплуатируются. В августе прошлого года в Казахстане разбился Boeing 737 JT 8 D , принадлежащий Itek Air , вскоре после того, как Европейский союз запретил этому судну летать в Европу из-за недостаточного уровня безопасности. Такие инциденты помогают понять, почему эта модель возглавляет рейтинг самолетов наиболее часто подверженных катастрофам. Старые самолеты требуют более интенсивного ухода, чем новые. Тем не менее, б/у лайнеры эксплуатируются такими авиакомпаниями, которым зачастую не хватает средств для полного технического обслуживания и обучения пилотов, пишет BusinessWeek .

Используя данные лондонского страхового консультанта
Ascend , BusinessWeek составил рейтинг самых опасных и безопасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом. В рейтинг были включены модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. В рейтинге не учитывались авиакатастрофы, связанные с терроризмом.

1. Boeing 737 JT 8 D

Итак, самым опасным пассажирским самолетом по числу аварий признан Boeing 737 JT 8 D . Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем меньше эта цифра, тем выше опасность аварии. Это средний показатель за последние пять лет.Годы выпуска лайнера: 1967-1988 гг. Количество моделей , находящихся в эксплуатации (на конец 2008 года ): 517 штук . Самая старая версия семейства Boeing 737 – JT 8 D по-прежнему эксплуатируются авиакомпаниями в бедных странах. Почти 30-летний Boeing 737 JT 8 D , эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air , разбился недалеко от Бишкека в августе 2008 года. В катастрофе погибло 68 человек.

2. Ил -76

Одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.
Годы выпуска: с 1974 года и по сей день
247 .

Эта грузовая модель чаше всего встречается в парках авиакомпаний стран бывшего Советского союза, Ближнего Востока и в Африке. В 2003 году разбившийся Ил-76 иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.

3. Ту-154

Одна авиакатастрофа на 1 041 000 летных часов.
Годы выпуска: с 1971 года по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 336.

Ту-154 используется также большинством авиакомпаний из стран бывшего Советского Союза и соседних стран. Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air , следовавший из Тегерана в Ереван (Армения) разбился 15 июля этого года, унеся жизни 168 человек. Это была четвертая авиакатастрофа с участием Ту-154 в Иране с 2002 года.

4.
Airbus A 310

Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
Годы выпуска: 1983-1998 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 191.

Крупные авиакомпании уже прекратили использовать эту модель европейского авиастроителя Airbus . Однако некоторые перевозчики из бедных странах, к примеру Pakistan International Airlines , продолжают летать на A 310. Последняя катастрофа с участием A 310 произошла 30 июня этого года. Лайнер A 310 Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в открытие море, все 153 человека на борту погибли. Чудом удалось спастись только 12-летней девочке.

5 . McDonnell-Douglas DC-9

Одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.
Годы
выпуска: 1965-1982 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 315.

Эта модель самолета стала принадлежать Boeing после слияния в 1997 году с McDonnell Douglas . DC -9 по-прежнему эксплуатируется авиакомпанией Delta Airlines , которая получила их в наследство от Northwest Airlines , а также множеством других мелких перевозчиков в мире.В апреле 2008 года в Демократической Республике Конго разбился DC -9 авиакомпании Hewa Bora Airways , погибли 44 человека.

6. Ту-134

Одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.
Годы выпуска: 1964-1986 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 223.

Ту-134, по размеру сравнимый с DC -9, широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. По уровню шума двигатель этого лайнера не удовлетворяет западноевропейским стандартам, поэтому Ту-134 летает в основном по внутренним направлениям в России. В августе 2004 года разбился Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", погибли все 43 человека на борту.

7.
Boeing 727

Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.
Годы выпуска: 1963-1984 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 412.

Большинство крупных перевозчиков давно заменили старые Boeing 727 на более новые и современные самолеты. Авиакомпания United Airlines, например, отдала один такой лайнер в Чикагский музей науки и промышленности еще в 1993 году. Однако за пределами США, многие перевозчики, особенно чартерные, продолжают эксплуатировать Boeing 727.Одна из авиакатастроф с этим лайнером произошла на Рождество 2003 года в африканском штате Бенин, погибли 151 человек.

8. McDonnell - Douglas MD -80

Одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.
Годы выпуска: 1980-1999 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 923.

MD -80, созданные на замену DC-9, по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta , а также рядом европейских перевозчиков, в частности Alitalia и SAS . Самая последняя авиакатастрофа с участием этого лайнера в США произошла в январе 2000 года: MD -80 авиакомпании Alaska Airlines упал в Тихий океан.В августе 2008 года погибли 153 человека, летевшие на таком самолете, принадлежащего испанской авиакомпанией Spanair , из Мадрида на Канарские острова.

9. McDonnell - Douglas MC -10

Одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.
Годы выпуска: 1971-1989 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 153.

DC -10 относится к редкому числу самолетов, чья безопасность с возрастом, наоборот, повысилась. Ряд авиакатастроф со смертельным исходом в 70-х годах с участием этого лайнера привели к разработке изменений и улучшений самолета. В итоге последний несчастный случай с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. Сейчас этот самолет в основном эксплуатируют грузовые и чартерные операторы. Авиакомпания Biman Bangladesh является последней компанией, которая используется DC -10 на регулярных рейсах.

10.
McDonnell - Douglas MD -11

Одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.
Годы выпуска: 1990-2001 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 187.

MD -11 принес его создателю коммерческое разочарование, так как показывал невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Правда, Finnair и KLM по-прежнему летают на этих лайнерах, но в основном используют для грузовых перевозок. Последняя авиакатастрофа произошла в 1999 году, когда DC -11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, тогда погибли три человека.

11. Boeing 737 CFMI

Одна авиакатастрофа на 4 836 900 летных часов.
Годы выпуска: 1984-2000 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 1796.

12. Boeing 757

Одна авиакатастрофа на 13 744 400 летных часов.
Годы выпуска: 1982-2005 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 973

13.
Airbus A 320

Одна авиакатастрофа на 14 050 200 летных часов.
Годы выпуска: 1988 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 3604

14. Boeing 767

Одна авиакатастрофа на 14 895 100 летных часов.
Годы выпуска: 1982 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 867

15. Boeing 737 NG

Одна авиакатастрофа на 16 047 900 летных часов.
Годы выпуска: 1997 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 2583

16. Boeing 747

Одна авиакатастрофа на 17 358 500 летных часов.
Годы выпуска: 1970 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 935

17. Airbus A 330

Нет смертельных аварий в течение 2008 года

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 577

18. Airbus A 340


Годы выпуска: 1993 по настоящее время

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 341

19. Boeing 777

Нет несчастных случаев со смертельным исходом
Годы выпуска: 1995 по настоящее время

Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 742

Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.

Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?

За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тыс человек. Это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии , за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год : 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год : 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.

Я примерно год назад написал пост у себя в Фейсбуке на эту тему (), скопирую его сюда:

При обсуждении темы авиакатастроф или авиапроисшествий периодически слышу мнение о том, что в советское время пассажирские авиаперевозки были исключительно безопасными, а потом СССР развалился, в авиации начался хаос, и безопасность полетов резко упала. Поскольку я сильно интересуюсь авиацией, мне давно хотелось проверить эту гипотезу и сравнить безопасность авиаперевозок в СССР/России в разные годы, а в качестве точки отсчета взять США. Теперь до этого занятия наконец-то дошли руки.

Для данного упражнения нам понадобятся: датасеты (две шт.); время (120 мин.); Стата (1 шт.); Эксель (1 шт.); а главное, ловкость рук (ловкость - 1 шт., рук - желательно 2 шт.) и никакого мошенничества. Итак, делаем следующее:

1. Берем тут (http://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR.PSGR/countries/US?display=default) данные по числу пассажиров в США в 1971 - 2014 и России в 1991 - 2014 г. Добавляем отюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/15/история-аэрофлота-часть-2-3-1973-1983/) данные для СССР за 1976 год и отсюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/21/история-аэрофлота-часть-5-1983-1993/) - за 1990; по двум точкам строим линейную интерполяцию для СССР начиная с 1971 г. (не идеальное предположение, конечно, но более хороших данных для СССР я не нашел).

2. Берем тут (http://aviation-safety.net/database/country/) данные по всем авиапроисшествиям для России/СССР и США с 1971 г.

Примечание: к сожалению, там сортировка по странам идет на основе того, где произошла авиакатастрофа, а не на основе того, какой стране принадлежит самолет. Так, например, там нет катастрофы Ту-154 над Донецком в 2006 г. Но, опять же, других данных у меня нет, а вручную сортировать катастрофы слишком долго и скучно.

Примечание 2 (вынесу из комментариев): данные по авиакатастрофам в России/СССР с этого сайта включают только катастрофы на территории современной России. Я сначала этого не учел, а потом переделывать все данные я меня не было времени, но наиболее крупные (примерно от 20 погибших) авиакатастрофы на территории союзных республик я учел вручную. Оставшиеся авиакатастрофы с относительно небольшим числом жертв вряд ли изменят общую картину; кроме того, недоучет катастроф ведет к завышению, а не занижению, уровня безопасности в СССР.

3. Чистим данные. Будет учитывать только погибших на борту самолета, но не на земле (можно учитывать и всех; не думаю, что это сильно что-то изменит); удаляем все пропущенные и нулевые значения жертв; удаляем "криминальные" категории (H1 и H2, С1 и C2 - теракты, угоны, захваты и т.п., поскольку непосредственно к безопасности полетов они отношения не имеют); по возможности, удаляем частных (private) и военных (для СССР/России: Soviet AF, Polish AF, Russian AF, Soviet Navy; для США: USMC, US Army, US Coast Guard, USAF, US Navy, Mexican AF, Mali AF) операторов. Для СССР я еще для чистоты картины удалил авиакатастрофу японских JAL; для США дальше чистить не стал, поскольку авиакомпаний очень много.

4. Поскольку все равно остается много авиакатастроф легкой авиации (только не private, а какой-нибудь ОгОгО "Рога и копыта"), удаляем все авиакатастрофы с числом жертв меньше 5 (опять же, не идеально, но хотя бы так).

5. Группируем данные по пятилетним отрезкам: 1971 - 1975, 1976 - 1980, ..., 2006 - 2010, 2011 - 2014 (за 2015 нет данных по числу пассажиров).

6. Делим число погибших в авиакатастрофах на число пассажиров (в миллионах). Рисуем все это дело на графике (заодно добавляем отдельно графики с числом пассажиров и с числом погибших).

Теперь некоторые наблюдения:

а) В то время как в США и в мире отрасль авиаперевозок росла, в России после распада СССР она рухнула и до советского уровня так и не восстановилась (причем это падение никак нельзя объяснить просто уменьшением территории или сокращением численности населения, вызванными распадом СССР).

б) Какой-то исключительной безопасностью советская авиация не отличалась: в среднем она была почти в четыре с лишним раза менее безопасной, чем американская.

в) В безопасности авиаперевозок в США заметен огромный прогресс. Современная авиация в развитых странах феноменально безопасна.

г) Если смотреть на абсолютное число погибших, то в целом тренд для России/СССР выглядит даже лучше, чем для США, но ситуация резко меняется, как только мы учитываем изменения в числе пассажиров.

Ну и, наконец, к ответу на главный вопрос: что же происходит с безопасностью перевозок в России? На мой взгляд, ответ на этот вопрос зависит от того, под каким углом смотреть на ситуацию. Я буду опираться на относительное, а не абсолютное, число погибших, поскольку оно, на мой взгляд, лучше отражает безопасность полетов.

Примечание: изменение в числе пассажиров не учитывает изменение в пассажировместимости самолетов. Современные самолеты гораздо больше, чем их собратья 40-летней давности, поэтому для перевозки одинакового числа пассажиров по одинаковому маршруту сегодня надо выполнить меньше рейсов. А чем меньше рейсов, тем меньше происшествий, при прочих равных. В то же самое время одна авиакатастрофа сегодня приносит больше жертв, чем в прошлом. По идее, эти два эффекта более-менее компенсируют друг друга. Но в любом случае, поскольку маршрутная сеть постоянно меняется, оценить число выполненных рейсов из моих данных я не могу, а точных данных по количеству рейсов у меня нет, поэтому работаю с тем, что есть.

С одной стороны, в безопасности перевозок в России в 1991 - 2010 г. действительно произошел провал (1996 - 2000 стали приятным исключением); страна откатилась к уровню безопасности, характерному для СССР конца 1970-х - начала 1980-х годов. В то же время не совсем понятно, чем именно вызван этот провал: резким ухудшением ситуации после распада СССР или же неожиданным положительным скачком в безопасности в 1986 - 1990 г. (скорее всего, и тем, и другим).

Более того, ситуация с безопасностью авиаперевозок в России сегодня, хотя и уступает СССР периода 1986 - 1990 г., выглядит существенно лучше, чем в любой другой советский период.

Но все же надо признать, что относительно США все выглядит очень плохо: в советское время разрыв между СССР и США был гораздо меньше, чем сейчас; в то время как в США авиаперевозки стали намного безопаснее, у нас ничего подобного не произошло.

Другими словами, в постсоветской России не было того прогресса в области авиационной безопасности, который характерен для развитых стран и даже было значительное ухудшение ситуации по сравнению с поздним СССР, но в то же время даже самые худшие российские времена сопоставимы с отдельными советскими отрезками. То есть никак нельзя сказать, что в СССР авиация была очень безопасной, а после распада СССР стало происходить что-то невиданное.

Bottom line: на мой взгляд, надо ставить вопрос не о том, как вернуться во времена СССР (потому что тогда летали много и разбивались тоже много), а о том, как приблизиться к современным США (потому что там летают очень-очень много и почти абсолютно безопасно).

P.S. Было бы очень интересно посмотреть на эти данные в разрезе отдельных авиакомпаний, но, к сожалению, нет настолько детальных данных по числу пассажиров. Так, например, у "Аэрофлота" на пассажирский рейсах аваипроисшествий со смертельным исходом не было с 1994 года; у "Трансаэро" таких авиапроисшествий за 24 года существования не было вообще; у "Сибири"/S7 был всего один такой случай (если не считать теракт и самолет, вроде как сбитый украинской ракетой). Есть такое ощущение, что ведущие российские компании сейчас по уровню безопасности мало уступают западным, а вот в небольших компаниях происходит непонятно что. Только вот не надо воспринимать это как призыв все национализировать и объединить: дело скорее не в размере самом по себе и уж тем более не в том, кто владелец, а в том, каков уровень подготовки (и зарплаты) пилотов, какова культура безопасности в компании и т.д.

Статистика — беспристрастная наука. Она не умаляет и не приукрашивает детали. Она представляет картину такой, какая она есть. Статистика крушений в России — одно сплошное разочарование в отечественной авиации. Когда начинаешь просматривать причины авиакатастроф, то часто встречаешь фразу “ошибка пилота” или “ошибка экипажа”.

Это верно. Человеческий фактор лидирует среди причин в России и мире. Какие же самые крупные авиакатастрофы в России за последние 10 лет? К сожалению, их много. И если в США статистика крушений падает, то в России только растет. В чем же главные причины этого?

Итак, лидирует с явным отрывом — человеческий фактор . Недостаточная и не квалифицированная подготовка пилотов во многом приводят к таким печальным результатам.

Airbus A330-300 компании «Аэрофлот».

Многие эксперты отмечают, что до сих пор используются старые советские модели, которые давно пора списать.

Еще одна причина — это жадность авиакомпаний, экономящих на качестве обслуживания самолетов и покупке новых деталей и оборудования.

В результате, техника изнашивается, детали не заменяются, и самолет приходит в непригодность. Но его не снимают с эксплуатации. Известны случаи, когда самолет летал до полного износа, вплоть до катастрофы!

Список крупнейших авиакатастроф России

За последние несколько лет на долю России пришлось довольно много очень печальных катастроф. Одна из самых “свежих”, это крушение ТУ-154, направлявшимся в Сирию, 25 декабря 2016 года . Это самая крупная авария за 2016 год.

ТУ-154 компании Utair.

Причины катастрофы еще не выяснены, в связи с трудностями в расшифровке черных ящиков. Известно только, что самолет рухнул в Черное море, забрав с собой жизни всех пассажиров и экипажа.

19 марта того же года разбился самолет FlyDubai, направляющийся в Ростов-на-Дону из ОАЭ. Все люди погибли. Причины катастрофы тоже еще выясняются, а пока объявлены только промежуточные результаты.

В ту ночь были сложные погодные условия, из-за чего самолет заходил два раза на посадку. После второго раза он стал резко снижаться и просто рухнул на ВВП.

Крупнейшая катастрофа за 2013 год, падение Боинга 737, возле Казани. Все пассажиры и экипаж погибли. Авария также произошла при заходе на посадку.

Причиной называется халатность и неисполнение экипажем своих обязанностей, а также недостаточная его подготовленность к полетам.

Самолет ТУ-134.

Другая ужасная катастрофа, произошедшая на территории Карелии, гибель ТУ-134 при заходе на посадку. Самолет столкнулся с деревьями в результате чего рухнул. Одна из причин, плохая видимость в условиях тумана. 47 человек погибли, но 5 удалось выжить.

Авиакатастрофа под Ярославлем самолета ЯК-42 привела к гибели всей хоккейной команды “Локомотива”. В этой катастрофе выжил только 1 человек . При взлете самолет врезался в радио маяк и рухнул на берегу реки. Причиной также оказалась неподготовленность экипажа.

Понедельник — 2 апреля 2012 года — оказался последним днем для большинства пассажиров и экипажа рейса 120 компании Utair. Только 10 удалось выжить в этой катастрофе. Авария произошла после самого взлета, через 42 секунды.

Причиной оказался отказ КВС от противообледенительной обработки, что привело к ухудшению аэродинамических способностей самолета. Плюс ко всему, экипаж не смог вовремя заметить сваливание самолета.

Какие русские самолеты чаще падают?

В статье , на нашем сайте, вы можете увидеть, что уже второе место в рейтинге самых опасных самолетов мира занимает ИЛ-76, а третье — небезызвестный — ТУ-154. ТУ-134 занимает шестое место.

Три модели российских производителей попали в этот список. Это кое о чем говорит. Однако, к примеру, тот же самый ТУ-154 так и не сняли с эксплуатации, в результате чего катастрофы продолжают происходить.