Ай петри крым на машине. Ай-Петри Крым: Ялта с высоты птичьего полета, головокружительная канатная дорога и многое другое

Друзья, привет. Сегодня мы посетим необычное место - одну из вершин Крыма, гору Ай-Петри, которая находится на высоте 1234 метра над уровнем моря. И в отличии от многих других вершин, где уровень моря не виден, с Ай-Петри открывается вид на Черное море и весь Ялтинский район.

На высоте более 1000 метров над уровнем моря расположилось плато Ай-Петри, где поля, луга и холмы простираются до самого горизонта и наполнены невероятно девственной природой. Это место прекрасно подходит для прогулки. Мы решили посетить гору Ай-Петри. =)

Канатная дорога Мисхор - Ай-Петри


Добраться до плато можно на автомобиле или с помощью канатной дороги. От Ялты, на автовокзале сели на автобус № 102, маршрут которого проходит по самым известным достопримечательностям Ялтинского района, таким как: Ливадийский дворец, Ласточкино Гнездо, Воронцовский парк, и конечно, станция канатной дороги Мисхор-Ай-Петри, куда мы и направились.

Мы вышли из автобуса около канатной дороги, и к нам сразу подлетели таксисты с активными предложениями доехать до Ай-Петри на автомобиле, с заездом на водопад и лесное озеро, а обратно спуститься по канатной дороге. Подъем на канатной дороге стоит 250 рублей со взрослого человека. Автомобильную экскурсию на плато Ай-Петри нам предложили за такую же цену, и мы согласились.

Водитель лихо вписывался в повороты по узкому серпантину старой трассы Ялта-Бахчисарай, ведущему на плато Ай-Петри. Этот участок дороги считается очень опасным, за 23 километра подъема от Ялты до плато Ай-Петри насчитывается более 280 поворотов. По количеству поворотов на километр, эта дорога превзошла знаменитый серпантин, ведущий из Чиангмая в Пай. Так что, если кого-то укачивает, мы рекомендуем пользоваться канатной дорогой в обе стороны.

По пути наверх, мы остановились около водопада «Учан Су», что означает «летящая вода» (входной билет - 50 рублей). Этот водопад имеет 2 каскада общей высотой 98 метров, в сезон таяния снега и обильных дождей достигает максимального паводка.

Водопад Учан Су


Следующей остановкой было небольшое лесное озеро, а рядышком находился родник с вкусной водой.

Третью остановку на нашем подъеме на Ай-Петри мы сделали на высоте примерно 1000 метров: на одном из поворотов серпантина открывалась красивая панорама на Ялту и окрестности.

Далее, мы наконец-то заехали на плато Ай-Петри, и через несколько минут вышли из машины, недалеко от верхней станции канатной дороги. Здесь расположился целый городок - кафе и ресторанчики, конюшни, даже ослы и верблюды гуляют. Заглянули в чайхану, на стенах развешаны ковры, низкие столики с мягкими подушечками, за одним столом двое мужчин играли в нарды - ну, чем не Средняя Азия. =) А в меню лагман и шашлык, лепешки и салат, и прочие прелести кухни народов Азии.

Немного перекусили и пошли покорять плато горы Ай-Петри. Высочайшая точка плато Ай-Петри - это гора Рока - 1346 м над уровнем моря. Надо заметить, что нам очень повезло с погодой, целый день было солнечно. К чему я о погоде, дело в том, что плато Ай-Петри считается рекордсменом по количеству туманных дней в году, еще это самое ветреное место, да и уровень количества осадков здесь намного выше, чем на побережье.

Дорога на плато Ай-Петри


Далеко не безызвестный Большой каньон Крыма считается наиболее крупным образованием в Крыму, протяженность его составляет до 4-х километров, глубина которого достигает до шестисот метров, в некоторых местах расщелина каньона узкая, едва ли достигает 3-х метров. В конце каньона располагается озерцо, очень чистое с голубым отливом, на дне можно заметить рыбок, рядом располагается источник, который называется «Ванна Молодости и озеро Кара-голь», даже в знойное лето вода очень холодная.

За ограждение заходить не рекомендуется, но многие хотят постоять около мачты, символизирующей абсолютную вершину горы Ай-Петри. Я тоже сходил к мачте, там довольно скользкие камни, сильный ветер и пропасть рядом. Но вид открывается великолепный.

Полюбовались видами вокруг и пошли вниз на канатную дорогу. Внизу нас стали зазывать хозяева кафе и ресторанчиков, сувенирные лавочники предлагали свою продукцию, и конечно таксисты. Кстати, о такси, добраться до Ялты предлагают от 150 -200 рублей с человека. Обратили внимание на старинный автомобиль, на котором можно также прокатиться в Ялту, но цена прогулки будет 1500 рублей. =)

И хотя такси до Ялты казалось заманчивой идеей, мы проследовали нашему плану, в котором обязательным пунктом была канатная дорога. Не каждый день ведь можно прокатится по самой длинной, безопорной канатной дороге в Европе.

Канатная дорога состоит из двух пролетов. Верхний пролет занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный пролет канатной дороги в Европе, протяженностью 1670 метров под углом 46 градусов.

Поездка от верхней станции до нижней занимает чуть более 10 минут. Сначала, мы садимся на верхней станции, откуда спускаемся до средней станции на вагончике, вагончик двигается плавно и быстро, примерно за 5 минут спускается на среднюю станцию «Сосновый Бор», где все пассажиры пересаживаются в другой вагон, который еще минут 5 везет до самого низа.

Экскурсия на Ай-Петри: как добраться, что интересного есть на горе, как попасть на сами зубцы и что обязательно нужно посмотреть по дороге.

Название Ай-Петри - греческое. В переводе оно означает «гора Петра». Видимо, имеется в виду Святой Пётр, хотя есть легенда, что и не в честь святого названа эта гора, а в честь обычного парня.

Есть местная легенда, которая рассказывает о том, что жили в одном татарском селении прекрасная девушка Арзы и не менее прекрасный парень Петри. Они очень любили друг друга, и решили заявить о своей любви всему миру. Поднялись они на вершину горы, а парень вдруг сорвался (почему - узнаете чуть позже). И влюблённая девушка воскликнула в испуге: «Ай, Петри!» Так с тех пор гору и называют.

Как добраться до Ай-Петри

Есть два способа попасть на Ай-Петри. Самый интересный и быстрый - это канатная дорога. В Мисхоре доберитесь до станции канатной дороги и купите билет (совет туриста - лучше возьмите экскурсию, билет достаточно дорогой, а так вы за чуть большие деньги посмотрите больше достопримечательностей). Канатная дорога в Мисхоре поднимет вас на Ай-Петри в два приёма: первый подъём более пологий, а после пересадочной станции - более крутой.

На втором отрезке пути может закладывать ушки, поэтому берите с собой любимого человека - забавно, но поцелуи снимают это ощущение!

Впрочем, можно ограничиться обычным леденцом - сглатывайте слюнки, всё будет хорошо. Бояться канатной дороги не нужно - она действительно очень безопасная. Вагончик движется плавно, без рывков, но если вам страшно, на всякий случай примите таблеточку от укачивания.

Второй способ добраться на Ай-Петри - это военная дорога. Говорят, на ней 365 поворотов! Это более длинный путь, и здесь укачивает намного чаще. Некоторые повороты настолько крутые, что экскурсионный автобус в них не вписывается, они практически равняются ста восьмидесяти градусам. Ехать на Ай-Петри по дороге довольно долго, около часа, тогда как на канатной дороге это время составляет не более 20 минут вместе с ожиданием вагончика и пересадкой.

Долина Ай-Петри - еда и развлечения

Когда вы поднялись по канатной дороге или по обычному шоссе, и ступили на твёрдую землю, это ещё не значит, что вы попали на вершину горы. Но и здесь, ниже зубцов Ай-Петри, есть что посмотреть. Если вы взглянете вниз со смотровой площадки канатной дороги, то вы увидите Ялту - как на ладони! Повернитесь теперь в противоположную сторону - увидите большой базарчик.

Посмотрим, что здесь есть?

На базарчике очень выгодно покупать меховые изделия из натуральной овчины - цены в два раза ниже, чем внизу. Есть подушки, безрукавки, пояса, игрушки, пуховые платочки и носочки - что душа желает. И всё такое мягкое, тёплое. Здесь есть и маленькие сувенирчики, но их лучше купить внизу - на Ай-Петри они, наоборот, дороже. Сладости, пряности - и этого здесь в изобилии.

Пуховые изделия на Ай-Петри, Крым

На базарчике Ай-Петри есть множество кафе. Главное отличие этих кафе - здесь есть столики двух типов. Вы можете сесть за обычный стол, а можете - за восточный. Забирайтесь с ножками, только обувь снимите. Располагайтесь на мягких подушках вокруг низенького столика - очень удобно и необычно.

Как и везде в Крыму, порции в кафе достаточно большие и питательные. Как правило, подают блюда восточной кухни - одного шашлыка не менее 15 разновидностей, а ещё - несколько видов плова, разных супчиков, а напитков и не пересчитать.

Если поедете с экскурсией, у вас есть шанс попасть на дегустацию вин - вам предложат попробовать самые знаменитые вина Крыма, а среди них есть весьма необычные на вкус, например, с привкусом шоколада или смородины. После дегустации вы можете купить для себя бутылочку вина (цены весьма недорогие по сравнению с материковыми).

Кроме того, в долине Ай-Петри можно покататься на лошадке. Если есть желание, подойдите к чернявому парню, который приглашает совершить конную прогулку - лошадей много, целый табун!

Аккуратнее с хитрецами-фотографами. Как говорят в Крыму, у них здесь ненавязчивый татарский бизнес. Можно сфотографироваться с орлами, на верблюде, с большой нарядной свинкой, но учтите, что это может и не закончиться добром. Бывали случаи, что начиналось всё с одного фото с орлом, затем человеку подсаживали второго орла, потом обезьянку, потом все вместе на ослике, и так далее, пока не выходила крупная сумма.

С верблюдами та же история, что и в Египте. Посадка бесплатно, но сколько за то, чтобы спуститься? Обговорите все тонкости с хитрыми парнями, чтобы не омрачать себе отпуск!

Зубцы Ай-Петри - как подняться

Если вы решили идти до конца, и подняться на самые зубцы Ай-Петри, то вам придётся заплатить некоторую сумму (в 2016 году это стоило 100 рублей), чтобы войти на территорию заповедника. Это официальная сумма, её вы платите лесничему, который сидит тут же в будочке.

Если желаете подняться на зубцы, обязательно возьмите курточку (там прохладнее) и - дамы, это для вас! - никаких каблуков. Только удобная обувь на устойчивой плоской подошве. Помните, как упал Петри из легенды? Это не потому, что он был неуклюжий, а потому, что гора состоит из известняка. Он очень скользкий! Когда будете подниматься, старайтесь не ступать на отполированные временем, осадками и сотнями гуляющих туристов камни - можно запросто поскользнуться и упасть.

Никакого особого снаряжения вам не понадобится - подъём хоть и крутой, но можно вполне дойти без крюков и верёвок, или как там это называется у альпинистов?

Панорама Ялты с плато Ай-Петри

Подъем на зубцы Ай-Петри - последние шаги

Дорога на зубцы Ай-Петри лежит через грабово-буковую рощу, в которой вы увидите несколько уникальных образцов деревьев:

  • Во-первых, это клён Стевена (того самого, который основал Никитский ботанический сад). Это героическое дерево должно быть уже мертво, но всё ещё живёт. Оно давно сгнило изнутри, в него несколько раз била молния, но это лесное чудовище ещё живо и зеленеет. Говорят, если бросить в дупло монетку, то дерево поможет вам исполнить желание. Дерево это - единственный клён данного вида во всём .
  • В роще есть древние деревья, которым 1200 лет: это тис ягодный - дерево ядовитое и коварное. Красивое дерево не поражает толщиной - каждый год на нём нарастает годовое кольцо толщиной всего лишь в 1 мм. Само по себе дерево не ядовито, ядовита только его открытая древесина, из которой хитрые русские князья делали чаши, чтобы травить неугодных. Настоянное в чаше всего лишь одну ночь вино становилось смертельным и быстрым ядом. Умирали также и мастера, обрабатывающие дерево. Дерево считается полезным с точки зрения энергетики. Если мужчина обнимет его, то его мужская сила увеличится, а если женщина обнимет - то дерево заберёт от неё всё плохое.
  • В роще некоторые буки плодоносят, но никто вам не покажет, где растут буковые орешки . Эти мелкие плоды обладают наркотическим эффектом, поэтому даже не просите и не умоляйте - местные будут немы, как рыбы.

Пройдя рощу, вы выйдете на наклонную полянку, которая и выведет вас к самим зубцам. Пройдите ещё метров 100, и вы увидите указатель высоты (1234,2 м) и множество камней - это и есть зубцы Ай-Петри.

Там можно будет сфотографироваться и полюбоваться на , лежащую под вами, главное - не забирайтесь за ограждения, чтобы не уподобиться Петри из легенды. Всё равно в вашу честь вершину уже не назовут. Будет еще немного времени отдохнуть, подышать горным воздухом и, не спеша, спускаться назад - спуск не менее сложный, чем подъём. Помните про коварные скользкие камни!

Филиал крымской обсерватории на Ай-Петри

Плато Ай-Петри - летний пейзаж

Экскурсии по Ялте и окрестностям

Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Помимо Ай-Петри, из Ялты стоит (набережная, Музей подводных лодок и морская прогулка). И посетить : Воронцовский, Ливадийский и замок Ласточкино гнездо за восемь часов.

Отчет об экстремальном зимнем отдыхе – собрать полный багажник принадлежностей, надеть цепи противоскольжения и отправить на вершину Ай-Петри, чтобы дети покатались на санках.

Предисловие

Зима 2016-2017 выдалась удивительно снежной для Крыма. Серпантин на гору Ай-Петри постоянно накрывало то метровым слоем снега, то небольшими лавинами. В начале декабря 2016, согласно приказу Минтранса Крыма, проезд по дороге Ялта-Бахчисарай через гору Ай-Петри был разрешен лишь автомобилям категории М1, то есть повышенной проходимости. Чем мы не преминули воспользоваться.

Внимание! С 26 января 2017 года проезд через гору Ай-Петри вообще закрыли для всех категорий транспортных средств, кроме спецтехники. Запрет действует до 1 апреля 2017. Дорожная обстановка реально сложная, снегоуборочная техника не справляется.

Выбор маршрута и подготовка

Подниматься решили традиционным способом – со стороны Ялты. Эту дорогу периодически чистят, на плато расположена воинская часть, серпантин – единственная связь с большой землей.

Раньше это была единственная дорога, связывающая Ялту с Бахчисараем

Помня январский подъем на всесезонной резине (а точнее напряженный спуск по гололеду), решили в этот раз не рисковать. Воспользовались цепями. Автомобиль Ford Explorer 2010 г., резина BF Goodrich Rugged Trail T/A. Кроме цепей в машине крепкий трос, два домкрата, лопата, топор и некоторые другие принадлежности.

Посмотрели погоду на сайте, снегопад не предвидится. На форуме уже выложили вчерашние фото, снега достаточно. Судя по количеству автомобилей на плато Ай-Петри – наверх пускают. Что ж, поехали!

Подъем по серпантину

Погода от Ялты солнечная, доезжаем до поворота на Бахчисарай (начало серпантина), видим традиционную надпись: «Проезд до Бахчисарая через Ай-Петри закрыт». Это значит, что право проезда определит пост ГИБДД, расположенный сразу после места отдыха: «водопад Учан-Су».

По такой дороге можно ехать на всесезонной резине

Проехали пост ГИБДД. Сотрудники остановили машину, осмотрели колеса и сказали, что без цепей не пропустят. Я предъявил комплект цепей в багажнике, и мы поехали дальше. Дорога изрядно подтаяла (за бортом +1°С), местами проглядывал асфальт.

Солнце растопило часть снега

Солнце скрылось под сплошным слоем облаков. Через пару километров температура опустилась до -3°С, на асфальте появилась корка льда. Пора надевать цепи.

Цепи наделись легко, по инструкции на автомобиль, для них используется только задний мост. Передний привод у меня подключается либо автоматом, либо жестко.

«Оцепление» задних колес

Буквально через пару поворотов сплошной замерзший снег, на цепях Explorer гребет как танк. Ехать комфортно, постоянное ощущение безопасности.

Цепи – наше все!

Неожиданно пробилось солнце, но температурный режим не поменялся. Термометр показывал -6°С (высота по навигатору 900 м). Впереди небольшой замес из буксующего кроссовера и встречной легковушки. Уже собирались помогать буксирным тросом, но ребята справились самостоятельно.

На простой резине подниматься тяжело

Пробили облачный покров – чистейшее синее небо – красота!

Мороз и солнце, день чудесный

За каменным отбойником шикарный вид, как из иллюминатора самолета. Ровное покрывало из облаков, ощущение крымского лета. Температура за бортом -10°С.

Высота 1000 м, полет нормальный!

Последний прямой участок перед вершиной. Снег плотный, машина идет ровно, без заносов.

Укатанный снег 10 см толщиной

Вершина Ай-Петри

Стоило выехать на плато – мимо пронесся снегоход. На дорогу они не выезжают, носятся по целине.

Эй, товарищ! Обгон на этом участке запрещен!

Красота – аж дух захватывает. Яркое солнце, температура -11°С.

Южный берег Крыма может быть и таким

Останавливаемся на фотосессию. Пейзажи нереальные, раньше такие виды только в Сибири по телевизору видели.

Нетипичные крымские пейзажи

Рядом с нами остановился переднеприводный микроавтобус на потрепанной летней резине. Из него извлекли канистру бензина, и понесли к стоящему неподалеку заглохшему снегоходу. Очевидно это горные предприниматели, которые тут же и живут. Подняться на таком автомобиле по обледенелому серпантину – нереально.

Аборигены передвигаются на моноприводе

Решаем, куда ехать: на традиционное место отдыха возле станции канатной дороги или вглубь горного плато.

На заднем плане зубцы Ай-Петри, по центру – станция канатной дороги

Со стороны канатки идут люди, машины поднимаются с трудом, многие буксуют.

Укатанная дорога дается не всем

Все-таки едем на дикую смотровую площадку.

Отсюда открываются самые красивые виды

Центральная часть плоскогорья обещает не менее увлекательное путешествие.

На вершине расположен центр слежения за космическими объектами – некогда секретная воинская часть

Для оценки проходимости пробую съехать с укатанной дороги. Передвижение нереально – снега насыпало 20-30 см, ехать возможно только на гусеничном ходу.

Пашем целину – бессмысленное занятие

При этом на дороге такой же слой снега, и колеса не проваливаются. Настоящий зимник.

Укатанный снег на дороге

На колее можно спокойно ехать со скоростью 20-30 км/ч.

Едем на импровизированную смотровую

Остановившись на краю обрыва, любуемся потрясающими видами. Морское побережье и город-курорт Ялту не видно под плотным слоем облаков, но они там есть!

Облака до горизонта

Разворачиваемся назад, едем по укатанной двухполосной «трассе». Разве что разметки не хватает.

По такой дороге хочется ехать бесконечно

Дорогу обрамляют красавицы ели. Между прочим – краснокнижные, мы на территории заказника.

Просто красота, слова не нужны

Приезжаем в лыжный центр. Организован прокат саней, плюшек, лыжного снаряжения. Нам не нужно, санки лежат в багажнике.

Прокатная станция

Цены кусаются, поэтому обходимся своими санями по очереди. Лучшее детям, нам хватает свежайшего морозного воздуха.

Супруга тоже не против впасть в детство.

Есть подъемник бугельного типа, заядлые лыжники активно им пользуются. Но большинство туристов предпочитают традиционные виды отдыха – сани, снегоход.

Развлечения на любой вкус

Каждое дерево имеет уникальные природные украшения.

Смена погоды отпечаталась на соснах

Фотографируя сторожа-снеговика, обращаем внимание на стремительно удлиняющиеся тени.

Снеговик в естественной шубе

Пора собираться в обратный путь. Проверяем состояние цепей.

Цепи в порядке

Солнце стремительно садится, температура на плато опустилась до -16°С.

Закат на высоте 1200 м

Стоило доехать до начала спуска – пора включать фары. В горах темнеет мгновенно, поэтому фотографий на обратном пути сделать не удалось.

Итог

Сравнивая поездку на цепях с , можно сделать однозначный вывод: никакой полный привод не поможет на обледенелом спуске. Шипы или цепи – единственно возможный вариант в зимних горах.

Андрей Перов.