Морской порт (Рига). Рижский морской порт Рига порт грузовой



Рижский морской порт

торговый, советский порт на Балтийском море, расположен в приустьевой части р. Даугава, в 12 км от Рижского залива. Основан в 1201. Развитию порта способствовало строительство сети железных дорог в России (1861-89), соединивших Ригу с обширными рынками и источниками сырья. В начале 20 в. Р. м. п. по объёму торговли был первым экспортным портом России. В 1875-96 построены таможенная гавань, причалы в Милгрависе, Андреевская гавань, портовый элеватор и др. После 1-й мировой войны 1914-18 и в период существования в Латвии буржуазного режима (1920-40) грузооборот сократился.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 порт подвергся значительным разрушениям. Восстановительные работы были завершены в первые послевоенные годы. К 1960 закончены реконструкция портовых сооружений и насыщение перегрузочными современными механизмами. К 1970 построены новые причалы, склады, производственные и бытовые объекты, морской пассажирский вокзал. Грузооборот в 1974 превысил 6 млн. т различных грузов, порт посетило более 1500 морских и океанских судов, из них более 600 иностранных судов под флагами 26 государств. Перегружаются генеральные грузы (бумага, цемент, хлопок и др.), навалочные (уголь, хромовая и медная руды и др.), металлы, оборудование и т.д.

Порт оснащен кранами, способными перемещать грузы весом до 100 т. Обрабатываются контейнерные суда, суда с горизонтальным способом погрузки и разгрузки, они круглосуточно обслуживаются лоцманами, мощными буксирами, автотранспортом и др. В 1974 комплексно-механизированным способом было перегружено 93% грузов. Р. м. п. - базовый порт Латвийского пароходства. Имеется судоремонтный завод.

В. В. Понятовский.

Лит.: Сколис Я. Я., Жихарев Н. А., Хмелев Н. С., Рижский морской порт, Рига, 1974.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рижский морской порт" в других словарях:

    Военный порт имени Александра III в Либаве; значимая военно морская база Российской империи в регионе Балтийского моря. Содержание 1 Первый этап строительства базы 1.1 … Википедия

    Год формирования Страна Российская империя Подчинение В составе … Википедия

    Страна Российская империя Тип Военно морские силы Участие в Рус … Википедия

    Рига, столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города Даугава… …

    I Рига столица Латвийской ССР. Крупный индустриальный, научный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. В пределах города… … Большая советская энциклопедия

    - (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора Большая советская энциклопедия

Порт Рига (57°03" N, 24°03" O)оборудован в устье реки Даугава. Он является самым крупным портом в Рижском заливе и одним из наиболее значительных портов в Балтийском море. Перед входом в устье реки Даугава расположен Рижский рейд. В устье реки Даугава через бар, образованный наносами реки,ведет огражденный входной канал.

От устья реки Даугава в порт Рига ведет форватер. Плаванье по форватеру

Осуществляется по створам светящихся знаков. Границы порта:

Акватория порта включает в себя нижнее течение Реки Даугава от входа в устье до городского моста. Границей Рижского рейда с юга является береговая черта с севера параллель(57°07")сев.шир. , с востока и запада - меридианы 24°05 "и 23°53 " вост. Долг.

Приметные пункты.

На подходе к порту Рига хорошо приметны водонапорная башня(57°03" N, 24°02 "O) , красная башня с чёрной крышей, а также мачты ЛЭП, трубы города Рига.

Гидрометеорологические сведения.

Уровень воды в порту зависит от уровенного режима реки Даугава. При паводках уровень воды может подняться на 2,5 м, а при нагонных

ветрах – до 2м относительно среднего многолетнего уровня.

Наибольшее падение воды в реке до 1м относительно среднего многолетнего уровня наблюдается

в меженный период. Течение реки летом очень слабое, а весной скорость

его достигает до 3х узлов. Порт Рига замерзает на 4 мес. Плаванье в зимний период поддерживается с помощью ледокола.

ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА:

Лоцманская проводка для всех торговых судов следующих в порт или из порта, обязательна. Лоцман встречает суда у светящегося буя №1 (57°07"N , 23°57" O). При неблагоприятной штормовой погоде суда следуют в порт и из порта за лоцманским катером. При выходе из порта проводка производится до светящего буя №1.

Портовые средства и оборудование: Порт Рига хорошо механизирован, здесь имеется много различных кранов (в том числе и плавучих кранов), барж, буксиров,обеспечивающих погрузочно –разгрузочные работы. В пределах порта Рига вдоль обоих берегов

реки Даугава, укреплённых набережными, оборудованы причалы.

Рижский рейд.

Расположен у входа в устье реки Даугава. Рейд открыт ветрам,дующим от SW через N до NO , поэтому осенью, когда эти ветра являются годспотсвующими якорная стоянка на рейде небезопасна. Глубины на рейде 15-20 м грунт держит якоря хорошо. Лучшее якорное место на Рижском рейде находится в 4 милях на 310 градусов от маяка Даугавгрива, западнее светящего буя №1 .

Устье реки Даугава: Длина реки 1020км. В среднем течении река используется для сплава леса. Река в пределах порта Рига делится на несколько рукавов и протоков.Берега здесь песчаные,большая часть укреплена дамбами и набережными. Вход в устье реки защищён западным и восточным молами, выступающих к NW от берега.Ширина входа между оконечностями молов 2,3кбт.Вход в устье реки преграждён баром, который простирается на 1,5 мили от берега. Через бар в реку ведёт подходной канал.

Маяк Даугавгрива (57°04"N , 24°01"O) установлен на левом берегу устья реки Даугава.

В Рижском порту начала работу новая регулярная судоходная линия контейнерных перевозок китайского холдинга COSCO

В Рижском порту с 2018 года получило статус регулярной судоходной линии новое направление контейнерных перевозок Poland-Finland Express. Маршрут новой линии проходит по Балтийскому морю, связывая Латвию, Финляндию и Польшу — порты Гданьск - Хельсинки - Рига - Клайпеда - Гданьск — с еженедельным возвращением в Рижский порт.

По новому направлению из Риги начали работать шесть контейнерных линий. Новый маршрут с использованием мощностей Рижского порта обеспечивает поставку контейнерных перевозок COSCO Shipping Lines, одной из крупнейших мировых компаний в области морских контейнерных перевозок грузов.

"Приход каждой новой контейнерной линии и нового контейнерного перевозчика в Рижский порт открывает дорогу для новой коммерческой деятельности и возможности наращивать объем контейнеров в порту. Кроме того, это подтверждает, что Рижский порт имеет все предпосылки стать региональным центром балтийского контейнерного транзита, а именно: выгодное местонахождение в центре Балтии, высококачественные услуги порта и терминалов, а также постоянно растущий объем контейнеров", - прокомментировал эту новость управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.

Экономика вопроса

Руководитель портового оператора Transiidikeskuse AS Владимир Попов признал, что подобное направление контейнерных перевозок для Эстонии малоприятно, поскольку минует эстонские порты.

"Если открывается новая линия — это всегда хорошо для порта, в котором она открывается. Это дополнительная конкуренция", — пояснил Попов.

Кроме того, географически Латвия находится в более выгодном положении, чем Эстония, она ближе к регионам Москвы и Центральной России. Эстония же тяготеет к северной части России, где расположены российские порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, а также финские порты. Все они способны принимать грузы, следующие через Центральную часть России, напрямую.

Как отметил Владимир Попов, Китай везет свои грузы через Россию. Россия — транзитная страна, и в ее силах, как и в ее праве, предложить китайцам выгодные транзитные тарифы. Тарифы могут быть такими, чтобы китайцы могли везти грузы через Россию и попадать в порты стран Балтии, или везти через Россию и попадать в российские порты на Балтике. Внутренний тариф по России и транзитный тариф, которые отличаются между собой и влияют на общую цену перевозки, играют не последнюю роль в решениях китайских партнеров.

Политический аспект

Попов убежден, Россия способна создать все условия, чтобы Китай в большей степени использовал российские порты, что и отражается на грузопотоке эстонских портов.

"В данном случае, я думаю, они выбрали Ригу и Клайпеду, потому что там больше грузовой объем — пул импортных. экспортных и транзитных грузов, которые обрабатывает COSCО", — сказал Владимир Попов. В Рижском порту работают три контейнерных терминала. И каждый год, несмотря на сложные политические условия, Рига показывает прирост контейнерных перевозок.

Руководитель Transiidikeskuse AS объяснил этот факт тем, что Латвия легче получила железнодорожные планы от АО РЖД. Для Эстонии же продолжительное время железнодорожные планы представляются серьезной проблемой. Железнодорожные планы на Латвию касались генеральных грузов, которые уже в Рижском порту перегружались в контейнеры или наоборот, выгружались из контейнеров, но так или иначе шли из России и в Россию. Таким образом, грузооборот в контейнерах в Латвии вдвое больше, чем в Эстонии.

По словам Попова, с момента установления независимости стран Балтии Латвия лидировала в сегменте контейнерных перевозок. Долгое время эстонские порты обрабатывали по тоннажу столько же грузов, что и латвийские порты. Однако в основном через Эстонию проходили нефтеналивные грузы. Что же касалось контейнеров, если Таллинн в свое время обрабатывал 130 тысяч контейнеров, то Рига — 250-260 тысяч. Нефтеналивные грузы из эстонских портов ушли благодаря политическим решениям 2007 года, а контейнерные перевозки, в силу местоположения Эстонии, особо не выросли.

Надежда умирает последней

По словам Владимира Попов, холдинг COSCO запустил по новой контейнерной линии фидерное судно (Небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Фидеры встают под перегруз контейнеров, пришедших на линейном судне, и собирают контейнеры по своему маршруту — Ред.). По судозаходу в Таллинн, возможно, уже в этом году в COSCO также может быть принято решение. Пока же грузы в Таллинне, перевозимые в контейнерах COSCO, грузят на чужие суда. "Если у местного офиса холдинга COSCO грузовой базы достаточно, чтобы обеспечить окупаемость судна, которое станет сюда заходить — это уже хорошо. Наличие собственного судна дает больший контроль этой линии", — объяснил Попов.

Решит ли COSCO отказаться в Эстонии от использования чужих судов и пустить свое судно в еще одном направлении контейнерных перевозок, покажет время.

А пока, в 2017 году Рижский порт переработал 4,6 миллиона тонн контейнерных грузов или 446 тысяч контейнерных единиц (TEU), что больше на 13,5 процентов, чем ранее, и является рекордно высоким результатом для порта Рига. Более того, в сегменте контейнерных перевозок Рижский порт увеличил рыночную долю на 9,8 процента.

Компания COSCO Shipping Lines входит в китайский судоходный холдинг COSCO. Флот компании состоит из 361 контейнерного судна общей вместимостью 1,84 млн TEUs. Также компании принадлежат 2,68 миллиона контейнеров.

  • Адрес: Eksporta iela 3A, Ziemeļu rajons, Rīga, LV-1010, Латвия;
  • Площадь территории порта: 1962 га;
  • Грузооборот: 40 млн. тонн;
  • Сайт: rigasosta.lv;
  • Время работы: каждый день с 09:00 до 18:00.

– один из трех крупных латвийских портов на Балтийском море (два других – Лиепайский и Вентспилсский). Это самый большой пассажирский порт в . История порта

Благодаря своему расположению Рига всегда была центром морской торговли. В конце XV в., с началом эпохи массовых морских грузовых перевозок, порт города переместился с реки Ридзене на , и в последующие годы из Риги морем возили ткани, металл, соль и сельдь. В XIX в. были сооружены Западный и Восточный мол. На начало XX в. через порт осуществлялся масштабный экспорт древесины. Пассажирский морской порт был построен в Риге в 1965 г. В начале 80-х гг. на острове Кундзиньсала был сооружен один из крупнейших на тот момент контейнерных терминалов в СССР.

Сейчас морской порт Риги протянулся на 15 км вдоль берегов Даугавы. Площадь территории порта составляет 19,62 км², вместе с акваторией – 63,48 км².


Достопримечательности порта

В морском порту Риги есть что осмотреть. На территории порта находятся 3 заказника: островок Милестибас, заказник Вецдаугавы и заказник Кремери – места гнездования десятков видов птиц, в том числе охраняемых.

На восточном моле расположен Даугавгривский маяк. Нынешний маяк стоит здесь с 1957 г. До этого его дважды взрывали – в ходе Первой и Второй мировых войн. А впервые маяк построили на этом месте в XVI в.


Рядом с молом Мангальсалы в бетон замурованы Царские камни: на одном указано, что 27 мая 1856 г. здесь побывал император Александр II, на втором отмечена дата визита цесаревича Николая Александровича – 5 августа 1860 г.


Туристы любят гулять вдоль берега и фотографироваться на фоне моря – на память остаются красивые снимки.

Грузовые и пассажироперевозки

Рижский порт специализируется на импорте и является пунктом транзита грузов с территории и на территорию стран СНГ. Объекты грузооборота – уголь, нефтепродукты, древесина, металлы, минеральные удобрения, химические грузы и контейнеры.

Грузооборот порта непрерывно рос в 2000-е гг., достигнув максимума в 2014 г. (41080,4 тыс. т), после чего произошло небольшое снижение показателей.

Ежедневно между и Стокгольмом курсирует грузопассажирский паром, перевозку осуществляет эстонская компания Tallink (судна Isabelle и Romantika).


Как добраться?

Пассажирский терминал находится недалеко от центра города. Добраться до него можно несколькими способами.

  1. Дойти пешком. Дорога от памятника Свободы займет не более 20 мин.
  2. Сесть на трамвай № 5, 6, 7 или 9 и прокатиться до остановки «Бульвар Кронвальда».
  3. Доехать на автобусе-шаттле от отеля Tallink Hotel Riga.