Флоренция площадь синьории скульптуры. Музей под открытым небом: невероятные скульптуры Флоренции

Площадь Синьории (Piazza della Signoria) во Флоренции - главная площадь Флоренции, расположенная перед («Старый дворец») в центре города, служащая воротами в . Площадь получила название в честь Palazzo della Signoria, теперь называемого . За свою историю она сменила несколько имён: площадь Приоров, площадь Великого герцога и площадь Нации.

Площадь Синьории - начало и центр Флорентийской республики, и до сих пор она сохраняет репутацию полического центра города. На площади расположены многочисленные скульптуры (но копии - оригиналы заботливо упрятали в ), среди которых самые известные - это Фонтан Нептуна и скульптура Давида. Оригинальная скульптура осталась только одна - «Персей» работы Челлини.

На площадь Синьории выходят многие важные здания города:

Palazzo Vecchio

Над площадью возвышается величественное здание 14-го века - - мэрия Флоренции. Массивное романское здание с зубчатыми стенами - одна из самых впечатляющих мэрий во всей и одно из самых значимых общественных зданий в Италии. Первончальное дворец назывался Палаццо делла Синьориа, в честь правительственного органа Флорентийской республики - Синьории. Но позже здание сменило ряд названий, в зависимости от менявшихся функций здания: Palazzo del Popolo , Palazzo dei Priori , и Palazzo Ducale. Нынешнее название - «Старый дворец» - появилось после того, как резиденция герцогов Медичи была перенесена из этого здания на противоположную сторону реки Арно, в .

Loggia dei Lanzi

Лоджия Ланци была построена в 1376 - 1382 гг по проекту Симоне ди Франческо и Бенчи ди Чиони для собраний и приемов Флорентийской республики. Теперь эта лоджия, с ее многочисленными скульптурами, превратилась буквально в музей под открытым небом. Здесь можно полюбоваться великолепными работами, изображающими античных героев. Среди сюжетов можно узнать «Похищение Поликсены» работы Пио Феди, «Персей с головой Медузы» работы Челлини, а также «Геркулес и кентавр» и «Похищение сабинянок» работы Джамболоньи.

Лоджия Ланци состоит из широких арок, выходящих на улицу. Своды опираются на пилястры с коринфскими капителями. Широкие арки так понравились жителям Флоренции, что Микеланджело даже предложил продолжить их по периметру всей площади Синьории. Живая постройка лоджии резко контрастирует с суровой архитектурой .

Tribunale della Mercanzia

Трибунал торговцев представляет собой здание, где в прошлом юристы участвовали в суде между купцами. Здесь было сделано крыльцо, расписанное Таддео Гадди, Поллайоло и Сандро Боттичелли. Теперь оно хранится в .

Palazzo Uguccioni

Палаццо было построено для Джованни Uguccioni в 1550 г. Его дизайн приписывают разоичным архитекторам: Рафаэлю, Микеланджело, Бартоломео Амманнати или Рафаэлло да Монтелупо.

Palazzo delle Assicurazioni Generali

Палаццо делле Ассикурациони Женерали было построено в стиле Неоренессанс в 1871 году. Это одно из очень немногих специально построенных коммерческих зданий в центре Флоренции. На первом этаже этого дворца расположено историческое кафе - Cafè Rivoire.

Скульптуры на площади Синьории:

Статуи площади Синьории - это не просто набор шедевральных скульптур. По задумке это должен был быть единственный в своем роде аллегорический цикл, который должен был вдохновлять правителей Флоренции по пути в .

Давид

Скульптура Давида работы Микеланджело (1501-1504) был установлен слева от входа в . Сейчас на площади Синьории установлена копия, которой заменили оригинал в 1873 году.

«Давид» был создан в период Второй республики (1494-1512), когда Медичи были изгнаны, а к власти пришёл Савонарола. Под Голиафом, на предстоящей схватке с которым сосредоточен Давид, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить город.

Юдифь с головой Олоферна

Эта композиция была создана Донателло (1455-1460). Первоначально она задумывалась для дворца Медичи, но после объявления республики и разграбления дворца ее перенесли на площадь Синьории.

Мардзокко

Эта скульптура в виде льва с ирисом на щите также создана Донателло. Ещё два каменных льва были установлены около лоджии Ланци.

Геркулес, победивший Какуса

Эта скульптура, расположенная с права от входа в палаццо Веккьо, принадлежит руке Баччьо Бандинелли. За ней можно увидеть в стене плоский камень с нацарапанным человеческим профилем. По преданию, Микеланджело поспорил, что сможет высечь портрет преступника, которого собирались вешать на площади, повернувшись к изображению спиной.

Фонтан Нептуна

Великолепный фонтан был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году.

История площади Синьории:

Площадь Синьории существовала с древних времен, правда, не всегда в виде площади. В римскую эпоху тут располагался театр. Позже на его месте семейством гибеллинов Уберти было возведено 36 башен, но все их снесли в 1260 году, после победы гвельфов. На расчищенном от построек месте и создали нынешнюю площадь.

После образования Флорентийской республики, ее правительство (Синьория) обосновалось в одном из зданий на этой площади. Этот дворец Синьории (Palazzo della Signoria), или, как его чаще называют, был построен в 1298 - 1310 гг Арнольфо ди Камбио. Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости (Gonfaloniere della Giustizia). В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Весь этот период они обязаны были находиться в этом дворце, собирать Коллегии (Collegi) и принимать решения.

Если в результате голосования было необходимо кого-то казнить, то жертву заключали в каморку над залом заседаний, находившуюся в башне под колоколом. В 1433 году там был заточен Козимо Медичи, и там же в 1498 году провёл свои последние дни Джироламо Савонарола.

Все республиканские учреждения были упразднены после прихода к власти Козимо > >

Еще в эпоху готики при постройке главной площади Флоренции было стремление придать ей по возможности форму прямоугольника в соответствии с планомерным строительством домов. Площадь представляется глазу много симметричней, чем на плане. Это - эпоха Данте. Гордясь своим освобождением, флорентийский народ решил построить городской дворец, который говорил бы о величии республики. Арнольбо ди Камбио возвел в 1299 году богатый массив с Terre della Vacca, этим «господствующим над городом гигантом» (Вазари) на юго-восточном углу ровной площади, которая образовалась от разрушения домов гибеллинов Убрети и сноса купленных домов Орманни по прозвищу Форабоски и della Vacca в Sesto S. Pier Scheraggio/ В 1319 и 1355 году площадь, благодаря дальнейшим закупкам участков, была расширена и приобрела еще более правильную форму. Начиная с Орканьи, оттуда, где род Малеспина имел свой городской дворец, в 1376-1378 годах были выстроены лоджии деи Ланци для проведения важнейших республиканских торжеств. Архитектоническая отделка площади никогда, впрочем, не была доведена до конца, несмотря на то, что даже Микеланджело, отвечая на запрос Козимо I (Медичи), советовал ему окружить всю площадь лоджиями. Площадь в целом создает впечатление замкнутой, хотя прилегающие улицы и выходят на нее. Однако они не нарушают общего впечатления, открывая к тому же местами очаровательный вид издали.

Ложа Ланци

Постройка Уффиций была начата Вазари в 1560 году, для чего понадобилось снести старинную церковку св. Петра Скераджио и много других домов. В 1574 году Уффиции были закончены; однако они не увеличили пространства площади, а создали лишь монументальный подступ к ней, так энергично выраженный у Torre della Vacca, что в нем уже чувствуется становление барокко. Улица, открывающая противоположную дворцу Веккио сторону площади, когда-то была столь же широка, как и Via Calzaioli. Здесь находилась раньше церковка св. Цецилии.

Площадь делла Синьории - сердце города Флоренции. Сюда привезли в 1495 году, во время народного восстания «Юдифь» Донателло, взятую со двора палаццо Медичи, и установили ее слева от входа городского дворца на Рингиера, где уже раньше стоял «Марцокко» Донателло, - лев, держащий городской герб: «Exemplum salutis publicae posuere cives» - выражение, характеризующее тесную связь народа с его скульптурой. Когда через девять лет фигура Юдифи должна была уступить свое место «Давиду» Микеланджело, ее поместили под одной из арок лоджии.

Бронзовый "Персей" Челлини

В января 1504 года представители цеха ткачей созвали собрание лучших флорентийских художников. На этом собрании было доложено, что колоссальный «Давид» работы Микеланджело уже закончен, и нужно только обсудить место его установки. Протокол этого заседания сохранился и опубликован Гайе. В нем интересны прежде всего высказывания мессера Франческо, первого герольда Синьории, и архитектора Джулио да Сангалло, к мнению которого присоединился и Леонардо да Винчи.

Давид Микеланджело на фоне грубого руста

Франческо считал два места особенно подходящими: место перед городским дворцом, где стояла «Юдифь», и середину его двора, где с момента ограбления палаццо Медичи стоял «Давид» Донателло. Здесь прежде всего сказывается желания связать эту скульптуру, как эмблему города, с дворцом. «Лучше всего, - прибавляет Франческо, - было бы, конечно, если бы эту фигуру поставить на место, где стоить Юдифь». Прекрасно понимая, что требуется для скульптуры, трактованной еще целиком фронтально, и отмечая практическую нецелесообразность подвергать хрупкий мрамор воздействию природы, Джулиано высказывается за то, чтобы установить фигуру под средней аркой лоджии или же у ее внутренней задней стены с тем, чтобы нарисованная черным цветом ниша служила ей фоном. В обоих случаях было бы достигнуто рельефное впечатление от фигуры.

Теоретически требование ниши для расположения статуи выдвинуто и у Альберти. Она была и до этого времени главным местом для скульптуры и как раз своим резким, заимствованным от готики обрамлением принципиально отличается от позднейшей ниши времен барокко. Последняя является неопределенно расширенным пространством, дающим фигуры и выключении ее обозреваемости сзади. Ниша Ренессанса обрамляет фигуру и действует, как темный фон, так что Джулиано мог в конце концов удовольствоваться нарисованной нишей. При односторонней трактовке фигуры и выключении ее обозреваемости сзади весь художественный эффект сосредоточивают на передней плоскости. Все концентрируется на выявлении рельефа и контуров. Фигуры капеллы Медичи работы Микеланджело являются наиболее зрелым плодом этой художественной традиции.

Наконец, предоставляют самому Микеланджело выбрать место для своей скульптуры. Он выбирает место слева от ворот городского дворца, перед темной, однообразной, но мощной каменной стеной. Установка молодого гиганта 18 мая 1504 года становится событием для Флоренции. После установки фигуры Микеланджело кое-что исправил в ней, так как окружение и условия освещения потребовали некоторых изменений. У Вазари неоднократно попадаются замечания, что только под открытым небом и благодаря особому освещению места установки выявились пластические достоинства этого произведения.

Таким образом скульптура, трактованная наподобие рельефа, устанавливается у стены, которая ограничивает возможность видеть ее с других сторон и дает темный фон, благодаря чему белый мрамор резко выделяется и привлекает к себе внимание. Расположенная у стены скульптура отнюдь не нуждается в господстве над всей площадью, что так необходимо для художественного эффекта скульптуры, помещенной посреди площади; кроме того, при таком расположении создается возможность разместить самым выгодным образом большое количество пластических произведений. Конечно, при это должны быть соблюдены известные соотношения между отдельными изваяниями в смысле мотива, пропорций, материала, цвета и правильных дистанций. «Драгоценности, сбитые в кучу, не восхищают», - говорит Альберти.

Микеланджело более зрелой поры и последующая за ним эпоха, конечно, иначе трактовали бы мотив круглой фигуры. Но и независимо от этого они порицали бы легковесность ее на фоне огромной плоской стены (в раннем Ренессансе неоднократно обнаруживается весьма зыбкая связь пластики с ее фоном) и скорее присоединились бы к предложению Джулиано и Леонардо. Еще на исходе XVI столетия этот принцип «прикрепления» продолжает оказывать свое влияние: «Похищения сабинянок» Джиованни да Болонья устанавливается в 1538 году под правой аркой лоджии, хотя эта скульптура целиком проработана в округло-пластической форме. Лучше расположена бронзовая фигура «Персея» Челлини (1533 год), находящаяся в сквозной угловой арке лоджии: вокруг этой бронзы имеется простор, и вид ее сзади не пропадает. Бандинелли, из побуждений ревнивого тщеславия, поместил своего «Геркулеса» (1534 год) рядом с фигурой «Давида» на углу Ринтиера.

Учитывая, что расположение фонтана посреди площади нарушило бы гармонию всего ансамбля, так как из-за неравновесия сторон площади ее центр тяжести не совпадает с математическим центром плоскости, Амманати установил свой фонтан на углу палаццо Синьории (1571 год). Там этот фонтан благодаря фронтальности, создаваемой фигурой Нептуна и водяными конями, хорошо гармонирует с остальными скульптурными украшениями. Бронзовый конный памятник Козимо I работы Джиованни да Болонья (1594 год) удлиняет собой шеренгу мраморных скульптур, вынесенных на открытое место, и удачно срезывает оставшуюся позади него часть пространства, чтобы таким образом придать главной площади прямоугольную форму.

Ту же функцию выполняет фонтан Нептуна работы Джиованни да Болонья (1567 год) на пьяцца дель Непттуно в Болонье. В этом городе в честь посещения его Павлом III была воздвигнута в 1541 году конная статуя из известняка на том самом месте, где сейчас стоит памятник Виктору-Эммануилу. Очевидно, выбор этого места нашли неудачными и установили фонтан там, где он является целью движения Via Indipendenza, главной улицы, и Via d’Azeglio, но прежде всего он так делит неправильную площадь, что возникли две отдельные прямоугольные площади.

При всем своем несовершенстве пьяцца делла Синьория - одна из чудеснейших площадей Италии. «Когда входишь на нее, взор погружается в необъятную ширь, и всем своим существом радуешься многообразию и красоте ее обаятельного наряда». Палаццо и лоджии производят мощное впечатление, и приходится лишь пожалеть о том, что не было осуществлено предложение Микеланджело. Ряд сплетающихся изваяний обвивает площадь словно пояс, сияющей пряжкой которому служит фонта Амманати.

Скульптура Бандинелли "Геракл и Какус"

В первом издании этой книги в 1908 году было высказано сожаление по поводу отсутсвия на площади фигуры Давида, хотя бы в копии. В 1873 году фигура Давида была перенесена в здание Флорентийской академии и огорожена решеткой. Здесь она находилась в совершенно противоположных пространственных и световых условиях, так что при обозрении фигуры со всех сторон разрушалась связь плоскостей и непрерывность контурных линий. По настоянию скульптора Фанфани в 1909 году с нее была сделана копия, которая водружена на старое место. Таким образом, ущерб нанесенный площади, исправлен.

Как показывают план и снимок, сделанный мной в 1921 году, три огромный мраморные фигуры - Геркулеса, Давида и Нептуна - и бронзовая конная фигура установлены в один ряд. Их функция в целом такова: образовать выступающую вперед базу дворцового блока и продолжить ограничивающее влияние его стен на пространство площади далеко за их реальные пределы; создавая ряд, зрительно связанный с фигурами лоджий, утвердить прямоугольную форму площади Ренессанса. Только бронзовый лев Донателло выдвинут вперед, и в этом сказался тонкий художественный расчет: будучи меньше по масштабу, он пострадал бы от рядоплоложности с другими, и на нем нужно было сделать особый акцент.

Памятник Козимо I (Медичи), Джиованни да Болонья

Сейчас, наоборот, допущена другая ошибка, хотя и без ущерба для самой площади, но не без ущерба для одного из самых ценных памятников скульптуры флорентийского кватроченто.
«Юдифь» Донателло неоднократно меняла свое место. Вначале она стояла посреди двора палаццо Медичи, и, по свидетельству Вазари в жизнеописании Бандинелли, ее можно было прекрасно видеть сквозь арку ворот. После изгнания Медичи она была поставлена перед палаццо Веккио и снабжена надписью. Когда впоследствии, после долгих совещаний, это место было предоставлено для колосса «Давида» Микеланджело, ее переместили под арку лоджии деи Ланци, и там она в благоприятных масштабных условиях стояла вплоть до 1919 года. Окончания войны дало подов опять перед дворцом - exemplum publicae salutis: Олоферн является символом уже не Медичи, а Австрии. Она стоит сейчас между копией «Давида» и «Марцокко». Нельзя было оказать этой бронзовой фигуре в нормальный человеческий рост худшую услуги, чем поместив ее среди гигантских статуй Микеланджело, Бандинелли и Амманати, мраморк которых еще увеличивает их мощность своей сияющей белизной. Она производит впечатление жалкой кучки; ее темная бронза едва выделяется на фоне тяжелой рустики, когда как бронза нуждается в воздухе со всех сторон.

Чудеса Флоренции: скульптура Давида.

Микеланджело – итальянский архитектор, живописец, поэт и скульптор, известный на весь мир благодаря своим уникальным творениям. Самой яркой и узнаваемой работой мастера стала статуя Давида во Флоренции. Об истории и описании этого шедевра, а также интересных фактах и других впечатляющих работах мастера, вы прочтете в представленной статье.

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Описание статуи Давида

Скульптура Давида, созданная Микеланджело, считается лучшим произведением искусства итальянского Возрождения. Мраморный юноша из сказаний Ветхого Завета признан совершенным творением и идеалом мужской красоты.

Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Она изображает обнаженного молодого юношу, который готовится к предстоящей схватке с Голиафом. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т.к. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Фигура Давида говорит о том, что он готов к бою с сильным врагом и подготовил для него смертоносный удар.

Сегодня оригинальная статуя Давида находится в Академии Изящных Искусств Флоренции.

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Другие работы Микеланджело

За свою жизнь Микеланджело создал немало ценных произведений искусств. Кроме Давида, Римской Пьеты и фресок Сикстинской капеллы, мастер создал следующие шедевры:

Скульптуры и барельефы:

  • Мадонна у лестницы;
  • Битва кентавров;
  • Распятие;
  • Святой Прокл;
  • Святой Петр;
  • Ангел;
  • Святой Павел;
  • Бахус (первое творение Микеланджело);
  • Святой Пий I;
  • Святой Георгий I;
  • Венера и Амур;
  • Святой Матфей;
  • Моисей и др.

Живопись:

  • Положение во гроб;
  • Мадонна Донни;
  • Мадонна с младенцем;
  • Страшный суд;
  • Титий;
  • Клеопатра;
  • Распятие святого Петра;
  • Богоявление и др.

Архитектура:

  • надгробие Джулиано Медичи;
  • вестибюль, лестница и читальный зал библиотеки Лауренциана;
  • дворец консерваторов в Риме;
  • гробница Юлия II;
  • Палаццо Фарнезе в Риме;
  • Ворота Пия в Риме;
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме и др.

Некоторые работы итальянского мастера со временем были утрачены. Кроме того, несколько творений не имеют доказательств авторства Микеланджело.

Знаменитый Давид, статуя которого находится во Флоренции, признан выдающимся шедевром не только Микеланджело Буонарроти, но и всей эпохи итальянского Возрождения. Если вы будете в этом регионе Италии, то обязательно посетите Академию Изящных Искусств, и посмотрите на известную 5-метровую скульптуру своими глазами.

Площадь Синьории (Флоренция, Италия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Расположенная перед Палаццо Веккьо, площадь Синьории является средоточием массы интересных скульптур - от «Давида» Микеланджело до «Юдифи и Олоферна» работы Донателло и «Персея с головой Медузы» Челлини. В свое время здесь устраивали костры Святая Инквизиция и видные политические деятели республики, дабы заполучить любовь горожан. Под последним имеется в виду, конечно, легендарный Саванарола, который, призывая к борьбе с роскошью, запалил такой костер из книг, одежды, картин и музыкальных инструментов, что чертям тошно стало. Год спустя, в 1498 году, здесь уже резвилась Инквизиция, сжигая на костре самого Саванаролу. Как видите, история у площади богатая.

Если же вернуться к архитектурной прелести Пьяцца-делла-Синьория, то здесь есть чем ублажить вкус даже самых трепетных поклонников искусства. Площадь L-образной формы представляет собой единственный в своем роде аллегорический цикл из статуй, долженствующий вдохновлять правителей республики Флоренция по пути в Палаццо Веккьо. Думается, со своей задачей площадь справлялась на «пять с плюсом». Чтобы понять почему, достаточно подробнее взглянуть на копии шедевров, что в молчаливом безмолвии под светом луны стоят здесь годами на потеху публике.

К примеру, «Давид» Микеланджело (1501-1504), узнать которого сегодня способен каждый школьник, а каждый итальянский предприниматель спешит продать фартук с изображением пикантных оголенных частей тела Давида туристам. Скульптура была создана во времена Второй флорентийской республики, когда изгнав Медичи к власти пришел Саванарола. Так вот, под Голиафом, с которым Давиду вот-вот предстоит сразиться, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить Флоренцию.

Стоит обратить внимание и на «Юдифь с головой Олоферна» Донателло (1455-1460), которая, кстати, сперва была изготовлена для дворца Медичи, но с объявлением республики перенесена на площадь Синьории. Руке Донателло на площади принадлежат еще пара скульптур - это «Мардзокко» (лев с ирисом на щите) и два каменных льва около лоджии Ланци.

Справа от входа в Старый дворец величаво стоит «Геркулес, победивший Какуса» работы Баччьо Бандинелли.

Обратите внимание на камень с нацарапанным человеческим профилем за скульптурой. Если верить преданию, его оставил здесь Микеланджело, поспорив, что сможет высечь портрет негодяя, которого вот-вот должны были повесить на площади, повернувшись к камню спиной.

Стоит обратить внимание и на фонтан Нептуна руки Бартоломео Амманати, появившийся на площади по поводу бракосочетания Франческо I Медичи (1570 году). Наконец, изумительной работы лоджия Ланци, построенная с 1376 по 1382 год Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти. Предназначенная для собраний и приемов Флорентийской республики, сегодня это лоджия - настоящий музей под открытым небом. Разумеется, главные местные достопримечательности - это скульптуры античных героев, в частности «Похищение Поликсены» Пио Феди, «Геркулес и кентавр» и «Похищение сабинянок» Джамболоньи, «Персей с головой Медузы» работы Челлини.

Практически все скульптуры на площади Синьории являются копиями. Исключение составляет лишь «Персей» Челлини.

Адрес: Piazza della Signoria


Рубрика: Флоренция итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, а также… по большому наплыву туристов. Путешественники со всех уголков мира рады побывать здесь, чтобы своими глазами, а не на фотографиях, увидеть ее знаменитые достопримечательности.

Площадь Синьории представляет собой целостный ансамбль, впечатляя не только своими красотами, но и удивительной гармонией. Настоящий шедевр, на создание которого потребовались не годы – века! Она свидетель множества судьбоносных событий прошлого, порой драматических, и если бы могла говорить, то рассказала бы немало интересного о дворцовых тайнах Флорентийской республики – ведь она являлась политическим центром этого в прошлом могущественного государства.

От античности до Средневековья

История площади Синьории берет свое начало с античных времен, построенная практичными римлянами в центре города, где пересекались все основные дороги (так они делали во всех своих городах). На ней размещались многие античные здания. Например, римский театр. Однако до наших дней они не сохранились. Впоследствии площадь не раз видоизменялась, и тот ее облик, который мы видим сегодня, окончательно сформировался на исходе XIII столетия.

Площадью тогда владел род Уберти, проживавший в построенных еще римлянами 36 башнях. В те далекие времена главными политическими силами города были две противоборствующие партии – гвельфы и гибеллины. Уберти относились к гибеллинам, но сохранились свидетельства, что они активно оппонировали и своим соратникам. В 1260 году гвельфы взяли верх, и знатное семейство лишилось не только политического влияния, но и всей своей недвижимости: она была сровнена с землей. Затем освободившееся место обложили брусчаткой, дабы Уберти больше ничего здесь не строили.

Площадь не всегда носила свое нынешнее название. Сначала она была площадью Приоров, потом – Великого Герцога, а также – Нации и, наконец, Синьории. Потому что здесь пребывало руководство Флорентийской республики. Оно так и именовалось: синьория. Непосредственной резиденцией правительства был дворец Синьории, ныне известный как Палаццо Веккьо (подробнее о нем чуть ниже). Главой флорентийского правительства являлся Гонфалоньер справедливости, которому подчинялись 24 выборных приора. Срок полномочий составлял два месяца, и всё это время они не имели права покидать дворец. В их обязанности входило созывать Коллегии и принимать важные для государства решения.

На мостовой, прямо перед фонтаном Нептуна, находится круглая плита. Она напоминает о казни диктатора Флоренции Джироламо Савонаролы и двух его сподвижников-доминиканцев: 23 мая 1498 года их заживо сожгли на площади. Последние дни правитель провел в каморке над залом заседаний правительства – она находилась в башне дворца под колоколом. Пять лет назад туда же заключили Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, в свое время, когда был у власти, ликвидировавшего все республиканские учреждения и поселившегося в Палаццо Веккьо. В 1498 году в проемах дворцовых окон повесили двух заговорщиков, покушавшихся на Джулиано и Лоренцо Медичи.

Достопримечательности на площади

Построил его в 1298-1310 годах архитектор Арнольфо ди Камбио (в некоторых источниках указывается другая дата начала работ – на четыре года раньше). Дворец, имеющий вид величественного квадратного сооружения с зубчатым завершением, задумывался как крепость с целью защиты членов правительства. Еще больше величия ему придает 94-метровая башня 1310 года постройки, возвышающаяся над галереей. Внешняя сторона Палаццо Веккьо облицована рустом – рельефной кладкой из твердого камня. В полукруглые арки трехэтажного фасада вписаны парные окна, создающие впечатление некой сдержанности и строгости.

Первоначальный проект дворца в период с 1343 по 1592 годы претерпел изменения как снаружи, так и изнутри. В реконструкции принимали участие выдающиеся мастера того времени Бернардо Буонталенти, Симоне дель Поллайоло Кронака и Джорджо Вазари. Так, под арками галереи появились фрески с изображениями девяти гербов городских коммун. На башне есть часы, механизм которых установлен в 1667 году. Вход в Палаццо Веккьо по обе стороны украшен мраморными скульптурами.

Они специально изваяны для навесных цепей. Над входом находится уникальный медальон. Он содержит увенчанную треугольным карнизом монограмму Христа, фланкированную (то есть прикрытую) фигурами львов на тимпане с ярко-голубым фоном. В 1551 году герцог Козимо велел поместить здесь надпись «Rex regum et Dominus dominantium», что переводится с латинского как «Король правит, а Бог властвует».

Его еще называют «квадрат». Или «носок». Находится неподалеку от Палаццо Веккьо, дата постройки – 1565 год. Работа скульптора Бартоломео Амманати. Инициатором создания фонтана стал Козимо I Медичи. Фонтан оснащен восьмиугольным резервуаром и имеет в своем архитектурном ансамбле несколько скульптур. Одна из них – Нептуна – самая заметная часть фонтана. Однако это изготовленная в IX веке копия: оригинал хранится в Национальном музее. Фигура древнеримского бога морей и потоков символизировала морскую мощь флорентинцев. Каменный Нептун установлен на высокий постамент в самом центре фонтана.

Принято считать, что черты лица изваяния повторяют облик самого Козимо. В колесницу античного божества запряжены четыре лошади (по две из белого и розового мрамора). Ее колеса украшают изображения знаков зодиака, олицетворяющих неумолимое течение времени. По углам восьмиугольного резервуара можно увидеть изображения других божественных властителей морей, а также древнейших итальянских божеств – фавнов и лесных богов древнегреческой мифологии – сатиров. Чего только не перевидал на своем веку фонтан Нептуна: и вандалы на него неоднократно нападали, и как емкость для стирки белья его использовали в конце XVI века. Сегодня он входит в число самых популярных у туристов мест. Недалеко от него (можно дойти пешком) находятся собор Санта-Мария-дель-Фьоре , известная галерея Уффици, мост Понте-Веккьо и еще один фонтан – называется «Кабанчик».

Представляет собой аркадное сооружение, возводившееся в период с 1376 по 1382 годы по проекту архитектора Андреа Орканья. Строительными работами руководили Симоне ди Франческо Таленти и Бенчи ди Чионе. Поскольку площадь Синьории тогда была центром общественно-политической жизни Флорентийской республики, Лоджия Ланци имела конкретное предназначение – проводить здесь официальные мероприятия и приемы, а также народные собрания. В XVI веке в ней разместили наемных пехотинцев Великого герцога Козимо I Медичи – ландскнехтов. Благодаря им лоджия получила свое нынешнее название: по-итальянски наемники именовались Lanzichenecchi, сокращенно Lanzi (в русской транслитерации – Ланци). Прежде она называлась Лоджия Синьории, а еще раньше – Лоджия Орканьи, по фамилии своего создателя.

В настоящее время эта достопримечательность является музеем под открытым небом. Здесь находится экспозиция скульптурных произведений из коллекции находящейся по соседству галереи Уффици. Например, «Персей с головой Медузы» (автор Бенвенуто Челлини), «Геркулес и Кентавр» и «Похищение сабинянок» (автор Джамболонья), «Похищение Поликсены» (автор Пио Феди), ряд женских изваяний античных времен и изготовленная в Древнем Риме копия древнегреческой скульптуры «Менелай с телом Патрокла».

Лоджию одно время служила в качестве балкона, с которого представители правящего семейства Медичи любили наблюдать за всем происходящим на площади Синьории и в самом городе. По их распоряжению на крыше был разбит потрясающий висячий сад, дабы солнце не мешало монаршим особам обозревать окрестности. Ну а в самой лоджии собрали некоторое количество скульптур из мрамора, к которым «приставили» двух львов. Кстати, именно Лоджия Ланци стала прообразом лоджии Фельдхеррнхалле в Германии, в г. Мюнхене.

Скульптуры на площади Синьории

Площадь Синьории славится своими скульптурами.

Если вы подумали, что их здесь изваяли исключительно для красоты или заполнения пространства, то ошиблись. Главная цель была в ином: вдохновлять правителей Флоренции по пути их следования в Палаццо Веккьо. То есть все эти высокохудожественные произведения имели, прежде всего, глубокое символическое значение, и в этом смысле они единственные в своем роде во всем мире.

Слева от входа в правительственную резиденцию установлен «Давид» работы Микеланджело.

Мастер трудился над скульптурой с 1494 по 1512 годы, когда во Флоренции был период так называемой Второй республики. В то время, после изгнания Медичи, правил диктатор Савонарола. Композиция демонстрирует сосредоточенность Давида на предстоящей битве с Голиафом. Последний символизировал двух могущественных врагов города – французского короля Карла VIII и римского папу Александра VI Борджиа, намеревавшихся захватить и подчинить себе свободолюбивую Флоренцию. Оригинал работы Микеланджело простоял на площади до 1873 года. Затем его заменили копией.

Знаменитому Донателло принадлежит авторство двух скульптур. Первая – «Юдифь с головой Олоферна». Она изначально не предназначалась для площади Синьории, ей было приготовлено место во дворце правящей династии Медичи. На площадь ее переместили после провозглашения республики и разграбления резиденции бывшего Великого герцога. Вторая – это скульптура «Мардзокко», или лев с ирисом на щите. Еще два каменных изваяния царя зверей находятся вблизи Лоджии Ланци.

«Геркулес, победивший Какуса» – это работа скульптора Баччьо Бандинелли. Находится у входа в Палаццо Веккьо, точнее, справа от него.

Композиция закрывает собой плоский камень в стене, на котором заметно изображение человеческого профиля. Откуда оно там взялось? Ответ находим в предании. Микеланджело якобы поспорил, что сможет, повернувшись спиной к изображению, высечь лик преступника, приговоренного к повешению на площади. Здесь же, на площади, можно увидеть конный памятник самому Козимо Медичи в исполнении Джамболонья, поставивший на мраморное основание бронзовые барельефы, увековечившие основные моменты жизни первого тосканского герцога.

Еще пятнадцать скульптур находятся в Лоджии Ланци. Все они, кроме одной, изваяны из мрамора и потрясают своей красотой. Только «Персей с головой Медузы» изготовлен из бронзы.

Козимо I Медичи заказал ее ювелиру и скульптору Бенвенуто Челлини, когда тот вернулся в город после долгого путешествия по Европе. По задумке тосканского герцога скульптурная композиция должна была символизировать победу династии (ее олицетворял мужественный Персей) над Флорентийской республикой, которую символизировала Медуза Горгона – существо из древнегреческих мифов с женским лицом и «копной» змей на голове вместо волос, взгляд которой моментально превращал человека в камень. Челлини увековечил Персея в момент, когда он, торжествуя, держал в высоко поднятой руке отрубленную голову Горгоны и попирал ногами ее скрючившееся мертвое тело.

Сегодня, глядя на скульптуру, потрясающую взор своим творческим размахом, даже не скажешь, с какими невероятными трудностями столкнулся мастер. Козимо не давал ему деньги для работы, и Челлини не мог взять необходимое количество подмастерьев. Это приводило скульптора в отчаяние, он несколько раз хотел бросить работу и покинуть Флоренцию. Но потом брал себя в руки и продолжал начатое дело. Готовая скульптура весьма впечатлила горожан. Они называли Бенвенуто не иначе, как «сущим дьяволом». За то, что он сумел сотворить, казалось бы, невозможное. «Персей с головой Медузы» – единственная на площади Синьории оригинальная работа, то есть подлинник. Все остальные скульптуры представляют собой копии.