Гранада. Поход в Альгамбру

С 1234 года начинается история города Эльвира (позднее Гранада), ставшего известным на всю европейскую часть материка. Это был рассвет искусства и цивилизации. Дома и дворцы должны были защищать и восхищать. Внешне - полу бедные жилища из глины и камней, превращались в настоящий рай внутри фасада и домов. Благодаря привезенным фруктам, овощам, специи и птицам, Испания очень быстро стала облагораживаться во времена испано-мусульманской власти.

После христианского восстания на севере Испании, арабская власть, теряя позиции, соглашается на разделение территории. Так, территория разделяется на Юг (Андалусия) и север (Кастилия). Вся арабская власть перебирается в Гранаду, и эмир, будучи вассалом христиан, продолжает наследие Насридов. Так, крепость Альгамбра остается последним приютом арабов и евреев еще на протяжении 250 лет, благодаря тактике мудрого султана Мухаммеда I.


Альгамбра - одно из красивейших чудес света, воспетое художниками, поэтами и романтиками прошлых столетий. Это огромный дворцовый комплекс, с интереснейшей историей и легендами XIII - XVI века, о которой может поведать лишь гид.

В качестве краткого ознакомления, предлагаем вам воспользоваться краткой характеристикой объектов, находящихся на территории Альгамбры.

Дворец Императора Карла

Если и существуют памятники культуры, вызывающие много споров и непонимание, но неизменно именуемые как уникальные, то к ним, конечно же, следует отнести в первую очередь Дворец Карлоса V. Этому способствовали в значительной мере целый ряд устаревших предрассудков и полное незнание значение Гранады в многочисленных планах испанской монархии XVI века.

Можно сказать, что до сих пор люди верят в романтические стереотипы столь любимые путешественниками XIX века о том, что мусульманский народ был не понят жестокими испанскими монархами, которые на своем пути стирали всё с лица земли. Но подлинная история совсем другая.

Гранада - эпицентр событий

Сейчас каждому историку известно, какое значение придавала испанская корона завоеванию Гранады. Сразу же после реконкисты, Гранада становится местом сбора знаменитых испанских и итальянских художников, призванных придать городу столичный блеск, которым он отличался в мусульманскую эпоху.

Если учесть, что католические короли уже воздвигли здесь погребальную часовню, тогда станет понятным дальнейшее участие в расширении планов внука. Который видел дальнейшее развитие королевства вместе с остальной Европой. Позднее ему представилась уникальная возможность, в своем свадебном путешествии с императрицей Изабель II он посещает Аламбру в 1526 году. Там он поселяется, там же, уже в покоях Карлоса V он выражает свое восхищение Насридскими дворцами.

И тут у него возникает желание возвеличить эти сооружения своим именем, построив рядом здание для потребностей современного королевского двора. Здесь и зарождается план строительства Дворца Карлоса V, который поручил его осуществление доверенному человеку короля, управляющему Альгамброй, маркизу Мондeхар.

Строение дворца Карла

Маркиз Мондерах человек, сыгравший главную роль в истории города, принадлежавший одной из крупнейшей испанской знати Мендоса, которая проживала в Толедо. Семья Мендосов сумела внедрить в Испанию новое течение в искусстве по имени ренессанс, в силу своих итальянских корней и воспитания.

Напомним что представителя этих семей были - военачальники, послы и представители церкви, которые первыми вступили в контакт с зарождающейся революции в области искусства в Риме, получившей название Ренессанс. Гуманитарное образование Мондeхара чувствуется прямо у входа фонтана Карлоса V. Который был выполнен художником Педро Мачукке. Во дворце Карлоса V нет какого-то единого стиля. Крыша дворца второго этажа была построена уже в наше время в 1921 году. Это произошло по причине восстания народа на увеличение налогов в три раза выше на мусульман, принявших христианство, в отличие от христиан.

Символика в искусстве

Окна дворца чередуют прямоугольные и круглые формы на обоих этажах, что уже напоминает линейные формы ренессанса. Особый интерес представляют скульптурные украшения в виде символов и аллегорий, которые окружают фигуру императора Цезаря.

Слава, Победа и Плодородие - главные женские персонажи южных ворот дворца. Все эти скульптурные работы уже упомянутого архитектора.

Дворец воздвигнут на месте христианского квартала, позднее примкнувшего к насридскому дворцу. Ошибка в расчетах привела к минимальному нарушению схемы Альгамбры, именно в этом контексте стоит рассматривать смысл столь радикального проекта Дворца Карлоса V. Возможно благодаря христианскому дворцу, Альгамбра стала частью достояния королевских дворцов Испании, а не превратилась в одно из многих археологических свидетельств поверженной культуры.

Мексуар

Ворота в Мексуар

Первый салон, куда мы попадаем, называется Мексуар или салон справедливости. Ворота дворца Мексуар были последним рубежом. Издавна вход во дворцы Насридов, был расположен именно здесь. Нынешний вход в Мексуар - это не оригинал, но выглядит точно так же, как и в былые времена, его полностью восстановили по картинам художников. А вот небольшой зал с колоннами, был первым дворцом и молельней Мухамеда I. Зал был изменен хримтианам во времена завоевания Альгамбры, однако молельня осталась в первозданном виде.

Дворец отличается четырьмя центральными колоннами с красивым цоколем и консулами. В христианскую эпоху салон использовался как часовня. Об этом говорит оставшаяся галерея с помпейскими картинами и гербы Карлоса V.

Надписи на стенах молельни

На некоторых настенных надписях можно прочитать по-арабски:"Если ты пришел за справедливостью, то ты ее получишь". Так пытались оправдать название зала справедливости, тем не менее, дворец полон цитат из Корана и нравоучениями Аллаха. Но никто и никогда не называл Мехсуар молельным домом. В глубине виднеются два окна ведущие видимо в молельню или место раздумий и медитации, с небольшой нишей (миxрабом), направленной в сторону Восходящего Солнца. В которой можно прочитать следующее: "Не будь ленив и приходи на молитву". Вид, который открывается из окон молельни, будет сопровождать вас по всей Альгамбре и даже во дворце Хенералифе.

Речь идет о квартале Альбасин - это старинная Гранада с многочисленным белыми домиками, типично гранадской постройки, церквушками на месте старых мечетей, узкими улочками. Именно таким был город в средневековый период; отсюда же виден квартал Сакромонте, ныне заселенный цыганами, и древние крепостные стены, защищавшие Гранаду в средние века.

Золотая комната

К помещению дворца Мексуар в Альгамбре, примыкает небольшое патио с фонтаном и комнатой в северной части, которая благодаря обработке потолка, называется Золотой комнатой (Куарто дорадо).

Проходя через Мексуар, посетитель обнаружит фонтан в патио Золотой комнаты. Однако мы не можем предположить, что же нас ждет дальше.


Золотая Комната

С противоположной стороны виднеется самый красивый фасад дворца, окаймленная благородным карнизом. Это лучший образец работы по дереву гранадских арабов. Фасад был сделан в ознаменование победы в Альxecиpace в 1370 году, фонтан с белой чашей является центром патио и является копией оригинала, который в эпоху Карлоса V был перенесен в другой зал.

Стена во внутреннем дворе Золотой комнаты, была единственным признаком скрытой красоты внутреннего дворца. Мухамед V приказал отделать внутренний двор штукатуркой и раскрасить в разные цвета. Между проемами дверей фасада, стоял трон, откуда султан отдавал приказы своим министрам.

Миртовый дворик

Оставив позади Золотую комнату, посетитель попадает в тайную часть дворца Альгамбра, где его глазам открывается удивительное богатство декоративного искусства Насридов. Миртовый дворик дворца Комарес создает неподдельное изумление и восхищение. Сам замысел Миртового двора принадлежал Юсуфу I, однако декорации и облагораживание дворца принадлежит его сыну Мухамеду V.

Через извилистый коридор проходим в огромный прямоугольный двор с большим бассейном в центре, по разным сторонам которого, находятся ряды мирт. В северной и южной частях размещены два чудных портика с изящными колоннами. Видимо это была официальная часть дворца. Это место было предназначенным для торжественных аудиенций посетителей, которые с нетерпением ожидали султана.Большой бассейн, в котором отражаются северный и южный фасады освежает помещения в жаркую погоду и утоляет жажду путешественника, идущего из далекой пустыни. В углах этого дворика есть тень и солнце, где можно укрыться в жаркое лето и согреться на солнце зимние дни.Каждый, кто вступал во двор через центральный вход, испытывал неподдельный восторг, когда перед ним раскрывалась зеркальная гладь, в котором отражалась монументальная громада дворца Комарес, будто вырастающая из воды.

Дворец Комарес

За южной галерей, где находится дворец Императора Карла, виднеются мощные каменные стены зала, соседствующего с большой башней Комарес (Зал послов). На каждом шагу при входе виднеются ниши, видимо пользовавшиеся для украшений или размещения в них ароматных трав. В башне скрыт трон, который предстает перед нами в большом деревянном своде, ныне совсем обесцвеченном, представляя мусульманское небо в виде 8000 деталей из дерева.


Дворец Комарес

Огромные окна, выходящие на восток, север и запад, еще более расширяют удивительный пейзаж Альгамбры, без которого дворец был бы совсем другой. Разноцветный керамический цоколь окаймляет нижнюю часть зала. Все стены покрыты штукатуркой или обработанным гипсом, где еще можно увидеть потертые цвета того, что некогда было Альгамброй, выкрашенной в красный, голубой, зеленый и позолоченные цвета.

В центральной комнате северной стороны имеется надпись: "Я, как сердце в отношении всего тела", которую следует понимать что это место предназначено Султану. Именно здесь, по всей вероятности, принимали послов в присутствии султана. В тронном зале принимались важнейшие решения Королевства Гранады, самого большего государства включающая в себя все земли Андалусии.

Все окна тронного зала были застеклены цветным стеклом, что создавало особо торжественную и таинственную атмосферу, в нижней части есть небольшие окна, откуда можно созерцать окружающие красоты. В центре виднеются мозаики в стиле мудехар (выполнены гранадскими арабами после реконкисты города, в археологическом музее хранятся некоторые оригиналы), представляющие еще один образец высокого качества арабской керамики в Гранаде.


Двор Линдарахи

Стоя у этого фонтана обязательно загадайте желание и дотроньтесь до бьющихся струек. В народе существует легенда об фонтане исполняющем желания.

Львиный дворик

В противоположной части от входа в личные покои султана, находится Королевский двор (Королевский зал), предмет многочисленных споров, так как на потолке одной из трех спален есть человеческие изображение на коже. Ввиду запрета Кораном изображений, данную работу относили к христианским художникам. Однако, последними христианскими исследованиями признано, что это дело рук арабов и арабской эпохи, что означает некоторые послабления исламской религии в период спада арабского влияния на испанском полуострове.


Королевский двор

Центральная ложа по особому положению предназначалась султану и его окружению. От сюда открывался прекрасный вид на Львиный двор, пальмовую рощу высоких и стройных колонн, сквозь который пробивался оазис фонтана львов.

Давайте поразмышляем здесь немного, дорогой путешественник этот дворик датирован 1374 годом, время правления султана Мухамеда V, когда царствовали высокий стиль и утонченность. Вода в фонтане появлялась благодаря точной конструкции, проведенной под полами дворца. Не зря арабов признали повелителями воды, глядя на схемы водных каналов, которые позволяли орошать все сады и фонтаны во дворцах. Вода во дворце поднималась с реки Дарро.

Река поднималась на многие километры вверх, значительно выше этих дворцов, и продолжала свой бег на радость их новых жителей, происходивших из сухих и безводных стран. Вода проходила по всем каналам этого средневекового дворца.

Зал двух сестер во дворцах Насридов

Северная комната называется "Салон Двух сестер", из-за двух огромных мраморных плит, покрывающих пол. На одной из надписей в салоне можно прочитать: "Звезды на небе перейдут с небесного свода на этот маленький свод, чтобы вращаться вокруг султана". Это дает нам право предположить, что этими комнатами пользовался лишь султан и его жены. Здесь же, как и в предыдущем зале Лос Абенcepрахeс, видны два ложа от одного из которых идет лестница, ведущая в бани для их королевского высочества Гранады. С другой стороны выход во внутренние покои султанш, которым разрешалось наблюдать за происходящим, из своих комнат.

За двумя беседками дворика находятся две комнаты. С потолком наполовину украшенным христианскими рисунками и остатками арабской декорации, в боковой части имеется дверь, которая видимо первоначально была входной. Скрываясь от посторонних глаз, за витражными окнами, султанши знали обо всем, что происходило во дворце.

Зал двух сестер, так же имеет легенды и тайны, породившие самые темные истории. Одна из легенд этого зала, давшая ему название, рассказывает нам о смерти двух сестер, находящихся в неволе и лишенных свободы, по другой легенде сестры умерли от скуки.

Арка, одной стороной выходящая во двор, а другой в комнаты, служившими спальнями, расположена с запада на восток. Северная арка является своеобразным переходом из зала Двух сестер в зал Ахимесес (сдоенные окна), находящуюся прямо перед двориком Линдарахи. Обе они накрыты большим сводом. Еще выше расположены две арки поменьше, служащие окнами для освещения спален.

Зал Абенсерахес

Зал Абенсеррахен

Южная из этих двух комнат называется Лос Абенсерахен, в память о знатной гранадской семье, потомков североафриканских племен, помогавших в завоевании Испании в VII веке. Зал хранит историю главных рыцарей из рода Абенсеррахов, рассказанную Шатобрианом, одним из создателей романтической иллюзии Альгамбры. Эта история более правдоподобна, опираясь на различные исторические источники, она повествует о частых кровавых стычках между соперниками в царстве Насридов. Легенды связанные с этим местом, вам поведает гид.


Порталь (Портик)

Порталь или Потрик, был продолжением дворцового комплекса Альгамбра. В XII-XIII веках здесь стоял немного иной двор султанши, окруженный фруктовыми деревьями и кристальным бассейном. Чуть выше располагался дворец Юсуфа, от которого остались лишь руины. Немного правее расположена Рауда - место захоронение султанов.

Через Порталь, двигаясь вдоль сторожевых башен по левой стороне, вы сможете выйти к садам Хенералифе. При выходе из Башни Воды (Torre de Agua), держитесь левее к кипарисовому парку оформленному в виде арок. Там Вас ждет прекрасный Сад Архитектора Хенералифе.

Порталь

Хенералифе - увидеть и замереть от его великолепия.

Хенералифе в Гранаде одно из чудес, которое приковывает взоры приходящих туристов. Известно, что сады были сооружены в XII-XIV веках и на тот момент еще не являлись частью знаменитой .

Пейзаж Альгамбры органично вписывается с дворцами, садами и двориками Хенералиффе, являясь одним из самых красивых садов в султанской резиденции. К сожалению, то что дошло до нас, это лишь восстановленный образ, и имеет оригинал лишь в летней резиденции султана, найденной при раскопках и восстановленных после пожара и землетрясения.

Сад - не имевший себе равных

Совсем рядом с Альгамброй находится сад отдыха и полной разрядки для гранадских султанов. Сюда было можно попасть через Насридские дворцы. По дороге в форме штыка, идущей между стенами. Это одно из самых красивых мест в Гранаде Мы не случайно назвали это садом, потому что об этом говорится в романсе неизвестного автора "Сад: не имевший себе равных". Для андалузских арабов, сад означает большой набор небрежно ухоженных цветов, фруктовых деревьев и культурных растений. Вечнозеленых деревьев (лавровые мирты) и каналы, по которым бежит вода, предназначенная для орошения и ласкания слуха своим журчанием.

Это участок земли, засаженный зеленью и овощами, баклажанами и артишоками, а в конце усеянный лилиями. Все это вместе представляет собой контраст цветов и ароматов, среди которых выделялись лимоны и апельсины, рядом с другими фруктовыми деревьями меняющиеся по воле садовника. Резиденция находится на самой высокой точке комплекса. Красивый дворик и сад, через которые проходит канал, наполненный журчащей водой, вниз бегущей между зелеными арками кустарников.


Гармония и тонкий вкус преобладают во всей этой атмосфере, которую прекрасно дополняет оригинальный вид на скопление башен и крыш Альгамбры или на зеленые гранадские долины. А на первом плане виднеются, словно на театральной арене, узкие улочки, башни и зеленая пестрота квартала Альбасин. То, что ныне называется Хенералифе, удивительный райский уголок для гранадских Султанов. Столь посещаемый ныне туристами, составляет лишь малую долю древнего Хенералифе XIII-XV веков. Так как при переходе этих владений из рук последних наследников Альгамбры, в христианские руки государства, многие земли, составляющие ранее территорию Хенералифе, перешли в категорию усадьбы и животноводческих ферм, после захвата города католическими королями.

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

Во времена правления султанов, входы в сады Хенералифе были в трех разных частях дворцов. Сам Султан проходил в сады из Альгамбры, а два других входа были на северной и восточной стороне для конницы и гостей султана.

Сейчас попасть в сады Хенералифе можно только через знаменитую кипарисовую аллею, над которыми в свое время трудился Прието Морено с 1931 года при восстановлении садов. Он создавал удивительные композиции из кипарисов, его знания давали возможность работать в этих садах, что позволило внести свое творение в историю с настоящими шедеврами Мавританского искусства.

Пройдя в зал, который считался архитектурным ансамблем можно увидеть красивейшую композицию из фонтанных водяных струй. Хенералифе предназначался изначально для уединения и отдыха султанов. Несмотря на все изменения сада это попрежнему остается удивительным и красивым местом, в единении с природой, пением птиц и ароматных запахов фруктовых деревьев.

Повстречавшаяся львиная лестница в конце пути открывает взор на дворцовые сады. Однако, чтоб их увидеть нужно будет пересечь водяную лестницу. Лестница была нужна для прохода в часовню, на вершине склона, прямо из садов Хенералифе.

В 1984-м году Юнеско признало все сооружение Хенералифе и Альгамбры всемирным наследием человечества, внеся его под свою охрану. А также Альгамбра приняла участие и победила в конкурсе на право называться одним из чудес света.

Ныне известные богатые сады, открытые для посещения туристов, стали таковыми уже в нынешнее время и мало чем напоминают сады арабской эпохи, хотя и, бесспорно, значительно украшают это место. Вода бегущая из реки Дарро по водопроводу, построенному арабскими инженерами, частично пересекает долину Валье дель Вальпараисо. Она поступает в огромные баки, расположенные в верхней части сооружения. Вода оживает здесь в разнообразных звуках и чудных отражениях, то появляясь, то исчезая в многочисленных горных платформах.

Как купить билеты во дворец Альгамбра?

С 3 января 2018 года, возможности приобрести билеты в кассах, больше нет. Все билеты покупаются онлайн. Сегодня и у вас появилась возможность приобрести билеты с аудио гидом на русском языке, смотрите в описании билетов.

Прогулка на электрических велосипедах по старинной части Гранады Фламенко в Сакрамонте + бонус, заказать билеты онлайн.
Фламенко в старинном квартале Альбасин.

Писать этот пост было сложно. И пришлось, как говорит мой брат, "впихнуть невпихуемое", сделать выборку из 500 кадров и написать какой-то минимальный текст, а не научное исследование на тему "Альгамбра как она есть".

Итак 4 ноября, с утречка пораньше, т.е. около 9 часов утра, мы погрузились в заказанное такси и отправились к главной достопримечательности Гранады - Альгамбре, величественному архитектурно-парковому ансамблю, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе.

До Альгамбры можно добраться четырьмя способами:
1) самый простой - заказать такси (нам стоило 7.50 европейских денег на двоих)
2) воспользоваться миниавтобусом 30-го маршрута, отправляющимся от Кафедрального собора (стоимость 1.80 денег за одну душу, точнее тело)
3)ехать на своей (снятой) машине (стоимость бензина и километра ваших нервных волокон и клеток, которые не восстанавливаются и которые вы начнете тратить запутавшись в односторонних, узких улочках (а вы всенепременно запутаетесь).
4) пойти пешком - денег не стоит, но от 30 минут и до бесконечности времени вы на это затратите (смотря откуда идти будите). Тут следует заметить, что выбрав этот способ доставки себя к Альгамбре, нужно учесть, что идти придется в довольно крутую горку и подъем может стать утомительным, особенно летом. А в самой Альгамбре придется еще ходить и ходить.
Некоторые путеводители говорят, что для осмотра Альгамбры нужно 3 часа. Я не знаю как можно все успеть за 3 часа, наверное, только, если скакать резвым галопом. Мы там находились почти 6 часов и далеко не все обошли и посмотрели.

И еще одно важное замечание. Из-за того, что пропускная способность в Альгамбре 8800 человек в день, все путеводители рекомендуют заказывать входные билеты заранее. Сайт для заказа и телефонные номера находятся в гугле без проблем, а так же написаны в тех же путеводителях. Мы это знали, но не имея четкого плана поездки (решили как поедется, так поедется) не знали в какой день мы окажемся в Гранаде, а потому билетов заранее не заказывали, понадеявшись на то, что ноябрь - это далеко не разгар туристического сезона и желающих посетить Красную крепость (а именно так переводится Альгамбра с арабского), будет не 8800 человек, а чуть меньше и мы купим билеты на месте.

Правда, накануне вечером, я начиталась отзывов таких же туристов-раздолбаев, которые билет на месте купить не смогли. Да и таксист, везший нас к крепости, спросил " а заказа-ли мы билеты?", очень удивился услышав отрицательный ответ. Так что по дороге к крепости мне было несколько волнительно, а Лида совершено не волновалась а обсуждала с таксистом геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. Диалог их был весьма занимательным, потому как базировался на десяти испанских словах, которые знала Лида и пяти английских, которые знал таксист.

Итак мы добрались до касс, у которых народу было совсем мало, беспрепятственно купили билеты и резво поскакали к дворцам Насридов. Тут еще еще одна особенность, которую нужно учитывать при посещении Альгамбры - мало получить билет в кассе и зайти на территорию комплекса. Еще нужно обратить внимание, на время входа в дворцы Насридов. Это время пропечатано на билете и зайти в дворцы вы сможете в течении получаса от назначенного времени. Об этом тоже говорят все путеводители.

Мы приехали к Альгамбре около 9:30. Вход во дворцы у нас был назначен на 10:00, но невнимательно посмотрев на карту

пропустили нужный поворот и пошли в другую сторону, а когда сорентировались и поняли, что и поняли, что идем не туда, пришлось разворачиваться и довольно резво бежать к дворцу.
Я естественно, на бегу что-то фотографировала, но не вдаваясь в подробности, что я снимаю.

Через 15 минут резвой ходьбы, ровно в 10:00 мы встали в хвост примерно 150-и метровой очереди во дворцы Насридов.

Итак - "Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры".

Пока мы стояли в очереди смотрели на дворец Карлоса 5-го. Построенного совсем рядом с дворцом Насридов. На этот дворец мы, только, посмотрели снаружи, внутрь не пошли. Сейчас там расположен музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada), Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре. Это единственный объект куда мы не зашли из всех тех куда можно было зайти. Просто к концу дня уже не осталось сил ни физических, ни моральных.

Напротив дворца Карлоса стены Алькасабы - цитадель Альгамбры где были построены первые укрепления.

А вот и наша цель на данный момент - дворец Насридов. Снаружи выглядит весьма скромно и непримечательно.

И вот мы у входа.

Теперь небольшое отступление. Гранада была последним оплотом "арабского сопротивления". И именно здесь в Альгамбре было решено возвести королевскую резиденцию после вытеснения арабов с Пиринейского полуострова. Мавританский комплекс органично вписался в архитектурный ансамбль нового императорского Дворца (дворца Карлоса 5-го) и таким образом шедевр мавританского зодчества был спасен от разрушения. Правда уцелело далеко не все. Из семи дворцов, до наших дней, дожили лишь три - Мехуар, Комарес и Дворец Львов. Но и по ним можно судить какой роскошью и великолепием окружали себя последние хозяева Альгамбры в эпоху мавританского декаданса.
И первый дворец, куда мы попали - Мехуар.

Мехуар (Mexuar).Самая старинная часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswar — место, где собирается шура, то есть совет министров.

И первый зал - Зал Мешуара (Sala del Mexuar). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.

Молельня (Oratorio). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин (один из древнейших арибских кварталов Гранады). Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V.

вид на Альбйасин

В восточной части находится михраб - ниша в стене указывающая на Мекку (чтоб молящиеся случайно не ошиблись в какую сторону молиться).

В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.

Далее мы перешли в Двор Мехуар (Patio del Mexuar), или двор Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Расположен между Мехуаром и дворцом Комарес. Тут мы задержались, чтобы пропустить большую толпу "организованных" туристов и не наступать им на пятки, а заодно полюбоваться такой красотой.

ну и я под этими арками в толпе туристов.

Здесь же расположена "Золотая Палата" - последний зал в дворце Мехуар, названный так из-за позолоты на оригинальном артесонадном потолке. Его тончайшая резьба, отреставрированная во времена католических королей, помимо аарабских, несет в себе и готические мотивы.

Немного поредела толпа туристов и перед нами Фасад Дворца Комарес, отреставрированный в 19 веке. "Созданный в ознаменование взятия города Альгесирас Мухамедом 5 в 1369 году, был задуман как Триумфальная арка, о чем свидетельствует надпись и нехарактерный для исламской архитектуры фасад с двумя отдельными входами.

Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
Входим в него и сначала идем по коридорчикам

и вскоре попадаем в Миртовый дворик.

"Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры. Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои".

он же с другой стороны.

стены и арки

Заглядываем в Зал Лодки (Sala de la Barca)." Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами".

А из него попадаем в Башню Комарес и удивительно красивый Посольский Зал. (Salón de Embajadores), "высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу".

Я на фоне "толстых стен с нишами". Рюкзак на пузе не просто так, а по настоятельной рекомендации смотрителей. Видимо, карманникам тут раздолье.

моя рука тут для масштаба. Чтобы было проще оценить тонкость гипсовой лепнины.

Следующий и последний дворец на нашем пути - Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. "Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким."
Дворец Львов построен по принципу группировки помещений вокруг открытого двора.

Вошли мы туда, как водится, с огромной толпой

Но постепенно народ рассеялся и появилась возможность все рассмотреть.
Итак, Львиный дворик (Patio de los Leones). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.

Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн (Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (исп. muqarnas, араб. مقرنص‎‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты), сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.

мукарны. В дворце Львов они везде.

Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes)." Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в".

напротив похожий зал - Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов.

Зал Королей (Sala de los Reyes). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции

Центральная ложа по особому положению предназначалась для султана и его окружения.

Еще несколько снимков Львиного дворика и двинемся дальше.

Проходим через зал Двух Сестер и попадаем в Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Первое в анфиладе помещений гарема. Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро (теперь взор упирается в глухую стену галеререи). Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.

из окон открывается вид на двор Линдарахи

еще один мехуар

Проходим по галерее, построенной при Карлосе 5-м. Сверху смотрим на Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы.

Решетка, точнее перила ничем не примечательные - видны в этом окошке

Еще с галереи видны крыши бань

А с другой стороны на древнюю крепостную стену Гранады

кварталы Гранады

одну из башень

Спускаемся вниз и попадаем во двор Линдарахи

И вот мы покидаем Дворцы Насридов

Но пока гуляем по парку рядом с Порталем, смотрим на дворцы снаружи. Как я говорила, внешние стены никак не говорят о внутреннем великолепии.

Как я говорила мы вышли к Парталю.

Название «Парталь» (Partal, от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам (Torre de las Damas),

Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль.

Немного толчемся в садах Парталя

Смотрим на Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста.

Мы же пройдя мимо стен дворца Карлоса

Идем в сторону Алькасабы

Проходим через Винные ворота. По общепринятому мнению, с 1554 года под этими воротами велась свободная от налогов торговля вином, отсюда их название.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. В Алькасабе 9 башень соединенных несколькоуровневыми крепостными стенами.
Я не буду перечислять названия всех башень.

"Оружейная площадь (Plaza de Armas), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму".

Где вход в тюрьму не знаю, а ядрышки хороши!

Адарве (Adarve), дозорный путь на северной стене. И также видна самая высокая - Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).

Мы естественно на нее взобрались (ох бедные мои колени) но виды того стоили.

Крыши Гранады

Кафедральный собор

Вид на отель Альгамбра (исторической ценности не представляющий, но живописный.

Крепостные стены Альгамбры (Лида поставлена для масштаба).

Под стенами, уже в христианскую эпоху, был разбит небольшой парк.

По этому парку мы покидаем Алькасабу, проходим мимо садов Парталя

Что делают эти двое, для нас осталось загадкой.

идем мимо жилищ арабских вельмож

На путь лежит к этому белоснежному дворцу на соседнем холме.

Это Хенералифе - бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд других сооружений.
Сначала мы шли по "Нижним садам" разбитым здесь в 1931 году и исторического значения не имеющим, но не менее от этого красивыми.

Сады сами по себе красивы, а еще из них открывается совершенно потрясающий вид на Альгамбру.

И аромат цветов вокруг.

Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г.

Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры.

Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Арыка (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья.

Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город.

Назван так по одиноко стоящему сухому исполинскому кипарису. Иначе он назывался Двор Султанши, ибо здесь, по легенде, происходили тайные свидания жены султана с одним из Абенсеррахов, стоившие жизни целому семействе вельмож. (убиенных в одноименном зале Дворца Львов).

вот еще парочка видов на кипарис

К чему относится это окно, не помню - оно мне, просто, очень понравилось.

В 19-м веке, чуть выше на склоне разбиваются "верхние сады"

И в 1836 году строится Романтический мирадор (Mirador Romántico) в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями.

Забравшись туда можно увидеть следующие картинки.

Как и то окно, эта башня мне тоже понравилась, но, что это я не скажу. Скажу, только, что это было последнее строение, на которое мы посмотрели в Альгамбре.

После этого, по тенистому лесочку с деревьями хитрой формы мы вышли к воротам и на том наша шести часовая прогулка по Альгамбре завершилась.

В город мы спускались на миниавтобусе, о котором я писала в начале поста, а о том, что мы увидели во вторую половину дня, я расскажу в следующем посте (для этого, я думаю, информации хватит).

Самое совершенное здание комплекса - Зал двух сестер. В нем в пол встроены две плиты из белоснежного мрамора. Купол создан в виде сот, состоящий из 5000 ячеек. Согласно легенде, здесь пребывали две сестры-христианки. Заточенные в зале, разлученные с возлюбленными, они умерли от тоски.

Напротив Зала двух сестер находится Зал Абенсерхав (роспись в этом зале можно посмотреть на фото слева). Отец Боабдиля, последнего правителя Гранады, чтобы убрать конкурентов сына, претендующих на престол, в 1482 году вызвал их в этот зал. Палач, поджидавший в зале, казнил 37 человек из рода Абенссерахов: путь к трону был свободен. С этим событием ассоциируются пятна ржавчины в центральном фонтане. Особо выделяется купол из сот, напоминающий звезду.

В 1526 году на восточной стороне Пласа лос Альхибес создается дворец Карла V. Строительство не было закончено из-за бунта морисков. Созданный в стиле ренессанса архитектором Педро Мачука, дворец резко выделяется от остальных строений. Строительство велось аж до 1957 года, поэтому во дворце прослеживаются элементы разных эпох. В форме квадрата с круглым двориком он имеет два этажа.

Изобилие башен, залов, комнат для перехода из одного здания в другое, водоемов, парков поражает инженерными новшествами, архитекторской фантазией и красотой. Невозможно описать то, что не поддается описанию. Чудо из чудес удивляло и будет удивлять всех, посетивших этот комплекс и тех, кто о нем только слышал или читал.

Возможно ли увидеть все?

Осмотреть все залы Альгамбры невозможно за один день, да и постройки являют собой всевозможные вариации одних и тех же архитектурных решений. Побродив, обязательно с гидом, по залам, комнатам, о которых повествовалось выше, налюбовавшись панорамным видом с башен, посетите музеи: Музей Изящных Искусств и Музей Альгамбры. Они находятся в здании дворца Карла V.

Музей Альгамбры разместился на первом этаже, он поражает уникальными экспонатами испанской, арабской культур, экспонатами, находящимися в дворцах Альгамбры. Знаменитым приобретением музея является "Ваза Газелей", описанная во всех книгах по искусству.

Если вы ценитель живописи, то посещение Музея Прекрасных Искусств на втором этаже произведет на вас должное впечатление. В музее представлена богатая выставка работ испанских художников, других знаменитых живописцев, например, Пабло Пикассо. Посетить музей можно на протяжении всей недели, кроме воскресенья.

Что может омрачить путешествие на вершину красоты? (советы туристам)

При посещении столь объемного памятника архитектуры продумайте мелкие детали, которые могут стать большой проблемой и испортят вам отдых.

Заранее приобретите билеты, закажите услуги гида. Не скупитесь, пусть ваша экскурсия обойдется дороже, чем рассчитывали, зато увидите и услышите много того, о чем даже не ведали;

Приглядитесь к GRANADA CARD, с ней можно серьёзно сэкономить;

Ходить надо будет много, поэтому позаботьтесь об удобной обуви. Не поленитесь взять с собой побольше воды. Из водоемов на территории комплекса пить не разрешается. А жажда будет преследовать и возле фонтанов. Не забудьте о палящем солнце над головой, если путешествуете летом. Головной убор не будет лишним;

Собираясь в путь, вспомните народную мудрость: «Кто рано встает, тому Бог дает». Выйдя заблаговременно, сэкономите время на созерцание красот крепости. Очереди придется выстоять немаленькие;

Главное, захватите с собой терпение, хорошее настроение, позитивное отношение к чужому богатству.

Интересных экскурсий в Альгамбру, и читайте наши интересные статьи об отдыхе в Испании (ссылки ниже ).

Путешествия - одна из главных радостей в жизни человека. Чтобы увидеть мир, говорят, нужно посетить 25 главных мест. Экскурсионные туры в Испанию входят в число самых популярных маршрутов туристов. Почему? Потому что здесь немало удивительных по красоте и исторической ценности мест. Настоящей жемчужиной являются замки Испании. Кордова, Севилья, Капдепера, Табернас - эти названия волнуют и манят туриста. Но самое первое место занимает Гранада, Альгамбра. Ее не напрасно называют «восьмым чудом света» - она потрясает своим великолепием, масштабом и фантазией творцов.

Исторический контекст

Регион Гранады был заселен еще до нашей эры. После падения Римской империи на всей ее территории начинается эпоха упадка. Город Гранада переходит от одних завоевателей к другим, теряя свой масштаб и красоту. В VIII веке здесь появляется и на месте Гранады сохраняется только крепость, которая используется как оборонительное сооружение. При начале распада эмирата в 1013 году территорию захватил представитель алжирских берберов, который на месте сегодняшнего города создает свое поселение Миданат Гарната ("холм паломников" в переводе с арабского). Династия Зиридов отстраивает исторический центр, но город снова меняет владельцев - в 1090 к власти приходит династия Альморавидов. После ее упадка территорией завладела династия Альмохадов. Так, на протяжении многих веков на этой земле господствовала мусульманская культура. В начале XIII века династия переживает многочисленные военные неудачи, что приводит к тому, что в 1238 году территорию захватывает Мухаммад ибн Наср Первый, который создает и возглавляет династию Насридов. С этого момента начинается настоящий расцвет, застройка и планирование города и сегодня видны в Гранаде.

В 1492 году эмират пал под натиском войск королевы Испании Изабеллы Первой, с этого момента начинается новая страница Гранады. Но эпоха Насридов навсегда запечатлена в прекрасном замке-крепости Альгамбре.

Географическое положение

Гранада размещается на юге Испании, входит в административный округ Андалусия. Любые экскурсионные туры в Испанию обязательно захватывают посещение этого региона как одного из самых интересных и необычных. Город расположен у подножия гор Сьерра-Невада, которые обеспечивают мягкий, благоприятный для жизни климат. Тропический климат и плодородные почвы делали этот край таким заманчивым для захватчиков. Город раскинулся на трех холмах, которые создавали выгодные условия для обороны, не напрасно именно здесь появляются первые мусульманские крепости еще в VIII веке. Город питает водой река Дарро, а близость Средиземного моря дает большие возможности для торговли. Такое удачное географическое расположение стало причиной длительных войн на этой территории, каждый хотел жить в этом раю.

Династия Насридов

Пришедшая к власти в 1238 году династия Насридов в лице Мухаммада I стала островком процветания искусства и культуры. Мухаммад занял территорию Гранады и, понимая, что не сможет удержать ее под натиском христианских наступлений, заключил договор с Фердинандом III. Это помогло ему не только сохранить свою землю, но даже расширить ее границы. Потомки Мухаммада правили городом до 1492 года. На протяжении 250 лет Гранада являлась центром просвещения и искусства. Насриды отличались высокой образованностью и страстью к наукам и искусству. В их столицу приглашались ученые, художники, музыканты и поэты со всей Европы. Дворец Альгамбра стал памятником этой династии, в нем проявились лучшие черты мавританского искусства и культуры.

История постройки

Много столетий видела Гранада. Альгамбра как дворец начала возводиться в XIII веке. Мухаммад I, перенесший в Альгамбру свою резиденцию, в первую очередь начал укреплять дворец. Была построена Дозорная башня, усилены древние стены. Затем появилась Башня Почитания. Обеспечив безопасность, эмир стал заниматься благоустройством. Его начинания были продолжены его преемником. При Юсуфе I и Мухаммеде Пятом появляется самое большое количество построек. Усовершенствуется и расширяется Алькабаса, строятся дворцы, укрепляются стены, появляются знаменитый дворик со львами, башня Комарес, железные ворота. В 1492 году Альгамбра завоевывается католическим войсками и становится королевской резиденцией. Здесь строятся дворец Карла V, церковь Санта-Марии.

Позже счастливая судьба отвернулась от Альгамбры. Бурбоны не испытывали к ней никакого интереса и даже взорвали часть комплекса. Говорят, что хотели уничтожить весь дворец, но, к счастью, не сделали этого. В 1821 году значительный урон Альгамбре был нанесен землетрясением. Во второй трети XIX века здесь складывается колония романтиков, здесь творили Байрон, Гете, Шатобриан. Тогда же начинается реставрация дворца и постепенно складывается отношение к Альгамбре, как памятнику истории, культуры и архитектуры.

Архитектурный комплекс

Очень необычную для европейского города архитектуру имеет Гранада. Альгамбра была построена по мусульманским обычаям. Сегодня на посетителя в первый момент комплекс производит впечатление хаотического нагромождения построек, садов и дворов. Но в действительности планировка дворца была тщательно продумана. Каждая зона сгруппирована вокруг открытого двора. Входные ворота и сад предназначались для решения мелких дел, для приема посетителей, которым был закрыт путь внутрь. Далее шли парадные покои для приемов с прекрасными залами и дворами. Длинный проход, который вел в зал, назывался Ла Барка, он служил местом для приветственных речей. Самая интимная и самая красивая часть - личные покои. Здесь выделялась половина эмира и женская часть. Центр этой части - роскошный Львиный дворик. Также существовала отдельная зона - сад, который являлся настоящим произведением искусства. В первоначальном замысле до сегодняшнего дня комплекс не дожил. Часть построек была уничтожена, часть - застроена более поздними сооружениями. Но даже в этом виде дворец производит неизгладимое впечатление размаха и роскоши.

Мавританский стиль

Построена в восточном стиле Гранада. Альгамбра возводилась преимущественно арабами. Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства. Архитектура мавров имеет ярко выраженную специфику. В первую очередь это связано с отношением к постройкам. Арабы исконно жили в пустынях, где комфортная жизнь возможна только в оазисах. Вот на такие оазисы они и старались сделать похожими все свои дворцы, отсюда возникает такая любовь к созданию садов, такая особая значимость воды в замках и парках. Архитектура мавров строилась на гармоничном сочетании таких фигур, как квадрат и куб, они являлись основой и конструкций, и декора. Узнать сооружения мавров всегда легко по большой орнаментальности и использованию каллиграфии в оформлении сооружений. Конструктивные приметы стиля мавров - это подковообразные своды, сводчатые потолки, часто сходящиеся в центре в форме восьмиконечной звезды. Планировочно постройки в этом стиле всегда центрировались двором, вокруг которого размещались сооружения разного назначения. Интерьеры отличались яркостью, использованием резьбы, мозаики, ковров, цветного текстиля. В Альгамбре мавританский стиль достиг пика своего расцвета, комплекс имеет более изящную и изысканную форму, чем постройки предыдущих периодов.

Дворец Насридов

Образцом является самая ценная часть комплекса - дворцы Насридов. К ним относят три автономных монументальных комплекса: Мешуар - здания для аудиенций и судов, дворец Комарес - официальная резиденция эмира для приемов, Львиный дворец - частные покои семьи правителя. Самая старая дворцовая часть - Мешуар, часть сооружений была перестроена в христианские времена. Однако главный зал, украшенный изразцами и цитатами из Корана, сохранил свой облик. Переход из Мешуара во дворец Комарес украшен золотыми изразцами. При Юсуфе I был возведен дворец Комарес со знаменитой Золотой комнатой. Входил в официальную резиденцию гость через эффектный Миртовый дворик, украшенный вечнозелеными шпалерами. Вокруг двора расставлены изящные ажурные колонны с арками. Дворец с башней Комарес связывает длинный зал приветствий Ла Барка, стены которого украшают гипсовая лепнина и изразцы. Высокая башня в 45 метров вмещает в себя крупнейший зал Послов. Его роскошный деревянный потолок изображает семь небес рая из Корана и окружен эффектным фризом в виде сталактитов. Самая роскошная часть дворца, частные покои, начинается со знаменитого Львиного дворика. Из двора можно попасть в зал Сталактитов, потолок которого украшен традиционным арабским способом - особыми складками. Также со двора можно войти в залы Королей, Правосудия, Двух сестер, Бифориев и Абенсеррахов. Каждый из них является образцом мавританского стиля эпохи расцвета. Здесь можно увидеть росписи, изразцы, лепнину.

Знаменитые дворы

Исламские жилища строились вокруг дворов, которые являлись главным центром жизни, поэтому они устраивались с максимальным удобством. Обязательный элемент оформления - фонтан, который обеспечивал прохладу и создавал умиротворяющее настроение. Главными в Альгамбре считаются Миртовый двор - центр общественной жизни дворца с большим водоемом посередине, окруженным миртовым бордюром, Львиный дворик - сердце личной жизни эмира, центром которого является фонтан с 12 фигурами львов, по периметру двора стоят изящные колонны с резьбой. Еще один двор на личной половине эмира - Альберки ("пруд"). Его окружают белые с колоннадами и прямоугольный пруд, обсаженный зеленью, в котором отражаются постройки. Все дворы заполнены колоннами и аркадами, которые создают желанную тень и придают пространству величественность. Роскошь отделки дворов поражает: это изразцы, изящная резьба колонн, орнаменты и каллиграфические надписи. Во дворце Хенералифе есть двор Воды, в центре которого разместился прямоугольный водоем, окруженный стенами и аркадами.

Башни и ворота

Альгамбра всегда существовала не только как дворец, но и как оборонительное сооружение. Поэтому ее стены украшены множеством башен, выполняющих дозорные функции. Всего в замке сохранилось более 15 подобных сооружений. Оружейная башня - одна из самых древних в крепости, она была возведена еще во времена постройки Алькабасы. Ее брутальный вид до сих пор производит впечатление мощи и надежности. Башня Пленницы XIII века служила местом заточения любимой жены эмира. Башня Пик строилась в комплексе с Окраинными воротами и защищала сады Хереналифе.

Ворота во времена арабов имели большое значение, они должны были не только быть крепкими, но и выражать определенную идею, выполнять эстетическую функцию. Древнейшими из сохранившихся являются Винные, украшенные красивыми стрельчатыми арками и резьбой. Железные ворота построены еще в XIII веке и являлись надежной защитой бастиона. Окраинные охраняли вход в сад Хенералифе.

Сады Альгамбры

Альгамбра знаменит своими садами не меньше, чем постройками. Эмиры стремились создать вокруг себя поэтому природе во дворцах уделялось порой больше внимания, чем зданиям. Вода и растения играют важнейшую выразительную функцию в архитектуре дворцов. Журчащая вода, аромат цветов и шелест листьев создают атмосферу абсолютного покоя и гармонии. Уже при входе во дворец посетитель попадал в сады Главного входа, каждый уголок которого тщательно спланирован, здесь продуманы фонтаны и водоемы. И повсюду очень много цветов: кусты, клумбы, вазоны - посетитель погружается в эту цветущую ауру и настраивается на дух сооружения. Каждый дворец окружен внешними садами и имеет внутренние, в которые вход посторонним был ограничен. Во внутренних высаживались самые редкие растения, самые красивые цветы. Раньше внешние и внутренние сады ограничивались друг от друга стенами, сегодня обычно между ними высажены боскеты, подстриженные в виде крепостных стен.

Дворец Карла Пятого

После захвата Альгамбры христианскими властями в нем возводится королевский дворец для Карла Пятого и его жены Сегодня экскурсии в Испании обязательно включают посещение этого сооружения. На фоне изящных и роскошных построек в мавританском стиле дворец выглядит инородным телом. Он выполнен в итальянском стиле маньеризма, его оштукатуренные стены и классические квадратные пропорции в другом месте были бы красивы, но здесь выглядят неуместно. Здание имеет внутренний двор, вымощенный камнем, он окружен двухэтажными аркадами из колонн с ионическими капителями. Сегодня там размещаются музей изящных искусств и музей Альгамбры.

Хенералифе

В XIII веке замок Альгамбра получил еще одну прекрасную резиденцию - летнюю, названную Хенералифе. Дворец состоит из основного здания, второстепенных построек и прекрасного сада. Главный дом построен в нарочито простом стиле, что резко контрастирует с дворцами Насридов. Здесь на первый план выходит природа. Главный двор Хенералифе - двор оросительного канала, вдоль которого высажены деревья и сделаны ряды водяных струй. Во дворце сделана превосходная смотровая площадка, с которой Гранада видна как на ладони. В XIX веке во дворце разбиваются Верхние сады с эффектной водяной лестницей и романтическим мирадором в неоготическом стиле. Нижние сады - это сооружение XX века, здесь нет былой утонченности, но красиво подстриженные кусты и разнообразные цветы делают место очень приятным для прогулок в летний зной.

Парталь

Отдельная зона Альгамбры - это Парталь. В начале XIV века здесь был построен дворец Смоковницы или Парталь ("портика"). Однако большая часть построек не сохранилась. Сегодня на этой территории можно увидеть башню Дам или, по-другому, башню Князя. Она встроена в наружную стену и состоит из портика с пятью арочными входами. В центре размещается традиционный прямоугольный водоем, украшенный растениями. С верхней площадки башни открывается красивый вид на Альгамбру. В конце XIX века немецкий предприниматель купил южную часть территории под частную застройку, он подарил землю испанскому королю, взамен испросив право вывезти в Германию роскошный потолок из кедра и тополя с резьбой, который сегодня демонстрируется в музее Берлина. К территории Парталя прилегают сады, в которых сохранились фундаменты жилищ вельмож.

Практическая информация

Для того чтобы попасть в Альгамбру, нужно заранее позаботиться о билетах. Пропускная способность объекта невелика, поэтому они расходятся быстро. Можно купить экскурсии в Испании и в Гранаде через интернет, но билет необходимо распечатать в кассах дворца. Для этого понадобится карта, по которой он был оплачен. Есть отдельные билеты для посещения садов и всех зданий, кроме дворца Насридов. Есть полные - для прохода во все объекты. Для дворца Насридов на билете будет указано точное время посещения, визит длится всего 30 минут, вторично пройти внутрь нельзя.


Альгамбра - впечатляющий архитектурно-парковый ансамбль, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе. В настоящее время Альгамбра является музеем исламского искусства и культуры, который ежегодно посещают миллионы туристов со всего света.

Альгамбра расположена на вершине скалистого плато в восточной части города Гранада на юге Испании. Средневековые поэты описывали это сооружение как «изумрудную жемчужину», отмечая выразительное строение на фоне зеленых лесов, голубого неба и горных пейзажей с заснеженными вершинами Сьерра Невада .

Название "Альгамбра" буквально переводится с арабского, как "красный замок". Некоторые связывают это с цветом высушенной солнцем глины, из которой построены дворцы, другие считают, что название произошло от "красных пламен факелов", которыми освещали замок во время многолетнего строительства.

История Альгамбры

Развитие Альгамбры связано с мусульманскими завоевателями Пиренескйого полуострова, которые пришли на территорию южной Испании в VIII веке. Во времена правления мусульманской династии Насридов (1230-1492) Гранада стала столицей мавританских владений на территории Испании - Гранадского эмирата.

Мавританские эмиры пожелали на покоренных землях солнечной Испании создать кусочек земного рая - так среди тенистых садов Гранады возникла Альгамбра, которая стала резиденцией эмиров-завоевателей. В те времена в состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище, до наших дней сохранились дворцы Альгамбры относящиеся преимущественно к XIV веку.

Внутреннее убранство комплекса можно описать как гармонично сочетающиеся живописные сады Альгамбры, внутренние дворики и террасы с фонтанами, водными каскадами, каналами и водоемами с множеством изящных арок, сводов, стройных колонн или узорчатых резных окон. Все это великолепие декорировано причудливыми арабскими вязями, растительными орнаментами, пестрой мозаикой, керамическими изразцами, резными узорами по дереву и камню.

Важную роль в общей композиции Альгамбры играют именно вода и свет. Вода здесь сверкает брызгами фонтанов, журчит в каналах и резво струится в каскадах, наполняя водоемы. Все это – на обширной территории в окружении апельсиновых благоухающих деревьев, кипарисовых аллей и цветущих клумб.


Вода, поступавшая с горных склонов Сьерра Невада, наполняла каналы и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры ценили больше всего. Фонтаны, ручьи и водопады для арабов являются не менее характерной частью архитектуры, чем колонны для греков. Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».


Дорога к Альгамбре из Гранады идет по склону Куэста де Гомерес через парковую зону, простирающуюся от Гранатовых ворот до ворот Правосудия, которые были во времена мавров главным входом в резиденцию Альгамбра.

На огромных арках ворот в форме подковы сохранились надписи арабской вязью: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей».

Архитектура Альгамбры

Альгамбра представляет собой комплекс, внутренних двориков, помещений, переходов и башен, каждые из которых имели свое первоначальное предназначение и имеют свои особенности. Красноречивы сами названия многих из них: "Миртовый дворик", декорированный вечнозелеными миртовыми шпалерами.

" Зал двух сестер" получил свое название благодаря встроенным в пол двум огромными плитам из белого мрамора. Черепица и лепное оформление Зала двух сестер, возможно, являются самыми прекрасными во всей Альгамбре. Купол, выполненный в виде сот, является самым крупным из арабских сталактитовых сводов, который составляют около 5000 ячеек.

"Дворик львов" назван так благодаря фонтану, вокруг которого застыли изваяния двенадцати хищников.

Палата послов создавалась для придворных торжеств официальных церемоний. Купол этого помещения украшен звездным узором, мерцающим на большой высоте.

Особый интерес представляют многочисленные башни Альгамбры с декорированными холлами, бассейнами и прекрасными видами окрестностей с верхних точек башен. Самую восточную часть дворца Альгамбра занимает оборонная башня Торре де лас Дамас, с примыкающим сводчатым холлом, бассейном и маленькой мечетью.

Резко контрастирует с остальной архитектурой ансамбля более позднее строение – дворец Карлоса V, построенный на территории Альгамбры в XVI веке по приказу римского короля Карла V. Квадратное строение скрывает в себе круговой внутренний двор с ионической колоннадой на верхнем этаже и тосканскими колоннами на нижнем. В настоящее время дворец является концертной площадкой для музыкальных и танцевальных представлений. Во внутренних помещениях дворца Карлоса V расположен археологический музей Альгамбры и музей изящных искусств Гранады.

Билеты в Альгамбру

Билеты в Альгамбру продаются на один из периодов: утренний, дневной или вечерний. Придти нужно строго в указанный период.

Часы работы Альгамбры:
с 8.30 до 14.00, с 14.00 до 18.00, с 20 до 21.30 часа в зимний период – с 15 октября до 14 марта;
с 8.30 до 14.00, с 14.00 до 20.00, с 22 до 23.30 часов в летний период.

Стоимость общего билета на посещение Альгамбры – 14 евро
Дети 12-15 лет - 8 евро
Дети до 12 лет бесплатно
Взрослые от 65 лет и пенсионеры ЕС - 9 евро
Инвалиды - 8 евро
Стоимость вечернего посещения – 8 евро

Экскурсия с гидом – 55 евро

Билеты можно приобрести в кассах (наличными) и терминалах (банковские карты) при входе. Билеты действительны только в день покупки, поэтому приходить за билетами лучше с запасом.

Мы советуем покупать билеты заранее в магазине "Tienda de la Alhambra" в Гранаде или по телефонам банка La Caixa: 902 88 80 01 для Испании или +34 958 926 031 для звонков из-за границы.

Средняя протяженность маршрута по комплексу Альгамбра составляет 3,5 км. Для комфортного осмотра всех достопримечательностей потребуется не менее 3-х часов.

Если вы собираетесь на юг Испании, непременно посетите Альгамбру – бесценное наследие мавританского прошлого. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по самым незабываемым и уникальным местам страны.