Храм святой софии в. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии

Византийцы были живым, энергичным и любопытным народом, поэтому считали своим долгом участвовать не только в политической, но и в церковной жизни, и нередко судьба всего восточно-христианского мира решалась волей непокорных и буйных жителей Константинополя. Расправа над ненавистными вельможами, возведение на престол и низвержение императоров и патриархов, общенародные мятежи и такие же общенародные моления, крестные ходы вокруг городских стен - непрерывная цепь этих и других событий тянется через всю историю Константинополя.

Православная церковь и Империя - вот два столпа, на которых держались жизнь и мир Константинополя. И свое законченное, великое и надчеловечное выражение этот мир воплотил в храме Святой Софии.

Еще в IV в. император Константин построил в городе базилику (небольшой храм прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Но первый храм со временем стал мал для все увеличивавшегося населения города, и Констанций (сын императора Константина Великого) расширил его. В 404 г., в царствование императора Аркадия, базилика сгорела во время мятежа, но в 415 г. Феодосии Младший отстроил ее заново. Губернаторам провинций он повелел отыскивать и доставлять в Константинополь мраморы, колонны, скульптуры - все, что могло бы пойти на украшение храма. Однако во время мятежа 532 г. пожар вновь было уничтожил возводившийся храм. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Ве-лизарий вошел с войсками в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть, по словам летописца, «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда». Сохранилось много легенд о покупке земли для его сооружения.

Храм Святой Софии

«Так, местность, занятая правой стороной храма, принадлежала одному евнуху, который охотно отказался от своей собственности. Территория с левой стороны принадлежала одному сапожнику, который потребовал за нее двойную плату и особые привилегии. В частности, он захотел, чтобы его, как и императора, зрители встречали на Ипподроме рукоплесканиями.

Земля, где должен был быть устроен алтарь, принадлежала привратнику Антиоху, который не собирался продавать ее. Но так как он обожал скачки, то императорский сановник Стратегий запер его однажды перед самым началом ристалищ. Император же обещал выпустить его, если он на глазах всех собравшихся зрителей подпишет акт о продаже земли.

На месте, где впоследствии разместилась крестильня, стоял дом женщины, которую звали Анна. Дом был небогатый, но вдова заупрямилась и заявила, что не продаст его, даже если ей предложат 80 бочонков золота. Тогда император сам отправился к ней и стал упрашивать, чтобы она продала землю. Тронутая его просьбами, женщина упала на колени и заявила, что отдает землю даром. Но попросила, чтобы после смерти ее похоронили возле возведенного храма. Император Юстиниан согласился»…

И вот 23 февраля того же года, в воскресный день после совершения литургии, Константинопольский патриарх в первом часу дня, взяв Честной Крест Господень и святые иконы, первым делом освятил воду. Потом вместе с императором и народом, неся Животворящее древо Креста Господня, все пошли на место, где Юстиниан вознамерился возводить храм. Прибыв туда, император своими руками взял камень и известь и, испросив у Бога благословения, положил их в основание, чему последовали и вельможи двора его.

Юстиниан пригласил известных архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета - и поручил им постройку храма. Сто других архитекторов управляли рабочими, и каждый из них имел под своим началом 100 каменщиков. Пять тысяч рабочих трудились на правой стороне храма и столько же на левой. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Вместо того чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он обвязывал голову платком и в самой простой полотняной одежде осматривал ход работ. Чтобы не было жалоб и недовольства, деньги рабочим выдавали ежедневно.

Все сословия Византийской империи несли денежную дань на построения храма Святой Софии. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на его сооружение. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеса доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса - светло-зеленый, из Ясоса - бело-красный, из Фригии - розовый с прожилками. Толстые плиты мрамора разрезались таким образом, чтобы прожилки на них составляли фигуры - деревья, фонтаны, водопады, фантастические лики людей и животных.

Много необычного было в строительстве этого собора. Примечательно, например, что многие материалы, использовавшиеся при возведении Святой Софии, были взяты из храмов, принадлежавших почти всем языческим религиям. Восемь порфировых колонн нижнего этажа храма были привезены из знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь колонн - из эфесского храма Артемиды и т.д. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины - словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников невыразимое впечатление, поэтому неудивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Храм Святой Софии представляет собой пространственный четырехугольник, к которому со всех сторон примыкают четыре меньших квадрата, образующие внутри главные части храма и форму креста. По углам центрального квадрата возвышались четыре массивных столба, вершины которых соединялись между собой полукруглыми арками.

К восточной и западной частям среднего свода примыкают два полукупола, а к каждому из них - по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов, покрытых свинцовыми листами и возвышающихся один над другим. Стены храма облицованы громадными плитами из розового, зеленого, темносерого и белого мрамора разных оттенков, отделенными друг от друга тонкими мраморными рамками или бордюрчиками. Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушат храм. Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно.

Пол и стены Святой Софии были выложены разноцветным мрамором, порфиром и яшмой и походили на луг, усыпанный цветами. Верхние части стен украшали великолепные мозаики, на ярко-голубом или золотистом фоне которых были изображены фигуры святых и императоров. Они чередовались с выложенными мозаикой орнаментами, изображениями растений, наполненных плодами рогов изобилия, сидящими на ветках птицами и виноградом, распускающим свои золотые листья… Громадная центральная часть храма по краям тонула в полумраке, в торжественной тишине которого мерцали строгие лики святых и драгоценное убранство.

Эта самая пышная византийская постройка действительно создавала впечатление ослепительного великолепия. Византийский летописец VI в. Прокопий Кесарийский так пишет об этом соборе: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, - невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря… Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».

В день освящения храма, 27 декабря 537 г., император Юстиниан подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!». Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.

В архитектурно-художественном и техническом отношении наиболее эффектной частью храма является его купол. Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих. В плане купол очень близок к кругу, а некоторые отклонения (помимо вполне понятных строительных допусков) объясняются еще и многочисленными разрушениями и перестройками. В первоначальной идее купол - сферический и в плане очерчивается окружностью диаметром почти в 32 м. Купол покоится на четырех опорах, и тот же летописец Прокопий Кесарийский так описывает впечатление, производимое им: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи». Купол сложен из глиняных горшков, сделанных из белой пористой глины, найденной на острове Родос. Глина эта была такая легкая, что вес двенадцати таких горшков равнялся весу одного обыкновенного кирпича.

Купол образуют сорок радиальных арок, причем окна и промежутки между ними были рассчитаны так, что в солнечные дни создавалось впечатление, будто он парит в воздухе.

Через 20 лет случилось землетрясение, во время которого пошатнулись стены храма и была разрушена восточная часть купола. Огромные повреждения наносили храму и частые пожары, но после каждого бедствия собор Святой Софии заново восстанавливали. К тому времени, когда обвалился купол храма, Анфимия и Исидора уже не было в живых, и восстановление его поручили племяннику Исидора - Исидору-младшему. Он приподнял купол на 9 м, в результате чего тот потерял легкость, которая так восхищала современников. Вторично купол обвалился в 986 г. Реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился до наших дней.

Перед входом в храм Святой Софии располагался открытый двор, обнесенный портиком и вымощенный плитами. Посреди двора был устроен бассейн; лишь одна только галерея нартекса была без украшений. В следующей (внутренней) галерее у входных ворот перед молящимися представал мозаичной работы архангел Михаил с огромным поднятым мечом. Все живописные изображения были нарисованы красными красками по золотому полю.

Когда-то верхнюю часть стен первого этажа и стены галерей покрывали мозаичные рисунки на религиозные темы, портреты императоров и патриархов. На стенах храма блистали изображения Пресвятой Богородицы, святых апостолов и евангелистов, а также греческих крестов с надписью: «Симъ знаменiем победиши». В куполе были изображены Отец Вседержитель и четыре херувима - из мозаики и цветного стекла, смешанного с золотом и серебром.

В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Летом 1437 г. Константинополь посетила особая папская комиссия, в докладе которой впоследствии было написано: «Все церкви достойны удивления, однако Святая София превосходит все во всех отношениях - своими мраморными стенами и колоннами всякого цвета; мозаикой, которая сияет как солнце; скульптурой, весьма тонко изваянной на мраморе. Дверей в храме - медных, железных и деревянных - насчитывается столько, сколько имеется дней в году. Церковь настолько обширна, что здесь могут вместиться более 100 тысяч человек». А поэт Корипп называл Святую Софию «чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам известного русского византиниста Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Храм святой Софии на рисунке XV века В книге приведена замечательная цветная средневековая миниатюра XV века, изображающая осаду Константинополя османами-атаманами в 1453 году , с. 38. См. рис. 1.5. Миниатюра взята из книги XV века: Jean Meilot, «Passages d`Outremer», хранящейся в

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

автора Ионина Надежда

Храм Святой Софии Византийцы были живым, энергичным и любопытным народом, поэтому считали своим долгом участвовать не только в политической, но и в церковной жизни, и нередко судьба всего восточно-христианского мира решалась волей непокорных и буйных жителей

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Храм Святой Софии при турецком владычестве Когда турки заняли все кварталы Константинополя и обезоружили последних сопротивлявшихся, султан Мехмед II через Харисийские ворота торжественно въехал в завоеванный город. В сопровождении свиты он проехал по главным площадям

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Храм Святой Софии Этот храм построили при Всеславе Брачиславиче, между 1044 и 1066 гг. (или в промежутке с 1050 по 1060 г.) на территории Верхнего замка. Скорее всего, строительство храма начал его отец Брачислав, а Всеслав завершил. Сохранился камень с именами пяти строителей

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда построили знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле Останется огромный храм Святой Софии, отождествляющийся с Храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша идея такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века гигантский храм Святой Софии, рис. 4.4, рис. 4.5,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

6.1. Храм Святой Софии на рисунке XV века В книге приведена замечательная цветная миниатюра XV века, изображающая осаду Константинополя османами в 1453 году , с. 38. См. рис. 4.7. Миниатюра взята из книги XV века: Jean Meilot, «Passages d’Outremer», хранящейся в Национальной библиотеке

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Айя София (Стамбул) — пожалуй, самый популярный музей в Турции. По статистике за туристический сезон Софийский собор посещают около 3 миллионов туристов со всего мира, чтобы увидеть его уникальные реликвии и архитектуру, а еще стать частью почти 1500-летней истории этого величественного сооружения.

Премудрость Божия — так красиво звучит перевод названия одного из красивейших зданий мира: православного собора, затем мечети, а ныне музея Айя София, Стамбул.

Премудрость Божия — и сразу на ум приходит образ чего-то светлого, величественного и прекрасного. Да, да, такой он и есть: известный по всему миру памятник византийского зодчества — собор святой Софии в Стамбуле.


Часто можно встретить вопрос: «Святая София Константинопольская — кто она? Почему самый знаменитый собор святой Софии (Турция) так называется?» Здесь имеется в виду не конкретная женщина, жившая в прошлом: святая София, которой и посвящён храм.

Скорее всего, здесь София — имеет значение Премудрости Божия, понятия Божественной мудрости, Божественного провидения, Божественного плана, Божественного присутствия во всём, что нас окружает, и в нас самих. Мудрость Божья — она и в Библии, и в заповедях, и в храмах, и в душах каждого из нас.

Всегда София: история от 4 века и до 20-го

Перед рассветом всегда закат: неудачное начало

История Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (так называлась церковь по-гречески) началась ещё во времена Византийской империи в годы правления императора Константина Первого.

В самом центре Константинополя, у императорского дворца в 20-е годы четвёртого века — только представьте, наш 21 и 4! — возвели христианскую церковь. Но через несколько лет в городе произошло восстание недовольного властью народа. Начался сильный пожар, и церковь сгорела.

Храм святой Софии в Константинополе построили во второй раз, но через 10 лет во время пожара он тоже сгорел. Императором был Феодосий 2, и по его указу на этом месте поставили базилику с колоннами внутри. Но в 532 году в ходе крупного народного восстания уже при Юстиниане 1 сгорела и она.

Подсказка Ангела

Через 40 дней после пожара император Юстиниан приказал на том же месте построить новую церковь святой Софии. Он задумал сделать её не только украшением города, но и жемчужиной своей империи.

Говорят, что ночью Юстиниан увидел Ангела, который показал ему макет будущего великолепного собора Аве София. Императору так понравился макет строения, что впоследствии, он даже спорил с проектировщиками здания, потому что их план предполагал не то количество окон в храме, которое Юстиниан видел на макете Ангела.

С миру по нитке …

Для возведения нового здания правителем были приобретены близлежащие участки земли с уже имеющимися на них строениями. Когда земля стала принадлежать Юстиниану, он приказал снести с этих земель все дома.

Ежедневные строительные работы осуществлялись 10 тысячами рабочих под руководством лучших архитекторов того времени Милетского и Тралльского.

Мрамор для строительных работ привозили со всех концов империи. Чтобы придать Ἁγία Σοφία ещё больше роскошный вид, чтобы церковь сияла, и в прямом, и в переносном смысле этого слова, при работе использовались золото, серебро и слоновая кость.

Кроме того, в Софийский собор в Константинополе привозили части многих древних строений: из Римского храма Солнца специально для Собора святой Софии доставили 8 колонн из порфира, из прекрасного храма Артемиды, находящегося в старинном городе Эфесе привезли 8 яшмовых колонн, выполненных из чудесного зелёного мрамора.

Есть версия, что огромную дверь, в которую имел право входить в храм только император (личный телохранитель и свита могли использовать для входа соседние ворота), сделали из дерева Ноева ковчега.


Высота императорских ворот около 7 метров, и археологи относят их производство к 6 веку нашей эры. Ну сейчас, конечно же, входная дверь более «современная»: изготовлена в 19 веке. А оригинальная версия была вывезена крестоносцами еще в 13 столетии.

…и готов шедевр

Строительство храма св. Софии в Константинополе продолжалось 6 лет. Для сооружения таких колоссальных размеров это совсем не много. Изначально к зданию собора святой Софии примыкал внутренний дворик. До наших дней от него ничего не сохранилось.

Высота здания равнялась 56 метрам, а диаметр необычного, почти плоского огромного купола — 31 метру. Под куполом были изображены шестикрылые Серафимы. Их изображение историки относят к 6 веку.


Лики Серафимов (их длина 11 метров) закрыты 8-ми-угольной звездой. И лишь у одного из них открыто ангельское лицо.


Стены были сплошь покрыты изумительной мозаикой и прекрасными фресками.


Прочность стен, по мнению современных учёных, достигалась добавлением в строительный раствор листьев ясеня. Строительство этого чуда обошлось императорской казне Византии в три годовых дохода.

Больше, чем тысячу лет, со дня своего создания и до появления в Риме собора святого Петра, храм Санта София считался самым грандиозным и роскошным в христианском мире. До наших дней сохранились летописи современников Аль Софии, посетивших храм и восхищённых его невиданной до той поры красотой и богатством внутреннего убранства.

Один из паломников писал, что в Ayasofya (название по-турецки) находился золотой крест, который размерами достигал роста двух человек. Он был украшен дорогими камнями и жемчугом. А перед ним висели 3 золотые лампады.

Храм Софии, Премудрости Божией, действительно, был прекрасен. Смотрящим на него казалось, что он похож на огромный корабль, который почти достигает неба.


Для Богослужений была изготовлена украшенная разноцветными драгоценными каменьями утварь. При церкви находилось 525 священнослужителей. Почти сразу же её стали называть «Великой». Святая София Константинопольская стала символизировать «золотой век» Византии.

Мифы и легенды: как же без них

Существует легенда, по которой Юстиниан собирался покрыть золотом все внутренние поверхности церкви, все стены от потолка до свода. Но придворные предсказатели остановили его. Они сказали, что через много лет в город придут захватчики, которые, чтобы забрать всё золото из храма, разрушат его до основания. Император, которого, прежде всего, заботила слава и прославление его имени в веках, призадумался и отменил своё решение.

Но даже, несмотря на это обстоятельство, когда он в первый раз вошёл в уже полностью построенный собор (годы постройки 532-537), то не удержался и воскликнул в восхищении: «Соломон, я превзошёл тебя!». Говоря эти слова, он имел в виду знаменитый, сказочно красивый храм, построенный в Иерусалиме в годы правления царя Соломона.

Здесь вершилась История

Спустя всего несколько лет город пережил землетрясение, а позже ещё одно, в ходе которого сильно пострадал купол церкви. Он попросту обвалился, так как почти ни на что не опирался. Такой, как бы парящий в воздухе купол был главной архитектурной особенностью церкви св. Софии. Собор быстро восстановили. Но его прежний вид, в связи с восстановительными работами, хоть и не сильно, но изменился.

По данным историков именно в храме святой Софии в Константинополе крестилась великая княгиня Ольга. Это событие произошло около 955 года. Согласно повести временных лет Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом. Именно в Софийском соборе ей было дано новое имя: Елена. Она вместе со своим сыном великим князем Киевским Святославом Игоревичем первыми приняли крещение, несмотря на то, что дружина и весь народ все еще оставались язычниками.

В июле 1054 года Софийский собор оказался центром событий, которые, в дальнейшем, оказали влияние на всю мировую историю. Во время Богослужения представитель Папы Римского вручил патриарху Константинополя отлучительную грамоту. Через 4 дня патриарх дал свой ответ: он предал анафеме легатов Папы.

Это стало началом раскола церкви, её разделения на православную и католическую, что, впоследствии, привело к жестоким войнам и многочисленным людским жертвам. Ночью с 28 на 29 мая в 1453 году прошло последнее в многовековой истории Айя-Софии христианское Богослужение, так как уже 29 мая храм захватили турки.

Превращение в мечеть

Ворвавшись внутрь собора, турецкие захватчики разломали и разграбили драгоценное убранство, порубили иконы, похитили богато украшенные драгоценными камнями одеяния священнослужителей, а тех, кто находился в здании — православных верующих — убили.

В это же время из храма была украдена одна из его святынь — долго хранившаяся там Туринская плащаница. Внутри храма сохранилась колонна с красной полосой. Как гласит древнее предание, эта полоса и показывает сколько крови убитых было пролито в этом священном месте.

По другой версии, это отпечаток окровавленной руки предводителя крестоносцев дожа Дандоло. Любопытно то, что этому захватчику Константинополя к тому моменту исполнилось 97 лет(!), и он был слепым на один глаз. Нет, я всё понимаю: захватчик, завоеватель. Но в 97 лет с одним глазом, на коне. Ещё же и оружие хоть какое-то в руках надо держать. Ух ты!

Правда, уже через год он умер, там же, в захваченном им городе. Дандоло был похоронен в соборе святой Софии. На втором ярусе находится его гробница. Но сейчас она пуста. Когда храм стал мечетью, правящий в то время султан приказал выбросить останки дожа собакам. Приказ султана, естественно, тут же выполнили. Вот такой интересный факт.

Увидев храм впервые, султан-захватчик приказавший превратить его в мечеть, был поражён и восхищён внутренним и внешним убранством собора. Он не стал разрушать его, а решил сделать его главной мечетью города.

Спустя некоторое время, к Софийскому собору пристроили 4 минарета, и православный храм обратился в Софийскую мечеть.


В ходе перестроечных работ многие христианские фрески и изображения, которые до переделки здания в мечеть красивым ковром покрывали его стены, были замазаны штукатуркой. Но именно благодаря этому обстоятельству, некоторые из них сохранились до наших дней. Премудрость Божия видна во всём, не так ли?

Вы, конечно, знаете о некоторых особенностях православных храмов: алтарь Софийской церкви был обращён на восток. Поэтому мусульманам пришлось внести изменения: михраб, который должен указывать направление на Мекку (микраб — это ниша для моления имама), был помещён в юго-восточный угол огромного храма.


Это привело к тому, что мусульмане при вознесении молитв располагались как бы под углом относительно всего храмового пространства мечети Аль София.


Долгое время не проводилась реставрация здания. И только в 1847 году, когда уже появилась реальная опасность его обрушения, были начаты работы по реконструкции и восстановлению прекрасного святилища. Они продлились целых два года.

Экскурсия в век двадцатый: «случайная» литургия

Кстати, насчёт бывшей. Разговоры и даже переговоры на эту тему не утихают: мусульмане хотят вернуть её себе как мечеть, а православные себе как храм, как и было изначально.

На эту тему расскажу одну малоизвестную историю. В самом начале 1919 года в мечети святой Софии прошла православная Божественная литургия. Это произошло впервые за 500 с лишним лет.

Дело было так. После 1 Мировой войны Стамбул оккупировали войска Антанты. Среди них были православные священники. Один из них — иеромонах Левтерис Нуфракис. И решили православные военные отслужить Божественную литургию в знаменитом бывшем соборе. Как все понимали, осуществление этой идеи было делом опасным. Но военным-то к опасности не привыкать.

И вот январским утром, когда в мечети ещё никого не было, отец Левтерис с группой людей вошёл в Айя Софию и начал литургию, захватив с собой переносной антиминс и Евангелие, необходимые для совершения Богослужения. Сторож не мог понять, что происходит, но не стал противиться людям в военной форме. Впервые за прошедшие 5 веков здесь было произнесено имя Иисуса Христа.

Но время шло. К мечети стали подходить мусульмане для молитвы. Стоящие в дверях военные объясняли им, что мечеть временно закрыта. За это время священник закончил Богослужение, и все присутствующие причастились. Они вышли на улицу и спешно направились в свою часть.

Турецкие военные были возмущены этим событием и направили протест властям. А отец Левтерис получил выговор от премьер-министра Греции, но так, «для порядку».

Мечеть на месте бывшей Айя Софьи просуществовала до 1935 года. Именно в этот период первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк распорядился создать здесь музей. Такой статус остается за зданием и по сегодняшний день.

И вот уже почти столетие Santa Sophia в турецком районе Sultanahmet так и остаётся только музеем. Никаких Богослужений, в сравнении, например, с Софийским собором в Киеве, там не проводится. А ведь в Киеве собор святой Софии тоже музей, но по большим церковным праздникам Службы там всё же проходят.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.


Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.


Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.


Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!


И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.


Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на . Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.


Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя.

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.


Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.


А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.


Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.


И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.


Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

«…здесь остановиться
судил Господь народам и царям.
Ведь купол твой, по слову очевидца,
как на цепи подвешен к небесам».

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.


Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Малая София в Стамбуле

Святые Сергий и Вакх — кто они?

Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.


Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.

Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи , там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.

Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми. Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.

Теперь это мечеть

В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.


Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.


За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.

Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.


Информация на заметку

Где, когда и много про входные билеты

В настоящее время Софийский собор находится по адресу: страна Турция, Стамбул, а дальше вот так — Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul.

Музей Айя-София открыт каждый день, кроме понедельника. Также выходными здесь будут первый день Рамадана и в мусульманский праздник Курбан-Байрам. В зимний период с 1 октября по 14 апреля время его работы с 9 до 17 часов. В остальные дни режим, график меняется, и часы работы — с 9 до 19 часов. Вход внутрь прекращается за 1 час до закрытия музея.

Стоимость посещения музея 60 TL (турецкие лиры). Если перевести на другие валюты, то цена входа составит примерно 10$, 9Е или 650 рублей (цены в сентябре 2018 года). Дети до 8 лет могут попасть внутрь бесплатно, но для оформления такого билета потребуется паспорт.

Возможно приобрести аудиогид на месте по цене 20 TL, но можно бесплатно скачать его в интернете. Еще есть возможность приобрести билет «Скоростной проход». Он дает право не стоять в очередях, а быстро проходить в некоторые музеи. Его стоимость 125 TL и действует он 5 дней. Счетчик включается не со дня покупки карты, а во время посещения первого объекта.

(тур. Ayasofya ) , является выдающимся памятником византийского зодчества и символом “золотого века” Византии. Величественное сооружение находится в центре Стамбула и в настоящее время служит музеем.

Строительство Софийского собора началось ещё в 324 году при византийском императоре Константине. Строительство длилось довольно долго и закончилось только в 337 году. Однако, в последующие годы, храм преследовали настоящие беды и несчастья. Из-за народного восстания в 404 году сооружение было сожжено. После восстановления храм простоял невредимым всего около десяти лет, после чего пламя опять уничтожило большую часть строений. Позже, император Феодосий II приказал построить на месте пепелища небольшую базилику, но и она сгорела в 532 году. Руины её обнаружат только в 1936 году во время проведения раскопок на территории Софийского собора.

Собор будет решено отстроить заново после подавления бунта, который чуть не привёл к свержению императора Юстиниана. Стоит отметить, что к этому моменту территория с пепелищами предыдущих храмов была застроена различными городскими постройками, поэтому императору пришлось потратить немалую сумму, чтоб выкупить землю назад.

К строительству были привлечены самые лучшие архитекторы того времени – Анфимий Тралльский и Исидо Милетский. На стройке ежедневно было задействовано около 10 тысяч рабочих. Возведение собора закончилось к 537 году, и 27 декабря храм был торжественно освящён патриархом Миной.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.

Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!

В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.

С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.

Софийский собор в Стамбуле долгое время оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота строения достигала 55 метров, а диаметр купола – 31 метр. Если смотреть сверху, то храм представляет из себя крест размерами 70 на 50 метров. Купольная система колоссальных размеров до сих пор остаётся шедевром архитектурной мысли.

Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами. Из мозаик стоит особо отметить портрет императора Александра, Богоматери и Иисуса Христа.

Так же стоит упомянуть и про достопримечательности собора, к которым относится “плачущая колонна” (по поверьям исполняет желания всех прикоснувшихся), а также “холодное окно”, от которого даже в зной веет прохладой.

Купол Айя-София

Для современного уровня строительных технологий, возможно, Айя-София и не покажется вам чем-то особенным, но для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. К слову, в то время больше купола Софии был только купол Пантеона в Риме, построенный в первой половине II века. Он считался вершиной инженерного искусства - диаметр купола в 44 метра не мог повторить ни один архитектор более позднего времени. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию.

Инженеры Айя-София, в этом смысле, поставили перед собой более сложную задачу – их купол в 39 метров не покоился на толстых стенах. Его вес распределялся через систему многочисленных более мелких куполов, арок и контрфорсов. Интересно, что купол Айя-София доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. И аналогия с Пантеоном здесь не случайна. Если Пантеон считался символом Древнего Рима, то Святая София, построенная императором Юстинианом, ни много ни мало, должна была стать центром мира христианского.

Купол собора Айя-София в Стамбуле часто сравнивают с куполом Пантеона в Риме

Интерьер музея Айя-София

В плане собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею.

Обратите внимание на мраморный декор стен и колонн. Для храма архитекторы, безусловно, с одобрения императора использовали цельные колонны из зеленого и порфирового мрамора. Ведь храм Софии должен был стать самым грандиозным сооружением империи – буквально «центром мира». Сегодня, в век высоких технологий и небоскребов, колонны из цельного мрамора нам не кажутся чем-то особенным, но если представить VI век н.э. и уровень технологий добычи камня, его логистики и обработки, то становится понятно, что каждая цельная колонна по своим трудозатратам была сравнима со строительством небольшой часовни.

Внутреннее убранство храма

Мраморные стены собора требуют отдельной поэмы. Считается, что для отделки использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии… Со всех концов империи свозилось всё самое дорогое и ценное для строительства главного храма Вселенной, как тогда называли Византию. Ценные блоки мрамора мастера разрезали и раскладывали как книжку, совмещая стыки. От этого рисунок мрамора приобретал замысловатую симметричность. «Замысловатую» потому, что симметричность в природе как феномен отсутствует, но здесь же работа каменщиков была настолько ювелирна, что стыки шва были практически не заметны и всё же создавали невозможное.

Слева от входа находится «потеющая», «плачущая» или как её ещё называют «влажная» колонна. Верят, что если в бронзовое отверстие на колонне вставить палец и совершить кистью полный круг, то желание исполнится. А если серьёзно, то ученые считают, что она стоит на месте, где подземные воды подходят близко к поверхности, отчего колонна покрывается водянистой испариной. Ещё в древние времена она начала разрушаться, и была укреплена бронзовой стяжкой.

В основании купола ряд окон, которые за счет яркого проникающего света создают эффект «парения» купола в воздухе. В парусах купола – большие диски обтянутые кожей и несущие золотые имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх халифов. В центре храма, под куполом, чуть правее на полу разноцветные каменные плиты , сложенные в квадрат – это место императорского престола или омфал.

Гигансткий купол Айя-София

Однозначно имеет смысл подняться на галереи и увидеть шедевр византийской мозаичной живописи – «Деисус». Как известно, этот сюжет абстрактно изображает Страшный Суд, где Христос судит человечество за грехи. Справа от него всегда изображается Богоматерь, а слева – Иоанн Предтеча. Они словно молятся и просят у Христа быть милостивым к беспутным людям. Мозаика датируется XIII веком.

Мозаика "Деисус" собора Айя-София в Стамбуле

К «Деисусу» вы пройдете через мраморные «Врата Ада и Рая». Когда и кем они были привезены в Константинополь – неизвестно.

Врата Рая часто называют и Вратам Ада

Мозаики Айя-Софии

Император Иоанн Комнин II с женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей

А ещё в соборе можно найти руны, выскобленные, видимо, викингами, состоявшими на службе у византийского императора.

Руны на перилах собора Айя-София

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет , окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

Некогда самый большой христианский собор в мире, затем мечеть, а ныне музей – Айя-София по праву считается самой крупной жемчужиной в ожерелье достопримечательностей Стамбула. Иногда именуемый восьмым чудом света, достаточно скромный снаружи и головокружительный внутри, памятник византийской архитектуры не оставит равнодушным ни одного человека.

У собора Святой Софии весьма непростая история: он неоднократно разрушался, сгорал или перестраивался. В том виде, что мы видим его сегодня, Айя-София (с небольшими изменениями) стоит с 537го года. Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Тем не менее существуют расхождения в источниках: считается, что "великую церковь" достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году. На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет тоже целиком сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году во время восстания "Ника", крупнейшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи. Сейчас сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся массовыми убийствами, пожарами и разграблением города. Повстанцы даже успели выбрать нового императора. Правивший в те годы Юстиниан собирался покинуть город, однако его жена заявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись поддержкой армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации своего провозглашенного императора. Погибло около 35 тысяч человек.

После подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, который станет символом величия Византии и превзойдёт все существовавшие на тот момент храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух известных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к строительству. Близлежащие к площади Августион частые территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе возник собор Премудрости Божьей. После взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть. Айя-София подверглась перестройкам, постепенно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и укрепляющие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет посетители любуются и восторгаются смешением разных эпох, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что чтобы попасть внутрь, Вам скорее всего придётся отстоять длинную очередь, поэтому рекомендую прийти хотя бы за полчаса до открытия. После покупки билета стоимостью 30 лир и серьёзного досмотра Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами. Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже после того, как Айя-София обрела статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как пройти в главный зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными временем и сыростью.

Когда попадаешь в главную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от объёмов сооружения. Ведь более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым большим храмом христианского мира, пока не построили собор Святого Петра в Риме.

Большая часть посетителей собора ходят с задранными вверх головами, разглядывая огромный купол и соседство медальонов с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с востока и запада примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необычные сопряжения поверхностей сводов стало одним из обязательных направлений съёмки.

Отдельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Такой необычный ракурс, честно скажу, отчасти обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита реставрационными работами. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр. Впрочем, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – одни из главных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гасана и Гусейна, а также имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар – кафедра, с которой имам в день пятничного намаза читает проповеди.

Михраб, как полагается, направлен в сторону Мекки и Каабы.

Изящная ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением располагается библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в XVIII веке.

В Айя-Софии также проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает лишь восхищение.

"Плачущую колонну" из-за большого скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит вставить большой палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание. Говорят, желание обязательно исполнится. Но лучше поднимемся повыше. Ведь полноценное впечатление о масштабах собора/мечети можно составить, только поднявшись в галереи второго уровня.

Для отделки собора использовались 12 сортов мрамора, самый лучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса можно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся или частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Османской империи православные фрески и мозаики в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И лишь после преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы. Интересно только, а до купола подданные султанов тоже сумели добраться?

На верхнем ярусе значительно меньше народа, хотя повторюсь, побывать в храме и не подняться по пандусу на второй этаж – настоящее упущение.

В галереях глазу и объективу есть за что зацепиться, начиная от росписи арочных сводов и резных капителей колонн до уникальных фресок и мозаик.

Император Иоанн II c женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей.

Иисус Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Наибольший интерес представляет мозаика "Деиисус", датируемая XIII веком. Иисус Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя судит человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё доступное пространство собора. Но не удержался и, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, чтобы сделать ещё несколько снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через которые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Однако этих и остальных окон в соборе недостаточно, поэтому с потолка свисают массивные люстры, через которые также можно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию обязательно стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за свою историю и собором, и мечетью, и теперь открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете увидеть подобное смешение христианства и мусульманства? Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для разных народов. Айя-София может служить символом такого единства.

Продолжая рейд по самым главным достопримечательностям Стамбула и, перейдя площадь, можно оказаться в главной мечети города, Голубой. О ней рассказ пойдёт дальше. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле :

Дворец султанов Топкапы и гарем