Как устроен запретный город в пекине. Запретный город – история, легенды, что посмотреть

Многие века китайские императоры правили в таинственном Запретном городе.

Запретный город находится в Пекине и является одной из известных достопримечательностей Китая. Запретный город считается самым крупным дворцовым комплексом в мире.

Легенда о появлении Запретного города

На китайском, Запретный город звучит как Gu Gong, что означает "Старый дворец". Первоначально, Запретный город назывался пурпурным. По этому поводу существует интересная легенда. Вообще, Запретный город опутан религиозными и мифическими понятиями. Об этом могут говорить различные скульптуры, расположение дворцов, украшение и оформление залов, символизирующих что-то своё. Структура Запретного города была придумана во сне монахом Yongle. Монах вещал, что есть внеземной город, где Небесный Владыка проживал в фиолетовом дворце. Китайские астрологи, считали, что фиолетовый цвет является символом радости, счастья и что звезда PoleStar именно фиолетового цвета. Звезда PoleStar сформировалась в результате слияния 15 небесных тел. В результате, император решил, что он Сын Неба, а значит призван для поддержания гармонии между человеком и природой. Для того, чтобы установить баланс природы и человека нужно построить Запретный город, который расположится прямо под фиолетовой звездой, в самом центре мира. Кстати, фиолетовый цвет мог использоваться только императором. Только император подписывал документы специальными фиолетовыми чернилами.

Общие сведения о Запретном городе

Запретный город был императорским дворцом во время правления династии Мин и Цин (1368-1644). На протяжении многих лет, во дворце жили и управляли 24 императора. Строительство Запретного города началось в 1407 году во время правления императора Чжу Ди династии Мин. На строительство ушло около 14 лет. В строительстве Запретного города было задействовано более 200000 человек. Запретный город демонстрирует значительные навыки китайцев в строительстве. Технология изготовления кирпичей с применением клейкого риса и извести была не такой уж и сложной, но в то же время стены построенные из этого кирпича оказались прочными. Если стены построены из кирпича, то здания в городе построены почти целиком из дерева. В связи с этим, в те времена, существовал риск возгорания, т.к. в качестве освещения использовали свечи. Для быстрого тушения пожара были предусмотрены чаны с водой, которые располагались около зданий. В общей сложности насчитывается 308 чанов, размещенных по всему Запретному городу. Чаны устанавливали на каменные подставки, тем самым была возможность разводить огонь под чаном не давая воде застывать в зимний период времени.

Символом императорской семьи являлся желтый цвет, который и стал доминирующим в украшении города. Крыши, внутреннее оформление дворца, брусчатка выполнены в желтом цвете. Желтый цвет символизирует землю. Однако, есть и исключение, например крыша Королевской библиотеки покрыта черной плиткой. Связано это с тем, что черный цвет символизирует воду, а значит при возникновении пожара, его легко будет предотвратить. Кроме того, крыши дворцов, где жили наследники императора, были покрыты зеленой плиткой, что символизировала рост.

На каждой крыше здания имеются статуэтки, количество которых соответствует количеству человек проживающих в здании. Только на крыше Зала Высшей Гармонии имеется 10 статуэток. Данное число символизирует небо и святость здания. А вот личным числом императора является число 9.

Запретный город занимает 74 га земли. На территории города расположено около 800 зданий с 9000 комнат. Город окружен рвом шириной 52 м. заполненным водой и высокой 10 м. стеной. Запретный город разделен на внешний и внутренний двор, между которыми проходят длинные коридоры. С четырех сторон стены имеются ворота, вход через которые регулировался строгими правилами. Без специального разрешения было запрещено входить в город.

Достопримечательности Запретного города

Меридиан Гейт (Wumen)

Меридиан Гейт или Wumen. Так называются южные ворота, которые являются одним из входов в Запретный город. Китайские императоры считали себя сыновьями Неба, а значит должны жить в центре Вселенной. Императоры свято верили, что линия Меридиан проходит через Запретный город, отсюда и название ворот. Южные ворота являются самыми величественными воротами Запретного города. Слово "ворота" представляются как одно целое, но на самом деле Меридиан Гейт состоят из 5 проемов, самый высокий из них имеет высоту 3,5 м. Ворота увенчаны башнями, в каждой башне присутствуют колокола. В былые времена, звоном колоколов сообщали об отъезде императора в Храм Неба.

Каждый соблюдал строгие правила использования Южных ворот. Через центральную арку ворот мог проходить только император. Императрица могла пройти через центральную арку только один раз в жизни, в день ее свадьбы. Арка расположенная западнее центральной использовалась членами королевской семьи. Арка расположенная восточнее центральной, использовалась министрами. Остальные арки были предназначены для входа мелких чиновников. Обычным людям вход в Запретный город был запрещен.

На фотографии ниже, вид Меридиан Гейт изнутри города.

После входа через Меридиан Гейт открывается внутренний двор Запретного города с пятью мостами, которые символизируют добродетель человека, чувство долга, мудрость, надежность, приличие. Под мостами протекает так называемая Золотая река. Центральный мост предназначался исключительно для использования императором. Два моста с обеих сторон центрального моста использовались членами королевской семьи, а два моста что по краям, предназначались для обычных чиновников.

Зал Литературной Славы и Зал Воинской Доблести

Зал Литературной Славы (Wenhuadian) и Зал воинской доблести (Wuyingdian) расположены рядом с Меридиан Гейт. В Зале Литературной Славы решались дела государственной важности, осуществлялся прием должностных лиц, чтение докладов императора. Во времена династии Мин, в Зале обучали молодого принца.

Зал Литературной Славы включает в себя еще несколько залов, среди которых можно отметить Зал Доброты и Зал Праведности. В настоящее время, в Зале литературной славы находится музей керамики, где выставлены керамические изделия династии Мин и Цин.

Первоначально, император династии Мин жил и работал в Зале Воинской Доблести, а уже потом обосновался в Зале Литературной Славы. Император династии Мин жил и работал в Зале Воинской Доблести. В этом же зале совершались мелкомасштабные церемонии и религиозные обряды. Позднее, в Зале Воинской Доблести была открыта книжная типография. До 1869 г. в Зале печатали книги, пока не случился пожар.

В настоящее время, в Зале Воинской Доблести находится картинная галерея с большим количеством редких и древних китайских картин. Кстати, туристам запрещено фотографировать драгоценные картины. Однако, на некоторые картины запрет не распространяется.

Ворота Высшей Гармонии (TaiHeMen)

Ворота Высшей Гармонии (TaiHeMen) являются главными воротами внешнего двора. Ворота охраняют два бронзовых льва. Лев расположенный западнее символизирует императорскую власть, распространяющуюся на весь мир. С восточной стороны львица, положившая левую лапу на львенка, символизирует процветание императорского рода.

Львы, расположенные у ворот высшей гармонии являются самыми крупными из всех шести пар бронзовых львов в Запретном городе. Во времена династии Мин, император и все должностные лица каждое утро собирались у ворот высшей гармонии для обсуждения государственных дел. Исключение составляли только дождливые, снежные или ветреные дни.

Зал Высшей Гармонии Запретного города

Зал Высшей Гармонии (TaiHeDian) являлся тронным залом и самым высоким зданием в Запретном городе. Зал Высшей Гармонии и прилегающий к нему двор были местом для проведения различных церемоний, например императорских свадеб, китайского Нового года и других важных событий.

На мраморной террасе установлены 18 бронзовых древних китайских сосудов, символизирующих 18 провинций Китая, существовавших на тот момент. На террасе можно наблюдать и бронзовую черепаху, символизирующую долголетие.

На восточной и западной сторонах находятся мраморные солнечные часы и древний сосуд измерений, символизирующие справедливость императоров.

Окна и двери Зала Высшей Гармонии украшены рисунками драконов играющих в облаках. Рисунок высечен на латунных пластинах.

Внутри Зала находится трон, сделанный из сандалового дерева. Трон, расположенный в самом центре зала, стоит на двух метровой платформе и окружен шестью золотыми столбами (не из золота) с изображениями драконов. Над троном, на потолке имеется конструкция из двух драконов, играющих жемчугом. Жемчуг сделан из стекла, внутри них залита ртуть. В случает захвата трона врагами, стеклянная жемчужина упала бы вниз, в результате враг бы умер.

Зал Полной Гармонии (Zhonghedian)

Зал Полной Гармонии (Zhonghedian) находится между Залом Высшей Гармонии (Taihedian) и Залом Сохранения Гармонии (Baohedian). Зал Полной Гармонии является самым маленьким залом из трех выше упомянутых. В отличие от других залов Запретного города, Зал полной гармонии имеет квадратную, а не прямоугольную форму.

В Зале Полной Гармонии император отдыхал и готовился к церемониям, проводимым в Зале Высшей Гармонии. В этом Зале император проводил переговоры с различными министрами, а так же репетировал свои выступления перед началом важных событий проходивших в Храме неба, Храме земли и других храмах.

Внутри Зала, по обе стороны от престола установлены статуи золотых единорогов. Единороги считались мифическими существами, способными перемещаться за один день на расстояние 9000 км. и говорить на разных языках. Такая цифра не случайна, считалось, что число 9 священно. Число 9 принадлежало императору, даже статуэтки на крыше располагали таким образом, что статуэтка императора была девятой по счёту. Кроме того, единороги символизировали мудрость и высокий интеллект императора.

Зал Сохранения Гармонии

Зал Сохранения Гармонии в разные периоды правления использовался по разному. Во время правления династии Мин, в Зале Сохранения Гармонии облачались в праздничные одежды императрица или наследные принцы перед началом торжественного события. Во время правления династии Цин, Зал использовался для проведения банкетов. Например в честь празднования брака принцессы.

За Залом Сохранения Гармонии установлена каменная стена с изображением девяти драконов играющих с жемчугом. Во времена правления династий Мин и Цин, стена считалась священной. Каждый, кто прикасался к стене подвергался смертной казни.

Весит стена около 250 тонн. Для транспортировки камня в Запретный город, было задействовано 20000 человек, тысячи лошадей и мулов. Транспортировка камня длилась в течение одного месяца.

Ворота Небесной Чистоты (QianQingMen)

Ворота Небесной Чистоты (QianQingMen) делят Запретный город на внешний и внутренний двор. Вход в Ворота Небесной Чистоты охраняют два льва.

Вообще в Запретном городе установлено множество статуй львов, но львы установленные у Ворот Небесной Чистоты несколько отличаются. Различие касается прежде всего ушей львов. В отличие от других львов, у бронзовых львов стоящих у Ворот Небесной Чистоты уши прижаты. Эта несущественная на первый взгляд деталь, символизирует не вмешательство женщин в государственные дела.

Вдоль стен ворот установлено 10 золоченных бронзовых чанов, которые предназначены для хранения воды на случай пожара. Императоры сидя на троне, установленном по середине ворот заслушивали доклады и принимали важные решения.

Дворец Небесной Чистоты Запретного города

Дворец Небесной Чистоты считался спальней императора. Дворец представляет собой уменьшенную копию Зала высшей гармонии. В центре дворца возвышается трон, окруженный длинными красными свечами и зеркалами, для отпугивания злых духов. На столбах написаны высказывания императоров Цин, а над престолом висит табличка, надпись на которой означает честность и открытость. Дворец использовался не только как спальня, но и место для ведения важных государственных дел. Иногда, во дворце проводились банкеты и различные обряды. В период правления династии Цин, гроб с умершим императором несколько дней находился во Дворце Небесной Чистоты и только потом императора хоронили в мавзолее.

Зал Небесного и Земного Союза (Jiaotaidian)

Зал Небесного и Земного Союза (Jiaotaidian) является одним из трех главных дворцов внутреннего двора Запретного города. Зал символизирует крепкий союз неба (императора) и земли (императрицы), император и императрица должны жить в гармонии и уважении друг с другом. Во время правления династии Цин, в Зале Небесного и Земного Союза праздновались дни рождения императрицы. Высокопоставленные дамы и принцессы давали поклоны и поздравления императрице. А в Праздник Зимнего Солнцестояния и в Праздник Весны, люди шли в Зал выразить свое уважение к императрице. В зале выставлен клепсидр, единственные сохранившиеся до наших дней водяные часы. Клепсидры позволяли китайцам определять время по каплям воды.

Кроме того, в главном зале находятся 25 императорских шкатулок, расположенных по обе стороны трона. Когда-то в этих шкатулках хранили императорские печати, сейчас же печати перенесены в Галерею драгоценностей. Каждая печать имела свое предназначение, например печать "Хуанди жибао" ("Huangdi Zhibao") использовалась при выдаче императорских указов, а печать "Мин дэ жибао" ("Mingde Zhibao") использовалась в случае награждения служащих императорского двора.
Дворец Земного Спокойствия (KunNingGong)

Дворец Земного Спокойствия (KunNingGong) являлся резиденцией императриц династий Мин и Цин. Во дворце преобладал красный цвет, который символизировал счастье. Так, в красный цвет были выкрашены внутренние стены дворца, повсюду стояли красные свечи, кровати заправлены красивыми красными покрывалами, расшитыми цветными шелковыми нитями.

Дворец был большой, т.к. императоры надеялись на большое количество детей. Некоторые императоры проводили свадебные церемонии именно в этом дворце. В определенный период правления, некоторые комнаты во дворце были местом для жертвоприношений. На каждый первый и 15 день месяца, император и императрица проводили во дворце божественные ритуалы. Некоторые торжественные обряды так же проводились во Дворце Земного Спокойствия, например первый день Нового года. Постепенно Дворец Земного Спокойствия стал священным местом для проведения жертвенных обрядов.

Зал Духовного Процветания

Зал Духовного Процветания был построен во времена династии Мин. Зал во время правления династии Цин некоторое время использовался как рабочий кабинет императора, где решались государственные дела. Восемь из всех императоров династии Цин жили и работали именно в Зале Духовного Процветания. В зале проводились встречи императора с иностранными послами, политические и военные переговоры с министрами. Сегодня в Зале Духовного Процветания, находится галерея императорских сокровищ. Среди сокровищ, представлены чайные и столовые сервизы, выполненные из золота, серебра и нефрита.

Шесть западных и Шесть восточных дворцов Запретного города

Шесть западных дворцов являлись жилыми помещениями, где проживала императрица и ее наложницы. В разный период времени, разные императрицы жили в одном из шести дворцов. Если в ночное время замечали наложниц на улице города, по приказу императора евнухи приводили провинившуюся наложницу во дворец, где ее обыскивали на наличие оружия. Некоторые императоры, отличавшиеся своей жестокостью, строго наказывали наложниц. За исключением императора и его сыновей, все остальные мужчины Запретного города были евнухами. Такое правило было необходимо для того, чтобы император был уверен что рожденные дети принадлежат ему.

Шесть восточных дворцов также как и шесть западных дворцов являлись жилищем для императриц и ее наложниц. Архитектурный комплекс состоит из шести дворцов, а именно Дворца Великой Доброты (Jingrengong), Дворца Накопления чистоты (Zhongcuigong), Дворца Небесной Пользы (Chengqiangong), Дворца Великого Brilliance (Jingyanggong), Дворца Вечной Гармонии (Yonghegong) и Дворца Продления Счастья (Yanxigong). Все дворцы имеют квадратную форму. Во Дворце Великой Доброты жили наложницы императора династии Мин. В этом же дворце родился император Цяньлун династии Цин. Во Дворце Накопления Чистоты жили наследные принцы императоров династии Мин.Сейчас Дворец Накопления Чистоты является выставочным залом нефритовых изделий. Ранее, во Дворце Небесной Пользы жили наложницы императоров династии Мин и Цин. Сейчас же, во дворце выставлены китайские бронзовые изделия. Дворец Великого Brilliance использовался для хранения книг, а Во Дворце Вечной Гармонии жили жены императоров. В настоящее время, во дворцах расположены музеи, а именно музей серебряных и золотых изделий и музей бронзовых зеркал.

Зал Поклонения Предкам и Дворец Поста

Зал Поклонения Предкам (FengXianDian) был построен в 1656 году во времена династии Цин. В Зале отдавали дань предкам императора. В дни рождения и в дни смерти предков, в зале проводились религиозные обряды и традиционные праздники. В настоящее время, в Зале Поклонения Предкам размещена выставка часов той эпохи. В выставочном зале представлена коллекция почти из 200 часов. Часы, в большинстве случаев были подарками иностранных послов императору.

Дворец Поста или Дворец Воздержания был местом, где император проводил несколько дней воздерживаясь от вина, лука, чеснока, молитв, любовных дел, а так же других мелких дел. Император должен был соблюдать пост перед тем, как принести жертву небесам.

Императорский Сад и Павильон Приятных Звуков

Императорский Сад занимает площадь около 12000 кв. м. Сад оформлен цветниками, рокариями, скульптурами и беседками в классическом китайском стиле. Сад был засажен кипарисами, акациями, экзотическими цветами и редкими травами, которые сочетались в композиции с бронзовыми статуями, золотыми единорогами, камнями.

Сад был предназначен для императора и его семьи. В саду император и вся королевская семья отдыхали, пили чай. Император часто медитировал в саду, играл в шахматы. В центре сада расположен Зал Императорского Мира. Зал был построен в 15 веке. Вход в зал охраняют два позолоченных единорога, которые отгоняют злых духов.

В каждом из четырех углов сада расположены небольшие строения, символизирующие четыре времени года. На северо-востоке расположен павильон Imperial View, который возвышается на горе, откуда открывается удивительный пейзаж.

Напротив входа в зал растут две сосны с переплетенными стволами, которым уже более 400 лет. Сосны символизируют гармонию императора и императрицы. Многие посетители приходят в сад чтобы обнять эти два дерева и попросить о счастливом браке.

Павильон Приятных Звуков являлся местом для драматических театральных представлений. Представления были посвящены праздникам, например празднику весны или празднику фонарей, а также Новому году и другим важным событиям. За представлением наблюдали император и императрица, а также все члены королевской семьи. Павильон состоит из нескольких этажей, предусмотренных для декораций, которые поднимались на определенную высоту.

Ворота Божественной доблести

Ворота Божественной Доблести являются северными воротами и единственным выходом из Запретного города. Однако император мог покидать Запретный город через Меридиан Гейт, тогда как всем остальным выходом служили только Ворота божественной Доблести. Ворота представляют из себя прямоугольник с тремя дверными проемами. Во времена династии Мин, у ворот был рынок, который работал каждый 4-й, 14-й и 24-й день в месяце. Ворота имеют башню с колоколами, в которые били один раз каждые 2 часа в период с 19:00 до 05:00. На рассвете, в колокол били еще один раз, когда император прибывал во дворец.

Западные и восточные ворота имеют одинаковую структуру и расположены ближе к Мередиан гейт, а не по центру западной и восточной стены Запретного города. Ворота являлись дополнительными, вероятно для экстренных случаев.
Стена с девятью драконами

Среди достопримечательностей Запретного города можно отметить стену с изображением 9 драконов. В длину стена составляет 31 м., а в высоту примерно 5 м.

Сцена изображенная на стене представляет из себя желтых, синих, белых и фиолетовых драконов, которые играют с жемчугом на фоне моря и облаков. Стена состоит из 270 глазурованных плиток. Число 270 может быть разделено на 5 и 9. В древнем Китае эти цифры символизировали верховенство императора.

Резные каменные плиты и оформление города

Впечатляют и высеченные из камня драконы на плитах, по бокам которой расположены лестницы. На таких плитах высечены только драконы и облака, которые являются символом небесной силы.

В запретном городе очень много красивых дверных проемов и окон. Удивительной красоты плитка украшает стены дворцов и зданий. Более 1000 горгулий украшают платформы внешнего двора. Во время дождя через рот каждой горгульи течет вода, что тоже очень зрелищно.

Кроме того, восхищают расписные потолки залов и дворцов Запретного города.

  • В настоящее время, Запретный город открыт для каждого желающего. Каждый может может прогуляться по территории города, насладиться удивительной архитектурой, посетить различные выставки, повосхищаться сокровищами сохранившимися до наших дней. Однако, стоит внимательно продумывать время посещения, т.к. в праздничные дни, количество посещений может быть сокращенно. Наилучшим временем посещения Запретного города является период с конца марта до начала июня и период с конца августа до конца ноября. Чтобы избежать большого скопления людей, выбирайте не праздничный и не выходной день. Отмечу, что ежегодно Запретный город посещают около 10 млн. людей.
  • До 2020 года, некоторые области города будут закрыты для посещения туристами, т.к. ведется капитальный ремонт. Но большая часть города будет доступна всеобщего вниманию.
  • Запретный город имеет очень большую территорию, поэтому следует заранее распланировать свой маршрут, дабы хватило сил посетить самые интересные места в города.
  • Лучше взять еду с собой, т.к. Запретный город посещает очень много туристов и есть вероятность того, что не найдется мест в расположенных на территории города кафе и закусочных.

Схема Запретного города

А Меридиан гейт К Зал воинской доблести
Б Ворота Божественной Мощи Л Зал литературной славы
В Западные ворота М Сад счастья и спокойствия
Г Восточные ворота О Зал небесной чистоты
Д Сторожевые башни П Зал небесного и земного союза
Е Ворота высшей гармонии Р Зал земного спокойствия
Ж Зал высшей гармонии С Императорский сад
З Зал полной гармонии Т Зал духовного процветания
И Зал сохранения гармонии У Дворец долголетия

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Нам, людям современным и простым, всегда интересно узнать, как жила знать прошлых веков. Правители Китайской империи – не исключение. Самый обширный дворцовый комплекс – Запретный город – принадлежал именно им. Так что посетить его стоит обязательно, как и . Я лично побывала там два раза и хочу сходить еще, если буду в Пекине снова. Мне нравятся такие жутко-историчные места. Ну и что, что дворцовый комплекс постоянно реставрируется, ведь без этого мы уже и не смогли бы ничего посмотреть! Шутка ли – простоять больше пяти веков и пережить смену династий, вторжения захватчиков и революции?

Запретный город – это историческое сердце Пекина, на протяжении практически 500 лет являвшийся и центром всего Китая. Почему он так называется? Потому что никто не имел права входить сюда и уходить отсюда без разрешения императора. Простолюдинам (таким как мы:)) вообще было запрещено находиться там под страхом смертной казни. Потому и запретный.

Но император был изгнан, а его резиденция превратилась в исторический памятник, внесенный в список ЮНЕСКО. Современное официальное название – 故宫博物馆, или «Дворец-музей». Ну а в простонародье он зовется «Запретный город», «Запретный дворец», или просто «Гугун» (именно так звучат первые два иероглифа из названия). В общем, теперь и мы можем поглазеть, как жил император, во что он одевался и из какой посуды ел.

Визит в «Гугун» приятен еще и тем, что его осмотр можно (и нужно!) совместить с обходом других достопримечательностей, находящихся поблизости, например, площадью Тяньаньмэнь. Но о том, что находится поблизости, я расскажу ниже.

Как добраться

У «Запретного города» есть официальный адрес – Пекин, улица Цзиншаньцянь, 4 (北京市景山前街4号). Но, право, к чему такие сложности с адресами? Можно спокойно обойтись без него. И вообще, я думаю, что если назвать китайцу адрес, то вряд ли даже коренной пекинец догадается, о чем речь, а вот название «Запретный дворец» ему будет роднее и понятнее. Так что забудьте про адрес:)

Итак, у нас есть три способа добраться до «Гугуна»:

  1. Метро. Самый простой и самый удобный, и, возможно, самый быстрый способ: а вдруг на такси в пробку попадете? Здесь может быть два варианта.
    Во-первых, станции на первой линии – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西), если вы хотите попасть сразу ко дворцу. Нужные выходы: для Tiananmen dong – выход B, для Tiananmen Xi – выход А. С этих станций вы попадаете к южному входу в Запретный дворец, который считается главным.
    Во-вторых, станция Qianmen на второй ветке, если вы хотите начать маршрут с площади Тяньаньмэнь, которая расположена прямо перед «Запретным дворцом».
    Стоимость проезда в метро 2 юаня.

  1. Автобусы. Есть две остановки, названные одинаково со станциями метро – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西). Собственно, они располагаются там же, где и станции. Номера маршрутов – 1, 2, 52, 59,82, 99.
    Если вы хотите зайти в «Гугун» с севера, то вам нужна остановка Gugong (故宫), на которой останавливаются маршруты 58, 101, 103, 109, 124. Идти пешком после выхода из маршруток очень близко, вы никак не заблудитесь.
    Хотя есть и другие остановки, но те, что около западных и восточных ворот, самые удобные, потому что ведут к южному входу, с которого лучше всего приступать к осмотру Дворца.
  2. Такси. Объяснить таксисту, куда вам надо, труда не составит – просто скажите Gugong, или покажите название, либо ткните в карту:) Стоимость поездки рассчитывается от дальности, минимальная цена – 13 юаней, в которую входит три километра, а каждый километр свыше этой нормы стоит 2,3 юаня. Например, поездка от Пекинского вокзала до Гугуна обойдется примерно в 20 юаней. Будьте осторожны и смотрите, чтобы таксист обновил счетчик, когда вы сядете. А то потом назовет сумму с потолка.

Выйдя с автобуса или метро, вы сразу увидите красную стену вдоль дороги. Это и есть «Запретный дворец». Если вы начинаете осмотр с южных ворот, то не спешите сразу искать кассы: сначала вам нужно пройти сквозь внешнюю стену дворцового комплекса, на которой красуется портрет Мао Цзэдуна. После нее нужно идти минут пять вперед, и только тогда вы увидите билетные кассы и вход во внутреннюю часть дворца.

Если вы проходите через северные ворота, то вам нужно пройти по мостику через водный канал, и уже непосредственно на входе будут кассы.

Стоимость билетов и расписание

Стоимость входного билета составляет:

  • с апреля по октябрь примерно 10 долларов (60 юаней),
  • с ноября по март – около 7 долларов (40 юаней),
  • вход в «Павильон сокровищ» и «Зал часов», посещение которых не включено в основную стоимость, оплачиваются отдельно – по 1,5 доллара (10 юаней).

Таким образом, если вы хотите посмотреть все-все, то вам понадобится не больше 10-15 долларов (80 или 60 юаней).

Время работы:

  • с апреля по октябрь – 08:30~17:00, продажа билетов заканчивается в 16:00, вход закрывается в 16:10;
  • с ноября по март – 08:30~16:30, продажа билетов заканчивается в 15:30, вход закрывается в 15:40.

По понедельникам «Запретный дворец» обычно не работает, за исключением государственных праздников и каникул. Время работы галерей и музеев совпадает с работой самого комплекса.

Что внутри

Стены, стены, ...и камни... У меня, как и у многих других, посещение площади Тяньаньмэнь плавно перетекло в осмотр «Гугуна». Это очень удобно. Сфотографировались на площади, перешли через дорогу и попали во дворец.

После ворот Умэнь (Полуденные врата), которые, собственно, и являются входом, где проверяются билеты, мы попадаем на внутреннюю площадь с пересекающим ее водным каналом, через который переброшено пять мостиков.

После них снова будут ворота, пройдя через которые, мы, наконец, попадем к главному императорскому залу. Это центр дворцовых построек и главная их часть. В северной, западной и восточной частях Запретного города расположены парковые зоны (хотя в боковых частях, на мой взгляд, не очень-то много растительности). В небольших домиках, расположенным по бокам, часто бывают разные выставки, расписание которых можно найти на . Там же можно посмотреть карту Дворца, осмотра, объявления о закрытых на реставрацию галереях и другую полезную информацию (на английском или китайском языках).

Карту ниже я немного проапгрейдила:) Темные участки – это места, в которые вы не попадете: они либо реставрируются, либо вообще закрыты для посещения. Но и без них топать придется ой-ой-ой!

В «Павильоне сокровищ», «Зале часов» и других галереях выставляются предметы императорского быта: одежда, украшения, посуда и разные принадлежности, изделия из нефрита и фарфора. В общем, все, чтобы мы могли почувствовать роскошь жизни правителя.

Также проводятся выставки живописи и других видов художественного искусства: как современных, так и исторических. Осмотр бесплатный за исключением «Павильона сокровищ» и «Зала часов». Купить билет можно как на кассе, так и тогда, когда будете заходить внутрь.

Пройдя почти весь комплекс и порядком утомившись, мы попадем в небольшой, но очень красивый императорский сад в северной части Дворца.

По обеим сторонам от него расположены «коммерческие» территории – средоточие закусочных и сувенирных магазинов. Здесь продают очень много украшений, фарфоровых, нефритовых изделий, репродукций сокровищ «Гугуна» и многое другое. Цены на эти вещи разные – от доллара и до беспредела! Но за 10-30 долларов вы точно сможете приобрести какой-нибудь вполне приличный сувенир или украшение. У меня глаза разбежались, и в итоге я ничего не купила:)

Когда я прошла в первую часть дворца, меня охватило какое-то странное чувство, которое я для себя называю ощущением забытых столетий. Потому что, проходя сквозь ворота и попадая на пустынные (относительно, куда уж без китайцев и туристов -__-) площади, окруженные кольцом стен, сразу чувствуешь, что это место уже стало историей и никогда не оживет снова. Даже немного грустно становится от этого осознания.

Дворцовые постройки очень красивы, а сам комплекс грандиозен. Лично мне очень нравится декоративная роспись на зданиях и резные украшения.


Понятно, что это все постоянно реставрируется, и настоящая «историческая» краска давно похоронена под слоями современных, но все же впечатляет. Поначалу, комплекс кажется пустым – стены и огромные пространства, особенно в южных частях Дворца. Этот факт вполне объясним, ведь где еще могли выстроиться войска перед императором, как не на этих больших площадях.

Самое интересное внутри зданий и в музеях. Но не во все постройки есть доступ, а у тех, что можно посмотреть, обычно открыты только окошки или двери, а внутрь заходить нельзя. И это тоже объяснимо, если учесть, какое количество туристов там бывает ежедневно – после таких толп от «Гугуна» ничего не останется.

А вот такие вещи можно увидеть на выставках!

Ну что сказать... Круто жил император:)

Кстати, есть небольшая, но очень интересная деталь. Наверху, на крыше каждой постройки, по четырем углам сидят маленькие фигурки. Их количество разное, в зависимости от важности здания.

Самое большое количество – 9 штук – на центральных зданиях. На других меньше. Попробуйте посчитать:)

С чем совместить осмотр Гугуна

Как я уже говорила, около дворца есть немало достопримечательностей, которые тоже достойны осмотра. Я считаю, что самый удобный маршрут будет с юга на север: станция метро Qianmen – площадь Тяньаньмэнь – «Запретный город» – парк «Цзиншань» – парк «Бэйхай» (если успеете). В зависимости от ваших предпочтений и желаний, конечно, можно его изменить, добавив что-то свое, или, например, посетить только парк « Цзиньшань», а «Бэйхай» оставить на другой день. Сам «Бэйхай» довольно большой, и на него уходит, как минимум, половина дня. Можно проделать все тоже самое, но только с севера на юг, то есть в обратном порядке.

Такой маршрут будет удобен тем, кто хочет после осмотра достопримечательностей заняться шопингом. К примеру, можно начать с парка «Бэйхай» утром, заскочить в «Цзиншань», вторую половину дня посвятить «Гугуну», пройтись по площади Тяньаньмэнь и закончить пешеходной торговой улицей на Qianmen или Ванфуцзин. Ниже карта с указанием достопримечательностей в пешей доступности от Дворца. Что именно выбрать – решать вам.

Например, я за один день посетила площадь, Дворец и парк «Цзиньшань». Но я люблю все подробно осматривать и не спешить. После небольшого отдыха вечером я даже прогулялась по торговой улице. Но спринтеры могут успеть и больше:)

Если вы не собираетесь внутрь здания Пекинской оперы, а хотите полюбоваться на него снаружи, или просто зайти внутрь, но не ради представления, а просто посмотреть на местные красоты, то этот пункт можно смело включать в прогулку одного дня. Что касается Национального музея, то рекомендую оставить данный пункт на потом – он огромен! Сама я там так и не побывала, но очень-очень хочется когда-нибудь это компенсировать.

Торговые улицы лучше оставить на вечер – магазины там работают допоздна, часов до 22, в отличие от достопримечательностей, которые открыты максимум до 18 часов. Если вам хочется попробовать экзотических закусок типа скорпионов, то отправляйтесь на Ванфуцзин. Архитектура на этой улице современнее, чем на Qianmen, где все магазины и кафе располагаются в исторических постройках. На мой взгляд, Qianmen интереснее и красивее. Но скорпионов там, кажется, не предлагают:)

О чем стоит подумать перед тем, как отправляться на осмотр Дворца? Как всегда о том, что, где и когда покушать:) Я, конечно, шучу, но ведь и без этого никуда! Так что вам стоит поразмыслить о следующем:

  • Еда и напитки. Лично я всегда запасаюсь водой, а вот что касается еды, то мне кажется, кушать прямо в таких достопримечательностях несколько неприлично. Но китайцам (а может и не только им) такое чувство чуждо, поэтому даже здесь есть маленькие закусочные. Если вы ничего с собой не возьмете, от голода не умрете точно. Закусочные расположены в северной части Запретного дворца. Ну и в сувенирных магазинах всегда есть вода, мороженое, и другие мелкие закуски. Но цены, конечно, выше, чем в городе. На одного человека вам понадобится не меньше 5 долларов, это примерно 35-40 юаней.
  • Время посещения. Никогда не ходите в Гугун в период с 1 по 7 октября, если у вас есть возможность выбрать другое время. Лучше вообще в Пекин не соваться в это время, ведь 1 октября – это государственный праздник, и следующая за ним неделя – выходная. Поэтому множество китайцев устремляются в столицу, чтобы отдохнуть, приобщиться к истории, ну а кто-то и почтить память Мао Цзэдуна. Вот такие толпы перед главным императорским дворцом в это время. Да-да, мне пришлось это пережить. Посмотреть тронный зал было непросто...

  • Какой билет покупать? Лучше купите сразу полный билет, чтобы попасть во все части Запретного города, в том числе и музей, в котором выставлены сокровища Дворца. Да, выйдет чуть дороже, но зато будет интереснее. Если вы на входе купили обычный входной билет за 60 или 40 юаней, а после решили, что посмотреть выставки в музеях тоже не помешает, внутри комплекса есть дополнительные кассы. Узнать, какая часть дворца не включена в стоимость входного билета, легко – вас туда просто-напросто не пустят.
  • Защита от солнца. Ели вы приехали в Пекин летом, то готовьтесь к тому, что будет жарко. В Гугун стоит взять с собой зонтик, особенно, если вы относитесь к людям, плохо переносящим солнце. Внутри Дворца придется много ходить по открытым пространствам, поэтому, возможно, стоит воспользоваться солнцезащитными кремами. Но по моему личному опыту эти средства помогают не очень хорошо, тем более, что они требуют того, чтобы их регулярно наносили заново, и при чудовищной пекинской жаре вы быстро и обязательно испачкаетесь.
  • Очень рекомендую посетить наряду с Запретным дворцом парк Цзиншань, без этого ваше впечатление от дворца будет неполным. И если вы считаете, что прогулка по мощеной камнями земле внутри красных стен – это неинтересно, а сокровища, выставленные в музее, вас не интересуют, вам стоит сходит именно в этот парк. Отсюда можно оглядеть золотые крыши Запретного дворца, и ощутить великолепие этого исторического памятника. Я, увидев все это, долго не хотела уходить:)

Удачного путешествия!

В Китае, на огромной территории в центре столицы, расположился один из крупнейших дворцовых комплексов мира – так называемый «Запретный город». Две великие династии – Мин и Цин управляли империей из стен этой резиденции. А это – 24 правителя Поднебесной. Место для возведения императорских палат подбиралось особо тщательно. По мнению астрономов тех лет, именно эта точка являлась центром земного шара.

По старинной китайской легенде план города увидел во сне один монах. Он рассказал об удивительном сне князю – будущему императору. В результате грандиозного строительства был возведен роскошный дворцовый комплекс.

Запретный – потому что недоступный

Почему город именуется Запретным? Во времена, когда в стенах этого дворца жил правящий император со своей семьей и многочисленной свитой, доступ простому человеку сюда был закрыт. Того, кто посмел ослушаться приказа и все же проникал в город – ожидала казнь.

Постройки возводили, главным образом, из дерева, однако встречается кирпич и мрамор. Тяжеловесные крыши зданий поддерживают мощные колонны. Это – меры защиты от возможных землетрясений.

Охрана зорко следила за тем, кто и зачем идет в императорские палаты. Пять ворот вставали на пути прибывших к императору послов и местных чиновников. Входные двери обращены в сторону юга. Таким образом, жители города отгораживались от неприятеля, угрожающего Поднебесной империи с севера.

Снаружи город окружают высокая стена и ров, наполненный водой. Это — искусственно созданный канал, именуемый Рекой Золотой Воды. Через канал проложено несколько мостов. И каждый житель знал, по какому из мостов разрешено войти в город человеку его сословия. Двумя центральными пользовались исключительно члены императорской семьи. Два моста отводились высшим гражданским и военным чиновникам. А через два оставшихся в город могли войти остальные жители, вне зависимости от звания и чина.

Музейный комплекс Гугун

Деревянные постройки неоднократно страдали от пожаров и ограблений. Но каждый раз, восстанавливая здания, архитекторы старались придать строениям прежний облик. Поэтому сегодня туристы видят величие и красоту старинных построек практически в неизменном виде.

Сейчас Запретный город – это музейный комплекс. И теперь в него может попасть и полюбоваться богатым убранством императорских палат любой желающий.

Дворцовый комплекс занимает порядка 72 га земли. Его территория вмещает 800 зданий. Павильоны, резные беседки, светлые галереи перемежаются с цветущими садами, озерами, даже реками. В центре возвышается павильон Высшей Гармонии – Тайхэдянь. Его высота – около сорока метров. В течении нескольких столетий эта постройка была самой высокой во всем Пекине. В империи строго запрещалось строить здания выше. В центре павильона находится величественный трон – символ императорской власти на земле.

Крыша Тайхэдянь опирается на 86 деревянных колонн. Диаметр каждой из них – целый метр. Шесть позолоченных колонн окружают великолепный трон. Резные изображения драконов служат украшением для этих мощных столбов. Роскошный зал павильона использовался для самых значимых дворцовых приемов.

Каждый дворец прекрасен по-своему. Здесь собраны работы великих мастеров: изделия из бронзы, картины, искусно выполненные украшения, богатые императорские одежды. Коллекция экспонатов ежегодно пополняется, и сейчас в музейном комплексе насчитывается около миллиона роскошных вещей.

Гугун, то есть «Бывший дворец» – так называются императорские владения в наши дни, красивейшее место, которое непременно стоит осмотреть при посещении Пекина.

Чудес в мире гораздо больше, чем нам известно! И одно из таких — Запретный город в Пекине. Это огромнейший дворцовый комплекс, который считается самым большим в мире. Он состоит из множества строений, павильонов, площадей. Всего комплекс насчитывает 9 999 комнат! А площадь занимает более 700 тысяч квадратных метров. Это более чем внушительно, но не удивительно для Китая. Можно сказать, что гигантомания у них в крови, взгляните хотя бы на Великую стену.

Но вернемся к дворцу. Это величайшее сооружение, построенное в начале 15 века, стало по истине произведением искусства. Строительство начиналось по приказу императора Юнлэ (3-го в династии Мин). Он преследовал главную цель — перенести резиденцию, а соответственно, политический центр и столицу Китая из Наньцзина в Пекин. И, надо сказать, ему это более чем удалось. Дальнейшие правители Поднебесной уже вели свою деятельность в этой резиденции.

Вид сверху на Город

Длилось правление в Запретном городе, вплоть до 1911 года, который стал переломным для Китая. В ходе революции была свергнута монархия в угоду демократии.

Уникальность расположения

Уже увидев издали это внушительное зодчество, чувствуешь некую магию архитектуры. Оригинальные строения завлекают смотреть дальше, Лепные фигуры поражают своей пышностью и величием.

Золотые львы

Но особенность Дворцового комплекса не в этом.

Далеко не секрет, что основная философия расположения предметов, влияние сторон света на жизнь человека — это все пришло именно из Китая. У этого народа во всем есть смысл. Чтобы раскрыть и понять его, не хватит всей жизни. Но этим то Поднебесная империя и манит пытливые умы.

Дворец расположен таким образом, чтобы все фасады смотрели на юг. А все потому, что юг является стороной благодати, достатка и процветания.

Во дворец не было свободного доступа. Весь комплекс был разделен на две части. Внутренний дворец был частью обитания личной жизни императора, а внешний — государственной. Во внутреннем дворце располагались залы Небесной чистоты, Земного спокойствия.

Взглянув на фотографии Запретного города, можно увидеть, что большинство зданий выкрашено в яркий цвет. Мало кто знает, но краска эта из-за некогда бывшего названия Пурпурный Запретный город.

Пример украшений в Городе Императора

Самое интересное, что когда пришли маньчжурские завоеватели, они свергли династию Мин, расправились с прежним императором, но к строениям в городе отнеслись весьма почтительно. И даже продолжили активно ухаживать за архитектурой. Благодаря этому дворец не потерял своего величия.

На самом деле, попадая в это место, создается впечатление, что время останавливается и все вкруг замирает. Появляется гармония и спокойствие в душе. Именно в этом месте создается ощущение невесомости, как будто действительно находишься где-то высоко «под небесами».

A. Ворота Умэнь.
Б. Ворота Шэньумэнь.
В. Ворота Сихуамэнь.
Г. Ворота Дунхуамэнь.
Д. Сторожевые башни.
Е. Ворота Тайхэмэнь.
Ж. Павильон Тайхэдянь.
З. Павильон Чжунхэдянь.
И. Павильон Баохэдянь.
К. Флигель Уиндянь.
Л. Флигель Вэньхуадянь.
М. Сад Цынин.
Н. Наньсаньсо.
О. Дворец Цяньцингун.
П. Дворец Цзяотайдянь.
Р. Дворец Куньнингун.
С. Императорский сад.
Т. Павильон Янсиньдянь.
У. Дворец Ниншоугун. Строение и схема Запретного Города

1. Три главных павильона — Чжунхэдянь, Баохэдянь, Тайхэдянь: имеют общий иероглиф, который является своеобразным амулетом и буквально обозначает гармонию и мир. Это самые величественные павильоны показывали всю мощь императора. Но при этом в Китае важно соблюдение органичности во всем. Таким образом, одной из философий является гармоничное существование всех людей и определенное духовное равенство между царем и простым человеком, родителями и детьми, старшими и младшими. Именно для этого и существует также иероглиф на павильонах.

2. Гигантская каменная плита . Этот элемент, возможно, поражает больше всего. Огромная плита украшена великолепными барельефами. Но не они являются загадкой. Дело в том, что плита была доставлена во дворец еще при династии Мин, то есть какой-либо техники в те времена не предполагалось. А вес плиты достигал 300 тонн! Считается, что для ее транспортировки задействовали порядка 16-ти тысяч людей, среди которых были как обычные люди, так и солдаты.

Она расположена сзади одного из главных императорских павильонов — Баохэдянь.

3. Стрела . Между воротами Цянцинмэнь и павильоном Баохэдянь есть площадь, которая разделяла внутреннюю и внешнюю зону владений императора. Подняв голову на транспарант над воротами, можно увидеть стрелу, торчащую оттуда. Это «назидание потомкам» было оставлено правителем династии Цин после крестьянского восстания в 1813-м году. Когда повстанцы с помощью евнухов и других служащих дворца, проникли в Запретный город с целью истребить династию. Один из главарей восстания прицелился и выстрелил в транспарант, в знак своей скорой победы. Надо сказать, что это была очень кровавая картина. Однако восстание было подавлено, предатели казнены, а стрелу оставили, как напоминание будущим поколениям.

4. Чудо-холодильники . Не зря считается, что многие блага цивилизации пришли именно из Поднебесной. Не менее интересным экземпляром Запретного города в Китае считаются и холодильные шкафы, которые располагались во дворце. Эти шкафы охлаждались при помощи льда, запасенного с зимы. Внутри холодильник выложен свинцом, для лучшей герметичности и сохранности продуктов. К тому же конструкция имела отверстия для стока талой воды. Но, конечно, поражает искусство оформления. Кубы были красиво орнаментированы.

5. Гонг . Конечно, мало кто ассоциирует этот инструмент с другой страной. Большой гонг был установлен для оповещения всех о смене караула или о введении чрезвычайного положения.

6. Глазированные фигурки . На всех строениях в комплексе можно увидеть разнообразные керамические фигуры животных. Это не просто украшение. Каждое животное обозначает определенное качество, присущее ему.

7. Мраморная балюстрада с секретом . Когда попадаешь в Запретный Императорский город, невольно обращаешь внимание на шикарную балюстраду из белого мрамора. Она великолепно вписывается в общий «красный» фон построек. Но, как и все в Китае, она имеет свое скрытое предназначение и не является исключительно предметом декора в экстерьере.

Присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на балюстраде имеется очень красивая резьба в несколько ярусов и оригинальные столбики по краям ворот. Именно там и прячется главный секрет — сигнальная система.

В каждом столбике есть свой «каменный цветок» с округлой полостью. А в отверстия, которые на первый взгляд могут показаться вымытыми дождями, вкладывалась специальная трубка. Охранник начинал с силой в нее дуть, что приводило шарики в движение и создавало особый приглушенный, но слышимый в каждом уголке города звук. Так сообщалось о пожаре или вторжении, если нельзя или невозможно было воспользоваться гонгом.

Китайский Запретный город — уникальнейшее место. Здесь вы найдете массу тайн и легенд, которые имеют свой смысл. Возможно, это раскроет вас с другой стороны. В Китае все пропитано особым ощущением спокойствия и благоразумия. Побывав в дворцовом комплексе, создается впечатление причастия к чему-то великому, неосязаемому и прекрасному.

Интересное видео о достопримечательностях столицы Китая от китайской девушки-гида (переведено на русский):