Кто служил на корабле херсонес. Учебное парусное судно «Херсонес

Вернется ли в Севастополь парусник «Херсонес»? Легендарное учебное судно гниёт и разворовывается на приколе в Керчи

Стало известно, что, возможно, в Севастополь вернётся учебное парусное судно «Херсонес». История корабля с таким близким всем нам именем в последние годы была очень печальна.

«Херсонес» (Khersones) - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением).
Это современное трехмачтовое судно построено в Польше на Гданьской судоверфи им. Ленина в 1989 году по прототипу парусных судов начала XX века. В Польше были построены однотипные парусники: «Дружба» для г.Одесса, «Мир» для г. Ленинград, «Херсонес» для г.Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для г.Владивосток, по правилам и под надзором Морского Регистра СССР по заказу МРХ СССР.

При постройке корпус судна был выкрашен в белые цвета. Это решение было принято первым капитаном судна О. Е. Елфимовым. В 2003 году корпус судна перекрашен специальной тёмно-красной краской фирмы AKZO-Farben-International, которую украшает полоса песочно-золотистой охры, идущая вдоль борта. Известные золотые орнаменты кормы этой серии судов (все однотипные судна имеют эту отделку) гармонично вписываются в новую окраску

УПС «Херсонес» 28 марта отметило свой 25-летний юбилей. После спуска на воду владельцем судна являлось Севастопольское ПОРП «Атлантика».

В 1991 году «Херсонес» был передан Керченскому государственному морскому технологическому университету. С этого же периода на условиях аренды парусник эксплуатировался немецкой туристической компанией «Инмарис» (нем. Inmaris Perestroika Sailing GmbH) в качестве круизного судна.

С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация судна была прекращена, и оно находилось в отстое в керченском порту.

Все последние годы прекрасный парусник «умирал» у причала, превращаясь в груду металлолома, и приносил судовладельцу лишь одни убытки. Ничьи попытки возродить судно не имели успеха. Но дыхание «крымской весны» коснулось и его.

Сейчас учебное парусное судно «Херсонес» может вернуться на родину. В Севастополе корабль будет отремонтирован и восстановит свои первоначальные функции: станет отличной школой будущих покорителей моря.

Мировая практика подготовки специалистов для работы в море предусматривает прохождение кадетами обязательной практической подготовки в условиях действующего судна. Особой гордостью высших учебных заведений морской направленности является наличие в их арсенале действующего парусника. А такие достойные заведения в нашем городе есть.

К слову, в стенах бывшей Академии ВМС им. П.С. Нахимова, которая в ближайшем будущем вернёт своё историческое им «Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова», трудится мудрый наставник молодёжи Михаил Иванович Сухина, капитан фрегата «Херсонес», стоявший у его штурвала все годы эксплуатации судна. Без сомненья, у нас есть специалист, способный передать молодым штурманам свой бесценный опыт.

Очевидно, возрождённый парусник мог бы стать прекрасной эмблемой и символом нашего славного города-героя. Дело за малым – вернуть корабль в родную гавань. Но практически свершившийся шаг по буксировке парусника потерпел неудачу.

За годы отстоя в Керчи судно подверглось сильной коррозии. Имущество, аппаратура, элементы такелажа и рангоута, а также памятные подарки, кубки и награды, заработанные в престижных международных парусных соревнованиях (например, в гонке, посвящённой 500-летию открытия Америки) постепенно расхищались.

Процесс разрушения судна, в которое 7 лет ничего не вкладывали, неизбежен. Украинское государство не нашло средств для сохранения предмета гордости морской державы. Сейчас ещё не поздно спасти парусник, если доставить его в Севастопольскую бухту.

Это почти случилось на днях. Для буксировки судна ЧФ выделил 3 буксира и 2 катера сопровождения. Однако погода не позволила быстро выполнить задачу. А затем ректор Керченского морского технологического института воспрепятствовал транспортировке судна.

Стало известно, что ранее он имел негласное указание от киевских депутатов отбуксировать судно за пределы Крыма. К счастью, этого не произошло. Иначе корабль был бы потерян для Севастополя и мирового парусного флота навсегда.

Украинское правительство не дорожит подобными атрибутами (пример: стоящий в Одессе на приколе более 10-ти лет парусник «Дружба»). По решению ректора КМТУ «Херсонес» в Севастополь не отпустили. Как говорится, воз и ныне там.

Его дальнейшая судьба решается. Но, исходя из опыта многих последних лет, никакой перспективы от прежнего судовладельца ждать не приходится.

Технические данные морского парусного судна «Херсонес»:
Длина — 108,6 м;
Ширина — 14,0 м;
Осадка — 6,5 м;
Водоизмещение — 2986 тонн;
Количество парусов — 26;
Площадь парусов — 2770 м кв.;
Судовая силовая установка дизельный двигатель «Sulzer» мощностью 750 л. с.;
Скорость — 16,5 узлов;
Экипаж — 42 человек;
Количество курсантов — 120 человек;

ИСТОРИЯ ПАРУСНИКА «ХЕРСОНЕС»

Парусное учебное судно "Херсонес". Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, был переименован в «Херсонес».

Современный трехмачтовый фрегат - корабль с полным прямым парусным вооружением. Является одним из серии шести однотипных судов (систершипс): «Дар Млодзёжи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда». Суда этой серии являются самыми быстрыми учебными парусниками по классификации STI (Sail Training International).


В 1997 году парусник получил известность, став последним судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Предыдущим парусником такого же класса, мыс Горн был пройден в 1949 году. Это был барк "Памир". С тех пор повторить подвиг "Херсонеса" никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса «Горн».

Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухину было присвоено почетное звание «Альбатрос».

В 2003 году корпус судна был покрашен тёмно-красный цвет, украшен полосой песочно-золотистой охры вдоль борта и орнаментом того же цвета на корме.

С 2006 по 2015 год судно находилось на продолжительной и вынужденной стоянке в порту Керчь, за такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

В 2014 году новым судовладельцем парусника «Херсонес» Минтранс России, ФГУП "Росморпорт".

9 октября 2015 года ПУС «Херсонес» был отбуксирован для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС "Звездочка» и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. В июне 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска. Судовладельцем было принято решение, что ПУС «Херсонес» будет базироваться в порту Севастополь.

С августа 2016 года на парусном учебном судне "Херсонес" начинает прием на борт курсантов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, филиалов и других морских ВУЗов России для прохождния плавательской парктики.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

С июня 2016 г. по настоящее время капитан судна - Тесленко Дмитрий Сергеевич.

О судовладельце: Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» содействует развитию морской транспортной инфраструктуры России и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за предприятием федерального имущества в морских портах. Принимает активное участие в реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта Российской Федерации. Оказывает услуги по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.

Привет! Мой отчет о значимом событии, которое было приурочено к 200-летию И.К. Айвазовского: учебное трехмачтовое судно «Херсонес» . Парусник прибыл из Севастополя, и для всех гостей и жителей города состоялся день открытого трапа. В феодосийском морском порту корабль гостил всего сутки, но успел принять на борт большое количество гостей.

После распада Союза судно досталось Украине и пять лет использовалось, как круизное. Благодаря туристам из Германии, Бельгии и Франции была возможность содержать корабль и обучать курсантов украинских ВУЗов и училищ. После 2005 года финансирование полностью остановилось.

«Когда мы приняли это судно, мы увидели там кошмар. Механизмы судна полностью «убитые», они требуют полного ремонта. Грот-мачта вся сгнила до основания, придется варить новую. Мы меняем полностью камбуз, всю систему навигации и грот-мачту. Единственное, что там хорошо сохранилось – это каюты», – констатировал в 2015 г. глава Росморпорта.

В 2016 году фрегат начал новую жизнь. Годом ранее, освободившись от десятилетнего «заточения» в Керченском порту, где он стоял на приколе, «Херсонес» изменил порт приписки на Севастополь. На восстановительные работы приехали специалисты из многих регионов России и других стран. Объем финансирования превысил 150 млн. руб. После проведенной реконструкции легендарный парусник уже побывал в первом учебном рейсе, участвовал в регате и морском параде на День ВМФ. Капитан парусника — Дмитрий Тесленко.


Экскурсии на судне не было, поэтому пришлось обо всем спрашивать у курсантов. Парусник построен в 1989 году в польском Гданське, первоначальное название — «Александр Грин». Трехмачтовый фрегат — последний из шести парусных кораблей построенных по заказу Советского Союза. Управление 26 парусами — ручное. Двигатели используют во время штормов, а так же для захода и выхода из порта. Ширина парусника — 14 м, длина — чуть больше 100 м. Высота мачт достигает 51 м, скорость корабля — 12 узлов. На возрожденном «Херсонесе» проходят учебу и практику курсанты разных военных училищ, иногда они проводят для посетителей экскурсии.


Почему «Херсонес» легендарный? Вот справка из Википедии:

В 1997 году парусник стал первым и последним украинским судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, с выключенными двигателями. Следует иметь в виду, что предыдущий раз парусник такого класса огибал мыс Горн в 1949 году. Это был барк «Памир». С тех пор повторить подвиг «Херсонеса» никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения через пролив Дрейка.

Теперь будет курсировать от Севастополя до Сочи, вдоль побережья Черного моря.


В день открытого трапа, 28 июля 2017 г., на борт парусника поднялся глава Крыма С.В. Аксенов и руководство города, после чего, с 14 ч. до 20 ч. каждый желающий смог полюбоваться великолепным кораблем. Очень гостеприимно встретил экипаж судна своих гостей: наблюдали за порядком со стороны, создавая доброжелательную атмосферу.



За восемь месяцев на паруснике были заменены палубные настилы, отремонтированы мачты, реи и электроника, надводная и подводная части, покрашен корабль, закуплено новое современное оборудование.






Из-за большого количества посетителей образовались очереди. Самое большое скопление людей было на капитанском мостике возле штурвала и рынды.









Посетители изучали парусник с неподдельным интересом, правда была одна пожилая пара, которая очень позабавила семейной сценкой.

Она: — Ну зачем ты меня сюда привел? Ради чего мы отстояли эту очередь, ведь тут и смотреть не на что!

Он все время молчал.

Она: — Ты говорил, что на паруснике будут катать, я только ради этого сюда пришла…



Роскошный парусник! Пожелаем всем курсантам удачной учебы, а фрегату долгих лет и семь футов под килем!

Правила посещения

Если у вас появится возможность подняться на борт «Херсонеса» в день «открытого трапа»:

  • обязательно возьмите с собой паспорт
  • на детей свидетельство о рождении

Ксерокопии, водительские права, пенсионные удостоверения, студенческие и прочие документы — НЕ принимаются!

Запрещено проносить колюще-режущие предметы, любую стеклянную тару.

Не допускаются:

  • несовершеннолетние без сопровождения взрослых
  • лица в состоянии алкогольного опьянения
  • граждане с домашними животными

Благодарю за внимание!

Когда-то давно в бухтах Нового Света и Судака снимали фильмы про пиратов. Помните «Остров сокровищ»? А «Пираты ХХ века»? Так вот тож! И не так давно у меня был шанс снять в этих «пиратских» бухтах самый настоящий парусник, да под парусами! Самое сложное было успеть попасть в Новый Свет к моменту прихода парусника «Херсонес». Дело в том, что точная дата стала известна мне, когда я был в Калуге, а будет ли парусник заходить в бухту и ставить паруса — вообще только в дороге! Но мы рискнули.

Самолёт из Калуги сел в Симферополе около половины второго дня, а уже в три часа мы с коллегой по споттингам Сергеем Воротниковым на свой страх и риск ехали в сторону Судака. Только по приезду в Судак мне удалось выяснить, что парусник будет заходить в Судак-лиман или попросту — Зелёную бухту посёлка Новый Свет прямо с рассветом, в 6:30 утра!
Всю организацию нашего быта (ночлег в гостинице, ужин на набережной и катера для доставки нас к борту парусника) взяла на себя племянница Сергея, за что ей огромное спасибо. Именно благодаря слаженным действиям нашей «команды» и удалось отснять максимально много красивостей. В этой части репортажа я покажу вам первый подход парусника к берегам Нового Света. Он сюда пришёл не просто так, а на празднование 140-летия Завода шампанских вин, основанный, говорят, ещё князем Галициным. Именно по этой причине на косых парусах фрегата появились надписи, посвящённые заводу и банку, владелец которого теперь владеет и крымским брендом.
А паруса фрегат ставил уже после обеда, когда мы совершили второй подход к борту, взяв с собой известного крымского фотографа и аборигена — Льва Архипова.
Но что-то я заболтался. Давайте уже смотреть!

2 Это первый кадр, сделанный мной по приезду в Судак. Вам кажется, что он неверно скадрирован? Возможно. Но этому есть причина. Видите?

3 А это уже первый кадр, снятый в ожидании парусника. Рассвет над Меганомом

4

5 Гора Орёл — часть древнего кораллового рифа

6 И вот «Херсонес» пришёл!

7 Правда, красиво?

8

9

10 У горы Сокол

11

12

13

14

15 У горы Орёл

16 У мыса Капчик

17 Старпом «Херсонеса»

18

19 Конечно, мы все хотели сняться на фоне. Мой товарищ Сергей Воротников

20

21

Давайте обзор парусников России!

Без проблем!

___________________________________________________

1. Барк «Седов»

Экипаж 54 моряка, 146 курсантов. Является крупнейшим в мире учебным парусным судном.

Порт приписки — Мурманск.

В 2012 г. «Седов» отправился в своё первое кругосветное плавание продолжительностью более 13 месяцев.

В 2015 парусник совершил экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посещая разные порты Европы.








___________________________________________________

___________________________________________________

2. Барк «Крузенштерн»

Экипаж 70 моряков, 120 курсантов.

Порт приписки — Калининград.

«Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.

В 2005-2006 барк «Крузенштерн» совершил кругосветное плавание.

С 25 декабря 2013 по 6 февраля 2014 года «Крузенштерн» совершил переход из Балтийского моря (из порта приписки) в Чёрное море и пришвартовался в порту Сочи, став на время одной из туристских достопримечательностей Зимних Олимпийских игр.

4 ноября 2015 года барк «Крузенштерн», зайдя в Санкт-Петербург, завершил историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. За время экспедиции барк посетил 11 стран и преодолел 29 тысяч морских миль.







___________________________________________________

___________________________________________________

3. Фрегат «Паллада»

Спущен на воду в 1989 году. Водоизмещение — 2284 т, площадь парусов — 2771 м².

Экипаж 51 моряк, 144 курсанта.

Порт приписки — Владивосток.

В 2007-2008 фрегат «Паллада» совершил кругосветное плавание, побывало в 19 иностранных портах.






___________________________________________________

___________________________________________________

4. Фрегат «Надежда»

Экипаж 43 моряка, 122 курсанта.

Порт приписки — Владивосток.

В 2003-2004 фрегат «Надежда» совершил кругосветное плавание.







___________________________________________________

___________________________________________________

5. Фрегат «Мир»

Спущен на воду в 1987 году. Водоизмещение — 2247,3 т, площадь парусов — 2771 м².

Экипаж 49 моряков, 144 курсанта.

За всю свою историю корабль участвовал в 24 парусных регатах, среди которых одержал 20 побед. Парусник «Мир» носит статус самый быстрый парусник в мире! Его рекорд побил все предыдущие: под парусами судно разогналось до скорости 21 узел (что соответствует 38,9 км/час).








___________________________________________________

___________________________________________________

6. Фрегат «Херсонес»

Экипаж 44 моряка, 72 курсанта.

Порт приписки — Севастополь.

«Херсонес» — единственное в мире судно, которое за последние 100 лет обогнуло мыс Горн (Южная Америка) без использования двигателей - только на парусах. Среди моряков это считается настоящиим подвигом. В 1997 г. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухине было присвоено почетное во всем мире звание «Альбатрос».








___________________________________________________

___________________________________________________

7. Двухмачтовая шхуна «Юный балтиец»

Судно спущено на воду в 1989 году. Водоизмещение — 441 т, площадь парусов — 500 м².

Экипаж 51 человек, в том числе 32 курсанта.

Порт приписки — Санкт-Петербург.

За время своего существования «Юный балтиец» принял участие во многих регатах и парусных праздниках.




___________________________________________________

___________________________________________________

8. Линкор «Гото Предестинация»

Водоизмещение — 1500 тонн, площадь парусов 870-1500 м²

Порт приписки — Воронеж.

Является действующей точной копией первого линейного корабля русского флота «Гото Предестинация». На судне установлено 32 пушки разного калибра.








___________________________________________________

___________________________________________________

9. Линкор «Полтава»

Строящаяся точная копия парусного линейного корабля, спущенного на воду в 1712 году. Заложен 2 мая 2013 года. Спуск на воду и завершение строительства запланировано на 2017 год. «Полтава» не будет снабжена никакими двигателями и сможет рассчитывать только на парусное снаряжение, но, по расчетам бригадира строителей Андрея Бредова, ее технические характеристики позволят совершать даже кругосветные путешествия.

Водоизмещение 1200 тонн.

«Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I.

Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.







___________________________________________________

10. Фрегат «Штандарт»

Действующая копия российского исторического фрегата «Штандарт» времен Петра Великого.

Порт приписки — Санкт-Петербург.

В истории любого флота есть корабли-символы, играющие чрезвычайно важную психологическую роль. Балтийский флот — не исключение. Парусники-красавцы «Ингерманланд» и «Полтава» навеки останутся в памяти потомков. Но даже в этом блистательном ряду особенно выделяется корабль-первенец — фрегат Штандарт, построенный для новосозданного Балтфлота Петром I.

Автором проекта 28-пушечного «Штандарта» был сам Петр І. После поездки в Нидерланды и Англию, он сам спроектировал корабль, совместив конструкторские особенности парусников обеих европейских стран и добавив свой талант кораблестроителя.

Фрегат, спущенный на воду 8 сентября 1703, стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя.