Монголия - путешествие в дружественную страну. Нужна ли виза для поездки в монголию россиянам

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    КПП круглосуточный!

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    С 2010 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Однако до настоящего времени вопрос так и не решен.

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

КПП Цаган-Догород – Арц-Суры
КПП Шара-Сур – Тэс
КПП Верхний Ульхун – Ульхун
ВЪЕЗД В МОНГОЛИЮ НА ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ

    Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

    Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

    Каких-либо запретов при передвижении на автомобиле по территории Монголии нет. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться автомобилисты, - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Передвижение в пограничной зоне с Китаем требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин. Он законодательно установлен в 1000 тугриков с машины, и 3000 тугриков с каждого человека за срок до недели пребывания на особо охраняемых территориях.

    На дорогах при пересечении административных границ аймаков взимаются местные дорожные сборы, чаще всего 1000 тугриков (для легковой машины), для микроавтобуса уже дороже. В некоторых аймаках взимаются деньги за проезд по деревянным мостам. Также необходимо оплачивать пользование паромами.

    Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

    Пользование автомобильными рациями (27 Мгц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. По действующим инструкциям GPS запрещены к ввозу в Россию. Поэтому при выезде из России ОБЯЗАТЕЛЬНО внесите в таможенную декларацию приборы GPS, укажите его заводской номер, имейте на руках копию сертификата выданного в магазине при покупке.

Автомобильное путешествие по Монголии


Свершилось, мы побывали в Монголии.
Мы – это я, Алексей, 56 лет и Стас, 31 год – работники одного из пермских заводов.
О поездке в эту страну начали задумываться примерно за полгода до ее осуществления, начитавшись интернетовских рассказов о почти девственной природе, малолюдности, отличной рыбалке в чистейших озерах и реках. Захотелось все увидеть своими глазами и, как говорится, испытать на собственной шкуре.
Из-за недостатка времени (в нашем распоряжении был только двухнедельный отпуск) и ограниченных возможностей имевшейся машины, решили пройти кратчайшим от границы и, как нам казалось, наиболее легким маршрутом (как мы ошибались!!!), познакомиться только с Северо-Западной частью страны.
Административно она относится к территории Баян-Ульгийского аймага (района), а географически расположена в горах Монгольского Алтая на высотах от 2000 до 2500 м над уровнем моря. На Севере этот аймаг граничит с российской Республикой Алтай, на Западе и на Юго-Западе - с КНР. Основное население – казахи, переселившиеся сюда еще в царское время.
Нашей конкретной целью было посещение и, по возможности, рыбалка на горных озерах Хотон, Хурган, расположенных почти на границе с Китаем, а также поездка на озеро Толбо в 70 км южнее столицы аймага – городка Баян-Ульгий.
Первоначально намеревались на собственной машине доехать до Баян-Ульгия, а там присоединиться к группе российских туристов, для которых одна из сибирских турфирм организовывала сплав по реке Ховд, вытекающей из озер Хотон-Хурган.
С руководителем этой турфирмы была достигнута договоренность о том, что нас вместе с группой на монгольских УАЗах доставят на озера, а дальше мы нанимаем один из них и путешествуем самостоятельно.
Однако, буквально в последние дни перед отъездом приходит сообщение, что выезд группы откладывается и мы остаемся наедине со своими планами.
К этому времени визы уже получены, снаряжение собрано, отпуска подписаны, поэтому решаем ничего не менять и попытаться осуществить поездку самостоятельно.
Выехали из Перми 22.05.09 после работы, в ночь. До российско-монгольской границы от Перми 3000 км, и по Монголии от границы до озер через Баян-Ульгий порядка 250 км.
Наше средство передвижения – инжекторная "девятка" 2001 года выпуска, слегка модернизированная для этой поездки. На ней были установлены пониженная главная передача и самоблокирующийся дифференциал, что существенно увеличило проходимость.
Кроме этого взяли с собой две запаски, минимально необходимые для возможной замены запасные части и датчики, ремонтные материалы и инструмент. Из жидкостей – масло и тосол.
За первые сутки миновали города Екатеринбург, Тюмень, Омск, без перерыва в четыре руки преодолели 1700 км и заночевали на берегу речки Омь (Фото 1).
Дальше позади остались города Новосибирск, Бийск, Горно-Алтайск и, лишь при одной, более-менее продолжительной, остановке на реке Катунь (Фото 2), следующей ночью в четыре часа утра по местному времени были на пограничном пункте пропуска "Ташанта", что находится в Республике Алтай.
Перед закрытыми воротами КПП уже стояла одна машина из Казахстана. Для пояснения: родственники «монгольских» казахов вынуждены ездить из Казахстана через территорию России, так как через Китай нужна виза, а общей границы у Монголии с Казахстаном нет.
Так вот, пристроившись за казахом, кстати, отличным компанейским парнем, остаток ночи покемарили прямо в машине. В девять часов утра началось какое-то шевеление на пункте пропуска, а в десять нас запустили за ворота и началось прохождение границы.
Таможня, транспортный и паспортный контроль: вся процедура на российской стороне заняла часа полтора. Потом проехали двадцать километров ничейной полосы и все повторилось у монголов. Только по времени в два раза дольше. Ну, некуда ребятам торопиться: служба ведь идет!
Наконец, мы на земле Чингисхана (Фото 3). Стас - за рулем. По привычке поддал газу - на вид дорога была вполне ровная, хоть и гравийная - но через километр поняли, что надолго при такой езде машины не хватит. На самом деле дорога представляла собой натуральную стиральную доску, на которой всю душу вытрясало и колеса готовы были вот-вот оторваться. Пришлось сбавить обороты и тащиться со скоростью 20-25 км/час.
Однако, быстро сообразили, что можно съехать с основного дорожного полотна и двигаться по одной из бесчисленных боковых дорог, проложенных по степи в том же направлении (Фото 4). Среди них попадались довольно ровные, позволявшие держать скорость до 40-50 км/час.
За небольшим поселком Цаганнур в 20 км от границы горы, видневшиеся по бокам, заметно придвинулись к дороге, бескрайняя степь сузилась до межгорной долины, начался подъем. Гравийное покрытие с основной дороги на Ульгий исчезло и она стала неотличима от множества боковых дорог.
Одна из них увела нас в горы и только когда машина стала греться, сориентировались по компасу и поняли, что едем не туда, куда нужно.
У нас собой был навигатор, но без карты Монголии. Ее не смогли найти даже в Москве. Зато имелась бумажная карта 20-тикилометровка всей страны с координатной сеткой через градус, городами, поселками дорогами и т.д.
Еще дома я каждый градус расчертил на сто частей, так что координаты любого объекта на карте можно было определить с точностью около 0,01 градуса. Пришлось прибегнуть к помощи этой карты и навигатора, который позволял определить наши истинные координаты.
Оказалось, мы отклонились сильно на Восток от дороги. Ввели в навигатор координаты Ульгия и, используя функцию "движение напрямую», поехали вдоль нарисованной на экране линии. Так снова выбрались на главную дорогу и дальше уже всегда пользовались этим приемом.
Монголия начала удивлять с самого начала. Окружающие пейзажи просто ошарашили. Горы вокруг постепенно становились все выше, появились снежные вершины. Но самым необычным и непривычным для наших глаз было полное отсутствие на них какой-либо растительности и абсолютное безлюдье (Фото 5). Только встречавшиеся редкие птицы (Фото 6), да суслики напоминали о пригодности здешних мест для обитания чего-либо живого.
Спустившись с первого перевала высотой 2200 м, попадаем на асфальтовую дорогу (!!!) приличного качества (Фото 7). Весело прокатились по асфальту 30 км и, так же неожиданно, как начался, он закончился.
Снова пошли уже знакомые нам бесчисленные накатанные колеи. На 90 километровом участке дороги до Ульгия преодолели еще один перевал высотой порядка 2000 метров. Весь путь от границы до городка занял около четырех часов.
О самой «столице» аймага сказать особо нечего, кроме того, что через нее протекает река Ховд, одна из крупнейших рек Монголии. Берет она свое начало как раз из тех озер, куда мы стремились попасть. Городок же представляет собой скопище глинобитных хижин с плоскими крышами, вперемешку с юртами (Фото 8,9). И только в районе рынка есть пара десятков двухэтажных домов и несколько кое-как асфальтированных улиц, оставшихся, видимо, еще с советских времен.
На рынке, который нашли с помощью местных жителей, разменяли 1000 рублей на их тугрики и прошвырнулись по магазинам в поисках сувениров. Но ничего стоящего не купили.
Зато нашли стоянку УАЗиков - такси, которые развозят народ по окрестным деревням. Начали узнавать у них про доставку на озера Хотон-Хурган. Долго на пальцах объясняли, что нам нужно, пока не подошел один парень немного говоривший по-русски. В прошлый сезон он работал на российскую туристическую фирму, возившую туристов как раз на эти озера.
Он зарядил за свои услуги по 100 долларов в день, бензин наш. На вопрос,- где взять разрешения на посещение погранзоны и национального парка в районе озер, ответил неопределенно. Типа, я сам все решу. Ну, что ж, взяли у него телефон (в городке работает сотовая связь) и решили сначала съездить на озеро Толбо. Тем более, что свободен этот водила будет только через день.
Нашли выезд из города и потихоньку со скоростью 20-30 км/час покатили на Юг. 70 километров до озера преодолели без проблем. По дороге пообщались с местным населением.
Сначала оказали помощь казаху, который безуспешно пытался завести свой мотоцикл ИЖ. Когда он показал свечи больше похожие на головешки, я их выбросил и дал ему две свечи из своего запаса. Он их ввернул в мотоцикл, тот сразу завелся. После длинной тирады, из которой поняли, что Россия - Монголия - дружба, разъехались каждый в свою сторону.
Второй раз остановились возле моста через высохшую речку, чтобы сфотографировать какие-то огромные монгольские символы, выложенные из камней на крутом берегу (это сколько ж надо труда было приложить!) (Фото 10). Из юрты, расположенной неподалеку прибежала толпа ребятишек во главе с родителем. Пришлось откупаться от них кульком сушек.
Больше ничего интересного по дороге до Толбо не было, за исключением окружающих гор. Чем дальше мы продвигались на Юг, тем они становились суровее и выше (Фото 11,12). Лицезрение горных вершин вызывало некую дрожь в коленках и одновременно желание все дальше погружаться в их нагромождение. Наверное, похожие чувства испытывает кролик, стоящий перед открытой пастью питона.
Тем не менее, целыми и невредимыми достигли верхней части озера (Фото 13). Долго искали какую-нибудь впадающую в него речушку, предполагая, что рыбалка там может быть более результативной, но ничего не обнаружили.
Тогда решили найти хотя бы место, защищенное от ветра. В этот день с Севера вдоль озера дул холоднющий и очень сильный ветер.
Нам повезло. За грядой береговых скал, возле кошары, сложенной из камней, нашли карман, где только-только можно было поставить палатку, и недалеко - машину, так чтобы ее не было видно с дороги (Фото 14,15).
Остаток дня посвятили устройству лагеря, приготовлению еды - за весь день не ели ничего горячего, отдыху, посиделкам за бутылкой водки и фотографированию окружающих пейзажей. Не рыбачили. Спать легли рано: сказались дорога и впечатления прошедшего дня
Наутро поутихло, и с восходом солнца я отправился кидать блесну. Бродил вдоль берега часа полтора, прежде чем мне повезло. Вытащил османа (горный голец по-научному) килограмма на полтора. Вернулся к палатке, разбудил Стаса. Рыбу пожарили и большую часть выбросили, потому что невозможно справиться с таким количеством мелких костей.


оБ НБЫЙОЕ ЮЕТЕЪ нПОЗПМЙА
ъДТБЧУФЧХКФЕ РПФЕОГЙБМШОЩЕ РХФЕЫЕУФЧЕООЙЛЙ Ч нПОЗПМЙА .

тБЪ ХЦ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ ЬФПФ ПФЪЩЧ, ФП ОБЧЕТОСЛБ РМБОЙТХЕФЕ РПДПВОПЕ .

лПЗДБ УБН УПВЙТБМУС ФХДБ, ФП УБНЩК УЧЕЦЙК ПФЪЩЧ, ЛПФПТЩК ОБЫЕМ Ч ЙОЕФЕ, ВЩМ ПФ 2008З. фБЛ ЮФП ЙОЖПТНБГЙС УЙМШОП ХУФБТЕМБ. ч УФТБОЕ НОПЗПЕ ЙЪНЕОЙМПУШ ЪБ ЬФП ЧТЕНС, Й НОПЗПЕ ЙЪНЕОЙФУС ДБЦЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЬФПЗП ЗПДБ.

оЕНОПЗП П НБТЫТХФЕ Й ПУОБЭЕОЙЙ:
еЪДЙМЙ ЧДЧПЕН У ЦЕОПК. 04.07.13-19.07.13 бЧФПНПВЙМШ тЕОП дБУФЕТ, 2012 З/Ч. бЧФПНПВЙМШ ВЕЪ УРЕГЙБМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ, ФПМШЛП ЪБЧПДУЛПЕ ПУОБЭЕОЙЕ (4WD, ЪБЭЙФБ ЛБТФЕТБ), ОБ ТПДОПК ЫПУУЕКОПК ТЕЪЙОЕ + ЫФБФОБС ЪБРБУЛБ (ФПМШЛП ЧЪСМ ТЕНЛПНРМЕЛФ Й РБТХ ЛБНЕТ). йУИПДС ЙЪ ЬФПЗП, УФТПЙМЙ Й НБТЫТХФ. оЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП НПОЗПМШУЛЙК бМФБК ПВЕЭБМ ВЩФШ ВПМЕЕ ЦЙЧПРЙУОЩН (ФБЛ ПОП Й ПЛБЪБМПУШ), ИПФЕМПУШ РПУНПФТЕФШ ЗПЧЙ (ОБ НПОЗПМШУЛПН ЬФП ПЪОБЮБЕФ РХУФЩООХА ПВМБУФШ). рТЙЮЕН ТЕБМШОП РПОЙНБМПУШ, ЮФП УПЧБФШУС Ч ЗПЧЙ зПВЙ ОБ ОЕРПДЗПФПЧМЕООПК НБЫЙОЕ, ДБ ЕЭЕ Ч ПДЙОПЮЛХ ЮТЕЧБФП.

рПЬФПНХ НБТЫТХФ РТПМПЦЙМЙ РП АЦОПК ќНБЗЙУФТБМЙ› Й РПФПН ОБ УЕЧЕТ: фБЫБОФБ - гБЗБООХХТ - вБСО-ПМЗЙК (ОБ ЛБТФЕ пМЗЙК) - иПЧД - бМФБК-ЗПЧЙ (ОБ ЛБТФЕ бМФБК) - вБСОГБЗББО - вБСОИПЗПТ - бТЧБКИЙТ - тБЫББОФ - мХО - хМБОВБФПТ - лБТПЛПТХН - вБСОИБОЗБК - пТИПО - вХМЗБО - иХФБЗ-ПОДПТ - йИ-ХХМ - нПТПО (нЕТЕО) - иБФЗБМ (ПЪ. иХВУХЗХМ) - иБОИ - нПОДЩ. нПЦОП ВЩМП ЪБЕИБФШ Ч лБТПЛПТХН РП ДПТПЗЕ Ч хМБОВБФПТ, ОП НЩ ФПТПРЙМЙУШ, ЮФПВЩ ХУРЕФШ ОБ ОБГЙПОБМШОЩК НЕЗБРТБЪДОЙЛ оББДБН.

фБНПЦОС
чЯЕЪД ПУХЭЕУФЧЙМЙ ЮЕТЕЪ бМФБК (фБЫБОФБ). рЕТЕД ОБНЙ ВЩМП ПЛПМП 14 НБЫЙО ЛБЪБИПЧ, РПЬФПНХ НЩ РТПФПТЮБМЙ ОБ ТПУУЙКУЛПК УФПТПОЕ У 10-00 ДП 15-00. рПФПН 20ЛН РП ОЕКФТБМШОПК РПМПУЕ (БУЖБМШФ ЛПОЮБЕФУС УТБЪХ РПУМЕ РЕТЕУЕЮЕОЙС РПУМЕДОЕЗП ТПУУЙКУЛПЗП лрр) Й ЕЭЕ ЮБУБ 2 ОБ НПОЗПМШУЛПК ЗТБОЙГЕ. оБ ТПУУЙКУЛПК УФПТПОЕ ОЕФ ОЙЛБЛЙИ ФБВМЙЮЕЛ, РПСУОСАЭЙИ РПТСДПЛ РТПИПДБ ОЙ ОБ ТХУУЛПН, ОЙ ОБ НПОЗПМШУЛПН СЪЩЛБИ (ОБ ЛБЪБИУЛПН ЧТПДЕ ФПЦЕ ОЕФ). чУЕ ОХЦОП УРТБЫЙЧБФШ Х ТБВПФОЙЛПЧ ФБНПЦОЙ. оБ НПОЗПМШУЛПК УФПТПОЕ РП-ТХУУЛЙ ЧППВЭЕ ОЙ УМПЧБ ОЕ ОБРЙУБОП. уФТБООП.

чПФ Й РТЙЫМПУШ ФЕТЕВЙФШ ЛБЪБИПЧ, ЛПФПТЩЕ ЪОБМЙ ТХУУЛЙК СЪЩЛ (Б ФБЛЙИ ПЛБЪБМПУШ ОЕНОПЗП), ЮФПВЩ ПВЯСУОЙМЙ РПТСДПЛ РТПИПЦДЕОЙС. лБЪБИУЛЙК Й НПОЗПМШУЛЙК, ОБЧЕТОПЕ, ТПДУФЧЕООЩЕ СЪЩЛЙ, МЙВП НПОЗПМШУЛЙЕ ФБНПЦЕООЙЛЙ ЗПЧПТСФ РП-ЛБЪБИУЛЙ (ЮФП ВПМЕЕ ЧЕТПСФОП, Ф. Л. Ч ЬФПК ПВМБУФЙ ЙУФПТЙЮЕУЛЙ ЦЙЧХФ ЧЩИПДГЩ ЙЪ лБЪБИУФБОБ).

йЪ ОАБОУПЧ ОБ ТПУУЙКУЛПК ЗТБОЙГЕ: рТП ЧЙЪХ Ч нПОЗПМЙА С ДХНБА ЧЩ Ч ЛХТУЕ, ЮФП ПОБ ПЖПТНМСЕФУС ЪБТБОЕЕ? зТБЦДБОБН тж ОЕ ОХЦОП ПФНЕЮБФШУС Ч ЬНЙЗТБГЙПООПН ЛПОФТПМЕ (РБТБ ЧБЗПОЮЙЛПЧ ЪБ 50Н ДП ЧПТПФ), РЕТЕД ФЕН ЛБЛ ЪБЕИБФШ, ОХЦОП УИПДЙФШ У РБУРПТФБНЙ Ч ВХДЛХ ОБ ЧПТПФБИ Й ЪБРЙУБФШ ЧУЕИ, ЙОБЮЕ ОЕ ЪБРХУФСФ ОБ ФЕТТЙФПТЙА лрр. дБМШЫЕ ЧУЕ РТПУФП: ФБНПЦОС, ПУНПФТ НБЫЙОЩ, РБУРПТФОЩК ЛПОФТПМШ. еУМЙ ЧЩ УПВЙТБЕФЕУШ ЧЩЕЪЦБФШ ЮЕТЕЪ ДТХЗПК РПЗТБОЙЮОЩК РХОЛФ, ФП РТЕДХРТЕДЙФЕ ПВ ЬФПН ФБНПЦЕООЩК ЛПОФТПМШ, Ф. Л. ПОЙ ДПМЦОЩ ЧБН ДБФШ ОБЛМЕКЛХ У ДЧПЙЮОЩН ЛПДПН (ЕЈ ФТЕВХАФ ОБ ЧЯЕЪДЕ Ч тПУУЙА).

оБ НПОЗПМШУЛПК УФПТПОЕ ЧУЕ ПЛБЪБМПУШ УМПЦОЕЕ ЙЪ-ЪБ СЪЩЛПЧПЗП ВБТШЕТБ. рЕТЕД ЧЯЕЪДПН Ч нПОЗПМЙА ЧУЕ НБЫЙОЩ (ФПЮОЕЕ ЙИ ЛПМЕУБ) ФЙРБ РТПИПДСФ УБО ДЕЪЙОЖЕЛГЙА - ПРТЩУЛЙЧБАФ ТБУФЧПТПН ИМПТЛЙ. рТПГЕДХТБ ПВСЪБФЕМШОБС, УФПЙФ 50 ТХВ. оБ УБНПН лрр РБУУБЦЙТБН ДПУФБФПЮОП РТПКФЙ РБУРПТФОЩК ЛПОФТПМШ, Б ЧПДЙФЕМА - УОБЮБМБ Ч ПЛПЫЕЮЛП У ОЕРПОСФОПК ОБДРЙУША, ФБН ПЖПТНМСАФ (ЛБЛ С РПОСМ) УПРТПЧПДЙФЕМШОЩК МЙУФ ОБ НБЫЙОХ. нЩ УПВЙТБМЙУШ ЧЩЕЪЦБФШ ЮЕТЕЪ ДТХЗПК РПЗТБОЙЮОЩК РХОЛФ - нПОДЩ (У НПОЗПМШУЛПК УФПТПОЩ ЬФП иБОИ), РПЬФПНХ ОБН ДБМЙ ЪБРПМОЙФШ Й ПЖПТНЙМЙ УРЕГЙБМШОХА ВХНБЦЛХ ДМС ЧЩЕЪДБ.

иПТПЫП, ФХФ РБТБ ЮЕМПЧЕЛ ИПФШ ЛБЛ-ФП ЙЪЯСУОСМБУШ РП ТХУУЛЙ. чП ЧТЕНС ПУНПФТБ НБЫЙОЩ РТПЧЕТСАЭЙК ФЛОХМ РБМШГЕН Ч ОЕУЛПМШЛП ТАЛЪБЮЛПЧ Й УХНПЛ - ФЙРБ ФБЭЙ ОБ ТЕОФЗЕО. ъБЮЕН? ьФП ФПМШЛП ЙИ ЪБЗБДПЮОБС ФБНПЦЕООБС ДХЫБ ЪОБЕФ. чЙДЙНП ОБДП РТПУФП ПРТБЧДБФШ РПЛХРЛХ ЬФПЗП БРРБТБФБ.

дПТПЗЙ
уПУФПСОЙЕ АЦОПК ќНБЗЙУФТБМЙ› ПФ ИТЕОПЧПЗП ДП ПИТЕОЕООП ИТЕОПЧПЗП, ОП РТБЛФЙЮЕУЛЙ об чуін РТПФСЦЕОЙЙ ПФ гБЗББООХХТБ ДП вБСОИПЗПТБ ЕЈ ПДОПЧТЕНЕООП УФТПСФ. лХЮБ ФЕИОЙЛЙ ОБУЩРБЕФ Й ТБЪТБЧОЙЧБЕФ ЗТБЧЙК, Й ЛПЕ-ЗДЕ ДБЦЕ ЕУФШ ХЦЕ БУЖБМШФЙТПЧБООЩЕ ХЮБУФЛЙ, ОП РП ОЙН ОЕ ТБЪТЕЫБАФ ЕЪДЙФШ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й РП РПДЗПФПЧМЕООЩН Л БУЖБМШФЙТПЧБОЙА. оЕ ТБЪТЕЫБАФ ПЮЕОШ РТПУФП: Ф. Л. РП НЕЦЗПТПДХ ЕЪДСФ Ч ПУОПЧОПН ЧОЕДПТПЦОЙЛЙ Й УФБЧЙФШ ПЗТБЦДЕОЙС ОБ ЧЯЕЪД У ПВПЮЙОЩ ВЕУУНЩУМЕООП, ФП ЮЕТЕЪ ЛБЦДЩК ЛЙМПНЕФТ ОБУЩРБАФ ЮЕТЕЪ ЧУА ДПТПЗХ ОЕУЛПМШЛП УБНПУЧБМПЧ ЗТБЧЙС.

оП НЕУФОЩЕ (ДБ Й С РПФПН ФПЦЕ) РТПУФП ДЕМБАФ УЯЕЪД РЕТЕД ЛХЮЕК, Й ЪБЕЪД УТБЪХ ЪБ ОЕК Й ЕДХФ ДБМШЫЕ РП ДПТПЗЕ. оП ОЕ НОПЗЙЕ - ЧЙДЙНП Ч ЛТПЧЙ Х ОЙИ УЙДЙФ ДПЗНБ, ЮФП РПДЗПФПЧМЕООБС ФТБУУБ ЧУЕЗДБ ВПМЕЕ ФТСУЛБС, ЮЕН РПМЕЧЛБ, РТПЛБФБООБС ТСДПН. рТЙЮЕН Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ПОЙ РТБЧЩ. фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ќНЕЦДХЗПТПДОЙЕ ЫПУУЕ› ОБ 80% РТПФСЦЕООПУФЙ ЙНЕАФ ЗТБЧЙКОПЕ РПЛТЩФЙЕ Й ОЕ ЗТЕКДЕТХАФУС У НПНЕОФБ ЙИ РПУФТПКЛЙ. рПЬФПНХ ОБ ОЙИ РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ОБЛБФБОБ ќЗТЕВЕОЛБ› Й РПМОП СН Й, ЛБЛ ОЙ УФТБООП, РПРЕТЕЮОЩИ РТПНПЙО.

уФТБООП - РПФПНХ ЮФП АЦОБС ДПТПЗБ РТПИПДЙФ РП ЛБНЕОЙУФПК РХУФЩОЕ Й ВМЙЦБКЫЙЕ ЗПТЩ ПФЛХДБ НПЗХФ ЧЪСФШУС (ОБРТЙНЕТ, ЧЕУОПК) ВХТОЩЕ РПФПЛЙ ЛБЛ РТБЧЙМП Ч 5-15 ЛН ПФ ДПТПЗЙ. фБЛ ЮФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЕЈ РТЕЙНХЭЕУФЧП - РТСНПФБ. йВП ЧУЕ РПМЈЧЛЙ ЧШАФУС УМПЧОП ЪНЕЙ. вМБЗПДБТС ЬФЙН ЙЪЧЙЧБОЙСН НЩ РТПЕИБМЙ ПФ гБЗББООХХТБ ДП хМБО-ВБФПТБ ОБ 150 ЛН ВПМШЫЕ, ЮЕН РТПЗОПЪЙТПЧБМ ОБЧЙЗБФПТ.

бУЖБМШФ НЩ РПЮХЧУФЧПЧБМЙ ФПМШЛП ПФ вБСОИПЗПТБ ДП хМБОВБФПТБ (ОБ лБТПЛПТХН ФПЦЕ ИПФШ ТБЪВЙФЩК, ОП БУЖБМШФ), РТЙЮЕН ЮЕФЧЕТФШ ЬФПЗП 650 ЛЙМПНЕФТПЧПЗП ХЮБУФЛБ ПО ВЩМ ЧЕУШНБ ХИБВЙУФ, ОП ПУФБМШОПК ВЩМ ЧРПМОЕ. иПФС ТБУУМБВМСФШУС ДБЦЕ ОБ ИПТПЫЕН БУЖБМШФЕ ОЕ РТЙИПДЙФУС - ОЕФ-ОЕФ ДБ Й ЧЩМЕЪЕФ УАТРТЙЪ ФЙРБ ОЕПЦЙДБООПК СНЩ ЙМЙ ЛПТПЧЩ.

оП УБНЩК ИТЕОПЧЩК ХЮБУФПЛ ВЩМ, ЛПОЕЮОП, ЧДПМШ ПЪЕТБ иХВУХЗХМ. рТЙНЕТОП ФТЕФШ ЬФПК ќДПТПЗЙ› РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЧЩЧБМЕООЩК РТСНП Ч ЗТХОФ ВХФПЧЩК ЛБНЕОШ, У ОБДЕЦДПК, ЮФП НБЫЙОЩ ЕЗП УБНЙ ќЧФПРЮХФ› Ч ЗТХОФ, ОП ЧФПРФБООЩК ФПМШЛП ЮБУФЙЮОП. рМАУ ЬФП РЕТЕНЕЦБЕФУС ЗТСЪЕЧЩНЙ ХЮБУФЛБНЙ У ЛБНЕОАЗБНЙ Ч ЛПМЕЕ Й СНЙОБНЙ. оБУ УРБУМП ФПМШЛП ФП, ЮФП УФПСМБ УХИБС РПЗПДБ - ЧУЕ МХЦЙ УФПСМЙ УХИЙЕ, Б ВТПДЩ - ЧПТПВША РП ЛПМЕОП.

оБЧЙЗБФПТ
вЕЪ ОЕЗП Ч ДБМШОЕК РПЕЪДЛЕ РП нПОЗПМЙЙ ДЕМБФШ ОЕЮЕЗП. тБЪЧЕ ЮФП ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ РП-НПОЗПМШУЛЙ (ЛБЪБИУЛЙ, ВХТСФУЛЙ) Й ЙНЕЕФЕ ЛБТФХ 5-ЛЙМПНЕФТПЧЛХ ЧУЕЗП РХФЙ УПЧНЕЭЕООХА УП УРХФОЙЛПЧПК УЯЕНЛПК, УЕЛУФБОФ, ИТПОПЗТБЖ, ЛПНРБУ, ХНЕОЙЕ ПТЙЕОФЙТПЧБФШУС РП ЪЧЕЪДБН, ОЕПЗТБОЙЮЕООЩК ЪБРБУ ЗПТАЮЕЗП Й ЧТЕНЕОЙ. рПЮЕНХ? дБ РПФПНХ ЮФП ЪБ ЧУА ДПТПЗХ (Б РЕТЕДЧЙЗБФШУС НЩ УФБТБМЙУШ РП ќНБЗЙУФТБМСН›) НЩ ХЧЙДЕМЙ ФПМШЛП 2 ЮЙФБЕНЩИ Й БДЕЛЧБФОЩИ ХЛБЪБФЕМС (ОХ Й РБТХ ДЕУСФЛПЧ ДПТПЦОЩИ ЪОБЛПЧ).

фБЛ ЮФП ПРТЕДЕМЙФШ РП ЛБЛПК ДПТПЗЕ ЕИБФШ ДБМШЫЕ, НПЦОП ВЩМП ФПМШЛП РП ОБЧЙЗБФПТХ. еЭЕ Х НЕУФОЩИ ДПТПЗ ЕУФШ ПДОБ ПУПВЕООПУФШ: Ч ПДОПН ОБРТБЧМЕОЙЙ НПЦЕФ ВЩФШ ОБЛБФБОП 12-13 РБТБММЕМШОЩИ ЛПМЕК, ЛПФПТЩЕ РЕТЕУЕЛБАФУС Й ТБУИПДСФУС Ч ИБПФЙЮОПН РПТСДЛЕ. й ЛБЛ-ФП УПЧУЕН ОЕЪБНЕФОП НПЦОП ЧДТХЗ ПВОБТХЦЙФШ, ЮФП ДПТПЗБ, РП ЛПФПТПК ФЩ ЕДЕЫШ, ЙДЕФ ЧПЧУЕ ОЕ РБТБММЕМШОП, Б РПД ОЕВПМШЫЙН ХЗМПН ЪБВЙТБЕФ Ч УФПТПОХ ПФ ПУОПЧОПЗП ОБРТБЧМЕОЙС, Й, ЛБЛ РПФПН УФБОПЧЙФУС СУОП, ЧЕДЕФ ЧППВЭЕ Ч УФПТПОХ.

фБЛ ЮФП ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ДБЦЕ У ОБЧЙЗБФПТПН ФЩ ЕДЕЫШ РП ОЕК, ОБДЕСУШ, ЮФП ПОБ ЧЕТОЕФУС ПВТБФОП Л ќФТБУУЕ›, Б РПФПН РМАЕЫШ, УЧПТБЮЙЧБЕЫШ ОБ 90 ЗТБДХУПЧ Й ЕДЕЫШ РТСНП РП РПМА Л ПУОПЧОПНХ ОБРТБЧМЕОЙА, ЛПФПТПЕ ОБЧЙЗБФПТ ПРТЕДЕМСЕФ ЛБЛ ќУЛПТПУФОПЕ ЫПУУЕ›. фБЛ ЦЕ ЮБУФП ЪБНЕЮБМЙ, ЮФП РБТБММЕМШОП ОБЫЕНХ ОБРТБЧМЕОЙА Ч 2-5 ЛН УРТБЧБ Й УМЕЧБ ФПЦЕ ДЧЙЦЕФУС ФТБОУРПТФ. юФП ЬФП ЪБ ДПТПЗЙ Й ЛХДБ ПОЙ ЧЕДХФ С ВЕЪ РПОСФЙС. нПЦЕФ РТПУФП РБТБММЕМШОЩЕ, Б НПЦЕФ Й УПЧУЕН ДТХЗЙЕ.

уБН ОБЧЙЗБФПТ ВЩМ зБТНЙОПЧУЛЙК. х ОЕЗП Ч ВБЪЕ ИПФШ Й ЛПУСЮОБС, ОП ЧУЕ ЦЕ ВЩМБ ЛБТФБ нПОЗПМЙЙ . рТБЧДБ РТЙЫМПУШ Ч ОБУФТПКЛБИ ТБУЫЙТЙФШ РТЙЧСЪЛХ Л ДПТПЗЕ ДП +/- 200Н, Б ОЕ ФП ПО ЪБДПМВБМ ЗПМПУЙФШ, ЮФП ќчЩ УПЫМЙ У НБТЫТХФБ›. оБ ХЮБУФЛЕ ПФ лБЛПЛПТХНБ Ч УФПТПОХ ПЪЕТБ иХЧУПЗХМ (иХВУХЗХМ) ПО РПЮЕНХ-ФП РПЛБЪЩЧБМ РХФШ ОЕ РП ДПТПЗБН, Б ОБРТСНХА - РТЙЫМПУШ РТПУФБЧМСФШ РХФЕЧЩЕ ФПЮЛЙ ЧТХЮОХА РП ДПТПЗЕ (ЛПФПТХА ПО, ЛУФБФЙ, ОПТНБМШОП РПЛБЪЩЧБМ). оБ ЛТХРОПН НБУЫФБВЕ ОЕЛПФПТЩЕ ДПТПЗЙ ПО РПЛБЪЩЧБМ, Б РТЙ ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ПОЙ РТПРБДБМЙ. фБЛ ЮФП ЧДПМШ ПЪЕТБ иХЧУХЗХМ РТЙЫМПУШ РТПВЙТБФШУС ќЧУМЕРХА›. рТБЧДБ ДПТПЗБ ФБН ФПМШЛП У РБТПК ТБЪЧЙМПЛ, Б ДБМШЫЕ РТПУФП ДЕТЦЙЫШУС ВЕТЕЗБ ПЪЕТБ Й ЧУЈ.

оББДБН
юФП ЬФП ЪБ РТБЪДОЙЛ НПЦЕФЕ РПЗХЗМЙФШ, ОП УБНБС ЛТБУПЮОБС Й ЪТЕМЙЭОБС ЮБУФШ - ПФЛТЩФЙЕ Й ЪБЛТЩФЙЕ ОБ ГЕОФТБМШОПН УФБДЙПОЕ Ч хМБОВБФПТЕ. вЙМЕФЩ РТПДБАФ ФПМШЛП УРЕЛХМСОФЩ Ч 5 ТБЪ ДПТПЦЕ (ПЛПМП 1300ТХВ). рПУМЕ ЛТБУПЮОПК ГЕТЕНПОЙЙ ПФЛТЩФЙС ОБ УБНПН УФБДЙПОЕ РТПЧПДСФ ВПТГПЧУЛЙЕ УИЧБФЛЙ, РТЙЮЕН ВПТГЩ УЯЕЪЦБАФУС УП ЧУЕК УФТБОЩ Й ВПТАФУС Ч БВУПМАФОПН ЪБЮЕФЕ ВЕЪ ТБЪВЙЧЛЙ РП ЧЕУПЧЩН ЛБФЕЗПТЙСН ДП РЕТЧПК РПВЕДЩ. пУФБМШОЩЕ УПУФСЪБОЙС - УФТЕМШВБ ЙЪ МХЛБ, УЛБЮЛЙ РТПЧПДСФУС ЗДЕ-ФП Ч ДТХЗПН НЕУФЕ, ЧТПДЕ ВЩ Ч 50ЛН ПФ хМБОВБФПТБ ЧПЪМЕ ДПТПЗЙ мХО - хМБОВБФПТ.

рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ЪБ ДЕОШ ДП ПФЛТЩФЙС ФБН УФПСМП НОПЗП ЫБФТПЧ Й РПМЙГЕКУЛЙИ ЧДПМШ ДПТПЗЙ. чП ЧТЕНС РТБЪДОЙЛБ ПЮЕОШ НОПЗЙЕ НПОЗПМЩ (ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЧПЪТБУФБ) ИПДСФ Ч ОБГЙПОБМШОЩИ ЛПУФАНБИ (ЙМЙ УФЙМЙЪПЧБООЩИ РПД ОЙИ). лПУФАНЩ СТЛЙЕ, ЛТБУПЮОЩЕ - Ч ЗМБЪБИ ТСВЙФ. ьФПФ РТБЪДОЙЛ ЛБЛ Х ОБУ ОПЧЩК ЗПД - ЗХМСАФ ЧУЕ. оБ ГЕОФТБМШОПК РМПЭБДЙ ЪБ ДЕОШ ДП ПФЛТЩФЙС РТЕЪЙДЕОФ ФПМЛБЕФ ТЕЮШ ОБ ЗМБЧОПК РМПЭБДЙ

нБЗБЪЙОЩ НОПЗЙЕ ЪБЛТЩЧБАФУС (ЛТПНЕ УХЧЕОЙТОЩИ Ч ГЕОФТЕ).

нБЗБЪЙОЩ
ч РТПДХЛФПЧЩИ НБЗБЪЙОБИ ГЕОЩ ЛБЛ Х ОБУ, НОПЗП ТПУУЙКУЛЙИ РТПДХЛФПЧ. ч РТПНФПЧБТОЩИ УЙМШОП ОЕ РТЙГЕОЙЧБМУС, ОП ФП ЮФП ИПФЕМ ЛХРЙФШ - ЧЩЗПДЩ ОЙЛБЛПК. иПФС Ч ТЕУФПТБОБИ ГЕОЩ ОЙЪЛЙЕ. оБГЙПОБМШОПЕ ВМАДП У ЗПТЛПК НСУБ (ПВСЪБФЕМШОП УТБЪХ Ч ЛПНРМЕЛФЕ ЛБЛЙН-ФП ЗБТОЙТПН) УФПЙФ 100-150ТХВ. б ЙИ НЕУФОЩЕ ЮЕВХТЕЛЙ (иХЫХХТЩ) ЧППВЭЕ 20-25 ТХВ ЪБ ЫФХЛХ. пЖЙГЙБОФЩ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ ЗПЧПТСФ ОБ ТХУУЛПН ЙМЙ БОЗМЙКУЛПН, ФБЛ ЮФП МХЮЫЕ ЪБРБУФЙУШ ИПФШ ЛБЛЙН-ФП УМПЧБТЙЛПН, ЮФПВЩ РПОЙНБФШ НЕОА. оБН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ ЧЕЪМП, ЮФП ЛФП-ФП ЙЪ НЕУФОЩИ РПУЕФЙФЕМЕК ЗПЧПТЙМ РП-ТХУУЛЙ Й РПНПЗБМ УДЕМБФШ ЪБЛБЪ. мХЮЫЕ ЧЩРЙУБФШ ОБ МЙУФПЮЕЛ ОХЦОЩЕ УМПЧБ Й ФЩЛБФШ Ч ОЙИ РБМШГЕН. чУЕ ТБЧОП НПОЗПМЩ ОБЫЕ РТПЙЪОПЫЕОЙЕ ЙИ УМПЧ ОЕ РПОЙНБАФ.

ъБРТБЧЛЙ
оБЮЙФБЧЫЙУШ Ч ЙОЕФЕ, ЮФП Ч нПОЗПМЙЙ ФПМШЛП 80-К НПЦОП ОБКФЙ Й ФП ТЕДЛП, ЧЪСМ У УПВПК 80М 95-ЗП. ч ТЕЪХМШФБФЕ РПУМЕ ЪБРТБЧЛЙ Ч фБЫБОФЕ НОЕ ЧУЕЗДБ ИЧБФБМП ВБЛБ ПФ ЪБРТБЧЛЙ ДП ЪБРТБЧЛЙ (ПФ ЗПТПДБ ДП ЗПТПДБ) ЗДЕ ВЩМ 92-К. фБЛ Й РТПЧПЪЙМ ЕЗП У УПВПК РПЮФЙ ДП ЛПОГБ. лУФБФЙ НПОЗПМШУЛЙК ВЕОЪЙО ДПТПЦЕ ОБЫЕЗП Ч 2 ТБЪБ 1800-2000 ФХЗТЙЛПЧ (ЛХТУ 1 ФХЗ/43ТХВ) ЪБ МЙФТ. оП ЪБФП ПО РП ЛБЮЕУФЧХ МХЮЫЕ. оБ НПОЗПМШУЛПН ВЕОЪЙОЕ Х НЕОС ТБУИПД ВЩМ 8.5М, Б ОБ ОБЫЕН 10 РП ФТБУУЕ Й 12 РП ЗПТПДХ. фБЛ ЮФП ТБЪОЙГБ Ч ГЕОЕ ОЕУЛПМШЛП РПОСФОБ. фБЛ ЮФП ЕУМЙ ОЕ РМБОЙТХЕФЕ УЙМШОП ПФЛМПОСФШУС ПФ ФТБУУЩ УЙМШОП НПЦОП ОЕ ЪБРБУБФШУС. чППВЭЕ ОБ ВЕОЪЙО РП нПОЗПМЙЙ ЙЪТБУИПДПЧБМ ПЛПМП 35000ТХВ.

фТБОУРПТФ
оБ НЕЦЗПТПДЕ ФБН РТБЧСФ ВБМ ЧОЕДПТПЦОЙЛЙ Й НЙЛТПБЧФПВХУЩ. рТЙЮЕН НБЫЙОЩ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ПДОЙ ЛПТЕКГЩ Й СРПОГЩ. оЕ ЧЙДЕМ ОЙ ПДОПЗП ЛЙФБКГБ. ч хМБОВБФПТЕ УППФОПЫЕОЙЕ ЧОЕДПТПЦОЙЛПЧ Л РХЪПФЕТЛБН 50/50, ФБН ЧУЈ-ФБЛЙ Ч ПЛТХЗЕ ДПТПЗЙ БУЖБМШФЙТПЧБООЩЕ. чУФТЕЮБАФУС ЧОЕДПТПЦОЩЕ ЕЧТПРЕКГЩ Й БНЕТЙЛБОГЩ (жПТД, иБННЕТ, ыЕЧТПМЕ, бХДЙ, нЕТУЕДЕУ). дБУФЕТБ ОЙ ПДОПЗП ОЕ ЧУФТЕФЙМ. оБ ФТБУУБИ УБНЩК ТБУРТПУФТБОЕООЩК ЧЙД ФТБОУРПТФБ - НЙЛТПБЧФПВХУЩ уБОЗЈОЗ йУФБОБ (Й РПДПВОЩЕ ЙН), ПДОПФПООЩЕ ЗТХЪПЧЙЮЛЙ ФЙРБ нБЪДБ вПОЗП Й лЙБ рПТФЕТ ОХ Й ЛПОЕЮОП ЛТХЪБЛЙ.

рБТХ ТБЪ ЧУФТЕЮБМЙ рбъЙЛЙ У ПРФЙНЙУФЙЮОПК ЧЩЧЕУЛПК ќхМБОВБФПТ-пМЗЙК› (ПЛПМП 1500ЛН РП РТСНПК). рТПУФП ЦЕУФШ. вЕДОЩЕ РБУУБЦЙТЩ. еДЕФ, ОБЧЕТОПЕ, ОЕДЕМА. ч ДЕТЕЧОСИ РПДБМШЫЕ ПФ хМБОВБФПТБ ЮБУФП ЧУФТЕЮБАФУС хбъЙЛЙ (ВХИБОЛЙ), ОП ВМЙЦЕ Л УФПМЙГЕ ЙИ ЪБНЕЭБАФ ЛПТЕКГЩ. рБТХ ТБЪ ЧЙДЕМ ъйм-130, хТБМ Й лБНБЪ. ч ПВЭЕН, ЕУМЙ ЧЩ ФБН УМПНБЕФЕ НБЫЙОХ, ЮФП РПОБДПВСФУС ЪБРЮБУФЙ, ФП ЛБЛ РПЧЕЪЕФ. нОЕ ВЩ ФПЮОП РТЙЫМПУШ ФХЗП. бЧФПГЕОФТБ тЕОП ФБН ОЕФ РПЛБ. б ЫБОУ ЮЕЗП-ФП РПМПНБФШ УПЧУЕН ОЕОХМЕЧПК.

юБУФП ЧЙДЕМ, ЛБЛ ОБ ПВПЮЙОЕ ЛФП-ФП МБЪЙФ РПД ДОЙЭЕН ЙМЙ ЧПЪЙФУС У ЛПМЕУПН. уБН ФПЦЕ ОБ УЛПТПУФЙ ОБМЕФЕМ ОБ ЛБНЕОШ, ЪБНСМ ДЙУЛ, ВПЛПЧБС ЗТЩЦБ У ЛХМБЛ. ъБНСМ ОЕНОПЗП Й РПГБТБРБМ ЪБЭЙФХ ДЧЙЗБФЕМС, ПФПТЧБМ ЪБЭЙФОЩЕ УЛПВЩ УБМЕОФВМПЛПЧ ПВПЙИ ТЩЮБЗПЧ РЕТЕДОЕК РПДЧЕУЛЙ (ЛТЕРЙМЙУШ ОБ ЪБЛМЕРЛБИ). нБЫЙОХ ЦЕМБФЕМШОП РПЧЩЫЕ.

уБНПЕ ХДЙЧЙФЕМШОПЕ ОБ НПК ЧЪЗМСД ЬФП ЧПДЙФЕМШУЛБС ЧЪБЙНПЧЩТХЮЛБ ОБ ДПТПЗБИ. ч ПФМЙЮЙЕ ПФ тПУУЙЙ ЕУМЙ ЛФП-ФП ЗПМПУХЕФ чуе ПУФБОБЧМЙЧБАФУС. оХ Й РПНПЗБАФ Ч НЕТХ ЧПЪНПЦОПУФЙ. оБН Й УБНЙН РТЙЫМПУШ ТБЪБ ФТЙ РПНПЗБФШ НЕУФОЩН - 2 ТБЪБ ВЕОЪЙОПН, ПДЙО ТБЪ ЗБЕЮОЩНЙ ЛМАЮБНЙ. рТЙЮЕН НПФПГЙЛМЙУФ, ЛПФПТЩК УФТЕМСМ ВЕОЪЙО ВЩМ Ч 150ЛН ПФ ВМЙЦБКЫЕЗП ЗПТПДБ. оБ ЮФП ОБДЕАФУС? оБ ВПЗБ Й ЧЪБЙНПЧЩТХЮЛХ.

мАДЙ Й РТЙТПДБ
уМПЦЙМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП нПОЗПМЩ Ч ПУОПЧОПН ПЮЕОШ ПФЪЩЧЮЙЧЩК ОБТПД. рПНПЗБАФ ЧУЕЗДБ, ЕУМЙ ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ (Ч Ф. Ю. ДБЦЕ УДЕМБФШ ЪБЛБЪ ЙОПУФТБОГХ Ч ЛБЖЕ). хЧБЦБАФ УЧПА РТЙТПДХ. ч МАВПН НЕУФЕ НПЦОП ПУФБОПЧЙФШУС Й ОЙЗДЕ ОЕ ОБКДЕЫШ ВТПЫЕООПЗП НХУПТБ. дБЦЕ ЕУМЙ ЧЙДЙЫШ РП ЛПУФТЙЭХ, ЮФП МАДЙ ФХФ ВЩМЙ, ОЕ ОБКДЕЫШ ДБЦЕ УМХЮБКОПЗП ПЛХТЛБ. рПЬФПНХ УЛМБДЩЧБЕФУС ПЭХЭЕОЙЕ РПМОПУФША ОЕФТПОХФПК РТЙТПДЩ. вХДФП ЛТПНЕ ДЕУСФЛБ ЛПМЕК ДПТПЗЙ ВПМШЫЕ ОЕФ ЧПЛТХЗ ОЙЛБЛЙИ УМЕДПЧ РТЙУХФУФЧЙС ЮЕМПЧЕЛБ.

юБУФП РТСНП ЧПЪМЕ ДПТПЗЙ НПЦОП ХЧЙДЕФШ ВЕТЛХФПЧ, ЦХТБЧМЕК У ЦХТБЧМСФБНЙ, ОБ ПЪЕТБИ ЧЙДЕМЙ МЕВЕДЕК, РПМОП ЗХУЕК. оБ НПОЗПМШУЛПН бМФБЕ ЧПДЙФУС УХТПЛ фБВБТЗБО - ЪБВБЧОЩК РХИМЕОШЛЙК ИПНСЮЙОБ ТБЪНЕТПН У ФБЛУХ. ч ПУОПЧОПН ЦЙЧОПУФШ ОЕ РХЗБОБС. ч нПОЗПМШУЛЙИ ТЕЮЛБИ, ИПФШ Й ЧЙДОП ВЩМП ЮФП ТЩВБ РМБЧБЕФ, ОП ОЙ ОБ НХИХ, ОЙ ОБ ВМЕУОХ ОЕ ТЕБЗЙТХЕФ. тЩВБМЛБ ХДБМБУШ ФПМШЛП ОБ иХВУХЗХМЕ. фБН РПКНБМ ДЧХИ МЕОЛПЧ У МПЛПФШ Й 15 ИБТЙХУПЧ. пЛХОЙ РПРБДБМЙУШ НБМЕОШЛЙЕ, У МБДПОШ - РПЮФЙ ЧУЕИ ЧЩРХУФЙМ ПВТБФОП. тЩВЩ ПВЯЕМЙУШ.

мБОДЫБЖФ ФП Й ДЕМП НЕОСЕФ ГЧЕФ ПФ ЮЕТОПЗП ДП ЦЕМФПЗП, ПФ ЪЕМЕОПЗП ДП ЖЙПМЕФПЧПЗП. фБЛПЗП УПЮЕФБОЙС Й ЮЙУФПФЩ РТЙТПДОЩИ ЛТБУПЛ ОЙЗДЕ ОЕ ЧУФТЕЮБМЙ. фПМШЛП ЕИБФШ ОХДОП. рПТПК РПМ ДОС ФБЭЙЫШУС 40-80ЛН/Ю РП ПДОППВТБЪОПК ЛБНЕОЙУФПК РХУФЩОЕ. оП РПФПН ЧДТХЗ - БИ ЛБЛБС ЛТБУПФБ Й УОПЧБ РЩМЙЫШ РПМ ДОС.

рП РХФЙ (300ЛН ДП хМБОВБФПТБ) РПРБМУС ХЮБУФПЛ РЕУЮБОПК РХУФЩОЙ - ТБУЛТХЮЕООПЕ ФХТЙУФЙЮЕУЛПЕ НЕУФП. лБФБАФ ОБ ЧЕТВМАДБИ, ЕУФШ ФХТВБЪЩ. оЕРПДБМЕЛХ ЛТБУЙЧЩЕ ЖЙЗХТОЩЕ УЛБМШОЙЛЙ.

ч ПВЭЕН ЕУМЙ ЪБДБФШУС ГЕМША ОБКФЙ ЛТБУЙЧЩЕ НЕУФБ - ЙИ ФХФ РПМОП. оП ТБУУФПСОЙС НЕЦДХ ОЙНЙ ДЙЛЙ Й РХУФЩООЩ.

ч ПВЭЕН ЕУМЙ ИПФЙФЕ ПФДПИОХФШ ПФ ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ, ХДПВУФЧ Й МАДЕК - нПОЗПМЙС УБНПЕ ПОП.


ДПВБЧЙФШ УЧПК ТБУУЛБЪ

лпннеофбтйй рп тбуулбъх

Монголия – родина Чингисхана. Страна ветров, баранины и степей.
Это отзыв о коротком самостоятельном путешествии в Монголию. Аренда автомобиля с водителем в Улан Баторе.

Мобильная связь и интернет в Монголии. Погода в Монголии. Монгольская кухня – что едят монголы. Национальные парки Монголии и фотографии из них

Сегодня 1 сентября. Как и в России, в Монголии этот день объявлен днем знаний. Празднуется сей день выступлениями самодеятельности, скачками на лошадях и верблюдах, а так же запретом на продажу алкоголя в ресторанах Уланбатора.

Поэтому сижу я, уважаемые читатели сей темы, в унынии, в самом центре Уланбатора, со стаканом воды и жду заказанные харчи.

Завтра поеду кушать мясо тушенное с камнями. . А потом .
Кстати продавать не продают, а пьяных в хлам на улице полно.

Самостоятельно в Монголию

Совершить эту поездку я хотел именно из Улан Батора.
В прошлые разы предлагалось поехать сообща из Томска или Барнаула. Но я таков, что терпеть не могу ни от кого зависеть – ехать предлагалось в компании кого-то кого я лично не знаю и с кем до этого никуда не ездил.

А я очень трепетно отношусь к попутчикам и абы с кем давно зарёкся ездить. Поэтому рассматривал только Улан Батор и аренду джипа тут, в Монголии.

Выяснилось, что автомобили в аренду даются в Монголии только с водителями.
Выяснилось, буквально перед отъездом, что компания SIXT дававшая авто в аренду в аэропорту Улан Батора – закрыла своё представительство.

Представьте ситуацию: я имею на руках билеты взятые за мили в компании Аэрофлот, билеты уже раз переносились с июня на сентябрь так как планы несколько поменялись… и тут такой облом.

Что делать? Конечно же ехать!
Я же Винский и должен на личном примере показывать как надо вести себя настоящим самостоятельным путешественникам.

В день отлёта в Улан Батор (30 августа), я разослал в несколько монгольских компаний, найденных по поисковому запросу “rent car Ulaanbaator” через Google однотипные письма и из нескольких мгновенных ответов выбрал самый меня устраивающий:

  • по цене
  • по отсутствию просьбы что-то предоплачивать (терпеть не могу давать бабло вперёд)

Замечу, что российские фирмы, попавшие в рассылку, дали самые чудовищные цены.
Я так понял, что они просто умножили цены существующие в Монголии на два.

Итак, у меня есть встречающая сторона за 4 часа до вылета.
В рюкзак летят ветровка, носки, пара футболок, а так же ноутбук, таблетка, телефон.
Я готов.
В дьюти фри покупается водка в мелкой фасовке на подарки и упаковка печения для того же.

Виза в Монголию

Монгольская виза была сделана заранее. Стоит 100 долларов. Из всего необходимого перечня документов (билеты, анкета, фото, справка с работы, копия первой страницы з/паспорта) лишь приглашение вызывает затруднение, но оно делается легко через российскую фирму сидящую в Улан Баторе. Приглашение стоит 800 руб. По другим вопросам лучше выходить напрямую на монголов.

Сейчас виза в Монголию не нужна

Аэропорт Уланбатора

Монголия встретила меня табличкой “Sergey Vinskiy – Welcome to Mongolia” и солнечным утром.
Немногословный водитель проводил меня до заказанного джипа – Лэнд крузер 80 и передал купленную по моей просьбе симку монгольского оператора Mobicom

Мобильный интернет в Монголии

По традиции расскажу про мобильный интернет в стране где планируется путешествие
Симку брал для свеже купленной таблетки Самсунг – нормальных размеров, не микро.
В таблетке она не заработала. Тогда я отобрал у водителя его телефон Самсунг и на нем создал точку доступа.

Всё. Интернет хоть и слабенький – GPRS – у меня был.
Оговорюсь, что в тех ебенях, откуда я сегодня вечером вернулся в Улаанбаатор, сотовой связи нет вообще. Но по дороге туда, в небольших посёлках, можно было проверить почту.

Маршрут в Монголии

Так как у меня на всё про всё было 4 дня (для пробы я решил не рисковать и слетать в Монголию не надолго), то маршрут, который я составил используя англоязычные сайты монгольских компаний, был логичным:
– Гоби я не укладываю по времени
– озера и рыбалка меня для первого знакомства не интересовала
– Улаанбаатор меня не интересовал тем более

Что есть в пределах 300-400 км от столицы Монголии?
Есть Khustain nuruu – песчаные дюны (Elsen Tasarkhai), на деле оказавшиеся туристической заманухой с потемкинскими шатаниями на верблюдах
Есть Kharkhorin – древняя столица Монголии (можно потратить 30 минут на осмотр, а после пообедать в Dream World)
Есть Orkhon valley – а вот это уже интересно.

Первый раз в Монголии

Сразу на что обращаешь внимание в Монголии – её идентичность России: такие же разбитые дороги, обилие внедорожников и разъебос вдоль дорог. Те же невзрачные дома в городе – в Улан Баторе и на переферии: у меня возникло стойкое ощущение, что попал я не в Монголию, а приехал в Бурятию или Иркутскую область. Одинаково.

Выехали из аэропорта и поехали в город забрать продукты в дорогу.
Так как поехал я на полный инклюзив, то меня собирались кормить 3 раза в день, предоставить ночлег на маршруте, оплачивать любые входные билеты и таксы, а так же заправлять автомобиль.

Цена была озвучена по мэйлу и я с ней согласился: 5 дней 4 ночи = 1050 долларов, не включая отель в последнюю ночь в Улан Баторе.

Попытался поменять деньги в аэропорту, но водитель мягко сказал (у меня был русскоговорящий и понимающий по-русски водитель):

– Не надо терять время. Если будут нужны тугрики – я дам. Потом, по приезду – отдашь.

Кириллица в азиатской стране выглядит нелепо и смешно.
Монгольская письменность была тут запрещена в 30-е годы прошлого века, когда Чайбалсан стал строить в Монголии социализм, равняясь на CCCP.

Такая преданность была щедро вознаграждена массовым строительством хрущёвок, панельных домов с голубой плиточкой (а-ля Бирюлёво), заводов, шахт и электростанций.

Их в Монголии три. Одна находится при выезде в город по пути из аэропорта – памятник социализма. Один в один дымящее чудовище на МКАД в районе Капотни.

В магазинах полно продуктов из РФ, а так же местная водка (естественно Чингисхан) и пиво.

Водка у меня была с собой, а пиво попробовал – обычная порошковая дрянь типа Сибирской короны или Клинского.
Берите проверенный Tiger.

Пока забирали продуктовую корзину (реально была корзина набитая консервами), начался дождь. Небо посерело и просело почти до земли. Ужасно – вокруг всё серое, а тут ещё сверху грусть-тоску набросили.

Выезжали из города по вдрызг разбитой дороге. Поминутно кто-то пытался нас подрезать, стоял устойчивый гул клаксонов, новенькие Лэнд Крузеры соревновались с разбитым корейским хламьём кто кого сделает.

Не хватало только буханок и уазиков – они бы показали вам кузькину мать. Но они были впереди.

Впереди была настоящая Монголия.
Такая – какой я её и представлял: пустынная, бескрайняя, холодная, ветреная и безумно красивая

Немного о культуре вождения в Монголии

Культуры нет. Уважения нет. Пешеходы – это чмо. И они это осознают.

Дороги в Монголии

Дорога на запад. Асфальт. Местами попадаются ямы, выбоины, колдобины. Водитель ругается, бормочет, что вообще асфальт – это зло и лучше его (асфальта) вообще бы не было.

Все препятствия объезжаются по встречке или обочине (чаще). Несмотря на то, что на обочине ямы чаще больше чем на асфальте видимо в этом есть какой-то резон – часто замечал автомобили на обочине с торчащими из под них ногами и куски лопнувшей покрышки именно после таких ямок на дороге.

Дорогой занимаются, но мало. То, что кладётся в ямы, кладётся в воду, в лужу и через пару месяцев выскакивает как пломба из гнилого зуба.
Я же говорил, что монгол с русским – братья на век.

Придорожные кафешки в Монголии

Два часа в дороге. Надо позавтракать. Заезжаем в придорожную столовку.
Очень любопытно, пока мне несут заказанный суп с пельменями, я рассматриваю публику: шоферня.

Используют эту столовку как гостиницу – на втором этаже есть комнаты и получив постельное белье тут же, в столовке, они идут наверх, держа под мышкой свернутый в трубочку матрас.

Работники общепита не отрываясь смотрят российский сериал в монгольской озвучке. Канал Россия2.

Спрашиваю своего водителя:
– да, у нас люди любят российские сериалы и хотя есть корейские, китайские сериалы – смотрят именно российские и они поэтому идут в прайм-тайм.
Я же говорю, что монгол с русским – братья на век.

Обо и хадак в Монголии

В Монголии то ту то там встречаются кучи, а иногда и кучищи камней, набросанных вперемешку с денежными купюрами и конфетами.
Как правило (вернее всегда), в центре такой пирамиды стоит шест, к которому привязаны разноцветные ленты.
Видел подобное в Бурятии. Спросил у водителя – это что, шаманские завлекалки?

– Нет, говорит, – это уже будийская тема, обо называется. Каждый, кто хочет получить благословение небес должен обойти кучу по часовой стрелке и кинуть подношения. Обычно это конфеты или водка – водку плещут небесам, а потом на все 4 стороны.
– А ленты?
– Это хадак. Синий означает небо, белый душу, красный отвагу, желтый богатство.

Однако, синий хадак нам бы сейчас не помешал, – подумал я, стоя под моросящим дождиком. Потом взял из рюкзака бутыль виски и раздал каждой стороне света… и ещё небеса смочил.

Баранина в Монголии

Асфальт постепенно закончился.
Вернее, закончился он в поселке, название которого я естественно забыл. Одна достопримечательность – аэродром. Почти зарос бурьяном. А ведь когда-то (во времена СССР) сюда летали АН-2 из Улан Батора.

В этом поселке мы купили мяса.
Баранина, килограмм стоит около 2 долларов.

– Что-то ваша баранина излишне пахучая. В смысле козлятиной пахнет….
Открою секрет: я большой поклонник баранины. Был. Но после супа с пельменями из муфлона (козла), который я съел в столовке, хоть и запил это всё обильно водкой…. мне кажется, что меня преследует этот запах. И вид мяса вызывает у меня рвотный рефлекс.
– Да ты что!…

И тут начался экскурс в процесс разделки туши барана или ягненка.
Сначала было сказано, что корейцы, китайцы и прочие народности не умеют забивать скотину:

– Они им горло перерезают и оставляют привязанными вверх ногами так, чтобы кровь вытекла…

– Любишь кровушку пить? – не удержался съязвить я, но водитель не обратил на это внимания.

– Сначала режут кожу барана на животе….

– Неужели ему не больно? – опять перебил я

– Не знаю, я же не баран… Вот, после того как сделали разрез, засовывают туда руку и лезут ей в сторону позвоночника. А там есть две артерии. Так вот, надо почувствовать, которая пульсирует. Взять её крепко и оторвать.

– Опа…, – только и смог я сказать. Представил, передёрнулся, но не отступать же.

– Ну и почему это хорошо?

– А потому, посмотри сам: наше мясо красное, так как в нём есть кровь, а у горцев оно белое, так как вся кровь вытекла.

– Круто. Я наверно сегодня откажусь от обеда….

Дикая Монголия

И вот началась та Монголия, которую я представлял себе на основе произведений к/ф Монгол, Урга территория любви, книги Чапаев и Пустота… Хотя последнее скорее барона Унгерна касается – о нём пытал водителя постоянно, впрочем как и про клад Чингисхана – это вообще из других источников.

Про Монголию я много в детстве читал.
Начались сопки поросшие елью, начались прыгающие по валунам речки, начались поля от сопки к сопке с газонной травой из серии “гольф”.

Джип мерно взбирался по проселочному тракту, огибая черную пемзу застывшей лавы, которой тысячи лет.

Такая дорога – не асфальт. На каждом шагу взору открывается что-то новое: пейзаж, зверёк, птица, сопка. И как хорошо, что здесь мало людей.

Монгольская деревня

– Сергей, пообедаем? – голос водителя прервал мои любования за окнами джипа.
– Почему нет, а где?
– Сейчас будет посёлок. Там мои знакомые живут – я их предупредил, что заедем.
Почувствуешь монгольское гостеприимство заодно.

Конечно же. Я так и хотел – побыть в семье. Не показушной, для туристов. А настоящей. Итак, время кушать и пить горькую.

Поселок ничем не отличается от виденного в последней поездке на Байкал: такие же не асфальтированные улицы, разноцветные крыши, и всякий хлам во дворе словно тут деревня Плюшкиных живёт.

Изба, вернее дом – добротный из цельной лиственницы. Внутри предсказуемо дёшево с китайскими светильниками на потолке и линолиумом. Но всё же получше. чем в нашей российской глуши.

И народ – не старухи с пьяными дедами: молодые относительно (кстати, узнал возраст водителя – ему то же как мне 46, но выглядит он как мой дедушка (царство ему небесное).

Хозяйка при виде нас зашуршала. Поставила к расписному сундуку, застеленного клеенкой, низенькие табуретки.

На стол метнула алюминиевый тазик бууз – это вариант бурятских поз и плагиат китайских цзяоцзы – пельменей на пару. Отверстие сверху для выхода пара.

Нехитрая начинка из рубленной баранины, но свежаааак. Да, свежак, да с холода и дождя около весело трещащей печки-буржуйки. Это то что надо.

Достаю чекушку Финляндии. Будешь? Как хочешь.
Беру пиалу из под чая и наливаю холодненькой. После кладу руками себе в тарелку несколько бууз и сверху лечо, привезённое с собой (мой инклюзив, однако).

Ем первую, обжигаюсь соком. Вставляет сразу и без водки.
Выпиваю пиалу махом и ещё один буус в рот.
Вся морда в томатной пасте. Водитель даёт тряпку – салфеток нет. Потянет.

Вот так, за разговорами о политике, экономике и женщинах приканчиваем тазик и полбутылки водовки…
Ву!!!
Теперь бы поспать… Но впереди ещё 50 км сложной теперь дороги

Как готовят сурка в Монголии

Легенда гласит, что жил был храбрый воин, который мог поразить любую цель из лука. И вот однажды сказал он всем – я подстрелю Солнце. И прицелился он в Солнце, и натянул тугую тетиву, и выстрелил и стрела точно бы попала бы в Солнце, если бы не ласточка.

Ласточка оказалась крайней так как сбила прицельный полёт стрелы. С ней ничего не произошло – полетела по своим делам. А храбрый и меткий стрелок поклялся:
– Если я не убью эту проклятую птицу, то отрублю себе большие пальцы на руках и буду жить под землёй.

Минул год.
Стрелок так и не смог попасть и убить ласточку.
Вот и появился на свет сурок….

Убивать сурков запрещено так как их уже почти всех съели. Поэтому приходится связываться с браконьерами, чтобы повторить процесс готовки с видео.

Сам процесс покупки сурка напоминает процесс покупку марихуаны: оглядываясь заходим в подворотню. Там нам вручают полиэтиленовый пакет с тушкой, берут 45000 и исчезают.

Надо проверить – не больной ли сурок. Это делается путём визуального осмотра подушечек лап. Если они черные – всё хорошо и сурок был здоровым как бык. Ну, а если они красные, то есть шанс заразиться какой-нибудь чумой или сибирской язвой.

Но мы все равно лоханулись – нас провели как студентов: обязательно надо убедиться, что сурка застрелили в голову. Делается это так: надуваешь сурка как воздушный шарик через то место где была когда-то голова (не перепутайте с противоположным!) и становится понятно: герметичный или нет ваш зверь. Наш оказался дырявым как решето.

Шмальнули в него дробью, не иначе… Но это тоже лечится: латаем подручными средствами – типа жгута для автомобильных покрышек.

Каракорум

Древняя столица Монголии – Каракорум
Стоит ли её посетить?
Не стоит. Ничего очень сильно интересного, чтобы переться 350 км из Улан Батора сюда.

Если только по пути на 30 минут заехать. Сфотографировать стену, бурьян на территории и несколько зданий не оригинальной архитектуры “пагода”.

Ну, и если вы верующий буддист, то сможете крутануть барабаны с мантрами, а так же посмотреть на большой горшок из бронзы, в котором готовили еду для 200 монахов.

Рядом несколько ресторанов: Dream World (в момент моего визита сюда был закрыт и охранник помахал перед моим носом метлой, чем-то огорчённый) и ещё пара при кемпингах.

В кемпинги привозят старичков и старушек из Европы и США, так чтобы они немного в шкуре монголов побывали. Юрты с кондиционерами и обогревателями. Туристы ходят открыв рты на макет монгольского война в латах, стоящий в ресторане.

Кормят отвратительно – комплекс. Обслуживание таково, что персоналу видимо так эти деды надоели, что с их лиц навсегда стёрта улыбка и как ботакс капает на пол ненависть к посетителям

Вместо посещения древней столицы Монголии, города Каракорум , я посоветовал бы попробовать подоить яка.
Увлекательное занятие я вам доложу.

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

От Улан Батора ехать минут 30-40. Главное выехать из Улан Батора. Пробки здесь похуже чем в Москве.

Оплатив въезд и заехав в парк мгновенно расслабляешься после столицы. Тут мало машин. Красивая природа. Много мест где остановиться: посоветую гольф-отель UB-2. Не дорого – примерно 80 долларов за сингл. В лесу. На дороге стоят тетки и продают ягоды (сейчас пошла черника в Монголии).

Используя UB-2 как базу, можно в течении дня побродить или поездить на лошади по окрестностям. В парке есть озеро, есть река. Относительно рыбалки не знаю. Не видел – монголы рыбу не ловят.

Долина, по которой проходит дорога, окружена красивыми округлыми скалами. Здесь находится знаменитая скала-черепаха, возле которой назойливые торговцы будут предлагать вам сделать совместную фотографию с орлом за 1000 тенгэ.

Вообщем можно провести день и ночь. Годится для тех, кто проезжает Монголию транзитом и хочет в ней отметиться.

Хорхог

В этом месте я решил попробовать хорхог . Это национальное монгольское блюдо из тушенной баранины с картошкой, молковкой и капустой. Делается в бидоне.

Делается на 6-10 человек.
Так как я заказывал на себя, то мне сделали лайт версию.
Знаю, что сделали не правильно.
Но больше чем вкусовые качества блюда – это блюдо я хорошо знаю как ягнятина под-сачем в Черногории и Хорватии, или как куэрдак в Казахстане – меня интересовало:

Зачем камни раскалённые класть в скороварку, если всё равно мясо тушится на огне?

На этот вопрос мне так толком и не ответили. Подозреваю, что раньше, когда скороварки были в дефиците, монголы действительно делали мясо с раскалёнными камнями, как это делают или козу (барана с камнями не делают, так как у него ложа лопается от жара).

Готовили в семье, которая имеет участок земли в национальном парке Горхи-Тэрэлж. С
ообщаю, что каждый монгол имеет право на бесплатный участок земли размером 70 на 70 метров.

Это не касается земли в Улан Баторе и в национальных парках.
Просто этой семье повезло, что их предки здесь жили. Семья сдаёт юрты горожанам, приезжающим в парк на пикник.

Одна из женщин сидит на корточках у дороги с плакатом GER и если есть интерес – провожает гостей на место.

Не знаю почему, но монголы привязаны к этим самым юртам.
У нас принято приехав на пикник сидеть на открытом воздухе, а они сидят и лежат в этих самых юртах.


Многие юрты снабжены спутниковой тарелкой и солнечной батареей. Но не в одной юрте я не видел душа и туалета.
Недоработка. Надо монголам поработать над этим вопросом.

Как разделать и скушать баранью голову

Написано отдельной статьёй: .

5 /5 (9 )

В мае 2016 года состоялось наше с Аней первое большое путешествие на автомобиле. Поездка получилась настолько нераспланированной по дням, что приходилось импровизировать на ходу. Каждый день мы куда-то ехали, не зная, где и как остановимся вечером на ночевку.

Незабываемая ночь в пустыне Гоби. Фантастическое место, похожее на другую планету.


Для посещения Монголии мы выбрали маршрут через Иркутскую область и Бурятию. Конечно же, можно было поехать через соседнюю Туву, но по другую сторону госграницы дороги пока почти не заасфальтированы.

В этой поездке я впервые в жизни увидел Байкал. Вот его первый кадр:

За три недели мы проехали 7,5 тысяч километров.
Цена литра 92-го бензина в Монголии - около 70 рублей.

В Монголии все асфальтированные дороги платные. Оплата производится на въезде и выезде из городов.

Талончики за оплату проезда по монгольским дорогам. Тысяча монгольских тугриков - это около 30 рублей.

Трасса через пустыню Гоби в сторону Китая. За все время пребывания в Монголии, мы не встретили ни одной машины с российскими номерами.

В Монголии весьма необычное качество дорог. В России бывают хорошие дороги, где ездить - сплошное удовольствие, а бывают плохие. По плохой российской дороге просто едешь без проблем не спеша, объезжаешь ямы и кочки.
В Монголии же ситуация немного другая. Все дороги с виду отличные. Летишь на большой скорости по идеальному асфальту, и вдруг неожиданно глубокая яма, причем такая, что ее не объехать сбоку! Страшный удар, маты... Сбрасываешь скорость до 60 км/ч, едешь так дальше по абсолютно идеальному асфальту, километров через двадцать-тридцать это надоедает, постепенно разгоняешься до сотни и тут снова такая же огромная яма! Аааааа! Или вдруг налетаешь на лежачего полицейского посреди пустынной степи, где нет никаких населенных пунктов и предупреждающих знаков об этом полицейском.
В общем, асфальт в Монголии какой-то контрастный, другой характеристики и не подберешь.

Монголы не знают зачем нужен ближний свет фар, все ездят исключительно на дальнем. А еще по правилам не принято включать фары в светлое время суток. Все встречки моргали нам, думая, что мы забыли выключить свет, хотя он был включен специально: безопасность важнее правил.

Первое монгольское выражение, которое невольно пришлось выучить - «дугуй засвар» - шиномонтажная мастерская. Про монгольские реалии я еще много чего расскажу, но, забегая вперед, хочу отметить, что во всей стране ни в одной шиномонтажке нет аппарата для балансировки колес. Монголы про такой прибор даже не слышали, зачем вообще балансировать колеса они не знают.

В Монголии мы посетили заброшенные в пустыне советские военные базы и городки.

Удивительные места и объекты! Как же я такое люблю...

В сельской местности многие монголы до сих пор живут в юртах.
На фото - придорожная закусочная. Причем семья, которая ее содержит, живет в этой же юрте!

Столица страны - Улан-Батор. Современный развивающийся город среди степей и пустынь. Здесь живет большая часть населения страны.

Мир с каждым годом становится все более одинаковым. Невиданными темпами традиционное монгольское жилье заменяют стандартными безликими многоэтажками. Страна скоро станет похожей на Китай, очень уж сильное здесь экономическое и культурное влияние южного соседа. Успевайте посетить Монголию, пока еще сохраняется национальный колорит и самобытность.

Посещенные населенные пункты в рамках этой поездки: Канск, Тулун, Ангарск, Иркутск, Тальцы, Листвянка, Слюдянка, Байкальск, Бабушкин, Улан-Удэ, Тарбагатай, Десятниково, Иволгинск, Гусиноозерск, Кяхта, Алтан-Булаг, Дархан, Улан-Батор, Налайх, Баянтал, Чойр, Айраг, Сайншанд, Замынь-Уд.