Морской буксир "Эльбрус" на испытаниях - bmpd. Знакомство с судном тылового обеспечения «Эльбрус

Серия из трех судов тылового обеспечения с высоким ледовым классом ARC4 на базе проекта 23120 строится на ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» для Министерства обороны РФ в соответствии с контрактом от 29 июня 2012 года, заключенным между ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной.

Контракт предусматривает строительство головного судна и двух серийных. Головное судно должно быть сдано заказчику в ноябре 2014 года, второе – в ноябре 2015 года, третье – в ноябре 2016 года. Суда на базе проекта 23120 будут построены для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Суда имеют высокий ледовый класс – ARC4, то есть имеют возможность круглогодичного плавания в арктических морях.

Стоимость строительства серии судов составляет 11,715 млрд. рублей, стоимость постройки головного судна - 3,9 млрд. рублей.

Проектантом судов на базе проекта 23120 является ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург).

Архитектурно-конструктивный тип: морское, стальное, однопалубное судно с винторулевыми колонками, рубкой в носу, обладающее свободной площадью палубы в кормовой части, двойным дном и двойными бортами, носовыми подруливающими устройствами и буксирной лебедкой.

Основные технические характеристики судов на базе проекта 23120: Водоизмещение полное 9000 тонн, дедвейт 3600 тонн. Длина наибольшая 90,0 метров, ширина наибольшая 22 метра, осадка 8,65 метра. Скорость хода на чистой воде составляет не менее 18 узлов, в ровном льду толщиной 0,6 метра около 2 узлов. Суммарная мощность главных дизель–генераторов 15000 кВт. Дальность плавания 5000 миль. Автономность (по запасам провизии) около 60 дней. Экипаж составляет 27 человек. На судне предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения около 50 спасенных.

На судне в районе грузовой палубы с каждого борта предусмотрена установка электрогидравлических кранов грузоподъёмностью 50 тонн для обеспечения погрузки и выгрузки грузов, а также выполнения вспомогательных работ. Краны обеспечивают грузовые операции по всей площади грузовой палубы.

Предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег и различные корабли, а также для буксирного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящим бедствие.

Район плавания: самостоятельное плавание без ограничения района в неарктических морях; самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море; плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.

Головное судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120 (заводской номер 880): 14 ноября 2012 года – в день, когда «Северная верфь» торжественно отметила столетие со дня основания. Приказом главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова №657 от 31.10.2012 присвоено наименование «Эльбрус». По сообщению от 28 ноября 2014 года в первой половине 2015 года. Предназначено для Северного флота. 18 мая 2015 года . 26 июня . По сообщению от 12 октября составляет 88%. По сообщению от 02 ноября швартовные испытания. 29 декабря при проведении достроечных работ задымление в помещении насосного отделения. Происшествие на сроках сдачи не отразится. По сообщению от 18 марта 2016 года достроечные работы и проходят швартовные испытания. По сообщению от 25 мая испытания главной энергетической установки. По сообщению от 09 сентября на первый этап заводский ходовых испытаний, которые продлятся семь дней. По сообщению от 06 июня 2017 года государственные испытания, которые должны закончиться в июле. В конце июня из Санкт- Петербурга к месту базирования - порт Мурманск. По сообщению от 25 июля на двое суток в Балтийское море для проверки девиации (отклонения) магнитного компаса. По сообщению от 02 августа судно на Северную верфь (входит в АО ОСК) с контрольного выхода в Балтику. Судостроители начали подготовку судна к заключительным испытаниям в северных морях. По сообщению от 11 августа с Судостроительного завода «Северная верфь» (входит в АО ОСК) в северные широты на заключительный этап испытаний. По сообщению от 20 сентября первая половина программы летных испытаний судна. Войдет в состав флота в 2017 году. По сообщению от 01 ноября на Северном флоте и завершает испытания, и готовится к процедуре передачи. 02 апреля 2018 года руководством ВМФ РФ утвержден приемный акт государственной комиссии о завершении государственных испытаний судна. 09 апреля на судне состоялась подъема флага вспомогательного флота ВМФ. Судно зачислено в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединённого стратегического командования Северного флота.

Обозначения символа класса KM✪ Arc4 AUT1 DYNPOS-2 BWM(E-S) supply vessel:

КМ✪ – самоходное судно построено по правилам Регистра и освидетельствовано Регистром;

Arc4 - допускается плавание в арктических морях в период зимней навигации в тонком однолетнем льду, в период летне-осенней - в среднем однолетнем толщиной до 0,9 м. Районы и условия эксплуатации ограничены;

Судно отвечает применимым требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов и в полной мере отвечает требованиям разд. 3 указанной части Правил при затоплении одного отсека по всей длине судна при расчетных повреждениях борта;

AUT1 - объем автоматизации позволяет эксплуатацию механической установки судна без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления (ЦПУ);

DYNPOS-2 - система динамического позиционирования класса 2 имеет резервирование, которое обеспечивает удержание судна над точкой позиционирования при единичном отказе в любом активном элементе системы. При этом имеется в виду, что отказ в любом пассивном элементе системы исключен за счет наличия соответствующей защиты от механических повреждений и свойств элемента, подтвержденных свидетельством Регистра;

BWM(E-S) - судно осуществляет управление балластными водами посредством замены балласта в море и, соответственно, снабжено судовым Руководством по безопасной замене балласта в море, одобренным Регистром. В качестве способа управления балластными водами выбрана замена балласта в море с применением метода последовательного замещения;

supply vessel - судно обеспечения.

Первое серийное судно тылового обеспечения (бывший «МБ-75») проекта 23120, строительный номер 881: 19 декабря 2013 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

Второе серийное судно тылового обеспечения «Капитан Шевченко» проекта 23120, строительный номер 882: Закладка киля состоялась 24 июля 2014 года. Должно быть передано заказчику до конца 2016 года.

По сообщению от 27 мая 2018 года судно к ежегодному совместному российско-норвежскому учению «Баренц 2018», которое пройдет в период с 29 по 30 мая в акватории Баренцева моря под руководством Норвегии. 31 мая в главную базу Северного флота – город Североморск, после завершения международного учения «Баренц 2018». 19 августа в составе морского отряда разминирования Северного флота к выполнению работ по поиску, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов в акватории Обской губы Карского моря. 01 октября в Мурманск после успешного выполнения поставленных задач в акватории Обской губы и Енисейского залива Карского моря.

26 февраля 2019 года в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. 23 апреля в торжественных мероприятиях, посвящённых 70-летию военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая. По сообщению от 26 апреля визит в Китайскую Народную Республику и вышел из порта Циндао в Жёлтое море. 10 мая Владивосток, где в составн отряда кораблей встретил День Великой Победы и принял участие в торжественных мероприятиях. 11 июня деловой заход в порт Пуэрто-Боливар Республики Эквадор на западном побережье Южной Америки, который 13 июня. По сообщению от 19 июня к проходу Панамского канала. 08 июля деловой заход в порт Прая Республики Кабо-Верде и продолжил выполнение задач по плану дальнего похода.

Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" рискует не успеть начать строительство килектора на базе проекта 23120 в 2017 году: контракт на поставку судна до сих пор не подписан. Об этом FlotProm рассказали в пресс-службе предприятия. Не определен также исполнитель технического проекта и рабочей документации. Таким образом сроки закладки перемещаются вправо – на следующий год.

Потенциальным проектантам – "Спецсудопроекту" и КБ завода "Пелла" – потребуется от шести месяцев до года на создание техпроекта и разработку рабочей документации судна, заявили FlotProm представители компаний. Соответственно, "Янтарь" сможет заложить судно не ранее 2018 года.


Как писал "Коммерсант", контракт с "Янтарем" на строительство вспомогательного судна проекта 23120М собирались подписать в первом квартале 2017 года. По данным издания, соответствующее решение командование ВМФ приняло в конце прошлого года.

В пресс-службе "Янтаря" (входит в ОСК) корреспонденту FlotProm рассказали, что предприятие по-прежнему ждет подписания контракта, при этом сроки неизвестны. О проектанте судна лучше уточнить у Минобороны или в ОСК, добавили на судоверфи.
Пресс-служба ОСК не смогла оперативно прокомментировать ситуацию со строительством нового килектора. 22-23 мая FlotProm не удалось дозвониться до начальника управления кораблестроения ВМФ Владимира Тряпичникова.

По данным источника FlotProm , знакомого с ситуацией, определенная "Янтарем" стоимость килектора – 12 млрд рублей. Строительство такого судна верфь может завершить примерно за три года. Источник добавил, что ВМФ такая сумма не устраивает, флот просит понизить ее до 8 млрд.


Держателем подлинников документации базового проекта 23120 выступает его разработчик – ЗАО "Спецсудопроект", заявил FlotProm директор конструкторского бюро Антон Соболевский. По его словам, создание технического и рабочего проектов модернизированного килектора может занять от полугода до года.

Свою версию арктического килектора для ВМФ предлагает также ленинградский судостроительный завод "Пелла". Речь идет о проекте 23120М разработки дочернего предприятия компании, гамбургской "Пелла Зитас" при участии "Балтсудопроекта". Как сказал корреспонденту FlotProm замдиректора судоверфи Илья Вайсман, создание технического и рабочего проекта продлится по меньшей мере полгода. При этом проект "Пеллы" рассчитан не только на ВМФ, но и на освоение Арктики, а также использование промышленниками. "Пелла" собирается строить килекторы на своей гамбургской верфи, добавил Вайсман.

Начальник сектора проектного отдела Крыловского научного центра Алексей Лицис заявил FlotProm, что конкуренция в области проектирования кораблей и судов для ВМФ в последнее время сильно обострилась. Это связано с урезанием финансирования флота в целом. Техзадание на базовое судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" разрабатывали специалисты флота, сказал он. "Есть профильные институты, которые формулируют идеи, за подробностями – к ним", – говорит Лицис.
Он добавил, что проектирование такого судна – комплексный процесс, КБ работают строго по заданию заказчика: "Конструкторские бюро – это ремесленники, выполняющие определенную задачу, в данном случае создание техпроекта и выпуск рабочей документации. Шаг влево, шаг вправо – расстрел".

Головное судно тылового обеспечения "

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Соколы России Новости Подробнее


25.05.2016 (23:17)

Завершаются испытания энергетической установки на головном судне проекта 23120 «Эльбрус»

Северная верфь завершает испытания главной энергетической установки головного судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус» для Министерства обороны РФ — оборудование работает исправно.

Энергетическая установка состоит из четырех дизель-генераторов. Пуск главных двигателей, нагрузочное тестирование стояночного и аварийного дизель-генераторов, пуско-наладка котлов, предназначенных для обогрева судна — заключительный этап швартовных испытаний «Эльбруса», проходящих у достроечной набережной Северной верфи. После окончания швартовных судно уйдет на заводские ходовые испытания.

«Эльбрус» имеет значительные технические преимущества перед другими судами снабжения. Общая мощность главных дизель-генераторов (18 400 кВт) позволит ему перевозить 2 тысячи тонн полезного груза по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс (ARC4) - ходить в арктических морях круглый год.

«Эльбрус» соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. «Эльбрус» обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, что позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море и в гавани, в которые суда, используемые сегодня военно-морским флотом, зайти не могут. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало.

«Эльбрус» способен не только транспортировать и перегружать сухие грузы, он обладает функциями буксира и спасателя, может помогать терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены помещения для временного размещения 28 человек.

В ближайшие две недели на судно заселится экипаж, чтобы совместно с судостроителями участвовать в швартовных и готовиться к заводским ходовым испытаниям.

«Эльбрус», головное судно в серии из трех судов тылового обеспечения, заложено в 2012 году. Два других судна, «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко», заложены соответственно в 2013 и 2014 годах. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект».

SHIP LOGISTICS «ELBRUS» PROJECT 23120


СУДНО ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 23120


«Эльбрус» станет вспомогательным судном нового типа для ВМФ России. Летом 2012 года Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Минобороны РФ («Рособоронпоставка»), проведя в электронной форме открытый аукцион на постройку для ВМФ России трех морских судов тылового обеспечения, 29 июня заключило с ОАО «Северная верфь» госконтракт на их строительство.
Судно спроектировано санкт-петербургским ЗАО «Спецсудопроект» под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и строится на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Эксплуатация судна предусматривается под флагом Российской Федерации.
Архитектурно-конструктивный тип: морское, стальное, однопалубное судно с винторулевыми колонками, рубкой в носу, обладающее свободной площадью палубы в кормовой части, двойным дном и двойными бортами, носовыми подруливающими устройствами и буксирной лебедкой.
В день празднования 100-летнего юбилея Северной верфи — 14 ноября — в эллинге предприятия состоялась закладка головного судна проекта 23120, которому Приказом главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова №657 от 31.10.2012 присвоено наименование «Эльбрус».

Назначение судна проекта 23120:
— погрузка, хранение, транспортировка и передача сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, суда;
— буксирное обеспечение, оказание помощи экипажам кораблей и судов, терпящим бедствие. Район плавания:
— самостоятельное плавание без ограничения района в неарктических морях;
— самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море;
— плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.
Судно должно быть оборудовано устройствами обеспечивающими погрузку и выгрузку людей и грузов на летательные аппараты без их посадки на судно.
В районе грузовой палубы предусмотреть размещение с каждого борта электрогидравлических кранов грузоподъёмностью не менее 50 тонн, для обеспечения погрузки, выгрузки генерального груза, вспомогательных работ. Краны должны обеспечивать грузовые операции по всей площади грузовой палубы.
Для погрузки (перегрузки) грузов предусмотреть электрогидравлический складной телескопический кран г/п 3-5 т. с вылетом стрелы 2-12 м. с дистанционным пультом управления.
Для обеспечения картографирования дна и поиска затонувших объектов на судне предусмотреть:
— гидролокатор бокового обзора;
— многолучевой эхолот;
— буксируемый магнитометр.

Для решения задач по спасению экипажей судов должны быть установлены средства спасания личного состава с поверхности воды (рабочий спасательный катер с надувными бортами, быстроходная дежурная шлюпка, пневматические посадочные устройства, комплекс телеуправляемого необитаемого подводного аппарата обследовательского класса, спасательные корзины, средства освещения поверхности моря в ночное время, средства звукоподводной связи) и двухотсечная барокамера с системой информационной поддержки обеспечения водолазных работ и проведения лечебной рекомпрессии.
На судне должен быть установлен комплекс связи (с зарезервированными под шифровальную аппаратуру связи местами установки), обеспечивающий:
— должностных лиц судна всеми услугами внутренней и внешней связи (исходящей и входящей);
— предоставление мультисервисных услуг (через инфокоммуникационную объектовую сеть судна) должностным лицам судна, автоматизированным системам (комплексам), радиотехническому вооружению и системам управления техническими средствами судна (обмен данными, IР-телефонию, внутрикорабельную связь, включая громкоговорящую общую и селекторную, видеотелефонную связь, видеоконференцсвязь, видеотрансляции, контроль состояния и перемещения личного состава по судну) и доступ должностных лиц судна к информационным ресурсам информационных систем ВМФ.
Для размещения личного состава на судне предусмотреть: одноместные или двухместные каюты.
Для размещения пассажиров (группы антитеррор) предусмотреть салон или четырехместные каюты на 16-20 человек, а также арсенал для хранения стрелкового оружия.
Предусмотреть оснащение камбуза и столовых современным оборудованием для приготовления и раздачи пищи с учётом принятых в мировой практике инновационных технологических решений.
По условиям контракта «Северная верфь» сдаст заказчику первое судно в ноябре 2014 года, второе – в ноябре 2015 года, третье – в ноябре 2016 года. Суда строятся для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

СЕРИЯ
Заводской №880 - заложено 14.11.2012 - спущено 26.06.2015 «Эльбрус»
Заводской №881 - заложено 19.12.2013 «Всеволод Бобров» («МБ-75»)
Заводской №882 - заложено 24.07.2014 «Капитан Шевченко»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение полное, т около 10 000;
— при осадке 8,5 м составляет около 9000 т.
Дедвейт судна при осадке 8,5 м составляет ок. 3600 т.
Главные размерения:
— длина наибольшая: 90,0 м;
— ширина по корпусу: 22,0 м;
— осадка наибольшая: 8,65 м.
Главная энергетическая установка: главные дизель–генераторы (ГДГ) 15 000 кВт
Скорость хода:
— в полном грузу при максимальной осадке трёх баллов не менее 18 уз.
— в ровном льду толщиной 0,6 м составляет около 2 уз.
Дальность плавания, миль около 5 000;
Автономность (по запасам провизии), сут около 60;
Экипаж, чел 27.
Спасенные:
— предусматриваются оборудованные места и помещения для временного размещения спасенных (около 50 человек).

Как сообщают, 8 сентября 2016 года начались заводские ходовые испытания в Балтийском море головного построенного для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге морского буксира "Эльбрус" (заводской номер 880) проекта 23120 (шифр "Лонгвиник") .

Головной построенный для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" морской буксир
"Эльбрус" проекта 23120 возвращается с первого выхода на заводские ходовые ис пытания. Санкт-Петербург, 14.09.2016 (с) RussianArms

"Эльбрус" стал головным судном, построенным в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники (Рособоронпоставка). По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе - к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье - к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее.

Церемония закладки "Эльбруса" на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года в день столетнего юбилея "Северной верфи". Летом 2013 года приказом Главнокомандующего ВМФ России суда проекта 23120 были переклассифицированы в морские буксиры (по неофициальным сведениям, это было сделано с целью сокращения штатного расписания судов). В результате суда проекта 23120 стали самыми крупными буксирами в истории отечественного ВМФ. 19 декабря 2013 года состоялась для ВМФ России "Северной верфи" второй единицы проекта 23120, именовавшейся уже морским буксиром МБ-75 (в феврале 2015 года переименован во "Всеволод Бобров"; заводской номер 881). 24 июля 2014 года состоялась третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения.

"Эльбрус" был из цеха "Северной верфи" 18 мая 2015 года и спущен на воду 26 июня 2015 года. Однако достройка судна на плаву растянулась более чем на год, что, как сообщали, связано с непоставкой части западного оборудования ввиду санкций. В результате головное судно проекта 23120 будет, видимо, сдано с опозданием на два года по отношению к контрактным срокам.

Суда проекта 23120 спроектированы санкт-петербургским ЗАО "Спецсудопроект" под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

Полное водоизмещение судна проекта 23120 при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Длина составляет 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов по шкале Бофорта, при суммарной мощности главных дизель-генераторов 15 000 кВт составляет не менее 18 уз. Предусмотрено размещение экипажа из 27 чел.