Организация использования воздушного пространства кем работать. Раздел II

Планирования, направленный на обеспечение максимального использования имеющегося воздушного пространства на основе динамичного распределения по времени и в отдельных случаях в резервировании воздушного пространства для различных категорий пользователей в целях удовлетворения краткосрочных потребностей..."

Источник:

Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 (ред. от 26.04.2012) "Об утверждении Федеральных авиационных правил " в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 N 22874)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация воздушного пространства" в других словарях:

    Организация использования воздушного пространства - предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: 1) установление… … Словарь юридических понятий

    Обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, включающее в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координирование… … Официальная терминология

    Организация использования воздушного пространства включает в себя: 1. обслуживание (управление) воздушного движения; 2. организацию потоков воздушного движения; 3. организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления)… … Словарь юридических понятий

    Организация воздушного движения Энциклопедия права

    128. Организация воздушного движения включает в себя: а) обслуживание (управление) воздушного движения; б) организацию потоков воздушного движения; в) организацию воздушного пространства... Источник: Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N … Официальная терминология

    Организация воздушного движения - см. … Большой юридический словарь

    Использование воздушного пространства Энциклопедия права

    Использование воздушного пространства - (англ. emploument of air space) по воздушному законодательству РФ деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве РФ различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и др. объектов), а также др.… … Большой юридический словарь

    Организация Североатлантического договора - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. NATO (значения) … Википедия

    Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) - Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (сокращенное наименование Росавиация) было образована в 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Купить за 2128 грн (только Украина)
  • Организация обслуживания воздушного движения. Учебник для СПО , Шатраков Ю.Г.. В учебнике излагаются основы организации воздушного движения в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), приведена структура технических изданий ИКАО,…

Кафедра технической эксплуатации

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО

ПРОСТРАНСТВА

1.1. Структура воздушного пространства

Организация ВП – это установление оптимальной структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Напомним, что под термином «оптимальная структура» понимается установление структуры в соответствии с выбранными критериями при наличии определенных ограничений.

В основу построения структуры ВП положены критерии экономичности и регулярности ВД при обязательном обеспечении заданного уровня безопасности полетов (БП). То есть в данном случае критериями оптимальности являются экономичность и регулярность полетов ВС, а к ограничениям относятся требования по обеспечению БП. Однако в настоящее время структура воздушного пространства РФ не соответствует современным требованиям и поэтому в Концепции и Программе сформулированы требования по изменению структуры ВП в РФ. В качестве основного критерия должны быть заложены требования по БП при ограничениях, связанных с экономичностью и регулярностью полетов ВС.

♦ метод обслуживания ВД (диспетчерское, полетно-информационное, консультативное, аварийное). Отметим, что в РФ применяется диспетчерское обслуживание ВД;

♦ правила выполнения полетов;

♦ летно-технические характеристики эксплуатируемых ВС;

♦ интенсивность полетов и вид ВД (регулярное или нерегулярное);

♦ тактико-технические характеристики радиотехнических средств обеспечения полетов и УВД;

♦ снижение до минимума числа передач управления ВС со стороны служб УВД;

♦ возможности диспетчерского состава как звена системы УВД по обслуживанию ВД;

♦ физико-географические и метеорологические особенности местности, административно-политические границы, в том числе и границы государств.

Обратим внимание, что по мере реализации концепции ИКАО CNS/ATM в РФ последний фактор постепенно будет утрачивать свое значение из-за повсеместного внедрения спутниковых систем навигации и УВД.

Собственно, структура ВП – это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов ВП, предназначенных для организации и использования воздушного пространства (ИВП).

В общем случае структура ВП включает в себя следующие элементы:

♦ зоны и районы ЕС ОрВД;

♦ ВП приграничной полосы;

♦ районы аэродромов и аэроузлов;

♦ воздушные трассы и местные воздушные линии (МВЛ);

♦ маршруты полетов ВС;

♦ спрямленные воздушные трассы;

♦ воздушные коридоры пролета границы РФ;

♦ коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

♦ специальные зоны полетов ВС;

♦ запретные зоны;

♦ зоны ограничений полетов;

опасные зоны;

♦ районы полигонов;

♦ районы взрывных работ;

♦ районы противоградовых стрельб;

♦ районы авиационных работ;

♦ специальные районы;

♦ другие специальные элементы ВП, устанавливаемые для осуществления деятельности в ВП.

Среди приведенного перечня элементов ВП, определенных федеральными авиационными правилами (ФАП), выделим наиболее существенные для деятельности гражданской авиации (ГА).

К ним относятся:

♦ воздушная трасса – установленное ВП над поверхностью земли в виде коридора шириной 10 или 20км, по которому выполняются регулярные полеты. Это ВП обеспечено аэропортами и наземными техническими средствами;

♦ маршрут вне воздушных трасс – воздушный коридор для выполнения воздушных полетов;

♦ район аэродрома – ВП над аэродромом и прилегающей к нему местностью;

♦ зона специальных полетов - ВП, необходимое для решения специфических задач авиацией каждого ведомства, например, зона испытательных полетов;

♦ запретная зона – ВП, в котором полеты авиации всех ведомств запрещены.

Указанные элементы структуры ВП входят как составные части в районы УВД. Зоны УВД, как правило, значительных размеров, объединяют несколько районов. Районы УВД имеют различную конфигурацию, определяемую, прежде всего, направлением основных потоков ВС и размещением аэропортов с интенсивным ВД.

Границы элементов структуры ВП устанавливаются по географическим координатам и высотам. Они указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство подразделяется на нижнее и верхнее с границей между ними – высотой 6100м (ее относят к верхнему ВП).

По высоте выполнения полетов в ВП выделяются:

♦ предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или над водной поверхностью;

♦ малые высоты – свыше 200 м до 1000 м включительно;

♦ средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;

♦ большие высоты – свыше 4000 м до 12000 м включительно;

♦ стратосфера – свыше 12000 м и до стратопаузы включительно.

При полете ВС должны выполнять нормы эшелонирования, которые будут рассмотрены ниже в соответствующем разделе.

В верхнем воздушном пространстве полеты выполняются только по правилам полетов по приборам (ППП), а в нижнем – по ППП и правилам визуальных полетов (ПВП). Сами ППП и ПВП будут более подробно рассмотрены ниже. Часть нижнего ВП ниже высоты второго безопасного эшелона (в равнинной местности 1200 м) выделяется для полетов ВС на МВЛ. Понятие эшелона будет подробно рассмотрено ниже.

Помимо зоны полетов на МВЛ, в район УВД входят воздушные трассы, маршруты вне трасс, районы аэродромов, зоны специальных полетов. Воздушные трассы и маршруты вне трасс проходят в верхнем и в нижнем ВП. Районы аэродромов зоны специальных полетов ВС находятся, как правило, в нижнем ВП. При этом верхняя граница районов аэродромов в большинстве своем составляет м, а радиус 50-100 км. Эти размеры районов аэродромов определяются прежде всего летно-техническими данными эксплуатируемых ВС, направлениями подхода воздушных трасс к аэродрому, схемами предпосадочных маневров, тактико-техническими характеристиками радиотехнических средств обеспечения полетов (РТОП) и связи (С) (т. е. РТОП и С), числом и направлением взлетно-посадочных полос (ВПП), а так же специфическими особенностями района, связанными с базированием авиации различных ведомств, его физико-географическими, метеорологическими и другими особенностями.

При близком расположении нескольких аэродромов ВП над ними объединяется в район аэроузла. В районе аэродрома (аэроузла) организуются воздушные коридоры, зоны взлета, посадки и ожидания.

Воздушный коридор – часть ВП, в котором ВС снижаются и набирают высоту.

Зона взлета и посадки – ВП от уровня аэродрома до высоты второго безопасного эшелона полета включительно. Размеры этой зоны определяются летно-техническими характеристиками ВС, эксплуатируемых на данном аэродроме, возможностями средств РТОП и С, схемами захода на посадку и специфическими особенностями района аэродрома. Как правило, границы зоны взлета посадки удалены от аэродрома на 25-30 км. В данной зоне особо выделяется предпосадочная прямая, ориентированная вдоль оси ВПП. Размеры этой прямой определяются посадочными характеристиками самолетов, характеристиками радиотехнических и средств посадки, установленной для данного аэродрома безопасной высотой полета в зоне взлета и посадки и правилами полетов (инструментальный или визуальный заход на посадку).

Предпосадочная прямая удалена от торца ВПП до 15-20 км и ограничена высотой 400-600 м от уровня аэродрома. Если экипаж ВС по каким-либо причинам не посадил ВС с первого захода, то ВС уходит на второй круг, т. е. движется по специальному маршруту в зоне круга. Если ВС не разрешено движение по маршруту захода на посадку из-за временной занятости или неготовности ВПП, то ВС направляется в зону ожидания, предназначенную для ожидания разрешения захода на посадку в районе аэродрома. Эти зоны располагаются либо непосредственно над аэродромом, либо на удалении в 50-100 км от него.

Районы УВД и аэродромов с высокой интенсивностью ВД разделяются на секторы управления, которые также являются элементами ВП.

Все перечисленные выше элементы ВП в обязательном порядке должны иметь ограниченный объем, т. е. четко определенные пространственные границы, из чего следует, что любой элемент ВП может пропустить через себя в определенные отрезки времени ограниченное число ВС.

1.2. Правила использования воздушного пространства

Выше было отмечено, что организация ВП есть установление рациональной (оптимальной) структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Понятие «оптимальная структура» было рассмотрено выше, а здесь более подробно остановимся на понятии «эффективное использование». В соответствии с определением, приведенном в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО), эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Здесь подразумевается эффективность устройства, системы, процесса и т. д. В нашем случае рассматривается эффективность процесса использования воздушного пространства. Отметим, что под термином «ресурсы» могут пониматься людские ресурсы (т. е. каким количеством персонала обеспечивается данный процесс), временные ресурсы (т. е. сколько времени уходит на ту или иную операцию данного процесса), финансовые ресурсы (т. е. во сколько обходится, с финансовой точки зрения, та или иная операция данного процесса) и т. д. В ситуации рассмотрения процесса использования ВП в качестве конечного (достигнутого) результата следует принять пропускную способность элемента ВП при соблюдении требований БП. Напомним, что пропускной способностью элемента ВП называется максимально допустимая интенсивность ВД, которая в свою очередь определяется числом ВС, проходящих через определенные сечения ВП в единицу времени (например, число ВС, пересекающих границу района УВД в течение часа). Понятие «максимально допустимая» определяется требованиями БП. Здесь же отметим, что плотностью ВД называется число ВС, одновременно находящихся в единице объема (площади) ВП, т. е. находящихся одновременно под управлением диспетчера УВД. Рост плотности ВД приводит к увеличению числа опасных сближений, т. е. к ситуациям, когда ВС подходят друг к другу ближе установленного нормативами расстояния.

Таким образом, эффективное использование ВП должно заключаться в обеспечении максимально возможной пропускной способности данного элемента ВП при заданных ограничениях на временные ресурсы (время загрузки диспетчера УВД), на ресурсы по плотности ВД в данном элементе ВП (требования по БП) и т. д. Соответственно решение задачи эффективного ИВП должно основываться на неукоснительном выполнении правил использования ВП.

Само использование ВП включает деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в ВП различных материальных объектов (ВС, ракет, дельтапланов и т. д.), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, проведение взрывных работ и т. д.), которая может создавать помехи движению в ВП.

Для обеспечения выполнения всех видов деятельности по ИВП без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам необходима организация ИВП, т. е. обеспечение безопасного, экономичного и регулярного ВД, а также другой деятельности по ИВП, включающей в себя:

♦ установление структуры ВП;

♦ планирование и координирование ИВП;

♦ обеспечение разрешительного порядка ИВП;

♦ организация ВД;

♦ контроль за соблюдением Федеральных правил.

Организация использования ВП осуществляется органами ЕС ОрВД, а также органами пользователей ВП – органами УВД в установленных для них районах и зонах ЕС ОрВД.

При использовании ВП используют следующие понятия (как указано выше): воздушные трассы и местные воздушные линии; маршруты ВС.

Воздушная трасса РФ – установленная для полетов ВС область ВП, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и ОВД. Ширина воздушной трассы устанавливается, как правило, 10 км (по 5 км в обе стороны от ее оси). Однако в районах, не обеспеченных радиотехническими средствами, ширина воздушной трассы может быть увеличена до 20 км (по 10 км в обе стороны от оси трассы). Расстояние между осями параллельных трасс при наличии радиолокационного контроля должно быть не менее 30 км, а при отсутствии – в два раза больше, т. е. 60 км.

Местные воздушные линии открываются для полетов ВС на высотах ниже первого безопасного эшелона (900 м) по правилам визуальных полетов с учетом рельефа местности и препятствий на ней. Ширина МВЛ устанавливается не более 4 км. Местные воздушные линии разрабатываются территориальными органами федеральной аэронавигационной службы (ФАНС - Росаэронавигация). Оборудование МВЛ необходимыми средствами навигации и производится территориальными органами ФАНС.

Маршруты ВС устанавливаются в ВП для полетов вне воздушных трасс и МВЛ и прокладываются на определенном удалении от них.

Ширина маршрута устанавливается при выполнении полета ВС на малых и предельно малых высотах – 20 км, на средних и больших – 40км, в стратосфере – 50 км. Такая же ширина в 50 км устанавливается при полете ВС над морем (океаном) при отсутствии радиолокационной видимости береговой черты.

Если ось маршрута располагается параллельно оси воздушной трассы, т. е. на одном эшелоне, расстояние между этими осями должно превышать ширину маршрута, так, при наличии радиолокационного контроля для высот, указанных выше, это расстояние должно быть не менее 35, 45, и 50 км соответственно. Т. е. для средних и больших высот, например, расстояние между осями воздушной трассы и маршрута должно быть не менее 45 км. При наличии радиолокационного контроля для всех высот полета ВС над морем расстояние между указанными осями должно быть не менее 50 км.

Без радиолокационного контроля соответствующие ограничения увеличиваются и составляют 65,75 и 80 км, причем последняя величина устанавливается также и для всех высотных полетов над морской поверхностью.

Отметим, что при использовании ВП установлены три вида режима (порядка) ИВП: временный, местный и особый.

Временный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Местный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, в том числе ВП, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем ВП зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Особый режим полетов – это специальный порядок использования отдельных частей ВП, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Центры ЕС ОрВД имеют право вводить дополнительные кратковременные ограничения в местах пересечения маршрутов полета авиации различных ведомств.

1.3. Эффективность использования воздушного пространства

Как показано выше, эффективность ИВП определяется, прежде всего, пропускной способностью данного элемента ВП, которая равна максимально допустимой интенсивности ВД.

Рассмотрим, от каких факторов зависит и чем определяется пропускная способность элемента ВП.

Выделим внутри элемента ВП некоторый ограниченный объем пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23 height=30" height="30"> с путевой скоростью https://pandia.ru/text/78/261/images/image005_9.png" width="22" height="23"> задается соотношением

https://pandia.ru/text/78/261/images/image007_10.png" width="97" height="28"> выражение (1) справедливо, как для , так и для https://pandia.ru/text/78/261/images/image008_8.png" width="96" height="30"> и https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23" height="30"> как результат дисбаланса между входящим и выходящим потоками ВС объема пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image011_2.png" width="25" height="25"> входящий поток ВС равен , а выходящий - https://pandia.ru/text/78/261/images/image014_2.png" width="279" height="72 src="> (2)

Очевидно, что

https://pandia.ru/text/78/261/images/image016_1.png" width="129" height="82 src=">

В этом стационарном случае есть интенсивность проходящего потока ВС, а ее обратная величина имеет смысл интервала времени между поступлением следующих друг за другом ВС, т. е.

https://pandia.ru/text/78/261/images/image020.png" width="13" height="23 src="> - порядковый номер в потоке ВС.

Если https://pandia.ru/text/78/261/images/image017_0.png" width="20" height="25"> имеет смысл частоты.

Рассмотрим участок трассы на данном эшелоне фиксированной длины . С учетом ограниченности ширины трассы и невозможности «обгона» при полете ВС на одном эшелоне в качестве параметра, соответствующего объему ВП https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23 src=">.

Выражению (1) соответствует средняя плотность ВД в объеме , т. е. распределение ВС по длине

https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23"> - дифференциальная плотность

https://pandia.ru/text/78/261/images/image026_1.png" width="160" height="72 src="> (4)

С учетом выражения (2) и учитывая, что получим

https://pandia.ru/text/78/261/images/image029.png" width="96" height="25 src="> можем записать

https://pandia.ru/text/78/261/images/image031_1.png" width="23" height="25 src=">.png" width="22" height="32">.png" width="22" height="32">.png" width="345" height="70 src=">

Государственное регулирование ИВП возложено на федеральную аэронавигационную службу, которая является специально уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ИВП РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей ВП РФ и авиационно-космического поиска и спасения.

Правовые основы ИВП устанавливает Воздушный кодекс РФ, а руководство ФАНС осуществляет Правительство РФ.

Кроме перечисленных выше функций на ФАНС также возложено лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств РТОП и УВД, а также их производства), установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядок их взимания, распоряжение средствами от указанных сборов, выдача разрешений на транзитные полеты иностранных ВС через ВП РФ и на пересечение ими Государственной границы РФ.

Дополнительно к общему списку перечисленных выше функций ФАНС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

♦ вносит в Правительство РФ проекты Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ;

♦ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: Федеральные авиационные правила;

♦ выдает разрешения в случаях, установленных законодательством РФ, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, а также выдает сертификаты, в том числе сертификаты (свидетельства) авиационного персонала;

♦ проводит обязательную сертификацию: образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня, согласно Перечням должностей авиационного персонала; объектов ЕС ОрВД; юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей ВП РФ;

Список принятых сокращений

АДЦ АИП АМСГ АНЗ АСК АСР АС УВД АТБ АУЗ АХР БПРМ ВВС ВДПП ВЗП ВЗЦ ЕС ОрВД ВМДП ВНГО ВПП ВПР ВРЛ ВРЦ ЕС ОрВД ВСДП ГВПП ГДПП ГСМ ГЦ ЕС ОрВД ДПК ДПК МВЛ ДПП ДПР ДПРМ ДПСП ЗЦ ЕС ОрВД ИАС ИВПП КДП КДП МВЛ КПТ КСА КТА МБВ МВЛ МВС МДП МРМ НОТАМ ОВИ ОМИ ОПРС ОСП «ПАН» ПВО ПВП ПДО ПДП ПДСП ППП ПРЛ РД РДЦ РЛЭ РМС РНТ РПА РП АДЦ РПР РСБН РСП РТО РТ С РС ЕС ОрВД СДП СЧЛП ТВГ УВД ЭРТОС Аэродромный диспетчер Сборник аэронавигационной информации Авиационная метеорологическая станция (гражданская) Аэронавигационный запас топлива Аварийно-спасательная команда Аварийно-спасательные работы Автоматизированная система УВД Авиационно-техническая база Аэродромный узел Авиационно-химические работы Ближняя приводная радиостанция с радиомаркером Военно-воздушные силы Вспомогательный диспетчерский пункт подхода Визуальный заход на посадку Вспомогательный зональный центр ЕС ОрВД Вспомогательный местный диспетчерский пункт Высота нижней границы облаков Взлетно-посадочная полоса Высота принятия решений Вторичный радиолокатор Вспомогательный районный центр ЕС ОрВД с правом самостоятельного УВД или информации РЦ и (или) экипажей воздушных судов Вспомогательный стартовый диспетчерский пункт Грунтовая ВПП Главный диспетчерский пункт подхода Горюче-смазочные материалы Главный центр ЕС ОрВД Диспетчерский пункт круга Диспетчерский пункт круга МВЛ Диспетчерский пункт подхода Диспетчерский пункт руления Дальняя приводная радиостанция с маркером Диспетчерский пункт системы посадки (в аэропортах, где ПДП и ДПК совмещены) Зональный центр ЕС ОрВД Инженерно-авиационная служба ВПП с искусственным покрытием Командно-диспетчерский пункт Командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий Концевая полоса торможения Комплекс средств автоматизации Контрольная точка аэродрома Минимальная безопасная высота Местная воздушная линия Минимальная высота снижения Местный диспетчерский пункт Маркерный радиомаяк Извещение пилотам о состоянии аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т.д. Огни высокой интенсивности Огни малой интенсивности Отдельная приводная радиостанция Оборудование системы посадки Сигнал срочности Противовоздушная оборона Правила визуальных полетов Производственно-диспетчерский отдел Пункт диспетчера посадки Производственно-диспетчерская служба предприятия Правила полета по приборам Посадочный радиолокатор Рулежная дорожка Районный диспетчерский центр Руководство по летной эксплуатации воздушного судна Радиомаячная система посадки Радионавигационная точка Руководитель полетов на аэродроме Руководитель полетов на аэродромного диспетчерского центра Руководитель полетов в районе УВД Радиотехническая система ближней навигации Радиолокационная система посадки Радиотехническое оборудование Радиотехнические средства Районный центр ЕС ОрВД Стартовый диспетчерский пункт Спланированная часть летного поля Точка входа в глиссаду Управление воздушным движением Эксплуатация радиотехнического оборудования связи

ВВЕДЕНИЕ



Выполнение своих функций любым коллективом будет эффективным только в случае достаточного уровня организации их деятельности. Со всей полнотой это требование достижения и постоянного поддержания высочай­шего уровня организации должно быть воплощено при организации системы УВД. При этом термин «организация» Понимается достаточно широко, включая организацию как самой службы движения, так и условий деятельно­сти всех ее структурных единиц, - от рационального деления воздушного пространства до разработки нормативных документов.

Под организацией системы УВД подразумевают совокупность мероприя­тий или действий (процессов) над материалами, ресурсами, техническим оборудованием, коллективами специалистов, объединяемых для выполнения поставленных задач по обеспечению деятельности системы УВД и ее посто­янному совершенствованию.

Организация воздушного движения (ОрВД)- это обеспечение возможно­сти эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили по­лета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности

ОрВД включает:

1.Обслуживание (управление) воздушного движения.

2.Организацию потоков воздушного движения

3.Организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслу­живания (управления) воздушного движения и организации потоков воздуш­ного движения.

Существует несколько видов обслуживания воздушного движения: по­летно-информационное, консультативное, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение, сами на­звания которых поясняют степень участия наземных служб, реализующих их в контроле и обеспечении полетов. На территории Российской Федерации устанавливается директивный принцип УВД, предписывающий обязательное подчинение экипажей воздушных судов указаниям диспетчеров УВД.


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация воздушного пространства - это установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования; Несомненно, что от уровня организации воздушного про­странства напрямую зависит безопасность полетов. В связи с этим, использо­вание воздушного пространства жестко регламентировано и подчинено оп­ределенным принципам, основные из которых будут рассмотрены далее.

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените­том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз­душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятель­ность, в процессе которой осуществляются, перемещение в воздушном про­странстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и дру­гих объектов), а также другая деятельность (строительство высотных соору­жений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юриди­ческие лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.