Плацкарт в китае. Плацкартные вагоны: китайские и русские (12 фото)

Этакий хищник железных дорог с вытянутой закруглённой мордочкой. И хотя такие дороги в Китае и правда стремительно развиваются - тем не менее большинство рядовых китайцев ездят обычными "медленными" поездами. И не менее половины из них передвигаются плацкартными вагонами. Они не похожи на наши - трёхъярусные и с проходом, и это целый дорожный мир со своими законами.

Честно сказать, сперва я побаивался тамошнего плацкарта. Окунаться в плотное человеческое море совершенно незнакомого состава довольно волнительно. Казалось, что там всё набито бедными китайцами и всё кругом непонятно. Так что в первой экспедиции почти до самого конца я передвигался или на скоростных поездах, или в купе. И только перед отъездом (из Яньани в Пекин) рискнул ради интереса проехать в плацкарте. Оказалось - вполне нормально, и совсем не страшно. Да, есть свои нюансы. Но они преодолимы.

Во Второй китайской экспедиции с плакцартой пришлось столкнуться уже плотно. У меня на большую часть маршрута не было заранее купленных билетов, и многое приходилось решать по пути. Билетов за 1-3 дня на многие направления никаких нет, кроме плацкарты или безместных. Это примерно как в СССР: поездов много, напряжённость движения очень высокая, оборот билетов тоже. Поэтому плацкарт реально выручал - в ходе передвижений мне пришлось воспользоваться им шестижды и сэкономить множество ночёвок в гостиницах. Главное, стараться брать вниз или в серединку. Попутно порвался у меня и шаблон о том, что в Поднебесной на плацкарте передвигаются только лузеры из низших социальных слоёв. Ничего подобного! В плацкарте едут в основном те, кому просто не свезло в кассе взять купе. А не те, кто хочет сэкономить.

Так что сейчас расскажу вам в картинках о китайской плацкарте.
И о том, как там строится свой местный дорожный мирок.

Китайский плацкарт не такой, как наш: три яруса полок и проход с сидушками побоку


2. Ну что, давайте перенесёмся в душный осенний остров Хайнань и на станции Хайкоу поздно вечером сядем в плацкарт, чтобы ехать в Гуанчжоу?

3. Итак, первым во Второй экспедиции мне достался вагон №17 поезда К1168. Брал я его буквально за полтора часа до отправления, так как до последнего надеялся, что смогу найти прямо паром в Гуанчжоу с ночёвкой. Но, проехав оба порта в Хайкоу, обломился и пришлось менять план. Пассажиру в поезде дают вот такую карточку на время поездки. Номер вагона (17) и номер секции в нём (13). В секции указывается место иероглифом. У меня, как видите, нижнее - Т с чёрточкой.

4. Самое первое дело у китайцев после посадки - это поскорей начать есть. На 70% это кукса, доширак или что-то подобное. От этого в вагоне после отправления стоит специфически острый запах. Правда, он быстро выветривается от кондиционирования и становится еле уловимым. Но не исчезает никогда. Ещё один специфический запах, который до конца никогда не выветривается - запах жасминового чая.

5. Довольно удобным в тамошней плацкарте является то, что обладатели верхних полок могут посидеть на боковой сидушке. По умолчанию считается, что пассажиры нижних полок на эти сидушки не претендуют, а сидят на них те, кто сверху или с серединок. Сейчас уже поздний час (наш поезд грузится на паром через пролив Цюнчжоу), и почти все пассажиры легли спать, но днём сидушки практически полностью заняты.

6. Вон, в окне видны расцепленные соседние вагоны. Сейчас с полчасика покачаемся на волнах.

7. Режим в плацкарте соблюдается довольно строго. Построже, чем у нас. На ночное время всё буквально вырубается, кроме горящих в темноте номеров секций. Так что спать можно полноценно. Кроме того, очень не поощряется бухание, громкое болтание, музицирование или егозение в своей секции по ночам: такой процесс китайские проводники могут прервать довольно грубо, ибо остальные пассажиры должны отдыхать. Это довольно большое отличие от наших порядков, у нас они либеральнее.

8. Бельё в плацкарте застелено заранее, и всегда входит в стоимость места. Иногда получается, что бельё "переходящее": если ты сел на маленькой промежуточной станции, его никто просто так без напоминания перестилать тебе не будет. Можешь ложиться в бельё предыдущего пассажира:) Впрочем, когда проводникам специально напоминаешь, приходят и перестилают сразу. Но без напоминания ничего не будет.

9. Важный признак любой секции в плацкарте - большущий термос с "китайским" кипятком (температурой около 70 град.). Без поилок и термосов китайцы вообще существовать не могут.

10. На этом фото видны номера секций, ниже окошка. В темноте они светятся красным, чтобы пассажиры быстро нашли свою.

11. Проход плацкартного вагона. Рассчитан на то, чтобы тележка с продуктами или человек нормально и свободно прошли вдоль сидящего у окна человека.

12. Третья полка расположена высоко, и карабкаться туда не совсем просто.

13. Залазят туда обычно сбоку, вот по такой лесенке.

14. Здесь проход уже заполнен народом, позднее утро и многие перекусывают.

Какой же контингент передвигается плацкартой в Китае?
Сперва я считал, что это те, кто хочет сэкономить денег или у кого нет средств на купе, а тем более на сверхскоростной поезд. Однако оказалось не так: тех, кто относительно победнее (в основном жителей из провинции), в плацкарте не более трети. Основную же часть плацкартных пассажиров составляют те, кто просто не смог взять билет на более высокую категорию. То есть, контингент сильно пересекается с купейными вагонами, просто в купе едут те, кто взял билет или сильно заранее, или поймал его через Интернет. Билеты сейчас в Китае продаются за 20 дней, а раньше (совсем недавно) было только за 10. Особенно это касается популярных направлений или всеобщих праздников: билет уже дней за пять взять невозможно, настолько велик на них спрос. Из-за этого и я не смог попасть в Чунцин, который пришлось пропустить - и именно из-за недостатка подходящих билетов.

Так что в плацкарте можно встретить и студентку столичного вуза, и инженера из Маньчжурии, и рабочих-докеров из прибрежных портов, и диковатую крестьянку из глухой провинции. Словом, настоящая солянка.

Чем же плацкарт отличается от купе, кроме комфорта? Большей свободой общения.
В принципе, народ тут дружелюбен, "купцов-жуликов" (через которых формируется о китайцах типовое мнение у стандартного турика) немного, и на лаовая сразу смотрят с большим интересом, особенно если он едет по направлению из глубинки, а не из крупного центра типа Шанхая. За семь моих поездок в плацкарте я сумел, например, весьма продуктивно поучить иероглифы еды - причём собрал днём в своей секции человек пять "болельщиков", которые старательно учили меня произносить слова правильно, и заодно демонстрировали различие в произношении у разных провинций. Или, в другой раз, получить мастер-класс написания иероглифов ручкой. Там это целое искусство - откуда начинать, и как дописывать чёрточки. Правда, ничего толком с этого не запомнил - но тем не менее, было интересно.

Иногда попадаются и те, кто пытается навязать общение, но обычно при нежелании собеседника это пресекается достаточно быстро, самими соседями. Конечно, моё наблюдение относится к отношениям "лаовай - китаец", а не к внутрикитайскому общению.

15. Поскольку бельё в вагоне застелено всегда и по умолчанию, китайцы особо не заморачиваются сидением на чужом белье, как у нас - подогнул там уголок, сел на голую полку, чтоб типа не пачкать одеждой. У китайца просто - спрыгнул, да и сел.

16. Фоторафировать в плацкарте очень сложно: первые часа полтора ты являешься предметом всеобщего внимания. Потом ещё некоторое время за тобой наблюдают - китайцу очень непривычен сам факт лаовая в плацкарте. И только примерно через полсуток ты становишься частью интерьера, к тебе, наконец, привыкают. Так что приходилось извращаться как только можно: украдкой, с поворотным экраном и только маленькой камерой. Зеркалка же сразу привлекает внимание, и естественность пропадает.

17. Проходы между вагонами всегда открыты, это особенность китайских поездов и я о них рассказывал отдельно.

19. А здесь - послеобеденный аншлаг. Кто смог, спустились с верхних полок и все сидушки в проходе заняты.

20. Примерно через каждые три-четыре часа по вагону проходит проводник и убирает. Проходит дважды: сперва с веником, потом с пластиковым мешком для мусора, куда все бросают упаковки и прочее. Иначе нельзя: китайцы по жизни мусорят невероятно много, и если постоянно не убирать, быстро засрут весь вагон отходами. А так - вагон остаётся относительно чистым.

21. Пьют китайцы тоже много, как и едят. Собственно, и я тоже там пил много. Характер пищи весьма способствует потреблению жидкости.

22. У пассажиров очень много разнообразных гаджетов, наверное, в разы больше, чем в нашей плацкарте в провинции (кроме линии Спб - Мск). Увидеть книгу или бумажную газету в руках у кого-то - огромная редкость, в основном читают текст или картинки с планшетов и крупных смартфонов.

23. Тем не менее, в плацкарте часто встречается и специфическая засада - обесточенные по всему вагону розетки. В купе за этим следят, и там я на такое не нарывался. А тут - трижды, практически половину своих поездок. Так что подзарядить девайсы бывает нечем, и приезжаешь в новый город без энергии. Розеток в плацкарте по стандарту вроде восемь - четыре спаренных блока, через секцию.

24. Наступает время еды, и массированного запаха доширака с соевым соусом:)

25. Наверху можно видеть полку для вещей верхних пассажиров. Она почти что под потолком.

26. Умывальное купе в плацкарте всегда на 3 места (в купе - 2 или 3). Здесь оно загрязняется быстрее - пассажиров-то в полтора раза больше.

О туалетах. Они грязней, чем в купе. Иногда даже под конец маршрута заливаются водой (пару раз так попал).
Это, к сожалению, неудобство именно плацкарты. Но тоже, зависит от поезда. Если он категории Т, то туалет чист. Если К или ниже, то увы. Но есть и полезный совет: если соседний вагон купейный, ходите туда. Проводникам пофиг, а проход круглосуточно открыт.

28. Трижды-четырежды в день, начивая с 9 утра, по вагону едет "питательная" тётенька, с тележкой. Говорит громко и нараспев, и если услышал - то успеешь купить. В пути стоит брать запакованные в плёнку готовые горячие обеды, или запаянные в вакууме упаковки. Открытые куски из лотков лучше не брать (я не рисковал). Стоит комплексный перекус там в районе 15-20 юаней (второе с мясом или курицей, салатик, запивка). Не забывайте также постоянно мыть руки, до и после, и вообще почаще.

Горячие перекусы берет примерно четверть пассажиров, ещё четверть везёт с собой (если поезд идёт не из столицы или Шанхая), а примерно половина заваривает картонки с куксой (это самое массовое поездное питание в Китае).

29. Термосок в руке с собой почти всегда. Без термоска-столбика китаец не вполне китаец:)

30. Китайские путейцы за окном. Много ручного труда, меньше малой механизации, чем у нас.

31. Очень интересно решена проблема защиты от солнца. Если у нас пошли по пути отмены занавесок, и есть только полное закрывание окна плотной задвижкой, то китайцы ставят на окна ещё и жалюзи. Именно от солнца, но не убирая полностью свет. ПРимерно в половине плацкарт стоят ещё и ЖК-экраны, впрочем, включают их только вечером и крутят централизованные фильмы. Начиная непременно с партийно-выдержанных, и далее уже всякие слезливые мелодрамы и кунфу а-ля брюс-ли.

32. Второй проход проводника по вагону с пластиковым мешком. За раз набирается примерно полмешка мусора, китайцы на это мастера.

33. Чай в дороге приходится пить китайский, который заваривается при 70-75 градусах. Наш крупнолистовой цейлонский при такой температуре недозаваривается. Честно говоря, недели через три пребывания там жутко хочется именно нашего чая, а не цветочно-травяного аромата китайских. Особенно бесит вездесущий жасмин. Я, когда вернулся домой, долго не мог напиться нашенским обычным чаем:)

34. Китайцы-работяги с установки ЛЭП. Ехали из Сиани куда-то под Пекин. Я сумел через планшет и гуглопереводчик разговориться вон с тем парнем вдали, у которого тоже стоял на гаджете переводчик.

35. Залаз на верхнюю полку, вечер. Обычная жизнь китайской плацкарты.

36. Тамбур для курения. С запахом курева тут тоже засада - по той причине, что межвагонные переходы не закрываются и табачный запах потягивает внутрь вагона. Поэтому, по возможности лучше первые 2 секции не брать, у умывального отделения. Лучше всего в плацкарте ехать ближе к середине.

* * *
В целом, надо сказать вот что, для самостоятельных путешественников: бояться плацкарта в Китае не нужно.
Это вполне адекватный вид передвижения, хотя и со своими нюансами. Не повезло взять в купе? Берите плацкарт. Старайтесь по возможности брать места вниз, это получается почти как купе по комфорту. Серединка - хуже. Верх - неудобно, кроме варианта "ехать только ночь, и утром сойти". Иероглиф желаемого места можете нарисовать кассиру на бумажке, нижнее место - это Т с чёрточкой справа, см. фото №3.

Снимки сделаны в разных рейсах экспедиции, я просто объединил их тут в один рассказ для удобства показа разных сторон поездки.

Есть такой классный блогер Ким Коршунов, он же обозреватель программа "Чудо техники" на НТВ, он же главный редактор одноименного сайта и канала на ютубе . Он решил поехать из Шанхая в Пекин на поезде.

Вариантов было три: либо супербыстрый поезд, который все, наверное, видели в каких-нибудь передачах. Либо обычный плацкарт, как у нас, либо люкс-вариант плацкарта (это самые новые поезда, их пока около десятка на весь Китай).

Стоимость билета

Самый быстрый вариант проезжает 1500 км от Шанхая до Пекина за 4,3 часа. Но билет стоит примерно как на самолет. Самый бюджетный вариант стоит порядка 2000 рублей. Вагоны там почти точь-в-точь такие же, как у нас. Ну и цена, собственно, тоже.

Промежуточный же вариант, который Ким назвал "самым крутым плацкартом в мире" стоит по курсу примерно 6000 рублей. Дороговато, но есть несколько моментов. Во-первых, это люкс (об этом ниже), во-вторых, билет покупался в день отправления, можно сказать за час до отбытия (если брать заранее, то будет дешевле, а если воспользоваться какими-нибудь льготами, ещё дешевле). В-третьих, такой поезд идет всего 11 часов. У нас для сравнения это расстояние поезд проехал бы часов за 16, а то и 20.

Отдельно хочется сказать про покупку билетов. У РЖД всё намного удобнее. Зашел в приложение, купил в 5 кликов билет и всё. Никаких бумажек, никаких очередей, никаких наличных денег.

Поезд

Снаружи поезд очень похож на наш Сапсан. Ну и по скорости на самом деле тоже примерно то же самое. Обычная крейсерская скорость - 120-160 км/ч. За все время пути было 3 остановки.

Сбоку поезд кажется двухэтажным, потому что окошки в два ряда, но по размерам он примерно такой же, как обычный российский одноэтажный вагон. Никакого второго этажа нет, просто у нижних и верхних пассажиров свои собственные маленькие окошки. Со своими индивидуальными шторками. И вообще, несмотря на то, что это плацкарт, личное пространство максимально отделено - об этом дальше.

В вагоне

Как таковых вагонов в поезде нет. Весь поезд - это длинная "кишка" без дверей и тамбуров, как у нас. С одной стороны это хорошо, можно передвигаться по всему по езду.

С другой стороны покурить негде. Если кто-то будет громко храпеть или какой-то ребенок устроит истерику, то слышно будет не только в одном вагоне. Также всему поезду придется слушать, как стучат двери в туалет. А они стучат. Но примечательно то, что ими не хлопают и, не смотря на хорошую шумоизоляцию, во всем поезде тишина.

Проводники и чай

При посадке в поезд никто никакие документы не проверяет, хотя потом проводник все-таки проходит по поезду. Не знаю, сколько проводников на весь поезд, но такое впечатление, что один. То есть один проводник и 2 уборщицы (да, в Китае проводник и уборщик - это разные люди).

Помимо того, что отсутствие большого количества проводников - это уменьшение издержек, они в принципе и не нужны. Но другой стороны чаек заказать не у кого, стаканчики никто бесплатно не выдает. Шахматы тоже нужно возить с собой. Печеньки и газеты никто не впаривает, сувениры и лотерейные билеты тоже.

Вагон-ресторан - это просто прилавок, где можно купить местный "Доширак" и какую-нибудь фигню. Но чая, кстати, нет.

В вагоне имеется бесплатная питьевая вода. Но ею нас не удивить, у нас она тоже имеется.

Туалет

Туалет как туалет. Ничего особенного. Душа нет, если кому интересно. Туалеты расположены парами, напротив друг-друга. Туалеты, естественно, био. Все чистенько, пахнет приятно (есть висячий ароматизатор типа "ёлочки").

Отличительная особенность - помимо небольших раковин в самой туалетной комнате, есть ещё раковины рядом. То есть, если нужна просто раковина, чтобы умыться или что-то помыть, туалет занимать не нужно.

Организация пространства

Как я уже сказал, вагон плацкартный, но места все время хочется назвать купе, потому что у каждого свое место. Я бы даже сказал, что этот плацкарт дает гораздо больше уединения и удобства, чем наши купе.

У каждого места есть собственная занавеска. Можно закрыться и никто тебя не побеспокоит.

На второй этаж ведут нормальные лесенки и никто не будет наступать на твою постель, на твой столик и так далее. А если закрыта шторка, то вообще и не заметишь, что кто-то залезает или спускается.

Очень радует, что все места расположены вдоль вагона, а не поперек (привет, РЖД), так что ни чьи ноги в проходе не торчат. Это прям гигантский плюс. Более того, места устроены так, что можно вытянуться во весь рост, об этом дальше. В общем, идешь спокойно, от ног не уворачиваешься, чужие носки не нюхаешь, проход получается широким.

Личное пространство

Твое место в китайском плацкарте - это не просто место на скамейке и койка - это прям маленькая комнатка, пусть и с занавеской вместо двери. Занавеска, кстати, очень качественная и с магнитиками, чтобы не открывалась. Вообще, надо сказать, что все сделано качественно, надежно, мощно. По крайне мере такое впечатление.

У каждого в распоряжении есть столик (и на втором этаже тоже!), у каждого личное освещение (немецкое между прочим от Schneider Electric), точечный светильник для чтения, универсальная розетка (американский разъем, европейский и USB), сеточка-кармашек и три крючка для одежды.

С крючками, правда, небольшой конфуз. Так как все крючки над кроватью, повесить длинное пальто или шубу не получится - полы будут абы как валяться на постели и мешать.

Как я говорил в начале, у каждого свое собственное окошко. И у каждого окошка своя личная шторка. Это круто на самом деле. Такой свой маленький уголочек. Не надо ни с кем драться и спорить о том, открыть шторку или закрыть.

Постель

Начнем с того, что все места уже заправлены (и сверху, и снизу), рядом лежат тапочки разных цветов (видимо, чтобы соседи не перепутали). Сумку можно убрать под кровать - туда поместится полслона.

На кровати можно сидеть за столиком. Можно сидеть, вытянув ноги на постель, опираясь головой на стену, на которой предусмотрительно сделан мягкий подголовник.

Матрасов в китайских поездах нет, вместо них что-то типа мягкого пледа, потом простынка, одеяло, подушка. Подушка, кстати, гречишная.

Длина кровати примерно 2,0 метра. И это, кстати, удивляет, потому что средний рост китайцев - 165 см у мужчин и 155 у женщин (новые вагоны РЖД, кажется, делали как раз по китайским стандартам, потому что обычный европеец там не помещается ну никак).

В общем, как видите, есть у китайских новых поездов как плюсы так и минусы. В некоторых вещах РЖД мне нравится больше, но вот в плане организации личного пространства китайские вагоны однозначно лучше. Чем-то напоминают капсульные отели, только круче. И ещё: каким-то удивительным образом у вагонов очень плавный ход. Никаких толчков, качки, рывков и тихо.

Как вам? Какие вагоны вам кажутся лучше: наши или китайские?

Как выглядит инновационный плацкарт в Китае

В 2017 году в Китае на маршруте между Пекином и Шанхаем были запущены поезда с плацкартными вагонами нового поколения. Двухэтажные составы сразу же полюбились и китайцам, и гостям Поднебесной за комфорт, плавность хода и наличие личного пространства для каждого пассажира.

Для того чтобы реализовать все задуманные идеи, китайским инженерам пришлось увеличить внутреннее пространство поезда почти на 40%, а также максимально высоко поднять верхние полки.

Главной отличительной особенностью нового поезда стало отсутствие тамбуром и переходов между вагонами. По сути, весь салон поезда представляет собой длинный коридор со спальными местами по бокам. Граница между вагонами в новых составах чисто номинальная: здесь располагаются туалеты и автоматы с напитками.

В отличие от традиционных плацкартных вагонов с продольно-поперечным расположением спальных полок, места в новом поезде располагаются по ходу движения. Благодаря этому коридор заметно шире, а личного пространства у пассажиров значительно больше.

В стоимость билета входит набор постельного белья и даже одноразовые тапочки. Подушки в новом поезде наполнены экологически чистым гречишным материалом. На стене в каждом отсеке есть ортопедическая подушка, чтобы удобно расположиться в сидячем положении.

Благодаря инновационной организации пространства, у каждого пассажира есть отдельный столик и место для ног. За счет продуманной организации внутренних зон, инженерам удалось сконструировать поезд на 880 мест.

В новом плацкартном поезде можно с легкостью отгородиться от остальных пассажиров при помощи гофрированной шторки. В каждом отсеке есть индивидуальное освещение, которое не слепит остальных пассажиров, а также разъемы USB, вешалки для одежды и универсальные розетки с европейскими, китайскими и американскими разъемами. При необходимости персональное окошко закрывается непрозрачной шторкой.

При проектировании нового поезда инженеры уделили особое внимание шумоизоляции и плавности хода. К слову, путь между Пекином и Шанхаем длиной 1318 километров двухэтажный состав преодолевает всего за 11 часов. Максимальная скорость поезда — 250 км/ч.

Путешествуйте по всему миру по ценам ниже, ч ем на сайтах авиа компаний и мета-поисковых систем. Мобильное приложение app. c ity.travel - лучший помощник в поиске и покупке авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы!!

Читайте также

До праздников осталось совсем немного времени, и большинство россиян уже определилось с туристическими планами на новогодние каникулы.

Пока в России достраивают Крымский мост - самый длинный в Европе (19 км), в Китае уже открыли самый длинный мост в мире - 55 километров над водой и под водой.

Приветствую, дорогие читатели!

Сколько раз вы передвигались на поезде? Наверняка, многие ездили на курорты черного моря, преодолевая тысячи километров железнодорожных путей в комфортабельном вагоне-плацкарт. И запах варёных яиц и свежего огурца несомненно уносит вас в сказочные воспоминания о долгожданном отдыхе.

В нашем случае отдых был такой же долгожданный, но пункт назначения был Харбин, а место действия . Но на обратном пути нас уже ждал вагон-плацкарт, со своим неповторимым антуражем. Обо всём по порядку. Наш поезд отправляется по направлению Маньчжурия-Харбин. Туу-Туууу, поехали!

Начнем с того, что на севере Китая еще не проложили скоростную железную дорогу. Но все поезда, следующие по данному направлению весьма достойные, чистые и комфортабельные.

На вокзале ж/д вам предлагают три категории мест:

  1. Сидячий вагон;
  2. Лежачий твердый вагон;
  3. Лежачий мягкий вагон.

Так как путь не близкий около 13 часов, а по приезду не одной свободной минуты. Мы решили взять туда , чтобы отдохнуть и выспаться. А на обратный путь «была не была» взяли вагон-плацкарт.

Цена в зависимости от категории очень разнится. Сидячий вагон стоит очень дешево даже на дальние направления. Уже потом мы узнали, что места представляют собой мягкие кресла без откидывающейся спинки. Так что если вы привыкли передвигаться на большие расстояния сидя, этот вариант для вас. Думаю, в следующей поездке мы опробуем этот «эконом-класс».

Китайский вагон-купе

Вот мы и на месте! Заходим, ищем свое купе. Я так засмотрелась на всё вокруг, что просто пролетела весь вагон и не заметила наши места. Но это не страшно, билеты на руках, так что все поедем по местам. Открываем дверь, места 7 и 5 (нижние), заходим и …. Я не верю своим глазам, всё очень даже неплохо! Чистое белье уже застелено, прекрасный свежий запах, ни капли табачного дыма (это уникально для Китая), просторно и спальное место значительно шире, чем в русских вагонах.

На столике стоит литровый термос, пока пустой. Столик очень маленький, на таком конечно курочку не поешь! Максимум, что помещается на нём это два стаканчика чая и две тарелочки с лапшой быстрого приготовления, такой себе «china-style».

Также в купе есть вешалки, куча крючков для всего чего угодно, одноразовые тапочки, wi-fi и китайское радио. Но это наслаждение для любителей, нас хватило на 2 минуты прослушивания.

Разместившись, надев белые тапочки, мы отправились исследовать просторы вагона. Посетили умывальную комнату на три персоны. Не особо чистое помещение, холодная вода, но бонус – огромное зеркало. Это на заметку любителям селфи в необычных местах.

Туалетная комната порадовала относительной чистотой и отсутствием запаха присущего данному месту.

Напротив, туалетной комнаты ещё один умывальник в котором, по соседству стоит бак с кипятком. Кстати, кипяток в Китае есть во всех общественных местах. Поэтому у них всегда с собой термос с чаем. Такая культура — !

По коридору вагона-купе возле окон есть удобные откидные сидения, на которых вы можете посидеть и подумать обо всем, ведь времени больше чем много. И конечно, есть розетки 220 V.

До Хайлара мы ехали одни, в романтичной обстановке. Но это же Китай, людей всё-таки не так мало, чтобы наслаждаться одиночеством. В Хайларе к нам подсела наимилейшая взрослая пара китайцев. Очень приятная женщина и интересный разговорчивый мужчина.

Тут началось самое интересное! Как вы уже знаете, мы довольно давно живём в Маньчжурии и этот город граничит с Россией. Многие китайцы знают русский в той или иной степени, поэтому применять свои знания языка на практике крайне тяжело. Так как, если ты начинаешь говорить на китайском, и китайцы с первого раза не понимают, то им проще переключиться на русский. На этом вся практика языка заканчивается. Но здесь другое дело, наши соседи по купе абсолютно не понимают русский. И это нам на руку — шикарная возможность в экстренной ситуации активизировать все свои знания. Нам было невероятно интересно, потому что если с первого раза мы не понимали, то нам повторяли ещё и ещё до полного понимания. Также и у нас была возможность повторить всё в нескольких интерпретациях, выговорив правильный тон, соблюдая все правила произношения звуков и нас понимали. Это потрясающе знать, что твоё обучение не прошло зря, и ты можешь говорить и понимать, о чем идет речь.

По ходу разговора выяснилось, что наши попутчики бывали в России и им понравилась наша страна (всем китайцам нравятся российские просторы). Это замечательная супружеская пара владельцы 4 отелей, которые разбросаны по всему Китаю, начиная от Хайлара и Пекина, заканчивая китайским побережьем. Отели имеют стиль таких милых уютных вилл, с большим количество парков и фонтанов в восточном стиле. Пропиарили нам данные пристанища путешественников во всей красе.

Наверное, вы, как и мы тогда, задаетесь вопросом: что делают столь обеспеченные господа в поезде? Ведь самолет куда более комфортный способ передвижения.

Не смотря на финансовое благополучие и доступность ко всем благам цивилизации у людей могут быть проблемы, которые не так просто решить. У разговорчивого мужчины два недуга: боязнь высоты (акрофобия) и боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия). Поэтому они преодолевают тысячи километров на поезде, по мере необходимости контролируя работу своих отелей. Теперь-то нам стало ясно, почему мужчина часто выходил в коридор не имея пагубной привычки курения.

Незаметно наступила ночь. Голоса утихли, коридор опустел, все разбрелись по своим полкам, погас свет. Только ритмичный стук колес убаюкивал меня, но мешал уснуть Артёму. Кочегар растопил печь поезда. Сухой воздух со свистом поступал в лёгкие и с тяжелым напором выходил из них. Развалившись на просторной койке как морская звездочка, укутанная лёгким синтепоновым одеялом словно пеной соленых волн, я мирно погрузилась в глубочайший сон.

Китайский вагон-плацкарт

После быстро пролетевшего путешествия мы вновь отправились на вокзал. Но теперь нам предстояло провести вечер и ночь в просторной шестиместной секции. Да да, всё верно. В каждой секции вагона-плацкарт располагается по три спальные полки с каждой стороны, итого шесть мест. Там, где в русских поездах расположена полка для багажа, здесь находится третий уровень. Зато свободный коридор, такой же как в вагоне-купе. И вместо боковых полок, откидные сидушки.

Залетев первыми в вагон мы нашли свои места, точнее номер секции 3 – 4. И были приятно удивлены тем, что секция закрытая. Сейчас поясню. Всё выглядит так, как в обычном купе, с той лишь разницей, что нет двери, но есть стены, изолирующие от коридора. Это же гениально! Передвигаясь по вагону вам не нужно задерживать дыхание проходя мимо «ароматных» ног пассажиров, которые словно зомби из фильмов ужасов набрасываются на вас из-за каждого угла. Такие же широкие спальные места, застеленная койка и такой же столик, как в купе.

Уборная выполнена в традиционном железнодорожном стиле, мне кажется для общественных мест это идеальная «дырка в полу». Умывальные комнаты — аскетичные и просторные.

Коридор такой же просторный и оживленный, ведь там в стенах расположены необходимые энергетические ресурсы в виде розеток 220 V.

Конечно, нам несказанно повезло с соседями. Это был молодой высокий азиат в аристократичных очках. Женщина средних лет, которая до поздней ночи сидела в коридоре. И мужчина, тихонечко проспавший всю дорогу.

После насыщенных дней пребывания в Харбине поездка в поезде оказалась не таким бесполезным времяпрепровождением. Как только представилась возможность лечь, я натянула маску на лицо и мгновенно отключилась. Проснулась только на следующий день утром, когда мы уже подъезжали к Маньчжурии. Так быстро и беспамятно мне ещё не приходилось проводить 13 часов.

Могу резюмировать следующее, китайский вагон-плацкарт достойный способ передвижения за минимальную стоимость.

Путешествуйте на разном транспорте, в разные места, пробуйте новую еду, изучайте особенности посещаемых территорий, всегда смотрите на мир с улыбкой и радостью.

Всем добра и счастья, Ваша Алёна А.