Почему у самолета одно крыло. Сколько крыльев у биплана? Расчет нагрузки на крыло

Без крыльев, разумеется, ни один самолет не сможет подняться в небо. Но как вы думаете, сколько крыльев у самолета? Если ответ - «два», что ж, вы наблюдательны. Но технически, увы, не правы.

Пассажирские самолеты изготавливаются на основе моноплана. В переводе с греческого слово «моноплан» переводится как «единственная плоскость», а это указывает на то, что в конструкции самолетов имеется всего одно крыло . При сборке конструкции крыло устанавливается по обеим сторонам фюзеляжа. Получается, две плоскости, которые расположены по левой и правой стороне самолета, и называются крылом. Поэтому правильнее было бы сказать, что любой пассажирский самолет имеет одно крыло.

Однако существуют и другие самолеты, так называемые бипланы . Такие транспортные средства оснащены двумя крыльями, в качестве примера можно привести всеми известный Ан-2 , который в простонародье называют «кукурузником». Данная и подобные модели чаще всего используются для проведения различных сельскохозяйственных работ, например, орошения полей, и для транспортировки негабаритного груза.

Назначение крыла

В конструкции воздушных транспортных средств каждая деталь имеет важное значение, но самым значимым элементом является именно крыло. Можно привести несколько примеров:

  1. Если произойдет аварийная ситуация и откажет первый двигатель, опытный пилот сможет осуществлять перелет на втором.
  2. При отказе второго двигателя все равно имеется высокий шанс осуществить посадку.
  3. При сбое в работе шасси можно посадить авиатранспорт на так называемый живот, и при соблюдении мер безопасности даже избежать возгорания самолета.

А вот без крыла, основное предназначение которого - создать необходимую подъемную силу , ни один вид воздушного транспорта не сможет осуществлять перелет и даже подняться со взлетной полосы в небо.

Чтобы перелеты были безопасными, авиаконструкторы особое внимание уделяют изготовлению крыла. Но вот пассажирам, смотрящим в иллюминатор, часто кажется, что основной элемент самолета может просто сломаться, так как при движении очень заметно то, как он изгибается, причем в разные стороны. Разумеется, бояться на самом деле нечего, ведь крыло сконструировано так, чтобы оно легко выдерживало огромные нагрузки.

При изготовлении крыла авиаконструкторы все тщательно просчитывают, чтобы получить элемент, обладающий высокой подъемной силой, минимальным сопротивлением воздушному потоку, способным удерживать многотонный авиалайнер на огромной высоте.

До середины XX века форма крыла самолета была трапециевидной . Однако такое исполнение было заменено стреловидным , как только стали использоваться реактивные двигатели. Стреловидное крыло помогает развить самолету максимальную скорость, а при поворотах улучшает аэродинамику воздушного средства.

Двигатели авиалайнеров могут быть установлены как на крыле, так и под ним на специальном пилоне. В крыле размещаются шасси и другие необходимые агрегаты.

Из каких элементов состоит крыло самолета?

Конструкция включает следующие основные составляющие:

  1. Закрылки . Используются при взлете и заходе на посадку, когда скорость должна снизиться, но при этом подъемная сила не должна полностью исчезнуть, а шасси должны выдержать стремительное соприкосновение с поверхностью земли.
  2. Спойлеры также необходимы для уменьшения скорости. Действуют как «воздушный тормоз», который к тому же способен уменьшить подъемную силу самолета. Все компоненты активируются летчиками из кабины при помощи механической системой управления крыла.
  3. Руль-элерон , который схож по конструкции с корабельным штурвалом. Элероны помогают пилотам наклонять авиатранспорт в нужную сторону.
  4. Аэронавигационные огни , расположенные также на крыле самолета, помогают наблюдать за траекторией полета авиатранспорта как с земли, так и с борта другого самолета. Огни имеют разные цвета: красный на левой стороне, зеленый – на правой. Некоторые самолеты оснащены белыми огнями, которые отлично видны в ночное время суток.

Кроме вышеперечисленных элементов на крыле некоторых самолетов имеются законцовки, к примеру, на А-319. Они снижают индукционное сопротивление, что позволяет экономнее расходовать топливо. Кроме этого, законцовки помогают увеличить так называемое удлинение крыла, не меняя при этом размах крыла. А наличие законцовки на планере помогает увеличить дальность перелета.


Это, конечно же, досадная опечатка, и все виновные уже расстреляны через повешение сроком на пять лет условно. У биплана два крыла, то есть несущие поверхности, которые расположены одна над другой. Именно биплан Flyer I (или 1903 Flyer), сконструированный и построенный американцами братьями Райт (Wilbur, Orville Wright), осуществил в долине Китти Хок первый в мире официально признанный полёт 17 декабря 1903 года. Бипланом был и знаменитый «кукурузник» Ан-2, получивший своё народное название, если кто не знает, из-за применения на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Его ещё называют полуторапланом: так именуется вариант биплана с длиной верхней консоли крыла большей, чем нижняя.

Кстати, о крыльях. Дело не только в том, что «би» означает наличие двух предметов. Существует стойкое обывательское представление об устройстве самолёта. Мы же как считаем: у современных самолётов, как у птиц, два крыла – левое и правое. И только ленивый поэт/журналист не сравнивает самолёт с птицей. На деле же у этого летательного аппарата есть левое полукрыло и правое полукрыло, или же, придерживаясь технической терминологии, правая и левая консоль крыла, которое делится фюзеляжем, то есть корпусом самолёта. Так что правильно говорить – «размах крыла» самолёта, а не «размах крыльев». Собственно, это знают и поэты: «Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги». А те два маленьких «крылышка» на хвосте вообще не крылья, а консоли горизонтального хвостового оперения, которое служит для стабилизации полёта.

Так что биплан – самолёт с двумя крыльями, триплан – с тремя, а самолёт с одним крылом называется монопланом. Последний стал с середины 1930-х гг. основным типом самолётов. При этом монопланы делятся на несколько видов в зависимости от схемы крепления крыла к фюзеляжу:

Низкоплан – крыло проходит через нижнюю половину фюзеляжа. Таковыми являются многие модели линейных гражданских воздушных судов, к примеру: Airbus A320, Ту-154, Ил-86, Ил-96, Boeing 737.

Среднеплан – крыло проходит через среднюю часть его сечения. Такая схема крайне редко применяется на пассажирских и грузовых самолётах, но популярна на истребителях и штурмовиках. Типичные примеры среднепланов – истребители Су-7 и МиГ-21, немецкий транспортный самолёт HFB 320 Hansa Jet.

Высокоплан – крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нём или даже над ним. Например, самый распространённый военно-транспортный самолёт в мире Lockheed C-130 Hercules, истребитель МиГ-23, самый большой самолёт в мире Ан-225 «Мрия», военно-транспортный Ил-76.

А есть и самолёты, представляющие из себя собственно одно только крыло, которое играет роль и редуцированного фюзеляжа. Самый яркий пример «Летающего крыла» – американский стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, самый дорогой самолёт в мире (и, вероятно, самый дорогой в истории авиации). К сожалению, у этого самолёта не самая красивая «биография» – он применялся во время операции НАТО в Югославии в 1999 г., в войнах в Ираке и Афганистане, в Ливии.

И конечно же, на этом разновидности самолётов современной авиации далеко не исчерпываются.

28.01.2019 , 21:00 17710

Как ответит большинство людей на простой вопрос «Сколько крыльев у самолёта?». Скорее всего, ответом будет число два. На самом деле это не так. Для начала разберемся с назначением и строением крыльев.

Назначение крыла

В полёте могут возникнуть разные аварийные ситуации. Опытный пилот сможет посадить самолёт при отказе одного из двигателей или поломке шасси. Однако крылья для самолёта являются одними из важнейших элементов конструкции, без которых полёт становится невозможен.

Поэтому безопасность воздушных перелётов связана в первую очередь с состоянием крыльев транспортного судна. Основное их назначение - обеспечение аэродинамической подъёмной силы. Конструкция крыльев может легко переносить огромные нагрузки.

Важны и следующие функции этого элемента воздушного судна:

  • Удержание воздушного судна на высоте;
  • Двигатели размещаются на или под крылом;
  • Шасси и другие конструкции для взлёта и посадки лайнера также расположены в крыле;
В разных моделях самолётов конструкция предусматривает особую форму крыльев.

Из чего состоит крыло пассажирского самолёта

Крыло самолёта условно делится на три части: правая и левая полуплоскости (консоли) и центроплан. У каждого элемента есть свое предназначение. Сложная совокупность всех частей, входящих в общую конструкцию, называется механизацией. Она включает:
  • Закрылки - отклоняемые поверхности в задней части крыла. Их можно видеть из окна иллюминатора. Выпущенные закрылки позволяют снизить скорость и увеличить аэродинамическое сопротивление. Основная их функция - облегчение взлета и посадки лайнера.
  • Предкрылки устанавливаются в передней части крыла. Они также являются отклоняющимися поверхностями, их задача - не допустить возникновения большой «угловой атаки».
  • Флапероны могут заменять закрылки. Обычно используются на облегченных или радиоуправляемых моделях.
  • Спойлеры. Основная их задача - увеличение аэродинамического сопротивления и снижение подъёмной силы.
  • Законцовка позволяет снизить сопротивление, увеличить подъёмную силу. Её использование позволяет в несколько раз сократить расход топлива, уменьшить длину разбега.

Сколько же крыльев у самолёта?

Обычный пассажирский самолёт имеет только одно крыло, которое установлено по обеим сторонам фюзеляжа. Безусловно, речь идет о современных моделях летательных аппаратов. При создании первых самолётов еще не было сверхпрочных материалов, знаний также не хватало, поэтому их делали с двумя крыльями.

Все пассажирские самолёты являются монопланами (в переводе с греческого «моноплан» обозначает «единственная плоскость»). Это значит, что их конструкция включает только одно крыло. Оно создает две плоскости, справа и слева от фюзеляжа.

Монопланы быстро завоевали популярность в пассажирских перевозках как более экономичные по расходу топлива. Кроме того, «тряска» и другие неприятные ощущения полёта переносятся пассажирами на борту монопланов гораздо легче.

Есть и модели самолётов, называемые бипланами. Такой транспорт использовался в годы Первой и Второй мировой войны. Бипланы имеют два крыла. Самый известный пример этой модели - «кукурузник» (Ан-2). Сейчас их тоже используют, но преимущественно в малой авиации, в сельском хозяйстве (орошение полей, тушение пожаров, грузовые перевозки).

Самой распространенной формой крыльев в самолётах являются стреловидные. Они обладают таким важным преимуществом, как увеличенная подъёмная сила и большие скорости.

Более ста фотографов из Беларуси, России и Украины совершенно легально 7 мая фотографировали авиатехнику в Национальном аэропорту "Минск". Во вторник здесь состоялась первая споттинг-сессия, организованная администрацией аэропорта в честь грядущего 30-летия. Оно будет отмечаться 1 июля.

Всех, кто попал на сессию разделили на три группы и в сопровождении службы безопасности отвезли на небольшие возвышенности возле взлётно-посадочной полосы. Среди участников были молодые фотографы и опытные профессионалы.





Владислав , 16 лет, школьник:

Споттингом я занимаюсь уже 6 лет. Для меня это безумно интересное хобби, начавшееся с того момента, когда я увидел ИЛ-76. Сразу стал искать информацию о воздушных судах, фотографировать и обмениваться снимками с ребятами по интернету. Сделать это можно на форуме byavia.net - это самый крупный авиационный форум нашей страны. Позже стал ездить на авиа-шоу и выставки, а для себя можно снимать несколько раз в неделю, приезжая к аэропорту. Правда, иногда мешают фотографировать охранники, даже за ограждением.

Для споттера большой удачей считается снять правительственный самолёт или самолёт для подготовки космонавтов. Фотография огромного аэробуса либо редкого самолёта с необычной раскраской тоже будет успехом.

Иосиф Балаш приехал сюда самым первым - прямо из Вилейки. В свои 56 лет он немало знает про авиацию, самолёты и управление полётами.

Для меня самолёты - это мечта всей жизни. Я хотел стать пилотом и даже поступал в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Однако не сложилось, и я был вынужден вернуться домой и пойти работать на обычный завод. А сейчас я, можно сказать, работаю в Международной виртуальной авиационной организации пилотом. Если дома есть интернет, можно зарегистрироваться в IVAO. Это электронный симулятор и точная копия всех аэропортов мира. Можно руководить полётами или управлять самолётом. Схемы управления точно такие же, как и в обычных диспетчерских центрах. К сожалению, у нас в стране мало кто из пользователей собирается на встречи, а зарубежные электронные пилоты часто видятся. Иногда собираются на споттинг-сессии или приезжают на открытые занятия по авиа-тренажерам. Одному из них после полёта на симуляторе даже предложили устроиться на работу, настолько отлично он выполнил все действия.

Несколько гостей из Одессы рассказали, что о споттинге они узнали через интернет.

Давид Черкасов
, 27 лет:

Фотографирую самолёты я уже 2 года. Споттинг - это скорее любительство, которым может заниматься даже профессиональный фотограф. На моих снимках есть редкие борта, но больше всего мне нравится ТУ-154. Я очень уважаю самолёт этого типа, ведь он разрабатывался в 60-х годах и по сути является прорывом в авиастроении. А сейчас его заменили современные типы, например, Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320.

Илья Исаченков , 28 лет, Москва:

Больше всего съёмок самолётов проводится в Домодедово, а в Минске я снимаю впервые. Очень приятна организованная подготовка аэропорта к мероприятию. Жаль только, что трафик полётов в Беларуси не такой интенсивный. На съёмках всегда хочется снять побольше.

Татьяна Жолнеркевич , 27 лет, полюбила самолёты с самого первого взгляда за их мощности и размеры: "Теперь дома у меня огромное число статуэток и фотографий самолётов. Самые любимые из них - это Боинги и Аэробусы. Когда я вижу их, у меня даже сердце замирает, настолько они прекрасны!"

Споттинг - удовольствие не из лёгких. Фотографу необходимо иметь дорогую и громоздкую фототехнику.

По периметру всего ограждения в аэропортах выставляются видеокамеры, разрешающая способность которых позволяет чётко получать картинку через всю взлётно-посадочную полосу, что составляет примерно 4 километра. Для наблюдений за полосой на диспетчерской вышке есть мощный бинокль, и если охрана замечает за территорией подозрительное лицо, она обязана выехать на этот участок.

Все самолёты взлетают против ветра. Для этого существуют несколько направлений полосы со своими номерами. "13" означает, что по азимуту полоса ориентирована на 130 градусов, "31" - на 310 градусов. Если ветер меняется, диспетчер сразу же может изменить направление взлёта. Скорость взлёта любого самолёта составляет 240-260 километров в час, независимо от массы.

Самым трудным в пилотировании считается посадка. Профессионалы говорят, что взлететь может любой, а вот для посадки судна нужно приложить силы. Нюансов много: боковой ветер, остаток топлива, масса самолёта, длина полосы, и другое. Даже мусор на полосе может серьёзно помешать. Чтобы этого избежать, полосу регулярно чистят мощными установками, напоминающими гигантский пылесос. Если у самолёта остаток топлива превышает нужное значение, самолёт будет летать кругами над аэропортом, пока не достигнет посадочной массы. Самолёт идущий на посадку имеет приоритет и в этом случае взлёт других рейсов могут задержать или отложить.

Точка касания стойками самолёта полосы начинается в 200-300 метров от её начала. Как только земли касается передняя стойка, включается реверс двигателей. При помощи заслонок, воздушный поток перераспределяется в обратном направлении, и реактивная тяга двигателей замедляет самолёт. Затем происходит торможение колёсами. Двумя педалями тормоза пилот регулирует движение самолёта по полосе, выруливая к терминалу. Посадкой управляют два диспетчера.

Кроме здания аэровокзала на территории аэропорта есть множество служб. Спасатели, метеорологические установки, радары, радиодатчики, навигация. Всё это нужно для организации чёткого и безопасного трафика полётов.







Перед взлётно-посадочной полосой обязательно находятся радиомаяки. Если в сложных условиях полёта, пилот не получает от них сигнал, он уходит в сторону от полосы. Такой маяк может указывать на оставшееся расстояние перед полосой, например в тумане.

Так сколько же крыльев у самолёта? Ответ "два" будет традиционным заблуждением. Современные самолеты в подавляющем большинстве имеют всего одно крыло, которое делится на правую и левую консоль фюзеляжем. Такие самолёты называют монопланами. Бипланы, как АН-2, и трипланы сегодня большая редкость. Хвостовые конструкции называются горизонтальным оперением и необходимы для управления самолётом.


Крылья самолета — одни из важнейших его составляющих. Именно они обеспечивают подъемную аэродинамическую силу . Элементов у крыла самолета есть несколько. У каждого из них — своя отдельная функция, которая позволяет крылу правильно работать. На заре авиации инженеры понимали его важность для самолета.

С развитием в области появились разные варианты крыльев, которые применяются для различных моделей самолетов. Формы крыла и его размеры имеют важное значение для пассажирского лайнера или военного истребителя. О механизации крыла самолета, его конструкции и назначении и будет рассказано в этой статье.

Подъемная сила крыла самолета создается за счет разницы давления. Оно изменяется за счет нахождения потоков воздуха.

Принцип действия объясняется и ударной моделью Ньютона. Частицы воздуха наталкиваются на нижнюю полуплоскость крыла, который расположен под углом к потоку, и отскакивают вниз, выталкивая крыло наверх.

Строение крыла самолета.

Сколько крыльев у самолета? В классической модели их два — по одному с каждого бока.

Существует такое понятие, как размах крыла самолета. Это расстояние от вершины левой части крыла до верха правой. Оно измеряется по прямой линии и не зависит от формы или его стреловидности.

Об их устройстве

Совокупность всех элементов, из которого состоит крыло, называется его механизацией. Сюда входят закрылки, предкрылки, флапероны, спойлеры и т.д.

Его разделяют на три основные части. Это правая и левая полуплоскости и центроплан. Полуплоскости по-другому называют консолями. Это устройство крыла самолета, а о строении подробнее ниже.

Крыло самолета.

Закрылки

Закрылки видели все, кто садится у иллюминатора, около крыльев. Немногие знают, что это закрылки. Это отклоняемые поверхности. Их функция — повышение несущей способности крыльев при , посадке, полете на небольшой скорости.

Когда они не выпущены, то являются продолжением крыла. Во время их выпуска они отходят от него, образуя небольшие щели.

При взлете или посадке самолета обязательно выполняют выпуск закрылок. Зачем это делается? Это нужно, чтобы снизить скорость и увеличить аэродинамическое сопротивление. Есть и третья причина — перебалансировка воздушного судна.

Закрылки крыла самолета образуют от одной до трех щелей при их выпуске.

Флапероны

Они могут осуществлять и работу закрылков. Их используют на сверхлегких самолетах и радиоуправляемых моделях. У них есть один существенный минус — они так эффективны, как элероны.

Предкрылки

Их устанавливают впереди крыла. Как и закрылки, это отклоняющиеся поверхности. При их выпуске также образуется щель. Обычно они управляются одновременно с первыми, но ими можно руководить и отдельно.

Существует два типа предкрылок — автоматические и адаптивные.

Интерцепторы

Их другое название — спойлеры. Это отклоняемые или выпускаемые на поток поверхности крыла. Их задача состоит в том, чтобы увеличить аэродинамическое сопротивление и снизить подъемную силу.

Это его основные части, которые обеспечивают его бесперебойную работу.

Виды крыльев

Фото крыла самолета вы можете увидеть выше. Они сильно различаются по своей конструкции и особенностям строения.

По форме различают прямые, стреловидные, с обратной стреловидностью, треугольные, трапециевидные и т.д.

Более всего популярны именно стреловидные крылья. У них много преимуществ. Тут и увеличение подъемной силы и . Недостатки у него тоже есть, но все же они не так существенны за счет значительных плюсов.

Самолеты с обратной стреловидностью крыла — лучше управляемы на небольшой скорости, эффективны в том, что касается аэродинамических свойств. Из их минусов — для конструкции нужны специальные материалы, которые бы создавали достаточную жесткость крыла.