Сочинение: Дольмены Краснодарского края. До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней

Дольменная культура

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику.






Средний размер дольменов 2 метра в ширину, 2 метра в высоту и 3 метра в длину. Диаметр отверстия около 40 см. Вес каждой плиты от 3 до 8 тонн, вес пробки около 100 кг. Слово «ДОЛЬМЕН» произошло от бретонского (кольского) слова, в котором tol означает стол, а men – камень.




Адыги, например, называют их «ИСПУИ» – дом карлика. Их легенда гласит, что в давние времена жили великаны и карлики. Великаны были большими и часто обижали карликов, а карлики – маленькими и хитрыми. Поэтому карлики с помощью хитрости заставляли великанов строить для себя дольмены из огромных плит. В этих домах они чувствовали себя в безопасности. Карлики ездили верхом на зайцах и запрыгивали к себе домой прямо на них, через отверстие в передней плите. Казаки называли дольмены богатырскими хатками.


Археологи оценивают время начала строительства некоторых кавказских дольменов, как конец третьего тысячелетия до нашей эры. Это значит. Что дольмены древнее пирамид! Они относят их к погребальным сооружениям, потому что находят в них остатки захоронений людей. Но ни сами строители дольменов, ни другие их современники не оставили никаких записей с ответами на наши главные вопросы.

В переводе с бретонского «дольмен» означает «каменный стол». Древние сооружения, сложенные из больших каменных плит, внешне действительно выглядят как стол – две вертикальные плиты и одна горизонтальная. Но есть конструкции, состоящие из пяти или шести плит, по форме напоминающие домики с плоской крышей. Тайна возведения и предназначения до сих пор до конца не раскрыта. По возрасту многие из них гораздо старше пирамид.

Эти загадочные сооружения находят в разных уголках земного шара – в Европе, Америке, Африке, Индии, Индонезии. Вызывает удивление, как могли люди, совершенно не имеющие связи друг с другом, возводить близкие по виду конструкции. Относительно назначения дольменов существует много гипотез, как научных, так и мифологических.

Наиболее популярная научная теория была выдвинута археологами. Они предполагают, что дольмены предназначались для погребальных захоронений – как курганы или египетские пирамиды. В качестве аргументов служат присутствующие в некоторых сооружениях останки, а также найденные поблизости черепки, древние амулеты и украшения. Противники этой теории утверждают, что не во всех дольменах находят захоронения. К тому же при рассмотрении конкретных дольменов оказывается, что их возраст намного больше возраста захоронения. Эти факты говорят о том, что первоначально дольмены предназначались для других целей.

Еще одна популярная гипотеза утверждает, что предназначение дольменов было культово-религиозное. Ее сторонники объясняют наличие круглого отверстия в вертикальной плите как создание символических своеобразных ворот в потусторонний мир. В качестве аргумента приводится факт, что именно изображение ворот высечено на некоторых плитах с отверстиями. Но если назначение дольменов религиозное, то почему поблизости от них не найдено жертвенных предметов, нет древних поселений?

Очень много дольменов обнаружено в регионе Кавказа, особенно в Краснодарском крае. Предполагается, что возраст некоторых из них превышает пять тысяч лет. Если смотреть на карту дольменов Черноморского побережья, можно увидеть, что наибольшее их скопление располагается в районе Геленжика, Новороссийска, Туапсе, Сухуми. Исследователи, изучающие дольмены в районе Геленжика, выдвинули интересную теорию. Они заметили, что модель дольмена аналогична модели «абсолютно черного тела», и предположили, что древние сооружения использовались в качестве информационного приемника и передатчика.

Кварцевый песчаник – материал, из которого построены дольмены Краснодарского края, широко используется в радиотехнике. Он обладает способностью генерировать электрический ток и излучать волны при механических воздействиях. Исследователи считают, что дольмены использовались как прообраз Интернета, только информация передавалась на уровне подсознания – один человек, находящийся рядом с дольменом, передавал зрительные и мысленные образы, другой мгновенно принимал их возле другого дольмена.

В некоторых путеводителях по Краснодарскому краю приводится интересная легенда о великанах и карликах. В давние времена в этих краях обитало всего два племени – огромных глупых великанов и маленьких, но хитрых карликов. Великаны жили на хороших землях в долине, в то время как карлики вынуждены были ютиться в темных горных пещерах. Карлики, занимающиеся колдовством, сумели заставить великанов построить для себя удобные каменные домики из камней. Такие жилища служили надежной защитой, ведь в круглые маленькие отверстия не мог никто залезть, кроме самих карликов.

Многолетние исследования пока не дают ответа на вопрос, зачем древние люди строили дольмены, и эту тайну еще предстоит открыть.


«Одной из уникальных туристических достопримечательностей нашего края являются, несомненно, дольмены, - пишет участник нашего конкурса «Я здесь живу!» кандидат исторических наук Александр Савельев . - Эти массивные сооружения до сих пор волнуют археологов и историков своей таинственностью, а окружающая их мистическая аура привлекает множество обычных любителей тайн. Современная наука не может уверенно ответить ни на один из основных вопросов о дольменах - кто, когда и зачем их построил? Есть лишь множество версий…»

Великаны строили для карликов?

Одной из главных загадок дольменов является их распространенность по всей Евразии - они имеются не только в нашем Краснодарском крае, но и на территории Британских островов, Ближнего и Дальнего Востока и Пиренейского полуострова. Все дольмены имеют схожую конструкцию, а потому созданы представителями одной культуры, но вот какой? На этот счёт есть разные версии.

Самой древней из них является легенда адыгов, которые живут рядом с дольменами многие века. Согласно этому сказанию, их построили для жилья и защиты карликов (которые были столь небольшого роста, что ездили верхом на зайцах) сжалившиеся над ними великаны. Именно поэтому адыги называют дольмены «испун», что в переводе означает «дом карликов». Интересно, что прибывшие в край казаки прозвали эти сооружения, напротив, «богатырскими хатками», так как считали, что их могли построить только очень могучие люди.

Учёные считают, что дольменная культура зародилась в одном месте, а потом широко распространилась. Это вполне возможно, ведь во времена строительства дольменов некоторые народы уже умели строить многовёсельные и парусные корабли, которые позволяли совершать длительные путешествия. Проследить исток этой цивилизации вряд ли удастся, но предполагают, что собственно на Кавказ строители дольменов могли прийти с Пиренейского полуострова, так как кавказские горцы имеют сходные культуру и язык с народом басков, живущим сейчас в Испании и на юге Франции, а предки басков строили дольмены, очень похожие на те, что стоят на Черноморском побережье.

Богатырская поляна в Адыгее. Дольменов много на территории и Краснодарского края, и соседнего региона. Фото: АиФ/ Фото Артура Лаутеншлегера

Все равно что строить египетскую пирамиду

Само слово «дольмен» пришло из бретонского языка и в переводе означает «каменный стол», хотя большинство этих сооружений похожи, скорее, на ульи.

Дольмены могут быть самых разных размеров. Например, во дворе Туапсинского музея стоит дольмен размером лишь с собачью конуру, но большинство этих сооружений отличаются громадными размерами. Вес некоторых их плит достигает 40 тонн, хотя обычными являются камни весом от 500 кг до 3 тонн. На Кавказе дольмены строили из песчаника, благодаря прекрасным строительным качествам которого и была обеспечена долговечность этих сооружений.

По трудоемкости возведения дольмены вполне соответствуют египетским пирамидам, хотя и намного меньше. Подсчитано, что крупный дольмен должны были строить 150 человек в течение двух лет.

Гробницы или календарь?

Вопрос о назначении дольменов остается открытым. Самая распространенная версия о том, что это гробницы, подвергается всё же сомнению, ведь собственно захоронения в них находят редко, да и сопровождающие покойника предметы относятся к более поздним временам, так что для погребения просто могли использовать давно стоявшие сооружения.

Исходно же дольмены скорее всего были связаны с культом Солнца, о чем можно судить и по расположению их фасадов, и по нанесенным символам. Существует мнение, что особым образом расположенные группы дольменов могли служить своеобразным календарем, с помощью которого жрецы с большой точностью определяли наступление нового года, время сева и сбора урожая, вели летоисчисление.

Письменных источников, сообщающих о строительстве дольменов, нет, существуют только легенды. Дольмены Фото: АиФ/ Фото Алексея Гусева

На территории Краснодарского края скопления дольменов находятся на Черноморском побережье (Геленджик, Туапсе, Лазаревское), в долинах рек Белой и Лабы, а также на горе Богатырке (станица Новосвободная).

С кем встретились на побережье Черного моря майкопцы? Кто оставил после себя наиболее примечательные на всем Кавказе, Краснодарском крае одни из самых загадочных древних сооружений в мире — дольмены?

Сами майкопцы этого сделать не могли. Развитие их культуры и верований не могло привести к возникновению таких сооружений. Археологами вообще не найдены на Кавказе такие памятники, которые были бы конструктивно близки дольменам и в то же время им предшествовали. Прежде чем изложить различные гипотезы о происхождении дольменов и о людях, которые их построили, необходимо рассказать о самих этих сооружениях. Дольмены принято относить к мегалитам («большим камням»). Это огромные сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня, которые распространены по всему миру, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Слово «дольмен» пришло из бретонского языка и означает каменный стол. Но больше всего дольмен похож не на стол, а на гигантский ящик или улей. Сходство с ульем усиливает круглое отверстие, проделанное в передней стенке дольмена.


    На фото дольменов в Геленджике можно увидеть их разнообразие: одни выполнены в правильной прямоугольной форме с большим входом, другие представляют собой более мощные постройки с небольшим круглым входом, третьи и вовсе выглядят как пирамиды.








    Кто побывал у дольмов в районе Геленджика, наверняка слышал, что в этом загодочном месте можно получать новые знания, так ли это?! - Как получить знания, а точнее говоря информацию, или какова техника ее получения рядом с мегалитическими сооружениями?



    Среди множества тайн и артефактов, которые оставили нам древние допотопные цивилизации существовавшие на Матушке Земле, особо выделяются дольмены. Большое количество этих древних сооружений находится на территории России, в Краснодарском крае


  • Мегалитические сооружения

    Дольмены Краснодарского края, бывают самых разных размеров. Во дворе Туапсинского музея находится дольмен, который по размерам сравним с собачьей конурой, а только одна плита гузерипльского дольмена-великана имеет размеры 2,45 метра в длину, 2,1 метра в высоту при толщине 57 сантиметров. В камне проделано отверстие диаметром 48 сантиметров и к нему прилагается каменная же пробка, которая весит около 100 килограммов.

    Вес самой плиты составляет около 40 тонн. Это только фасад, а ведь есть еще стены, пол и каменная крыша подобных размеров. Подсчитано, что один крупный дольмен должны были строить 150 человек в течение двух лет.
    Плиты кавказских дольменов состоят из песчаника. Этот камень содержит мало глины, меньше впитывает воду, и со временем его поверхность крепнет. Этому способствуют лучи солнца, которые как бы сплавляют отдельные песчинки. Ученые подразделяют дольмены на 4 группы: плиточные, составные, корытообразные, монолитные. Самыми распространенными, красивыми и самыми сложными в постройке являются плиточные дольмены. Они же и самые древние. Есть еще составные, корытообразные и монолитные. Составные сложены из более мелких плит, корытообразные выдолблены в скале и закрыты сверху одной плитой, а монолитные полностью высечены в породе.
    Глядя на такие циклопические постройки, проникаешься глубоким уважением к людям, которые их соорудили. В их распоряжении были лишь бронзовые инструменты, катки для транспортировки плит, простейшие рычаги и блоки для установки огромных камней. А ведь часто дольмены расположены высоко в горах. Поражает также количество дольменов. Так на территории от до города Очамчири в Грузии их насчитывается 2038. И это только найденные и описанные постройки. Если попытаться оценить работу, которую затратили древние строители на изготовление, транспортировку и установку каменных плит, то ее можно сравнить лишь с работой по постройке египетских пирамид. Но главные загадки дольменов связаны не с технологией их возведения.
    Во-первых, удивительно то, что все дольмены появились на Земле примерно в одно и то же время. Непонятно, что заставило людей, населявших Британские острова, Дальний Восток, Фракию, Пиренейский полуостров, одновременно начать сооружать похожие друг на друга постройки.
    Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о целях, для которых были построены дольмены. Если считать, что дольмены — это могильные сооружения, то почему так скудны археологические находки при их раскопках? Почему большая часть находок в дольменах принадлежит более поздним археологическим культурам?
    В-третьих, непонятно, почему самые древние дольмены по своей конструкции являются самыми прогрессивными. Почему постройки архитектурно деградировали от плиточных к монолитным, а не эволюционировали.
    Широкое распространение дольменов по всему миру и их тяготение к берегам морей и океанов заставляет думать что «идея» дольмена привнесена на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор. Может быть, древние кавказцы могли видеть дольмены во время морских путешествий либо сами дольменостроители приплыли на Черноморское побережье около 5000 лет назад?
    Известно, что в III—II тысячелетии до н.э. люди совершали длительные морские путешествия на многовесельных и парусных судах. Строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Эта гипотеза подтверждается некоторыми фактами. Наиболее близкие черты кавказским дольменам можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине.
    Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Все эти места расположены вдоль морских течений. Они идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море, омывая сначала Кавказ. Видимо, эти течения и принесли строителей дольменов на наши берега.
    Есть и еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает эту гипотезу. Речь идет о басках. Сейчас они живут в основном в Испании и на юге Франции. Этот народ и по языку и по культуре довольно близок к горским народам Кавказа. Кроме того, археологи приписывают предкам басков особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены сходные с дольменами Черноморского побережья. Так что можно предположить, что на берегах Черного моря дольмены построили предки басков.
    Далее строители дольменов начали осваивать побережье, продвигаться в глубь гор, конкурировать за территорию с племенами майкопской культуры. Это были сильные мужчины, воины, которые искали новое место для жизни, место, в котором они могли бы приложить свои силы.
    Победителем в миграционном процессе всегда оказывается сильнейший. Но часто победители затем «растворялись» в побежденном населении. Потомки вчерашних врагов начинают жить вместе, воспринимают культуру друг друга и уже ощущают себя одним народом. Так что вполне возможно, что народы, которые сейчас населяют Западный Кавказ и которых принято относить к абхазо-адыгейскому этносу (абхазы, адыги, шапсуги, черкесы и др.), ведут свое происхождение от племен строителей дольменов.
    Такую версию подтверждает и деградация строительной хронологии дольменостроителей, которая наблюдалась на протяжении тысячи лет. Действительно, если ранние плиточные дольмены строили сами пришельцы, то последующие составные, корытообразные и монолитные — уже их потомки, которые не пересекали моря и которым ближе были пещеры и гроты Кавказа, нашедшие свое выражение в монолитных дольменах.
    Если миграционная гипотеза частично объясняет, как могли возникнуть дольмены на Кавказе, то на вопрос о целях строительства ответ получить сложнее. С чем согласны все исследователи, так это с тем, что дольмены — сооружения, связанные с ритуальными действиями. О поклонении их строителей солнцу говорит ориентация дольменов на местности. Большинство исследованных памятников обращены фасадами на юг. Часть — на юго-запад и юго-восток. Однако если дольмен стоит в сильно затененной местности среди высоких гор или в густом лесу, то его фасад обращен к ярко освещенному пятну — скалам, далеким деревьям, даже если это фактически северная сторона. На некоторых дольменах нанесены солярные знаки и знаки, похожие на волны. Так, может быть, дольмены — своего рода идолы и одновременно вместилища для умерших предков, магические инструменты, которые должны приумножать достаток их создателей? Вполне возможно.
    Некоторые ученые роднят дольмены с пирамидами египтян. Сходство они видят в массивности, герметичности, недоступности содержимого постороннему взгляду. Первые дольмены сооружались без лазов. Некоторые из них содержали захоронения. Может быть, погребенные были жрецами, вождями или даже богами своих племен? Возможно и такое.После появления отверстий в порталах погребенных можно было кормить и посещать. А можно было хоронить в одном дольмене нескольких человек и поклоняться им вместе. Кроме того, любой завоеватель считал своим Разорить могилу врага, выбросить чужие кости и подготовить себе достойное место для загробной жизни. Так например, поступали и майкопцы, и позже аланы.
    Многочисленные перезахоронения и разграбления при вели к тому, что археологические находки в дольменах скупы, а найденные вещи принадлежат различным эпохам по ним нельзя установить точно, кто же первым занимал столь почетное место.
    В начале века возникла версия, по которой дольмены представляли собой специальные погребальные столы, на которых древние обжаривали своих умерших. Версия совершенно дикая. Ее единственное подтверждение видели в том что в некоторых дольменах находят угли костров. Костры видимо, разжигались для окуривания погребальных камер. В любом случае сложно себе представить, до какой температуры нужно раскалить гигантский камень, чтобы тело человека превратилось в прах.
    Кроме научных и археологических гипотез о происхождении дольменов есть и целая группа народных и мистических. Адыгейцы, которые 4000 лет выступали в роли хранителей дольменов, называют их «испун», что означает дом испов (карликов). Вспоминая, что все мегалиты, разбросанные по Земле, похожи друг на друга, и учитывая, что на Британских островах расположено множество подобных сооружений, можно выдвинуть предположение о том, что их построил легендарный «малый народец» — хоббиты, эльфы, гномы из английских легенд. Версия кажется вполне безумной, но интересно, что рядом с Туапсе совсем недавно обнаружено сооружение под названием «объект Псынако I», который по своим характеристикам ближе всего стоит к знаменитому кромлеху Стоунхендж.
    Черкесы, которые появились на Кавказе позже адыгов, рассказывают, что эти своеобразные монументы были построены «гигантами» с целью укрывать от непогоды малорослое племя людей, у которых не хватало сил, чтобы построить себе жилище. Люди были такими маленькими, что для верховой езды использовали зайцев. Видите, опять появляется «малый народец».
    Впрочем, самая интересная и самая мистическая гипотеза возникла совсем недавно. Ее приверженцы считают, что дольмены были построены не 4 тысячи, а 10 тысяч лет назад. Причем строили их другие люди, носители высшего знания. Своего рода атланты. Их цивилизация погибала, и, поняв неизбежность собственного угасания, они решили передать знания потомкам. Человек сначала строил дольмен, и чувствуя приближение смерти, уходил в него еще живым и закрывал за собой каменную пробку. После смерти интеллект впитывался стенами сооружения и изменял саму структуру камня. Теперь любой, кто хотел, мог подойти к дольмену, приложить к его стене голову и вступить в прямое общение с носителем высшего знания. Так что каждый дольмен можно считать живым. Представляете себе какие мучения испытывает живой мозг, когда туристы выбивают на древних камнях собственные инициалы?
    С 1930 года все дольмены нашей страны находятся под охраной государства. Постарайтесь при их посещении относиться к этим памятникам истории и культуры с должным пиететом. Никакая новая надпись не сможет украсить архитектурное сооружение, возраст которого сравним с возрастом самого человечества.