Традиционные лодки: драккары. Сколько викингов помещалось в драккаре, кнорре? «Драконы» из норвежских фьордов

Норвегия славится своими фьордами и великим наследием викингов, поэтому при посещении столицы этой удивительной страны обязательным пунктом в поездке мы поставили музей кораблей викингов .

Хотя, если быть до конца откровенным, то я настоял на этом пункте, а моя жена сколько могла сопротивлялась, но в конечном итоге сдалась. Наверное, просто она поняла, что человек, который когда-то был активным байкером, но потом был вынужден оставить своё любимое хобби, не просто так хочет полюбоваться кораблями могучих скандинавских воинов, также немного похожих на байкеров. Таких же волосатых, гордых и свободолюбивых:).

Вообще, Осло - город удивительный, здесь собрано столько достопримечательностей и интересных мест, что просто поражаешься. Начиная от огромного множества музеев, парков и заканчивая знаменитой стеклянной оперой и крепостью Акерхус . И это всё богатство при населении всего 600 тысяч человек! Не знаю для кого как, но у меня появилось непроизвольное желание переехать сюда пожить).

Ну а теперь о самом мною желанном музее кораблей викингов. Здесь выставлены три наиболее сохранившихся экземпляра.

Первый экспонат , найденный в начале XX века. Проведённые исследования позволили учёным установить время использования судна - это 820–834 гг..

После чего, он был использован в качестве погребального корабля. На его борту были найдены останки двух женщин, причём до сих пор удалось выяснить только их принадлежность к знати, без каких-либо имён или уточнений.

Форма корабля немного приплюснута и расширена по центру, вероятно, для большей устойчивости и вместительности.

Некоторые элементы конструкции украшает оригинальная резьба . Очень красиво. Моя спутница, как я впрочем и ожидал, не разделяла моего восторга, то и дело, напоминая мне «невероятную красоту и утонченность» корабля-музея Васа. Кстати, последний также советую посетить, но всё-таки местные драккары выглядят как-то мужественней, что меня и подкупило.

В длину этот красавец достигает почти 22 метров, а его ширина равна 5 метрам. Команда для управления таким судном могла насчитывать до 32 человек.

На борту было найдено множество подарков для загробной жизни, в числе которых: необычные сани, резные головы животных, кровати, повозка и скелеты лошадей.

При такой же ширине, его длина чуть больше - 23 метра. По бортам крепились 32 щита, раскрашенные в жёлто-черные цвета. Хотя остались свидетельства о разграблении этого захоронения мародерами, исследователям всё-таки удалось обнаружить несколько сохранившихся подарков.

Следующий экспонат - корабль из Тюнэ . Это первый из найденных драккаров. Никаких реставрационных работ не проводилось, поэтому он выставлен в том виде, в каком был найден.

Примерная дата постройки датируется IX веком. При обнаружении судна на борту была найдена кольчуга, некоторое количество единиц оружия, части лыж, игральные кости и некоторые другие предметы.

Практически всё обнаруженное на бортах суден можно посмотреть в отдельном помещении.

Экспозиция меня покорила. Но всё равно отдавая должное замечаниям моей супруги, отмечу, что хоть посетителей здесь и немного, а помещения просторны, долго здесь не задержишься. Поэтому посоветую всем любителям морского дела дополнить свои впечатления походом в ещё два музея: Кон-Тики и Фрам . В первом можно увидеть и узнать многое об экспедициях Тура Хейердала, а во втором выставлен деревянный корабль, на котором покоряли Южный полюс. Также очень интересные музеи.

Драккар (норв. Drakkar , от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль» - так сегодня называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka в зависимости от языка.

Характеристика

Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне I

Размеры драккаров варьировались от десяти до 19 метров, а позже с развитием кораблестроения стали достигать и до 30 метров. Драккары использовались как и для повседневных задач,к примеру торговли, так и для военных целей (чаще всего для последнего), а также для дальних морских плаваний, которые стали возможными из за особой конструкцией корабля. На драккарах викинги впервые доплыли до берегов Исландии, Англии, Гренландии и Северной Америки.

Головы резных драконов установленные на носу часто давали понять какого было социальное и финансовое положение хозяина корабля. Т.к. в силу статуса и возможностей головы драконов украшались по разному. Голова дракона на носу корабля ещё использовалась для устрашения врагов. Особенно это получалось при набегах на новые земли. К примеру когда викинги впервые отправились в Западные земли, они приплыли к берегам ещё не известной страны – это была Нортумбрия.

Когда корабль викингов подплыл к берегу, его заметили монахи и испугались одного лишь вида корабля с драконом на носу. Они тогда посчитали что это дьяволы спустились с на землю чтобы наказать христиан за их грехи. Солдаты же увидев такие корабли часто бросали свои посты и бежали.

Безопасность и успех в плавании во многом зависели от конструкции и свойств тех кораблей, которыми пользовались викинги – их прочности и устойчивости, мореходности, грузоподъемности. Именно в эпоху Средневековья кораблестроение меняет в корне мореплавание. Драккары легендарных северных воинов и путешественников – викингов, являются ярким примером этих изменений. Изобилие дерева – дуба и сосны, а также наличие первоклассной железной руды, позволявшей скандинавам делать отличные железные орудия, способствовали быстрому строительству множества кораблей. Которые и стали настоящей основой их цивилизации. Боевые корабли именовались «драккар» (дракон).

У многих хевдингов (знатных норманнов) корабли имели вышитые золотом пурпурные паруса, а на золоченых мачтах у них были золотые фонари или флюгера в виде птиц с расправленными крыльями. Важным достоинством драккара был киль – продольная балка из цельного ствола дуба, идущая по всему днищу от носа до кормы. Киль давал кораблю прочность и устойчивость на волне и позволял выволакивать судно на берег не повреждая обшивку.

Посреди судна была одна мачта высотой 10-12 метров, которую в безветрие можно было убрать и хранить на палубе. Длина весел могла составлять 4-6 м, количество гребцов от 14 до 20 рядов и даже более. Рулевое весло, которое поворачивали при помощи короткой поперечной рукоятки – румпеля, – обычно располагалось на корме справа.

Драккары были очень хорошо сконструированы что позволяло плавать по рекам и фиордам. По этой же причине драккары позволяли высадить войска в глубине вражеской территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сливаться с волнами.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

Борта драккара прикрывались щитами, чтобы защитить гребцов. На палубе не было ничего, что утяжеляло бы корабль. Похожее по конструкции торговое судно викингов – кнорр могло перевозить даже скот.

Ученым известно об этом благодаря самой знаменитой вышивке Средневековья – «ковру королевы Матильды», обессмертившей подвиги своего мужа, короля Вильгельма I Завоевателя.

На сохранившейся до нашего времени огромной полосе холста длиной 68,3 м и шириной 50 см («Байенское полотно») вышиты 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На этом полотне были вышиты и корабли, на которых Вильгельм I перевозил свое войско из Нормандии в Англию. Хорошо видны полосатые паруса, мачты, украшенные «золотыми» флюгерами – указателями ветра, сделанными, скорее всего, из прорезной позолоченной жести. Тогда, в 1066 г., для перевозки войск и конницы, Вильгельм I собрал целый флот из более чем 100 драккаров, на которых и пересек пролив Ла-Манш. Из за своей конструкции на драккарах было возможно заходить на самое мелководье, что позволяло воинам быстро покидать корабли.

Разновидности драккаров

Норвежцы оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв в Чикаго на точной копии гокстадского драккара.

Одним из представителей драккаров можно назвать Гокстадский корабль (норв. Gоkstadskipet ) - этот тип кораблей викингов 9 века чаще всего использовался как погребальный корабль. Обнаруженный в 1880 году в кургане на берегу норвежского Саннефьорда (губерния Вестфолл). Это корабль из Гокстада, выставлен в музее драккаров, имеет длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Парусное вооружение состоит из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляет 5,5 м.

Красивое и стройное судно с круто приподнятой с обеих сторон линией борта было построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Отличную мореходность этого типа судов доказали 12 молодых норвежцев в 1893 году. Они построили точную копию гокстадского корабля, после чего они пересекли Северную Атлантику и прибыли в Чикаго на Колумбовскую выставку, корабль показал среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было очень хорошим показателем и для более поздних больших парусных судов.

Осебергская ладья.

Осебергский корабль - дубовый корабль викингов (шнекккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Судно было выкопано из земли и со всем содержимым находится в музее драккаров в Осло. Судя по найденным данным данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года был задействован в прибрежных водах, после же был использован как погребальный корабль.

Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 м² корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар бочек говорит о том, что на корабле было окало 30 гребцов. Нос и корма были разрисованы в виде сплетённых животных.

Хоть курган и был разграблен ещё в Средние века, археологи смогли обнаружить в судне останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это говорит о процветающей торговле.

Скандинавские ученые очень долго пытались связать этих женщин с династией Инглингов. Но предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но часто встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев.

Тюнский корабль, экспозиция в музее

Тюнский корабль (норв. Tuneskipet ) - этот корабль 10 века викинги использовали для погребальных мероприятий. Обнаружен в 1867 году археологом Олуфом Рюгев лодочном кургане на ферме Хауген в деревне Рольвсей в Тюне, Эстфолл, Норвегия. Выставлен в Музее драккаров, Осло.

Корабль был построен приблизительно в 900 году н. э., обшивка выполнена из дуба внахлест. Судно сохранилось частично, и вероятно было 22 метра в длину с одиннадцатью или двенадцатью рядами весел. Ширина судна - 4,35 метра, длина киля - 14 метров. Корабль представляет собой массивную конструкцию со шпангоутами из не гнутых брёвен соответствующей формы, толстыми балками и цельным релингом.

Команда

Количество человек на корабле зависело от размеров самого судна. За каждым веслом сидел один гребец. Капитан и его помощники тоже составляли часть команды. Когда викинги уходили на драккарах в походы, то он становился для них домом, где у каждого викинга было своё место. В военных походах на драккарах перевозилось гораздо больше людей. Известны случаи когда драккары перевозили сравнительно большие отряды (до полутора сотен воинов-викингов), однако в этом случае корабли чаще всего плавали в прибрежных водах, а на ночь отряды всегда высаживались на берег.

Постройка

Вот как крепилась обшивка на драккарах.

Драккары строились из древесины многих пород, среди которых наиболее важны были ясень, сосна и дуб. Кораблестроители специально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов для судов викингов. Как только дерево срубали, не ждали когда оно высохнет, дерево расщепляли клиньями пополам, а затем полученные заготовки расщепляли далее, исключительно вдоль волокон. Получившиеся доски можно было изгибать, не боясь что они треснут. Для придания доскам дополнительной гибкости их смачивали водой и держали над огнем. Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и другие.

Для обшивки использовались доски, укладывавшиеся внахлёст. Смотря какая была традиция строителей, доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок, деревянными гвоздями или даже связывались. Затем вся конструкция, точно так же, как и сейчас, конопатилась и смолилась. Таким образом, при движении по воде создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигался корабль.

Строительство Драккаров в наши дни

Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или иной корабль по оригинальным технологиям. К примеру, «Морской конь из Глендалу» (дат. Havhingsten fra Glendalоugh ), 30-метровый боевой корабль, является практически точной копией корабля Skuldelev II, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в датском фьорде Роскильде (корабль назван в честь поселка Скульделев, неподалёку от которого в 1962 году морские археологи нашли на дне фьорда остатки 5 кораблей). На создание «Морского коня из Глендалу» было потрачено около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

Парусник «Харальд Хорфагре» (Harald Hirfagre), названный в честь короля, объединившего Норвегию в IX-X веках, завершил основную часть трансатлантического перехода в порту Cейнт Энтони на острове Ньюфаундланд в 60 километрах (40 милях) от побережья материковой Канады, сообщил интернет-сайт экспедиции.

26 апреля драккар «Харальд Хорфагре» поднял парус в порту норвежской коммунны Хёугесунн, а 1 июня вошел в порт Святого Антона канадского острова Ньюфаундленд. Впервые подобное судно современной постройки прошло путем древних скандинавов - первооткрывателей Америки.

По дороге драккар причаливал в Шетландии, на Фарерских островах и в Гренландии. Этим путем плавали древние скандинавы; тех, которые покидали родную землю для торговли или грабежа или исследования, они называли vikingr - «ушедший в поход». Отсюда появилось слово «викинги», которым мы теперь называем все древнее население Скандинавии и Северной Европы - предков современных шведов, датчан и норвежцев. Задача тех, кто стоял на палубе, состояла в том, чтобы пройти путем Лейфа Эриксона, мореплавателя, достигшего берегов Америки в 1000 году, за полтысячи лет до Колумба.

«Я горжусь командой и тем, чего мы достигли во время пути. Это не было легко, мы столкнулись с большим количеством проблем на протяжении этого похода, но команда сохраняла бодрость духа и усердно трудилась на протяжении всего путешествия», – сказал капитан корабля швед Бьорн Ахландер (Bjorn Ahlander). Под его началом в поход через Северную Атлантику из Скандинавии отправились более трёх десятков человек из Норвегии, Швеции, США, Канады, Эстонии, России, Испании, Франции и Великобритании.

«Это всё началось, как мечта построить большой, способный ходить по морю корабль викингов, такой, о каких рассказывают в древненорвежских сагах. Драккар «Харальд Хорфагре» стал теперь реальностью, пройдя непростой путь через Северную Атлантику. Это воплотившаяся мечта», – рассказал норвежский бизнесмен и любитель истории Сигур Осе (Sigurd Aase). Он мечтал построить настоящую ладью северных воинов, «как в сагах», и не пожалел денег на воплощение своей мечты.

Строительство самого большого драккара современности началось в 2010 году. Через два года корабль 35-ти метров в длину, восьми метров в ширину был спущен на воду. Его мачта имеет высоту 24 метра (для сравнения, пятиэтажная хрущевка - это 16 метров высоты).

Ещё через четыре года, 26 апреля 2016 года драккар вышел из норвежского порта Хёугесунн (Haugesund), древней столицы викингов, к берегам Винланда (Vinland), как они называли Северную Америку. Под парусом и на вёслах «Харальд Хорфагре» дошёл сначала до Шетландских, потом до Фарерских островов, затем достиг Исландии, а после неё – Гренладнии. На самом большом острове в мире экипаж отпраздновал свадьбу двоих членов команды.

На пути капитана Бьорна Ахландера встала суровая северная Атлантика. По пути к Гренландии «Харальду Хорфагре» пришлось бороться с волнами, преодолевать льды, противостоять штормам и дождям. Буйство стихий сменялось тёплой солнечной погодой и спокойным морем. Самым сложным, как и предвидел капитан Ахландер перед выходом из Норвегии, оказался последний участок пути – от Гренландии до Ньюфаундленда - с айсбергами, туманами и непредсказуемыми ветрами.

Команде драккара пришлось маневрировать между айсбергами при переменчивом ветре и неожиданно опускающихся туманах. На паруснике было современное оборудование, но команда пользовалась и навигационными инструментами далёких предков. Вместе с драккаром через Атлантику шло судно сопровождения, всегда готовое оказать помощь, которая, к счастью, не потребовалась.

Добравшись до берегов Америки путешественники не намерены останавливаться. «Харальд Хорфагре» пройдёт вдоль восточного побережья материка, а затем двинется в его глубь по системе связанных между собой Великих озёр, заходя в расположенные на их берегах города Канады и США. К середине сентября путешественники планируют вернуться на атлантическое побережье Соединённых Штатов, в Нью-Йорк.

«Харальд Хорфагре» - самый большой из современных драккаров. О таких огромных деревянных кораблях рассказывают саги. При строительстве ориентировались на Гокстадский корабль IX века - самый хорошо сохранившийся из древних драккаров, а так же на до сих пор сохранившиеся норвежские традиции строительства рыбацких лодок. Конечно, гиганта сложно назвать настоящей реконструкцией (хотя бы потому, что на нем установлен мотор), но впечатление он точно производит.

Куратором и владельцем проекта Draken Harald Hirfagre (драккар «Харальд Хорфагре») является Сигурд Аасе.

И еще немного фото

Подчеркивая знания Руси, описанные мною в книге АЗ БУКА ИЗТИНЫ, и снятом мною фильме о реях Андрея, хочу выделить и поведать Вам кто такой Апостол Андрей. Ан - ночное звездное небо (согласно якобы мифологии), д - две, рей - реи. Имя свидетельствует что мифология это реальная быль. Апостол тоже в книге расшифровано так же просто (поверхность стола в строгом горизонте земли). Хрест апостола - две реи, между которыми 66,6 гРАдусов (в день мин. и макс. солнцестояния) (соотношение 3:2 как на флаге), для вычисления долготы между вектором направленным с помощью рей хреста в 13 эклиптических созвездий РА от вектора к полярной звезде. Флотским вообще известно это? Или они теперь только молятся преподобным в рясах (подобие в математике - пидо) позабыв своего шкипера Андрея и апостольский меридиан? Почему флотским теперь эти при подобные в рясах извращенно рассказывают о хресте на их же флаге, а те еще и им руки целуют? Что за извращенцы и одни и другие? Куда все катиться? Легче стать набожным чем учиться делу... Как офицеры могли забыть свое ремесло и унизить свою честь? Давайте еще раз расшифруем данное наречение. А по стол – земля, граница, стол. Ан Д Рей – ночь, две, рейки. Стол и некий реечный инструмент-фиксатор. Икону помните? Никто конечно распят не был на данном хресте. Неопопы из-за своей шаткости извращенной и подмененной веры все подгоняли под свою Веру. Георгия победоносца со всех гербов древней Руси сделали евреем. Про Иисуса вообще молчу, книгу читайте... В каких местах Апостол Андрей устанавливал свой Хрест и почему и для чего читайте в книге... Почему Апостол Андрей выбрал собственно Днепр? Раньше люди путешествуя с истоков Нила в Африке, через пролив Босфора и Дарданеллы, по Черному морю, Днепру и реке Великой – заметили, что реечное устройство кольца Ра совпадает с неким бортовым журналом по датам, который велся для того чтобы устно не сбиться с даты календаря, записывая важные события дня. Поэтому этот путь и был назван Апостольской линией и принят за нулевой меридиан. При отклонении от Апостольской линии, например, в 30 градусов, в полночь, согласно созвездиям, кольцо будет показывать отклонение от реального календаря в 30 черт-дней. Так человек научился, передвигаясь определять долготу. Сейчас нулевой меридиан в 1884 году перенесли безосновательно в Англию, и он стал называться Гринвичским. А мы – просто Иваны. Данная древняя Апостольская линия совпадает с Нильско-Лапландским линеаментом. Сейчас это почти 30 градусов от Гринвича. Здесь про это сами почитайте, столько мистического бреда придумано, на пол дня читки. Теперь о широте. Мало того, что Апостол Андрей двигался вверх по реке, разыскивая исток многих рек, он двигался с двумя инструментами – это стол с гРАдуированным кольцом Ра и две рейки переХрещенные и скрепленные между собой как ножницы. Для чего все это нужно? мы помним, что стол устанавливался строго в горизонт по корыту с водой. Теперь давайте просто этот Хрест поставим на эту строгую горизонтальную поверхность осью соединений обеих рей и направим лучами в полночь на полярную звезду и звезду в эклиптики строго на юг. Так вот Андрей шел до тех пор, пока обе реи не стали показывать одинаковые углы к поверхности стола - ПоРаВильный результат. Проверяем все с научной точки зрения… Мы знаем, что плоскость эклиптики отклоняется от плоскости экватора на 23,44 градуса. Знаем, что от экватора до северного полюса, в прямом угле 90 градусов. Реечное устройство - это развернутый указатель полярной звезды с севера строго на юг, а, следовательно, делит все градусы пополам относительно вертикали. Считаем… (90-23,44) / 2 + 23,44 = 56,72 градуса. Подытоживаем: 30 градусов восточной долготы и 56, 72 градуса северной широты. Открываем электронную карту в интернете и тыкаем курсором на высоту 338 метров Бежаницкой возвышенности… Чертовщина какая-то. Я после этого открытия долго не мог засыпать. Все думал сколько знаний в конце концов замкнулись во едино. Когда писал первую книгу и указывал это место… Не знал, что так получится с градусами. И после этого нам неопопы говорят просто Верьте. Нет на земле никакой Веры, так же, как и веры неопопам. Христианство подменено! Доказательства! Наша ВЕРА подменена. Пора это всем узнать! Прошу приобретать книгу АЗ БУКА ИЗТИНЫ (можно у меня) и распространять знания. Распространять ссылки на мои фильмы с моего Ютуб канала "Куланоа Вячеслав" по всем сайтам, группам и знакомым. Никто кроме нас не восстановит Великую Русь.