Трагедия ту 154 над черным. «Разве что — коллективное помешательство

Крушение Ту-154 над Черным морем. Почему скрывают правду?


Эта статья предназначена для лиц категории 18+ .


Очень жалко людей, которые погибли при крушении самолета над Черным морем в районе Сочи 25.12.2016


Список погибших мы опубликовали в отдельной статье - «Список погибших 25.12.2016 в авиакатастрофе Ту-154» .


Мы специально не стали смешивать в одной статье все сразу - и соболезнования погибшим, и возмущение по поводу искажения информации, появляющейся в СМИ, вбросов недостоверной информации с подачи «официальных лиц».


Мы решили оставить для истории информацию глазами очевидцев о том, как с подачи официальных должностных лиц информация о катастрофе освещалась в СМИ. Это и есть цель статьи.


Мы не занимаемся расследованиями и гаданиями о причинах крушения самолета.


Делать выводы о причинах падения самолета, сидя за экраном монитора - пустая трата времени, уверяем вас. Если кто-то знает реальную картину происшедшего - хорошо. Мы пишем с точки зрения обычного, нормального человека, который в эти дни получал именно ту информацию, которую мы просто обобщили. Был теракт, не было теракта - на данный момент мы не можем утверждать однозначно… Мы не можем делаем выводов, поскольку не являемся экспертами.


Мы пишем о фактах - о том, что сами видели и слышали. А факт - сокрытие информации от народа о подробностях авиакатастрофы, и даже от родственников погибших в отношении хода поиcков, расследования - реально имел и имеет место. Вне зависимости от причин, побудивших к этому.


Возможно, скоро появятся выводы комиссии, которые приоткроют свет на реальность произошедшего.


А нестыковок, противоречий, странностей, подозрительных моментов, связанных с крушением 25.12.2016 самолета Ту-154 , очень уж много…


Сразу оговоримся еще раз, что через некоторое время, возможно, официальная версия будет стройной и ясной. И скорее всего, что наши доводы «разобьются» об официальную версию, которая будет в дальнейшем озвучена.


Но мы подаем информацию так, как ее получали и ощущали обычные люди, наблюдая за новостями о катастрофе в СМИ в режиме реального времени.

Итак, начнем.


Что сразу ощутили все после появления первых новостей - отсутствие какой-либо ясной официальной информации о катастрофе. Зато было полно «вбросов» и противоречивой информации - в том числе от официальных должностных лиц.


Да, сразу скажем, что самолет вылетел из Адлера, где находится «Международный аэропорт Сочи». Это в 28 км от г. Сочи (под «г. Сочи» тут мы понимаем точку на географической карте без учета границ районов города). И потерпел крушение самолет Ту-154Б-2 (а не просто Ту-154) Минобороны. Регистрационный номер (его еще называют бортовым) RA-85572, заводской 83A572, серийный 0572.


Пожалуй, единственный факт, о котором в СМИ и в сообщениях от официальных лиц, имеющих отношение к расследованию катастрофы, не было противоречий - это то, что экипаж не успел подать сигнал бедствия.


Удивительное, если не сказать странное, единодушие - поскольку в отношении всего остального точной информации до сих пор так и нет.

1. Первые заявления в СМИ - это не теракт


Странное заявление, когда ничего еще не ясно, отсутствует информация о найденных черных ящиках, не найдены все фрагменты самолета, не подняты тела погибших и т.д. Тут же в СМИ появляется несколько «вбросов», подтверждающих 100% невозможность теракта.




А вот уже маршрут (схема) полета самолета Ту-154 через Каспийское море:



Вот еще информация о полете через Каспийское море в обход Турции (so-l.ru/news/show/krushenie_tu_154_prervanniy_polet_v_siriyu): «…Далее маршрут идет через Каспий, Иран, Ирак, и – также со стороны моря – заход на аэродром «Хмеймим».

5. Непонятное место падения самолета


Сначала официально было заявлено, что самолет упал в шести километрах от берега в Черном море. Были обнаружены обломки фюзеляжа и механизмов управления.


Позднее - что самолет упал в полутора километрах от берега. Это важно на самом деле, но об этом ниже.




Утверждают, что скорость при падении самолета была 500 км/час. Пусть средняя скорость самолета хотя бы - 350 км/час (она в любом случае больше взлетной). Это почти 6 км в минуту. Тогда за 7 минут самолет пролетит около 42 километра, но никак не семь с половиной. Ведь заявлено, что самолет упал в 6 км от берега. А аэродром находится в 1,5 км от береговой полосы.


За 7 минут самолет пролетит 7,5 километра в том случае, если его скорость будет составлять около 60 км/час. Нереально. Нужно что-то другое придумать.


Официальные лица вспоминают математику 3-го класса. Нужно или уменьшить время полета, или уменьшить скорость полета.


И вот «официальные лица» заявляют, что самолет находился в полете 2 минуты 21 секунду.


Ладно, поверим. При средней скорости 350 км/час самолет за 2 мин 21 сек пролетит 13,4 километра. Опять неувязочка. Вспоминается анекдот - «да нам по… твоя неувязочка». Давайте лучше заявим, что самолет находился в полете 70 секунд. Давайте.


Теперь «официальные лица» заявляют, что самолет находился в полете 70 секунд. Ссылка вот - izvestia.ru/news/655312


А диспетчер разве не знает, сколько времени самолет находился в полете - с момента взлета до момента, когда пропала связь с самолетом?


Информация о 70 секундах появилась в СМИ 29.12.2016 - спустя 4 дня после катастрофы. Обращаем внимание - черные ящики к этому моменту еще не расшифрованы.


Да и вообще - свидетели же говорят, что самолет летел медленно. Медленно. Какие могут быть еще вопросы?


А то, что средняя скорость самолета могла быть и 400, и 500, и 700 км/час - так кто подтвердить-то может?


Информация, попадающая в СМИ, только множит кучу различных версий - к примеру, все логично объясняется, если предположить, что самолет пролетел не один десяток километров в сторону Каспийского моря над горами, летчики получили какую-то информацию, после чего связь пропала, приняли решение возвращаться морем обратно (чтобы падать не над горами, а хотя бы в море). И так далее. Тогда объясняется и время полета и т.д.


Но тогда все это должно быть зафиксировано - в переговорах экипажа и т.д.

8. Неизвестная скорость полета


То «свидетели» заявляют, что самолет «летел медленно» с задранным вверх носом («как мотоцикл на заднем колесе»), то «официальные лица» - еще до того, как найдены черные ящики - сразу заявляют, что самолет ударился о воду при скорости 500 км/час - (kommersant.ru/doc/3182627) отсюда и большой разброс фрагментов самолета, и фрагментов тел.


Потом в СМИ «устоялась» информация, что скорость самолета при ударе о воду все-таки была около 270 км/час.


Так что тогда с разбросом осколков-то?


В общем, что ни говори - одно все равно будет противоречить другому. Если скорость маленькая - не должно быть большого разброса фрагментов фюзеляжа. Гоночные катера разбиваются о воду при скорости около 500 км/час, и ничего. Большого разброса фрагментов самолета и тел не должно быть в любом случае при любом раскладе.


При единственном исключении - большой разброс возможен только в том случае, если самолет начал разваливаться уже в воздухе.


О найденных 60-метровых(!) фрагментах фюзеляжа 47-метрового(!) самолета - немного позднее.

9. Непонятная вспышка в небе в момент крушения, заснятая видеокамерами .


Что это было? Сразу появляются опровержения в СМИ со стороны должностных лиц, что это не имеет отношение к катастрофе. Что вспышка произошла спустя полчаса после падения самолета. И прилагается видео из «ФСБ-шной машины» с регистратора. Видеорегистратор в «ФСБ-шной машине» почему-то не показывает дату и время…


Обратите внимание на низкую облачность. Что мог видеть «свидетель»?


И кстати, так и не появилось внятного объяснения заснятой видеокамерами вспышки.

10. Появляется куча версий катастрофы ТУ-154 , при этом версия теракта однозначно отбрасывается. Какие есть основания для этого?


В СМИ обсуждаются возможные ошибки экипажа. Суть, если отбросить технические детали, примерно такая - «вместо педали газа нажал на тормоз». Варианты - ручки закрылок, шасси и т.д. Можно насчитать с десяток «ручек», которые были «перепутаны». Профессиональное сообщество летчиков и коллеги напрочь отрицают ошибки пилотов, все члены экипажа обладали достаточным опытом.


Потом всерьез экспертами обсуждается вариант подпадания птицы в двигатель самолета.


Только мало кто обращает внимание вот на какой факт - птицы ночью не летают . Летают только перелетные птицы, но не в декабре (над морем). И да - ежедневно в Адлере взлетает и садится достаточно много самолетов. Если там так много птиц - где примеры аналогичных катастроф?


Но в СМИ дневные картинки с места поисков - обязательно с птицами на фоне. Например, вот такие izvestia.ru/news/655315 :



Кстати, эксперты отмечают, что попадание птиц в двигатель - довольно частое явление. Но чтобы что-то пошло не так, нужно несколько десятков крупных птиц. Откуда такая стая над морем ночью? Даже если птицы повредили лопатки вентилятора, попав в тракт двигателя, нужно помнить, что у Ту-154 их три... Опасность птицы представляют для однодвигательного самолета.


Потом появляется магическое слово «закрылки». Но закрылки убираются при высоте свыше 120 м примерно через 30-40 секунд после отрыва от полосы. Какие проблемы с закрылками на двадцатой, седьмой, или третьей минуте полета?


Но «70 секунд полета» и распечатки переговоров - «… закрылки, с%ка» спасают положение тех, кто на ходу сочиняет версии крушения самолета.

11. Большой радиус разброса фрагментов корпуса самолета


Разброс обломков самолета зафиксирован на расстоянии от 1,5 до 7 км. Есть информация о 15 км. При ударе о воду с небольшой высоты такое просто нереально.


Объяснение официальных лиц - «скорость самолета была большая и обломки спланировали в воде» (варианты - «разлетелись при ударе о воду», «унесло течением») на семь километров, когда они тонули на глубину 30-60 метров - ну это просто смешно. Вот имеющая обтекаемую форму автоматная пуля при скорости 3000 км/час - «спланирует» в воде не более 5 метров в длину (глубину), после чего вода полностью погасит инерцию движения, и пуля вертикально утонет. «Титаник» затонул на глубине 3,8 километра. А расстояние между его обломками не превышает 1,6 км. Вдумайтесь в эти цифры и сравните - а ведь в Атлантическом океане течение не в пример сильнее, да и глубина - 3,8 км против 30-60 метров…


Сколько самолетов приземлялось на воду, но примеров такого разброса не было что-то. Да, и насчет силы течения - можно ведь следственный эксперимент провести…


Достаточно много экспертов приводят информацию о крушении других самолетов - и не могут привести пример аналогичных разрушений при ударе самолета в подобных ситуациях.


Это, конечно, только поддерживает версию о том, что самолет развалился в воздухе.

12. Найден 60-метровый (!!!) обломок (фрагмент) фюзеляжа Ту-154…


Возможно, чтобы доказать, что на борту не было никакого взрыва, водолазы «в ходе поисковых работ на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море близ Сочи обнаружили 60-метровый обломок фюзеляжа».


Это бы прошло как обычное сообщение, если бы не одно большое НО. Длина всех модифицикаций Ту-154 (всего самолета - от носа до хвоста) не превышает 47,9 метров. Кто не верит - смотрите справочники. Или Черное море усыпано 60-метровыми фрагментами больших пассажирских самолетов?




Чему верить? Первые новости были как раз о тонне…

14. Почему подняли так мало тел погибших?


Интернет-общественность сразу выдвинула два логичных варианта - либо всех разорвало взрывом на «фрагменты» и(или) тела содержали какие-то улики, которые нельзя было показывать общественности и родственникам (например - осколки и т.д.).


Варианты технической сложности поисков мы не рассматриваем - люди без водолазных костюмов ныряют с аквалангом на глубину 100 и более метров. Это рекорды, конечно, но для профессионала-водолаза работа на 30-70 метрах - не проблема.


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что тела большинства пассажиров самолета могут находиться внутри лайнера под водой, поэтому они до сих пор не обнаружены. Отвечая на вопрос, почему за сутки обнаружено всего 11 тел погибших, Кондратьев сказал, что в районе падения воздушного суда морское течение за сутки уже трижды меняло направление.


Если тела находятся внутри лайнера - то где тогда «главный» фрагмент самолета? Нет ведь его…

15. Эти непонятные спасжилеты


Появляется новость в СМИ, что некоторые погибшие, которых достали из воды, были в спасательных жилетах. Вот, к примеру, информация: http://www.trud.ru/article/26-12-2016/1345439_nekotorye_passazhiry_tu-154_uspeli_nadet_spaszhilety.html


«Люди в жилетах, готовились к эвакуации», - сказал собеседник агентства.


И тут же Министерство обороны России это сообщение опровергло (http://www.newsru.com/russia/26dec2016/lifejacket.html) и назвало «постыдными инсинуациями». А к чему так рьяно и болезненно реагировать? Как говорится, это ж-ж-ж неспроста…

16. С черными ящиками вообще все непонятно


«Крупные обломки самолета, в том числе оторвавшийся хвост, нашли на глубине около 70 метров. Их обнаружили с помощью эхолота, зарегистрировавшего на дне несколько крупных предметов». Почему их не нашли при помощи сигналов с «черных ящиков»?


Оказывается, черные ящики именно этого самолета не были оборудованы радиомаячками… А почему?


Почему толку от «черных ящиков» как от козла молока всегда?


Даже непонятки с количеством «черных ящиков». Вообще-то их должно быть три.


« - …Сколько самописцев было? Сегодня журналистам объяснили это?


- Сергей Байнетов (начальник службы безопасности полетов авиации ВС - прим. ред.) сегодня сказал, что было только два самописца, третьего самописца не было , все это недостоверная информация в средствах массовой информации. Первый - речевой самописец, а второй уже параметрический. Как сказал Байнетов, что специалисты, которые обнаружили эти ящики, не сразу смогли понять , какой они достали - сначала подумали , что параметрический, но вот произошла ошибка, только когда они его вскрыли, поняли , что это все-таки был речевой самописец ».




Без комментариев. Хотя очень хочется их дать.


Позволим себе задать несколько риторических вопросов.


А что, действительно по внешнему виду речевой самописец от параметрического отличить нельзя? Никакой там нет полосочки или обозначения? Хочется смайлик поставить… Почему нельзя поставить видеонаблюдение в салон самолета и вести трансляцию в онлайн-режиме всего, что происходит в кабине? Неужели в век развития GPS-навигации нельзя с точностью до метра со спутника определить пропажу сигнала с самолета? На террориста наводят ракету при помощи сигнала с сотового телефона, а самолет засечь нельзя? Почему нельзя сигналы с бортовых самописцев передавать по спутниковой связи в режиме реального времени?


Почему бы не сделать так, чтобы «дублирующие» черные ящики «отстреливались» автоматически или при помощи пилота? Надо - поставьте десять ящиков, а не три (или два?)... Чего там скрывать-то - или данные о работе приборов являются государственной тайной? Пусть самописцы, записывающие несекретную информацию, плавают на поверхности воды и выдают сигнал - сделайте им положительную плавучесть…


Ряд вопросов поставлены, конечно, некорректно, но мы уверены, что «таинственность» всех авиакатастроф можно значительно уменьшить при помощи технических средств.


Только не нужно это никому - так ведь врать удобнее...

17. Сложности с расшифровкой «черных ящиков»


Сначала глава Минтранса Максим Соколов сообщает, что бортовая техника разбившегося самолета Ту-154 работала нештатно (источник - http://izvestia.ru/news/655361#ixzz4UEVvUisr), сообщено об «особой» ситуации на борту в течение 10 секунд. Потом лица, имеющие отношение к раследованию, сообщают, что самолет был технически исправен, и все работало в нормальном режиме.


Одна из последних новостей, прозвучавшая 28.01.2017 - сотрудники Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС Минобороны, в котором было начато расследование, "давно забыли, как работать с пленкой" (http://www.kommersant.ru/doc/3205030). Известно, что все технические параметры последнего полета Ту-154, произведенного в 1983 году, были записаны на аналоговый прибор, внешне напоминающий катушечный магнитофон, подобный тем, что были распространены в конце прошлого века. По этой причине военные были вынуждены обратиться за помощью к гражданским специалистам Межгосударственного авиакомитета (МАК), в функции которого входит расследование "гражданских" авиакатастроф. Эксперты сделали вывод, что все системы самолета были исправны до столкновения с водой…


В результате эксперты делают однозначный вывод о том, что имела место ошибка экипажа.

Можно еще долго продолжать о различных подробностях, связанных с авиакатастрофой: почти сразу же принято решение о расформировании (реорганизации) 800-й авиационной базы (АвБ) 2-го разряда, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154Б-2.


Кобзон, возможно, уже сам пожалел, что в первые часы после катастрофы сообщил СМИ о своем отказе лететь этим бортом - это тоже дало повод для различных слухов.


В общем, на вопрос «Что сейчас происходит в России?» - можно смело отвечать: «Врут…».



Напрашивается вывод, что подобное происходит и в отношении информации об экономике, и здравоохранения, и любых других вопросов… Как вот верить теперь официальным заявлениям должностных лиц в СМИ о средней зарплате по стране в сумме 37 тысяч рублей?


В отношении данного конкретного случая - возникает ощущение, что людей по максимуму дезинформировали. «Уводили» от истинной причины катастрофы.


Все изложенное нами в данной статье - не с потолка, а взято из открытых уважаемых источников. Любой может убедиться, набрав в поисковой строке соответствующий запрос.


Почему должностные лица сами себе противоречили, давая интервью СМИ? Почему было нельзя правду-то говорить сразу - тогда и сейчас? Хорош позориться-то…


Когда нет возможности сообщить реальную информацию - выгоднее не замалчивать ее, а вбрасывать кучу недостоверных и противоречивых фактов. Зачем? Да чтобы народ «устал» от информации и махнул рукой. А что там правительственная комиссия напишет через год - это уже никого волновать не будет.


Даже если это и был теракт - зачем скрывать от народа информацию? «Пожалели людей перед Новым годом» - вряд ли. Лучше бы 31 декабря нерабочим днем сделали…


Если действительно произошел теракт - то это влечет необходимость признания лишних жертв военной операции в Сирии, непонятной для большинства граждан России. Любому государству выгодна маленькая победоносная война, чем затяжной конфликт с большим количеством жертв. Ведь тогда отвечать придется на вопросы....


Возможно, именно в этом и кроется разгадка молчания и вранья о катастрофе Ту-154 над Черным морем 25.12.2016.


Если произошел теракт - значит, в следующий раз никакой проводник и никакой пассажир в поезде не возьмет для передачи «посылочку» - жизнь дороже. А сообщит лучше на всякий случай о подозрительном предмете.


И несмотря на громкие имена, никто не будет закрывать глаза на груз, провозящийся на борту - если досмотр, то досмотр всего и вся, без исключений.


Это ведь может сберечь жизни очень многих людей.


Мы не сомневаемся, что спустя какое-то время официальная версия катастрофы примет стройную и логичную форму, после чего в новостях все постепенно затихнет. И все изложенное в этой статье, возможно, потеряет актуальность.


Эта статья написана в режиме реального времени - в той последовательности, как информация появлялась в СМИ о катастрофе ТУ-154 над Черным морем .


А стройности и логичности официальной версии явно не хватает в течение всех сорока дней после катастрофы…


Проблема еще и в том, что недостоверная информация, утаивание фактов подрывают авторитет власти. Неизвестно еще, на кого работает «ответственный за информацию о катастрофе». Или «ответственные». Если на «наших» - то уж больно халтурно. Как сказал бы Остап Бендер - низкий сорт, не чистая работа…


Зачем самим себе делать хуже, "раскачивая" ситуацию в стране? Это ведь не нужно ни власти, ни простому народу.


Вот заявляют, к примеру, другие страны, что Россия виновна в том-то и в том-то - тут за примерами далеко ходить не надо.


«Наши», как всегда, неуклюже начинают оправдываться.


Однако, если народ постоянно будут обманывать «свои», и народ это видит (а народ все видит) - конечно, многие поддадутся и поддаются влиянию иностранной пропаганды.


Да и кто его знает, как там на самом деле оно все было…

P.S. от 14.03.2017.


Мы продолжаем следить за развитием событий, связанных с расследованием катастрофы Ту-154, происшедшей 25.12.2016 над Черным морем.


Итак, новость в СМИ от 14.03.2017.


Дальнейшее цитируем по материалам «Коммерсанта» (ссылка - kommersant.ru/doc/3241365):


По результатам технического расследования эксперты сделали вывод, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа.


Самолет, как показало 3D-моделирование, взлетел в абсолютно штатном режиме. После взлета экипаж тоже не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок - машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала (!!!???). Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч, а сразу после этого на борту, как выразился собеседник "Ъ", стала "стремительно развиваться нештатная ситуация". Выразилась она в том, что управляющий пилот - командир экипажа, который должен был дальше набирать высоту, - фактически перевел машину в режим посадки . Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд - до самого столкновения с водой - снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика .


По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу - в виде отражений на поверхности воды (!!!). В этой сложной обстановке пилотирующий летчик, по словам экспертов, должен был полностью довериться приборам, показания которых командир экипажа, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и физиологическим ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты (!!!) - в то время как на самом деле самолет снижался.


В общем, выводы экспертов содержат одно - виноват экипаж и все тут.

А теперь наш комментарий к этой новости.


Весь этот бред постеснялись даже показать по телевизору, поскольку эти новости 14.03.2017 сразу были раскритикованы интернет-общественностью.


И в самом деле, выводы «экспертов» не выдерживают никакой критики:


Про время полета мы уже писали ранее. Установлено, что самолет летел не минуту, а больше.


Про скорость полета - тоже. Ранее было установлено, и тоже экспертами, что взлетная скорость самолета составляла 345 км/час. Затем самолет только набирает скорость. Ранее экспертами утверждалось о скорости 500 км/час в момент столкновения с поверхностью воды. А ведь в новости от 14.03.2017 утверждается еще и об ускорении машины, вследствие чего «перегрузка могла создать у пилота иллюзию набора высоты». Ускорение - это физическая величина, для всех нормальных людей означающая увеличение скорости. Или, может быть, эксперты имели в виду «отрицательное ускорение», но забыли про это сказать? Ну не бред ли?


Про звезды, которые отражаются на поверхности воды, по которым и ориентировался пилот, наплевав на показания приборов, мог написать только обкурившийся наркоман. Этой ночью было облачно, и никаких звезд ни на небе, ни в воде просто не могла быть видно «с высоты 250 метров». В конце концов, пилот ведь был далеко не новичок, чтобы «по звездам ориентироваться» при взлете, полностью «проигнорировав приборы».


А как же показания «свидетеля», который ночью видел, как самолет летел, как «мотоцикл на заднем колесе»? Как же быть с обычным плановым «контролируемым снижением» самолета при посадке в этом случае? В общем, где-то врут однозначно.


А как же крики «закрылки, с%ка» при переговорах экипажа - как это объясняют теперь? А никак…


Когда самолет падает или снижается - это вообще-то чувствуют все, а опытные пилоты - тем более.


Нам не хочется повторяться про нестыковки и странности, связанные с катастрофой Ту-154 25.12.2016 над Черным морем - все уже и так изложено в нашей статье. И про разброс обломков, и про прочее…


Жалко экипаж, который не может теперь подтвердить свою невиновность. По крайней мере в Минобороны отрицают версию ошибки экипажа.


А официальной версии катастрофы от 14.03.2017 - незачет. Не осталось в резерве грамотных людей, которые хотя бы могли придумать что-то более объяснимое, нормальное и логичное? Мы уже об объективном расследовании уже и не говорим даже... Как говорится - на исходную...


P . S . от 01.06.2017


Наконец, 31.05.2017 стало известно об «истинных» причинах катастрофы.


Правительственная комиссия признала человеческий фактор основной причиной катастрофы - в качестве сопутствующих катастрофе факторов эксперты назвали «усталость и слабую профессиональную подготовку» экипажа.


Честно говоря, других выводов от правительственной комиссии и не ожидалось, но такого цинизма в выводах экспертов - не ожидали.


Оказывается, Ту-154 должен был совершить так называемый тренировочный(!) полет по категории ВТ (вне трасс) по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. То есть тренировка(!) осуществлялась на ансамбле им. Александрова...


После взлета «управляющий пилот оказался во власти соматогравитационных иллюзий». Вместо ориентировки по приборам, пилот ориентировался на «собственные физиологические ощущения».


Примечание: напомним, что речь идет о ночном взлете… Написать в выводах, что пилоты не обращали внимания на показания приборов - ну это уже чересчур...


По заключению комиссии - оказывается, вес перевозимого груза был всего 150 кг.


Примечание: ага, а вес одних только инструментов и реквизита у ансамбля им. Александрова сколько составляет, позвольте спросить?


Продолжать разбирать заключение комиссии нет смысла, все уже и так сказано выше…


Конечно, всем имеющим отношение к катастрофе проще всего свалить вину на экипаж - экипаж-то возразить уже не сможет...


Остается только надеяться, что рано или поздно люди узнают настоящую, а не придуманную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем…

В пятницу, 30 декабря, стало известно, что поиски тел жертв авиакатастрофы продолжатся до 9 января. Ранее специалисты завершили основную фазу поисково-спасательной операции на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море.

По данным Министерства обороны России, изначально рассматривалось свыше 15 версий крушения авиалайнера, но сейчас их вдвое меньше. При этом не снимается со счетов версия теракта, хотя взрыва на борту самолета не было.

После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы, что взрыва на борту не было. Теракт - это же не только взрыв, могут быть и другие причины, поэтому эту версию мы не снимаем, - пояснил начальник службы безопасности полетов авиации воздушных сил (ВС) РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, примерно в 5.40 по московскому времени в Черном море упал РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были найдены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил о нарушении правил полетов.

Как сообщил источник в экстренных службах, поиски жертв авиакатастрофы Ту-154 будут продолжаться до 9 января включительно. ()

20 тысяч сербских болельщиков спели песню в память о жертвах авиакатастрофы перед баскетбольным матчем сербского клуба "Црвена Звезда" и российского ЦСКА. ()

Семья доктора Лизы планирует похоронить ее на Новодевичьем кладбище. ()

Министерство обороны России окажет помощь семьям военнослужащих, погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 в Черном море.()

Первые похороны жертвы авиакатастрофы Ту-154 прошли в Мытищах. По словам замминистра обороны РФ Николая Панкова, в среду похоронена была помощница директора департамента культуры Минобороны РФ Оксана Батрутдинова.

Экипаж потерпевшего крушение Ту-154 был готов к проведению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетного задания, сообщил Байнетов.

Министерство обороны РФ пока не исключает версию теракта на борту Ту-154, сообщил журналистам начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.

«После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы о том, что во всяком случае взрывов на борту не было. Но теракт может быть совершен и по-другому, и пока мы эту версию не снимаем», - сказал он.

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

13 погибших в катастрофе Ту-154 будут похоронены на федеральном военном кладбище в Подмосковье

Сбербанк спишет долги по кредитам погибших при крушении Ту-154. Об этом журналистам сообщил министр транспорта России Максим Соколов.

Минобороны опровергло данные о третьем черном ящике у разбившегося Ту-154

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

Специалисты начали генетическую экспертизу тел погибших в ЧП с Ту-154

На сочинском берегу началась выкладка основных фрагментов упавшего Ту-154

По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, предварительные данные экспертиз по крушению Ту-154 могут получить в январе ().

Наиболее крупные фрагменты самолета Ту-154, потерпевшего крушение в Черном море, были обнаружены с помощью космического мониторинга места катастрофы, сообщил в четверг замглавы МЧС Александр Чуприян.

Министр транспорта заявил о нештатной работе техники на борту Ту-154.

Специалисты Росморречфлота завершили поиски на месте крушения Ту-154 в Сочи.

Тела 19 погибших при крушении Ту-154 подняты на поверхность.

Несколько останков тел погибших при крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ обнаружены в береговой черте в Адлере.

Комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 рассматривает около семи версий произошедшей трагедии, приоритетной нет. Об этом сообщил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.

Разбившийся под Сочи самолет Ту-154 практически полностью разрушился, сообщил на пресс-конференции в четверг глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Водолазы МЧС прекратили поисковые работы на месте крушения Ту-154. Спасатели совершили более 140 погружений и подняли тысячи фрагментов Ту-154.


Люди несут цветы и свечи к площади Южного мола морского порта в память о жертвах крушения ТУ-154 в Сочи

Расшифровка бортовых самописцев будет завершена в ближайшее время, возможно 30 января. Состояние обоих ящиков хорошее, сообщили в Минобороны.

Источник отметил, что пленка третьего бортового самописца разбившегося самолета деформирована, но подлежит частичной расшифровке.

Все обнаруженные обломки самолета Ту-154 подняты из воды, сообщает собеседник агентства.

Источник сообщил, что третий черный ящик Ту-154 разрушен.

Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена. На поверхность воды подняты практически все элементы разбившегося самолета, сообщил ТАСС источник в штабе поисковой операции.

Гергиев и оркестр Мариинки исполнят Реквием Верди в память о жертвах катастрофы Ту-154.

Во­до­ла­зы Юж­но­го ре­ги­ональ­но­го по­ис­ко­во-спа­са­тель­но­го от­ря­да и Цен­тра по про­ве­де­нию спа­са­тель­ных опе­ра­ций осо­бо­го рис­ка «Ли­дер» МЧС Рос­сии под­ни­ма­ют со дна Чёр­но­го мо­ря у берегов Сочи об­ломки са­мо­лё­та Ту-154. В по­ис­ко­вой опе­ра­ции при­ни­ма­ют учас­тие бо­лее 3,5 ты­сяч че­ло­век и свы­ше 500 еди­ниц тех­ни­ки, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Второй бортовой самописец был об­на­ру­жен се­год­ня и доставлен на берег око­ло 12 ча­сов. Работу спасателей по поиску фрагментов разбившегося самолёта и тел погибших в авиакатастрофе 25 декабря осложнила непогода. 28 декабря пошел сильный дождь с градом, а также усилился ветер.


Москвичи принесли цветы к офису международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза), погибшей в авиакатастрофе Ту-154

ФОТО: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Крушение самолета Ту-154 в Сочи могло произойти в результате человеческого фактора и технической неисправности. Предположение озвучено в оперативном штабе после изучения данных второго «черного ящика».()


Спасатели продолжают поиск фрагментов самолета в Черном море

МЧС Абхазии привлекло авиацию для поиска в акватории Гагры останков погибших в крушении ТУ-154 под Сочи, - сообщает для "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - В небе работают два вертолёта - Ми-2 и Ми-8. Они ищут мелкие фрагменты тел и личные вещи, которые могло принести в территориальные воды Абхазии верхними течениями. Помимо авиации, в поисковой операции от Абхазии задействовано 82 спасателя, которые прочесывают берег, два катера.

Министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу заявил, что выплаты материальной помощи в размере 5,8 млн рублей семьям погибших при крушении Ту-154 начнутся сегодня, 28 декабря.


Батискаф (слева), предназначенный для работ по поиску самолета Ту-154, в Имеретинском порту города Сочи

В ближайшее время специалисты начнут выкладку фрагментов Ту-154.

В Минобороны уточнили, что на месте крушения Ту-154 найдены 15 тел и 239 фрагментов.

На данный момент на поверхность подняты всего 17 тел погибших, 13 из них уже доставлены в Москву.

В 11 часов 50 минут к берегу Адлера подплыл катер со вторым "черным ящиком", и несколько сотрудников МЧС понесли его в штаб, расположенный на улице Просвещения, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.


Поисково-спасательные работы у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Минобороны РФ Ту-154

ФОТО: Владимр Веленгурин/Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

В настоящее время 45 морских судов обследуют более 100 квадратных километров акватории, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - При обследовании дна сотрудники МЧС используют гидролокаторы бокового обзора.

К поисковой операции привлечена и авиационная группа. В неё входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотники. Воздушными судами обследована территория в 240 квадратных километров. За последнее время найдено много личных вещей погибших. Наземные поисковые группы патрулируют побережье. Полиция ограничивает доступ на пляжи в Хостинском и Адлерском районах, куда течением может вынести фрагменты разбившегося лайнера. Всего в поисковой операции принимают участие 3600 человек и свыше 500 единиц техники, в том числе управляемые аппараты «Фалькон».

Со дна моря подняли второй "черный ящик" ().

Последний матч календарного года для сочинских хоккеистов начнется 28 декабря с минуты молчания.

– Соперником «Леопардов» станет московский «Спартак», – сообщил «ВМ» сочинский журналист Юрий Иващенко. – У каждого игрока будет траурная повязка в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154.

В связи с трагедией, случившейся с самолетом Ту-154 в минувшее воскресенье, администрация Сочи приняла решение отменить новогоднее праздничное мероприятие на площади Флага в ночь с 31 декабря на 1 января, - сообщил сочинский журналист Юрий Иващенко.

Один из пилотов во время падения самолета воскликнул о неисправности закрылков самолета. Затем послышался сигнал о сближении с землей и после - крик: "Командир, мы падаем!" ().


Черный ящик был обнаружен в ходе поисковых операций

ФОТО: Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

Специалисты подняли тела еще двух погибших ().

Водолазы обследуют хвостовую часть и хвостовое оперение самолета. Там находятся параметрические "черные ящики", которые пока не подняты на поверхность.

За время поисков, по словам источника в оперативном штабе, уже удалось найти более 1,5 тыс. обломков Ту-154, со дна подняли уже треть из них.

Спасатели обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море еще три тела погибших, общее число найденных тел увеличилось до 15.

Росморречфлот приостановил поиски на месте крушения Ту-154 из-за волн

Специалисты обнаружили большое скопление обломков потерпевшего крушение самолета Ту-154 и фрагментов тел.

– Обнаружено большое скопление обломков самолета и фрагментов тел на участке шириной от 2,5 до 5 метров и протяженностью 200 метров, – сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По его словам, три обломка нашли "на расстоянии 4,5 километра от берега на глубине около 20 метров". Размеры одного из них - 2 на 3 метра, второго - более 60 метров в длину, а третьего - около 5 метров в длину.

Система опознавания "свой-чужой" обнаружена на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море, на поверхность она еще не поднята


Ранее сообщалось, что специалисты обнаружили 17 тел и 223 фрагмента погибших.

Согласно данным оперативного штаба, крушение Ту-154 произошло от потери подъемной силы крыла.

Предположительно, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость была недостаточной для набора высоты, и самолет свалился, - сообщили в оперативном штабе.().

Новые очевидцы катастрофы самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем установлены и допрошены. Об этом сообщила представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Состояние двух бортовых самописцев Ту-154 приемлемое, они подлежат расшифровке, сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства об организационных мероприятиях в связи с крушением самолета Ту-154 в Краснодарском крае 25 декабря.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, потерпевший катастрофу 25 декабря, упал в Черное море на скорости более 500 км/ч, в момент трагедии он пытался совершить маневр вправо и летел с сильно задранным носом. Об этом сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

Cпециалисты приступают к расшифровке "черного ящика" с разбившегося самолета Ту-154, версия о некачественном топливе рассматривается в рамках расследования, заявил глава Минтранса Максим Соколов.

У сочинского морского порта недавно прошел городской митинг в память о жертвах авиакатастрофы Ту-154, на который собрались сотни людей с цветами и венками. На большой экран на площади до сих пор выводят фотографии и имена жертв трагедии, также звучат музыкальные композиции, которые исполнял ансамбль имени Александрова, - рассказал Юрий Иващенко.

Учредитель хосписа в селе Михайловское Северского района Краснодарского края Сергей Суслов принял решение назвать учреждение в честь погибшей при крушении Ту-154 в Сочи Елизаветы Глинки, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Доктор Лиза 1 марта этого года была здесь и говорила, что в хосписе любят пациентов.

Погода пока позволяет продолжать поисковые работы, - передает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Опускать водолазов и батискафы по данным спасательной службы Росморречфлота можно с высотой волны до полутора метров. В настоящий момент высота волны достигает одного метра. Ухудшение погоды ожидается завтра, 28 декабря. Поэтому специалисты торопятся провести как можно больше подводных операций. Дно в зоне поиска было разбито на 15 участков, и за вчерашний день успели проверить 7 из них.

На дне моря были найдены еще три фрагмента самолета, в том числе двигатель и стойка шасси, - сообщает ВМ " сочинский журналист Юрий Иващенко. - Сейчас ведутся работы по их подъему и доставке на берег. В основном секторе поиска продолжают работать 98 водолазов и 14 различных глубоководных аппаратов. Сегодня погода в Сочи пока не мешает поисковикам: северо-западный ветер (8–10 м/с), дождя пока нет, видимость хорошая, волнение моря составляет 3–4 балла.

Минобороны сообщило об обнаружении еще трех фрагментов Ту-154, в том числе двигатель, стойка шасси и элементы обшивки.

Обнаруженный ранее "черный ящик" доставлен в Люберцы. Специалисты оценили состояние контейнера как удовлетворительное.

Источник назвал возможные сроки расшифровки черных ящиков Ту-154. По его словам, получить информацию с бортовых самописцев можно будет в течение суток, так как их магнитная лента находится в хорошем состоянии, передает РИА Новости .

2 января в Российской академии музыки имени Гнесиных пройдет концерт памяти погибших в авиакатастрофе.

Сейчас в Сочи работают 39 морских судов - они обследовали более 100 км² акватории, - сообщил "ВМ сочинский журналист Юрий Иващенко. - К работе приступили два глубоководных батискафа Русского географического общества. Их главная задача - детальная разведка участка дна размером 1 на 3 километра по направлению предполагаемого разброса обломков.

По информации МЧС в поисковую авиационную группу входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотные аппараты - они обследовали в Сочи свыше 240 км² морской поверхности.

Обнаруженный утром телеуправляемым аппаратом «Фалкон» на глубине 17 метров в 1600 метрах от берега с"чёрный ящик" в ближайшие часы доставят самолетом в подмосковные Люберцы, где находится Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко.

На фрагментах самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу на Черном море, а также поднятых из воды телах погибших, на данный момент не обнаружено следов взрывчатки и повреждений, свидетельствовавших о внешнем воздействии, сообщили источники, знакомые с ситуацией.

Глава Минобороны Сергей Шойгу поручил выделить семьям погибших в авиакатастрофе сотрудников ансамбля имени Александрова 70 квартир. Он также подчеркнул, что ведомство делает все для расследования причин трагедии.

Патриарх Кирилл называет жертв катастрофы Ту-154 символами национальной жизни и гордости.

Водолазы совершили более 70 погружений на месте крушения Ту-154.

Росморречфлот обследовал всю поверхность моря в районе падения Ту-154.

На дне моря нашли семь крупных обломков самолета. Четыре из них уже подняли, остальные три достанут сегодня.

По словам источника, контейнеры с бортовыми самописцами достаточно герметичны, чтобы пролежать в воде более 36 часов. Однако он отметил, что желательно достать их именно в течение этого времени.

В оперативном штабе на месте ЧС сообщили, что первые данные с основного бортового самописца разбившегося Ту-154 могут появиться к пятнице.

"Черный ящик", найденный на месте крушения самолета Минобороны, внешне не пострадал, сообщил источник в экстренных службах.

Тела еще двоих погибших найдены на месте крушения Ту-154

Полеты самолетов Ту-154, которые эксплуатируются российскими силовыми ведомствами, приостановлены до выяснения причин крушения над Черным морем, сообщил "Интерфаксу " во вторник источник, знакомый с ситуацией.

Стало известно, что Министерство обороны привлекло к поискам обломков самолета и бортовых самописцев уникальные буксиры «Краб» и «Афалина», - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они оснащенные специальными эхолотами и подводными беспилотниками, имеющееся оборудование позволяет создавать трехмерную картину дна с точностью до нескольких сантиметров. Буксиры небольшие, но способны действовать в плохую погоду, сильный ветер и даже шторм. Суда могут находиться на одном месте, сканируя подводную обстановку.


Фрагменты воздушного судна были обнаружены в море в 1,5 километра от берега

В Минобороны уточнили, что обнаружены пяти фрагментов разбившегося самолета, в том числе части фюзеляжа и двигателей.

Минобороны подтвердило обнаружение "черного ящика".

Среди пострадавших в авиакатастрофе были 28 жителей Московской области. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев, передает агентство городских новостей "Москва ".

Поисковики обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море 12 тел и 156 фрагментов погибших.

Один из бортовых самописцев разбившегося самолета был поднят из воды. В ближайшее время черный ящик воздушного судна доставят в Москву, где специалисты Министерства обороны будут осуществлять его расшифровку.

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Разрушения хвостовой части самолета Ту-154 предварительно свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду. Об этом сообщил источник в силовых структурах.


По последним данным, на месте трагедии обнаружены тела 19 погибших, а также ряд фрагментов тел.


Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Касьян собирает свой урожай", - говорят в народе. И еще - добавляют: быстрей бы этот год закончился.

Действительно - быстрее бы. Год был очень тяжелый, и в глобальных масштабах, и в личных - столько трагедий вокруг... Столько страшных событий. И вот под занавес, в последнюю предновогоднюю неделю, - авиакатастрофа в Сочинской акватории. Катастрофа ТУ-154. Гибель легендарного ансамбля им.Александрова, журналистов, экипажа. Ушла от нас и Елизавета Глинка, легендарная доктор Лиза, личность уникальная. Ее звали "Московская мать Тереза" ().

Новые коленца пляски на костях

Колонка редактора отдела "Новостей" газеты "Вечерняя Москва" Алексея Зернакова

Не успели остыть тела музыкантов, журналистов и пилотов, ставших жертвами страшной авиакатастрофы над Черным морем, как проснулись наши украинские «друзья». В унисон им начали звучать и тоненькие ломающиеся голоса отдельных деятелей, самоопределяющих себя как либералов.
Дескать, полетели давать концерт послу Андрею Карлову (тому самому, который был застрелен террористом на прошлой неделе в турецкой столице – Анкаре) – туда им и дорога. «Да, да», – слышится подтявкивание шакальими голосками, – «Оккупанты, убийцы мирных сирийских оппозиционеров». Для справки, это тех самых, которые морили голодом и расстреливали мирных жителей в Алеппо, а потом заживо сжигали взятых в плен бойцов армии противника. Пляски на костях набирают обороты. Все новые коленца, кренделя и фортели ().

Они улетели на войну и ушли героями

Колонка нашего корреспондента обозревателя Андрея Коца

Уходящий декабрь 2016 года оставил в календаре очередную страшную трагедию: над Черным морем в авиакатастрофе погибли 92 человека. Летчики, наши коллеги журналисты, знаменитая врач-волонтер Елизавета Глинка. И 64 военных музыканта Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Лучшие солисты, первый состав ().

ПАМЯТЬ

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря.

В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 т топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем.

В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму. В его баках было 35,6 т топлива.

По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 т составил около 110 т.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/с вместо обычных 12-15 м/с.

Через 2 секунды после взлета командир экипажа потянул на себя штурвал, задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-12 градусов. Для управляющего перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку закрылков экипаж начал на высоте 150 м и на скорости 345 км/ч. С учетом значительного превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало производить на более высокой скорости.

Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет с массой, а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она меньше). Поэтому при определенном весе скорость может оказаться такой, что до уборки закрылков она будет больше скорости сваливания, а после — меньше.

На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй пилот, по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.

Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное движение — отдал штурвальную колонку от себя и затем вдруг снова взял ее на себя, потеряв в маневре и без того небольшую высоту.

Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система, сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков составлял 5-7 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет свалился в крен 30 градусов.

В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает внимания. «Мы падаем!» — кричит второй пилот.

Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов. При этом продолжался разгон самолета до 500 км/ч. Скорость возрастала, крен увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154 практически не было.

Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с водной поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его обломки разбросало на большой площади.

В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.

До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха — 5 градусов выше нуля, влажность — 76%, давление — 763 мм рт. ст., боковой ветер — 5 м/с. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной полосы в Адлере всего за два месяца до катастрофы — 1 октября 2016 года.

Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/ч. Со скороподъемностью 12-15 м/с экипаж приступил к набору высоты. На высоте 450 м был осуществлен доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-14 секунд были убраны закрылки, до этого стоявшие во взлетном положении — 28 градусов.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно — и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском.

Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу.

Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 т, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако не хватило высоты.

Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том, что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.

На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, и «Звезды». Всего погибли 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Эксперты указывают, что самолетом управлял очень опытный экипаж

Самолет Ту-154 министерства обороны России разбился утром в воскресенье над Черным морем. Крушение произошло через несколько минут после вылета из аэропорта Сочи, где борт останавливался на дозаправку, перед тем как продолжить путь на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии.

Российские власти заявляют, что изучают все возможные версии произошедшего, однако ФСБ настаивает, что никаких признаков того, что это был теракт, пока не найдено.

На борту находились 92 человека, в том числе артисты хора ансамбля имени Александрова, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка и девять сотрудников федеральных телеканалов.

Валерий Шелковников, член правления всемирного Фонда безопасности полетов:

"Всё, с одной стороны, просто. Расследователи авиационных происшествий всего мира в своей работе основываются на трех основных вещах: человек, машина и окружающая среда.

Насчет человека: вчера замначальника службы безопасности полетов авиации вооруженных сил Байнетов Сергей Дмитреевич сообщил, что командир экипажа был очень опытным человеком.По военным меркам, три тысячи часов налета - это подготовленный пилот.

Машина. 1983-го года. Старая машина или стареющая? Но американский Б-52 летает около 50 лет. Я знаю американские грузовые компании, которые используют самолеты Боинг 747 45-летнего возраста. И такого много. Есть специальная концепция использования старых и стареющих воздушных судов. Если за ними следить, то они продолжают успешно летать. Единственное препятствие - дорогое обслуживание.

Я был на Аляске, там есть компания "Алеутские реки", может быть я ошибаюсь в названии, - я сам летал на DC-3, он перевозит там рыбаков, местное население. Но это же самолет Второй мировой войны!

Вчера мой друг, бывший шеф-пилот компании FinnAir Урпо Коскела прислал мне свою версию - обледенение. Он говорит, что крыло обледенело. Хотя в Сочи было тепло, +3 или +4, но топливо было холодное. Вот он такую версию рассматривает.

Обледенение - очень опасная вещь. Они могли не обнаружить, и на крыле, на хвостовом оперении мог образоваться лед, а лед сразу нарушает аэродинамику. Теряет управление мгновенно.

Если вы слышали радиообмен, то диспетчер старта спрашивает: "Откуда рассчитываете взлет?"

Экипаж отвечает: "От начала (полосы), тяжелый". То есть, у него всего-то полсалона пассажиров; что у него в багажных отсеках - одному ему известно. Наверное, заправились "под завязку" топливом, а в таких ситуациях, как вы знаете, даже немножко льда на крыле - это конец.

Пилот, правда, ничего не сказал в эфир. Ящики найдут, тогда по внутрикабинным разговорам мы что-то сможем определить.

Теракт - этот вариант там тоже рассматривается. Но в Сочи аэропорт, который готовили к Олимпийским играм. Олимпийские игры провели без сучка и задоринки, с точки зрения авиционной безопасности. Я совсем недавно был там - там тщательно проверяют пассажиров. Может быть, менее тщательно, чем в израильском аэропорту, но…

Можно рассматривать версию, что кто-то сбил самолет из ПЗРК. Может такое быть. Когда мы летали в Афганистан на самолетах Ту-154 и Ил-76, то на самолетах устанавливались так называемые "тепловые ловушки", чтобы избежать воздействия душманских ПЗРК.

С консолей крыльев каждые пять секунд выпускалась ракета, и температура этой ракеты была больше, чем температура выхлопных газов двигателей самолета. И ПЗРК стала неэффективной.

А сейчас обстановка очень серьезная, надо самолеты предохранять от этого дела. Израильские коллеги прислали информацию о решении их правительства оснастить парк гражданских воздушных судов системами защиты от потенциальных угроз переносных зенитно-ракетных комплексов.

Но это всё версии. Версий много".

Урпо Коскела, бывший шеф-пилот компании FinnAir:

"Я посмотрел на климатические условия в Сочи на момент аварии. Если самолет прибыл в Сочи после большого перелета (из Москвы и так далее), то топливо в крыле стало холодным (так называемый "эффект переохлажденного крыла").

Пока самолет стоял на перроне, над холодной верхней поверхностью крыла образовался микроклимат. Влага над холодной верхней поверхностью крыла оседала на нее, создавая слой прозрачной наледи, который очень трудно заметить, если вы не знаете об этом заранее (обнаружить такой лед можно только наощупь). Этот слой прозрачной наледи существенно ухудшает аэродинамические характеристики крыла при взлете. Самолет может резко потерять скорость и перевернуться, особенно на вираже.

Со мной один раз так произошло во время испытаний. В "Дуглас эйркрафт" сначала отвергали возможность появления наледи на крыльях, но поверили, когда я им предъявил фотографии.

Я рассказал об этом случае на своей лекции в Лос-Анджелесе. Но из шестисот человек, присутствовавших на ней, мне поверили буквально единицы.

Мои слова нашли подтверждение после того, самолет DC-9 компании SAS совершил аварийную посадку за взлетной полосой аэродрома из-за отказа обоих двигателей. Оказалось, что во время увеличения угла атаки для создания подъемной силы, когда крыло изгибается, эта наледь попала в двигатели, которые тут же заглохли.

Если так произошло в Сочи, обнаружить это будет уже невозможно - лед ведь уже растаял. Но я думаю, над этой версией стоит серьезно подумать, не так ли?"

Виктор Саженин, заслуженный пилот России:

"Теоретически [у Урпо Коскела] изложено всё верно, но применить к данному конкретному случаю невозможно.

Если бы самолёт набрал льда ещё при заходе на посадку в Сочи, то экипаж уже тогда бы почувствовал ухудшение аэродинамических характеристик самолёта и потребовал бы обработку самолёта на земле противообледенительной жидкостью.

Температура заправляемого топлива наверняка была положительной, а не отрицательной, как пишет автор. Мы с вами знаем климатические условия в Сочи, а температура наружного воздуха была там +5 градусов. Лёд на крыле (если он там был) точно бы уже растаял за время заправки и стоянки самолёта на перроне.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption К этому моменту спасателям удалось обнаружить тела только 10 человек

Падение температуры топлива на пять градусов в час не является корректной, это больше зависит от температуры воздуха за бортом и наличии или отсутствии инверсионного слоя. А самолёт провёл в воздухе всего две минуты".

Вадим Лукашевич, независимый авиационный эксперт:

"Остаются версии, которые были названы еще вчера - это техническая неисправность и теракт. Возможно, столкновение с птицами, какое-то внешнее воздействие, но не враждебное, природное.

Я менее всего склонен верить версии ошибка пилотирования. Потому что, как выяснилось, командир экипажа, пилот, имеет налет около трех тысяч часов и выполнял целый ряд функций. В частности, по свидетельству космонавта Павла Виноградова в "Фейсбуке", я прочитал, что они были знакомы, потому что этот пилот неоднократно возил космонавтов и космических специалистов на Байконур и назад.

А эти задачи доверяют только очень высококлассным пилотам. Там же, когда летят на Байконур, то на случай каких-то непредвиденных ситуаций основной экипаж летит одним самолетом, а дублирующий экипаж летит другим. Специально для того, что если основной экипаж, не дай бог, погибнет в авиакатастрофе, то полетит дублирующий экипаж.

Это я говорю о том, насколько высоки требования безопасности к транспортировке экипажей из Центра подготовки космонавтов в Щелково под Москвой в Байконур. И если такой человек возил этих людей, то вы понимаете, что это пилот высочайшего класса. Я не думаю, что здесь ошибка пилотирования.

(О версии обледенения)

Почему нет? Ведь самолет обледеневает не в самом Сочи, а обледеневает сразу после взлета. Можно вспомнить гибель Боровика, журналиста, который разбился на Як-40 в Москве.

Но я думаю, что, наверное, это маловероятно, потому что это, во-первых, все-таки Сочи и температура там была существенно выше ноля. И он не успел набрать большую высоту - там бы, где началось интенсивное обледенение.

Хотя черт его знает… Но мне эта версия не кажется такой уж вероятной. Теоретически это возможно. Но теоретически может быть и так: он делал разворот, груз в багажном отсеке сорвался почему-то, лег на один борт, возник крен. Но это, знаете, сильно притянутые за уши версии.

(О молчании пилотов перед крушением)

В крайней ситуации пилотам, как правило, нужна некая помощь "земли". Яркий пример - "Чуда на Гудзоне", когда летчики тут же запросили посадку и так далее. Конечно, когда возникает какая-то очень быстротекущая ситуация, которая развивается пять, десять, двадцать секунд, все равно у летчика есть возможность нажать аварийную кнопку.

Я бы не сказал, что версия теракта - основная. Есть косвенные свидетельства, но на них сложно опираться. Например, называется большой разлет обломков, полтора километра. Но как я понимаю, если бы это было на поверхности земли - да. А это непонятно где. Если это на морском дне - тоже да. А если имеются в виду обломки, которые просто плавают под действием ветра и течений, то это как раз-таки нет.

Естественно, летчики вот ничего не сказали - это непонятно. То есть есть факторы, которые говорят в пользу версии теракта, но сейчас говорить, что это основная версия, преждевременно".

«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .

Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.

На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.

На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.

Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.

Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.

Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:

— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.

Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:

— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.

— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.

Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.

Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.

«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.