Западный котлин и форт "шанец". Неизвестный Кронштадт

Практическое ознакомление с укреплениями Кронштадтской крепости началось с фортов «Шанц» и «Риф» , расположенных непосредственно на острове Котлин , на его западной оконечности.

Как добраться?

Пасмурным ноябрьским днем 2011-го года мы доехали автобусом до острова. Сразу от остановки двинулись вдоль асфальтированной дороги на западную часть острова, мимо Морского кладбища, заколоченных домиков детских лагерей отдыха… Минут 25-30 бодрого шага – и мы достигли колючей проволоки, огораживающей правый (северный) фланг форта. До этого места по острову ходит, но довольно редко, автобус №3.

История форта "Шанц"

Форт "Шанц" был создан для защиты города от шведов во время Северной войны в 1706 году. Первоначально это был земляной редут «Александр-шанец», примыкавший к северному побережью острова. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили «Александровскую» батарею. Для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». В связи с угрозой атаки англо-французской эскадры летом 1855 года все эти сооружения были перестроены. Еще большая реконструкция была проведена на рубеже XX века, после чего форт получил название «Шанц» .

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а часть казематов были переделаны под командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. В Великой Отечественной войне батарея участия не принимала, но здесь базировались два 180-мм орудия Отдельной железнодорожной батареи, передвигавшихся по ветке Кронштадт - форт «Риф».

Как уже упоминалось, северную часть форта до сих пор занимают военные склады связи, а центральная и южная часть форта открыта для свободного доступа. Повсюду следы запустения и разграбления: срезанные металлические конструкции, выкорчеванные кабели... Часть подземных переходов и потерн просто засыпана для исключения проникновения.

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Когда Петр Первый закладывал новый город под самым носом у шведов, с которыми тогда воевал, он должен был тщательно продумать систему обороны. В Финском заливе находится немало островков. Они, при разумном использовании, могли послужить надежной защитой Санкт-Петербурга. Самым удаленным от города островом является Котлин. Ему и надлежало охранять вход в бухту от шведских судов. Поскольку Котлин принимал на себя первый удар потенциального противника, он должен был быть хорошо укреплен. В 1703 году лично Петром Великим был заложен первый камень крепости Кроншлосс. Приблизительно в то же время царь основал и город на острове Котлин. Он получил название Кронштадт. По военным канонам того времени, крепость должны были дополнительно охранять земляные фортификационные валы - шанцы. Их до настоящего времени сохранилось несколько, в худшем или лучшем состоянии. Предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию в один из них - форт «Шанц».

Как добраться до Кронштадта

Чтобы ознакомиться с достопримечательностями укреплений Санкт-Петербурга, сперва нужно приехать на До 80-х годов прошлого века это можно было сделать только по воде. Так что поездка во многом зависела от погодных условий в Невской бухте и Финском заливе. Сейчас остров соединяет с большой землей дамба. Удобнее всего добраться до Котлина, чтобы посмотреть форт «Шанц», на автобусе № 101, который отправляется от станции метро «Старая Деревня». Уже через час вы будете на месте. Другие варианты: от станции метро «Черная Речка» ходит маршрутка К405; от с/м «Проспект Просвещения» - К407; от ТЦ «Мега-Парнс» - автобус № 816. Если вам больше по душе железнодорожный транспорт, то с Балтийского вокзала довольно часто курсируют электрички в сторону Калище и Ораниенбаума-1. Но и там нужно будет пересесть на автобус № 175. Если же вы хотите превратить проезд к острову Котлин в увлекательную экскурсию и не пожалеете на это 700 рублей, то можете добраться до Кронштадта по старинке - водным путем. Но это не рейсовые суда, которые отменили из-за нерентабельности с момента ввода в действие дамбы. Экскурсионные метеоры в период навигации (апрель-октябрь) отправляются с Васильевского острова, с

Форт «Шанц» (Кронштадт): как добраться

Весь наземный транспорт прибывает в центральную часть города. Конечными остановками маршруток из Санкт-Петербурга в Кронштадт являются Гражданская улица, площадь Рошаля или Дом Быта. Остров Котлин по размерам не очень большой, так что до его укреплений добраться можно и пешком. Но почему бы не воспользоваться местным транспортом? Тем более что один из городских автобусов ходит прямо в форт «Шанц» (Кронштадт). Как проехать к интересующей нас достопримечательности? Добираемся сперва до Ленинградской пристани. Там садимся на автобус № 2. Проезд стоит 15 рублей и оплачивается у водителя. Укрепление «Шанц» является конечным пунктом данного маршрута. Если вы путешествуете на своем автомобиле, вам следует двигаться от улицы Зосимова по Кронштадскому шоссе.

История постройки

Форт «Шанц» - один из первых оборонительных редутов крепости Кроншлосс. Он был заложен в 1706 году и показал себя в действии в ходе Северной войны. Впоследствии форт неоднократно перестраивался и укреплялся. Самая старая часть находится на правом фланге современного редута. Называлась она «Александр-шанец». Потом форт дополнили редутами «Михаил», «Николай» и «Литерой В» («Куртинной»). Все эти укрепления вместе назывались Александровской батареей. В конце девятнадцатого столетия прошла последняя масштабная перестройка, имевшая целью усилить оборонное значение форта «Шанц». Именно тогда линия укреплений получила это название.

Современная история укреплений

Но после Первой мировой стало ясно, что в нынешних условиях ведения военных действий форты оказываются бесполезными. Освободившиеся казематы использовали под базирование штабов. Во время Второй мировой войны форт «Шанц» в Кронштадте служил местом размещения железнодорожной батареи артиллеристов. После 1945 года все укрепления на Котлине и окрестных островках пришли в запустение. В некоторых из них устраивали испытания горючих и взрывчатых веществ. Говорят, что в каком-то из фортов зарыта ампула с вирусом чумы. В любом случае лучше не бродить по укреплениям без гида. Ведь несмотря на то, что форты объявлены объектами культурного наследия и взяты под государственную охрану, их состояние оценивается как крайне неудовлетворительное. Есть опасность обрушения потолка и обвала перекрытий.

Что представляет собой эта достопримечательность Кронштадта

И все же посетить хотя бы разок Александровскую батарею определенно стоит. Несмотря на полное запустение и следы вандализма, она будет интересна любителям фортификационной архитектуры. Батарея полностью перекрывает северную косу острова Котлин, служа защитой с севера не только Санкт-Петербургу, но и городу с таким красивым названием - Кронштадт. Форт «Шанц», построенный в конце девятнадцатого века на месте устаревших редутов, представляет собой длинный и высокий земляной вал. Он соединяет все три бетонные батареи. Центральная была предназначена для пушек, по флангам располагались мортирные редуты. На верху вала были установлены двенадцать открытых артиллерийский позиций, которые прикрывал высокий бруствер из бетона. Дворики, в которых стояли орудия, отделены двухъярусным траверсом. Можно увидеть бункеры для укрытия артиллерийской бригады и склад для снарядов.

Форт «Шанц» (Кронштадт): пляж

Купание в Финском заливе - это удовольствие на любителя. Но бывают в Санкт-Петербурге и очень жаркие дни. И тогда хочется окунуться и поплавать. Мало кто знает, что за фортом «Шанц» простирается длинная песчаная отмель. Вода здесь быстро прогревается, поэтому и купание доставит истинную радость, так что отдых вам покажется райским.

История строительства крепости Кронштадт - это история почти двух веков развития и совершенствования русской фортификации. Развивалась наша отечественная фортификация теми же путями, что и европейская. Правда общие тенденции развития у российской фортификации с крепостным строительством так называемой варварской Европы - т.е. европейских земель, которые не были завоеваны Римской империей. Начиналась и русская, и варварско-европейская фортификация с частоколов из бревен с заостренными концами поверх земляного вала. Римляне же свои крепости сооружали сразу из камня. К Средним векам разницы между крепостями бывших варваров и бывших цивильных народов уже никакой не осталось. Средневековые русские кремли и замки Европы того же времени отличаются лишь архитектурным стилем. Устройство крепости и суть ее обороны и в Европе, и в России были одинаковыми. Эта родственность европейских и российских крепостей доказывается и общими терминами в учебниках по военно-фортификационному делу, и одинаковыми названиями отдельных фортификационных сооружений. Так немецкое слово "schanze" обозначает отдельное полевое укрепление. Такое укрепление появилось в середине западной косы острова Котлин еще в 1706 г. Представляло оно из себя земляной редут. В начале XIX в на южном побережье Котлинской косы была построена дерево-земляная батарея. К 60-м годам XIX в на косе острова Котлин и на искусственных островах было построено аж 12 дерево-земляных батарей. К старому редуту петровских времен был добавлен редут для пехоты "Михаил" В самом конце XIX в появление на вооружении у многих стран фугасной артиллерии вынудило российских инженеров опять взяться за переустройство самой важной крепости империи. Тогда на северном и южном берегах Котлинской косы было построено из бетона в земляной обваловке по пушечной батарее, а между ними, на месте старого петровского редута сооружена мортирная батарея с хорошо укрепленным командно-наблюдательным пунктом. Эти сооружения и видит сейчас забредший сюда турист или любящий прогулки по мрачным казематам и потернам местный житель.
youtube.com/watch?v=KiyvpxOGU…
Северную батарею, которая, увы, недоступна, т.к. ее занимает действующая воинская часть, назвали "Александр-шанец", а южную - "Николай-шанец". Суть этих укреплений та же, что и у других фортов Кронштадта - бетонные орудийные дворики, разделяемые двухэтажными казематами. В нижнем каземате склад боеприпасов и подъемный механизм в шахте, с помощью которого снаряды подавались в верхний каземат, который занимали помещение для мобильного боезапаса и укрытие для орудийного расчета. Из верхнего каземата снаряды подавались непосредственно в орудийный дворик, к орудию.



Все сооружения форта "Шанец" (пушечные батареи по флангам и мортирная между ними) соединены общим земляным валом.

На левом фланге форта, между мортирной батареей и "Николай-шанцем" находился весьма внушительный по размерам пороховой погреб.

Перед земляным валом со стороны возможного неприятеля прорыт ров в виде заросшего сейчас кувшинками канала.

Пушечная батарея "Николай-шанец" держала под обстрелом южный фарватер крепости Кронштадт, идущий в С-Петербург. Ее верхние казематы для дополнительной защиты были обшиты железной броней.

Спустившись с ее крутого бруствера, можно выйти на пляж ЮБК Неизвестный Кронштадт. Прогулка по ЮБК . В виде небольшой башенки на горизонте отсюда неплохо виден Толбухин маяк, встречающий все суда, направляющиеся в С-Петербург и Кронштадт.

Это один из старейших маяков России. Он сооружен в 1719 г. и до сих пор исправно выполняет свою функцию.
Форты же Кронштадта свою функцию по защите сперва столицы империи, затем второго по значению города СССР с успехом выполнили. Ни город в дельте Невы, ни крепость на острове в Финском заливе, бдительно его защищающая, никогда с момента своего основания не были захвачены неприятелем. Мало какой город на Земле может похвастаться этим.


Мечта увидеть Форт сбылась. На машине мы добрались до Форта "Шанец", расположенного в национальном парке "Западный Котлин".

Самый плодовитый на строительство царь Петр I не только основал город Кронштадт, но и заложил пять береговых батарей, которые успели построить к 1705 году. А уже через год на месте Толбухинской батареи была построена крепость "Святой Александр".

Тут хочется отойти от рассказа об истории этого места, а поговорить о искажении названия и главное о появлении "вымышленных братьев". Начнем с того, что Петру очень нравились иностранные слова, поэтому укрепления он конечно называл шанец.

Шанец (нем. Schanze — укрепление, окоп) — небольшое земляное фортификационное сооружение, использовавшееся для защиты артиллерийских орудий.

Поэтому очень скоро крепость "Святой Александр" начали называть Александр-шанец. На южном берегу построили укрепление "Николай-шанец", а по центру чуть впереди пешехотный редут "Михаил". В 1824 году случилось наводнение, которое погубило очень многие постройки Кронштадта, в том числе и укрепления западного Котлина. Поэтому их после отстроили в камне. В 1855 году сооружения кардинально перестраивают в ходе спешного усиления Кронштадтской крепости, вызванного угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея №7 ("Александр-шанец"), на южном - батарея №8 ("Николай-шанец"), а между ними - батарея литер "В" (позднее получившая название "Куртинная"). Как говорят именно в то время в строительстве принимал участие инженер по фамилии Шанц и с тех пор приставка "шанец" в названии преобразовалась в Шанц. Хотя может и раньше, доподлинно не известно, однако во многих документах конца 19 века уже упоминается "Александр Шанц" и "Николай Шанц". И конечно возникла легенда о братьях, в честь которых назвали укрепления.

В конце XIX века укрепления очередной раз перестраивают, теперь уже применяя самые последние технологии того времени. Форт именуют теперь просто "Шанц" или "Шанец". Так термин до того успевший постепенно превратиться в фамилию, остался единственным именем укрепления.

Форт оснастили пушками и оснастили прожектором, построили шахты. К началу 1930-х гг. батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее "Шанц" установлено не было, в тоже время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея №19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт - "Риф". После войны форт совсем забросили, строения обветшали разделил грустную судьбу остальных фортов - ветшание, замусоривание, разрушение...Летом 2014 г. на форте «Шанц» и близлежащем пляже проходили съёмки фильма «Батальонъ».

К началу 1930-х гг. батарея "Шанц" утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря.

Сейчас это заповедник "Западный Котлин". Здесь даже есть экологический маршрут. Для большинства же это место для прогулок и пикников, а также рыбалки.

Мы конечно прошлись по укреплениям. Поражает масштаб и осознание, что по сути форт после перестройки не воевал.

Лучше бы его оставили в камне, тогда с чисто исторической точки зрения было бы намного интересней.

Май, а значит куча народу пришло жарить мясо.

Спустившись вниз, выходишь сразу на берег Финского залива. По всему берегу установлены беседки и места для кострищ, многие с котелками.

Пляжи здесь очень приятные. Даже не верится, что это Балтика.

Не удержались помочили ножки.

После возвращения домой читала на одном из форумов, что летом здесь многие купаются. Глубина небольшая, поэтому вода прогревается.

Памятник истории

Форт «Шанц»
Батарея «Александр-Шанец»

Страна Россия
Местоположение Кронштадт ,
Кронштадтское шоссе
Тип здания форт
Первое упоминание 1706 год
Дата основания 1706 год
Дата постройки 1706 год
Дата упразднения 1930 год
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810285013 № 7810285013
Состояние неудовлетворительное

Координаты : 60°01′32″ с. ш. 29°40′26″ в. д.  /  60.025556° с. ш. 29.673889° в. д. (G) (O) (Я) 60.025556 , 29.673889

Форт «Шанц» (он же Александровская батарея, он же Александр и Николай Шанцы) - памятник истории и архитектуры XVIII века . Расположен на западной окраине Кронштадта . Создан для защиты города от шведов во время Северной войны - в , несколько раз перестроен. Находится под охраной государства.

История

В 1706 году чуть впереди нынешнего правого фланга батареи был возведен земляной редут «Александр-шанец», долгое время являвшийся главным оборонительным сооружением на острове. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили деревоземляную «Александровскую» батарею. Дополнительно, для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». Все эти сооружения были кардинально перестроены летом 1855 года в ходе спешного усиления Кронштадта в связи с угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея № 7 («Александр-шанец»), на южном - батарея № 8 («Николай-шанец»), а между ними - батарея литер «В» (позднее получившая название «Куртинная»).

Без сколь-нибудь серьёзной модернизации укрепления просуществовали до конца XIX века, когда на их месте решили возвести группу батарей долговременного типа, получившую название «Шанц» (Форт «Шанц»). Строительство северной (пушечной) и центральной (мортирной) батарей началось в 1897 году и продолжалось 5 лет. Постройки выполнялись из бетона по принятым за основу проектам фортов «А» и «В», в которые вносились необходимые по местным условиям изменения. На пушечной батарее кроме основного вооружения установили четыре пушки, предназначенные для борьбы с возможными неприятельскими десантами. Для освещения прилегающего участка рейда на правом фланге поместили прожектор, скрывающийся при необходимости в шахте. Через некоторое время на левом фланге группы возвели южную (пушечную) батарею, аналогичную по постройкам, вооружению и оборудованию северной.

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее «Шанц» установлено не было, в то же время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт - «Риф».

Транспорт

Конечная остановка автобуса № 2

Примечания

Литература

  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2