Дворец на ленинградском проспекте. Петровский путевой дворец архитектора казаков

В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.

Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.

В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.

Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.

Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.

Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.

Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.

Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высоко­петровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.

Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.

Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.

С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.

Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.

Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.

Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.

Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.

Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.

Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.

Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.

Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.

Привет, друзья. С этим роскошным московским зданием связаны многие ключевые моменты истории России. Перед коронацией в нём останавливались Российские правители. Здесь ждал падения Москвы Наполеон. И называется это примечательное место Петровский путевой дворец.

Петровский путевой, или как его еще называют, Подъездной, дворец находится в районе Аэропорт на Ленинградском проспекте на въезде со стороны Санкт-Петербурга в Москву. Напротив знаменитого Ходынского поля.

Выглядит дворец празднично и шикарно. Позади дворца и сейчас можно увидеть то, что осталось от Петровского парка, который был разбит к началу XIX столетия. Сейчас это небольшая зелёная зона. Но именно — небольшая.

Осмотр дворца снаружи и прогулка по парку займёт примерно 1 час.

Внутрь дворца попасть можно. Как это сделать и, что находится внутри, я расскажу дальше.

История

Здание дворца — образец романтической неоготики.

Закончилась русско-турецкая война и Екатерина II приказала возвести новый дворец. Строительство длилось с 1776 по 1780 год.

По задумке на территории дворца должны были останавливаться на отдых знатные особы, направлявшиеся в Москву. Остановка по пути в Москву. Так появилось название — путевой дворец. Или иначе — императорская гостиница.

За проект здания и реализацию строительства отвечал знаменитый русский архитектор Матвей Казаков.

Здание получилось красивым и удобным. Своё назначение оно выполняло исправно. Здесь побывало немало высокопоставленных лиц. Более того, здесь останавливались все российские императоры.

Место стало своеобразной последней ступенькой в их пути к Российскому трону. Утром будущие монархи въезжали в Москву, и начиналось венчание на царство. Традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации положил Павел I.

Интересно о чём думают люди в ночь накануне коронации?

По иронии судьбы, во время военных действий 1812 года на пути в Москву здесь остановился Наполеон. В Путевом дворце располагалась его ставка. Отсюда он наблюдал, как горела, сдавшаяся, но непокорённая Москва.

У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

После бегства Наполеона здание было разорено. Восстановили его при Николае I. Причем реставрация велась около 10 лет.

К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.

Ходы́нка, Ходынская катастрофа - массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Википедия

В тот трагичный день, вопреки всему произошедшему, в Путевом дворце состоялся обед по случаю коронации Николая II.

После революции 17 года, здание дворца в разное время занимали музей Красной авиации и Военно-воздушная Академия СССР.

Наши дни

К началу 2000-х властями города было принято решение превратить строение в элитную гостиницу. Так появился отель Петровский Путевой Дворец .

Открытие отреставрированного здания уже в новом амплуа состоялось в 2009 году.

Сейчас помимо гостиницы здесь располагаются бассейн, сауна, пресс-центр, ресторан «Карамзин». Часто здесь проходят концерты.

Попасть сюда можно во время экскурсии, которые организовывает музей Москвы, или забронировав номер в отеле.

Гостиница находится под управлением знаменитого московского отеля Метрополь . Сами понимаете насколько хорошее здесь качество обслуживания. Здесь представлены номера разной категории от доступного Стандартного номера до, так называемых, Екатерининских палат с несколькими спальнями.

Кроме того, здесь можно проводить деловые встречи. Для этого предусмотрены просторные конференц-залы.

Ну и, конечно, опция, пользующаяся огромной популярностью – проведение свадьбы во дворце.

Есть несколько пакетов свадебных услуг разной стоимости. Что бы вы ни вы ни выбрали, не забудьте вписаться в график на желаемый месяц, подписать договор в офисе и подать заявление в Тверской ЗАГС Москвы. Обо всем остальном позаботятся организаторы. Вам останется только получать удовольствие и наслаждаться фотографиями со свадебной фотосъемки во дворце.

Официальный сайт: www.petroffpalace.mos.ru/ru

Экскурсия

Вот с экскурсией не всё так просто. Купить билеты рядом с дворцом невозможно. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода.

Экскурсии проходят не каждый день. Расписание плавающее.

Внимание! Приходить на экскурсию нужно с паспортом, по которому вы покупали билет.

Можно заказать экскурсию на группу, например, на класс или войти в состав сборной группы из одиночных посетителей (как войти в такую группу в музее Москвы мне толком не ответили). Поэтому билеты покупать надо заранее. Продаются они в Музее Москвы.

Запись по телефону: +7 495 637 70 05, [email protected]

Более удобный способ для одиночных посетителей — купить билеты через интернет.

На сайте Городское экскурсионное бюро (музей Москвы). Но это тоже не просто...

Самый простой способ:

1. Заходите на сайт бюро http://mosburo.com/

2. В таблице проверяете, когда будет экскурсия. Расписание плавающее.

3. Затем прокручиваете страницу вниз до красной кнопочки «купить билет».

4. Нажимаете на неё.

5. Попадаете на страницу с экскурсиями.

6. Прокручиваете вниз пока не найдёте Петровский путевой дворец.

7. Нажимаете на него.

8. Попадаете на страничку, где можно купить билет.

9. Выбираете число (стрелочка справа)

10. Стрелочка слева — показывает на число 6 — это число показывает, сколько мест осталось.

11. Нажимаете на кнопку оплатить, вносите паспортные данные свои и ребёнка (если вы с ребёнком идёте).

12. Всё. Уфф.

Приезжаете ко дворцу и находите своего экскурсовода.

У экскурсионного бюро музея Москвы есть группы в Фейсбуке и во В Контакте. Там выкладывается самая свежая информация и там же оперативно отвечают на вопросы.

Сколько стоит

У бюро есть эксклюзивная услуга — вы можете заказать экскурсию с экскурсоводом только для себя. Оплата как за группу и по предварительной записи.

Стоимость зависит от маршрута:

Дворец и парк

  • Экскурсии проходят в тёплое время (скорее всего с апреля по ноябрь или октябрь). Узнать по телефону это так и не удалось(
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00.
  • Стоимость: 750 р.
  • Льготный билет: 450 р.

Дворец

  • Расписание плавающее. Экскурсии не каждый день, но когда они есть, их может быть и 5 в день.
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00
  • Стоимость: 450 р.
  • Льготный билет (дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы): 250 р.

Экскурсия по дворцу состоит из трех частей:

1. Парадный двор;

2. Музейные залы (история строительства, восстановления и реконструкции дворца, коронационные торжества);

3. Парадные помещения дворца (Колонный зал, Казаковская лестница, парадный купольный зал и аванзалы второго этажа).

Как добраться

На метро. Ближайшая станция метро – Динамо. От неё 10 минут пешком (сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по аллеям выйдете прямо ко дворцу) или 5 минут на автобусе до остановки Петровский парк.

На машине из центра Москвы, поверните с Ленинградского проспекта на Правую дворцовую аллею и подъезжайте к чугунным воротам.

Автомобиль можно оставить на надземной или подземной парковке.

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец на карте

Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До свидания!

Вряд ли кто-то может не обратить внимание на красивое розовое здание Петровского путевого дворца, с готичными башенками на Ленинградском проспекте. А какие, наверное, красивые интерьеры, можно найти внутри Петровского замка! Однажды, прогуливаясь по Петровскому парку, я попыталась попасть на территорию, но не тут то было. Охранники у ворот не пустили меня даже во двор, но подсказали, что попасть внутрь можно с экскурсией. Ну что ж, найдем экскурсию, уж больно здание шикарное. А когда что-то недоступно, то еще интереснее.

Записываемся на экскурсию в Петровский путевой дворец

Найти компанию, которая организовывает экскурсии в Петровский путевой дворец, не составило труда. В одной из социальных сетей, мне пришло приглашение на это мероприятие. Стоимость была достаточно высокой - 700 рублей с человека, плюс фотосъемка за 150 рублей. Итого: 850 рублей с человека! Не хило, скажу я вам. Для сравнения: экскурсия во дворец Шарлоттенбург в Берлине (более 50 меблированных комнат) , с аудиогидом и съемкой обошлась нам в 18 евро. А говорят еще, что в Европе дорого!

При регистрации на экскурсию также требовалось предоставить паспортные данные, так как объект как оказалось режимный. Под режимным стоит понимать принадлежность дворца Правительству Москвы. Он так сейчас и называется: Дом приемов Правительства Москвы. Ко всему прочему, нужно было встретиться с организаторами и оплатить экскурсию заранее. Но это все мелочи, ведь впереди нас ждал настоящий дворец.

В назначенный день организаторы собрали нас в метро Динамо и всю толпу повели ко Дворцу. Восхищаться оградой времени было не много. Сделав буквально несколько кадров, вся группа очутилась перед тайным входом во дворец.

Тайна находится с левой стороны от парадного въезда.


Башня ограды Петровского путевого дворца

Внутри стоят железные рамки и суровый мужчина проводит контроль паспортов и легкую ревизию сумок. После всех этих манипуляций мы оказались во внутреннем дворике Петровского путевого дворца. Вот он, запретный плод! Завидуйте, проходящие мимо прохожие! Вы там, а мы здесь! Бе-бе-бе!

Внешний вид Петровского путевого дворца и внутренний двор

Здание Петровского путевого дворца было построено архитектором Матвеем Казаковым в 1768-1774 гг по приказу Екатерины II. Снаружи здание получилось весьма странным и необычным для того времени, так как декор эклектичен, т.е сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны характеризуют древнерусский стиль. При всем при этом присутствует классическая, четко выверенная композиция.

В 2014 году исполнится целых 230 лет этому дворцу, а им все продолжают восхищаться!

Разглядывать и обсуждать элементы внешней отделки можно очень долго, но экскурсионная группа ждать не будет. Экскурсовод музея Москвы пригласил нас во внутрь.

У входа во дворец нас встречала пара лебедей, вырезанная изо льда.


Чем знаменит Петровский Путевой дворец?

Как это ни странно, но название дворца не говорит нам, что его построили по приказу Петра I. Дворец был построен гораздо позже его правления, в 1768-1774, в честь окончания русско-турецкой войны. А Петровским назван по двум причинам. Во-первых, это название местности, где был построен дворец. Да-да, раньше район около м. Динамо не являлся престижным местом, почти в центре Москвы. Это было село под названием Петровское. А во-вторых, Екатерина II боготворила и уважала все русское, в том числе и Петра I.

Дворец был построен в качестве путевого, для отдыха царей после длинной дороги в карете из Петербурга в Москву. Все царские особы приезжали на венчание на царство в Успенском соборе Кремля, не смотря на то, что центр власти был в Санкт-Петербурге. Так сложилось исторически, и никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный Иваном Грозным.

Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Немудрено, что была необходимость в остановках и отдыхе после трясучки в карете, хоть и самой комфортабельной. Но все равно это не Мерседес представительского класса. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии. В резиденции в разное время останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей выставлены в колонной галереи на первым этаже дворца.

Особым явился 1812 год в истории Петровского путевого дворца. После страшного пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась ставка нашего недруга. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался. Именно эти события описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Работы по восстановлению пришлись на царствование Николая I. 10 лет лучшие архитекторы школы Казакова восстанавливали дворец, и в 1837 году здание снова очаровывало людей.

После революции Дворец перешел к военным. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, выпускниками которой являлись Ю.А. Гагарин, М.Терешкова и многие другие известные летчики и космонавты. Но в какой-то момент чиновники решили, что в Москве не нужно летное высшее училище. Подготовку летчиков отдали в Воронеж, а теперь Аэрофлот не знает, где брать профессионалов. Но зато здание Петровского дворца с 1997 года находится в ведении администрации города Москвы. Логика простая. Всегда дворец принадлежал царским особам, а сейчас чего?

С 1998 года во путевом Петровском дворце проводилась реставрация. После десяти лет работ он открылся в марте 2009 года и стал Дворцом приемов правительства Москвы.

Внутренние интерьеры Петровского путевого дворца

Экскурсия по залам Петровского путевого дворца охватывала несколько помещений на первом этаже, и четыре гостиных на втором.

Первый этаж Петровского дворца занимает выставка о прошлом дворца, истории его строительства, а также обитателях и важных событиях. С экскурсоводом нам повезло, было видно, что человек очень любит свое дело, с удовольствием рассказывает. Не часто увидишь такого увлеченного экскурсовода, который говорит, словно поет, попутно читая стихи.

На первом этаже Петровского путевого дворца

Экспонаты на первом этаже щенячьего восторга не вызвали: макет дворца, гравюры, несколько старинных дорожных вещей (сундук, путеводители). Интерес вызывает карта Москвы до и после Пожара, на которой отмечена территория, которая была охвачена пожаром. Зрелище надо отметить страшное.


На втором этаже Петровского дворца представлены восстановленные интерьеры гостиных. Среди них большой круглый зал, Петровская гостиная, кабинет Екатерины. При внешней помпезности стариной здесь «не пахнет». Все производит впечатление новодела и чего-то очень официального (что, впрочем, правда). А ничем не прикрытые камеры наблюдения, современные светильники над картинами, из-за которых блики на картине и на фотографиях, еще больше убивают атмосферу музея.

Самым впечатляющим залом на втором этаже является Круглый зал, с шикарным высоким куполом, расписанным в технике гризайль. То есть это живопись, при которой используются несколько оттенков одного и того же цвета, для имитации материальной поверхности. В данном случае лепнины. По словам нашего экскурсовода, когда здание дворца в 20-з годах прошлого столетия передали Военной академии, новоиспеченные учащиеся специально уничтожали интерьеры, стреляли по зеркалам и картинам. Однако, прекрасный купол удалось сохранить, подвесив под купол накачанный воздухом аэростат. Конечно, когда разрушительный запал молодежи спал, аэростат убрали. Но купол тогда уже мало кого волновал.


Общее впечатление об экскурсии неоднозначное. То есть, собираясь войти внутрь дворца надо нацеливаться на то,что внутри прошедшие реставрацию интерьеры и главная миссия здания далеко не музейная. Не стоит рассчитывать увидеть там что-то сохранившиеся со времен Екатерины II, что-то аналогичное пышности дворцов Санкт-Петербурга. На мой взгляд, дворец снаружи гораздо красивее, чем внутри. Однако, для удовлетворения интереса сходить можно.

Но все же гаденькое чувство разочарования долбило по мозгам.

Петровский дворец- молодоженам

Меня поразило, что свадебные фотосессии проводились также и во время экскурсии, и мы им, кажется немного мешали.

Прогулка по Петровскому Парку

В теплое время года очень приятно прогуляться вокруг Петровского дворца. Периметр внешней стены не назовешь маленьким, однако, декоративные башенки различных причудливых форм занимают внимание, и прогулка проходит легко.

Как записаться на экскурсию в Петровский путевой дворец

Есть несколько вариантов, как попасть на экскурсию во дворец. Можно найти в Интернете коммерческое туристическое агентство и выбрать наиболее удобные даты. Стоимость экскурсии составит от 700 рублей.

Более дешевый вариант) - записаться на экскурсию через Музей Москвы, подробнее можно узнать здесь. Стоимость экскурсии 400 рублей.

Не забудьте сразу приобрести билет на фотосъемку стоимостью около 150 рублей, на месте в Петровском путевом дворце его приобрести не получится.

И не забудьте паспорт, его проверяют.

Петровский путевой дворец, как добраться

М. Динамо, выход к Петровскому парку, Ленинградский проспект, д. 40.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

* Организатор экскурсии:

Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

Строительство Петровского путевого дворца

В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

Правый флигель со стороны двора

Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

1812 год и восстановление дворца

3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

Парадная лестница в стиле барокко

Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

Трагедия на Ходынском поле

Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
- До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

Вот она, смерть неминучая! И какая!

Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

Приемная на втором этаже

Дворцовая гостиная

Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

Информация для посетителей и карта

Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
  • Станция метро: Динамо

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Туристы, да и многие москвичи, гуляющие возле Петровского дворца в Москве, не предполагают, что это не просто красивый дворец и элитная гостиница. Это архитектурный памятник русской славы, напрямую связанный невидимыми нитями судьбы с главной гордостью россиян как в 1774, так и в 2014 году. Но обо всем по порядку.

Триумф императрицы

1774 год, 10 июля – день победы Российской Империи над Турцией. Именно в этот день закончилась долгая и кровопролитная русско-турецкая война, и между странами был заключен мир, открывшей России выход в Черное и Средиземное море и покончивший с набегами ханов на окраинные земли. Поистине, великое завоевание. Не удивительно, что государыня и ее подданные ликовали. И вот императрица задумала на этом месте построить Петровский путевой дворец, в котором можно было бы отдохнуть по пути из Москвы в Петербург. Этот прекрасный путевой замок должен был увековечить все величие победы. А множественные башни, окружающие центральное здание, напоминали архитектуру русских православных храмов. Должны были быть во дворце и некоторые восточные мотивы, напоминающие о победе христиан над османами. Архитектор Матвей Казаков с огромным количеством умельцев, блестяще выполнили свою работу.

Петровский путевой дворец сейчас

Находится Петровский путевой дворец в районе метро Динамо на Ленинградском проспекте. Замок отреставрированный и ухоженный. Правительство Москвы использует его для проведения торжественный мероприятий и приемов.

Но не только официальные лица могут побывать в этом красивом дворце. Самые обычные туристы при желании могут попасть туда на экскурсии. Правда, приобретая билеты туда загодя, люди могут услышать, что иногда экскурсия переносится на другой день из-за приема высокопоставленных лиц. Это ничуть не отпугивает гостей столицы, наоборот, им еще любопытнее побывать там, где бывают такие важные персоны.

Получается, что Петровский путевой дворец дает соприкоснуться не только с былым, но и с современной историей, творящейся прямо у нас на глазах. Это удивительное ощущение, когда идешь по роскошным залам и понимаешь, что вот только вчера тут была почетная делегация, и происходили события, которые в будущем войдут в историю России.

Дорогу молодым

Не так давно столичные власти решили сделать подарок будущим молодоженам, и теперь несколько дней в месяц в Петровском путевом дворце проходят бракосочетания. Несмотря на всю свою старину, замок отреставрирован с использованием ультрасовременных технологий. Задействованы современные материалы, работает система «умный дом», есть подземный паркинг и отличная шумоизоляция. Удивительное переплетение достижений прошлого и настоящего!

«Сердце» дворца – центральный зал. Зайдя в него, дух перехватывает от красоты, обилия света и простора. Удивительно, что в помещении нет окон, кроме нескольких маленьких, находящихся под самым куполом, который реставрирован в своем первозданном виде. Глядя на купол, создается впечатление, что эта красота – лепнина. На самом деле, это роспись в особой технике, дающей иллюзию объема, хотя рисунок совершенно плоский…

Много людей видели стены Петровского дворца: любопытных туристов, счастливых молодоженов, умелых мастеров, сильных мира сего, послов, придворных дам, бравых генералов, царей и цариц. Видели эти стены и чужеземного завоевателя Наполеона, который из окон этого дворца в 1812 году смотрел на горящую столицу и тщетно ждал «Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля». Вскоре завоеватель бежал из непокоренной России, спасая свою жизнь. А молчаливый свидетель, Петровский путевой дворец, снова и снова напоминает новым поколениям о сотнях тысяч храбрых воинов, обильно оросивших сухую крымскую землю своей горячей кровью.

Видео о Петровском путевом дворце

Адрес: г. Москва, Ленинградский пр-т, 40, ближайшая станция метро «Динамо».

Стоимость экскурсионного билета:

  • 400 руб. – полный;
  • 200 руб. – льготный.

Приобрести билет и узнать дату и время проведения экскурсии можно на сайте http://www.mosmuseum.ru.

Более подробная информация на официальном сайте дворца http://www.ppd.mos.ru.