Тон кремлевский дворец. Отзыв об экскурсии в большой кремлевский дворец

Путеводитель по архитектурным стилям

При Иване III здесь появился комплекс зданий. Самому царю не довелось пожить во дворце - его завершили уже при Василии III. Время и пожары не щадили постройку, но каждый раз ее отстраивали.

В 1768 Екатерина II заказала Василию Баженову перестройку дворца. Архитектор создал проект, по которому весь должен был превратиться в один дворец. По плану огромное сооружение спускалось террасами к набережной. А на его постройку только по предварительным подсчетам нужно было 20-30 миллионов рублей.

Баженов даже изготовил из лиственницы разборную модель размером 17м х 10м. А для нее построили одноэтажный Модельный дом. Эта модель впечатляла даже тех, кто был скептически настроен по отношению к проекту. Удивляло все: и техника изготовления, и размеры модели (во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек). Сейчас некоторые элементы модели хранятся в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева.

Начали сносить кремлевские постройки и южную стену , но весной 1771 года Москву захлестнула эпидемия чумы. За ней последовал бунт. Дорогостоящее строительство Кремлевского Дворца остановили.
На следующее лето вырыли котлован для фундамента. Но дальше стройка не двинулась из-за отсутствия средств. А весной 1775 года Екатерина II приказала засыпать котлован. Оскорбленный Баженов отказался руководить этой работой. При этом москвичи тоже были против грандиозной стройки, и порой архитектору приходилось спасаться бегством от разъяренной толпы.

В 1838-1849 годах архитектор К.А. Тон построил новый Большой Кремлевский дворец, который объединил постройки пяти веков. Николай I лично следил за ходом работ и утверждал каждый лист проекта. В результате получился дворец, который своими размерами и роскошью отделки превзошел все современные ему постройки.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Большой Кремлевский дворец состоит из системы корпусов и теремов, расположенных прямоугольником вокруг внутреннего двора. Там около 700 залов. Пять из них названы в честь российских орденов.

Ордена появились в Европе в XI веке как военно-монашеские и предназначались для крестовых походов. К XVII столетию они стали уже знаками отличия, и тогда их позаимствовал Петр I.

Каждый из орденских залов Большого Кремлевского дворца соответствует ордену названием, тематикой и цветовой гаммой декора. Например, в Георгиевском зале размещены мраморные доски с именами георгиевских кавалеров, в обивке преобладают оранжевые и черные цвета (как на георгиевской ленте), а в нишах установлены 18 колонн с мраморными статуями работы И.П. Витали, символизирующими победы русского оружия и земельные присоединения. До сих пор в Георгиевском зале вручают правительственные награды.

Главный фасад Большого Кремлевского Дворца тянется вдоль Москвы-реки на 125 метров.

До революции его украшали 5 белокаменных барельефов с гербом России и несколько барельефов с гербами исторических владений Российской Империи (Москвы, Казани и др.). После революции их спилили, так как в здании заседал Верховный Совет СССР. Место центрального двуглавого орла занял барельеф с гербом СССР, а вокруг расположились буквы: «С», «С», «С», «Р».

Во время реставрации Большого Кремлевского Дворца в 1994 году восстановили исторические барельефы на фасаде. Воссоздали также интерьеры Александровского и Андреевского залов, которые в 1932-1934 годах были объединены в зал заседаний. На реставрацию потребовалось около 350 миллионов долларов США.

Сейчас весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме , является Резиденцией Президента РФ. Здесь проходит церемония вступления президента в должность, а также подписывают ключевые международные соглашения.

А еще у Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.

Говорят, что... ...дерево для модели Большого Кремлевского Дворца Баженова взяли из разобранного тогда дворца Алексея Михайловича в Коломенском.

Большой Кремлевский Дворец на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Большого Кремлевского Дворца?

Большой Кремлёвский дворец - самый огромный и красивый дворец Кремля

Этот прекрасный дворец возводили с 1838 по 1849 год по приказу Николая I


Раньше на этом месте находился дворец, построенный ещё на рубеже XV-XVI столетий


Построить новый дворец на южном склоне Кремлёвского холма, вместо части крепостной стены, решила ещё Екатерина II, но он так и не был построен


Комплекс Большого Кремлёвского дворца включает также Гранатовую палату, Теремной дворец, Золотую царицыну палату и несколько дворцовых церквей


Внутреннее пространство дворцового комплекса некогда занимал один из самых древних храмов Москвы - собор Спаса на Бору, впоследствие уничтоженный в 1933 году советской властью. Вот как выглядит главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Главный фасад дворца смотрит на Кремлёвскую набережную. Большой Кремлёвский дворец отделан в стиле Теремного дворца, то есть исполненные в традиции русского зодчества окна украшены резными наличниками с двойными арками и маленькой гирькой посередине. Николай I хотел, чтобы дворец стал памятником славы русского воинства, поэтому пять его парадных залов названы в честь орденов Российской империи - Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский - и оформлены соответствующим образом. Вот как быглядит Георгиевский зал


Андреевский тронный зал


Александровский зал Кремля



Владимирский зал Кремля

Малахитовое фойе Кремля

Первоначально Большой Кремлёвский дворец был императорской резиденцией, но позднее в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были перестроены. Прежний облик этим залам вернули лишь в 1994 - 1998 годах. Сегодня Большой Кремлёвский дворец - это неотъемлемая часть резиденции Президента России, а в его залах проходят важные общегосударственные церемониалы

(среднее: 4,67 из 5)


Большой Кремлевский дворец - один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I. В настоящее время Большой Кремлевский дворец является парадной резиденцией .

Прогуляемся по его залам.

Фотографии Ильи Варламова

Еще мальчишкой я любил играть в Кремле - кататься по перилам мраморных лестниц, прятаться в лабиринтах бесконечных залов и коридоров, бегать по красным ковровым дорожкам. Чего мы только не делали, и на тронах сидели, и усы статуям подрисовывали... золотые были времена.

Потом один режим сменился другим и в Кремле поменяли замки. А дальше Бородин сделал в Кремле евроремонт. Теперь нет уже того Большого Кремлевского дворца моего детства, нет уже Андреевского зала, императорский трон уже не вызывает того трепета, что 20 лет назад. О каком трепете можно говорить, когда даже шкурки горностаев теперь пластиковые?

Недавно наткнулся на архив с осенней прогулки по дворцу...

Александровский зал получил свое имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году.



Также, как и Андреевский, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994-1998 годах восстановлен.

Один из самых парадных залов дворца. Назван был в честь ордена св. Георгия Победоносца, утвержденного Екатериной II в 1769 году и ставшей высшей военной наградой Российской империи.

На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».

Вентрешетки:

Виды с балкона...

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящен ордену Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды.

А еще мне не нравится, что в Кремль никого не пускают и не разрешают фотографировать... Скучно тут одному бродить...

Трон... Здесь я играл в царя:

Пластиковые горностаи... Как они могли?

Грановитая палата - памятник архитектуры в , одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 - 1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами:

Среди прочих сооружений и построек Московского Кремля Большой Кремлевский дворец выделяется особо. Его архитектурный ансамбль включает в себя не только основное здание дворца, но и Оружейную палату, храмы, Теремной дворец и апартаменты великих князей. Большой Кремлевский дворец в Москве был построен в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений , оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли .

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Бажено в придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

Строительство Большого Кремлевского дворца

Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г . и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.

И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец .

С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале .

Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем , перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

Дворец отапливался при помощи системы калориферов , которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета . Строительство полностью завершили в 1851 г ., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

До и после революции

В XIX столетии Большой Кремлевский дворец продолжали перестраивать и обустраивать. Работы затронули и древние постройки, входившие в ансамбль. Так для помещений Теремного дворца изготовили новую мебель и оконные переплеты из дубового массива, а его стены и своды заново расписали.

В самом Большом дворце ежегодно грунтовали крышу и подновляли штукатурку, следили за сохранностью тронных пологов, сшитых из меха горностаев. В 1883 г. во дворец провели временное электрическое освещение, и коронационные торжества проходили при полной иллюминации. Собственную систему электроснабжения дворец получил в 1895 г. Это позволило обеспечить сигнализацией помещения, где хранились особенно ценные предметы, и установить во дворце лифты . В начале ХХ столетия императорская резиденция в Кремле была присоединена к системе городской канализации, а ее водоснабжение и водоотводные коммуникации были основательно реконструированы.

Год 1917-й принес глобальные изменения. В помещениях дворца, несмотря на обращение наркома просвещения Луначарского , устроили не только резиденцию правительства, но и жилые квартиры для членов семей представителей новой власти и их обслуги. Нарком Луначарский, а также ученые, историки, художники безуспешно пытались привлечь внимание к ценностям и раритетам, хранившимся во дворце. Старинные гобелены XVIII века пропитывались паром кипящих самоваров, а на деревянных баварских столах ручной работы домохозяйки сушили и гладили белье. В 30-х гг. основная масса жильцов все же получила квартиры в городе и съехала, хотя самые упорные долгожители продолжали оставаться в Большом Кремлевском дворце до 1962 г.

В 1934 г. дворец было решено перестроить. Новая власть разобрала Красное крыльцо Грановитой палаты и устроила на его месте столовую для делегатов съездов и пленумов. Собор Спаса на Бору демонтировали, чтобы возвести гостиницу , а Андреевский и Александровский залы дворца превратили в пролетарский зал заседаний . Демонтаж фундаментальной стены между залами привел к образованию многочисленных трещин на фасаде дворца. Чтобы избежать разрушения, строители вынуждены были укрепить конструкцию массивным балконом, который выступал до середины образовавшегося зала заседаний. На месте трона императора установили скульптуру Ильича .

Во время Великой Отечественной войны крышу дворца замаскировали краской, чтобы сделать сооружение не слишком заметным с воздуха – опасались бомбежек. И все же, несмотря на все усилия, дворец сильно пострадал . Одна из бомб пробила своды Георгиевского зала, повредив паркет и потолок. Другой снаряд разорвался у подъезда, а взрывной волной были выбиты стекла и сломана входная дверь. Служившие в кремлевском гарнизоне солдаты за время войны обезвредили сотни зажигательных бомб и фактически спасли дворец от значительных разрушений.

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов . Реставраторы воссоздали царское место и троны , вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России . Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский . Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

- Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

- Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

В Андреевском зале , по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

На первом этаже Большого Кремлевского дворца располагаются также личные покои императора и его семьи, императорская столовая, рабочие кабинеты и опочивальни. На втором этаже особенное внимание экскурсантов привлекает изящно оформленная Зеленая гостиная , в которой императрица принимала почетных гостей.

Большой Кремлевский Дворец сегодня – резиденция главы нашего государства. Это здание помнит принятие тысяч судьбоносных решений и сотни встреч на высшем уровне. Побывать в столице и не увидеть Кремлевского Дворца – то, чего не сможет простить себе даже путешественник, который остановился в мини-гостинице, отдаленной от центра мегаполиса.

Возникновение и расположение дворца

Дворцовый комплекс расположен на Боровицком холме на месте некогда снесенных дворцов Ивана Третьего и дочери Петра Первого Елизаветы. Идея воздвигнуть это здание посетила Николая I в 1838 году. Строительство длилось 11 лет, и оно оправдало надежды светлейшего государя.

Попытки облагородить пустующее место доселе предпринимались целый век. Во второй половине XVIII века по проекту архитектора Баженова началась постройка резиденции, однако уже через год строительство было заморожено из-за нецелесообразности помпезного проекта. Место недостроенного дворца заняло здание Сената.

Заложение храма в 1812 году, посвященному Христу Спасителю, снова натолкнуло правителей на мысль, что возведение дворцового строения в честь обновления столицы необходимо. Над разработкой макета трудился целый «квартет» именитых архитекторов того времени – Чичерев, Бакарев, Рихнет, Герасимов, работой которых руководил Константин Андреевич Тон. Этому мастеру своего дела принадлежало авторство проекта Храма Христу Спасителю. Он же стал основоположником византийско-русской манеры в архитектуре.

Дворец возводился не просто заново, но и становился центральной частью ансамбля. К нему должны были примкнуть сохранившиеся от предыдущих властителей домовые церкви, Золотая Царицына и Гранатовая палаты, а также Теремной дворец.

Успех строительства К.А. Тона был предрешен. Основа сооружения прекрасно вписалась в московскую планировку. Однако само строительство велось новаторски. Так впервые при строительстве в столице появились облегченные кирпичные своды, цементный раствор, обновленные виды кровель и многое другое.

Комплекс приобрел завершенный вид к середине XIX века, когда Оружейная палата и Апартаменты воссоединились с БКД воздушным переходом. Он стал достоин царской фамилии и восхищал жителей и гостей престольной своей монументальностью и красотой.

БКД: взгляд снаружи

Лицевая сторона дворца устремлена к реке. И этот ракурс представляет оптическую иллюзию. Двухэтажное строение кажется этажом выше.

Натуральный камень в облицовке цоколя и резных наличников на окнах призван внушать уважение к тому, что происходит за этими стенами.

Центральной частью дворца стала трибуна с балюстрадой из позолоты. По одну ее сторону ее расположились часы, которые не останавливались с момента открытия постройки, напротив – колокола часов. Главный вход встречает гостей парадной с колоннами из мрамора.

В общей площади дворца – 125 м., 25 т. кв. м., а его высота составляет 47 метров.

Музей русского дворцового интерьера

В комплексе 700 помещений для различных целей. Залов для вручения орденов здесь пять, а приемных комнат в Парадной половине, как и служебные помещения, и не счесть. Передняя зала с праздничной лестницей отражает собой роскошь лучших парадных убранств. Имеется и Собственная половина.

Интерьеры залов выполнены в эклектичном стиле. Здесь детали эпохи Ренессанса органично вплетаются в элементы византийского и русской стилистики. Парадные интерьеры роскошны, выполнены качественно и со вкусом.

Прогулка по Большому Кремлевскому Дворцу

Все залы комплекса – неповторимые творения архитектуры и искусства. Среди блистательных анфилад можно растеряться. Но куда бы хотелось заглянуть всем?

Признанная царственной парадная комната протяженностью в 60 метров в бело-золотистой отделке внушает трепет. Зала увенчана досками памяти из мрамора имен защитников страны, которые получили Орден святого Георгия Победоносца.

Здесь расположились изваяния и барельефы, отражающие сражение святого Георгия и змея. Авторство работ принадлежит И. Витали и П. Кладшу.

Зал, посвященный героическому святому – исторический свидетель важнейших торжеств в нашей истории. Он приветствовал участников Парада Победы 1945 года и первого человека, побывавшего в космосе.

Еще одна палата дворцового комплекса, посвященная ордену – Ордену святого Владимира. Восьмигранная комната из розового мрамора с бронзовой люстрой под потолком и дополнительным купольным освещением. Этот зал открывает проходы к другим дворцовым покоям, среди них Гранатовая палата и Теремной дворец.

Зал Заседаний

Самая вместительная зала здания возникла лишь в 1933 году, когда объединили Александровскую и Андреевские палаты. Общая площадь составила 1615 кв.м., а собирается здесь до трех тысяч человек. Так в свое время решили проблему, где собираться Верховному совету республики.

Милое и уютное место Парадной половины дворцового комплекса посвящено единственному российскому ордену с женским именем. В свое время эта палата служила тронным залом императорским супругам.

В оформлении использовали позолоченные люстры, муаровый декор на стенах, вкрапления малахитовых кусочков и тонкий хрусталь при изготовлении канделябров. Все это не имеет исторической и художественной цены.

Из этого зала посетители попадают в Парадную для гостей и опочивальню. Затем их встречает Ореховая гардеробная, после чего взору открывается Собственная половина.

Императорские палаты

Некогда жилая часть дворца состоит из семи покоев, какие сохранили дух утонченного шика и лаконичности. В Собственной половине рабочие кабинеты государей и государынь соседствуют с опочивальней, будуаром, столовой, приемной и залом для гостей.

В этой части дворца барочный стиль гармонирует с рококо и классицизмом, что придает цельность и уют семейной половине здания.

В Большом Кремлевском Дворце ощутимо сплетение прошлого, настоящего и будущего. Здесь творилась и творится история.