В 15 веке был построен. Московский кремль, прошлое и настоящее

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV­XVII ВЕКАХ Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами. Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство. Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью. В 1273 г. сын Невского ­ Даниил стал первым самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.

Москва впервые упоминается в летописи 1147 года. Древний Кремль Юрия Долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля. При Иване Калите (1304­1340) старые деревянные стены Кремля были заменены дубовыми… А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.

… а его внук Дмитрий Донской (1350­1389) возвёл на месте деревянного белокаменный Кремль. Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.Васнецов.

К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское княжество объединило многие русские земли. Москва стала его столицей. Ивану III (1440­1505) нужна была новая резиденция. Ею стал Московский Кремль. Свято­Троицкая Сергиева лавра под Москвой.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ «Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся земля Так думы лучшие людей теснятся у Кремля». По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова, Твери, Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины». Строительство началось в 1485г. ­Белые стены обложили красным кирпичом, ­На стены добавили зубцы и кровлю, ­В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые – круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только одна – Кутафья). ­Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина) ­ уже в следующем веке утратил своё оборонное значение

Сооружения Кремля

У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история.

Успенский собор Собор строился почти пять лет (1475­1479). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире. В этом соборе венчались на царство русские князья и цари.

Благовещенский собор Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 1484­1489 гг. на месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в 1560­1570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.

Архангельский собор Руководил его постройкой (1505­1508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.

Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения Была построена в 1505­1508гг. Расположена на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь. После надстройки до высоты 81 м в1600 г. являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола. В старину у колокольни читали царские указы- громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Грановитая Палата Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари в 1487­1491 гг.

Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция:парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами. т т а а, к к в в а а д д р р а а т т н н а а я я в в п п л л а а н н е е, п п е е р р е е к к р р ы ы т т а а я я ч ч е е т т ы ы р р ь ь м м я я к к Палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами. Особенность ­ ризалит (грани каменной кладки) на фасаде

Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555­1561) Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика Семантика: обетный храм в честь взятия Казани Тип: ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем ­ шатровый храм.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА В этом веке, особенно в его второй половине: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно­прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI­XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из­ за границы.

21.04.2012 admin Метки: ,

Как попасть в Кремль
Уважаемые читатели! Настоящая статья написана в 2012 году. Мы постоянно следим за изменением обстановки в Кремле и при необходимости редактируем текст. Последнее обновление сделано в марте 2019 года. Алгоритм приобретения билетов и прохода в Кремль остался прежним.
Чтобы гарантированно купить билеты в Оружейную палату советуем приобретать их он-лайн на сайте Московского Кремля.

Для тех, кому важно избавить себя от чтения нудной статьи в 1700 слов и быстро купить билеты и экскурсию в Кремль, предлагаю альтернативу.

Как попасть в Кремль

Будьте внимательны! Многие сайты вводят в заблуждение и дают неверные сведения о ценах на билеты в Кремль. Билеты подорожали с февраля 2019 года.
Краткое содержание статьи

  • Как попасть в Кремль.
  • Где купить билеты в Кремль
  • Где находятся кассы Кремля
  • Билеты в Кремль. Сколько стоят?
  • Экскурсии в Кремль

Все стремления желающих познакомиться с культурным наследием столицы направлены на Кремль. Что необходимо знать, чтобы с наименьшими потерями посмотреть все три Кремлёвские составляющие ( , ; ; ) ?

Часть первая. Для русских и русскоговорящих туристов.

Как попасть в Кремль. Посетителям

Внимание! С наступлением тёплого времени года (с середины апреля) увеличились очереди за билетами в Кремль! В выходные дни будьте готовы потратить в кассе от 30 минут и больше! В летнее время по субботам, в связи с очередь в кассу выстраивается задолго до её открытия, к 9 часам утра уже может стоять солидный хвост.

– Выходной день в – четверг. По праздничным дням Кремль, как правило, открыт. Но бывают торжественные мероприятия, встречи глав иностранных государств, инаугурации опять же. В таких исключительных случаях – закрыт.

– работает по сеансам. Их четыре – в 10, 12, 14.30 и в 16.30

– Часы работы музея-заповедника Московский Кремль с 10 до 17 в зимнее время, с 9.30 до 18 в летнее (с середины мая до середины сентября). закрывается в 18 часов. работает с 10 до 18, перерыв на обед: с 13 до 14 часов.


Боровицкие ворота Кремля предназначены для автотранспорта. Вход в Кремль слева от ворот через арку.

Чтобы пройти к Боровицким воротам нужно идти от касс по дороге, она показана на снимке. Если стоять лицом к кассам, то направо. Боровицкие ворота Кремля от касс НЕ видны

На верхнем снимке Боровицкая башня едва видна вдалеке слева. По дороге к Боровицкой башне пройдёте мимо недавно установленного памятника императору Александру I.


Памятник царю Александру I установлен в Александровском саду между Комендантской (на снимке) и Оружейной башнями

При входе в Боровицкие ворота вам нужно предъявить входной билет в Кремль или в Оружейную палату и пройти досмотр.


Офицеры на входе в Кремль через Боровицкие ворота попросят открыть сумки и выложить на стол всё содержимое карманов. Обязательно поинтересуются наличием билетов.

Билет у Вас попросят показать либо в здании (билет на посещение Оружейной палаты), либо в самом конце длинного здания Оружейной палаты. Там нужно предъявить билет на территорию Кремля.

Войти в Кремль можно через Троицкие ворота

Троицкие ворота находятся в Александровском саду, в Троицкой башне, которая соединена мостом с Кутафьей башней. Контроль билетов и досмотр осуществляется у Кутафьей башни.


На снимке Кутафья башня (слева), Троицкая башня (справа). Они соединены Троицким мостом. После досмотра офицерами комендатуры Кремля (процедура, как в аэропорту),через Троицкие ворота посетители заходят в Кремль. Металлодетекторы очень чувствительные. Будьте готовы выложить всю мелочь из карманов.

Внизу, у лестницы, нужно предъявить билет на территорию Кремля или Оружейной палаты.


Внизу у лестницы стоит одинокий контролёр билетов и проверяет наличие оных у страждущих посетить Кремль. (Снято во второй половине буднего дня осенью).

Вот схемы для наглядности.

– В Кремль нельзя проходить с большими сумками и рюкзаками, чемоданами. Эти вещи оставляют в камере хранения у Кутафьей башни Кремля. (Воду в камеру хранения не возьмут, берите бутылки с собой в Кремль). Дамские сумки, которые иногда бывают немаленьких размеров, проносить можно. В Кремль запрещено проносить ЛЮБОЕ оружие включая газовые баллончики и перочинные ножи. Профессиональная фото и видео съёмка на территории Кремля запрещена.

Вход в Кремль с багажом – сумками и рюкзаками

ВХОД В КРЕМЛЬ С РЮКЗАКАМИ то разрешают, то запрещают. Объёмный рюкзак лучше сдавать в камеру хранения под Кутафьей башней. Она работает с 10 до 18. Перерывы на обед – с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00.


Камера хранения – слева от лестницы. Вверху видна Кутафья башня.

Подробно о работе камеры хранения можно узнать на официальном сайте Кремля. http://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/ticket-prices/kamera-khraneniya1/

Когда лучше посетить Кремль

Если вы стремитесь посмотреть Кремль с утра и купить билеты в на 10-часовой сеанс (кассы музея открываются за полчаса до открытия Кремля) в летнее время лучше прийти пораньше. В будние дни утром, в 9.30 очередь, как правило, невелика. Иногда её и вовсе нет. В выходные народ скапливается с утра пораньше. Летом часов в 11, у касс Кремля наблюдается приличная толпа. Ещё раз напоминаю, что летом по субботам, когда проводится церемония развода почётного караула, очередь в кассу даже с утра очень длинная .


Не самая длинная очередь в кассу музеев Московского Кремля

При входе в музей вас ожидает серьёзный досмотр, который осуществляет Комендатура Кремля, и прохождение через очень чувствительные металлодетекторы. Очередь в Боровицкие ворота имеет место быть утром: с 10 до 11 и около 12 и 14 часов – люди скапливаются, чтобы попасть в Оружейную палату на 12 или 14.30 и в

Лучшее время самостоятельного осмотра Кремля

Общий совет. В тёплое время года выходного и праздничного дня лучше прийти к кассам Кремля пораньше. Но если есть возможность, идите в Кремль в БУДНИЙ день. Самое лучшее время для посещения Кремля – вторая половина дня. Около 14 часов. С утра Кремль посещают школьные экскурсионные группы. Планируйте посещение Оружейной палаты на 16.30. Во второй половине буднего дня велика вероятность, что вы попадёте в Алмазный фонд.

Часто бывает так, что все билеты в уже проданы. Тогда на кассах висит такая табличка:


На вечерние сеансы билеты в кассе заканчиваются очень быстро!

Идеальный вариант – часам к 14 подойти к кассам Кремля в Александровском саду. Купить билет на посещение территории Кремля. Может быть вам даже продадут билет в Оружейную палату и Алмазный фонд. Хотя, до недавнего времени, билеты в Оружейную палату продавались только за 40 минут до начала сеанса.

Об расскажем отдельно.

Уважаемые господа, если у Вас остались вопросы по теме “Как попасть в Кремль”, пожалуйста, перечитайте статью ещё раз и взгляните на комментарии. В них есть ответы на многие вопросы!
Напоминаю, что на некоторые часто задаваемые вопросы есть ответы в отдельной публикации (комментарии к ней пока открыты, если остались вопросы – задавайте, постараемся ответить). Надеюсь, что статья поможет Вам попасть в Кремль.

Уважаемые москвичи и гости столицы! Перед тем, как попасть в Кремль, мы настоятельно рекомендуем решить технические вопросы с помощью, извините, туалета в Александровском саду. На территории Кремля есть нанотехнологичный туалет с вечной очередью. Туалет есть и в здании Оружейной палаты, но с улицы, не имея билета в оную, туда не попадёшь. Поэтому повторяем ещё раз – оптимальное решение технических проблем находится в Александровском саду напротив касс Кремля.

О правилах прохождения досмотра при входе в Кремль мы рассказали в публикации .
Рекомендуем вам сервис, где за пару минут вы можете заказать любую экскурсию в Кремль. Предложим две из них:

Наши статьи в помощь путешественникам

К этой статье есть дополнительные публикации, где мы подробно рассказали о том,
,
и
.

Авторские экскурсии

Адрес: Россия, Москва
Начало строительства: 1482 год
Окончание строительства: 1495 год
Количество башен: 20
Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
Координаты: 55°45"03.0"N 37°36"59.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Краткая история Московский Кремль

В самом сердце Москвы, на Боровицком холме возвышается величавый ансамбль Кремля. Он давно уже стал не только символом столицы, но и всей России . Сама история распорядилась так, что рядовой посёлок кривичей, раскинувшийся посреди лесной глуши, со временем превратился в столицу могучей российской державы.

Кремль с высоты птичьего полёта

Кремлём или детинцем в древней Руси называли центральную, укреплённую часть города с крепостной стеной, бойницами и башнями. Первый Московский Кремль, построенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, представлял собой деревянную крепость, окружённую рвом и валом.

В княжение Ивана I по прозвищу Калита (денежный мешок) в Москве воздвигли дубовые стены и башни и заложили первое каменное здание - собор Успения Богоматери.

Вид на стены Кремля с Кремлёвской набережной

В 1367 году Великий князь Дмитрий Донской обнёс Кремль мощной крепостной стеной из белого известняка. С тех пор столица получила прозвище «Москва белокаменная» . Масштабное строительство развернулось при Иване III, который объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы и построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле.

Для строительства фортификационных сооружений Иван III пригласил архитекторов из Милана . Именно в 1485 - 1495 годах были построены существующие и поныне стены и башни Кремля . Верх стен венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» - они имеют тот же вид, что и зубцы итальянских замков. На рубеже XV - XVI веков Московский Кремль превратился в неприступную массивную крепость, облицованную красным кирпичом.

Вид на Кремль с Большого Каменного моста

В 1516 году вдоль укреплений, выходящих на Красную площадь , вырыли ров. После Смутного времени башни украсили шатрами, придав Кремлю современный облик.

Чудесное возвращение святыни Московского Кремля

Главной из 20 башен Московского Кремля по праву считается Спасская , созданная итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Спасские ворота издавна являлись парадным входом в Кремль, а куранты, помещённые в шатре башни, известны как главные часы страны. Вершину башни венчает светящаяся рубиновая звезда, но после распада СССР всё чаще появляются призывы убрать звезду и водрузить на её месте двуглавого орла. Своё название башня получила от надвратной иконы «Спаса Смоленского».

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Икона почиталась святыми, поэтому мужчины, проходя через ворота, перед образом Спасителя должны были снимать головной убор. Легенда гласит, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, то порыв ветра сорвал с его головы треуголку. Но на этом дурные предзнаменования не закончились: французы попытались похитить золочёную ризу, украшавшую образ Спаса Смоленского, но лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

В годы советской власти икону убрали с башни. Более 70 лет святыня считалась утраченной, пока в 2010 году реставраторы не обнаружили под слоем штукатурки металлическую сетку, скрывающую образ Христа. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы патриарх Кирилл торжественно освятил вновь обретённую икону над воротами Спасской башни.

Беклемишевская башня

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца , они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

Соборы Московского Кремля - «алтари России»

Сегодня Московский Кремль - это и место работы Президента РФ, и историко-культурный музей. Исторический центр Кремля представлен Соборной площадью с тремя соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским. Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём - только небо». Именно поэтому весь народ чтил указы царя, которые он провозглашал в Успенском соборе .

Этот храм с полным правом можно назвать «алтарём России». В Успенском соборе Кремля царей венчали на царство, избирали очередного главу русской церкви, а в гробницах храма обрели вечный покой мощи московских святителей. Архангельский собор, начиная с 1340 года и вплоть до XVIII столетия, служил усыпальницей московских князей и царей.

Архангельский собор Московского Кремля

Под его сводами на белокаменных плитах в строгом порядке установлены надгробия. Благовещенский собор был личным молитвенным домом московских князей: здесь они принимали крещение, исповедовались, венчались. По преданию, в подклетах этого храма хранилась великокняжеская казна. Соборную площадь окружают колокольня Ивана Великого , Грановитая и Патриаршие палаты. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земских соборов, а в Патриаршем дворце размещалась контора Священного синода.

Достопримечательности Московского Кремля

К более молодым постройкам Кремля относится Большой Кремлёвский дворец , построенный в середине XIX века по приказу императора Николая I. Сегодня в его стенах разместилась парадная резиденция Президента России.

Царь-пушка

В дворцовых залах проводятся церемонии вступления в должность Президента, вручаются государственные награды и верительные грамоты. В одном из зданий дворца расположены Алмазный фонд РФ и Оружейная палата - сокровищница предметов дворцового обихода. В Кремле на постаментах стоят Царь-пушка весом 40 тонн и Царь-колокол весом 200 тонн - шедевры русского литейного мастерства . Из-за своих гигантских габаритов они не пригодны для использования по назначению, но зато стали символами великой России. В Кремле всегда многолюдно. Гости восхищаются непреходящей красотой архитектурных творений, олицетворяющих русскую историю. Как писал М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы», ничто не может сравниться с этим Кремлём который, «окружась зубчатыми стенами и златыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

Рейтинг достопримечательности

На высоком холме у слияния рек Неглинной с Москвой -рекой издавна находился центр города. Однако внешний вид крепостной стены не соответствовал могуществу государства. К концу 15 века стены из белого камня (известняк) обветшали, к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы – фортификации. Новые укрепления начали строить приглашенные итальянцы (Марк Фрязин …). Новая кремлевская стена имеет длину более 2 км, 18 башен, в плане образует неправильный треугольник. На углах стен поставлены 3 круглые башни в них были устроены тайники – колодцы, в места, где подходили важные дороги возвели 6четырехугольных проездных башен с воротами, спереди к ним пристроили башни – стрельницы с поднимающимися решетками, из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров. Остальные башни были глухими, то есть не проездными. Башни сверху завершались деревянными шатрами с дозорными вышками, в некоторых башнях помещались колокола или набаты, по периметру стена украшена зубцами, высота которых достигала 2.5 м, высота стен около 19 м, а толщина 6.5 м, были подземные ходы. Башня была сложена из красного кирпича, а основание стен оставалось белокаменным. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших крепостей своей эпохи.

17 век на смену монументальной манере приходит живописный декоративный стиль, формы зданий усложняются, стены покрывают многоцветные орнаменты, резьба, кирпичные узорочья. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году кремль восстанавливается. Над Фроловской башней (сейчас Спасская башня - главным въездом в Кремль) поднялся каменный шатер покрытый черепицей. Спасская башня имеет нижний четверик (в плане квадрат), который завершает пояс из арок с белокаменным узором, в арках – статуи (болваны) над аркатурным поясом – башенки, пирамидки, изваяния диковинных животных. По углам четверика
золоченые флюгера, на нижнем четверике стоит другой двухъярусный меньших размеров на нем часы – куранты (англ. Часовых дел мастер Христофор Галовей). Второй четверик переходит в восьмерик, который завершается каменной беседкой с килевидными арками (рисунок смородины). В беседки расположены колокола – куранты. В архитектуре этой башни сочетаются черты западноевропейской готики и русского средневековья. Переименовали башню в 1658 году, благодаря надписи над воротами, образа Христа.

Храмы Московского Кремля

Успенский собор 1472 год. Главный храм кремля, потому что в нем венчали царей на престол. Собор должен был превосходить по размерам все существующие церкви Руси. Спустя 2 года после начала работ рухнула северная стена. Строительство продолжил Альберти Фиораванти, мастер из Болоньи, (область Италии), прозванный на Руси Аристотелем. Мастер соединил блоки белого камня (известняк) железными скрепами. Через 4 года строительство было закончено.

Характеристика собора: гладкие стены расчленены широкими лопатками (плоские выступы), пояс на фасаде составляли колонны и арочки, узкие щелевидные окна, входы оформляют живописные порталы, 5 алтарных апсид, стены венчают закомары (чтобы почеркнуть национальный характер), пятиглавие. Собор построен по подобию владимирского Успенского собора.

Благовещенский собор (Златоверхий). Еще называют домовой церковью князя. Здесь применены художественные приемы различных архитектурных школ – Владимирской, Псковско-, Новгородской.

Характеристика храма: высокий подклёт (нижний этаж), собор имеет форму куба, 3 апсиды, закомары килевидной формы, 9 глав, кровля повторяет очертания вызолоченных закомар.


Архангельский собор. Семейная усыпальница рода Великих князей. Мастер – Алевиз Новый (итальянец). Выполнил храм в традициях русской архитектуры на итальянский лад.

Характеристика собора: шестистолпный храм увенчанный 5 главами, фасад разделен карнизом на 2 горизонтальные части, а русские лопатки заменены на пилястры завершающиеся капителями, закомары отделяются еще одним карнизом, а внутри них помещены раковины.

Грановитая палата – тронный зал. Слово палата произошло от итальянского палаццо, а название от отделки фасада ограненным камнем.

В плане представляет квадрат с одной колонной в центре, на которую опираются 4 свода. В древности имел четырехскатную крышу.

Ивановская колокольня. Колокольня получила название по находившейся в её основании церкви святого Иоанна. Колокольня представляет собой столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Каждый ярус завершается арочными проемами, через которые видны колокола. Колокольня объединяет весь архитектурный ансамбль Кремля.

На рубеже 16 – 17 веков был надстроен еще один ярус, и общая высота колокольни составляла 81 м. Позднее к колокольне была пристроена четырехугольная звонница, с мощной главой для тяжелых колоколов и филаретовская пристройка с шатром и пирамидками.

Шатровое зодчество 16 век

Царствование Василия 3. Памятником, связанным с рождением наследника Иоанна 4 (Иван Грозный) стал храм Вознесения в Коломенском . Символика храма говорит о двух событиях: 1 – небесное, вознесения сына Божьего к Отцу; 2 – земное, рождение наследника московского престола. Мощное основание храма вырастает из хитросплетения галерей. Многогранное стрельчатое основание завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается шатер. Грани шатра перевиты гирляндами, похожими на нитки жемчуга. Верх его покрыт небольшой главкой с золоченым крестом.

Собор Василия Блаженного.(Покровский). 1555 – 1561 гг. По имени известного московского юродивого, погребенного в 1552 году у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на этом месте. Идея постройки храма родилась в память взятия Казани в 1552 году. По одной из версий храм построили мастера Барма и Постник. Отличие этого храма – многопридельность. (Придел – это пристройка к церкви, где может происходить богослужение). Композиция храма: вокруг центрального, самого высокого, столпа, по сторонам света, расположены 4 больших храма, а по диагонали 4 маленьких. Башнеобразные объемы начинаются от самой земли и воспринимаются как самостоятельные объемы, вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и динамичностью. Большинство исследователей видят в этом храме воплощение символичного образа Иерусалима. Интерьеры подобны темным лабиринтам, а основное внимание зрителя приковано к его внешнему монументальному облику. Кроме сложности силуэта, объемы украшены машикулями (навесными байницами, атрибутами крепостной архитектуры). Фасады украшены филёнками (рамка, углубление),люкарнами (оконные проемы) и многоярусными кокошниками. Первоначальная цветовая гамма была более сдержана. В 17 столетии собор украсили: отдельные архитектурные детали были раскрашены, появился сложный рисунок и многоцветность, стены собора (внутри и снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура собора приобрела образ дивного сада, фантазии о рае.

Данная конструкция храмов с высоким силуэтом, но небольшим внутренним пространством очень подходила для строительства храмов-памятников. В 17веке архитектура становится все более нарядной. Из основного перекрытия шатер превращается в декоративную деталь.

Купеческая архитектура

17 столетие началось страшным голодом, холерой, затем грабежи и разбои, началась смута: вторжение поляков и шведов, смерть Бориса Годунова, убийство Лжедмитрия и появление новых самозванцев. Поэтому до 20-х годов 17 века никаких строительств не было. Строители утратили свое искусство.


В 30-е годы 17 века зодчие выходят на новый путь. Образцом новой архитектуры стала московская церковь Троицы в Никитках , поставлена во дворе купца Никитникова.

Церковь небольшого размера, нарядная: на красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали (наличники, колонки, ряды кокошников и прочее). По сравнению с древними храмами церковь поражает живостью, пестротой, создаются ощущения, что она растет и развивается будто дерево. Церковь не симметрична, что создает ощущения динамики. Туда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных делах. Архитектура радостная, не возвышает человека, но и не устрашает.

Патриарх Никон усмотрел в узорочье неуместное отступление от изначальных образцов. Никон запретил строить шатровые храмы. Все постройки этого времени отличались суровостью и строгостью, доходящей до аскетизма. Однако царь был недоволен претензиями патриарха на высшую власть государства. Разрыв между ними повлек ссылку и низложение патриарха. Узорочья архитектура продолжила свое шествие по стране.