Результат катастрофы ту 154 над черным морем. «Разве что — коллективное помешательство

Расшифровка черных ящиков разбившегося возле Сочи самолета Ту-154 показала, что причиной аварии стала ошибка второго пилота и перегрузка.

Стали известны причины, приведшие к : ошибка второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также перегруз.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы.

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками . Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.

"Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", - цитирует Лайф.ру источник, связанный с изучением причин катастрофы.

По мнению специалистов, это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

"От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел", - добавил источник.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

Нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

Расшифровка черного ящика:

Скорость 300... (Неразборчиво.)
- (Неразборчиво.)
- Забрал стойки, командир.
- (Неразборчиво.)
- Ух, ё-моё!
(Звучит резкий сигнал.)
- Закрылки, сука, чё за х**ня!
- Высотометр!
- Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
- (Неразборчиво.)
- Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

"У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал. От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть", - рассказал заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

"На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками", - заявил Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

"Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки", - говорит источник в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

"В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки", - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

"О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море", - отметил источник в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

"Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего. А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз", - говорит эксперт.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Foto: Nina Zotina, Sputnik

Падение самолета Ту-154 223-го летного отряда Минобороны стало одной из самых больших трагедий уходящего года. На борту лайнера находились 92 человека, все они погибли. В каждом подобном случае неизбежно появление различных версий произошедшего. ”Лента.ру” попыталась разобраться в происходящем.

NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Обстоятельства

Самолет Ту-154Б-2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод ”Авиакор”), практически все время эксплуатировался - сначала в составе 8-й авиадивизии особого назначения ВВС , затем - созданного в 1993 году 223-го летного отряда.

По состоянию на день катастрофы самолет выработал около 11 процентов летного ресурса при среднем налете чуть более 200 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс борта составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие - обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки, как правило, личного состава вооруженных сил. Предприятие организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) в Чкаловском в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 15 января 1993 года №37-рп ”Об обеспечении деятельности 223-го и 224-го летных отрядов Минобороны России” для воздушных перевозок в интересах госструктур.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на . Из Сочи лайнер вылетел в 05:25 и упал, по имеющимся данным, проведя в воздухе до момента катастрофы две минуты.

Пунктом назначения рейса была российская авиабаза Хмеймим в . Самолет вез артистов военного ансамбля имени Александрова, журналистов и сопровождавших их военнослужащих. Кроме того, на борту находилась , известная как Доктор Лиза, и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.

Версии

Основные обсуждаемые публично версии произошедшего сводятся к трем: неисправность техники, ошибка пилотирования, террористический акт. Сопутствующим обстоятельством к первым двум могла бы выступить погода, однако имеющиеся данные по фактическим погодным условиям в Сочи на момент катастрофы говорят о том, что они были вполне приемлемыми:

Видимость 10 километров и более. Облачность в несколько слоев: нижний слой 5-7 октантов (восьмых долей), с нижним краем 1000 метров, над ним еще слой, сплошной с нижним краем 2800 метров, температура +5, точка росы +1, давление примерно 763 миллиметра ртутного столба. Взлетные полосы сухие. Восточный ветер 5 метров в секунду. На море - высота волны до 0,1 метра.

Все три версии не могут быть ни подтверждены, ни исключены до официальных выводов комиссии по расследованию, однако можно попробовать ”разложить на столе” имеющуюся информацию хотя бы для того, чтобы ее упорядочить.

Последний раз борт RA-85572 ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.

Такой возраст и ресурс совершенно нормальны для лайнеров, находящихся в военной эксплуатации. Так, один из основных грузопассажирских самолетов C-135 Stratolifter, строившийся с 1956 по 1965 год, по-прежнему остается в эксплуатации, а общий срок службы этих самолетов может приблизиться к столетию - они останутся в составе ВВС как минимум до 2040-х годов.

Сам по себе Ту-154 относится к надежным машинам, вместе с тем от технических неполадок не застрахованы никакие самолеты, и, разумеется, эта версия будет одной из основных.

Экипаж разбившегося лайнера характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154, разбившимся в , управлял летчик первого класса Роман Волков.

”Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков - летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов”, - сообщили в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.

Подполковник Александр Петухов - штурман разбившегося Ту-154Б-2 - в апреле 2011 года участвовал в спасении ”танцующего лайнера”. Тогда самолет такой же модели совершал посадку в аэропорту Чкаловский с неисправной системой управления. Борт Ту-154Б-2 RA-88563 планировали перегнать на ремонт в Самару. После взлета самолета в работе его системы управления обнаружились неполадки. Самолет стал раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли. Журналисты позднее назвали лайнер танцующим.

Тем не менее самолет удалось вернуть на полосу в Чкаловском благодаря умелым действиям экипажа. Петухов был штурманом ”танцующего лайнера”. Его вместе с коллегами наградили орденами Мужества.

Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии ”Б”, многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отметать версию возможной трагической ошибки. По мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса является недостаточным.

Наконец, учитывая политическую обстановку, нельзя исключать версию теракта, в том числе и в силу специфических особенностей организации военных рейсов. К сожалению, строгость проверки и охраны на военных пассажирских перевозках в основном куда мягче, чем в коммерческих авиакомпаниях. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит ”свой” коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не входит в сравнение с традиционными мерами в подавляющем большинстве гражданских аэропортов развитых стран.

В этих условиях можно допустить как возможность наличия на борту взрывного устройства, которое могло быть помещено в багаж лайнера еще при погрузке, так и возможность его проноса на борт при промежуточной посадке в Сочи. Во всяком случае вероятность подобного развития событий не исключают спецслужбы, начавшие проверку тех, кто мог иметь доступ на борт самолета в аэропорту вылета и в Сочи.

Разновидностью версии теракта является выдвинутое в некоторых СМИ предположение о возможной атаке на самолет с помощью переносного зенитного ракетного комплекса, которая могла быть выполнена террористами либо с катера, либо из жилой застройки на побережье, но данный вариант вряд ли соответствует действительности, учитывая, что погибший лайнер исходно должен был садиться в Моздоке, и если бы его намеревались атаковать при посадке/взлете с аэродрома дозаправки - его ждали бы именно там.

МЧС и - водолазов-глубоководников со всех четырех флотов, со спецснаряжением и подводными аппаратами.

Участники расследования авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно восстановили обстоятельства крушения лайнера. Об этом пишет «Коммерсант» .

В день крушения Ту-154 должен был совершить два тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Первый полет прошел штатно, но второй «с самого начала не задался». По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле - во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Волков якобы «никак не мог понять», с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

В итоге лайнер поднялся в воздух в 5:24 с курсом 238°. Уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, по мнению участников расследования, возникла особая ситуация: «Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели». Капитан упустил контроль над параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег, считают эксперты.

Затем Волков задал Ту-154 правильный тангаж 15°, но почти сразу же совершил первое «нелогичное» действие, отклонив штурвал от себя и замедлив набор высоты. На 53-й секунде полета, когда Ту-154 поднялся всего на 157 метров, Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это нужно делать на высоте 500 метров. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге лайнер на отметке в 231 метр перешел на снижение.

Самолет начал быстро (по 6–8 метров в секунду) терять высоту, сработали предупреждения экипажа об опасном сближении с землей. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

На высоте в 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, Волков повернул штурвал до упора вправо, пытаясь исправить ошибку, но было уже поздно. На 73-й секунде полета Ту-154, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 километров в час.

По мнению экспертов, катастрофе сопутствовали усталость и слабая профессиональная подготовка экипажа. Капитан Волков потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что самолет слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета.

Ту-154, летевший из Сочи в Сирию , потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека, все они погибли. Среди жертв крушения оказались артисты ансамбля имени Александрова и Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

В конце мая Минобороны огласило часть итогов расследования катастрофы Ту-154. Комиссия отвергла версии с некачественным топливом, перегрузкой и воздействием внешних факторов. По данным военного ведомства, катастрофа, скорее всего, произошла из-за нарушения пространственной ориентировки командира.

Рано утром 25 декабря в Черное море в полутора километрах от берегов Сочи упал летевший в Сирию самолет Ту-154, на борту которого были 92 человека. Это экипаж, военнослужащие, журналисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

В поисковой операции сразу задействовали четыре корабля, четыре вертолета, самолет и беспилотный летательный аппарат. А к 15.00 группировка работающих на месте специалистов и вовсе составила более трех тысяч человек.

Для организации оперативного управления, координации спасательными силами и доставки родственников к месту катастрофы развернуты и приступили к работе оперативные группы на аэродромах Чкаловский, Адлер и в порту Сочи.

Узнав о приблизительном месте крушения (хоть и сразу было ясно, что это где-то в море и довольно далеко от берега), к побережью Хостинского района города начали стягиваться не только спасатели, правоохранители, медики, журналисты, но и обычные жители приморского города. Пока на довольно спокойной глади моря в месте, где был маслянистый след, наблюдалось скопление катеров, кораблей и вертолетов, у кромки воды, несмотря на ранний час, столпились сочинцы. Еще часть жителей просто остановили свои машины у обочины дороги и смотрели за происходящим сверху, с развязки. Объединяло таких "зрителей" только одно - молчание.

Услышал о происходящем по радио, я в шоке. Работал всю ночь, устал, но постою еще. Даже не знаю, зачем. Наверно хочу помочь, но не знаю как. Слышал, что иногда волны относили пострадавших к берегу. Но сейчас, конечно, вряд ли. Полный штиль, - говорит сочинский таксист Андрей.

Через полтора часа сюда приехало несколько нарядов ДПС (к удивлению присутствующих, с автоматами наперевес). Люди в форме вежливо попросили уехать, чтобы не создавать заторов на дороге. И правда, через несколько минут в направлении местного аэропорта, где обосновался штаб Минобороны России, отправилось несколько десятков машин скорой помощи, спасателей.

А уже спустя пару часов новостные ленты взорвало сообщение о страшной находке - обломках шасси и первых телах. Появился и список находившихся на борту. В нем - 92 фамилии. Среди них - 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, девять сотрудников СМИ (по трое от телеканала "Звезда", НТВ и Первого канала), глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, двое гражданских служащих и 64 музыканта ансамбля имени Александрова.

Вскоре возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности полетов или подготовки к ним. Конечно, созрела и масса версий. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу же заявил, причиной могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Причем он сразу же исключил возможность теракта.

Версию теракта я исключаю полностью. Самолет минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - уверен Озеров. - Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию.

Нажмите для увеличения. Инфографика РГ / Александр Смирнов / Юрий Гаврилов

Правда, чуть позже уже официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков рассказал, что самолет управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем (летчик первого класса, общий налет составил около 3,5 тысячи часов), а воздушное судно было выпущено в 1983 году. Общий налет лайнера составил около 7 тысяч часов. Причем, согласно официальной информации, последний ремонт прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре воздушное судно прошло плановое регламентное обслуживание. Подтвердили надежность этой модели лайнера и опытные механики, которые вообще не смогли припомнить ЧП с Ту-154. То есть, по сути, возможность ошибки пилота и неисправности самолета довольно мала.

В свою очередь, начали распространяться и другие, уже не официальные, версии. К примеру, почти сразу же отмели из причин повредивших судно птиц - мол, в такое раннее время они практически не летают.

Специалисты пообещали вести работы по подъему 
с глубин тел и обломков 
круглосуточно

Тем временем, если с утра на море не было шторма, то к середине дня синоптики распространили предупреждения об усилении ветра и возможном снегопаде. Однако специалисты пообещали вести работы по подъему с глубин тел и обломков круглосуточно.

В свою очередь, краевой оперативный штаб, созданный по решению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, в первую очередь занялся подготовкой места размещения для прибывающих в Сочи родственников погибших, организовав для них трансферы из аэропорта до гостиниц. Уже подготовлены к приему и несколько местных санаториев минобороны. Плюс медицинские службы края развернули дополнительные пункты психологической помощи в аэропорту и местах размещения родственников жертв катастрофы.

Иосиф Кобзон: "Они летели на боевое задание..."

Для этих талантливых и мужественных людей, кажется, не было в жизни преград, они ничего не боялись и преодолевали любые трудности. Ансамбль имени Александрова считался в мире одним из символов современной России: сильным, душевным, спокойным и умеющим всегда поддержать людей хорошей песней и той уверенностью в своих несомненных силах, которая шла от этих крепких и искренних мужчин и красивых, удивительно светлых женщин.

Солисты ансамбля, его оркестр, танцоры, хор - много лет мы дружили с ними в "Российской газете", артисты приходили к нам в гости, выступали для наших читателей и гостей редакции. Как всегда выступали и в самых дальних гарнизонах. Причем больше всего сами музыканты и руководители коллектива в наших разговорах гордились, кстати, не тем, что уже не по одному разу объездили с концертами весь земной шар, а именно - выступлениями для российских солдат и офицеров. Уже не в больших многотысячных залах, как в Европе, а в армейских домах культуры и вовсе - в полевых условиях. А мы, журналисты, бывали в гостях у них, да и на разных выступлениях.

С кем-то мы даже дружили лично, спорили иногда о том, какой должна быть современная песня, чтобы она по-прежнему несла свет и тепло, окрыляла наши души и даже, может, "строить и жить помогала", а не была однодневными попевками, коих ныне в избытке на эстраде. Говорили о классике - о том, что благодаря исполнению "александровцами" она становится более понятной и близкой даже тем, кто ее раньше не любил... Вот и великие русские романсы солисты ансамбля пели так, что всем в зале тоже хотелось стать пусть чуточку добрее, мудрее и чище...

За свою долгую почти 90-летнюю историю Ансамбль имени Александрова доказал, что он может исполнять любые произведения так, что в зале снова будет аншлаг. А как пел в других - более привычных и любимых во всем мире - "александровских" концертах военную песню "На солнечной поляночке" солист ансамбля Владислав Голиков?!

Или Виктор Санин, который покорил Квебек и был вместе с "александровцами" солистом на Международном фестивале военных оркестров - как он пел привольные "Амурские волны"?! Все они тоже - в "Списке пассажиров упавшего Ту-154"

Впрочем, пока еще есть хоть малая надежда на то, что кто-то остался жив, хочется верить в это, надеяться и молиться...

Они летели за репортажем

На борту упавшего Ту-154, помимо остальных пассажиров, находились три съемочные группы - Первого канала, НТВ и канала "Звезда". Все каналы изменили сетку вещания в связи с ужасной трагедией.

Среди сотрудников Первого канала, находившихся на борту упавшего в Черном море военного самолета Ту-154, были корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На своем сайте канал пишет о том, что Дмитрию Рункову должно было исполниться всего 30 лет. Карьеру тележурналиста Дима начинал в родном Архангельске, пять лет назад переехал в Санкт-Петербург. "За какую бы тему впоследствии ни брался Дима - будь это заснеженный космодром "Восточный" или жаркая акватория Средиземного моря, откуда вели огонь по террористам в Сирии наши корабли-ракетоносцы, это всегда были яркие и понятные сюжеты. Объяснить сложное простым языком - настоящее искусство репортера" - так отзываются о нем коллеги.

По долгу службы Дмитрию часто приходилось заниматься военной тематикой. Это не только боевые стрельбы: Дмитрий делал репортажи о репетиции Парада Победы и исторических реконструкциях.

Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Дважды работал в Сирии, награжден государственными наградами. В сюжете Первого канала, появившемся в день трагедии, рассказано о том, как в одну из сирийских командировок с коллегой Климом Санаткиным он поехал буквально на один день, а получилось - на две недели. Боевики замкнули окружение, не давая вывести съемочную группу. Так ребята не попали на вертолет, который в итоге уничтожили террористы. Кинооператор с большим стажем, высококлассный специалист, безотказный человек. Вадим и в этот раз не отказал. Лететь в Сирию в этот раз должен был не он. Это был незапланированный выезд, на который он сразу же согласился. У Вадима Денисова осталась жена и трое детей.

Александру Сойдову было 33, женат, двое детей. Он увлекался музыкой. Александр также, как и Вадим Денисов, в этот раз ехал в Сирию внеурочно, тоже не мог отказать. На Первом канале он проработал 10 лет.

Первый канал изменил в связи со случившимся сетку вещания: в воскресенье, 25 декабря, из эфира убрали финал развлекательного шоу "Точь-в-точь", а также проморолики новогодних проектов и заставки, посвященные предстоящим праздникам. Кроме того, из эфира убрали прямой эфир финала интеллектуально-развлекательной программы "Что? Где? Когда?". Из-за случившегося канал перенес и светскую премьеру исторической эпопеи "Викинг" - она должна была состояться в Москве в начале следующей недели.

Телеканал НТВ также сообщил о нахождении на борту Ту-154 своих журналистов. По информации телеканала, это корреспондент - продюсер НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Звукооператор Евгений Толстов перед вылетом из подмосковного Чкаловска выложил на своей странице в социальной сети Facebook пост, в котором сообщил, что отправляется в Латакию.

НТВ также сообщил, что переверстал сетку вещания - канал снял с эфира вечерний выпуск программы "Киношоу" и новый фильм "Со мною вот что происходит", главную роль в котором исполнил Гоша Куценко. Канал запустил экстренные выпуски новостей и убрал анонсы развлекательных программ.

По подтвержденным данным, на борту упавшего Ту-154 находились и три журналиста телеканала "Звезда". Корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. В связи с трагедией, произошедшей с Ту-154, телеканал "Звезда" также изменил сетку вещания. Отменяются развлекательные телепередачи (в том числе новая программа "Сегодня утром"), реклама. На время траура сетка будет заполнена военно-патриотическими фильмами. Новости выходят каждый час.

Соболезнования

Столица поможет близким погибших

Правительство Москвы окажет необходимую помощь родственникам и близким пассажиров Ту-154, который разбился у берегов Сочи. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на своей странице в Twitter.

"Соболезную близким находившихся на борту разбившегося самолета. Страшная трагедия, - написал он. - Поручил департаменту соцзащиты оказывать необходимую помощь".

Список пассажиров Ту-154

Экипаж:

  • майор Волков Р.А.,
  • капитан Ровенский А.В.,
  • подполковник Петухов А.Н.,
  • капитан Мамонов А.В.,
  • старший лейтенант
  • Парикмахеров В.Н.,
  • майор Трегубов В.А.,
  • старший лейтенант Сушков B.C.,
  • старший лейтенант Суханов А.О.

Военнослужащие:

  • генерал-лейтенант Халилов В.М.,
  • полковник Хасанов А.Б.,
  • полковник Ваганов Н.И.,
  • полковник Иванов А.Ю.,
  • подполковник Колосовский А.В.,
  • майор Долинский А.И.,
  • полковник Негруб А.Н.,
  • капитан Абросимов С.С.

Гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация "Справедливая помощь":

  • Глинка Е.П.
  • Рунков Д.А.,
  • Денисов В.В.,
  • Сойдов А.А.,
  • Лужецкий М.В.,
  • Обухов П.К.,
  • Пестов О.М.,
  • Ржевский В.В.,
  • Суранов А.А.,
  • Толстов Е.В.

Ансамбль им. Александрова:

  • Сонников А.В.,
  • Гужова Л.А.,
  • Ивашко А.Н.,
  • Бродский В.А.,
  • Булочников Е.В.,
  • Голиков В.В.,
  • Осипов Г.Л.,
  • Санин В.В.,
  • Майоров К.В.,
  • Буряченко Б.Б.,
  • Бабовников Д.В.,
  • Баздырев А.К.,
  • Белоножко Д.М.,
  • Бесчастнов Д.А.,
  • Васин М.А.,
  • Георгиян О.П.,
  • Давиденко К.А.,
  • Денискин С.И.,
  • Журавлев П.В.,
  • Закиров P.P.,
  • Иванов М.А.,
  • Иванов А.В.,
  • Котляр С.А.,
  • Кочемасов А.С.,
  • Кривцов А.А.,
  • Литвяков Д.Н.,
  • Мокриков А.О.,
  • Моргунов А.А.,
  • Насибулин Ж.А.,
  • Новокшанов Ю.М.,
  • Поляков В.В.,
  • Савельев А.В.,
  • Соколовский А.В.,
  • Тарасенко А.Н.,
  • Трофимов А.С.,
  • Узловский А.А.,
  • Халимон B.Л.,
  • Штуко А.А.,
  • Крючков И.А.,
  • Ермолин В.И.,
  • Быков C.Л.,
  • Колобродов К.А.,
  • Корзанов О.В.,
  • Ларионов И.Ф.,
  • Ляшенко К.И.,
  • Михалин В.К.,
  • старший сержант
  • Попов В.А.,
  • Разумов А.А.,
  • Серов А.С.,
  • Шахов И.В.,
  • Арчукова А.А.,
  • Гильманова P.P.,
  • Игнатьева Н.В.,
  • Клокотова М.А.,
  • Корзанова Е.И.,
  • Пырьева Л.А.,
  • Сатарова В.И.,
  • Трофимова Д.С.,
  • Хорошева Л.Н.,
  • Цвиринько А.И.,
  • Шагун О.Ю.,
  • Гурар Л.И.,
  • Сулиманов Б.Р.,
  • Столяр И.В.

Соболезнования

Президент Владимир Путин, находящийся в эти дни с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, выразил соболезнования семьям погибших. "Завтра в России будет объявлен общенациональный траур", - сообщил он. Это отразится и на программе самого Путина. Сегодня он должен был присутствовать на музыкальном световом представлении на Дворцовой площади, но в связи с трауром отменил свое участие в мероприятии.

Со словами скорби к семьям и родственникам жертв авиакатастрофы обратился премьер-министр Дмитрий Медведев: "Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших - журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможно смириться, она невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей".

Президент поручил главе правительства сформировать комиссию, которая займется изучением обстоятельств происшествия. "Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших", - заверил Путин.

По распоряжению Дмитрия Медведева в состав правительственной комиссии вошли представители всех ключевых ведомств. Ее работу возглавил министр транспорта Максим Соколов, который незамедлительно вылетел в Сочи.

Опознание родственниками погибших состоится в Москве, в Сочи лететь не нужно. Всех родственников просят прибыть в Минобороны для забора генетического материала и процедуры опознания. Необходимые телефоны и адреса лабораторий, где пройдет экспертиза, будут размещены в СМИ и на сайтах минобороны и МЧС.

Об этом глава правительственной комиссии, созданной для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, министр транспорта РФ Максим Соколов.

Крушение произошло утром, многое было сделано за световой день, но поисково-спасательная операция продолжилась и вечером, рассказал Соколов. "Очень важным сейчас является оказание помощи родственникам пассажиров этого самолета. Но хочу обратить внимание всех, что основные мероприятия и вся организация работы с родственниками по решению правительственной комиссии будет проходить в Москве в министерстве обороны", - сказал Соколов.

По его словам, в Сочи, хотя ряд тел и фрагментов уже обнаружен, такие работы проводиться не будут. Поисково-спасательная операция будет длиться круглосуточно столько времени, сколько потребуется, заверил министр, подчеркнув, что поиски осложняются тем, что катастрофа произошла в море. По словам министра, "информации о выживших пока нет".

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж, судов со специальными локаторами и глубоководными аппаратами для поисков. "Постараемся сделать все, чтобы тела были найдены", - отметил Соколов.

Водолазы МЧС и глубоководные спускаемые аппараты, а также глубинные локаторы прибывают для продолжения поисковой операции. Вчера два таких глубинных локатора работали уже в зоне поиска. Еще один локатор должен прибыть сегодня утром из Геленджика, а ближе к концу дня понедельника прибудут еще суда из Новороссийска, сказал министр.

К сожалению, бортовые самописцы этого самолета Ту-154 не оборудованы радиомаяками. Их будут искать, как и другие фрагменты самолета. Соколов выразил надежду, что они сохранились.

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж

Установлением причин катастрофы занимается техническая комиссия минобороны в рамках уголовного расследования. Следственный комитет отрабатывает весь спектр версий причин крушения, отметил Соколов, но говорить, что именно привело к катастрофе преждевременно.

Техническая комиссия Минобороны России расследует вопрос подготовленности экипажа разбившегося самолета Ту-154. Командир воздушного судна, как сейчас известно, имел достаточный налет часов, подчеркнул министр.

Вопрос о дальнейшем использовании самолетов Ту-154 на повестке дня пока не стоит. Как уточнил глава Росавиации Александр Нерадько, который также входит в правительственную комиссию, Ту-154 не эксплуатируется гражданской авиацией. Этот тип самолетов стоит на вооружении минобороны, и это ведомство будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию Ту-154.

В частности, останавливать ее или проводить дополнительные работы с парком этих самолетов для дальнейших полетов на них. Но это все нужно решать после анализа имеющихся обстоятельств, к которому техническая комиссия только приступила, добавил Нерадько.

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин

Сухие строчки с сайта Минобороны: в списке пассажиров рухнувшего самолета глава международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. В это не хочется верить, так много людей осталось обездоленными этой смертью, так велика потеря для самых несчастных на этом свете: детей Донбасса и Сирии, бездомных, больных онкологией малышей Киева, где она открыла частный хоспис.

В последнем интервью полгода назад мы говорили с ней о том, что в этой жизни может заставить ее перестать спасать людей. Ответ ее тогда потряс жестким лаконизмом: "Только пуля". Тогда же с несвойственными сильному, привыкшему к потерям человека слезами в голосе вспоминала погибшего в авиакатастрофе во время тушения пожаров в Иркутске экипаж летчика Леонида Филина. Именно с ним доктор Лиза перевозила больных и раненых детей Донбасса из Ростова в Москву. Говорила, что скорбит безмерно. Все эти детали сейчас выстраиваются в горькую цепочку предчувствия трагедии.

С Лизой - Елизаветой Петровной - журналисту было очень легко и трудно одновременно. Ей некогда было разговаривать, но если видела, что хочешь помочь, тут же включала тебя в свою орбиту настроенных на волонтерское служение людей и переходила на "ты".

Доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для госпиталя в Латакии

"Хочешь посмотреть, как работаем? Приезжай в среду в пять на Павелецкий. Да не бойся ты. Маску дадим, перчатки. Не опаздывай".

"Зачем тебе, успешной, обеспеченной, счастливой, нужны опустившиеся и плохо пахнувшие бомжи? Что ты с ними возишься?" - много раз спрашивала у Лизы. "Людей люблю", - отвечала она и смотрела огромными глазами строго.

Социальное партнерство, о котором все сегодня вспомнили, для нее уже как лет двадцать конкретные дела: хосписы, "Дом милосердия" для семей с Украины, обеды для неимущих, теперь вот Сирия. На разбившемся самолете Лиза летела, сопровождая гуманитарный груз для университетского госпиталя в Тишрин в Латакии.

Была похожа на фронтового хирурга: время - жизнь. Голос низкий, при всей своей хрупкости, очень деловая и на первый взгляд совсем не романтичная.

Чувствовалось, что терпеть не может того, чего мы, журналисты, ждем от разговоров с подобными людьми: ни историй душещипательных, ни сюсюканий и всхлипываний над "бедными бомжами". Очень хорошо помню, как резко оборвала попытку сравнить ее с другим Доктором, помогавшим больным зэкам в тюрьмах и на каторгах в позапрошлом веке: "Доктор Гааз - святой, а я обыкновенная женщина". И принялась перевязывать гнойную рану старика-бомжа...

Мудрая, справедливая, невозмутимая, как будто ничему уже не удивлявшаяся.

Но вот детей с военными ранами пропустить без эмоций через свое сердце не могла. Говорила, как плакала, что настоящим потрясением они для нее были. Перечисляла, как молилась: Ваня Воронов, Оксана Войнаровская, четырехлетний Ястребов Богдан, Юля Куренкова с тяжелым ранением бедра из Горловки...

Плачут сейчас не только они. Тысячам человек доктор Лиза не просто помогла выжить, одев и накормив. Своим отношением обнадежила: будет еще счастье в их жизни, они нужны и любимы, просто потому что люди.

Этой надежды, так необходимой любому человеку, не могли ей простить фейсбуковские негодяи, которые в последнее время желали Лизе смерти. Им она давно ответила: "В любом проявлении чувств нужна мера. И если этой меры нет, то пересекается барьер или граница, дальше которой - пустота. И пустоту эту потихоньку занимает созданный ненавистью ад. Из которого выбраться порой невозможно, как из трясины, которая тянет на дно. За словом своим, мне кажется, нужно следить, соблюдая основной закон медицины - noli nocere - не навреди. Себе и окружающим тебя. А суть - простая. Надо просто любить людей. Ненависть противоестественна".

Из досье "РГ"

Чтобы не надоедали журналисты модных изданий, которые интересовались культовой фигурой российского интернета, Лиза опубликовала повторявшиеся вопросы и свои ответы. Относилась к этому с юмором. Даже к последнему.

- Кто ваш визажист?

У меня его нет.

- Когда вы успели родить детей?

Я очень старалась и успела.

- Какие у вас духи?

Balmain de Balmain.

- Если бы вы были цветком, то каким?

Лавандой.

- Ты правда, что ли, любишь всех?

Нет, не правда. Некоторых я люблю особенно сильно.

- Сколько часов ночью спите?

5-6. Мне этого достаточно.

- Ты не боишься, что тебя прибьют когда-нибудь?

Тело Елизаветы Глинки не обнаружено, поэтому официального подтверждения ее гибели пока нет.

Крушение Ту-154 над Черным морем. Почему скрывают правду?


Эта статья предназначена для лиц категории 18+ .


Очень жалко людей, которые погибли при крушении самолета над Черным морем в районе Сочи 25.12.2016


Список погибших мы опубликовали в отдельной статье - «Список погибших 25.12.2016 в авиакатастрофе Ту-154» .


Мы специально не стали смешивать в одной статье все сразу - и соболезнования погибшим, и возмущение по поводу искажения информации, появляющейся в СМИ, вбросов недостоверной информации с подачи «официальных лиц».


Мы решили оставить для истории информацию глазами очевидцев о том, как с подачи официальных должностных лиц информация о катастрофе освещалась в СМИ. Это и есть цель статьи.


Мы не занимаемся расследованиями и гаданиями о причинах крушения самолета.


Делать выводы о причинах падения самолета, сидя за экраном монитора - пустая трата времени, уверяем вас. Если кто-то знает реальную картину происшедшего - хорошо. Мы пишем с точки зрения обычного, нормального человека, который в эти дни получал именно ту информацию, которую мы просто обобщили. Был теракт, не было теракта - на данный момент мы не можем утверждать однозначно… Мы не можем делаем выводов, поскольку не являемся экспертами.


Мы пишем о фактах - о том, что сами видели и слышали. А факт - сокрытие информации от народа о подробностях авиакатастрофы, и даже от родственников погибших в отношении хода поиcков, расследования - реально имел и имеет место. Вне зависимости от причин, побудивших к этому.


Возможно, скоро появятся выводы комиссии, которые приоткроют свет на реальность произошедшего.


А нестыковок, противоречий, странностей, подозрительных моментов, связанных с крушением 25.12.2016 самолета Ту-154 , очень уж много…


Сразу оговоримся еще раз, что через некоторое время, возможно, официальная версия будет стройной и ясной. И скорее всего, что наши доводы «разобьются» об официальную версию, которая будет в дальнейшем озвучена.


Но мы подаем информацию так, как ее получали и ощущали обычные люди, наблюдая за новостями о катастрофе в СМИ в режиме реального времени.

Итак, начнем.


Что сразу ощутили все после появления первых новостей - отсутствие какой-либо ясной официальной информации о катастрофе. Зато было полно «вбросов» и противоречивой информации - в том числе от официальных должностных лиц.


Да, сразу скажем, что самолет вылетел из Адлера, где находится «Международный аэропорт Сочи». Это в 28 км от г. Сочи (под «г. Сочи» тут мы понимаем точку на географической карте без учета границ районов города). И потерпел крушение самолет Ту-154Б-2 (а не просто Ту-154) Минобороны. Регистрационный номер (его еще называют бортовым) RA-85572, заводской 83A572, серийный 0572.


Пожалуй, единственный факт, о котором в СМИ и в сообщениях от официальных лиц, имеющих отношение к расследованию катастрофы, не было противоречий - это то, что экипаж не успел подать сигнал бедствия.


Удивительное, если не сказать странное, единодушие - поскольку в отношении всего остального точной информации до сих пор так и нет.

1. Первые заявления в СМИ - это не теракт


Странное заявление, когда ничего еще не ясно, отсутствует информация о найденных черных ящиках, не найдены все фрагменты самолета, не подняты тела погибших и т.д. Тут же в СМИ появляется несколько «вбросов», подтверждающих 100% невозможность теракта.




А вот уже маршрут (схема) полета самолета Ту-154 через Каспийское море:



Вот еще информация о полете через Каспийское море в обход Турции (so-l.ru/news/show/krushenie_tu_154_prervanniy_polet_v_siriyu): «…Далее маршрут идет через Каспий, Иран, Ирак, и – также со стороны моря – заход на аэродром «Хмеймим».

5. Непонятное место падения самолета


Сначала официально было заявлено, что самолет упал в шести километрах от берега в Черном море. Были обнаружены обломки фюзеляжа и механизмов управления.


Позднее - что самолет упал в полутора километрах от берега. Это важно на самом деле, но об этом ниже.




Утверждают, что скорость при падении самолета была 500 км/час. Пусть средняя скорость самолета хотя бы - 350 км/час (она в любом случае больше взлетной). Это почти 6 км в минуту. Тогда за 7 минут самолет пролетит около 42 километра, но никак не семь с половиной. Ведь заявлено, что самолет упал в 6 км от берега. А аэродром находится в 1,5 км от береговой полосы.


За 7 минут самолет пролетит 7,5 километра в том случае, если его скорость будет составлять около 60 км/час. Нереально. Нужно что-то другое придумать.


Официальные лица вспоминают математику 3-го класса. Нужно или уменьшить время полета, или уменьшить скорость полета.


И вот «официальные лица» заявляют, что самолет находился в полете 2 минуты 21 секунду.


Ладно, поверим. При средней скорости 350 км/час самолет за 2 мин 21 сек пролетит 13,4 километра. Опять неувязочка. Вспоминается анекдот - «да нам по… твоя неувязочка». Давайте лучше заявим, что самолет находился в полете 70 секунд. Давайте.


Теперь «официальные лица» заявляют, что самолет находился в полете 70 секунд. Ссылка вот - izvestia.ru/news/655312


А диспетчер разве не знает, сколько времени самолет находился в полете - с момента взлета до момента, когда пропала связь с самолетом?


Информация о 70 секундах появилась в СМИ 29.12.2016 - спустя 4 дня после катастрофы. Обращаем внимание - черные ящики к этому моменту еще не расшифрованы.


Да и вообще - свидетели же говорят, что самолет летел медленно. Медленно. Какие могут быть еще вопросы?


А то, что средняя скорость самолета могла быть и 400, и 500, и 700 км/час - так кто подтвердить-то может?


Информация, попадающая в СМИ, только множит кучу различных версий - к примеру, все логично объясняется, если предположить, что самолет пролетел не один десяток километров в сторону Каспийского моря над горами, летчики получили какую-то информацию, после чего связь пропала, приняли решение возвращаться морем обратно (чтобы падать не над горами, а хотя бы в море). И так далее. Тогда объясняется и время полета и т.д.


Но тогда все это должно быть зафиксировано - в переговорах экипажа и т.д.

8. Неизвестная скорость полета


То «свидетели» заявляют, что самолет «летел медленно» с задранным вверх носом («как мотоцикл на заднем колесе»), то «официальные лица» - еще до того, как найдены черные ящики - сразу заявляют, что самолет ударился о воду при скорости 500 км/час - (kommersant.ru/doc/3182627) отсюда и большой разброс фрагментов самолета, и фрагментов тел.


Потом в СМИ «устоялась» информация, что скорость самолета при ударе о воду все-таки была около 270 км/час.


Так что тогда с разбросом осколков-то?


В общем, что ни говори - одно все равно будет противоречить другому. Если скорость маленькая - не должно быть большого разброса фрагментов фюзеляжа. Гоночные катера разбиваются о воду при скорости около 500 км/час, и ничего. Большого разброса фрагментов самолета и тел не должно быть в любом случае при любом раскладе.


При единственном исключении - большой разброс возможен только в том случае, если самолет начал разваливаться уже в воздухе.


О найденных 60-метровых(!) фрагментах фюзеляжа 47-метрового(!) самолета - немного позднее.

9. Непонятная вспышка в небе в момент крушения, заснятая видеокамерами .


Что это было? Сразу появляются опровержения в СМИ со стороны должностных лиц, что это не имеет отношение к катастрофе. Что вспышка произошла спустя полчаса после падения самолета. И прилагается видео из «ФСБ-шной машины» с регистратора. Видеорегистратор в «ФСБ-шной машине» почему-то не показывает дату и время…


Обратите внимание на низкую облачность. Что мог видеть «свидетель»?


И кстати, так и не появилось внятного объяснения заснятой видеокамерами вспышки.

10. Появляется куча версий катастрофы ТУ-154 , при этом версия теракта однозначно отбрасывается. Какие есть основания для этого?


В СМИ обсуждаются возможные ошибки экипажа. Суть, если отбросить технические детали, примерно такая - «вместо педали газа нажал на тормоз». Варианты - ручки закрылок, шасси и т.д. Можно насчитать с десяток «ручек», которые были «перепутаны». Профессиональное сообщество летчиков и коллеги напрочь отрицают ошибки пилотов, все члены экипажа обладали достаточным опытом.


Потом всерьез экспертами обсуждается вариант подпадания птицы в двигатель самолета.


Только мало кто обращает внимание вот на какой факт - птицы ночью не летают . Летают только перелетные птицы, но не в декабре (над морем). И да - ежедневно в Адлере взлетает и садится достаточно много самолетов. Если там так много птиц - где примеры аналогичных катастроф?


Но в СМИ дневные картинки с места поисков - обязательно с птицами на фоне. Например, вот такие izvestia.ru/news/655315 :



Кстати, эксперты отмечают, что попадание птиц в двигатель - довольно частое явление. Но чтобы что-то пошло не так, нужно несколько десятков крупных птиц. Откуда такая стая над морем ночью? Даже если птицы повредили лопатки вентилятора, попав в тракт двигателя, нужно помнить, что у Ту-154 их три... Опасность птицы представляют для однодвигательного самолета.


Потом появляется магическое слово «закрылки». Но закрылки убираются при высоте свыше 120 м примерно через 30-40 секунд после отрыва от полосы. Какие проблемы с закрылками на двадцатой, седьмой, или третьей минуте полета?


Но «70 секунд полета» и распечатки переговоров - «… закрылки, с%ка» спасают положение тех, кто на ходу сочиняет версии крушения самолета.

11. Большой радиус разброса фрагментов корпуса самолета


Разброс обломков самолета зафиксирован на расстоянии от 1,5 до 7 км. Есть информация о 15 км. При ударе о воду с небольшой высоты такое просто нереально.


Объяснение официальных лиц - «скорость самолета была большая и обломки спланировали в воде» (варианты - «разлетелись при ударе о воду», «унесло течением») на семь километров, когда они тонули на глубину 30-60 метров - ну это просто смешно. Вот имеющая обтекаемую форму автоматная пуля при скорости 3000 км/час - «спланирует» в воде не более 5 метров в длину (глубину), после чего вода полностью погасит инерцию движения, и пуля вертикально утонет. «Титаник» затонул на глубине 3,8 километра. А расстояние между его обломками не превышает 1,6 км. Вдумайтесь в эти цифры и сравните - а ведь в Атлантическом океане течение не в пример сильнее, да и глубина - 3,8 км против 30-60 метров…


Сколько самолетов приземлялось на воду, но примеров такого разброса не было что-то. Да, и насчет силы течения - можно ведь следственный эксперимент провести…


Достаточно много экспертов приводят информацию о крушении других самолетов - и не могут привести пример аналогичных разрушений при ударе самолета в подобных ситуациях.


Это, конечно, только поддерживает версию о том, что самолет развалился в воздухе.

12. Найден 60-метровый (!!!) обломок (фрагмент) фюзеляжа Ту-154…


Возможно, чтобы доказать, что на борту не было никакого взрыва, водолазы «в ходе поисковых работ на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море близ Сочи обнаружили 60-метровый обломок фюзеляжа».


Это бы прошло как обычное сообщение, если бы не одно большое НО. Длина всех модифицикаций Ту-154 (всего самолета - от носа до хвоста) не превышает 47,9 метров. Кто не верит - смотрите справочники. Или Черное море усыпано 60-метровыми фрагментами больших пассажирских самолетов?




Чему верить? Первые новости были как раз о тонне…

14. Почему подняли так мало тел погибших?


Интернет-общественность сразу выдвинула два логичных варианта - либо всех разорвало взрывом на «фрагменты» и(или) тела содержали какие-то улики, которые нельзя было показывать общественности и родственникам (например - осколки и т.д.).


Варианты технической сложности поисков мы не рассматриваем - люди без водолазных костюмов ныряют с аквалангом на глубину 100 и более метров. Это рекорды, конечно, но для профессионала-водолаза работа на 30-70 метрах - не проблема.


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что тела большинства пассажиров самолета могут находиться внутри лайнера под водой, поэтому они до сих пор не обнаружены. Отвечая на вопрос, почему за сутки обнаружено всего 11 тел погибших, Кондратьев сказал, что в районе падения воздушного суда морское течение за сутки уже трижды меняло направление.


Если тела находятся внутри лайнера - то где тогда «главный» фрагмент самолета? Нет ведь его…

15. Эти непонятные спасжилеты


Появляется новость в СМИ, что некоторые погибшие, которых достали из воды, были в спасательных жилетах. Вот, к примеру, информация: http://www.trud.ru/article/26-12-2016/1345439_nekotorye_passazhiry_tu-154_uspeli_nadet_spaszhilety.html


«Люди в жилетах, готовились к эвакуации», - сказал собеседник агентства.


И тут же Министерство обороны России это сообщение опровергло (http://www.newsru.com/russia/26dec2016/lifejacket.html) и назвало «постыдными инсинуациями». А к чему так рьяно и болезненно реагировать? Как говорится, это ж-ж-ж неспроста…

16. С черными ящиками вообще все непонятно


«Крупные обломки самолета, в том числе оторвавшийся хвост, нашли на глубине около 70 метров. Их обнаружили с помощью эхолота, зарегистрировавшего на дне несколько крупных предметов». Почему их не нашли при помощи сигналов с «черных ящиков»?


Оказывается, черные ящики именно этого самолета не были оборудованы радиомаячками… А почему?


Почему толку от «черных ящиков» как от козла молока всегда?


Даже непонятки с количеством «черных ящиков». Вообще-то их должно быть три.


« - …Сколько самописцев было? Сегодня журналистам объяснили это?


- Сергей Байнетов (начальник службы безопасности полетов авиации ВС - прим. ред.) сегодня сказал, что было только два самописца, третьего самописца не было , все это недостоверная информация в средствах массовой информации. Первый - речевой самописец, а второй уже параметрический. Как сказал Байнетов, что специалисты, которые обнаружили эти ящики, не сразу смогли понять , какой они достали - сначала подумали , что параметрический, но вот произошла ошибка, только когда они его вскрыли, поняли , что это все-таки был речевой самописец ».




Без комментариев. Хотя очень хочется их дать.


Позволим себе задать несколько риторических вопросов.


А что, действительно по внешнему виду речевой самописец от параметрического отличить нельзя? Никакой там нет полосочки или обозначения? Хочется смайлик поставить… Почему нельзя поставить видеонаблюдение в салон самолета и вести трансляцию в онлайн-режиме всего, что происходит в кабине? Неужели в век развития GPS-навигации нельзя с точностью до метра со спутника определить пропажу сигнала с самолета? На террориста наводят ракету при помощи сигнала с сотового телефона, а самолет засечь нельзя? Почему нельзя сигналы с бортовых самописцев передавать по спутниковой связи в режиме реального времени?


Почему бы не сделать так, чтобы «дублирующие» черные ящики «отстреливались» автоматически или при помощи пилота? Надо - поставьте десять ящиков, а не три (или два?)... Чего там скрывать-то - или данные о работе приборов являются государственной тайной? Пусть самописцы, записывающие несекретную информацию, плавают на поверхности воды и выдают сигнал - сделайте им положительную плавучесть…


Ряд вопросов поставлены, конечно, некорректно, но мы уверены, что «таинственность» всех авиакатастроф можно значительно уменьшить при помощи технических средств.


Только не нужно это никому - так ведь врать удобнее...

17. Сложности с расшифровкой «черных ящиков»


Сначала глава Минтранса Максим Соколов сообщает, что бортовая техника разбившегося самолета Ту-154 работала нештатно (источник - http://izvestia.ru/news/655361#ixzz4UEVvUisr), сообщено об «особой» ситуации на борту в течение 10 секунд. Потом лица, имеющие отношение к раследованию, сообщают, что самолет был технически исправен, и все работало в нормальном режиме.


Одна из последних новостей, прозвучавшая 28.01.2017 - сотрудники Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС Минобороны, в котором было начато расследование, "давно забыли, как работать с пленкой" (http://www.kommersant.ru/doc/3205030). Известно, что все технические параметры последнего полета Ту-154, произведенного в 1983 году, были записаны на аналоговый прибор, внешне напоминающий катушечный магнитофон, подобный тем, что были распространены в конце прошлого века. По этой причине военные были вынуждены обратиться за помощью к гражданским специалистам Межгосударственного авиакомитета (МАК), в функции которого входит расследование "гражданских" авиакатастроф. Эксперты сделали вывод, что все системы самолета были исправны до столкновения с водой…


В результате эксперты делают однозначный вывод о том, что имела место ошибка экипажа.

Можно еще долго продолжать о различных подробностях, связанных с авиакатастрофой: почти сразу же принято решение о расформировании (реорганизации) 800-й авиационной базы (АвБ) 2-го разряда, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154Б-2.


Кобзон, возможно, уже сам пожалел, что в первые часы после катастрофы сообщил СМИ о своем отказе лететь этим бортом - это тоже дало повод для различных слухов.


В общем, на вопрос «Что сейчас происходит в России?» - можно смело отвечать: «Врут…».



Напрашивается вывод, что подобное происходит и в отношении информации об экономике, и здравоохранения, и любых других вопросов… Как вот верить теперь официальным заявлениям должностных лиц в СМИ о средней зарплате по стране в сумме 37 тысяч рублей?


В отношении данного конкретного случая - возникает ощущение, что людей по максимуму дезинформировали. «Уводили» от истинной причины катастрофы.


Все изложенное нами в данной статье - не с потолка, а взято из открытых уважаемых источников. Любой может убедиться, набрав в поисковой строке соответствующий запрос.


Почему должностные лица сами себе противоречили, давая интервью СМИ? Почему было нельзя правду-то говорить сразу - тогда и сейчас? Хорош позориться-то…


Когда нет возможности сообщить реальную информацию - выгоднее не замалчивать ее, а вбрасывать кучу недостоверных и противоречивых фактов. Зачем? Да чтобы народ «устал» от информации и махнул рукой. А что там правительственная комиссия напишет через год - это уже никого волновать не будет.


Даже если это и был теракт - зачем скрывать от народа информацию? «Пожалели людей перед Новым годом» - вряд ли. Лучше бы 31 декабря нерабочим днем сделали…


Если действительно произошел теракт - то это влечет необходимость признания лишних жертв военной операции в Сирии, непонятной для большинства граждан России. Любому государству выгодна маленькая победоносная война, чем затяжной конфликт с большим количеством жертв. Ведь тогда отвечать придется на вопросы....


Возможно, именно в этом и кроется разгадка молчания и вранья о катастрофе Ту-154 над Черным морем 25.12.2016.


Если произошел теракт - значит, в следующий раз никакой проводник и никакой пассажир в поезде не возьмет для передачи «посылочку» - жизнь дороже. А сообщит лучше на всякий случай о подозрительном предмете.


И несмотря на громкие имена, никто не будет закрывать глаза на груз, провозящийся на борту - если досмотр, то досмотр всего и вся, без исключений.


Это ведь может сберечь жизни очень многих людей.


Мы не сомневаемся, что спустя какое-то время официальная версия катастрофы примет стройную и логичную форму, после чего в новостях все постепенно затихнет. И все изложенное в этой статье, возможно, потеряет актуальность.


Эта статья написана в режиме реального времени - в той последовательности, как информация появлялась в СМИ о катастрофе ТУ-154 над Черным морем .


А стройности и логичности официальной версии явно не хватает в течение всех сорока дней после катастрофы…


Проблема еще и в том, что недостоверная информация, утаивание фактов подрывают авторитет власти. Неизвестно еще, на кого работает «ответственный за информацию о катастрофе». Или «ответственные». Если на «наших» - то уж больно халтурно. Как сказал бы Остап Бендер - низкий сорт, не чистая работа…


Зачем самим себе делать хуже, "раскачивая" ситуацию в стране? Это ведь не нужно ни власти, ни простому народу.


Вот заявляют, к примеру, другие страны, что Россия виновна в том-то и в том-то - тут за примерами далеко ходить не надо.


«Наши», как всегда, неуклюже начинают оправдываться.


Однако, если народ постоянно будут обманывать «свои», и народ это видит (а народ все видит) - конечно, многие поддадутся и поддаются влиянию иностранной пропаганды.


Да и кто его знает, как там на самом деле оно все было…

P.S. от 14.03.2017.


Мы продолжаем следить за развитием событий, связанных с расследованием катастрофы Ту-154, происшедшей 25.12.2016 над Черным морем.


Итак, новость в СМИ от 14.03.2017.


Дальнейшее цитируем по материалам «Коммерсанта» (ссылка - kommersant.ru/doc/3241365):


По результатам технического расследования эксперты сделали вывод, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа.


Самолет, как показало 3D-моделирование, взлетел в абсолютно штатном режиме. После взлета экипаж тоже не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок - машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала (!!!???). Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч, а сразу после этого на борту, как выразился собеседник "Ъ", стала "стремительно развиваться нештатная ситуация". Выразилась она в том, что управляющий пилот - командир экипажа, который должен был дальше набирать высоту, - фактически перевел машину в режим посадки . Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд - до самого столкновения с водой - снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика .


По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу - в виде отражений на поверхности воды (!!!). В этой сложной обстановке пилотирующий летчик, по словам экспертов, должен был полностью довериться приборам, показания которых командир экипажа, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и физиологическим ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты (!!!) - в то время как на самом деле самолет снижался.


В общем, выводы экспертов содержат одно - виноват экипаж и все тут.

А теперь наш комментарий к этой новости.


Весь этот бред постеснялись даже показать по телевизору, поскольку эти новости 14.03.2017 сразу были раскритикованы интернет-общественностью.


И в самом деле, выводы «экспертов» не выдерживают никакой критики:


Про время полета мы уже писали ранее. Установлено, что самолет летел не минуту, а больше.


Про скорость полета - тоже. Ранее было установлено, и тоже экспертами, что взлетная скорость самолета составляла 345 км/час. Затем самолет только набирает скорость. Ранее экспертами утверждалось о скорости 500 км/час в момент столкновения с поверхностью воды. А ведь в новости от 14.03.2017 утверждается еще и об ускорении машины, вследствие чего «перегрузка могла создать у пилота иллюзию набора высоты». Ускорение - это физическая величина, для всех нормальных людей означающая увеличение скорости. Или, может быть, эксперты имели в виду «отрицательное ускорение», но забыли про это сказать? Ну не бред ли?


Про звезды, которые отражаются на поверхности воды, по которым и ориентировался пилот, наплевав на показания приборов, мог написать только обкурившийся наркоман. Этой ночью было облачно, и никаких звезд ни на небе, ни в воде просто не могла быть видно «с высоты 250 метров». В конце концов, пилот ведь был далеко не новичок, чтобы «по звездам ориентироваться» при взлете, полностью «проигнорировав приборы».


А как же показания «свидетеля», который ночью видел, как самолет летел, как «мотоцикл на заднем колесе»? Как же быть с обычным плановым «контролируемым снижением» самолета при посадке в этом случае? В общем, где-то врут однозначно.


А как же крики «закрылки, с%ка» при переговорах экипажа - как это объясняют теперь? А никак…


Когда самолет падает или снижается - это вообще-то чувствуют все, а опытные пилоты - тем более.


Нам не хочется повторяться про нестыковки и странности, связанные с катастрофой Ту-154 25.12.2016 над Черным морем - все уже и так изложено в нашей статье. И про разброс обломков, и про прочее…


Жалко экипаж, который не может теперь подтвердить свою невиновность. По крайней мере в Минобороны отрицают версию ошибки экипажа.


А официальной версии катастрофы от 14.03.2017 - незачет. Не осталось в резерве грамотных людей, которые хотя бы могли придумать что-то более объяснимое, нормальное и логичное? Мы уже об объективном расследовании уже и не говорим даже... Как говорится - на исходную...


P . S . от 01.06.2017


Наконец, 31.05.2017 стало известно об «истинных» причинах катастрофы.


Правительственная комиссия признала человеческий фактор основной причиной катастрофы - в качестве сопутствующих катастрофе факторов эксперты назвали «усталость и слабую профессиональную подготовку» экипажа.


Честно говоря, других выводов от правительственной комиссии и не ожидалось, но такого цинизма в выводах экспертов - не ожидали.


Оказывается, Ту-154 должен был совершить так называемый тренировочный(!) полет по категории ВТ (вне трасс) по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. То есть тренировка(!) осуществлялась на ансамбле им. Александрова...


После взлета «управляющий пилот оказался во власти соматогравитационных иллюзий». Вместо ориентировки по приборам, пилот ориентировался на «собственные физиологические ощущения».


Примечание: напомним, что речь идет о ночном взлете… Написать в выводах, что пилоты не обращали внимания на показания приборов - ну это уже чересчур...


По заключению комиссии - оказывается, вес перевозимого груза был всего 150 кг.


Примечание: ага, а вес одних только инструментов и реквизита у ансамбля им. Александрова сколько составляет, позвольте спросить?


Продолжать разбирать заключение комиссии нет смысла, все уже и так сказано выше…


Конечно, всем имеющим отношение к катастрофе проще всего свалить вину на экипаж - экипаж-то возразить уже не сможет...


Остается только надеяться, что рано или поздно люди узнают настоящую, а не придуманную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем…