Храмовый комплекс ангкор в камбоджи. Ангкор, Камбоджа: описание, фото и отзывы

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Предыдущая фотография Следующая фотография

Поиск авиабилетов в Камбоджу

Абзац истории

Комплекс культовых сооружений Ангкора относится к 10-12 векам, в те годы это был один из крупнейших городов мира, о его храмах знали далеко за пределами империи кхмеров. В 1431 г. войска Сиама практически разрушили город, заставив жителей покинуть его. С тех пор Ангкор и более 100 оставшихся дворцов и храмов таились под сенью буйного тропического леса. Пока в конце 19 столетия французский натуралист Энн Муо не опубликовал ряд работ, посвященных Ангкору. Говорят, что даже Редьярд Киплинг написал свою «Книгу джунглей» о Маугли именно после посещения этого места. В 1992 г. храмовый комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО.

Храмы Ангкора

Пном-Бакхенг

Пном-Бакхенг - один из первых храмов, построенных в Ангкоре (9-10 века) - пятиярусное сооружение с кучей башенок. В Ангкоре сохранились и другие древние храмы: Пре-Хан, Преак-Неак-Пеан, Та-Сом (12 век), Бантей-Кдей (вторая половина 12 века).

Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом («большой город») - цитадель города, центральная часть храмового комплекса - окружен рвом шириной 100 м и стеной высотой около 8 м. Построена цитадель была во времена Удаядитьявармана II (11 в.), а после вторжения чамов (1181 г.) была восстановлен королем Джаяварманой VII. В стене Ангкор-Тхома 5 ворот, над которыми возвышаются башни высотой около 23 м, украшенные ликами бодхисатвы. Внутри стен - трехъярусная пирамида Байон, окруженная 54 башнями, руины храма Бафуон, Королевский дворец, храмы Бапхуоп и Пимеанакас («Небесный дворец»), терраса Слонов и терраса Прокаженного короля, а также Ворота Победы и каменные мосты, украшенные изображениями богов.

Высота Слоновой террасы - 350м - именно оттуда кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом.

Древний Ангкор

Храм Байон

Другой величественный памятник - храм Байон (не путать с пирамидой Байон) с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Это трехуровневое здание с основанием 140 на 160 м находится к юго-востоку от цитадели Ангкор-Тхом. Храм украшают 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту. На каждой стороне этих башен изображены лица Будды так, что откуда бы пришелец с севера ни посмотрел на это строение, он всегда встретит взгляд Просветленного.

Именно очертания Ангкор-Вата изображены на государственном флаге Камбоджи.

Ангкор-Ват («город-храм», 1112-1152 гг.) - храм и мавзолей короля Сурьявармана II. Комплекс состоит из центральной башни (высота 65 м) и окружающих ее башень, символизирующих пять пиков священной горы Меру. Центральное сооружение храма - многоуровневая конструкция со множеством лестниц и переходов.

Храм окружен рвом шириной 190 м и длиной более 5,5 км, он символизирует океаны мира. Это самая большая культовая постройка в мире, ее площадь около 81 га.

Та Пром - храмы, поглощенные джунглями

Не менее интересен монастырь Пре-Кан с храмами Ник-Пин и Та-Сом (12 в.). Стоит обратить внимание на храм Бантей-Кде, а также практически нетронутый реставраторами уникальный храмовый комплекс Та-Пром. Другие «маст-си»: комплекс культовых бассейнов Пре-Неак-Пеан (конец 12 в.), бассейн Ист-Барей (7 км в длину и 1,8 км в ширину) с островом посередине, храм Баконг (первый пример архитектурного стиля храма-горы в кхмерском искусстве), храм из розового песчаника Бантрей-Срей с фантастическими барельефами.

Храмовый комплекс Ангкор (Angkor) – самая главная достопримечательность Камбоджи. Комплекс настолько огромный, что его по праву можно отнести к списку самых величественных и грандиозных сооружений Юго-Восточной Азии. Каждый год храмы Ангкора посещают тысячи человек. Ангкор Ват – то место, из-за которого стоит хоть раз в жизни посетить Камбоджу. Я даже не знаю, что нас больше впечатлило: или храмовый комплекс Ангкор в .

Храмовый комплекс Ангкор Ват

Что бы не возникало путаницы надо сразу уточнить, что комплексом Ангкор называют все храмы , расположенный на огромной территории, кроме того есть и храм Ангкор Ват, построенный правителем Сурьяварманом II, который можно назвать жемчужиной Ангкора или главным храмом.


Храм Ангкор Ват — жемчужина храмового комплекса Ангкор

Я не буду описывать историю создания Ангкора, рассказывать про красоты храмов и необычный барельефы, я поделюсь лишь практической информацией, которая вам пригодится при планировании посещения комплекса Ангкор.

Перед поездкой я скрупулезно изучала отчеты людей, посетивших Ангкор, выписывала полезную информацию, размышляла над оптимальным маршрутом, а затем проверила этот маршрут в действии. Сегодня я поделюсь этой информацией с вами. Из этой статьи вы узнаете:

Где находится Ангкор Ват и как добраться

Храмовый комплекс Ангкор находится в Камбодже, недалеко от города Сием Рип. Всю полезную информацию об этом городе вы найдете в статье:

Добраться в Сием Рип можно на самолете, автобусе и даже по воде. Если вы отдыхаете в или на , то можете купить организованную экскурсию в Ангкор в одном из тур агентств. Но все же лучше посетит храмы Ангкора самостоятельно. О том, как мы добирались в Ангкор из Паттайи:

Если вы отдыхаете в Сиануквеле, то в Сием Рип можно добраться на автобусе. Если ваш отпуск проходит во Вьетнаме, например в , то в Сием Рип лучше всего добраться на самолете из . Можно, конечно, воспользоваться и автобусом, но переезд из Хошимина в Сием Рип займет довольно много времени: часов 8 до и еще столько же до Сием Рипа.

Где жить в Ангкоре

В самом храмовом комплексе Ангкор жить, конечно же, нельзя 🙂 Все туристы останавливаются в ближайшем к Ангкору городе Сием Рипе. Часто возникает вопрос, какой отель выбрать, что бы быть поближе к храмам? На самом деле расположения отеля относительно комплекса Ангкор не важно, в любом случае пешком до храмов не дойти. Для посещения Ангкора придется нанимать транспорт или арендовать велосипеды (но без хорошей физической подготовки я бы вам не советовала этого делать).

Отелей в городе Сием Рип много на любой вкус и кошелек. Могу посоветовать хороший недорогой отель с бассейном, где мы прожили почти целую неделю Bou Savy Guesthouse , о нем я подробно в фото и видео рассказывала .

Когда лучше посещать Ангкор Ват

1. Ангкор Ват лучше не посещать во время крупных праздников , особенно во время кхмерских праздников, когда вход в комплекс для местных жителей делают бесплатным.


В выходные и праздничные дни туристов в Ангкор Ват очень много

2. Не очень приятно осматривать храмовый комплекс Ангкор и в жаркий или дождливый сезон. Самый жаркий месяц в Камбодже – апрель, с середины мая начинается сезон дождей, который длиться до ноября.


Летом зонтики от дождя, а в другое время года — от солнца

3. Оптимальное время для посещения Ангкора – осень-зима. А приехав в Сием Рип в ноябре вы еще застанете яркую тропическую растительность вокруг и увидите храмы, спрятанные в зеленых джунглях. Мы же, в феврале, застали комплекс Ангкор уже не таким зеленым и природа напоминала нашу осень 🙂


Ангкоровский пейзаж в феврале. Храм Та Пром

В середине февраля утром было пасмурно, а солнце появлялось ближе к обеду. С одной стороны, в облачную погоду не так жарко и комфортнее осматривать храмы, но с другой стороны без солнца все фотографии получились серыми и не яркими.

Ближние и дальние храмы Ангкора. Малый и большой круг Ангкора

Храмы, которые входят в стандартный Ангкоровский билет называют ближними храмами , а вот храмы, которые находятся на приличном расстоянии от Сием Рипа называют дальними храмами.

Ближние храмы Ангкора

Ближние храмы обычно посещают по двум маршрутам: малый круг и большой круг Ангкора . Есть еще несколько храмов, которые находятся на ответвление от этих двух кругов – это храмы Bantaey Srei и Banteay Samre .


Храм Бантей Самре

Что такое малый и большой круг Ангкора?

Малый и большой круги Ангкора это два маршрута посещения храмов, рассчитанные каждый на один день. Протяженность малого круга примерно 17 км. Протяженность большого круга – 26 км. Схема расположения храмов Ангкора, на которой малый круг обозначен красной линией, а большой круг — зеленой линией.


Карта схема расположения Сием Рипа и храмового комплекса Анкор

Какие храмы входят в малый круг Ангкора?

  • Ангкор Ват (Angkor Wat)
  • Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
  • Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
  • Ангкор Том(Angkor Thom): Байон (Bayon), Бапхуон (Baphuon), Пхимеанакас (Phimeanakas) и на восток к Воротам победы (Victory Gate), Elephant Terrace (террасы Слонов) и Terrace of the Leper King (Прокаженного короля)
  • Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda)
  • Тхомманон (Thommanon)
  • Та Кео (Ta Keo)
  • Та Пром (Ta Prohm)
  • Бантей Кдей (Banteay Kdei)
  • Прасат Краван (Prasat Kravan)
  • Несколько мелких храмов



Величественный Байон
Храм Байон






Храм Та Кео — сейчас в нем идет масштабная реставрация, подъемные краны и рабочие портят всю атмосферу
Заросший джунглями Та Пром



Какие храмы входят в большой круг Ангкора?

Большой круг начинается так же от храма Ангкор Ват и до храма Байон совпадет с малым, а дальше идет на север к северным воротам Ангкор Тома и к храмам:

  • Преa Кан (Preah Khan)
  • Неак Пеан (Neak Pean)
  • Та Сом (Ta Som)
  • Восточный Мебон (East Mebon)
  • Пре Руп (Pre Rup)




Храм Неак Пеан



Слоники в храме East Mebon

Дальние храмы Ангкора

  • Самый дальний от Сием Рипа храм – это храм-пирамида Кох Кер (Koр Ker) . Он находится примерно в 120 км от города, почти возле границы с Таиландом.
  • Еще один дальний храм – Бенг Мелиа (Beng Melea ) находится примерно в 65 км от Сием Рипа по дороге на Кох Кер.

Так же в Ангкоре можно посетить:

  • Храмы группы Ролуос (Roluos Group)
  • Национальный парк Пном Кулен: священная гора с водопадом, рекой 1000 лингамов и буддийским храмом
  • Озеро Tonle Sap с плавучей деревней

Рассветы и закаты в Ангкоре

Рассветы в Ангкоре все встречают возле озера в храме Ангкор Ват. Людей собирается очень много, чем раньше вы придете, тем больше шансов занять лучшие места.


Вот сколько желающих посмотреть рассвет на озере перед Ангкором!
Все ждут рассвета, а его все нету:)))

Говорят, что рассветы в Ангкоре шикарное зрелище. Мы не застали красивые рассветы, в дни нашего посещения Ангкора, в феврале, на небе с утра были тучи, солнце появлялось из-за облаков только к обеду. С одной стороны это хорошо – не так жарко лазить по храмам, а с другой стороны жаль, что мы не увидели всю красоту Ангкор Ват в лучах восходящего солнца.


Вот только такой рассвет нам удалось увидеть в Ангкоре

Второе место для встречи солнца — бывшая королевская купальня Spas Srang. Мы и там пытались застать рассвет, но и в тот день с солнцем нам совсем не повезло 🙁


Еще немного рассвета, но это уже около 7 утра, солнце уже высоко

Закат в Ангкоре в основном все встречают на Пном Бакенг (Phnom Bakheng). Мы, наслышавшись про дикие толпы людей там на закате и про непростой подъем и спуск, решили не идти.

Еще можно попробовать посмотреть закат с храмов Пре Руп или Та Кео или поискать другие храмы-пирамиды, на которые можно забраться и оказаться выше окружающих вас джунглей 🙂


Для встречи заката надо забираться куда-то повыше. Например на Храм Пре Руп Или на Та Кео

Думаю, что и с воздушного шара будет хорошо виден закат (важно: на подъем на воздушном шаре на рассвете или закате надо записываться заранее!).

Мы попытались наблюдать закат возле храма Ангкор Ват. Вот что из этого получилось


Закат возле Ангкора
Закат возле Ангкора
Закат возле Ангкора

Рассвет в феврале был около 6 утра, а закат около 18:00 вечера. Из-за облачной погоды красивых рассветов и закатов в Ангкоре мы не увидели. Может вам повезет больше.

Стоимость посещения Ангкора

Для помещения ближних храмов Ангкора можно купить билеты на 1, 3 и 7 дней.

Стоимость билетов в ближние храмы Ангкора

  • Стоимость билета на 1 день – 37 долларов
  • Стоимость билета на 3 дня – 62 доллара (действует в любые 3 дня в течении 10 дней)
  • Стоимость билета в Ангкор на 7 дней – 72 доллара (действует любые 7 дней в течение месяца)

Трех и семи-дневные билеты с фотографией. Фотографируют сразу при покупке билета. Кассы для однодневных билетов и многодневных – разные. Утром очередь есть (особенно за однодневными билетами), но движется она быстро.


Очередь в кассу в 5:15 утра
Очередь за 3-х и 7-ми дневными билетами

Отдельно в других кассах оплачивается посещение следующих мест:

  • Стоимость посещения храма Кох Кер – 10 долларов
  • Стоимость посещения храма Бенг Мелиа – 5 долларов
  • Бантей Срей и Бантей Самре – по общим билетам Ангкора
  • Пном Кулен – 20 долларов
  • Катер по озеру Тондесап – 20 долларов с человека
  • Подъем на воздушном шаре над Ангкором – 20 долларов

Время работы храмового комплекса

Все храмы Анкора (кроме самого Анкор Ват) можно посетить с 7:30 до 17:30. Кассы открываются в 5:00. В Анкор Ват для встречи рассвета начинают пускать с 5:30.

На территорию храмов перестают пускать после 17:00 (кроме Пном Бакенг, где встречают закат). Читала в отзывах, что и после 18:00 из храмов не выгоняют. Не знаю, может в мелких неприметных храмах это так, но нас из самого храма Ангкор Ват начали выгонять почти сразу после 17:30. А к 18:00 выгоняли уже очень настойчиво. Не понимаю, почему не разрешить остаться в храмах до окончания заката?

В главный храм Ангкор Ват (на верх) можно подняться с 7:40 до 17:00.


Время посещения всех храмов кроме самого Анкор Ват с 7:30 до 17:30
Главная башня Ангкор Ват

Стоимость аренды транспорта в Ангкоре

Между храмами Ангкора перемещаются на такси, тук-туке, велосипеде или байке. Да, заезжать на байке в зону ближних храмов Ангкора теперь разрешено!

В принципе, малый круг при хорошей физической подготовке, можно объехать на велосипеде. Но учитывайте, что часов с 9 утра в Ангкоре очень жарко, поэтому выезжать надо перед рассветом, часов в 5 утра. Велосипеды можно арендовать в любом отеле. Стоимость от 2 долларов в сутки.

Основной транспорт по Ангкору это тут-тук , в который помещается до 4 человек. На тук-туках можно осмотреть почти все храмы комплекса, кроме дальнего храма Кох Кер и национального парка Пном Кулен (там тук-тук просто не заедет в гору). В Бенг Мелию тоже лучше поехать на машине, но некоторые ездят и на тук-туке.

Тук-тук можно арендовать как у себя в отеле , так и на улице. Не волнуйте, в Сием Рипе тук-туков настолько много, что без транспорта вы не останетесь точно 🙂


Наш тук-тукер 🙂

Стоимость тук-тука по Ангкору

  • Малый круг Ангкора – 10-12 долларов
  • Большой круг Ангкора — 15-18 долларов
  • Дополнительно за закат или рассвет (ранний выезд) – 5 долларов
  • Дополнительно за храмы Bantaey Srei и Banteay Samre – 5-10 долларов
  • Бенг Мелиа – нам назвали стоимость 35 долларов , на Винском читала, что люди ездили туда на тук-туке за 20 долларов

За малый круг Ангкора + рассвет (выезд в 5 утра из отеля и возвращение назад в отель в 16:00) мы заплатили 15 долларов.

За большой круг + Banteay Samre + ранний выезд (выехали в 5:30, в 14:30 были в центре Сием Рипа) мы заплатили 20 долларов.

За съездить к воздушному шару, затем к храму Ангкор Ват и отвезти нас потом на улицу баров (с 15:30 до 19:00) мы заплатили 7 долларов.

Стоимость машины с водителем в Ангкоре

  • Малый круг Ангкора – 25 — 30 долларов
  • Большой круг Ангкора – 25 — 35 долларов
  • Бенг Мелиа и Ко Кер — 80 — 100 долларов . Можно заранее заказать
  • Бенг Мелиа – 35-40 долларов
  • Пном Кулен – 40 долларов
  • Пном Кулен + Бантей Срей + Бантей Самре – 50 долларов

Цены примерные, с каждым годом стоимость тук-туков и машин с водителем растет. Но вы можете торговаться, часто удобнее взять водителя «оптом» сразу на 3-4 дня, обговорить маршрут и поторговаться за стоимость.

Еще один из вариантов передвижения между храмами – взять организованную экскурсию в любом из тур агентств в городе. Но даже если вы и приехали в Сием Рим в одиночестве, все равно выгоднее нанять тук-тук и осматривать храмы в своем темпе.

Например, тур по Ангкору с посещением четырех храмов: Ангкор Ват, Ангкор Том, Та Пром, Байон обойдется в 11 долларов с человека на пол дня и в 13 долларов на целый день, дополнительно оплачивается входной билет.

А вот в дальние храмы Ко Кер и Бенг Мелия выгоднее поехать с туром, если вы путешествуете в одиночку. Тур обойдется в 45 долларов . В цену включены входные билеты в эти два храма. Самостоятельная поездка туда же обойдется минимум в 10$+5$+80$ = 95$.


Цены на организованные туры в храмы Ангкора и другие ближайшие достопримечательности
Цены на организованные туры в храмы Ангкора и другие ближайшие достопримечательности

Важно: когда договариваетесь с водителями тук-туков и машин четко проговаривайте план действий: во сколько выезжаете из отеля, какие храмы осматриваете, заезжаете ли в кафе на обед, возвращаетесь ли после рассвета в отель на завтрак и т.д. и т.п. Кхмеры в основном народ ленивый, поэтому если четко не указать какие храмы вы хотите осмотреть, то они отвезут в 2-3 храма и скажут, что это все, пора домой.

Но иногда тук-тукеры попадаются смышленые и могут подсказать в какой последовательности лучше осматривать храмы, что стоит обязательно посетить, а что, при ограниченном времени, можно и пропустить. Хорошо, когда тук-тукер подъезжает к одному входу в храм, а ждет вас с противоположного входа. Особенно это актуально для длинных храмов, что бы после осмотра, по жаре вы не возвращались назад.

Запомните, как выглядит ваш тук-тук, иногда не очень то просто отыскать своего водителя и транспортное средство в толпе. Правильный тук-тукер будет вас сам искать и встречать на выходе их храма, все же оплату за свои труды он получит только после возвращения вас в отель 🙂


Гиды в Ангкоре

Нужен ли гид в Ангкоре? Если финансы позволяют, то я бы советовала взять гида по Ангкору. Мы осматривали комплекс сами, но предварительно я много читала в интернете о храмах и у нас был аудиогид по некоторым храмам. Но все равно, я думаю, что мы многое упустили и многие вопросы для нас остались не проясненными.


Хороший гид все расскажет, и покажет где сделать интересный кадр, и сфотографирует вас на фоне храмов

Я считаю, что гид в Ангкоре нужен (особенно если вы приехали в долгожданный отпуск, а не так как мы бюджетно путешествуете по Азии). Но нужен хороший гид. От плохого толку не будет. А вот как выбрать именно хорошего гида я вам не подскажу 🙁 Раньше на Винском люди делились координатами гидов, но гиды стали наглеть и подняли расценки, поэтому эту лавочку прикрыли. Хвалили когда-то гида Вирака. Не знаю, работает ли он сейчас в Ангкоре, а может уже так обогатился на русских туристах, что живет себе где-нибудь в припеваючи 🙂

Я бы взяла гида на основные храмы на один день. А дальше бы уже гуляла сама.

Примерные расценки на гида в Ангкоре

  • Англоязычные гиды – 25 — 35 долларов в день
  • Русскоязычные гиды – 40-60 долларов в день

Заказать гида или транспорт можно заранее, списаться и обсудить все интересующие вас вопросы.

Храмовый комплекс Ангкор огромный, не думайте, что вам удастся посмотреть все храмы за несколько дней. Да это и не нужно, к концу второго дня все увиденные храмы у меня слились в голове в один большой камень 🙂


Где-то в храмах Ангкора. На второй день все храмы в голове слились в один боооольшой камень 🙂

Посмотрите перед поездкой фотографии храмов и определите для себя, какие из них вы обязательно хотите посмотреть. Самые популярные храмы это:

В них всегда многолюдно и надо хорошо постараться, что бы прогуляться по этим храмам без толп туристов!




Кроме основных храмов мне еще очень понравились:



В мелких храмах толпы людей появляются наплывами: привезли группу организованных туристов – шум, галдеж, невозможность сделать нормально фотографии, а через 10-15 минут толпа схлынула и вы бродите опять одни. В этом то и прелесть индивидуального посещения храмового комплекса Ангкор.

Определите для себя, что вы хотите: осмотреть по возможности больше храмов или просто насладиться прогулкой и атмосферой древнего Ангкора.


Мы осматривали храмы Ангкора без спешки: лучше меньше увидеть, но насладиться прогулкой и прочувствовать атмосферу древнего города

Если вы приехали в Ангкор на 3 дня и не хотите заморачиваться с планирование маршрута, то проще всего пойти по стандартному пути.

Маршрут в Ангкоре на 3 дня

1 день. Малый круг (+ рассвет или закат)

2 день. Большой круг + по желанию Бантей Срей и Бантей Самре

3 день. Дальние храмы Кох Кер и Бенг Мелиа

Существуют разные мнения, как лучше перемещаться по малому и большому кругу: по часовой стрелке или против часовой, что бы меньше пересекаться с толпами туристов. Мы ездили по часовой стрелке.

Маршрут в Ангкоре на 2 дня

Если вы приехали всего на 2 дня, то за первый день вполне реально осмотреть основные храмы из малого и большого кругов (лучше, конечно передвигаться на машине: быстрее и будете отдыхать во время переездов под кондиционером), а во второй день – дальние храмы.

Если хотите посетить Пном Кулен, то его можно совместить с храмами Бантей Срей и Бантей Самре. При посещение Пном Кулен надо учитывать, что по дороге на гору реверсивное движение. До 13:00 весь транспорт едет вверх, а после 13:00 – обратно вниз. Т.е. после обеда приехать в Пном Кулен нельзя!

Когда лучше выезжать для осмотров храмов?

Я считаю, что для осмотров храмов Ангкора надо выезжать из отеля как можно раньше. Уж насколько я люблю поспать и встать в 5-6 утра для меня это огромный стресс, но я советую вам переселить себя и выехать для осмотра Ангкора как можно раньше.

Почему? Во-первых – что бы успеть посмотреть хотя бы один из основных храмов, до того, как к нему подвезут группы организованных туристов, а во-вторых после 10 утра начинается такая жара, что осматривать храмы становится очень тяжело.


Вот такая толпа в храме Байон уже в 8 утра

Как распланировать свой день в Ангкоре?

Распланировать свой день в Ангкоре можно по-разному 🙂

Вариант 1. Выехав рано утром на рассвет и осмотрев несколько храмов вернуться часам к 9 в отель, позавтракать, поспать, поплавать в бассейне, а затем после обеда отправиться дальше на осмотр.

Вариант 2. Выехать из отеля после раннего завтрака часов в 7-8 утра, часов в 12-13 вернуться в отель на обед и отдых и часов в 15:00 продолжить осмотр храмов.

Вариант 3. Все тоже самое, что в варианте 2, но пообедать где-то на территории храмового комплекса и немного отдохнуть (может даже поспать в машине или в тук-туке), а не возвращаться в отель.

Вариант 4. Выехать рано утром из отеля, взять с собой сухой паек на завтрак и термос с кофе. Посетить несколько храмов, а затем часов в 9 позавтракать где-то на развалинах с видом на Ангкор. Осматривать храмы до обеда, а после обеда уже вернуться в отель отдыхать. Именно по этому варианту мы и действовали 🙂


Мы заказывали завтрак в отеле с собой, заваривали в термосе кофе и отлично завтракали прямо в древнем храме 🙂

Важно: если планируете возвращаться в отель на завтрак, на дневной отдых или в город на обед, заранее согласуйте этот вариант с водителем. Скорее всего, что придется доплатить некоторую сумму.

Как я уже упоминала выше самые популярные храмы это Ангкор Ват, Байон и Та Пром. Ангкор Ват, мне кажется, вообще не реально осмотреть без толпы людей, а вот к Байону и Та Прому можно приехать рано утром и успеть прогуляться по ним почти в полном одиночестве.


Храм Ангкор Ват без толпы людей осмотреть не удастся

Поэтому мы сделали так:

1 день:

  • Рассвет возле Ангкор Вата
  • Когда вся толпа после рассвета побежала осматривать Ангкор Ват мы поехали в Байон
  • Из Байона прогулялись пешком к храмам Бапуон и Пимеанакас, там и позавтракали
  • Осмотрели террасу Слонов и Прокаженного короля и поехали дальше по малому кругу Ангкора
  • Осмотрели храмы малого круга (кроме Та Пром) и вернулись в Ангкор Ват
  • Часа два гуляли по жаре в Ангкор Вате

В принципе маршрут мне понравился, только ходить после 11 дня было уже тяжело и жарко, поэтому впечатления от храма Ангкор Ват остались смазанными. Возможно, перед Ангкор Ватом надо было вернуться в отель на отдых, а часам к 4 вечера выдвинуться назад на его осмотр. Но я знала, что если вернусь в отель, то не на какие храмы в этот день больше ехать не захочу. Все же очень тяжело с непривычки осматривать храмы, да еще и по жаре 🙂 Несколько фото первого дня:







2 день:

  • Рассвет возле Срах Сранг
  • Красавец Та Пром
  • И дальше по большому кругу с заездом в Бантей Самре
  • Закончили день индуистским храмом Прасат Краван

С таким планом нам удалось осмотреть Та Пром без особых толп, но все же можно было ехать сразу же в него, а не ждать рассвет возле Spas Srang, все равно в тот день небо было в облаках. Несколько фото второго дня:






Не помню где 🙂

3 день:

После обеда поднялись на воздушном шаре и часа два перед закатом гуляли по храму Ангкор Ват. Несколько фото третьего дня:


Воздушный шар над Ангкором


Барельефы в храме Ангкор Ват

Все самые большие и популярные храмы находятся в малом круге. Поэтому возможно стоит в первый день осмотреть храмы большого круга, а храмы малого круга оставить на второй день – на закуску 🙂

Не смотря на то, что малый круг называется малым, ходить в нем и осматривать придется больше, чем в большом круге. В большом круге больше времени занимает передвижение на транспорте между храмами, во время которого можно отдохнуть. В общем, малый круг Ангкора труднее для посещения, чем большой.

Храм Ангкор Ват лучше осматривать во второй половине дня , до обеда солнце светит прямо в объектив.

Та Пром и Байон старайтесь посетить как можно раньше утром или вечером перед закатом.

Возьмите с собой воду. Пить очень хочется! Первый наш водитель тук-тука снабжал нас водой, а вот второй тук-тукер воду не давал. Воду и фрукты можно купить и возле храмов, но цена будет завышена.


Утром зимой ехать на тук-туке холодно , надо одевать кофточку. А вот днем гулять очень жарко.

Одевайте удобную обувь , особенно если планируете подниматься в верх по лестницам на вершину храмов. Лучше выбрать закрытую обувь, очень много пыли и песка, ноги моментально становятся грязными.


И да, приготовитесь преодолевать много ступенек. Ноги у меня на следующий день просто отваливались 🙂

Будьте аккуратны на подъемах и спусках по лестницам храмов. В Ангкоре были несчастные случаи со смертельным исходом. Сейчас в большинстве храмов старые лестницы закрыли и подъемы оборудовали новыми лестницами с перилами. Но не везде! Будьте особенно осторожны при подъеме в Та Кео!



Новая лестница в храме Бапхуон

Возьмите с собой влажные салфетки протирать руки. На спусках и подъемах приходится держаться руками за ступени, а они все в красной пыли.

Удобнее всего лазить по храмам в шортах или брюках, хотя встречала много девушек в длинных юбках. В коротких юбках будет однозначно не комфортно 🙂

Не одевайте белую и черную одежду – придется сидеть на камнях: на белом сразу видна вся грязь, а на черном – пыль.

По храмовому комплексу Ангкор можно гулять в любой одежде, а вот в главный храм Ангкор Ват в шортах и майке не пускают! Платок на плечах не спасет положение, а арендовать одежду там негде.


По возможности выделите на Сием Рип с Ангкором дней пять, что бы посмотреть все неспеша и делать перерывы между днями в храмах. Мы были в Сием Рипе 6 полных дней, но на храмы выделили только половину из них. Если вы не историк или супер любитель древностей, то через какое-то время все эти храмы в голове просто перемешаются и вы и не вспомните толком в каком из них вы были и что видели.

Ведите себя прилично. Вот так как на фото ниже — делать не надо!


Не стоит отмечаться на древних камнях Ангкора!
Редкая совместная фотография

Если вам понравилась и помогла моя статья, поделитесь, ей пожалуйста в соц сетях. Может эта информация поможет еще кому-то, кто собирается в Ангкор. Приятного отдыха в Камбодже!

Вы можете подписаться на обновления моего и мой канал youtube.com — форма подписки внизу статьи.

Ангкор — не совсем город, а скорее город-храм , размеры которого поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг! Он расположен в долине реки Меконг приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи Пномпеня. Много столетий город хранил свои загадки.

В непосредственной близости от Ангкор Вата находится комплекс Ангкор Том(перев. Великая Столица), куда входят храмы: Байон , Слоновая терраса , Прасат Суор Прат, Терраса Прокажённого короля , Кхабанг, царский дворец. Комплекс являлся столицей Кхмерской Империи в XII- XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры .

На этом плане хорошо видно расположение храмов. Ангкор Ват - снизу, комплекс Ангкор Том - выше с Байоном по центру. Весь комплекс занимает 9км², обнесен стеной со входами с четырех сторон и рвом наполненным водой.

С точки зрения кхмерской мифологии, комплекс представляет собой макрокосмос вселенной с храмом Байон в центре. Сейчас большую часть комплекса Ангкор Том занимает лес, как видно на карте сверху, но в 13 веке это был огромный город, здесь жили люди.

Ангкор Ват (перев. Город-Храм) гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, - жемчужина комплекса, он сохранился лучше всего и представляет собой замечательный образец кхмерской архитектуры и искусства! Он занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие кхмерские сооружения, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. В конце 13 века Кхмерская империя распалась и храм был заброшен. В течение 600 лет до 1858 года храм оставался затерянным в джунглях северной Камбоджи.

О существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз Анри Муо. 22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Анкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Анкор устремились сотни, если не тысячи туристов. То, что предстало глазам Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Анкор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.

Был город (многие говорят, что это более похоже на сеть городов, связанных между собой). Он строился 400 лет. Там были храмы, больницы (не менее сотни больниц!), библиотеки, мосты, дороги, уникальная ирригационная система, позволяющая собирать 4 урожая риса в год. Была огромная империя. И были, конечно, войны. С тямами и таями. Чего не поделили все эти народы - никто уже точно не может сказать. Но сиамские войска полностью захватили город. И великая цивилизация погибла. Ушли строители, ушли жители, ушли служители храмов и даже завоеватели. Почему? Существуют разнообразные мнения: традиционные послевоенные эпидемии, а может, жители посчитали город обесчещенным, кто знает? Давались и мистические объяснения: дескать, некий проект был уже просто выполнен.

Байон изначально строился как буддийский храм. Именно с его стен смотрят на туристов знаменитые каменные лица Ангкора. Ученые до сих пор спорят, кто же изображен на башнях Байона. Одни считают что это лики Бодхисатвы Авалокитешвары, другие, что король Джаяварман увековечил в них свое лицо!

Башни Байона
Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.

Анкор-Ват можно назвать «погребальным» храмом. Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Анкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. К храму ведет выложенная камнем дорога. Анкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь - это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую.У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. Один пояс не похож, например, на другой. Отличаются браслеты на плечах. Если внимательно посмотреть на головные уборы, то они тоже отличаются друг от друга.

Террасы имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере. Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект потрясающий. Идешь, и над тобой вся эта громадина нависает. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу. Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя.

В стране сохранилась древняя легенда о любимце богов принце Пра Кет Меалеа, взятом великим Индрой в свой небесный дворец, находившийся в центре Вселенной. Однако принц не поладил с небесными танцовщицами, и те упросили Индру отправить юношу обратно на землю. Чтобы утешить молодого человека, Индра приказал архитектору богов Прах Пуснуку построить на земле невиданной красоты дворец по образу и подобию небесной обители богов

У центральной башни ощущаешь себя каким-то пигмеем. Тут понимаешь, что легенда о божественном происхождении Анкор-Вата возникла не случайно.По этой легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры - он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкор-Ват - это точная копия коровника Индры.

Барельефы в галереях Ангкора

Бантей Срей был построен ранее Ангкора, во второй половине 10 века при правлении короля Раджендравармана. Храм посвящен индуистскому богу Шиве. Построен он из красного песчаника и богато украшен резьбой и скульптурами, многие из которых сохранились до наших дней.

Бантей Срей часто называют драгоценной жемчужиной в ожерелье Ангкора.

Изначально храм носил название Tribhuvanamahesvara в честь господа Шивы, что буквально переводится как владыка трех измерений. Современное название Бантей Срей переводится как цитадель женщины или цитадель красоты.

Храм был заново обнаружен в 1914 году, спустя 15 лет провелась реставрация. Бантей Срей несколько раз подвергался грабежам, самый известный случай произошел в 1923 г., когда француз Андре Мальру похитил 4 фигуры. Позже он был арестован, а фигуры возвращены!

Фигурки стражников заменены на копии.

АрхитектурноБантей Срей состоит из 3х башен окруженных 3 рядами стен и рвом с водой. 2 строения напротив центрального храма выполняли функцию библиотек. Храм ориентирован на восток и имеет 2 входа.

Резьба уникальна и имеет в основном религиозный характер

Вид из космоса на Ангкор сверху дает удивительную картину карты звездного неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до нашей эры! И это никак не объяснимо. Жорж Кодэ - французский археолог - назвал некоторые храмовые ансамбли
мистическим центром исчезнувшей империи...

18.07.11 . Суд ООН обязал Таиланд и Камбоджу вывести войска с территории древнего храма кхмеров

Две страны - Таиланд и Камбоджа десятилетиями спорили, кому должен принадлежать храм кхмерской цивилизации. В начале этого года пограничные столкновения привели к гибели 18 человек и переселению десятков крестьян. Впервые ситуация на границе между Таиландом и Камбоджей осложнилась в 2008 году, когда ЮНЕСКО включила в реестр наследия человечества индуистский храм XI века Преа Вихеар империи Ангкор, который эта ооновская организация отнесла к Камбодже. Таиланд выразил несогласие с такой позицией.