В каком городе дворец потала. Дворец Потала в Тибете

Древние цари Тибета были в большинстве своем мистиками, и многие из них были связаны крепкими узами с чудесной страной Ергор, или Шамбалой.

Не знаю точно, что именно повилияло на решение царя Сонгцен Гампо выбрать Красную гору для своего дворца, но ведь известно, что он построил Поталу на месте своей медитации. Эта пещера его медитаций до сих пор цела и невредима, не смотря на различные периоды тибетской истории, которые не щадили и Поталу.

Название «Потала» заимствовано из санскрита, а по-тибетски оно звучит как «Потола» или «Путо», что в переводе означает «мистическая гора». Она состоит из 2-х частей - Красного дворца и Белого.

Белый дворец опоясывает Красный как бы защитной стеной. Очень символично: ведь белый дворец - это резиденция административной, светской власти Тибета. Главой тибетской администрации являлся Далай-Лама. Но вот мало кто упоминает о том, что кроме главы Правительства, с какого-то время в Красном Дворце жил и Таши-Лама - утвержденный Владыками Шамбалы духовный Глава Тибета.

Последний Таши Лама вынужден был бежать из Поталы после заговора предпоследнего Далай Ламы. Тем самым предпоследний Далай Лама отверг великих Покровителей Шамбалы. И вскоре после этого трагического события китайские войска вошли в Тибет. Карма. Юному Далай Ламе, наследнику Ламы-предателя, нашему современнику пришлось переселиться в Индию, где по-прежнему находится его резиденция.

А Шамбала закрыла свои врата для тибетского народа. Но не очень плотно, незримая Рука все еще там, и Учение Калачакры, которое и исходило из Башни Шамбалы, находит пути для жизни в миру. И это хорошо так.

Ниже - отличный отчет о современной Потале.

Оригинал взят у anton_ermachkov в Дворец Потала


Дворец Потала расположенный на Красной горе в центре Лхасы, не только главная достопримечательность, святыня, крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий дворец в мире. Этот дворец является единственным в своем роде памятником культуры и искусства и поистине архитектурным шедевром.
Не помню где и когда я впервые увидел фотографию дворца Потала, но с тех пор я хотел обязательно приехать в Тибет и увидеть это чудо в живую!

Фото 2. Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

В 637 царь Тибета Сонгцен Гампо возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.

Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец, и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец был достроен между 1690 и 1694.

Фото 3.

Фото 4. Сердцем комплекса является Красный дворец (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам:

Фото 5. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам:

Фото 6. Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а также служебных помещений правительства:

Фото 7. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал:

Фото 8.

Фото 9. Поднимаемся:

Фото 10. Интересный материал для стен:)

Фото 11. Дворец являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до вынужденного отъезда XIV Далай-ламы в 1959 году в Индию и получения там политического убежища. Китайское правительство использует комплекс как музей. В 1994 году комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 12. Так как на посещение дворца, китайскими товарищами, туристу отводится один час, осмотр внутренних помещений проходит практически бегом, но все равно не понимаю, как так получилось, что это единственная фотография, которую я сделал внутри дворца:

Фото 13. На одном из ярусов комплекса:

Фото 14. С верхних ярусов Поталы открывается неплохой вид на Лхасу:

Фото 15.

Фото 16. Потала с сумерках:

Фото 17. И с подсветкой:

Фото 18. Чуть ближе:

Фото 19. На площади перед дворцом китайцы построили отличный фонтан, который каждый вечер притягивает толпы туристов и горожан. Туристы, разложив штативы, пытаются запечатлеть красоты ночной Поталы, дети бегают под струями воды, родители бегают за детьми, парочки уединяются на лавочках, а китайские военные и пожарные бдительно взирают за всем происходящим:))

Фото 20.

Фото 21.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


Тибет, Лхаса (что в переводе с санскрита означает «земля богов»), уступ скалы Марпрои («Красный холм») - именно здесь, над священным городом, высится дворец, именуемый Потала. Он строился специально для духовного и политического правителя Тибета, основателя ламаизма, Далай-ламы V (1617 - 1682).

Здание дворца кажется неприступной скалой. Трудно представить, но это сооружение, имеющее более 30 этажей, было построено в 1694 году, когда высотных домов не возводили. В свое время он, пожалуй, воспринимался так же, как небоскребы в наши дни.

Дворец Потала, возвышающийся над целым городом, впечатляет своим видом даже искушенного человека XXI века. Здание на выступе скалы с бесчисленным количеством окон, вырубленных на белоснежной стене, создаёт ощущение чего-то величественного и почти сказочного.

Место расположения:
Тибет, пожалуй, самая загадочная страна на нашей планете. Политика самоизоляции раньше была характерна для многих стран Азии, однако только Тибет воплощает ее и по сегодняшний день. Этому, конечно, способствует и уникальное географическое положение. Крупные тибетские города расположены на высоте более 3 000 метров над уровнем моря, а некоторые и более чем на 4 000. Крутые перевалы и разряженный воздух делают путешествие в Тибет очень сложным.

Город Лхаса возведен в разреженном воздушном пространстве Гималаев, на высоте более 3 650 метров. Вплоть до китайской оккупации в 1951 году монахи составляли здесь большую часть населения.

Главное здание Тибета - Дворец Потала. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо - с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на мысли, что невозможно оторвать взгляд от этой постройки. Потала расположен на 3 700 метрах над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, общая площадь более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», как говорят экскурсоводы. До сих пор ни одному человеку не доводилось обойти все помещения в этом дворце.

История:
Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.

Спустя столетия, в 1645 году, Далай-лама V, он же владыка Тибета, приказал возвести дворец на месте разрушенной резиденции. Началось строительство первой, нижней части Поталы - Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение верхней части было окончено 3 годами позже. В 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию.

Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца (Потранг Марпи), второго, большего по размеру, зданию, по сей день остаются предметом многочисленных споров. Когда в 1682 году Далай Лама умер, строительство еще не было закончено. О кончине Далай-ламы умалчивали до 1694 года, пока, наконец, дворец не был выстроен. По некоторым данным, Красный Дворец был задуман как мавзолей.

Тринадцатый Далай Лама в начале 20 века предпринял некоторые работы по обновлению постройки, убрав некоторые секции Белого Дворца, для того, чтобы расширить часть капелл. До 50-х годов XX века дворец оставался резиденцией тибетского правительства.

Потала подвергся обстрелу во время народного восстания против китайцев в 1959 году. По счастливой случайности, ущерб был незначительным как во время восстания, так и в последующие годы Культурной Революции.

Дворец оставался зимней резиденцией Далай-лам до 1959 года, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в Индию. Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились последние реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

Особенности:
Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных средств. Все строительные материалы люди доставляли на себе или на ослах. Нетрудно догадаться, что работа была крайне тяжелой.

Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.

Дворец Потала делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо (Красный и Белый дворец). Почжангабо - место, где размещаются личные покои далай-ламы и проводятся торжественные ритуальные церемонии. Почжанмабо - обитель монахов и слуг. Здесь расположены буддийские залы и погребальные пагоды-ступы.

В главной части здания были построены правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Раньше были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток и карцер.

Внутри здания более 1 000 разных помещений, где укрыты 10 000 святынь и не меньше 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища заполнены статуями, вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и прочими ритуальными предметами. Покрытые золотом крыши дворца, гранитные стены, изящные карнизы с позолоченными украшениями придают архитектурному ансамблю великолепие и величие.

Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.

Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок

Сооружение длиной 320 м и высотой 110 м, вокруг которого парят орлы, делится на Белый и Красный дворцы. Белый дворец Потала с обороноспособным цоколем в своем нынешнем виде возник при 5-м Далай-ламе начиная с 1645 г. при участии большого числа крепостных работников. От более древней крепости, существовавшей на этой горе со времен Сонгцена Гампо (VII в.) практически ничего не осталось - хотя легенда гласит, что реликтами того времени являются пещера для медитаций (см. ниже) и зал Пхагпа. Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады. Важнейшие святыни находятся в Красном Дворце, возведенном при регенте 6-го Далай-ламы до 1694 г. С тех пор внешний облик Поталы почти не изменился.

Осмотр

Главный вход во дворец Потала, через который следуют паломники, ведет вверх по той стороне крепостной горы (так называемой Красной Горы), которая обращена к Старому городу, в восточную часть Белого дворца. Туристов в рамках забронированной программы везут по дороге с запада до северной стороны Красного дворца, чтобы они вошли в святая святых, так сказать, через заднюю дверь. Оттуда надо двигаться по маршруту осмотра, ведущего ко всем важным помещениям с необычайно большим числом великолепных предметов искусства.

Большой западный зал

Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма. Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение. Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы. В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца.

Верхний этаж

По лестницам на северо-востоке западного зала можно через промежуточный этаж со стенными росписями, которые, среди прочего, изображают строительство Поталы, попасть на верхний этаж с другими значительными залами и замечательными изображениями. Здесь в северо-восточном углу находится также зал для медитации царя Сонгцена Гампо. Это помещение с макетами скал, оформленное как грот, восходит ко времени основания Лхасы и истокам дворца Поталы, а также вообще тибетского буддизма. Пластически царь изображен между тридцативосьмируким Авалокитешварой и 5-м Далай-ламой; далее видны статуи жен Сонгцена Гампо, Падмасамбхавы и других персон.

Зал Пхагпа

Кольцевой коридор ведет дальше к залу мирных и гневных богов, а также к двум залам, полным множества ценных металлических жертвенных даров. Над ними находится зал Пхагпа. У левого входа в него видны отпечатки ног и рук, якобы оставленных Падмасамбхавой, Цонгкхапой и 12-м Далай-ламой. Главными статуями в помещении выступают три статуи Авалокитешвары из сандалового дерева, которые якобы вышли как натуральные образования из расколотого древесного ствола; поэтому верующие видят в этих фигурах манифестацию потустороннего, и соответственно велико оказываемое им почитание.

Ступа 13-го Далай-ламы и частные покои

Если идти налево, то можно дойти до надгробной ступы 13-го Далай-ламы, скончавшегося в 1933 г. Далее следуют частные покои 6-го Далай-ламы, жизнелюбивого человека, который не подчинялся монашеским обетам и впоследствии предположительно был убит. В этом помещении сегодня почитают Амитаюса, Будду долголетия. Лестница ведет на мансардный этаж с залом Майтрейи, в котором стоит трон 8-го Далай-ламы. С платформы крыши открывается красивый вид на город. Далее кольцевой коридор ведет к частным покоям 13-го и 14-го (нынешнего) Далай-ламы. С тех пор как последний в 1959 г. бежал из Тибета, отведенные ему помещения практически сохранили первоначальный вид. Через двор и чрезвычайно роскошные порталы можно пройти к ведущей вверх лестнице на южной стороне дворца и спуститься вниз, в город. Время работы: ежедн. 9.30-12.00, 15.00-17.00.

Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




Главное сооружение части Почжанмабо
образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





Солнечный павильон
расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.